Программа объединения «Юный филолог»
рабочая программа по русскому языку (5 класс)

Вакилова Галина Валентиновна

Предлагаемая образовательная программа по русскому языку и литературе «Юный филолог» предназначена для работы с одарёнными учащимися 4–5 классов, интересующимися и желающими изучить филологию. Знание русского языка способствует лучшему усвоению всех учебных предметов, так как является фундаментом общего образования учащихся. Без хорошего владения языком невозможна никакая познавательная работа, потому что язык неразрывно связан с мышлением. Именно сегодня интерес к русскому языку, стремление овладеть им становится осознанной необходимостью для миллионов молодых людей, стремящихся достичь успеха в жизни с помощью профессиональных знаний и навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_yunyy_filolog.docx99.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Тазовский районный Дом творчества»

Программа объединения

 «Юный филолог»

Возраст обучающихся: 10 -12 лет.

Срок реализации: 1 год.                                    

                        Автор:

Вакилова Галина Валентиновна,

педагог дополнительного образования

МБОУ ДО «Тазовский районныйДом творчества»

C:\Users\Журналист1\Desktop\iCAP4TEVS.jpg

                                                                                 п.Тазовский, 2018 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1.

Направленность дополнительной образовательной программы

2

1.2.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы

3

1.3.

Цель и задачи программы

4

1.4.

Отличительные особенности дополнительной образовательной программы

4

1.5.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы

5

1.6.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы

6

1.7.

Концепция программы

6

1.8.

Режим и формы занятий

7

1.9.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

8

1.10.

Формы подведения итогов реализации программы

10

1.11.

Критерии оценки результата

10

1.12.

Условия реализации программы

10

2.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

10

3.

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ

11

4.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

11

5.

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО МАТЕРИАЛА

12

6.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ОДАРЁННЫМИОБУЧАЮЩИМИСЯ

14

7.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

16

8.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

17

9.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

20

1. Пояснительная записка

1.1. Направленность дополнительной образовательной программы

Предлагаемая образовательная программа по русскому языку и литературе«Юныйфилолог» предназначена для работы с одарёнными учащимися 4–5 классов, интересующимися и желающими изучить глубокофилологию. Знание русского языка способствует лучшему усвоению всех учебных предметов, так как является фундаментом общего образования учащихся. Без хорошего владения языком невозможна никакая познавательная работа, потому что язык неразрывно связан с мышлением. Именно сегодня интерес к русскому языку, стремление овладеть им становится осознанной необходимостью для миллионов молодых людей, стремящихся достичь успеха в жизни с помощью профессиональных знаний и навыков.

Как показывает практика, одарённые дети обучаются не в специализированных учебных заведениях, а в общеобразовательной школе. При ограниченном времени, в переполненных классах, при отсутствии соответствующих программ появляются препятствия на пути реализации целей обучения талантливых детей в обычной школе. Возникает необходимость должной подготовки и накопление опыта в создании и применении соответствующих программ.В связи с этим возник замысел создания и полной реализации такой программы путём  самообобщения и систематизации методического материала по работе с одарёнными учащимися. Программа «Юный  филолог»  предназначена для работы с одарёнными учащимися 4-5 классов,  составлена на 1 год обучения из расчёта 144 часа.

Работа с одарёнными учащимися на этапе модернизации образования и развития новой школы являетсявостребованной иактуальной, так как способствует саморазвитию личности, формированию навыков самоуправления и рефлексии, опирается на интересы учащихся,  позволяет раскрывать их творческий потенциал, формирует речевую культуру учащихся,развивает лингвистическую, языковую и коммуникативную  компетенции,содержит возможности для развития через игровую деятельность для удовлетворения потребностей каждого ребёнка в общей положительной оценке себя в коллективе.

  Программа отражает деятельностно-компетентностный подход к дополнительному образованию, опирается на данные филологических дисциплин, служит для их углубления и расширения. В методическом  материале прослеживается интеграция учебных предметов.

     Содержание программы построено на чередовании теоретических занятий с практическими. В качестве дидактического материала используются различные лингвистические словари, научно-популярные книги о русском языке, материалы для бесед, тесты, презентации по темам занятий.

      Последовательность расположения материала предполагает накопление опыта работы над словом и текстом, вырабатывает навыки самостоятельного анализа языковых единиц.

      Программа составлена с учётом национально-регионального компонента и содержит возможности для дифференцированного и индивидуального подхода, построена по принципу от простого к сложному. Соблюдается исторический подход к слову, его истокам.

Программа   «Юный филолог» имеет большое познавательное и воспитательное значение. Занятия помогут обогатить знания учащихся, совершенствовать умения по стилистике, развить чувство слова, научить бережному отношению к нему, воспитать культуру речи, чувство гордости за русский язык, уважение к труду учёных-языковедов.

    Программа имеет большое практическое значение: её средствами повышается культура речи, развивается умение пользоваться справочной литературой, обогащается словарный запас детей. Занятия способствуют формированию у учащихся интереса к работе исследователя языка и вырабатывают профессиональный интерес к занятиям лингвистикой.

1.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

Данная авторская программа основывается на учебных пособиях, как вузовского уровня, так и общеобразовательного. Новизна её в том, что на занятиях объединения учащиеся будут изучать как серьёзные вопросы языкознания, так и решать сложные задачи олимпиадного уровня, развивать языковое чутьё.

В условиях кардинальных изменений в социальной жизни страны, перемен в области просвещения проблемы филологического образования в средней школе становятся особенно актуальными. Это потому, что налицо деформация русского литературного языка, расшатывание его норм, снижение речевой культуры и грамотности, замена истинно культурных ценностей продуктами массовой культуры, падение интереса к изучению русского языка и литературы.

Молодое поколение перестало любить само слово, интересоваться его богатейшими возможностями.

Проблема преподавателей - вернуть утраченную красоту русской речи, увлечь молодых людей к словесности, тем самым победить равнодушие к родному слову и пробудить в юных гражданах чувство собственного достоинства и самоуважения, добра, милосердия и терпимости к чужому мнению.

Программа объединения предполагает возродить уважение к самому ценному, яркому и правдивому Слову.

Программа объединения включает в себя:

  • теоретический материал;
  • вопросы и задания практического характера;
  • задания творческого характера.

Предложенные в рамках объединения дополнительного образования занятия содержат разнообразные практические задания, тесты, темы для исследовательских работ, материалы для наблюдения, инсценировки, отчеты творческих групп, решение ситуативных задач, выполнение и защита проектов, презентации, работа на персональных компьютерах, работа с интернет-продуктами.

Педагогическая целесообразность данной программызаключается в том, что она отвечает потребности общества и образовательным стандартам второго поколения в формировании компетентной, творческой личности. Программа носит сбалансированный характер и направлена на развитие эмоциональной сферы и коммуникативной культуры воспитанников.

1.3. Цель и задачи программы

Цель программы

- углубление лингвистических знаний, расширение кругозора в области языкознания, повышение общей языковой культуры школьников;

- формирование сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, навыков самостоятельной деятельности, использование языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности.

Задачи программы

Образовательные

- обучение языковым нормам русского литературного языка и речевого этикета, обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

- использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;

- привитие интереса к научному анализу слова, знакомство с методами исследования его;

- приобщение к работе над книгой и другими источниками знаний;

- предупреждение речевых и грамматических ошибок;

- овладение техникой цитирования, составления выписок, правильного оформления ссылок.

Развивающие

- развитие языковых компетенций учащихся, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения; повышение уровня культуры речи;

- развитие потребности в речевом самосовершенствовании;

- развитие способности критически относиться к услышанному.

Воспитательные

- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, уважения к народу – творцу его, приобщение к культуре и литературе русского народа;

- овладение культурой межнационального общения;

- формирование профессионального интереса к лингвистике;

- формирование социально активной личности;  

- воспитание толерантности.

1.4. Отличительные особенности данной образовательной программы

Рабочая программа  курса «Юный филолог» разработана самостоятельно,на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и направлена на углубленное изучение русского языка.

Материал основан на книге известного ученого В. Г. Костомарова и показывает связь истории языка и истории народа, дает синтетическую картину жизни языка от древности ксовременности. Содержание материала воспитывает патриотизм и отношение к своей речи как к связующему звену между прошлым и будущим, что повышает культуру слова и помогаетпостичь тайны языка.

В дополнительную образовательнуюпрограмму включены новейшие научные знания о происхожденииписьменности, об этапах развития славянской письменности от наших дней и до глубокой древности. Материал расположен в "обратном" порядке в целях постепенного погружения вглубь веков и доступности восприятия все более усложняющегося материала по мере погружения в историю развития языка.

Практическая роль дополнительной образовательнойпрограммы в дополнении материала о происхождении русского языка, его месте среди других языков мира, развития письменности и культурной речи. Ярче иллюстрируется историческая сущность ряда явлений современного русского языка, для которых программа предусматривает "исторический комментарий" (чередование звуков, стилистические и синонимические ряды, грамматические исключения и т. д.)

Содержание, формы и методы обучения данного курса помогают педагогу стимулировать познавательную активность обучающихся, способствуют повышению информационной и коммуникативной компетенции, выявлению интересов воспитанников, раскрывают их творческий потенциал, позволяющий познать глубины родного языка, расширяют знания о русском языке, способствуют формированию языковых и речевых умений.

Занятия курса направлены на систематизацию, углубление и расширение лингвистических знаний, что позволит развивать коммуникативную компетентность и языковой вкус.

На занятиях воспитанники ознакомятся с наиболее употребительными языковыми приёмами фонетики, словообразования, лексики, морфологии и синтаксиса, получат навыки анализа текста, что, на мой взгляд, поможет им осознать красоту и выразительность русской речи, раскрыть неисчерпаемые богатства языка, используемые русскими поэтами и писателями, заложенные во всех областях языка.

1.5. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы

Программа ориентирована на воспитанников 10-12 лет.

Формы и методы организации деятельности воспитанников ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности.

Реализация программы очень важна для определения сферы увлечений детей 10-12 лет. Среди интересов выделяются склонности к какой-то определенной области познания и деятельности, захватывающей воображение и волю, готовность отдать все время любимому занятию. Необходимо учитывать и новую позицию детей данного возраста в системе общественных отношений, осознание новой роли и овладение им нравственным опытом в индивидуальной или совместной творческой деятельности, направленной на достижение цели, имеющей значение для всего коллектива.

1.6. Сроки реализации дополнительной образовательной программы

Дополнительная образовательная программа объединения «Юный филолог» рассчитана на 1 год обучения,144учебных часа, из которых:

-72 часа – это начальный этап, вводный. Практическая задача этого этапа обучения сводится к одному – вызвать у ребёнка интерес к языку и желание в дальнейшем анализировать языковые явления, воспитанники знакомятся с уровневым устройством языка. На занятиях объединения воспитанники обобщают и систематизируют знания в области фонетики, грамматики, усовершенствуют правописные и речевые навыки.

- 72 часа; - второй этап, на данном этапе предполагается повышение грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и способность пользоваться ими, но и умение применять их, учитывая речевую ситуацию и необходимость как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Именно поэтому программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи. Уделяется внимание обобщению и систематизации знаний по речеведению: что такое текст, его признаки; речь, разновидности и типы речи; основные языковые средства выразительности.

1.7. Концепция программы

В основе программы лежат следующие ключевые идеи, на которые опирается весь учебно-воспитательный процесс.

Идеясочетания теории и практики.

Практическую деятельность детей предваряет изучение теоретического материала: освоение языка художественной выразительности текста, а также создание собственных текстов, как прозаических, так и поэтических.

Идея интеграции учебной и поисково-исследовательской деятельности.

Основной творческой задачей каждого ребенка является создание собственной модели или композиции. Работа начинается с поисковой деятельности детей. Сбор информациив музее, библиотеке постепенно формирует у детей устойчивый интерес к самостоятельному поиску знаний. Собранный материал оформляется и систематизируется.

Идея восхождения.

Ребенок проходит весь путь от разработки идеи до создания и демонстрации собственной авторской модели. Во время обучения кроме формирования специальных знаний и умений в детях происходят личностные изменения, расширение кругозора, формирование эстетического вкуса, повышается духовный и нравственный уровень, уверенность в себе. За время обучения происходит восхождение воспитанников к общечеловеческим ценностям, таким как: Красота, Добро, Истина, Отечество.

В основу дополнительной образовательной программы «Юный филолог» положены следующие принципы:

  • принцип непрерывного дополнительного образования как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;
  • принцип гражданственности ориентирует образовательный процесс на текстах по истории, традиций, природы и ремесел родного края;
  • принцип творчества помогает развивать детскую фантазию, способность принимать нестандартные решения, неординарно мыслить и действовать;
  • принцип коллективной деятельности реализуется при создании совместных творческих работ;
  • принцип индивидуального подхода ориентирует педагога на учет индивидуальных и возрастных возможностей и способностей детей, реализуется в индивидуальных консультациях  с педагогом;
  • принцип самореализации предполагает создание творческой среды, в которой ребенок может ощутить успех от самостоятельной деятельности.

При составлении программы данного  курса использовались и другие принципы работы:

-нестандартность предлагаемого аспекта рассмотрения ранее изученных разделов лингвистики;

-вариативность содержательной и организационной составляющих, т. е. возможность выбора объема содержания, форм организации  и последовательность изучения материала курса;

-реализация универсального и интеграционного подходов при конкретизации тематики и методики изучения  курса;

-индивидуализация и дифференциация обучения;

-ориентация в практической части на языковой материал русской классической литературы;

-преимущество самостоятельности учащихся в учебной, творческой  и исследовательской деятельности.

Занятия позволяют наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на занятиях в Доме творчестваобучающиеся мало пишут и много говорят.

1.8. Режим иформы занятий

Занятия учебных групп проводятся 2 занятия в неделю по 2 академических часа с 10-минутными перерывами каждый час.

Основными формами образовательного процесса являются:

  • практико-ориентированные учебные занятия;
  • творческие мастерские;
  • викторины;
  • исследовательская и проектная деятельность;
  • знакомство с многоаспектностью существования слова;
  • лекционные занятия.

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);

- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенного технологического приема);

- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);

- коллективная (выполнение работы для подготовки к выставкам и др. мероприятиям).

На занятиях предусматривается использование следующих  технологий обучения:

-традиционные технологии;

-объяснительно-иллюстративные т.о.(Я.Коменский).

Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного педагогического процесса:

- педагогика сотрудничества (В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский));

-гуманно – личностная (Ш.Амонашвили);

-проблемное обучение;

-информационно-коммуникационные технологии;

-здоровьесберегающие технологии.

1.9. Ожидаемые результаты и способы их проверки

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с педагогом;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

В результате обучения воспитанник получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые предполагают развитие речемысленных способностей: целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, критическое оценивание её достоверности, передача содержания информации адекватно поставленной цели; развернутое обоснование своей позиции с приведением системы аргументов; осмысленный выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); оценка и редактирование текста, владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута) и т.п.

Обучающиеся, изучившие курс, должны знать:

- общие сведения о русском языке;

- определения основных изученных единиц языка и категорий;

-орфографические и пунктуационные правила- языковые нормы и их разновидности, нормы речевого поведения в различных сферах общения;

- назначение лингвистических словарей;

- историю современного русского письма;

- материал из жизни и деятельности выдающихся учёных  – языковедов;

- приёмы работы с текстом;

- художественно – выразительные средства языка.

Обучающиеся, изучившие курс, должны уметь:

- опознавать (по изученным признакам) языковые единицы (фонетические, лексические, морфемные, словообразовательные, морфологические, синтаксические);

- группировать языковые явления по определенным признакам;

- давать анализ и характеристику изученных языковых единиц;

- осмысленно обосновывать свой ответ, приводя и анализируя соответствующие примеры;

- правильно произносить слова в соответствии с орфографическими нормами;

- находить в слове орфограммы, а в предложении – смысловые отрезки, требующие выделения знаками препинания;

- правильно писать слова в соответствии с изученными орфографическими правилами и пунктуационно оформлять предложения в текст;

- создавать тексты различных типов и стилей речи;

-совершенствовать и редактировать тексты, находить содержательные и языковые ошибки и недочеты и исправлять их;

- извлекать информацию из различных источников для решения познавательных и коммуникативных задач, свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

- моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения и языковыми нормами;

- уметь объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры.

1.10. Формы подведения итогов реализации программы

  • Практические работы;
  • комплексный анализ текста;
  • тестирование;
  • написание текстов в различных жанрах;
  • письмо под диктовку;
  • самоконтроль;
  • взаимопроверка;
  • фронтальный опрос;
  • индивидуальный устный опрос;
  • обобщающая беседа по изученному материалу;
  • презентация;
  • проект;
  • итоговая зачётная работа.

1.11. Критерии оценки результата:

Выполнено 70% и более – высокий уровень;

50 – 70% - средний уровень;

Менее 50% - низкий уровень.

1.12. Условия реализации программы:

  • наличие кабинета;
  • наличие теоретического, справочного материала;
  • наличие дидактического материала;
  • наличие ПК и электронного адреса у педагога и учащихся (желательно).

2. Методическое обеспечение программы.

  1. Костомаров В. Г. Жизнь языка От вятичей до москвичей. М: "Педагогика-Пресс" 1994г.
  2. Тер - Акопян А.К. Санскрит в реке русской речи. М: Новый центр 2002г.
  3. Утевская П. Слов драгоценные клады. Рассказы о письменности. М: Детская литература
  4. С. Алексеев«Слово".М: 2001 г.
  5. С. Алексеев "Крамола". М: 1996 г.
  6. С. Алексеев. "Родина богов Арвары". М: 2004 г.
  7. Этимологический справочник 1 - 2 ч. Томск, 2001 г.
  8. Этимологический словарь. М, 2000 г.
  9. Словарь лингвистических терминов. М: 2001г.
  10. Толковый словарь Ожегова. М., 1994 г.
  11. Толковый словарь Даля. М., 1995 г.
  12. О.А. Ахманова. Словарь лингвистических терминов. М., 2001г.
  13. В. Распутин "Дочь Ивана, мать Ивана" ж. Сибирь, 2003 г. Иг 2004 г.

3. Иллюстративный материал

  • мультимедийный учебник (диск);
  • таблицы;
  • тесты;
  • словари.

В группе должно быть не более 8 человек. С таким количеством воспитанников можно осуществлять индивидуальный подход, что заметно сказывается на эффективности обучения. Весьма важно, особенно на первых занятиях, систематически контролировать работу обучающихся, предупреждать или вовремя устранять ошибки. А это возможно лишь при условии, что группа не перегруженадетьми.

Так же необходимо следить за выполнением правил техники безопасности. С правилами безопасности труда педагог знакомит кружковцев на первом же вводном занятии и систематически напоминает о них. Эти правила оформлены и размещены на видном месте, чтобы ребята могли видеть их постоянно. С первого занятия вводится самообслуживание по уборке учебного кабинета и рабочего места воспитанника.

Основной формой организации работы является занятие, содержание которого не ограничивается только информацией, имеющейся у педагога и обучающихся. Оно включает в себя опыт эмоциональных переживаний, опыт отношений (к людям, ценностям), опыт взаимодействия и общения всех участников деятельности.

4. Учебно-тематический план программы

Тема

Количество часов

теория

практика

всего

1

Вводная часть

2

2

4

2

О русском языке

8

18

26

3

История языка

5

14

19

4

Фонетика и орфоэпия

6

12

18

5

Лексика

12

21

33

6

Словообразование

3

7

10

7

Морфология

13

21

34

Итого

49

95

144

5. Содержание программы

Тема 1.Вводная часть

Тема 2. О русском языке

Практическая работа

  • Сочинение – рассуждение «Для чего нужен язык?»
  • Составление таблицы «Славянские языки».
  • Подбор пословиц и поговорок о языке. Объяснение смысла понравившейся пословицы.
  • Конкурс – аукцион на лучшего знатока пословиц и поговорок о языке, речи, грамоте.
  • Составление плана по теме «Русский язык – один из богатейших языков мира».
  • Подбор понравившихся высказываний писателей, учёных о русском языке и подготовка ответа на вопрос «На какие особенности русского языка указывают писатели, учёные?»
  • Подбор материала для сообщения и выступление по теме «Роль В.И. Даля в становлении русского языка».
  • Назначение лингвистических словарей. Обучение работе с толковым словарём.
  • Языковые нормы. Работа с орфоэпическим словарём. Ударение в словах.
  • Практикум. Виды речевых и грамматических ошибок. Редактирование текста.
  • Структура аннотации. Обучение составлению аннотации к понравившейся научно – популярной книге о русском языке.
  • Конкурс художественного слова по теме «Осень в творчестве русских поэтов 19 века».
  • Обучение написанию реферата. Основные требования. Показ образцов лучших рефератов.
  • Понятие о публицистическом стиле. Жанры публицистического стиля. Написание заметки в газету.
  • Выпуск газеты о русском языке.

           Тема 3. История языка

Практическая работа                                

  • Сравнение кириллицы и глаголицы, русской азбуки дореволюционного и современного русского алфавита. Буквенная цифирь.
  • Анализ отрывка из повести М. Горького «Детство» (как дедушка учил Алёшу читать), ответы на вопросы:    
  1. По какой азбуке дед Каширин обучал маленького Алёшу?
  2. Что и кого напоминали Алёше славянские буквы? (Ответить словами текста).                                                                                                              
  • Работа с этимологическим словарём. Этимология слов алфавит, азбука, букварь, грамота. В каком значении употребляется слово грамота в наше время?
  • Работа с «Толковым словарём живого великорусского языка» В.И. Даля. Знакомство со структурой словаря, его особенностями. Нахождение в словаре пословиц и поговорок, в которых сохранились старые названия букв.
  • Защита реферата по теме «Буквы, вышедшие из употребления».
  • Беседа «Создание письменности»
  • Беседа «Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки»
  • Беседа «Письменность и книга на Руси»  
  • Поисковая работа. Появление буквы ё в русском алфавите.
  • Конкурс на лучший кроссворд.
  • Игра – конкурс по языкознанию «Русский медвежонок – 2016».
  • Защита рефератов по теме « Выдающиеся учёные - языковеды».

Тема 4. Фонетика и орфоэпия

Практическая работа

  • Знакомство с памятками «Произноси правильно».
  • Работа с орфоэпическим словарём. Орфоэпические нормы при произношении некоторых групп согласных в русском литературном языке.
  • Конкурс скороговорок.
  • Наблюдение за речью дикторов местного телевидения, языком рекламы. Нахождение нарушения орфоэпических норм.
  • Работа с текстом. Анализ стихов. Фонетические средства выразительности. Определение роли звукозаписи.
  • Фонетический КВН.
  • Рождественские посиделки.
  • Литературно – музыкальная гостиная, посвящённая жизни и творчеству

М.И. Цветаевой.

Тема 5. Лексика

Практическая работа

  • Работа с толковым словарём. Обогащение словарного запаса учащихся.
  • Работа со словарём иностранных слов. Слова, пришедшие в русский язык из других языков.
  • Подбор синонимов и антонимов к иноязычным словам.
  • Поисковая работа по этимологическому словарю. Названия местных растений, птиц и животных. Этимология географических названий. Происхождение названий школьных принадлежностей, месяцев.
  • Работа с фразеологическим словарём. Фразеологизмы – синонимы и антонимы. Фразеологизмы с именем собственным. Фразеологизмы со значением цвета.
  • Библейские выражения в русской фразеологии. Русские пословицы и поговорки, содержащие фразеологизмы.
  • Конкурс рисунков по теме «Фразеологизмы», «Омонимы», «Многозначные слова».
  • Устный журнал «Ты и твоё имя».
  • Праздник «Масленица».
  • Работа со словарём паронимов. Различие созвучных слов.
  • Практикум по языковым нормам. Лексическая сочетаемость слов.
  • Ролевая игра по теме «Речевые нормы». (Ситуации в автобусе (трамвае), в магазине, разговор по телефону).
  • Тестирование – конкурс на лучшее знание речевых норм.
  • Анализ текста. Лексические средства связи предложений. Изобразительно – выразительные средства (эпитет, олицетворение, метафора, синекдоха).

   Тема 6. Словообразование

Практическая работа

  • Суффиксы для образования профессий, названия лиц по месту жительства в русском языке (сравнение с ненецким языком).
  • Иноязычные словообразовательные элементы в русском языке.
  • Решение словообразовательных уравнений.
  • Конкурс. Составление словообразовательных гнёзд – «словесных» деревьев, корнями которых являются слова солнце, друг, лес.

Тема 7. Морфология

Практическая работа

  • Поисковая работа по этимологическому словарю по теме «Название частей речи».
  • Переход собственных имён существительных в нарицательные.
  • Конкурс. Прилагательные, числительные, местоимения в загадках, фразеологических оборотах.
  • Практикум. Употребление в речи существительных, прилагательных, местоимений, числительных.
  • Морфологические средства связи предложений в тексте.
  • Грамматический турнир.
  • Конкурс на лучшее наглядное пособие.
  • Праздник славянской письменности.
  • Итоговое занятие.

6. Используемые технологии в работе с одарёнными учащимися

Использумые технологии

Новые

качества учащихся

Факты результативности

1.

Педагогика

сотрудничества

Доброжелательность, открытость, чувство гармонии с собой и миром, уверенность в себе, нужность и значимость себя как социума в обществе, бесконфликтное поведение, комфортность, коммуникабельность, желание учиться, облагораживание души, формирование личностного отношения  

Возникновение желания общаться, делиться сокровенным, чувство радости от общения, раскрытие духовных сил ребёнка, становление и развитие личности и её внутреннего мира: морали, культуры, красоты; активность, развитие эмоциональной сферы,  формирование духовной культуры. Успешное участие учеников в индивидуальных и командных заданиях, на олимпиадах, конференциях  и в творческих конкурсах, высокая мотивация в получении знаний.

2.

Игровые технологии

Способность саморазвития, самовоспитания, наблюдательность, коллективизм, совершенствуется коммуникативный опыт, вырабатывается готовность находить адекватные разным ситуациям решения, формируется отношение к социальному взаимодействию как к ценности

Усваивается в совершенстве диалектика общения, развиваются речь, организаторские и творческие способности, мышление, память, внимание, воображение, растёт познавательная активность; формируется социальная мобильность, повышается положительная мотивация учащихся к учению

3.

Проблемное обучение

Умение увидеть за отдельными фактами явления, обобщать, делать выводы, высказывать собственные мысли и обосновывать суждения, отстаивать их; умение самостоятельно добывать знания, вести диалог и дискуссию, способность самостоятельно решать проблему, активность, повысилось качество обучения, формируются ключевые компетенции.

Развитие активной познавательной, самостоятельной и творческой деятельности ученика, освоение способов самостоятельной деятельности, появление интереса к учению, формируется интерес к справочной литературе, формирование духовной культуры. Успешное участие на олимпиадах, конференциях  и в творческих конкурсах, высокая мотивация в получении знаний.

4

Личностно-ориентированная технология

Творческая активность, самоконтроль, самостоятельность,  развитие эмоциональной сферы, формирование личностного отношения к произведениям и событиям, повысилось качество обучения, формируются ключевые компетенции

Всестороннее развитие личности, взаимопомощь, формирование культуры чувств, развитие духовности, сострадания и милосердия, потребность беречь природу, формирование духовной культуры. Успешное участие на олимпиадах, конференциях  и в творческих конкурсах, высокая мотивация в получении знаний.

4

Уровневая дифференциация и индивидуализация обучения

Вера в свои силы, рост познавательной активности, развитие личности, желание учиться, раскрепощение

Рост положительной мотивации к учению, создание ситуации успеха, благоприятный психологический климат

5

Развивающее обучение

Любознательность, развитие способности анализа и планирования, свобода личного выбора, способность саморазвития и самовоспитания, сознательность, повысилось качество обучения, формируются ключевые компетенции.

Формирование логического типа мышления, способного изменить свою жизнь, рост познавательной активности, раскрытие духовных сил ребёнка

6.

Здоровье

сберегающие технологии

Забота о сохранении и укреплении своего здоровья, формирование высоких морально-волевых качеств, неприятие вредных привычек

Принятие здорового образа жизни, укрепление здоровья, сохранение работоспособности, исключение переутомления

7.

Информационно-коммуникационные технологии

Желание и умение пользоваться интернет-ресурсами, умение находить и отбирать информацию, анализировать и систематизировать; составление презентаций к урокам, активность, познавательность

Высокое качество обучения, формирование личности, способной читать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством,  осознание полезности получаемых знаний и умений.

7. Образовательно-воспитательная работа

Мероприятие, форма проведения

Сроки

1

Праздник «День знаний»

Сентябрь

2

Конкурс художественного слова «Осень в творчестве поэтов 19 века»

Октябрь

3

Игра – конкурс по языкознанию «Русский медвежонок»

Ноябрь

4

Рождественские посиделки

Декабрь

5

Литературно – музыкальная гостиная, посвящённая жизни и творчеству М.И. Цветаевой

Январь

6

Устный журнал «Ты и твоё имя»

Февраль

7

Праздник  «Масленица»

Март

8

«Научный дебют» (научно – практическая конференция)

Апрель

9

Праздник славянской письменности

Май

8.  Календарно-тематический план

Содержание

Общая траектория

Месяц

Вводная часть.

Всего часов:

Теория

Практика

4

2

2

1

Введение. Техника безопасности. Цели и задачи программы. Вводный мониторинг уровня знаний по отдельным разделам русского языка. Тест 1.

2

1

1

Сентябрь

2

Итоги вводного мониторинга по русскому языку.

2

1

1

Сентябрь

О русском языке.

26

8

18

3

Роль языка в жизни общества. Пословицы и поговорки о языке.Славянские языки.

4

1

3

Сентябрь

4

Русский язык - один из богатейших языков мира. Высказывания писателей и ученых о русском языке.

2

1

1

Сентябрь

5

В.И.Даль и его «Толковый словарь живого великорусского языка».

2

1

1

Октябрь

6

Лингвистические словари и их назначение.

2

2

Октябрь

7

Языковые нормы. Работа с орфоэпическим словарем.

2

1

1

Октябрь

8

Редактирование текста.

2

2

Октябрь

9

Аннотация. Составление аннотации.

3

1

2

Октябрь

10

Конкурс

2

1

1

Октябрь

11

Стили речи.

2

1

1

Октябрь

12

Публицистический стиль.

2

1

1

Октябрь

13

Написание заметки в газету.

3

3

Октябрь

История языка.

19

5

14

14

Кириллица и глаголица. Русская азбука. Буквенная цифирь.

2

1

1

Ноябрь

15

Анализ отрывка из повести М. Горького «Детство».

2

2

Ноябрь

16

Этимологический словарь. Этимология слов.

2

2

Ноябрь

17

Реферат. Основные требования.

2

1

1

Ноябрь

18

Защита рефератов.

2

2

Ноябрь

19

Поисковая работа. Появление буквы ёв русском алфавите.

2

1

1

Ноябрь

20

Кроссворды. Конкурс на лучший кроссворд.

2

2

Ноябрь

21

Игра-конкурс по языкознанию «Русский медвежонок».

2

1

1

Ноябрь

22

Выдающиеся ученые-языковеды.

1

1

Ноябрь

23

Защита презентаций, рефератов на понравившуюся изученную тему.

2

2

Декабрь

Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.)

18

6

12

24

 Почему не всегда совпадает звучание и написание слова. Для чего используют звуковые повторы в речи.

2

1

1

Декабрь

25

Какова роль интонации в устной речи. Орфоэпические нормы.

2

1

1

Декабрь

26

Тест 2. Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает - собирает». Конкурс скороговорок.

2

2

Декабрь

27

Анализ текста 2. Фонетические средства выразительности. Определение роли звукозаписи.

2

1

1

Декабрь

28

Фонетический КВН.

2

2

Декабрь

29

Грамматические сказки о буквах и звуках.

2

1

1

Декабрь

30

Конкурс сказочников.

2

2

Декабрь

31

Учимся говорить выразительно.

2

1

1

Январь

32

Русский фольклор. Читаем, рассуждаем, запоминаем, пробуем написать.

2

1

1

Январь

Лексика.

33

12

21

33

О значениях прекрасных и разных. Куда переносят переносные значения?

2

1

1

Январь

34

Эти милые двойняшки, или В гостях у Омонимов.

2

1

1

Январь

35

Когда много общего, или Как дружат слова? Когда значения спорят, или Кое-что об Антонимах.

2

1

1

Январь

36

Все ли слова для всех? Когда старость бывает в радость? Салют новичкам!

2

1

1

Январь

37

Все флаги в гости к нам.

2

1

1

Февраль

38

Работа со словарем иностранных слов. Подбор синонимов и антонимов к иноязычным словам.

2

2

Февраль

39

Поисковая работа по этимологическому словарю. Этимология географических названий.

2

2

Февраль

40

Этимология названий школьных принадлежностей, месяцев, личных имен и фамилий.

2

2

Февраль

41

Защита проектов по изученным темам.

2

2

Февраль

41

Фразеологизмы. Откуда они пришли?

1

1

Февраль

42

Работа с фразеологическим словарем. Фразеологизмы – синонимы и антонимы. Библейские выражения в русской фразеологии.

2

1

1

Февраль

43

Фразеологизмы с именем собственным. Фразеологизмы со значением цвета.

2

1

1

Февраль

44

Слово плюс слово – пословица готова…

2

1

1

Март

45

Работа со словарем паронимов. Различие созвучных слов.

2

1

1

Март

46

Лексическая сочетаемость слов. Практикум по языковым нормам.

2

1

1

Март

47

Анализ текста. Лексические связи предложений. Изобразительно-выразительные средства: эпитет, метафора, олицетворение, синекдоха.

2

1

1

Март

48

Тестирование – конкурс на лучшее знание речевых норм.

2

2

Март

Загадки русского словообразования. (Морфемика. Словообразование.  Этимология).

10

3

7

49

О чём рассказывает словообразовательная модель слова.

2

1

1

Март

50

Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов? Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова.

2

1

1

Март

51

Этимология слов. Работа со словарями.

2

1

1

Март

52

Сказочные превращения. Решение словообразовательных уравнений.

2

2

Март

53

Презентации творческих работ. Составление словообразовательных гнезд – «словесных» деревьев.

2

2

Апрель

Морфология.

34

13

21

54

Где живут слова и как они находят свое место? Поисковая работа по этимологическому словарю «Название частей речи».

2

1

1

Апрель

55

Кому суждено проявить самостоятельность? Имя существительное. Об именах, о взрослых и детях, о старых календарях и многом другом.

2

1

1

Апрель

56

Живое – неживое, собственное или нет? Олицетворять – это прекрасно! Об усатом няне и других чудесах.

2

1

1

Апрель

57

И род бывает общим. Числа важны не только в математике. Можно ли жить без рода, но с племенем?

2

1

1

Апрель

58

Что рассказали падежи о себе? По склонам знаний к вершинам склонений. Как прожить без окончаний?

2

1

1

Апрель

59

Анализ текста. Употребление в речи существительных, прилагательных, глаголов, местоимений, числительных.

2

2

Апрель

60

Бывает ли полным Прилагательное пустой? Как бороться за качество?

2

1

1

Апрель

61

Склонение! Склонение! Веселая игра!

2

1

1

Апрель

62

Достигнуть степеней известных, или Все познается в сравнении.

2

1

1

Май

63

Ура инфинитиву! Зачем глаголу суффикс –ся, когда он улыбается?

2

1

1

Май

64

Время поговорить о Времени, Виде. В чем секрет совершенства?

2

1

1

Май

65

Спрягать – не спрягать! Спор великих.

2

1

1

Май

66

Ой, и меня сосчитали, или Зачем считать в Лингвинии? Романтика количества.

2

1

1

Май

67

На своем чужом месте. Зачем нам нужен Нуполов? Про дела очень личные…

2

1

1

Май

68

Никто им не указ! Для кого неопределенность лучше всего? Дух отрицанья в них прекрасен!

2

2

Май

69

Грамматический турнир. Конкурс презентаций о частях речи.

2

2

Май

70

Итоговое занятие.

2

2

Май

Итого:

144

49

95

9. Список литературы.

  1.  З.Н. Люстрова, Л.И. Скворцов, В.Я. Дерягин.– М.: Знание, 1976.–142с.Вартаньян Э.А. Путешествие  в слово. / Э.А. Вартаньян.– М.: Просвещение,  1987.–207с.
  2. Введенская Л.А. От собственных имён к нарицательным. / Л.А. Введенская,    Н.П.Колесников.– М.: Просвещение, 1989.–142с.
  3. Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание. / В.Г. Ветвицкий.– М., Л.: Просвещение, 1966.–158с.
  4. Ветвицкий В.Г. Современное русское письмо. / В.Г. Ветвицкий, В.Ф. Иванова, А.И. Моисеев.– М.: Просвещение, 1974.–124с.
  5. Голанова Е.И. Как возникают названия. / Е.И. Голанова.– М.: Просвещение, 1989.–142с.
  6. Голуб И.Б. Занимательная стилистика. / И.Б. Голуб, Д.Э. Розенталь.– М.: Просвещение, 1988.–207с.
  7. Горбаневский М.В. В мире имён и названий. / М.В. Горбаневский.– М.: Знание, 1983.–191с.
  8. Горбачевич К.С. Русский язык: прошлое, настоящее, будущее. / К.С. Горбачевич.– М.: Просвещение, 1984.–190с.
  9. Горшков А.И. Всё богатство, сила и гибкость нашего языка /Пушкин в истории русского языка.// А.И. Горшков.– М.: Просвещение, 1993.–175с.
  10. Граник Г.Г. Секреты орфографии. / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая.– М.: Просвещение, 1991.–220с.
  11.  Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. / Л.Т. Григорян.– М.: Просвещение, 1988.–205с.
  12.  Иванова В.А. Занимательно о русском языке. / В.А. Иванова, З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь.– Л.: Просвещение, 1990.–252с.
  13.  Колесов В.В. История русского языка в рассказах. / В.В. Колесов.– М.: Просвещение, 1982.–190с.
  14.  Костомаров В.Г. Русский язык среди других языков мира. / В.Г. Костомаров.– М.: Просвещение, 1975.
  15. Люстрова З.Н. Беседы о русском слове
  16.  Львова С.И. Язык в речевом общении. / С.И. Львова.– М.: Просвещение, 1992.–189с.
  17.  Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии. / В.М. Мокиенко.– М.: Высшая школа, 1990.–158с.
  18.  Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. / В.В. Одинцов.– М.: Просвещение, 1988.–171с.
  19.  Постникова И.И. Фонетика – это интересно. / И.И. Постникова, И.М. Подгаецкая.– М.: Просвещение, 1992.–95с.
  20. Шкатова Л.А. Подумай и ответь. / Л.А. Шкатова.–М.: Просвещение, 1989.–95с.

Лингвистические словари

  1. Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. / О.С. Ахманова. - М.: Русский язык, 1976.–448с.
  2. Бельчиков Ю.А. Словарь паронимов. / Ю.А. Бельчиков, М.С.Панюшева.– М.: АСТ. Астрель, 2002.–459с.
  3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х томах. / В.И. Даль.– М.: Олма – пресс, 2002.–1450с.
  4. Евгеньева А.П. Словарь синонимов русского языка в двух томах. / А.П. Евгеньева.– М.: Астрель. АСТ, 2001.–1536с.
  5. Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка. / М.Р. Львов.– М.: Русский язык, 1984.–381с.
  6. Одинцов В.В. Школьный словарь иностранных слов. / В.В. Одинцов, В.В. Иванов, Г.П. Смолицкая, Е.П. Голанова, И.А Василевская. – М.: Просвещение, 1990.–256с.
  7. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. / С.И. Ожегов, Н.Ю Шведова.–М.: 2001.–940с.
  8. Педчак Е.П. Орфоэпический словарь. / Е.П. Педчак.–М.: Феникс, 2001.–351с.
  9. Поспелов Е.М. Школьный топонимический словарь. / Е.М. Поспелов.– М.: Просвещение, 1988.–224с.
  10. Тихонов А.Н. Морфемно – орфографический словарь. / А.Н. Тихонов.– М.: Астрель. АСТ, 2002.–701с.
  11. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. / А.Н. Тихонов.– М.: Просвещение, 1991.–576с.
  12. Тихонов А.Н. Учебный фразеологический словарь русского языка. / А.Н. Тихонов.– М.: АСТ. Астрель, 2001.–521с.
  13.  Ушаков Д.Н. Орфографический словарь. / Д.Н. Ушаков, С.Е. Крючков.– М.: Просвещение, 1984.–224с.
  14. Шанский Н.М. Этимологический словарь русского языка. / Н.М. Шанский, Т.А. Боброва.– М.: Прозерпина, 1994.–400с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа объединения "Юный овощевод"

Целью данной программы является развитие у школьников культуры труда и межличностных отношений, трудовой функциональной грамотности. В процессе изучения курса предполагается рассмотреть теоретические ...

Рабочая программа объединения "Юная леди" младшие классы

По этой программе я работала в прошлом году. Включены такие разделы, как домоводство, ОМЗ, основы психологии, рукоделие...

Программа объединения "Юный лингвист"

Программа знакомит детей с творчеством французских писателей, художников, музыкантов через заочные экскурсии, участие в конкурсах, возможность реализовать себя в постановке сказок....

Программа объединения "Юный художник-дизайнер"

Программа рассчитана на 2 года обучения живописи и рисунку для детей 7-18 лет...

Программа объединения "Юный филолог".

Программа дополнительного образования объединения «Юный филолог» имеет социально- педагогическое направление.          Программа дополнительного образовани...

программа объединения "Юный художник"

программа имеет художественно-эстетическая направленость....

Образовательная программа объединения «Юный пчеловод»

Образовательная программа объединения «Юный пчеловод»Тип программы- модифицированная,Возраст – 11-14 лет,Срок реализации-2 года....