ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Юный исследователь» Направленность: социально-педагогическая 1 класс
рабочая программа

Муленкова Ирина Анатольевна

 Особенностью данной программы является  комплексный подход в системе образования учащихся, интегрированная деятельность, нетрадиционные формы работы, взаимодействие  Муниципального Бюджетного учреждения дополнительного образования центра.«Районный центр ТВОРЧЕСТВА детей И МОЛОДЕЖИ «Спектр»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_yunyy_issledovatel_1_klass.docx114.52 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РАЙОННЫЙ ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ «СПЕКТР»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Юный исследователь»

Направленность: социально-педагогическая

Возраст: 7 лет 

первый год обучения

Срок реализации: 9 месяцев (108 часов)

Автор-разработчик: Муленкова И.А.

педагог дополнительного образования

(МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»)

Излучинск 2019


Раздел № 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

  1. Пояснительная записка

Направленность - естественнонаучная

Актуальность  программы. В новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми.

Отличительные особенности программы. Особенностью данной программы является  комплексный подход в системе образования учащихся, интегрированная деятельность, нетрадиционные формы работы, взаимодействие с объединениями Центра.

Адресат программы - обучающиеся в возрасте 7 лет.

Объем и срок освоения программы - Программа рассчитана на второй год обучения - 108

1 часть-17 учебных недель (сентябрь-декабрь);

2 часть-19 учебных недель (январь-май).

Форма обучения –очная.

Особенности организации образовательного процесса - реализация программы предполагает обоснованное сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности. Предусмотрены как теоретические, так и практические занятия, подготовка учащихся к участию в олимпиаде, конкурсах.

Состав детей – 10-11 человек в группе.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий.

Количество учебных часов - 3 часа в неделю  по одному часу. Продолжительность учебного часа – 45 минут.  

Программа составлена на основании следующих нормативно-правовых актов:

  1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Приказа Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  3. СанПиН 2.4.2.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных учреждений дополнительного образования детей» от 04.07.2014г. №41;
  4. Письма Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

  1.  Цель и задачи

Цель:создание условий для приобщения младших школьников к исследовательской деятельности.

Задачи:        

Личностные:

  • формировать позитивную самооценку и взаимоуважение, самоопределение;
  • воспитыватьцелеустремлѐнность и настойчивость;

Метапредметные:

  • формировать коммуникативнуюкомпетентность в сотрудничестве;
  •  развивать умение самостоятельно и совместно принимать решения (умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности);
  •  создать ситуацию комфортного межличностного взаимодействия.

Образовательные  (предметные):

  • формировать у учащихся способность к организации исследовательской деятельности;
  • стимулировать интерес у младших школьников к знаниям в разных областях современной науки;
  • поддерживать стремление ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира.
  • развивать умение самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения;
  • формировать навык организации рабочего пространства и рационального использования времени.

  1. Содержание программы

Учебный план:

Тема 1

«Развитие познавательной сферы» 14 ч

«Развитие познавательной сферы» (10 часов теории, 4 часа практики) Задачи данного модуля включают в себя совершенствование мыслительных процессов: памяти, внимания, аналитико – синтетического мышления, творческого воображения и т.д.

Тема занятия:

Кол-во часов

Практика

Кол-во часов

Форма аттестации:

Светофор мысли: включаем внимание!

1 ч

          Тренинг      

1 ч.

Светофор мысли: включаем память!

1 ч

Зачет

Светофор мысли: включаем логику!

1 ч

Придумать ребусы

1 ч

Светофор мысли: включаем воображение!

Светофор мысли: пространственные представления.

2 ч

Психологический тренинг

1 ч

Светофор мысли: учимся наблюдать.

2 ч

1 ч

Викторина и Проверочная работа

ИТОГО:

10

4

Тема 2

«Формирование исследовательских умений»36 ч

«Формирование исследовательских умений»  (30часов  теории, 6 часов практики)

     Задачи данного модуля включают в себя формирование необходимых знаний, умений, навыков, необходимых для организации работы по исследовательскому поиску.

Тема занятия:

Кол-во часов

Практика

Кол-во часов

Форма аттестации:

Что такое исследование и кто такие исследователи?

Предмет и объект исследования

Цель и задачи исследования

2 ч

.

Зачет

Формулирование гипотезы

3 ч

Игра «Вопрошайка» (Учимся задавать вопросы.)

Книги – помощники исследований. Экскурсия в библиотеку.

Экскурсия в библиотеку

Этапы исследования

Хочу всё знать! ( Учимся определять тему исследования, проекта)

«Мы научные тропинки одолеем без запинки!» (Составление плана исследования)

Составление плана по алгоритму

Игра. «Я – следопыт!» (Как можно изучать окружающий нас мир.)

Любопытные опыты.

Опыт «Вареное и сырое яйцо»

Опыт «Лимон надувает воздушный шар»

Опыт «Может ли кипеть холодная вода»

Опыт «Почему стакан не выливается»

Опыты «На что способен наш мозг»

Опыт «Бездонный бокал»

Волшебный микроскоп

Нескучная школа» Учимся работать в группе.

Практика

30ч

 

МОДУЛЬ 3.

«Исследовательская практика» 58 ч

       «Исследовательская практика» (20 часов теории, 38 часов практики)

Задачами данного модуля являются: формирование у учащихся представления об исследовательской работе, как об одном из ведущих способах открытии новых знаний, развитие умений творчески работать в коллективе, проводить самостоятельные наблюдения и эксперименты.

Тема занятия:

Кол-во часов

Практика

Кол-во часов

Форма аттестации:

«Осенний букет цветов»

 

Групповой проект

1 ч

изготовление панно

Осень в Излучинске

Экскурсия

Составление текста

«Золотая волшебница Осень»

1 ч

Групповой проект

Составления гербария осенних листьев

Побор и сочинение стихов, загадок об осени

Чтение

«Мой дом. Мой двор»  

Инд. проекты, составление плана местности, макетов

Рассказ по теме

« Книжка – малышка»

Инд. проект, рисунки, загадки, ребусы, стихи с любимым числом

Выставка

"Звериная" зарядка

1ч.

Групповой проект

Игра

Сказка «Репка»

Групповой проект

Спектакль

8.

Сказка «Теремок»

Групповой проект

Спектакль

9.

Сказка «Курочка-Ряба»

Групповой проект

Спектакль

10.

« Волшебные правила здоровья»

Разработка плакатов, разучивание физ.минуток

Выставка

11.

Симметрия в нашей жизни: коллекция симметричных предметов.

Рисование симметричной варежки

Выставка

12.

«Снежинка»

Групповой проект

Выставка

13.

Фабрика игрушек

Групповой проект

Выставка

14..

Проект «Режим дня первоклассника»

Групповые проекты

Выставка

15.

Проект  «Советы будущим первоклассникам»

Групповые проекты

Выставка

16.

Покормите птиц

Групповые проекты

Выставка

17.

«Сколько весит школьный рюкзак»

Взвешивание учебников и тетрадей

Рост и вес обучающего

18.

Расчет веса школьного портфеля

Расчет веса школьного портфеля

19.

Правильный рюкзак

Оценка собственного рюкзака

Выступление перед родителями

20ч

38ч

Содержание учебного плана:

«Развитие познавательной сферы» (10 часов теории, 4 часа  практики)

      Задачи данного модуля включают в себя совершенствование мыслительных процессов: памяти, внимания, аналитико – синтетического мышления, творческого воображения и т.д.

«Формирование исследовательских умений» (30 часов теории, 6 часов практики)

     Задачи данного модуля включают в себя формирование необходимых знаний, умений, навыков, необходимых для организации работы по исследовательскому поиску.

 «Исследовательская практика» (20 часов теории, 38 часов практики)

      Задачами данного модуля являются: формирование у учащихся представления об исследовательской работе, как об одном из ведущих способах открытии новых знаний, развитие умений творчески работать в коллективе, проводить самостоятельные наблюдения и эксперименты.

  1. Планируемые результаты 1 класса

Содержание деятельности

Ожидаемый результат

Критерии выполнения

Создание условий для приобщения младших школьников к исследовательской деятельности.

Критерии выполнения

Рост личных достижений

 участников

образовательного процесса.

Участие в реализации проектов:

-количественный охват обучающихся;

 - степень участия;

 -удовлетворенность участников.

Обучающийся будет знать:

  • основы проведения исследовательской работы;
  • что такое мини – проект и творческий проект;
  • методы исследования: наблюдение, опыт;
  • способы поиска необходимой для исследования информации;
  • правила сотрудничества в процессе исследования;
  • основные логические операции, их отличительные особенности;
  • правила успешной презентации работы.

Обучающийся будет уметь:

  • определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы;
  • подбирать материал, необходимый для исследования;
  • оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других;
  • сотрудничать в процессе проектной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать  помощь других участников процесса, адекватно выбирать и оценивать свою роль в коллективной работе.

В ходе освоения программы «Юные исследователи»

целенаправленно формируются универсальные учебные действия (УУД):

Проектировочные: осмысливание задачи, планирование этапов предстоящей деятельности, прогнозирование последствий деятельности.

Исследовательские: выдвижение предположения, установление причинно – следственных связей, поиск нескольких вариантов решения проблемы.

Информационные: самостоятельный поиск необходимой информации (в энциклопедиях, по библиотечным каталогам, в Интернете), поиск недостающей информации у взрослых (учителя, руководителя проекта, специалиста), структурирование информации, выделение главного.

Кооперативные: взаимодействие с участниками проекта, оказание взаимопомощи в группе в решении общих задач, поиск компромиссного решения.

Коммуникативные: формирование умения слушать и понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя.

Экспериментальные: организация своего рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов, проведение собственного эксперимента, наблюдение за ходом эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.

Рефлексивные: осмысливание собственной действительности (её хода и промежуточных результатов), осуществление самооценки.

Презентационные: построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении, навыки монологической речи, ответы на незапланированные вопросы.

         В целях обобщения работы учащихся может быть представлено  портфолио младшего школьника  как  индивидуального  “портфеля” образовательных индивидуальных достижений  ученика начальной школы в  познавательной, творческой, социальной, коммуникативной деятельности.

Раздел № 2. Организационно-педагогические условия

2.1.   Календарный учебный график:

Начало учебного года

1 сентября 2019 года (основные работники)

6 сентября 2019года (совместители)

Окончание учебного года

31 мая 2020 года

Продолжительность учебных недель

36 учебных недель

1 полугодие – 17 учебных недель

с 01.09.2019 по 27.12 2019

Учебный процесс

20.12.2019-28.12.2019

Промежуточная аттестация обучающихся

29.12.2019-08.01.2020

Зимние каникулы

11 полугодие – 19 учебных недель

с 09.01.2020 по 31.05. 2020

Учебный процесс

23.03.2020-29.03.2020

Весенние каникулы

с 11.05.2020 -25.05. 2020

Итоговая аттестация обучающихся

        2.2.  Условия реализации программы

     Занятия проводятся  в учебном кабинете,  библиотеках, различных объектах поселка (улицы, достопримечательности и пр.).  Проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВН, и т.д.

     Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

Методическое обеспечение:

Наименования объектов и средств материально- технического обеспечения

Количество

Примечания

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

       Учебно- методические комплекты (программы, учебники, рабочие тетради, хрестоматии и т. п.).

     Научно- популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием обучения).

Детская справочная литература (справочники, атласы- определители, энциклопедии) об окружающем мире (природе, труде людей, общественных явлениях и пр.).

     Методические пособия для учителя

К

П

П

Д

    Библиотечный фонд комплектуется на основе федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки РФ

Печатные пособия

     Таблицы обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения.

    Плакаты по основным темам – магнитные или иные     Портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, писателей, поэтов, композиторов и др.)

    Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)

Д

Д

Д

 Например, репродукции картин

Компьютерные и информационно- коммуникативные средства

    Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы.

Ф

Технические средства обучения

    Экспозиционный экран.

 Персональный компьютер.

    Мультимедийный проектор

Д

Д

Д

    Размер не менее 150×50 см

Экранно - звуковые пособия

    Видеофильмы по предмету (в том числе в цифровой форме).

    Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме)

Д

Д

 Например, могут быть использованы фрагменты музыкальных произведений, записи голосов птиц и др.

Учебно - практическое и учебно- лабораторное оборудование

    Термометры для измерения температуры воздуха, воды.

    Термометр медицинский.

    Лупа.

    Компас.

    Часы с синхронизированными стрелками.

    Микроскоп (по возможности цифровой).

    Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения: для измерения веса (весы рычажные, весы пружинные, наборы разновесов и т. д. ), изучение свойств звука (камертоны, наушники и т. д.), проведения наблюдений за погодой (флюгер, компас и т.д.), по экологии (фильтры, красители пищевые и т.д.), измерительные приборы (в том числе цифровые) и т.п.

К

Д

К

К

Д

Д

К/Ф

Натуральные объекты

    Коллекции полезных ископаемы

    Коллекции плодов и семян растений

    Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учетом содержания обучения)

Ф/П

Ф/П

Ф/П

  С учетом местных особенностей и условий школы

Игры и игрушки

    Настольные развивающие игры по тематике предмета (лото, игры-путешествия и пр.)

Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам:  дом, зоопарк, ферма, транспорт, магазин и др.)

    Набор карандашей, красок, альбомов для рисования

П

П

К

Оборудование класса

    Ученические столы одно- и двухместные с комплектом стульев

    Стол учительский с тумбой

    Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

    Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала

    Подставка для книг, держатели для карт и т.п.

Ф

Д

Д

Д

    В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами

Д-демонстрационный экземпляр

К-полный комплект

Ф-комплект для фронтальной работы

П-комплект для работы в группах

2.3. Формы аттестации\контроля:

Текущий контроль

-в конце изучения каждой темы  (тесты, викторины, зачеты, проверочные работы).

Промежуточная аттестация

- выставки; участие в конкурсах и конференциях.

Итоговая аттестация

-диагностика уровня ключевых, метапредметных и предметных компетенций учащихся

(вводная -декабрь, итоговая - май).

2.4. Оценочный материал

Методики выявления уровня  компетентности обучающихся в результате освоения дополнительной образовательной программы ___________________  

___________________   год обучения

Цель: определить уровень освоения дополнительной образовательной программы  обучающимися ___________ года обучения.

Сроки диагностики: вводная – октябрь, промежуточная – декабрь; итоговая -  май.

Параметры диагностирования:

  1. Ключевые компетенции по трем направлениям,
  2. Метапредметные компетенции по 6 направлениям,  
  3. Предметные компетенции.

Шкала оценки (уровень): В – высокий (проявляется полностью); В/с – выше среднего (проявляется большая часть показателей); С -  средний (проявляется половина из перечисленных показателей); Н/с  – ниже среднего (проявляется минимум показателей или совсем не проявляется)

  1. Методика оценки ключевых компетенций

Компетенции

Показатели уровня сформированности

Средства контроля

1.1

Компетенции самопроявления

  1. Проявляет способность к саморазвитию.
  2. Управляет своим эмоциональным состоянием.
  3. Умеет сконцентрироваться, мобилизоваться.
  4. Стремится к конечному результату.
  5. Проявляет силу воли.
  6. Проявляет уверенность в своих силах.
  7. Самодостаточен.
  8. Способен сконцентрироваться на выполнении задания
  9. Способен к самоконтролю и рефлексии.
  10. Знает свои сильные и слабые стороны.

9-10 показателей высокий уровень;

6-8-выше среднего;

5 -средний;

1-4 –ниже среднего

Наблюдение, тестирование, контрольное задание, самооценка.

1.2

Информационная компетенция

  1. Способен работать с разнообразной информацией.
  2. Умеет использовать ИКТ-технологии.
  3. Умеет пользоваться собранной информацией: анализировать, обобщать, делать выводы.

3- высокий уровень;

2-выше среднего;

1 -средний;

0–ниже среднего

Наблюдение, тестирование, контрольное задание, самооценка.

1.3

Коммуникативная компетенция

  1. Способен высказывать свое мнение.
  2. Умеет публично выступать.
  3. Понимает, как вести себя с взрослыми и ровесниками.
  4. Комфортно чувствует себя в коллективе сверстников.
  5. Эмоционально привязан к родителям и взрослым.
  6. Понимает, что нельзя высмеивать, обижать, дразнить
  7. Способен работать в группе.
  8. Понимает ценность своей активности.
  9. Осознаёт ценность языкового и речевого развития.
  10. Способен  побуждать других людей работать сообща ради достижения поставленной цели.
  11. Способен проявлять эмпатию, чувствительность к эмоциональному состоянию собеседников.
  12. Проявляет гибкость, способность адекватно менять свое поведение в зависимости от ситуации.

10-12 показателей высокий уровень;

7-9-выше среднего;

5-6 -средний;

1-4 –ниже среднего

Наблюдение, тестирование, контрольное задание, самооценка.

  1. Методика оценки метапредметных компетенций

        

Компетенции

Показатели уровня сформированности

Средства контроля

2.1

Социальные

Параметры диагностирования:

  1. Проявляет организаторские способности.
  2. Способен адекватно вести себя в различных социальных ситуациях.
  3. Положительно относится к сохранению традиций.
  4. Активно участвует в акциях.
  5. Способен к состраданию.
  6. Умеет договариваться в конфликтной ситуации.
  7. Соблюдает правила, общественные требования.
  8. Проявляет толерантность, тактичность.

9.Осознаёт свой гражданский долг.

8-9- высокий уровень;

6-7-выше среднего;

5 -средний;

1-4–ниже среднего

Наблюдение

Тестирование,

Мониторинг участия

2.2

Исследовательские

  1. Умеет организовать и оформить исследовательскую работу.
  2. Способен к восприятию новых знаний.
  3. Умеет выделять главное в проектной деятельности.
  4. Способен выстраивать логическую цепочку.
  5. Умеет ставить и решать познавательные задачи.
  6. Способен к нестандартным решениям.
  7. Способен разрешать проблемные ситуации,
  8. Готов  использовать новые идеи и инновации для достижения цели,
  9. Умеет проводить целенаправленные наблюдения, замечать и описывать различия и сходства.

8-9- высокий уровень;

6-7-выше среднего;

5 -средний;

1-4–ниже среднего

Наблюдение

Тестирование,

Мониторинг участия Проектная работа

2.3

Экологические

  1. Понимает ценность природы.
  2. Стремится к улучшению экологической обстановки.
  3. Активно участвует в экологических акциях.
  4. Понимает взаимосвязь человека и природы.
  5. Понимает значимость экологических знаний.
  6. Прогнозирует свои действия  и применяет экологические знания  в практической деятельности.
  7. Умеет предотвращать и сводить к минимуму деятельность, причиняющую вред окружающей среде.

6-7 показателей высокий уровень;

4-5 выше среднего;

3 -средний;

1-2 –ниже среднего

Наблюдение

Тестирование,

Мониторинг участия

2.4

Технологические 

  1. Способен выполнять действия по образцу, алгоритму
  2. Способен организовать рабочее место,
  3. Способен ориентироваться в разных видах деятельности, средствах и способах деятельности.
  4. Осознает определенные требования к продукту своей деятельности,
  5. Анализирует достоинства и недостатки собственного продукта.

5- высокий уровень;

4-выше среднего;

3 -средний;

1-2 –ниже среднего

Наблюдение, тестирование, контрольное задание,

2.5

Здоровьесберегающие

  1. Знает и соблюдает нормы здорового образа жизни,
  2. Осознает ценность жизни и своего здоровья, опасности курения, алкоголизма, наркомании;
  3. Знает и соблюдает правила личной гигиены, обихода;
  4. Осознаёт необходимость соблюдения техники безопасности,
  5. Понимает, как действовать во время пожара, на дороге, в чрезвычайных ситуациях.

5- высокий уровень;

4-выше среднего;

3 -средний;

1-2 –ниже среднего

2.6

Художественно-эстетические

  1. Понимает ценность культуры, в том числе культуры разных народов,
  2. Умеет творчески оценивать продукт деятельности с позиции эстетики, технологии, качества,
  3. Понимает ценность классических произведений, искусства,
  4. Проявляет творчество в своей деятельности,
  5. стремится выразить себя с помощью различных средств.
  6. Способен быть оригинальным,

6 показателей - высокий уровень;

4-5 выше среднего;

3 -средний;

1-2 –ниже среднего

Наблюдение, тестирование, контрольное задание, самооценка.

 

III.  Предметные компетенции

3.1. Владеет специальными компетенциями по специфике выбранного направления объединения. Таблица по содержанию тема и разделов программы.

Остальные параметры задаются по выбору педагога, могут быть внесены в таблицу по специальным компетенциям.

3.2. Владеет знаниями:

  • о месте и роли соответствующей области знаний в общественной жизни;
  • об основных требованиях к характеру умственной, физической и психологической нагрузки специалиста;
  • о характере условий труда и быта, перспектив распределения и профессионального роста, оплаты труда, особенности деятельности соответствующих профессий.

3.3. Осознаёт роль труда в обществе и уважает человека труда;

3.4. Ответственно относится к труду, проявляет трудолюбие;

3.5.  Готов к сознательному выбору профессии;

3.6. Уважительно относится к любому общественно значимому труду и к его результатам;

3.7. Способен объективно оценивать последствия нарушения трудовой и учебной дисциплины.

Диагностика специальных умений и навыков

Объединение: «Юный исследователь » Педагог: Муленкова И.А.

20___-20____учебный год

  1. Использование в работе стандартных программ.
  2. Умение работать в программе  Microsoft Office Word 2009
  3. Работать с программой Microsoft Office  Power Point  2009
  4. Осуществлять поиск информации на компьютере.
  5. Соблюдение правил технике безопасности во время работы с ПК и с другими исследовательскими приборами.

ФИ учащихся

Вводная

Текущая

Итоговая

1

2

3

4

5

итог

итог

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Низкий__0__/ 0___ниже среднего___0__/__0__, средний___7_/__выше среднего__10___/__0___, высокий ___0__/___0___                  

Карта диагностики уровня ключевых компетенций обучающихся по программе

                     __Юнный исследователь__,  _3  год обучения 20___-20___ уч. г.

Ф.И.

обучающегося

Компетенции

Итог

Компетенции

Итог

Вводная диагностика

Итоговая  диагностика

самопроявления

информационная

коммуникативная

самопроявления

информационная

коммуникативная

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Уровень по группе

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высокий

Карта диагностики уровня метапредметных компетенций обучающихся по программе

_______Юнный исследователь___,  3 год обучения 20___-20___уч. г.

Ф.И.

обучающегося

социальные

иссследовательские

экологические

технологические

здоровьесберегающие

Художественно-эстетические

Нач. года

Конец года

ввод

итог

ввод

итог

ввод

итог

ввод

итог

ввод

итог

ввод

итог

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Уровень по группе

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высокий

2.5. Методические материалы:

 Методы обучения.

В основе учебных проектов лежат исследовательские методы обучения. Вся деятельность учащихся сосредотачивается на следующих этапах:

определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;

выдвижение гипотезы их решения;

обсуждение методов исследования;

проведение сбора данных;

анализ полученных данных;

оформление конечных результатов;

подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода "мозгового штурма", "круглого стола", статистических методов, творческих отчетов, просмотров и пр.).

Формы организации учебного материала

Программа предполагает использование следующих обучающих форм:

  • Урок (в классическом понимании).
  • Научные практикумы.
  •  Уроки-дискуссии.
  •  Консультации.
  •  Беседы.
  •  Экскурсия.
  •  Научные состязания.
  • Защита исследовательских мини-проектов.

Педагогические технологии:

  • разно уровневое обучение;
  • проблемное обучение;
  • проектные методы обучения;
  • исследовательские методы вобучении;
  • технология использования вобучении игровых методов:ролевых, деловых, и другихвидов обучающих игр;
  • обучение в сотрудничестве(командная, групповаяработа);
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • систему инновационной оценки «портфолио»;
  • здоровье сберегающие технологии.

Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся.

Алгоритм учебного занятия:

Учебные занятия являются хоть и ограниченным по времени процессом,
представляют собой модель деятельности педагога и детского коллектива.

               Этапы:

Задачи этапа:

Содержание этапа:

1этап - организационный

подготовка детей к работе на занятии, организация начала занятия

создание психологическогонастроя на учебную деятельность и активизация внимания

IIэтaп– проверочный

установление правильности и осознанности выполнения домашнегозадания (если было), выявление пробелов и их коррекция

проверка домашнего задания (творческого, практического) проверка усвоения знаний предыдущего занятия

IIIэтап -   подготовительный(подготовка   к   восприятию   нового

содержания)

мотивация и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности

сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (пример, познавательная задача, проблемное задание детям)

IV этап  -  основной  

1   Усвоение новых знаний и способов действии

обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения.

Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей

2. Первичная   проверка   понимания    

установление    правильности    и осознанности   усвоения   нового   учебного   материала,   выявление   неверных представлений,  их  коррекция.  

Применяют  пробные  практические задания, которые    сочетаются     с    объяснением    соответствующих     правил    или обоснованием

3.Закрепление    знаний    и    способов    действуй    

Применяют    тренировочные

упражнения, задания, выполняемые детьми самостоятельно

4. Обобщение и систематизация знаний

формирование целостного представления знаний по теме.

Распространенными способами работы являются беседа и практические задания

V этап – контрольный  

выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция.

Используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского)

VIэтап - итоговый

 анализ и оценка успешности достижения цели, перспектива последующей работы

педагог сообщает ответы на следующие вопросы: как работали учащиеся на занятии, что нового узнали, какими умениями инавыками овладели

VIIэтап - рефлексивный

мобилизация детей на самооценку.

Может оцениваться

работоспособность, психологическое состояние, результативность работы,

содержание и полезность учебной работы

VIIIэтап- информационный.

обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения

домашнего задания, логики дальнейших занятий

Информация о домашнем задании (если

необходимо), инструктаж по его выполнению, определение перспективы следующих занятий

  Изложенные этапы могут по-разному комбинироваться, какие-либо из них могу не иметь места в зависимости от педагогических целей.

Дидактические материалы:

Проведение эксперимента осуществляется по плану.

Основанием плана являются этапы исследования:

Первый этап исследования - подготовительный - включает в себя выбор проблемы и темы, определение и подготовку объекта и предмета, целей и задач, разработку гипотезы исследования, подготовку инструментария, обучение участников исследования.

Второй этап - конструирующий - это формирование предварительных выводов, их апробирование и уточнение.

Третий этап – экспериментальный.

Четвѐртый этап - контрольный.

Пятый - заключительный - подведение итогов и оформление результатов.

Этапы работы над проектом или исследованием.

Содержание работы на этапе

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1 Этап: подготовка

Проведение вводной беседы с целью:

-формирования первичного представления об изучаемом объекте

-формирования интереса к данной теме

-создания условий и возможностей для дальнейшей творческой деятельности

2Этап: организация проектной и исследовательской деятельности

Актуализация знаний

1.Выбор темы и целей проекта через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование и т.п.

2.Определение количества участников проекта, состава исследовательской группы.

Обсуждение темы с учителем, получение при необходимости дополнительной информации, постановка цели.

Предъявление заранее подготовленных карточек, памяток и т.п. для каждого ученика-исследователя. Помощь в постановке целей.

Плановые работы

1.Определение источников информации.

2.Планирование способов сбора и анализа информации.

3.Планирование итогового продукта (формы представления результата).

Выработка плана действий (как можно это сделать?).

Определение основных методов:

-прочитать в книге

-понаблюдать

-посмотреть в компьютере

-задать вопросы родителям,

Выдвижение идей, высказывание предположений, определение сроков работы, ее этапов.

  1. Рабочая программа

                                                    Календарно – тематическое планирование

               1 класс  108 часов

занятия

Дата

Тема занятия.

Кол-во часов

Тип

занятия

Примечания

план

факт

Тема 1.

«Развитиепознавательной сферы» 14 ч

  1. 1

Светофор мысли: включаем внимание!

Получения  новых знаний

Тренинг

Закрепление

Светофор мысли: включаем память!

Комбинированный

Светофор мысли: включаем логику!

Комбинированный

Придумать ребусы

Практика

Светофор мысли: включаем воображение

Комбинированный

  1. ….

Светофор мысли: включаем воображение

Рефлексия

Светофор мысли: включаем воображение

Рефлексия

Светофор мысли: включаем воображение мысли

Комбинированный

Светофор мысли: включаем воображение мысли

1 ч

Комбинированный

Психологический тренинг

1 ч

Комбинированный

Светофор мысли: включаем наблюдательность

1 ч

Получения  новых знаний  

Светофор мысли: включаем наблюдательность

1 ч

Комбинированный

Викторина. Проверочная работа

1 ч

Применение знаний

Итого: (10 часов теории, 4 часа  практики)

14ч

занятия

Дата

Тема занятия.

Кол-во часов

Тип

занятия

Примечания

план

факт

Тема 2.

«Формирование исследовательских умений» 36 ч

Что такое исследование и кто такие исследователи?

Получения  новых знаний

Что такое исследование и кто такие исследователи?

Закрепление

Предмет и объект исследования

Получения  новых знаний

Предмет и объект исследования

Рефлексия

Цель и задачи исследования

1 ч

Получения  новых знаний

Цель и задачи исследования

Получения  новых знаний

Цель и задачи исследования

Комбинированный

Формулирование гипотезы

1 ч

Получения  новых знаний

Формулирование гипотезы

Получения  новых знаний

Формулирование гипотезы

Комбинированный

Формулирование гипотезы

Комбинированный

Игра «Вопрошайка» (Учимся задавать вопросы.)

Получения  новых знаний

Книги – помощники исследований.

Комбинированный

Экскурсия в библиотеку.

Комбинированный

Этапы исследования

Получения  новых знаний

Этапы исследования

Рефлексия

Этапы исследования

Комплексное применение знаний

Хочу всё знать! ( Учимся определять тему исследования, проекта)

Получения  новых знаний

Хочу всё знать! ( Учимся определять тему исследования, проекта)

Рефлексия

«Мы научные тропинки одолеем без запинки!» (Составление плана исследования)

Получения  новых знаний

«Мы научные тропинки одолеем без запинки!» (Составление плана исследования)

Получения  новых знаний

«Мы научные тропинки одолеем без запинки!»

Рефлексия

Составление плана исследования по алгоритму

Рефлексия

Игра. «Я – следопыт!» (Как можно изучать окружающий нас мир.)

Комбинированный

Любопытные опыты.

Комбинированный

Опыт «Вареное и сырое яйцо»

Комбинированный

Опыт «Лимон надувает воздушный шар»

Комбинированный

Опыт «Может ли кипеть холодная вода»

Комбинированный

Опыт «Почему стакан не выливается»

Комбинированный

Опыты «На что способен наш мозг»

Комбинированный

Опыт «Бездонный бокал»

Комбинированный

Волшебный микроскоп

Комбинированный

Нескучная школа» Учимся работать в группе.

Получения  новых знаний

Нескучная школа» Учимся работать в группе.

Применение новых знаний

Учимся работать в группе.

Рефлексия

Учимся работать в группе.

Рефлексия

Итого: (30 часов теории, 6 часов практики)

 

занятия

Дата

Тема занятия.

Кол-во часов

Тип

занятия

Виды

контроля

план

факт

Раздел 3.

«Исследовательская практика» 58 ч

  1. 1

«Осенний букет цветов»

 

Получения  новых знаний

Групповой проект

Применение новых знаний

Осень в Излучинске

Получения  новых знаний

Экскурсия

Закрепление

«Золотая волшебница Осень»

1 ч

Комбинированный

Побор и сочинение стихов, загадок об осени

Применение новых знаний

Побор и сочинение стихов, загадок об осени

Применение новых знаний

«Мой дом. Мой двор»  

Получения  новых знаний

Инд. проекты, составление плана местности, макетов

Применение знаний

Инд. проекты, составление плана местности, макетов

Комбинированный

Инд. проекты, составление плана местности, макетов

Применение знаний

« Книжка – малышка»

Комбинированный

Инд. проект, рисунки, загадки, ребусы, стихи с любимым числом

Применение знаний

Инд. проект, рисунки, загадки, ребусы, стихи с любимым числом

Комбинированный

Инд. проект, рисунки, загадки, ребусы, стихи с любимым числом

Комбинированный

  1. ….

"Звериная" зарядка

1ч.

Получения  новых знаний

Групповой проект

Применение знаний

Сказка «Репка»

Комбинированный

Групповой проект

Применение знаний

Групповой проект

Комбинированный

Сказка «Теремок»

Применение новых знаний

Групповой проект

Применение знаний

Групповой проект

Комбинированный

Сказка «Курочка-Ряба»

Получения  новых знаний

Групповой проект

Применение знаний

Групповой проект

Комбинированный

« Волшебные правила здоровья»

Получения  новых знаний

Разработка плакатов, разучивание физ.минуток

Комбинированный

Разработка плакатов, разучивание физ.минуток

Применение знаний

Разработка плакатов, разучивание физ.минуток

Комбинированный

Разработка плакатов, разучивание физ.минуток

Рефлексия

Симметрия в нашей жизни: коллекция симметричных предметов.

Получения  новых знаний

Рисование симметричной варежки

Комбинированный

«Снежинка»

Получения  новых знаний

Групповой проект

Комбинированный

Фабрика игрушек

Получения  новых знаний

Групповой проект

Комбинированный

Групповой проект

Комбинированный

Групповой проект

Применение знаний

Групповой проект

Комбинированный

Проект «Режим дня первоклассника»

Получения  новых знаний

Проект «Режим дня первоклассника»

Применение знаний

Групповой проект

Комбинированный

Групповой проект

Применение знаний

Групповой проект

Комбинированный

Проект  «Советы будущим первоклассникам»

Получения  новых знаний

Групповой проект

Применение знаний

Групповой проект

Комбинированный

Покормите птиц

Получения  новых знаний

Групповой проект

Применение знаний

Групповой проект

Комбинированный

«Сколько весит школьный рюкзак»

Получения  новых знаний

Взвешивание учебников и тетрадей

Комбинированный

Взвешивание учебников и тетрадей

Комбинированный

Расчет веса школьного портфеля

Получения  новых знаний

Рост и вес обучающего

Комбинированный

Правильный рюкзак

Комбинированный

Оценка собственного рюкзака

Применение знаний

Итого: (20 часов теории, 38 часов практики)

58ч

Раздел № 3.  Список литературы

Основная дополнительная литература:

  1. Белова И.И.. Гетманцева С.М.. Гребенникова Ю.Н, Гущина О.А. Организация проектной, учебно-исследовательской деятельности школьников: научно-практические рекомендации для педагогов дополнительного образования, учителей, методистов. –  Великий Новгород, 2016 г.
  2. Примерные программы внеурочной деятельности. Стандарты второго поколения. М.,   Просвещение, 2016 г.
  3.   Проектные задачи в начальной школе. Стандарты второго поколения.

     М., Просвещение, 2017 г.

    4.  Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школь

     ников. Издательство «Учебная литература»,  дом «Фёдоров», 2016г.

5. Горячев А.В. «Организация проектной деятельности»  gor2@procenter.net.ru

6. Румянцева  Н.Ю. Организация учебно-исследовательской деятельности

    младших школьников. pedsovet.org8.

7. Щербатых Н.И., Данилова М.В. Проектная деятельность (мастер – класс)

    http://festival.1september.ru/articles/517978/

Литература для педагога:

  1. Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. М., «Баласс», 2017 г.

Литература для  обучающихся:

    1. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.

    2. Интернет  - ресурсы.

    3. А.В.Горячев, Н.И. Иглина  "Всё узнаю, всё смогу". Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.- М. БАЛЛАС,2017г.

Наглядный материал:

    Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения и  обучающие программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Занимательные опыты и эксперименты»

Программа «Занимательные опыты и эксперименты» создана для детей младшего школьного возраста и рассчитана на один год. Учебные занятия поводятся два раза в неделю по 2 часа. В год – 144 часа.Цель прог...

Программа дополнительного образования по социально-педагогическому направлению «Вдохновение» Для воспитанников 11-14 лет коррекционной школы VIII вида

Программа кружка « Вдохновение» развивает творческие способности у детей с ОВЗ, воспитывает трудолюбие, усидчивость, терпеливость, взаимопомощь и взаимовыручку.Учит изготавливать поделки и сувениры с ...

Конспект открытого занятия по дополнительной общеобразовательной программе: «Шаг за шагом» социально-педагогической направленности. Тема «Шар»

Конспект открытого занятия по предмету: "ФЭМП", тема: "Шар". Занятие подготовлено и проведено для детей с ОВЗ с тяжелой умственной отсталостью....

Рабочая программа внеурочной деятельности по социально-педагогической направленности "Юный журналист"

Программа для реализации во внеурочной деятельности воспитателями, учителями коррекционных школ....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Юный исследователь» Направленность: социально-педагогическая 2 класс

Особенностью данной программы является  комплексный подход в системе образования учащихся, интегрированная деятельность, нетрадиционные формы работы, взаимодействие  Муниципального Бюд...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Юный исследователь» Направленность: социально-педагогическая 3 класс

Особенностью данной программы является  комплексный подход в системе образования учащихся, интегрированная деятельность, нетрадиционные формы работы, взаимодействие  Муниципального Бюд...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Юный исследователь» Направленность: социально-педагогическая 4 класс

Особенностью данной программы является  комплексный подход в системе образования учащихся, интегрированная деятельность, нетрадиционные формы работы, взаимодействие  Муниципального Бюд...