ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Юный исследователь» Направленность: социально-педагогическая 3 класс
рабочая программа

Муленкова Ирина Анатольевна

 Особенностью данной программы является  комплексный подход в системе образования учащихся, интегрированная деятельность, нетрадиционные формы работы, взаимодействие  Муниципального Бюджетного учреждения дополнительного образования центра.«Районный центр ТВОРЧЕСТВА детей И МОЛОДЕЖИ «Спектр»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_yunyy_issledovatel_3_klass.docx193.93 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СПЕКТР»

.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Юный исследователь»

Направленность: социально-гуманитарного отдела

Возраст: 8-9 лет

Срок реализации: 1 год (108 часов)

Автор-разработчик:

 Муленкова Ирина Анатольевна

педагог дополнительного образования

МАУ ДО «Спектр»  

(МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»)

Излучинск  2021

  1. Основные характеристики программы
  1. Пояснительная записка

  Направленность программы -  социально-гуманитарного отдела.

    Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный исследователь» составлена с учетом:

1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

3. Санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";

4. Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р;

5. Письма Министерства образования и науки России от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

6. Письма Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»);

7. Методических рекомендаций по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, автор: Л.Н. Буйлова/ ГАОУВО «Московский институт открытого образования».

В Концепции развития дополнительного образования детей одной из задач определено формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся.

Направленность

естественнонаучная

Актуальность  программы 

своевременность, необходимость, соответствие потребностям времени;  в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми.

Отличительные особенности программы

Особенностью данной программы является  комплексный подход в системе образования учащихся, интегрированная деятельность, нетрадиционные формы работы, взаимодействие с объединениями Центра.

Адресат программы

Обучающиеся любого УМК, в возрасте 8-9 лет

Объем и срок освоения программы

3 класс -  108 часов в год (3 часа  в неделю, 36 учебные недели);

Первое полугодие – 4 месяца, 48 часов

Второе полугодие – 6 месяцев, 60 часов.

Форма обучения

очная

Особенности организации образовательного процесса

Реализация программы предполагает обоснованное

сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности.

Предусмотрены как теоретические, так и практические занятия, подготовка

учащихся к участию в олимпиаде, конкурсах.

 состав детей – 10 человек в группе.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий.

Срок освоения – третий.  Количество учебных часов  - 3 часа в неделю   по 1 часу- 108 часов в год при 36 учебных неделях.  Продолжительность учебного часа – 45 минут.

Квалификация педагога

соответствует профилю программы.

  1. Цель рабочей программы на текущий учебный год

Цель: создание условий для приобщения младших школьников к исследовательской деятельности.

Задачи:        

Личностные:

  • формировать позитивную самооценку и взаимоуважение, самоопределение;
  • воспитывать целеустремлённость и настойчивость;

Метапредметные:

  • формировать коммуникативную компетентность в сотрудничестве;
  •  развивать умение самостоятельно и совместно принимать решения (умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности);
  •  создать ситуацию комфортного межличностного взаимодействия.

Образовательные  (предметные):

  • формировать у учащихся способность к организации исследовательской деятельности;
  • стимулировать интерес у младших школьников к знаниям в разных областях современной науки;
  • поддерживать стремление ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира.
  • развивать умение самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения;
  • формировать навык организации рабочего пространства и рационального использования времени.
  1. Планируемые результаты:

Содержание деятельности

Ожидаемый результат

Критерии выполнения

Создание условий для приобщения младших школьников к исследовательской деятельности.

Критерии выполнения

Рост личных достижений

 участников

образовательного процесса.

Участие в реализации проектов:

-количественный охват обучающихся;

 - степень участия;

 - удовлетворенность участников.

Обучающиеся должны:

  • знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
  • уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования,
  • иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
  • давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
  • уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
  •  владеть планированием и постановкой эксперимента

По окончании программы, обучающиеся смогут:

  • наблюдать и фиксировать значительное и существенное в явлениях и процессах;
  • пересказывать подробно и выборочно;
  • выделять главную мысль на основе анализа текста;
  • делать выводы из фактов, совокупности фактов;
  • выделять существенное в рассказе, разделив его на логически законченные части
  • выявлять связи зависимости между фактами, явлениями, процессами;
  • делать выводы на основе простых и сложных обобщений, заключение на основе выводов.

1.4.Содержание программы

Учебный план:

3 класс  108 часов

«Развитие  познавательной сферы»  27 ч

 Тема занятия:

Кол-во часов

Практика

Кол-во часов

Форма аттестации:

Тайны памяти.                

2 ч

          Тренинг      

2ч.

Как улучшить свою память?

2 ч

Зачет

Конкурс математических развлечений.

2 ч

Придумать ребусы

2 ч

Математический тест

и публичное выступление

Неповторимость и уникальность в проектной деятельности.

Что значит для меня ощущение успешности?

3 ч

Психологический тренинг

Что значит умение договариваться?

3 ч

2 ч

Викторина и Проверочная работа

Новые приборы

в математических подсчётах (калькулятор, секундомер, рулетка)

1 ч

2 ч

Тест

«Формирование исследовательских умений» 35 ч

 Тема занятия:

Кол-во часов

Практика

Кол-во часов

Форма аттестации:

Определение цели и задач исследования

2 ч

               

2ч.

– Формулирование гипотезы

2 ч

Выполнение работы по алгоритму.

Зачет

– Определение методов исследования

1 ч

1 ч

– Планирование исследования

 2 ч

Составление своих планов

3 ч

защита плана проекта

– Распределение ролей при работе в команде

1 ч

– Виды литературных источников информации

1 ч

Экскурсия в библиотеку

2 ч

– Виды фиксирования и обобщения информации

1 ч

3 ч

Тест

Эксперимент и исследование.

Анализ данных.

Ведение дневника

Подготовка дневника к работе

Сдача дневника

Требования к оформлению работы

Оформление работы и подготовка приложений

Рекомендации по размещению иллюстраций в работе

1 ч

Устный доклад

«Исследовательская практика»  31 ч

 Тема занятия:

Кол-во часов

Практика

Кол-во часов

Форма аттестации:

Кол-во часов

Практика презентации исследовательской работы

2 ч

               

фестиваль презентаций.

Успех презентации – залог признания и путь к номинации!

Основные подходы к составлению защитной речи.

Составление текста

Тезисы и рецензия – это тоже важно!
Основные правила написания.

2 ч

Зачет

Учебно-исследовательская конференция “Первые шаги в науку”.

8 ч

Презентация проекта и исследования.

Критерии оценки научных работ.
Экспертиза.

 2 ч

Письменная экспертиза исследовательской работы по алгоритму

1 ч

Разработка памятки “Практические советы по проведению исследования и написанию реферата исследовательской работы”

1 ч

Написание памяток

Публичное предъявление и защита.

Учимся рефлексировать!
Виды рефлексии. Рефлексия деятельности и рефлексия состояния.

2 ч

Тренинг.

2 ч

«Защита проектов исследовательской работы» 15 ч

 Тема занятия:

Кол-во часов

Практика

Кол-во часов

Форма аттестации:

«Моя родословная»

(инд. проекты)

            Выполнение работы по алгоритму.    

Защита проекта

«Куклы» (инд. и групповые проекты)

1 ч

Выполнение работы по алгоритму.

2 ч

Защита проекта

«Движение – жизнь» (инд. или парн. проекты)

Выполнение работы по алгоритму.

1 ч

Защита проекта

« Трудный путь картошки»

 ( инд. или парн. проект)

1 ч

Выполнение работы по алгоритму.

2 ч

Защита проекта

«Парк игрушек» (инд. или групп. проект)

1 ч

Выполнение работы по алгоритму.

2 ч

Защита проекта        

«Вредные звуки»

( инд. проект)

1 ч

Выполнение работы по алгоритму.

1 ч

Защита проекта        

Содержание учебного плана:

«Развитие познавательной сферы» (17 часов теории, 10 часов практики)

      Задачи данного модуля включают в себя совершенствование мыслительных процессов: памяти, внимания, аналитико – синтетического мышления, творческого воображения и т.д.

«Формирование исследовательских умений» (17 часов теории, 18 часов практики)

     Задачи данного модуля включают в себя формирование необходимых знаний, умений, навыков, необходимых для организации работы по исследовательскому поиску.

 «Исследовательская практика» (20 часов теории, 11 часов практики)

      Задачами данного модуля являются: формирование у учащихся представления об исследовательской работе, как об одном из ведущих способах открытии новых знаний, развитие умений творчески работать в коллективе, проводить самостоятельные наблюдения и эксперименты.

 «Защита проектов исследовательской работы» (15 часов практики)

      Задачей данного модуля  является формирование умения обобщать опыт научного исследования, развитие личности ребёнка, способной к  самореализации и самоутверждению.

        II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2.1. Годовой учебный план

Этапы образовательного процесса

1 полугодие – 17 учебных недель

01.09.2021 - 28.12.2021

Учебный процесс, мероприятия, выставки, концерты

21.12.2021 - 22.01.2022

Промежуточная аттестация обучающихся по усвоению

Дополнительных общеобразовательных        общеразвивающих программ по итогам 1-го полугодия

30.12.2021 - 09.01.2022

Зимние каникулы

2 полугодие – 19 учебных недель

09.01.2022 - 31.05.2022

Учебный процесс, мероприятия, выставки, концерты

29.03.2022 - 31.03 2022

Весенние каникулы

04.05.2022- 25.05.2022

Итоговая аттестация обучающихся по  усвоению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ

Нерабочие праздничные дни:

1 января – 8 января - Новый год

7 января –Рождество Христово

23 февраля - День защитника Отечества

8 марта – Международный женский день

 1 мая – Праздник Весны и Труда

9 мая – День Победы

12 июня – день России

4 ноября - День народного единства

2.2.  Условия реализации программы

     Занятия проводятся  в учебном кабинете,  библиотеках, различных объектах поселка (улицы, достопримечательности и пр.).  Проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВН, и т.д.

     Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

Материально- техническое обеспечение:

Наименования объектов и средств материально- технического обеспечения

Количество

Примечания

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

       Учебно - методические комплекты (программы, учебники, рабочие тетради, хрестоматии и т. п.).

     Научно - популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием обучения).

     Детская справочная литература (справочники, атласы - определители, энциклопедии) об окружающем мире (природе, труде людей, общественных явлениях и пр.).

     Методические пособия для учителя

К

П

П

Д

    Библиотечный фонд комплектуется на основе федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки РФ

Печатные пособия

     Таблицы обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения.

    Плакаты по основным темам – магнитные или иные       Портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, писателей, поэтов, композиторов и др.)

    Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)

Д

Д

Д

 Например, репродукции картин

Компьютерные и информационно - коммуникативные средства

    Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы.

Ф

Технические средства обучения

   

    Экспозиционный экран.

    Персональный компьютер.

    Мультимедийный проектор

Д

Д

Д

    Размер не менее 150×50 см

Экранно - звуковые пособия

    Видеофильмы по предмету (в том числе в цифровой форме).

    Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме)

Д

Д

 Например, могут быть использованы фрагменты музыкальных произведений, записи голосов птиц и др.

Учебно - практическое и учебно - лабораторное оборудование

    Термометры для измерения температуры воздуха, воды.

    Термометр медицинский.

    Лупа.

    Компас.

    Часы с синхронизированными стрелками.

    Микроскоп (по возможности цифровой).

    Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения: для измерения веса (весы рычажные, весы пружинные, наборы разновесов и т. д. ), изучение свойств звука (камертоны, наушники и т. д.), проведения наблюдений за погодой (флюгер, компас и т.д.), по экологии (фильтры, красители пищевые и т.д.), измерительные приборы (в том числе цифровые) и т.п.

К

Д

К

К

Д

Д

К/Ф

Натуральные объекты

    Коллекции полезных ископаемы

    Коллекции плодов и семян растений

    Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учетом содержания обучения)

   

Ф/П

Ф/П

Ф/П

  С учетом местных особенностей и условий школы

Игры и игрушки

    Настольные развивающие игры по тематике предмета (лото, игры-путешествия и пр.)

    Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам:  дом, зоопарк, ферма, транспорт, магазин и др.)

    Набор карандашей, красок, альбомов для рисования

П

П

К

Оборудование класса

    Ученические столы одно- и двухместные с комплектом стульев

    Стол учительский с тумбой

    Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

    Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала

    Подставка для книг, держатели для карт и т.п.

Ф

Д

Д

Д

    В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами

Д-демонстрационный экземпляр

К-полный комплект

Ф-комплект для фронтальной работы

П-комплект для работы в группах

2.3. Формы аттестации\контроля:

Текущий контроль

-в конце изучения каждой темы  (тесты, викторины, зачеты, проверочные работы). 

Промежуточная аттестация

- выставки; участие в конкурсах и конференциях.

Итоговая аттестация

-диагностика уровня ключевых, метапредметных и предметных компетенций учащихся

(вводная - октябрь, итоговая - апрель).

Для определения качества обученности обучающихся по дополнительной общеразвивающей программе «Юный исследователь» используется шкала оценки (уровень):

  • Высокий уровень (В) - (показатели по освоению содержания образовательной программы, подлежащей аттестации, проявляются полностью);
  • Выше среднего (В/с) – (проявляется большая часть показателей),
  • Средний  (С) -  (проявляется половина из перечисленных показателей);
  • Ниже среднего (Н/с)  – (проявляется минимум показателей или совсем не проявляется).

2.4. Оценочный материал

Методики выявления уровня  компетентности обучающихся в результате освоения дополнительной образовательной программы ___________________  

___________________   год обучения

Цель: определить уровень освоения дополнительной образовательной программы  обучающимися ___________ года обучения.

Сроки диагностики: вводная – октябрь, итоговая -  апрель.

Параметры диагностирования:

  1. Ключевые компетенции по трем направлениям,
  2. Метапредметные компетенции по 6 направлениям,  
  3. Предметные компетенции.

Шкала оценки (уровень): В – высокий (проявляется полностью); В/с – выше среднего (проявляется большая часть показателей); С -  средний (проявляется половина из перечисленных показателей); Н/с  – ниже среднего (проявляется минимум показателей или совсем не проявляется)

  1. Методика оценки ключевых компетенций

Компетенции

Показатели уровня сформированности

Средства контроля

1.1

Компетенции самопроявления

  1. Проявляет способность к саморазвитию.
  2. Управляет своим эмоциональным состоянием.
  3. Умеет сконцентрироваться, мобилизоваться.
  4. Стремится к конечному результату.
  5. Проявляет силу воли.
  6. Проявляет уверенность в своих силах.
  7. Самодостаточен.
  8. Способен сконцентрироваться на выполнении задания
  9. Способен к самоконтролю и рефлексии.
  10. Знает свои сильные и слабые стороны.

9-10 показателей высокий уровень;

6-8-выше среднего;

5 -средний;

1-4 –ниже среднего

Наблюдение, тестирование, контрольное задание, самооценка.

1.2

Информационная компетенция

  1. Способен работать с разнообразной информацией.
  2. Умеет использовать ИКТ-технологии.
  3. Умеет пользоваться собранной информацией: анализировать, обобщать, делать выводы.

3- высокий уровень;

2-выше среднего;

1 -средний;

0–ниже среднего

Наблюдение, тестирование, контрольное задание, самооценка.

1.3

Коммуникативная компетенция

  1. Способен высказывать свое мнение.
  2. Умеет публично выступать.
  3. Понимает, как вести себя с взрослыми и ровесниками.
  4. Комфортно чувствует себя в коллективе сверстников.
  5. Эмоционально привязан к родителям и взрослым.
  6. Понимает, что нельзя высмеивать, обижать, дразнить
  7. Способен работать в группе.
  8. Понимает ценность своей активности.
  9. Осознаёт ценность языкового и речевого развития.
  10. Способен  побуждать других людей работать сообща ради достижения поставленной цели.
  11. Способен проявлять эмпатию, чувствительность к эмоциональному состоянию собеседников.
  12. Проявляет гибкость, способность адекватно менять свое поведение в зависимости от ситуации.

10-12 показателей высокий уровень;

7-9-выше среднего;

5-6 -средний;

1-4 –ниже среднего

Наблюдение, тестирование, контрольное задание, самооценка.

  1. Методика оценки метапредметных компетенций

        

Компетенции

Показатели уровня сформированности

Средства контроля

2.1

Социальные

Параметры диагностирования:

  1. Проявляет организаторские способности.
  2. Способен адекватно вести себя в различных социальных ситуациях.
  3. Положительно относится к сохранению традиций.
  4. Активно участвует в акциях.
  5. Способен к состраданию.
  6. Умеет договариваться в конфликтной ситуации.
  7. Соблюдает правила, общественные требования.
  8. Проявляет толерантность, тактичность.

9.Осознаёт свой гражданский долг.

8-9- высокий уровень;

6-7-выше среднего;

5 -средний;

1-4–ниже среднего

Наблюдение

Тестирование,

Мониторинг участия

2.2

Исследовательские

  1. Умеет организовать и оформить исследовательскую работу.
  2. Способен к восприятию новых знаний.
  3. Умеет выделять главное в проектной деятельности.
  4. Способен выстраивать логическую цепочку.
  5. Умеет ставить и решать познавательные задачи.
  6. Способен к нестандартным решениям.
  7. Способен разрешать проблемные ситуации,
  8. Готов  использовать новые идеи и инновации для достижения цели,
  9. Умеет проводить целенаправленные наблюдения, замечать и описывать различия и сходства.

8-9- высокий уровень;

6-7-выше среднего;

5 -средний;

1-4–ниже среднего

Наблюдение

Тестирование,

Мониторинг участия Проектная работа

2.3

Экологические

  1. Понимает ценность природы.
  2. Стремится к улучшению экологической обстановки.
  3. Активно участвует в экологических акциях.
  4. Понимает взаимосвязь человека и природы.
  5. Понимает значимость экологических знаний.
  6. Прогнозирует свои действия  и применяет экологические знания  в практической деятельности.
  7. Умеет предотвращать и сводить к минимуму деятельность, причиняющую вред окружающей среде.

6-7 показателей высокий уровень;

4-5 выше среднего;

3 -средний;

1-2 –ниже среднего

Наблюдение

Тестирование,

Мониторинг участия

2.4

Технологические 

  1. Способен выполнять действия по образцу, алгоритму
  2. Способен организовать рабочее место,
  3. Способен ориентироваться в разных видах деятельности, средствах и способах деятельности.
  4. Осознает определенные требования к продукту своей деятельности,
  5. Анализирует достоинства и недостатки собственного продукта.

5- высокий уровень;

4-выше среднего;

3 -средний;

1-2 –ниже среднего

Наблюдение, тестирование, контрольное задание,

2.5

Здоровьесберегающие

  1. Знает и соблюдает нормы здорового образа жизни,
  2. Осознает ценность жизни и своего здоровья, опасности курения, алкоголизма, наркомании;
  3. Знает и соблюдает правила личной гигиены, обихода;
  4. Осознаёт необходимость соблюдения техники безопасности,
  5. Понимает, как действовать во время пожара, на дороге, в чрезвычайных ситуациях.

5- высокий уровень;

4-выше среднего;

3 -средний;

1-2 –ниже среднего

2.6

Художественно-эстетические

  1. Понимает ценность культуры, в том числе культуры разных народов,
  2. Умеет творчески оценивать продукт деятельности с позиции эстетики, технологии, качества,
  3. Понимает ценность классических произведений, искусства,
  4. Проявляет творчество в своей деятельности,
  5. стремится выразить себя с помощью различных средств.
  6. Способен быть оригинальным,

6 показателей - высокий уровень;

4-5 выше среднего;

3 -средний;

1-2 –ниже среднего

Наблюдение, тестирование, контрольное задание, самооценка.

 

III.  Предметные компетенции

3.1. Владеет специальными компетенциями по специфике выбранного направления объединения. Таблица по содержанию тема и разделов программы.

Остальные параметры задаются по выбору педагога, могут быть внесены в таблицу по специальным компетенциям.

3.2. Владеет знаниями:

  • о месте и роли соответствующей области знаний в общественной жизни;
  • об основных требованиях к характеру умственной, физической и психологической нагрузки специалиста;
  • о характере условий труда и быта, перспектив распределения и профессионального роста, оплаты труда, особенности деятельности соответствующих профессий.

3.3. Осознаёт роль труда в обществе и уважает человека труда;

3.4. Ответственно относится к труду, проявляет трудолюбие;

3.5.  Готов к сознательному выбору профессии;

3.6. Уважительно относится к любому общественно значимому труду и к его результатам;

3.7. Способен объективно оценивать последствия нарушения трудовой и учебной дисциплины.

Диагностика специальных умений и навыков

Объединение: «Юный исследователь » Педагог: Муленкова И.А.

20___-20____учебный год

  1. Использование в работе стандартных программ.
  2. Умение работать в программе  Microsoft Office Word 2009
  3. Работать с программой Microsoft Office  Power Point  2009
  4. Осуществлять поиск информации на компьютере.
  5. Соблюдение правил технике безопасности во время работы с ПК и с другими исследовательскими приборами.

ФИ учащихся

Вводная

Текущая

Итоговая

1

2

3

4

5

итог

итог

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Низкий__0__/ 0___ниже среднего___0__/__0__, средний___7_/__выше среднего__10___/__0___, высокий ___0__/___0___                  

Карта диагностики уровня ключевых компетенций обучающихся по программе

                     __Юнный исследователь__,  _3  год обучения 20___-20___ уч. г.

Ф.И.

обучающегося

Компетенции

Итог

Компетенции

Итог

Вводная диагностика

Итоговая  диагностика

самопроявления

информационная

коммуникативная

самопроявления

информационная

коммуникативная

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Уровень по группе

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высокий

Карта диагностики уровня метапредметных компетенций обучающихся по программе

_______Юнный исследователь___,  3 год обучения 20___-20___уч. г.

Ф.И.

обучающегося

социальные

иссследовательские

экологические

технологические

здоровьесберегающие

Художественно-эстетические

Нач. года

Конец года

ввод

итог

ввод

итог

ввод

итог

ввод

итог

ввод

итог

ввод

итог

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Уровень по группе

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высокий

2.5. Методические материалы:

 Методы обучения.

В основе учебных проектов лежат исследовательские методы обучения. Вся деятельность учащихся сосредотачивается на следующих этапах:

 определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;

 выдвижение гипотезы их решения;

 обсуждение методов исследования;

 проведение сбора данных;

 анализ полученных данных;

 оформление конечных результатов;

 подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода "мозгового штурма", "круглого стола", статистических методов, творческих отчетов, просмотров и пр.).

Формы организации учебного материала

Программа предполагает использование следующих обучающих форм: 

  •  Урок (в классическом понимании).
  •  Научные практикумы.
  •  Уроки-дискуссии.
  •  Консультации.
  •  Беседы. 
  •  Экскурсия.
  •  Научные состязания.
  •  Защита исследовательских мини-проектов.

     Дистанционная форма работы. (по необходимости)

Для работы с детьми в дистанционной форме создается общая группа в Мессенджерах WhatsApp и Viber. В общий чат детям высылается тема, алгоритм выполнения заданий, список необходимых материалов, видеоматериал, мастер-классы. В общем чате проходит обсуждение выполнения задания. Дети выполняют задания, фотографируют этапы выполнения работы. Получают обратную связь через комментарии педагога (Мессенджерs). Также проводится индивидуальная консультация (видеозвонок), рассылка заданий через электронную почту. Дети выполняют задания, фотографируют свои работы, отправляют педагогу, педагог размещает работы в общем чате группы и в группе ВКонтакте. Организуются занятия в Zoom.

Педагогические технологии:

  • разно уровневое обучение;
  • проблемное обучение;
  • проектные методы обучения; 
  • исследовательские методы в обучении;
  • технология использования в обучении игровых методов:ролевых, деловых, и других видов обучающих игр;
  • обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
  • информационно-коммуникационные технологии; 
  • систему инновационной оценки «портфолио»;
  • здоровье сберегающие технологии.

    Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся.

Алгоритм учебного занятия:

    Учебные занятия являются хоть и ограниченным по времени процессом,
представляют собой модель деятельности педагога и детского коллектива.

               Этапы:

Задачи этапа:

Содержание этапа:

1 этап - организационный

подготовка детей к работе на занятии, организация начала занятия

создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания

  II этaп – проверочный

установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если было), выявление пробелов и их коррекция

проверка домашнего задания (творческого, практического) проверка усвоения знаний предыдущего занятия

III этап -   подготовительный   (подготовка   к   восприятию   нового

содержания)

мотивация и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности

сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (пример, познавательная задача, проблемное задание детям)

 IV этап  -  основной  

1   Усвоение новых знаний и способов действии  

обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения.

Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей

2. Первичная   проверка   понимания    

установление    правильности    и осознанности   усвоения   нового   учебного   материала,   выявление   неверных представлений,  их  коррекция.  

Применяют  пробные  практические задания, которые    сочетаются     с    объяснением    соответствующих     правил    или обоснованием

3.   Закрепление    знаний    и    способов    действуй    

Применяют    тренировочные

упражнения, задания, выполняемые детьми самостоятельно

4. Обобщение и систематизация знаний

формирование целостного представления знаний по теме.

Распространенными способами работы являются беседа и практические задания

V этап – контрольный  

выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция.

Используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского)

VI этап - итоговый

 анализ и оценка успешности достижения цели, перспектива последующей работы

педагог сообщает ответы на следующие вопросы: как работали учащиеся на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками овладели

VII этап - рефлексивный

мобилизация детей на самооценку.

Может оцениваться

работоспособность, психологическое состояние, результативность работы,

содержание и полезность учебной работы

VIII этап- информационный. 

обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения

домашнего задания, логики дальнейших занятий

Информация о домашнем задании (если

 необходимо), инструктаж по его выполнению, определение перспективы следующих занятий

         

     Изложенные этапы могут по-разному комбинироваться, какие-либо из них могу не иметь места в зависимости от педагогических целей.

Дидактические материалы:

Проведение эксперимента осуществляется по плану.

Основанием плана являются этапы исследования:

Первый этап исследования - подготовительный - включает в себя выбор проблемы и темы, определение и подготовку объекта и предмета, целей и задач, разработку гипотезы исследования, подготовку инструментария, обучение участников исследования.

Второй этап - конструирующий - это формирование предварительных выводов, их апробирование и уточнение.

Третий этап – экспериментальный. 

Четвѐртый этап - контрольный. 

Пятый - заключительный - подведение итогов и оформление результатов.

                         

                          Этапы работы над проектом или исследованием.

Содержание работы на этапе

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1 Этап: подготовка

Проведение вводной беседы с целью:

-формирования первичного представления об изучаемом объекте

-формирования интереса к данной теме

-создания условий и возможностей для дальнейшей творческой деятельности

2 Этап: организация проектной и исследовательской деятельности

Актуализация знаний

1.Выбор темы и целей проекта через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование и т.п.

2.Определение количества участников проекта, состава исследовательской группы.

Обсуждение темы с учителем, получение при необходимости дополнительной информации, постановка цели.

Предъявление заранее подготовленных карточек, памяток и т.п. для каждого ученика-исследователя. Помощь в постановке целей.

Плановые работы

1.Определение источников информации.

2.Планирование способов сбора и анализа информации.

3.Планирование итогового продукта (формы представления результата).

Выработка плана действий (как можно это сделать?).

Определение основных методов:

-прочитать в книге

-понаблюдать

-посмотреть в компьютере

-задать вопросы родителям,

Выдвижение идей, высказывание предположений, определение сроков работы, ее этапов.

  1. Рабочая программа

Календарно – тематическое планирование

3 класс  108 часов

занятия

Дата

Тема занятия.

Кол-во часов

Тип

занятия

Виды

контроля

план

факт

«Развитие  познавательной сферы»  27 ч

  1. 1

Тайны памяти (теория)            

Получения  новых знаний

Тренинг

Тайны памяти (теория)  

Закрепление

Тайны памяти (теория)  

Комбинированный

Тайны памяти (практика)              

Применение новых знаний

Тайны памяти (практика)              

Применение знаний

  1. ….

Как улучшить свою  память? (теория)  

Получения  новых знаний

Как улучшить свою  память? (теория)  

Комбинированный

Как улучшить свою  память? (практика)  

Применение новых знаний

Зачет

Конкурс математических развлечений (теория)

1 ч

Получения  новых знаний

Конкурс математических развлечений (теория)

1 ч

Комбинированный

Математический тест

Придумать ребусы (практика)

1 ч

Применение новых знаний

Придумать ребусы (практика)

1 ч

Применение знаний

Публичное выступление

Неповторимость и уникальность в проектной деятельности (теория)

1 ч

Получения  новых знаний

Неповторимость и уникальность в проектной деятельности (теория)

Применение новых знаний

Неповторимость и уникальность в проектной деятельности (теория)

Комбинированный

Что значит для меня ощущение успешности?

(теория)

1 ч

Получения  новых знаний

Что значит для меня ощущение успешности?

(теория)

1 ч

Применение новых знаний

Что значит для меня ощущение успешности?

(теория)

1 ч

Комбинированный

Психологический тренинг

1 ч

Рефлексия

Что значит умение договариваться? (теория)

1 ч

Получения  новых знаний

Что значит умение договариваться? (теория)

1 ч

Применение новых знаний

Что значит умение договариваться? (практика)

1 ч

Закрепление

Викторина

Что значит умение договариваться? (теория)

1 ч

Комбинированный

Что значит умение договариваться? (практика)

1 ч

Комбинированный

Проверочная работа

Новые приборы

в математических подсчётах (калькулятор, секундомер, рулетка) (теория)

1 ч

Получения  новых знаний

Новые приборы

в математических подсчётах (калькулятор, секундомер, рулетка) (практика)

1 ч

Применение новых знаний

Новые приборы

в математических подсчётах (калькулятор, секундомер, рулетка) (практика)

1 ч

Комбинированный

Тест

Итого: (17 часов теории, 10 часов практики)

27ч

занятия

Дата

Тема занятия.

Кол-во часов

Тип

занятия

Виды

контроля

план

факт

«Формирование исследовательских умений» 35 ч

  1. 1

Определение цели и задач исследования (теория)

Получения  новых знаний

Определение цели и задач исследования (теория)

Закрепление

Определение цели и задач исследования (практика)

Комбинированный

Определение цели и задач исследования (практика)

Применение знаний

Формулирование гипотезы

(теория)

Получения  новых знаний

  1. ….

Формулирование гипотезы (теория)

Комбинированный

Выполнение работы по алгоритму.(практика)

Комплексное применение знаний

Выполнение работы по алгоритму (практика)

Контрольный

Зачет

Определение методов исследования  (теория)

1 ч

Получения  новых знаний

Определение методов исследования (практика)

1 ч

Комбинированный

Планирование исследования

(теория0

1 ч

Применение новых знаний

Планирование исследования

(теория)

1 ч

Применение знаний

Составление своих планов (практика)

1 ч

Комплексное применение знаний

защита плана проекта

Составление своих планов (практика)

Комплексное применение знаний

защита плана проекта

Составление своих планов (практика)

Комбинированный

защита плана проекта

Распределение ролей при работе в команде (теория)

1 ч

Получения  новых знаний

Распределение ролей при работе в команде (практика)

1 ч

Применение новых знаний

Виды литературных  источников информации (теория)

1 ч

Получения  новых знаний

Экскурсия в библиотеку

1 ч

Комбинированный

Экскурсия в библиотеку

1 ч

Рефлексия

Виды фиксирования и обобщения информации

1 ч

Применение новых знаний

Виды фиксирования и обобщения информации (практика)

1 ч

Закрепление

Виды фиксирования и обобщения информации (прктика)

1 ч

Комбинированный

Тест

Эксперимент и исследование (теория)

1 ч

Получения  новых знаний

Проверочная работа

Эксперимент и исследование (практика)

1 ч

Применение новых знаний

Анализ данных (теория)

1 ч

Получения  новых знаний

Ведение дневника (теория)

1 ч

Получения  новых знаний

Подготовка дневника к работе (практика)

1 ч

Комбинированный

Подготовка дневника к работе (практика)

1 ч

Комбинированный

Подготовка дневника к работе (практика)

1 ч

Контрольный

Сдача дневника

Требования к оформлению работы (теория)

1 ч

Получения  новых знаний

Требования к оформлению работы (теория)

1 ч

Комбинированный

Оформление работы и подготовка приложений (теория)

1 ч

Получения  новых знаний

Рекомендации по размещению иллюстраций в работе (теория)

1 ч

Получения  новых знаний

Рекомендации по размещению иллюстраций в работе (практика)

1 ч

Комбинированный

Устный доклад

Итого: (17 часов теории, 18 часов практики)

35 ч

занятия

Дата

Тема занятия.

Кол-во часов

Тип

занятия

Виды

контроля

план

факт

«Исследовательская практика»  31 ч

  1. 1

Практика презентации исследовательской работы (теория)

Получения  новых знаний

Практика презентации исследовательской работы (теория)

Закрепление

Практика презентации исследовательской работы (практика)

Комбинированный

Фестиваль презентаций.

Успех презентации – залог признания и путь к номинации! (теория)

Применение новых знаний

Основные подходы к составлению защитной речи (теория)

Применение знаний

  1. ….

Составление текста (практика)

Комбинированный

Тезисы и рецензия – это тоже важно!
Основные правила написания (теория)

Получения  новых знаний

Тезисы и рецензия – это тоже важно!
Основные правила написания (теория)

1 ч

Применение новых знаний

Тезисы и рецензия – это тоже важно!
Основные правила написания (практика)

Контрольный

Зачет

Учебно-исследовательская конференция “Первые шаги в науку” (теория)

1 ч

Получения  новых знаний

Учебно-исследовательская конференция “Первые шаги в науку” (теория)

1 ч

Комбинированный

Учебно-исследовательская конференция “Первые шаги в науку” (теория)

1 ч

Комбинированный

Учебно-исследовательская конференция “Первые шаги в науку” (теория)

1 ч

Комбинированный

Учебно-исследовательская конференция “Первые шаги в науку” (теория)

1 ч

Комбинированный

Учебно-исследовательская конференция “Первые шаги в науку” (теория)

1 ч

Комбинированный

Учебно-исследовательская конференция “Первые шаги в науку” (теория)

1 ч

Учебно-исследовательская конференция “Первые шаги в науку” (теория)

Комбинированный

Учебно-исследовательская конференция “Первые шаги в науку” (практика)

Презентация проекта и исследования

Учебно-исследовательская конференция “Первые шаги в науку” (практика)

1 ч

Презентация проекта и исследования

Учебно-исследовательская конференция “Первые шаги в науку” (практика)

1 ч

Презентация проекта и исследования

Критерии оценки научных работ. Экспертиза (теория)

1 ч

Получения  новых знаний

Критерии оценки научных работ. Экспертиза (теория)

1 ч

Комбинированный

Письменная экспертиза исследовательской работы по алгоритму (практика)

1 ч

Рефлексия

Разработка памятки “Практические советы по проведению исследования и написанию реферата исследовательской работы” (теория)

1 ч

Применение новых знаний

Написание памяток (практика)

1 ч

Закрепление

Публичное предъявление и защита.

Написание памяток (практика)

1 ч

Комбинированный

Публичное предъявление и защита.

Написание памяток (практика)

1 ч

Комбинированный

Публичное предъявление и защита.

Учимся рефлексировать!
Виды рефлексии. Рефлексия деятельности и рефлексия состояния (теория)

1 ч

Получения  новых знаний

Учимся рефлексировать!
Виды рефлексии. Рефлексия деятельности и рефлексия состояния (теория)

1 ч

Применение новых знаний

Тренинг

1 ч

Комбинированный

Тренинг

1 ч

Комплексное применение

Итого: (20 часов теории, 11 часов практики)

31 ч

занятия

Дата

Тема занятия.

Кол-во часов

Тип

занятия

Виды

контроля

план

факт

«Защита проектов исследовательской работы» 15 ч

  1. 1

«Моя родословная»

(инд. проекты)

Получения  новых знаний

Выполнение работы по алгоритму (практика)

Комбинированный

Защита проекта

«Куклы» (инд. и групповые проекты)

Получения  новых знаний

Выполнение работы по алгоритму (практика)

Комбинированный

Выполнение работы по алгоритму (практика)

Комбинированный

Защита проекта

  1. ….

«Движение – жизнь» (инд. или парн. проекты)

Получения  новых знаний

Выполнение работы по алгоритму (практика)

Комбинированный

Защита проекта

« Трудный путь картошки»

 ( инд. или парн. проект)

Применение новых знаний

Зачет

Выполнение работы по алгоритму (практика)

Комбинированный

Выполнение работы по алгоритму (практика)

Комбинированный

Защита проекта

«Парк игрушек» (инд. или групп. проект)

1 ч

Применение новых знаний

Выполнение работы по алгоритму (практика)

Комбинированный

Выполнение работы по алгоритму (практика)

Комбинированный

Защита проекта

«Вредные звуки»

( инд. проект)

Применение новых знаний

Выполнение работы по алгоритму (практика)

Комбинированный

Защита проекта

Итого: 15 часов практики

15ч

Всего за год:

54 часов теории, 54 часов практики

108 ч

Раздел № 3.  Список литературы

Основная дополнительная литература:

  1. Белова И.И.. Гетманцева С.М.. Гребенникова Ю.Н, Гущина О.А. Организация проектной, учебно-исследовательской деятельности школьников: научно-практические рекомендации для педагогов дополнительного образования, учителей, методистов. –  Великий Новгород, 2014 г.
  2. Примерные программы внеурочной деятельности. Стандарты второго поколения. М.,   Просвещение, 2015 г.
  3.   Проектные задачи в начальной школе. Стандарты второго поколения.

     М., Просвещение, 2014 г.

    4.  Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школь

     ников. Издательство «Учебная литература»,  дом «Фёдоров», 2013г.

5. Горячев А.В. «Организация проектной деятельности»  gor2@procenter.net.ru

6. Румянцева  Н.Ю. Организация учебно-исследовательской деятельности

    младших школьников. pedsovet.org8.

7. Щербатых Н.И., Данилова М.В. Проектная деятельность (мастер – класс)

    http://festival.1september.ru/articles/517978/

Литература для педагога:

  1. Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. М., «Баласс», 2015 г.

Литература для  обучающихся:

    1. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.

    2. Интернет  - ресурсы.

    3. А.В.Горячев, Н.И. Иглина  "Всё узнаю, всё смогу". Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.- М. БАЛЛАС,2015г.

Наглядный материал:

    Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения и  обучающие программы.

Федеральные проекты, входящие в национальный проект: https://edu.gov.ru/national-project/

Современная школа

Успех каждого ребенка

Молодые профессионалы

Цифровая образовательная среда

Социальная активность

Социальные лифты для каждого

Патриотическое воспитание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Занимательные опыты и эксперименты»

Программа «Занимательные опыты и эксперименты» создана для детей младшего школьного возраста и рассчитана на один год. Учебные занятия поводятся два раза в неделю по 2 часа. В год – 144 часа.Цель прог...

Программа дополнительного образования по социально-педагогическому направлению «Вдохновение» Для воспитанников 11-14 лет коррекционной школы VIII вида

Программа кружка « Вдохновение» развивает творческие способности у детей с ОВЗ, воспитывает трудолюбие, усидчивость, терпеливость, взаимопомощь и взаимовыручку.Учит изготавливать поделки и сувениры с ...

Конспект открытого занятия по дополнительной общеобразовательной программе: «Шаг за шагом» социально-педагогической направленности. Тема «Шар»

Конспект открытого занятия по предмету: "ФЭМП", тема: "Шар". Занятие подготовлено и проведено для детей с ОВЗ с тяжелой умственной отсталостью....

Рабочая программа внеурочной деятельности по социально-педагогической направленности "Юный журналист"

Программа для реализации во внеурочной деятельности воспитателями, учителями коррекционных школ....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Юный исследователь» Направленность: социально-педагогическая 1 класс

Особенностью данной программы является  комплексный подход в системе образования учащихся, интегрированная деятельность, нетрадиционные формы работы, взаимодействие  Муниципального Бюд...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Юный исследователь» Направленность: социально-педагогическая 2 класс

Особенностью данной программы является  комплексный подход в системе образования учащихся, интегрированная деятельность, нетрадиционные формы работы, взаимодействие  Муниципального Бюд...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Юный исследователь» Направленность: социально-педагогическая 4 класс

Особенностью данной программы является  комплексный подход в системе образования учащихся, интегрированная деятельность, нетрадиционные формы работы, взаимодействие  Муниципального Бюд...