Методическая разработка
методическая разработка

Поздняков Сергей Юрьевич

Системно-деятельностный подход на занятиях  в творческом объединении «Березовая сказка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методическая разработка17.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества»

Методическая разработка

«Системно-деятельностный подход на занятиях  в творческом объединении «Березовая сказка»

Поздняков С.Ю.,

педагог дополнительного образования

Мариинск

    Занятия по программе «Березовая сказка» предполагают общение учащихся с природным материалом как живым явлением, как с органичной частью окружающей жизни. На занятиях я учу детей замечать, как искусство меняет окружающий мир, эмоционально воздействует на человека. Показываю, как практически воплотить творческие идеи, применяя различные художественные техники.

   Как сделать занятие наиболее эффективным, полезным и интересным для ребенка?

Лучше всего заданным критериям отвечает занятие, построенное с позиций системно-деятельностного подхода. В настоящее время он взят за основу Федерального государственного образовательного стандарта. Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей их возрастного развития.

    Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе исследовательской деятельности. Большая часть времени занятия отводится для активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности детей. Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков необходимо организовать эти поиски, развивать их познавательную деятельность. Процесс обучения есть всегда обучение деятельности - либо предметно-практическим действиям (например, работе различными художественными материалами), либо умственным действиям.

Известно, что знания, полученные обычным путем, быстро утрачиваются, но если они добыты в процессе самостоятельного мыслительного откровения - то становятся радостным достижением человека и запоминаются надолго.

      Как же сконструировать учебную ситуацию, чтобы она отвечала системно-деятельностному подходу? Хочу сегодня поделиться несколькими примерами из своей педагогической практики.

    На этапе мотивации к учебной деятельности организуется осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности, дети настраиваются на работу, и поэтому очень важно заинтересовать их. На этом этапе я использую разные педагогические приемы. Показываю картины, представляю разного рода зашифрованные надписи, ребусы, кроссворды, которые определяют тему занятия.

     На этапе актуализации понятий использую различные имитационные игры. Например, конструирование изделий методом фокальных объектов. Дизайн, замысел, проект, рисунок. Изделие простое и сложное.

Игра-задача – учащиеся предлагают три названия какого-либо предмета (одушевленного или неодушевленного). Из этих названий мы должны спроектировать изделие:

1. куб, прямоугольник, цветок. Результат – шкатулка с резьбой природного орнамента

2. квадрат, круг, котенок (детский мягкий стульчик)

3. круг, стекло, рыбки (рамка с резьбой орнамента рыбок под стекло) и т.д.

На этапе закрепления каждый учащийся самостоятельно проектирует изделия, в котором воплощает свое видение.

В этой игре учащиеся запоминают намного больше специальных терминов. Такой прием предлагает снятие всех стрессообразующих факторов, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

     При использовании такого рода игр у учащихся возникает положительная эмоциональная направленность. А все мы знаем – с маленькой удачи начинается большой успех!

    Таким образом, системно-деятельностный подход на занятиях по программе «Березовая сказка» воплощается в следующем:

- занятия строятся на основе активных и интерактивных методов;

- моя позиция: иду на занятие не с готовыми знаниями, а с вопросом; организую поисковую, проблемную, проектную деятельность детей и учебное сотрудничество при решении учебных задач;

- позиция ученика: смотрю, ищу, сравниваю, анализирую, действую (цель и задачи занятия определяют сами учащиеся при моей непосредственной помощи, благодаря наводящим вопросам и заданиям);

- задания направлены на приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности;

- совместно с учащимися осуществляем действие по созданию художественного образа, рефлексию.

    В заключении хочется отметить, что системно-деятельностный подход позволяет сделать интересным и значимым каждое учебное занятие, активизировать деятельность учащихся, добиться успешности каждого учащегося в процессе освоения программы «Березовая сказка».

Литература

  1. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие. / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина  - М.: Изд. Центр «Академия», 2007.
  2. Основина, В.А. Проектирование и организация учебного процесса на деятельностной основе. / В.А. Основина – Ульяновск: УИПКПРО, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...