Программа внеурочной деятельности для 8 - 11 классов "Основы журналистики"
рабочая программа (8, 9, 10, 11 класс)

Киосева Елена Николаевна

Программа ориентирована на то,  чтобы обучающиеся попробовали себя в роли журналистов. Занятия по данной программе предполагают личностно ориентированный подход, который учитывает особенности учащихся и учит их свободно и творчески мыслить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mne_osnovy_zhurnalistiki.doc144 КБ

Предварительный просмотр:

                           Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе программы дополнительного образования «Журналистика в  школе»  (Журналистика в школе. 8-11 классы: программа, материалы к занятиям/ авт.-сост. Н.А.Спирина. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель,  2013 г. - 207с.). Пособия издательства «Учитель» допущены к использованию в образовательном процессе  Приказом Министерства образования и науки РФ № 16 от 166.01.2012 г.

Актуальность программы дополнительного образования связана с решением такого блока задач общеобразовательной организации, как  социально-творческое развитие личности, профессиональная ориентация, социализация и личностное становление детей и подростков.

Программа ориентирована на то,  чтобы обучающиеся попробовали себя в роли журналистов. Занятия по данной программе предполагают личностно ориентированный подход, который учитывает особенности учащихся и учит их свободно и творчески мыслить.

Программа рассчитана на учащихся 10  классов, заинтересованных в изучении основ журналистики и овладении практическими навыками  работы  и ориентирована на применение широкого комплекса знаний по базовым учебным дисциплинам, таким как литература, русский язык, история, география и др. В свою очередь,  обучение по  данной программе не только значительно расширит объем знаний по основам учебных предметов, но и даст запас сведений, необходимых для успешной будущей профессиональной деятельности, а также знания общекультурного характера.

Цели программы:

  1. создать условия для оптимальной социальной и творческой самореализации личности,
  2. формировать медиакультуру в профильной ориентации обучающихся и стимулировать их активность в поиске будущей профессии,
  3. изучить основы журналистского мастерства.

В ходе реализации поставленных целей решаются следующие задачи:

обучающие

  • овладение знаниями о принципах журналистской деятельности, об особенностях профессии журналиста, а также о профессиях, имеющих прямое и косвенное отношение к медиасфере,
  • овладение основными навыками журналистского мастерства, коммуникативными компетентности и приобретение первичного профессионального опыта,
  • формирование практических навыков создания школьного печатного издания.

развивающие

  • развитие образного и логического мышления,
  • развитие творческих способностей подростков,
  • расширение общего кругозора.

воспитывающие

  • формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства,
  • формирование нравственных основ личности будущего журналиста,
  • формирование навыков совместной деятельности и диалогового общения, современного мировоззрения, активной жизненной позиции,
  • воспитание культуры поведения и речи.

Основными требованиями  к обучающимся при изучении основ журналистики как профессии являются желание овладеть навыками работы юного корреспондента; активная позиция во время занятий; выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, пресс-конференциях, семинарах, творческих конкурсах.

Формы контроля разнообразны:

- самостоятельные работы в различных жанрах журналистики;

- семинары-практикумы по изученной теме;

- творческие конкурсы;

- творческие мастерские;

- эвристические беседы;

- проекты;

- публикации.

Виды деятельности обучающихся:

  • теоретические занятия;
  • творческий практикум (сочинения разных жанров);
  • работа с прессой (обзор, анализ, рецензирование, сбор материала, редактирование, исследование);
  • работа со справочной литературой (словарями, библиографическими указателями  и каталогами, энциклопедиями и т.п.);
  • анкетирование;
  • социологический опрос;
  • участие в школьных и районных мероприятиях, конкурсах прессы;
  • выпуск школьной газеты;
  • посещение обучающих семинаров.

Требования к уровню подготовки учащихся:

знать:

  • стилистические особенности газетных жанров;
  • специфику профессии журналиста;
  • основы редактирования;
  • структуру газеты.

уметь:

  • создавать творческие работы  публицистического стиля;
  • моделировать газету;
  • редактировать текст;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Настоящая программа построена в соответствии с основной поставленной целью – овладением навыками журналистского мастерства. Для достижения цели и выполнения задач программой используются современные методики обучения основам журналистики. Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей на основе дифференцированного подхода.

        

Программа кружка общим объемом 34 часа рассчитана на 1 учебный год. Занятия проводятся 1 раз в неделю  во внеурочное время.


Учебно-тематический план

программы кружка «Основы  журналистики»

Название раздела

Всего часов

Лекционные

Практические

Формы контроля

Краткое введение в историю журналистики

5

2

3

Эвристическая беседа, творческая работа, реферат

Основы журналистики

10

5

5

Эвристическая беседа, творческая работа, проект

Художественно-техническое оформление издания

10

5

5

Эвристическая беседа, творческая работа, проект

Редакционно-издательская деятельность

9

2

7

Эвристическая беседа, творческая работа, проект

Всего

34

14

30


Содержание программы «Основы журналистики»

ТЕМА 1. КРАТКОЕ ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ЖУРНАЛИСТИКИ

Вводное занятие. Ознакомление с программой. Знакомство с журналистикой: журналистика как профессия; профессиональные качества журналиста; виды и типы СМИ; СМИ и экология, религия, социальные проблемы и др.

Газетный мир. Журналистика и литература, этимология слов «журналистика», «газета».

Как и почему возникла журналистика. Древняя Греция. Рим. Рукописные издания. «Анналы». «Большие анналы». Первые информационные бюро. Изобретение бумаги. Изобретение печатного станка и книгопечатания. Первые книгопечатники. История первой русской рукописной газеты «Куранты» (1602-1702г.г.). История первой печатной газеты «Ведомости» (1702-1728г.г.). Русская журналистика XIX-XX веков. Первые журналы. Частные журналы. Конец «эры Гуттенберга». Электронные СМИ. Интернет-издания. «Желтая пресса». «Газетная утка».

История детской прессы. Понятие «детская журналистика». Особенности периодических изданий для детей и подростков. Пионерские газеты и журналы. Современные детские СМИ. Школьные издания.

Знакомство с современными детскими и подростковыми СМИ. Краткий обзор журналов, альманахов, газет. Дайджест в детских СМИ. Понятие «дайджест». Как его составить.

Знакомство с законами о СМИ. История районной  газеты  

ТЕМА 2. ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТИКИ

Знакомство с древом жанров. Система жанров в литературе и журналистике.

Мастерская жанров. Принципы деления на жанры: информационные, аналитические, художественно-публицистические. Жанровое своеобразие журналистских материалов.

Жанры журналистики и их особенности.

Заметка – один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра – заметка информационного характера, заметка – благодарность, заметка – просьба, обращение.

Отличие заметки от корреспонденции.

Интервью – особенности этого жанра, его виды: интервью – монолог, интервью – диалог, интервью – зарисовка, коллективное интервью, анкета.

Статья – роль статьи в газетах и журналах. Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления, яркость литературного изложения.

Обзор печати – особый жанр. Обзор: тематический, общий информационный, рецензирующий прессу.

Репортаж – наглядное представление о том или ином событии, через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица.

Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь.

Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный.

Очерк – близость к малым формам художественной литературы – рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого репортажа.

Документальность воспроизведения материала. Очерки событийные и путевые.

Фельетон – острая, злободневная критика, особые приемы изложения.

Информация (новость). Что такое информация и ее основные черты. Типы информации. Формы подачи новостей: метод маски, фичер, клиповый заголовок. Правила построения информации. Методы получения информации. Факт как основа информационных жанров. Собирание школьных новостей. Техническое оснащение юнкора.

Заметка. Что такое заметка и ее основные черты. Типы заметок: краткая и расширенная.

Отчет. Что такое отчет и его основные черты.

Репортаж. Что такое репортаж, его признаки. Предмет репортажа и его основа. Виды и типы репортажа. Тема репортажа и его герой. Подготовка к репортажу. Фоторепортаж. Работа с техническими средствами.

Интервью. Что такое интервью, его признаки. Типы и виды интервью. Этапы работы над интервью. Классификация вопросов.

Опрос. Пресс-релиз. Что такое опрос, пресс-релиз. Функции пресс-релиза. Структура пресс-релиза.

Обозрение. Комментарий. Понятие «обозрение», «комментарий». Виды и признаки.

Рецензия. Корреспонденция. Понятие об этих жанрах, видах и признаках. Основные требования к рецензии. В чем ее отличие от отзыва.

Статья. Что такое статья. Виды статей. Приемы написания статей. Описание как элемент любой статьи.

Очерк. Что такое очерк. Его основные черты. Виды очерков. Типы очерковых публикаций.

Зарисовка. Что такое зарисовка. Ее основные черты. Виды зарисовок. Способы написания зарисовок.

Фельетон. Памфлет. Что такое фельетон и памфлет. Элементы и разновидности фельетона. Фельетоны Зощенко, Ильфа и Петрова. Фельетон в современной пьесе.

Эссе. Что такое эссе. Правила написания. Эссе как жанр и как принцип композиционного построения очерка.

Социология как составная часть журналистских знаний. Правила построения анкеты. Ее виды. Правила проведения опроса. Методика опроса. Рейтинг.

Культура речи. Знакомство с термином «газетный язык». Требования к языку СМИ. Выразительные средства газетного языка. Лексические и синтаксические особенности газетного языка. Газетные штампы. Ошибки в тексте: лексические, логические, синтаксические. Формы устной и письменной речи: рассуждение, размышление, описание. Искусство обмена информацией в письменном виде. Особенности публицистического стиля.

ТЕМА 3. ХУДОЖЕСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ИЗДАНИЯ

Структура издания. Формат издания и количество колонок. Виды формата и постоянные элементы издания (полоса, колонтитул и др.). Композиция издания: вертикальная и горизонтальная. Шрифтовое оформление, типичные ошибки при использовании шрифтов. Дизайн издания как первооснова его макета. Типология издания: периодичность издания, тираж, объем, формат, адресность. Понятие «выходные данные».

  1. Делаем газету. Знакомство с понятием «макет» и «верстка». Приемы макетирования. Верстка, ее основные правила. Виды верстки. Издательские программы и их характеристики. Верстка статьи. Форма текста, размер материала. Композиция полосы: принципы зрительного предпочтения, равновесия. Приемы выделения материала на полосе. Разработка постраничного графического макета номера. Первая страница, ее типы. Роль врезке на полосе.
  2. Заголовки и иллюстрации. Роль и функции фотоиллюстраций. Фотонаполнение номера. Заголовок, его основные функции и виды. Сокращение в заголовках и ошибки. Работа с цветом. Подготовка подписей к снимкам.
  3. Типы и виды школьных газет. Боевой листок. «Молния». Фотогазета. «Живая газета». Приложение и др. Школьная газета и веб-сайт.
  4. Итоговое занятие. Обобщение изученного материала.

ТЕМА 4. РЕДАКЦИОННО-ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  1. Особенности журналистского труда. Редакционный коллектив. Редакция. Особенности работы малой редакции. Школьная редакция. Кто и что делает в редакции. Редакционный портфель. Работа над концепцией газеты.
  2. Редактирование материалов. Общее понятие о редактировании. Правка. Цели правки текста и ее виды. Требования к журналистскому материалу.
  3. Реклама в редакционно-издательской деятельности. Знакомство с историей рекламы. Реклама в школьном издании. Создание рекламного текста.
  4. Итоговое занятие. Обобщение изученного материала.


ПРИМЕРНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ

ТЕМА 1. КРАТКОЕ ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ЖУРНАЛИСТИКИ

  1. Этимологический «круглый стол». Разделившись на две группы, учащиеся готовят этимологические справки о словах «газета» и «журнал».
  2. Литературный обзор «Путешествие в Страну Малой Информации(СМИ)». Рассказать о любом детском или подростковом издании.
  3. Интеллектуальный блиц-турнир. Викторина. Составление дайджеста.
  4. Журналистская Дума. Беседа о гласности, свободе слова и свободе печати, российских законах о СМИ и т.п.
  5. Творческая лаборатория. История одного издания.

ТЕМА 2. ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТИКИ

  1. Творческие задания. Написать фельетон, используя русские пословицы и поговорки.
  2. Урок читательских удовольствий. Написать зарисовку на одну из тем (на выбор): «Зимняя сказка», «Весеннее настроение», «Летние радости», «Ода осени».
  3. Творческая мастерская «Бюро детективных расследований». Написать «детективный отчет» на тему «Классный день календаря» (о появлении профессиональных праздников).
  4. Творческая мастерская «Флораскоп». Написать небольшой материал (жанр по выбору) на тему «Цветы в нашей жизни» и др.
  5. Круглый стол «Диалог-шоу». Написать дружескую пародию, «портрет».
  6. Круглый стол «Эврика». Стихотворная игра-буриме.
  7. «Информационный пикник». Встреча с интересными людьми. Интервью с ними.
  8. Конкурс журналистского мастерства. Написать материал на заданную тему с выполнением определенных условий.
  9. Артикуляционная гимнастика.
  10. Литературный тренинг. Составить письменную характеристику или литературный мини-портрет «Мой сосед по парте», «Угадай, кто это?».
  11. Мастер-новость «Час важных сообщений». Написать заметку о важном школьном событии.
  12. Газета-экспромт. Составление газетных материалов различных жанров на заданную тему.
  13. «Эпитетное меню». Коллективная творческая игра «За кем последнее слово» - подбор эпитетов к различным словам.
  14. Творческое задание «Газетный жанр». Группы учащихся доказывают превосходство одного жанра над другим.
  15. «Я пишу эссе». Написать эссе на тему: «Что значит…»
  16. «Я пишу статью». Написание статей на тему: «Профессия моих родителей», «Профессия (указать название) и здоровье» и.т.п.
  17. Жанрворд.

ТЕМА 3. ХУДОЖЕСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ИЗДАНИЯ

  1. Творческая работа. Создать оригинал-макет газетной полосы (1-2 материала и 1-2 иллюстрации).
  2. Творческая мастерская. «О чем говорит заголовок?».
  3. Творческая мастерская. «Подпиши иллюстрацию» или «Что бы это значило?».

ТЕМА 4. РЕДАКЦИОННО-ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  1. Рекламный экологический  мини-проект на тему (на выбор): «Зеленый друг», «Поможем растить леса» и др.
  2. Деловая игра «Редакционный коллектив» - создание редакции.
  3. Семинар на тему «Реклама в СМИ: вред или польза?».
  4. Рекламное агентство. Придумать забавные рекламные объявления.
  5. Практикум по редактированию.

Календарно-тематическое планирование

занятий кружка «Основы журналистики»

№ п/п

Тема

ТЕМА 1. КРАТКОЕ ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ЖУРНАЛИСТИКИ

Вводное занятие. Газетный мир. Как и почему возникла журналистика. История русской журналистики.

Понятие «детская журналистика». Особенности периодических изданий для детей и подростков. Современные детские СМИ. Школьные издания.

Краткий обзор журналов, альманахов, газет. Формы устной и письменной речи: рассуждение, размышление, описание.

Дайджест в детских СМИ. Понятие «дайджест». Как его составить.

Знакомство с законами о СМИ. Особенности публицистического стиля. Искусство обмена информацией в письменном виде. История районной  газеты. Творческая работа.

ТЕМА 2. ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТИКИ

Публицистика. Система жанров в литературе и журналистике. Принципы деления на жанры: информационные, аналитические, художественно-публицистические. Жанровое своеобразие журналистских материалов

Информация (новость). Что такое информация и ее основные черты. Типы информации. Формы подачи новостей: метод маски, фичер, клиповый заголовок. Правила построения информации. Методы получения информации. Собирание школьных новостей. Творческая работа

Заметка. Что такое заметка и ее основные черты. Типы заметок: краткая и расширенная. Отчет. Что такое отчет и его основные черты. Этапы работы над интервью. Классификация вопросов.

Опрос. Пресс-релиз. Что такое опрос, пресс-релиз. Функции пресс-релиза. Структура пресс-релиза. Обозрение. Комментарий. Понятие «обозрение», «комментарий». Виды и признаки. Творческая работа.

Рецензия. Корреспонденция. Понятие об этих жанрах, видах и признаках. Статья. Что такое статья. Виды статей. Приемы написания статей. Описание как элемент любой статьи. Основные требования к рецензии. В чем ее отличие от отзыва.

Очерк. Что такое очерк. Его основные черты. Виды очерков. Типы очерковых публикаций. Зарисовка. Что такое зарисовка. Ее основные черты. Способы написания зарисовок. Виды зарисовок.

Фельетон. Памфлет. Что такое фельетон и памфлет. Элементы и разновидности фельетона. Фельетоны Зощенко, Ильфа и Петрова. Фельетон в современной пьесе.

Эссе. Что такое эссе. Правила написания. Эссе как жанр и как принцип композиционного построения очерка. Творческая работа.

Социология как составная часть журналистских знаний. Правила построения анкеты. Ее виды. Правила проведения опроса. Методика опроса. Рейтинг.

Знакомство с термином «газетный язык». Требования к языку СМИ. Выразительные средства газетного языка. Лексические и синтаксические особенности газетного языка. Лексические и синтаксические особенности газетного языка. Газетные штампы. Ошибки в тексте: лексические, логические, синтаксические.

№ п/п

Тема

ТЕМА 3. ХУДОЖЕСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ИЗДАНИЯ

Структура издания. Формат издания и количество колонок. Виды формата и постоянные элементы издания (полоса, колонтитул и др.).

Шрифтовое оформление, типичные ошибки при использовании шрифтов. Дизайн издания как первооснова его макета. Типология издания: периодичность издания, тираж, объем, формат, адресность. Как делают газету?

Творческая работа

Знакомство с понятием «макет» и «верстка». Приемы макетирования. Верстка, ее основные правила. Виды верстки. Издательские программы и их характеристики. Верстка статьи. Форма текста, размер материала. Практическая работа с программами.

Композиция полосы: принципы зрительного предпочтения, равновесия. Приемы выделения материала на полосе. Разработка постраничного графического макета номера. Практическая работа.

Первая страница, ее типы. Роль врезки на полосе. Заголовки и иллюстрации. Роль и функции фотоиллюстраций. Фотонаполнение номера. Творческая работа.

Знакомство с техническими средствами и приемами работы с ними (фотоаппарат, видеокамера, компьютер). Практическая работа.

Заголовок, его основные функции и виды. Работа с изданиями. Сокращение в заголовках и ошибки. Работа с цветом. Подготовка подписей к снимкам. Работа с изданиями. Творческая работа.

Типы и виды школьных газет. Боевой листок. «Молния». Фотогазета. «Живая газета». Приложение и др.

Школьная газета «Азимут» Обзор школьной прессы. Творческая работа

Веб-сайт. Знакомство со школьным веб-сайтом. Творческая работа.

ТЕМА 4. РЕДАКЦИОННО-ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

          1.

Особенности журналистского труда. Редакционный коллектив. Редакция

         2

Особенности работы малой редакции. Школьная редакция. Редактор, его функции и обязанности. Редактор темы/рубрики. Обозреватель. Репортер. Корректор. Верстальщик (дизайнер).

3

Кто и что делает в редакции. Редакционный портфель. Работа над концепцией газеты. Редактирование материалов. Общее понятие о редактировании.

4

Правка. Цели правки текста и ее виды. Требования к журналистскому материалу.

5

Реклама в редакционно-издательской деятельности. Знакомство с историей рекламы.

6

Творческая работа.

7

Реклама в школьном издании. Создание рекламного текста. Творческая работа.

8

Реклама в школьном издании. Создание рекламного текста. Творческая работа.

            9

Итоговое занятие. Обобщение изученного материала.

  Литература для учителя

  1. - Алексеев В. Русский советский очерк. – Ленинград, 1980.
  2. - Беневоленская Т. О языке и стиле газетного очерка. – М., 1973.
  3. - Васильева Н. Делаем новости! – М., 2003.
  4. - Ворошилов В. Журналистика. – М., 2000.
  5. - Коновалова О. Основы журналистики. М.-Ростов-на-Дону. 2005.
  6. - Кройчик Л. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста / Под ред. С. Корконосенко. – СПб., 2000.
  7. - Лазарева Э. Заголовок в газете. – Свердловск, 1989.
  8. - Мельник Г. Общение в журналистике. Секреты мастерства. – СПб., 2005.
  9. - Мельник Г., Тепляшина А. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб., 2004.
  10. - Михайлов С. Колумнистика // Журналист. – 1998. № 11–12.
  11. - Рэндалл Д. Универсальный журналист. – М., 2000.
  12. - Смелкова З., Ассуирова Л. и др. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты. – М. 2002.
  13. - Тертычный А. Аналитическая журналистика. – М.,1998.
  14. - Тертычный А. Жанры периодической печати. – М., 2008.
  15. - Ученова В. У истоков публицистики.  – М., 1989.  
  16. - Шостак М. Репортер: профессионализм и этика. – М., 2002.
  17. - Эпштейн М. Парадоксы новизны. – М., 1987. 

Литература для учащихся

  1. - Виленский М. Как написать фельетон. – М., 1982.
  2. - Грабельников А. Работа журналиста в прессе. – М., 2001.
  3. - Дмитровский  А. Особенности формы и композиции  эссе  // Акценты. Новое в массовой коммуникации. – 2003. № 1 – 2. 
  4. - Елинек Э.  Досужими   путями   мышления //  Иностранная   литература. – 2005. № 7. – С. 228–231.
  5. - Журбина Е. Искусство фельетона. – М., 1965.
  6. - Канторович В. Заметки писателя о современном очерке. – М., 1973.
  7. - Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.
  8. - Лукина М. Технология интервью. – М.,  2003.
  9. - Лямзина Т. Жанр эссе. К проблеме формирования теории // http://psujourn.narod.ru/lib/liamzina_essay.htm.
  10. - Стилистика газетных жанров / Под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 1981.
  11. - Тепляшина А. Сатирические жанры современной публицистики. –СПб., 2000.
  12. - Черепахов М. Работа над очерком. – М., 1966.
  13. - Черникова Е. Основы творческой деятельности журналистам. – М., 2015.
  14. - Шибаева Л. Жанры в теории и практике журналистики // http://www.relga.rsu.ru/n47/jur47.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

Программа внеурочной деятельности «Азбука журналистики»

Программа для 8-9 классов (профориентация)...

Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»

Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...