технология педагогики сотрудничества
консультация

Климова Наталья Владимировна

Педагогика сотрудничества является одной из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании.

      Как целостная технология, педагогика сотрудничества пока не воплощена в конкретной модели, не имеет нормативно-исполнительского инструментария; она вся «рассыпана» по сотням статей и книг, ее идеи вошли почти во все современные педагогические технологии. Поэтому педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, являющуюся воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как их часть.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл технология803.98 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство социального развития

 Московской области

Государственное казенное учреждение

 социального обслуживания Московской области

Семейный центр помощи семье и детям

«Преображение»

педагог дополнительного образования Климова Наталья Владимировна

Технология педагогики сотрудничества.

      Педагогика сотрудничества является одной из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании.

      Как целостная технология, педагогика сотрудничества пока не воплощена в конкретной модели, не имеет нормативно-исполнительского инструментария; она вся «рассыпана» по сотням статей и книг, ее идеи вошли почти во все современные педагогические технологии. Поэтому педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, являющуюся воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как их часть.

Классификационные характеристики технологии «Педагогика сотрудничества»

По уровню применения: общепедагогическая.
По философской основе: гуманистическая.
По основному фактору развития: комплексная: био-, социо- и психогенная.
По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + поэтапная интериоризация.
По ориентации на личностные структуры: всесторонне гармоническая.
По характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, гуманистическая, общеобразовательная, проникающая.
По типу управления: система малых групп.
По организационным формам: академическая + клубная, индивидуальная + групповая, дифференцированная.
По подходу к ребенку: гуманно-личностная, субъект-субъектная (сотрудничество).
По преобладающему методу: проблемно-поисковая, творческая, диалогическая, игровая.
По категории обучаемых: массовая (все категории).

Целевые ориентации:

•  Переход от педагогики требований к педагогике отношений.
•  Гуманно-личностный подход к ребенку.
•  Единство обучения и воспитания.

Концепция сотрудничества

            Сотрудничество  трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.
             Как система отношений сотрудничество многоаспектно; но важнейшее место в нем занимают отношения «педагог - воспитанник». Традиционное обучение основано на положении педагога в качестве субъекта, а воспитанник - объекта педагогического процесса. В концепции сотрудничества это положение заменяется представлением об воспитаннике как о субъекте своей учебной деятельности. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами, составлять союз более старшего и опытного с менее опытным (но обладающим преимуществами молодости); ни один из них не должен стоять над другим.
             Сотрудничество в отношениях «педагог - воспитанник» реализуется в общей жизнедеятельности образовательных коллективов, принимая различные формы (содружества, соучастия, сопереживания, сотворчества, соуправления).  

C:\Users\COMP_CLASS_2\Desktop\фото\951.jpg

Особенности содержания и методики

 В педагогике сотрудничества выделяются четыре направления:
•  Гуманно-личностный подход к ребенку.
•  Дидактический активизирующий и развивающий комплекс.
•  Концепция воспитания.
•  Педагогизация окружающей среды.

Гуманно-личностный подход

    Гуманно-личностный подход ставит в центр образовательной системы развитие всей целостной совокупности качеств личности. Мера этого развития провозглашается главным результатом образования, критерием качества работы воспитателя, руководителя, воспитательного учреждения в целом. Такой подход обращает учреждение к личности ребенка, к его внутреннему миру, где таятся еще не развитые способности и возможности, нравственные потенции свободы и справедливости, добра и счастья. Цель учреждения - разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности. Гуманно-личностный подход к ребенку в учебно-воспитательном процессе - это ключевое звено, коммуникативная основа личностно ориентированных педагогических технологий. Он объединяет следующие идеи:
•  новый взгляд на личность как цель образования, личностную направленность учебно-воспитательного процесса;
•  гуманизацию и демократизацию педагогических отношений;
•  отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях;
•  новую трактовку индивидуального подхода;
•  формирование положительной Я-концепции.

Новый взгляд на личность представляют следующие позиции:
•  личность проявляется, выступает в раннем детстве, ребенок в школе-полноценная человеческая личность;
•  личность является субъектом, а не объектом в педагогическом процессе;
•  личность - цель образовательной системы, а не средство для достижения каких-либо внешних целей;
•  каждый ребенок обладает способностями, многие дети талантливы; 
• приоритетными качествами личности являются высшие этические ценности (доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство, гражданственность и др.).

 Гуманизация и демократизация педагогических отношений. 

Личностные отношения являются важнейшим фактором, определяющим результаты учебно-воспитательного процесса. Гуманное отношение к детям включает:
•  педагогическую любовь к детям, заинтересованность в их судьбе;
•  оптимистическую веру в ребенка;
•  сотрудничество, мастерство общения;
•  отсутствие прямого принуждения;
•  приоритет положительного стимулирования;
•  терпимость к детским недостаткам.

Демократизация отношений утверждает:
•  уравнивание ученика и учителя в правах;
•  право ребенка на свободный выбор;
•  право на ошибку;
•  право на собственную точку зрения;
•  соблюдение Конвенции о правах ребенка;
•  стиль отношений учителя и учеников: не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.

C:\Users\COMP_CLASS_2\Desktop\фото\258.jpg

Новая трактовка индивидуального подхода.

           Суть нового индивидуального подхода в том, чтобы идти в системе образования не от учебного предмета к ребенку, а от ребенка к учебному предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, учить его с учетом потенциальных возможностей, которые необходимо развивать, совершенствовать, обогащать. Новая трактовка индивидуального подхода включает:
•        отказ от ориентировки на среднего ученика;
•        поиск лучших качеств личности;
•        применение психолого-педагогической диагностики личности (интересы, способности, направленность, Я-концепция, качества характера, особенности мыслительных процессов);
•        учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе;
•        прогнозирование развития личности;
•        конструирование индивидуальных программ развития, его коррекция.

Формирование положительной Я-концепции личности.

             Я-концепция - это система осознанных и неосознанных представлений личности о самой себе, на основе которых она строит свое поведение.В школьные годы Я-концепция - основа внутреннего стимулирующего механизма личности. Положительная, мажорная Я-концепция (Я нравлюсь, Я способен, Я значу) способствует успеху, эффективной деятельности, положительным проявлениям личности. Отрицательная Я-концепция (Я не нравлюсь, не способен, не нужен) мешает успеху, ухудшает результаты, способствует изменению личности в отрицательную сторону.Личностный подход включает как одну из важнейших задач формирование у ребенка положительной Я-концепции. Для этого в первую очередь необходимо:
•  видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, при нимать, верить в нее («Все дети талантливы» - вот убеждение учителя);
•  создавать личности ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносили ребенку радость; «Учиться победно!»;
•  исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребенка; понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба достоинству, Я-концепции ребенка («Ребенок хорош, плох его поступок»);
•  предоставлять возможности и помогать детям реализовывать себя в положительной деятельности «В каждом ребенке - чудо; ожидай его!».

C:\Users\COMP_CLASS_2\Desktop\фото\376.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Без сотрудничества учителей нет успешного развития учебно-воспитательного процесса

Без сотрудничества учителей нет успешного развития учебно-воспитательного процесса Это презентация к моему выступлению на заседании педагогического совета. В  своём выступлении я раскрыла вопрос...

Применение КСО на уроках математики через приём учебного сотрудничества

Изложенный материал будет интересен специалистам, работающим в классах с разным уровнем подготовки учащихся, отличающихся по национальному и социальному составу, и поможет им предупреждать неизбежные ...

Я+они=МЫ(ученическо-учительское сотрудничество)

Рассказывается об ученическо-учительском сотрудничестве, когда работа в классе строится по принципу сотрудничества, равенства, я - часть этого ученического коллектива, я – вместе с ними, я – как они....

Сотрудничество с родителями

Эффективность воспитательной работы воспитателя во многом зависит от умения находить общий язык с родителями, опираться на их помощь и поддержку. Не зная воспитанников и их родителей, не создав ...

Проектная работа на тему: «Сотрудничество педагога дополнительного образования и концертмейстера с родителями воспитанников».

Как известно,сотрудничество педагога и концертмейстера с родителями их воспитанников играет важнейшую роль в работе с любым детским или юношеским коллективом.От участия родителей зависит ...

Языковое портфолио как дидактический стимул для реализации идей педагогики сотрудничества в практике обучения иностранному языку Языковое портфолио как дидактический стимул для реализации идей педагогики сотрудничества в практике обучения иностранно

Создание дидактических условий для перехода от авторитарной к демократической модели педагогического общения в школе относится к одной из актуальнейших проблем современной языковой педагогики. Использ...