ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Юный исследователь» Направленность: социально-педагогическая 2 класс
рабочая программа

Муленкова Ирина Анатольевна

 Особенностью данной программы является  комплексный подход в системе образования учащихся, интегрированная деятельность, нетрадиционные формы работы, взаимодействие  Муниципального Бюджетного учреждения дополнительного образования центра.«Районный центр ТВОРЧЕСТВА детей И МОЛОДЕЖИ «Спектр»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_yunyy_issledovatel_2_klass.doc143.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СПЕКТР»

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

МАУ ДО «Спектр»

___________Н.П. Сорокина

приказ № ___ от  07.09.2020 г.

Протокол  заседания педагогического

совета № 1 от 07.09.2020 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Юный исследователь»

Направленность: социально-гуманитарного отдела

Возраст: 7-8 лет

Срок реализации:1 года (105 часов)

Автор-разработчик: Муленкова И.А.

педагог дополнительного образования

(МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»)

2020

       Раздел № 1. Основные характеристики программы

       

Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников по научно-познавательному направлению и направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, повышению уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям.

Направленность

естественнонаучная

Актуальность  программы 

своевременность, необходимость, соответствие потребностям времени;  в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми.

Возраст обучающихся

7-8 лет

Год обучения

второй

Количество учебных часов

3 часа в неделю  - 108 часов в год при 36 учебных неделях

Форма обучения

очная

Особенности обучения в текущем учебном году

подготовка к знаменательным датам и событиям,  интегрированная деятельность, нетрадиционные формы работы, взаимодействие с объединениями Центра

Цель рабочей программы на текущий учебный год

приобщение младших школьников к исследовательской деятельности; создание условий, способствующих  развитию  исследовательских умений; приобретение знаний о ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы; о способах самопознания; о способах нахождения обработки и нахождения информации.

   

Задачи на текущий учебный год для группы  (

 

Личностные: формировать позитивной самооценки и взаимоуважения, социально адекватных способов поведения; развивать психофизиологических способностей ребёнка: памяти, мышления, творческого воображения

Образовательные  (предметные): формировать у учащихся способность к организации исследовательской деятельности; стимулировать интерес у младших школьников к знаниям в разных областях современной науки, поддержка стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира;

Метапредметные: формировать коммуникативной компетентности в сотрудничестве, развитие умения самостоятельно и совместно принимать решения (умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности), создание ситуаций комфортного межличностного взаимодействия;

.

Режим занятий в текущем учебном году

Три  раза в неделю по 1 часу,  продолжительность учебного часа – 45 минут

Формы занятий

Фронтальная, групповая, индивидуальная, практическая

Ожидаемые результаты

В качестве подведения  итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:

  • выставки творческих работ учащихся;
  • мини – конференции по защите исследовательских проектов;
  •  школьная научно – практическая конференция.

Способы оценки результатов:

Текущий контроль

в конце изучения каждой темы  (тесты, викторины, творческие задания, контрольные и проверочные работы).

Промежуточная аттестация

диагностика уровня ключевых, метапредметных и предметных компетенций учащихся – вводная - сентябрь, итоговая - май

Итоговая аттестация

итоговые выставки; участие в конкурсах

                                         Содержание программы:

«Развитие познавательной сферы»  

         Задачи данного модуля включают в себя совершенствование мыслитель ных процессов: памяти, внимания, аналитико – синтетического мышления, творческого воображения и т.д.

«Формирование исследовательских умений»

     Задачи данного модуля включают в себя формирование необходимых знаний, умений, навыков, необходимых для организации работы по исследовательскому поиску.

  •  «Исследовательская практика»

      Задачами данного модуля являются: формирование у учащихся представления об исследовательской работе, как об одном из ведущих способах открытии новых знаний, развитие умений творчески работать в коллективе, проводить самостоятельные наблюдения и эксперименты.

 «Защита проектов исследовательской работы»

      Задачей данного модуля  является формирование умения обобщать опыт научного исследования, развитие личности ребёнка, способной к  самореализации и самоутверждению.

Планируемые результаты: 

Обучающиеся должны:

  • – иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
  • – знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
  • – уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
  • – уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
  • – владеть планированием и постановкой эксперимента

    По окончании программы обучающиеся смогут:

  • наблюдать и фиксировать значительное и существенное в явлениях и процессах;
  • пересказывать подробно и выборочно;
  • выделять главную мысль на основе анализа текста;
  • делать выводы из фактов, совокупности фактов;
  • выделять существенное в рассказе, разделив его на логически законченные части
  • выявлять связи зависимости между фактами, явлениями, процессами;
  • делать выводы на основе простых и сложных обобщений, заключение на основе выводов.

В ходе освоения программы «Школа исследователя» целенаправленно формируются универсальные учебные действия (УУД):

 

проектировочные

исследовательские

информационные

кооперативные

Осмысливание задачи, планирование этапов предстоящей деятельности, прогнозирование последствий деятельности.

Выдвижение предположения, установление причинно – следственных связей, поиск нескольких вариантов решения проблемы.

Самостоятельный поиск необходимой информации (в энциклопедиях, по библиотечным каталогам, в Интернете), поиск недостающей информации у взрослых (учителя, руководителя проекта, специалиста), структурирование информации, выделение главного.

Взаимодействие с участниками проекта, оказание взаимопомощи в группе в решении общих задач, поиск компромиссного решения.

коммуникативные

экспериментальные

рефлексивные

презентационные

Формирование умения слушать и понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя.

Организация своего рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов, проведение собственного эксперимента, наблюдение за ходом эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.

Осмысливание собственной действительности (её хода и промежуточных результатов), осуществление самооценки.

Построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении, навыки монологической речи, ответы на незапланированные вопросы.

Раздел № 2. Организационно-педагогические условия

 Календарно-тематическое планирование

факультативного курса «Проектная деятельность»

2 класс 3 часа в 108 ч  (36 учебных недель)

Дата

Часы

Тема

Тип

занятия

Виды

контроля

всего

теория

практика

Модуль: «Развитие познавательной сферы»

1

2

1

1

Что можно исследовать? Формулирование темы.

Получения новых знаний

2

1

1

Как задавать вопросы? Банк идей.

Получения новых знаний

3

1

1

Как задавать вопросы? Банк идей.

Комбинированный

4

1

1

Самооценка моих возможностей. (психологическая тренинг – игра)

Получения новых знаний

5

2

1

1

Учимся давать описание объекту наблюдения

Получения новых знаний

6

1

1

Тема, предмет, объект исследования.

Получения новых знаний

7

4

1

3

Цели и задачи исследования.

Получения новых знаний

8

2

2

Рассмотрение темы проекта

Комбинированный

14 ч

Модуль: «Формирование исследовательских умений»

9

3

1

2

Учимся самостоятельно составлять план действий.(практикум)

Получения новых знаний

10

3

1

2

Учимся выдвигать гипотезы исследования (практикум)  

Получения новых знаний

11

2

1

1

Правила оформления реферата

Получения новых знаний

12

3

1

2

Наблюдение и наблюдательность.

Наблюдение как способ выявления проблем.

Получения новых знаний

13

3

1

2

Ролевая игра. Как распределить роли в проектной группе

Комбинированный

14

1

1

«Находим расстояние от дома до школы» (микроисследование)

Комбинированный

15

2

1

1

Общие правила защиты проекта (тренинг)

Комбинированный

16

1

1

Способы хранения информации

Комбинированный

17

2

2

Коллекционирование.

Комбинированный

18

2

1

1

Искусство выдумывания историй (речевой тренинг)

Получения новых знаний

19

3

1

2

Как найти книгу в школьной библиотеке? (учимся работать с дополнительной литературой)

Получения новых знаний

20

3

1

2

Учимся анализировать и обобщать

Комбинированный

21

2

2

Виды оформления проектов.

Получения новых знаний

22

2

2

Что такое эксперимент?

Получения новых знаний

32ч

Модуль: «Исследовательская практика»

23

2

2

Что такое эксперимент?

Комбинированный

24

2

2

Сообщение о своих коллекциях.

Комбинированный

25

1

1

Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях

Комбинированный

26

4

1

3

Игра. «Мы - журналисты» (знакомство с методом интервьюирования)

Комбинированный

27

2

2

Маленькая дверь в большую науку (Объясняем «фокус – покус»)    

Комбинированный

28

2

2

«Охраняемые природные территории нашей местности»

(групп. проект)

Комбинированный

29

2

2

« Мой учебник»

( инд. – групповой проект. Делаем станицу учебника по любой теме (с текстами, рисунками, заданиями)  

Комбинированный

Защита проекта

30

10

10

 Самостоятельная работа над проектами. Сбор материала для исследования.

Комбинированный

31

5

5

Обобщение полученных данных.

Комбинированный

32

2

1

1

Как подготовить сообщение.

Комбинированный

33

2

2

«Природные фантазии» (групповые и инд. проекты)

Комбинированный

Защита проекта

34

2

2

«Дорога и мы» (групп. и инд. проекты)

Комбинированный

Защита проекта

35

1

1

« Праздники моей семьи» (инд. проекты)

Комбинированный

Защита проекта

36

1

1

Защита проекта

Защита проекта

Защита проекта

37

2

2

Защита проекта

Защита проекта

Защита проекта

38

3

3

Защита проекта

Защита проекта

Защита проекта

39

2

2

Защита проекта

Защита проекта

Защита проекта

40

2

2

Защита проекта

Защита проекта

Защита проекта

41

12

12

Защита проекта

Защита проекта

Защита проекта

59 ч

Модуль: «Защита проектов исследовательской работы»

42

3

В соответствии с темами заявленных проектов, 1 раз в каждой учебной четверти. Выбор темы защиты проекта согласуется между учителем – руководителем проекта и юным исследователем.

Комбинированный

Защита проекта

Итого

108ч

 Используемая литература

  1. Белова И.И.. Гетманцева С.М.. Гребенникова Ю.Н, Гущина О.А. Организация проектной, учебно-исследовательской деятельности школьников: научно-практические рекомендации для педагогов дополнительного образования, учителей, методистов. – Великий Новгород, 2002 г.
  2. Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников.Практическое пособие для учителей начальных классов. М., «Баласс», 2011 г.
  3. Примерные программы внеурочной деятельности. Стандарты второго поколения. М.,   Просвещение, 2010 г.

4.  Проектные задачи в начальной школе. Стандарты второго поколения.

     М., Просвещение, 2010 г.

5.  Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школь

     ников.Издательство «Учебная литература»,  дом «Фёдоров», 2008.

6. Горячев А.В. «Организация проектной деятельности»

    gor2@procenter.net.ru

7. Румянцева  Н.Ю. Организация учебно-исследовательской деятельности

    младших школьников. pedsovet.org8.

8. Щербатых Н.И., Данилова М.В. Проектная деятельность.(мастер – класс)

    http://festival.1september.ru/articles/517978/

9. М.В. Дубова  Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008

Для  обучающихся:

    1.Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.

2.Интернет  - ресурсы

3.А.В.Горячев, Н.И. Иглина  "Всё узнаю, всё смогу". Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.- М. БАЛЛАС,2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Занимательные опыты и эксперименты»

Программа «Занимательные опыты и эксперименты» создана для детей младшего школьного возраста и рассчитана на один год. Учебные занятия поводятся два раза в неделю по 2 часа. В год – 144 часа.Цель прог...

Программа дополнительного образования по социально-педагогическому направлению «Вдохновение» Для воспитанников 11-14 лет коррекционной школы VIII вида

Программа кружка « Вдохновение» развивает творческие способности у детей с ОВЗ, воспитывает трудолюбие, усидчивость, терпеливость, взаимопомощь и взаимовыручку.Учит изготавливать поделки и сувениры с ...

Конспект открытого занятия по дополнительной общеобразовательной программе: «Шаг за шагом» социально-педагогической направленности. Тема «Шар»

Конспект открытого занятия по предмету: "ФЭМП", тема: "Шар". Занятие подготовлено и проведено для детей с ОВЗ с тяжелой умственной отсталостью....

Рабочая программа внеурочной деятельности по социально-педагогической направленности "Юный журналист"

Программа для реализации во внеурочной деятельности воспитателями, учителями коррекционных школ....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Юный исследователь» Направленность: социально-педагогическая 1 класс

Особенностью данной программы является  комплексный подход в системе образования учащихся, интегрированная деятельность, нетрадиционные формы работы, взаимодействие  Муниципального Бюд...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Юный исследователь» Направленность: социально-педагогическая 3 класс

Особенностью данной программы является  комплексный подход в системе образования учащихся, интегрированная деятельность, нетрадиционные формы работы, взаимодействие  Муниципального Бюд...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Юный исследователь» Направленность: социально-педагогическая 4 класс

Особенностью данной программы является  комплексный подход в системе образования учащихся, интегрированная деятельность, нетрадиционные формы работы, взаимодействие  Муниципального Бюд...