Программа музыкальный инструмент "Музыкальное исполнительство" (АККОРДЕОН) на 1 год
рабочая программа

Велижанина Ольга Степановна

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon akkordeon_1god_8_klass.doc203 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:


СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка________________________ 3

II.Учебно-тематический план______________________5

III.Содержание курса_____________________________6

        IV. Требования к уровню подготовки выпускника        10

V. Программно – методическое обеспечение_________11

 VI. Список литературы_________________________   12


I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Основная цель обучения в ДШИ – воспитание человека любящего и понимающего музыку, так как она является важной составляющей  частью в жизни  общества и каждого отдельного человека. Именно музыка благотворно воздействует на духовный мир учащегося, его нравственность, его эстетическое воззрение, на формирование его эстетического вкуса, а также становится спутницей на всю жизнь.

Программа является адаптированной к ученику, разработанной на основе типовой, утвержденной министерством культуры СССР. Необходимость её обусловлена новыми требованиями, которые диктует время, и являются попыткой дополнить и скорректировать типовую программу. Направленность программы – художественно – эстетическая.

        Программа предназначена для учащихся ДШИ музыкального отделения народных инструментов (аккордеон). Курс обучения 1 год (для учащихся окончивших 7 лет обучения).

Цель программы:

развитие личности учащегося, творческих способностей и дарований на основе приобщения к достижениям мировой культуры, российским традициям, национальным ценностям, а также профессиональная ориентация.

Задачи программы:

  1. Обучающие:
  • выявить музыкальные способности учащегося и помочь их максимально развить;
  • научить учащегося чувствовать, слушать и переживать музыку;
  • сформировать у ребенка специальные знания  и определенные навыки по предмету;
  • воспитать исполнительскую и слушательскую волю.
  1. Воспитывающие:
  • формировать художественный вкус, способность слышать и чувствовать красоту, гармонию;
  • развивать способность для самореализации;
  • воспитывать дисциплину, обязательность, сознательность и добросовестность;
  • формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к другим людям.
  1. Развивающие:
  • развивать творческие мышления, инициативу, самостоятельность;
  • развивать познавательно - творческую активность;
  • развивать умение анализировать и давать оценку своей работе.

Программа способствует:

  1. созданию условий для развития личности ребенка;
  2. развитию эмоционального благополучия ребенка;
  3. приобщению обучающихся к общечеловеческим ценностям и профилактике эмоционального поведения ребенка.

Актуальность данной программы заключается в том, что:

  • она нацелена на развитие творческих возможностей учащихся; воспитание слушателя, любящего искусство;
  • стимулирует творчество педагога в процессе подбора репертуара с учетом индивидуальных возможностей, в выборе форм учета и контроля.

Основной формой работы является - индивидуальный урок, проводимый по одному академическому часу – продолжительностью 40 минут. Такая форма занятий предусматривает постоянное общение с учеником; под  влиянием педагога формируются взгляды ученика, его отношение к музыке. В её основе заложен принцип дифференцированной технологии обучения, т.е. каждый учащийся проходит данный путь по–своему. Все получают одинаковый объем музыкально-теоретических знаний, но подбор репертуара осуществляется исходя из индивидуальных способностей и возможностей каждого ученика по принципу «от простого к сложному».

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (рассказ, беседа, объяснение);
  • метод упражнений и повторений (выработка игровых навыков ученика, работа над художественно-образной сферой произведения);
  • метод показа (показ педагогом игровых движений, исполнение педагогом пьес с использованием многообразных  вариантов показа);
  • объяснительно-иллюстративный (педагог играет произведение ученика и попутно объясняет);
  • репродуктивный метод (повторение учеником игровых приемов по образцу учителя);
  • метод проблемного изложения (педагог ставит  и сам решает проблему, показывая при этом ученику разные пути и варианты решения);
  • частично-поисковый (ученик участвует в поисках решения поставленной задачи).

Индивидуальный метод обучения позволяет найти более точный и  психологически верный подход к каждому ученику и выбрать наиболее подходящий метод обучения.

Предложенные методы работы в рамках программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях сольного исполнительства на аккордеоне.

Учет успеваемости

Формы контроля за выполнение данной программы могут быть самыми разнообразными: контрольные уроки, зачеты, академические концерты, конкурсы, выступления на родительских собраниях и отчетных концертах.

Критерии оценки за выступление:

- точность и осмысленность текста (штрихи, аппликатура, слуховой контроль, осмысленность);

- ясность  звукоизвлечения, динамическая ясность;

- техника исполнения (пальцевая беглость, ловкость, изящество);

- ритмическая и темповая устойчивость (точность ритмического рисунка, устойчивые темпы, соответствующая логика);

- эмоциональность, образность, целостность исполнения (понимание содержания произведения, эмоциональная насыщенность, самоконтроль, характер исполнения произведения)

   На реализацию данной программы необходимо 102 часа.

           

  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Основные направления работы

часы

1

Развитие музыкальных способностей (слух, память, ритм)

6

2

Развитие творческих навыков

6

3

Работа над техникой

30

4

Работа над произведениями

60

итого

102

III. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

Развитие музыкальных способностей:

          развитие слуха: мелодического, гармонического, полифонического, внутреннего; развитие чуткости к динамике, активизация слуха разными способами – пение одного из голосов, игра в ансамбле, чтение с листа, слушание музыки т.д.,  развитие умения «слушать себя» - контролировать свою игру.

          развитие музыкальной памяти: слуховой, зрительной, двигательно-моторной, тактильной и др.

          развитие метро-ритма: разные ритмические упражнения прохлопать, прохлопать-записать; увидеть – ритмически правильно исполнить.

          развитие двигательно-моторных навыков и умений: навыки координации, работа над техникой, над этюдами.

          развитие образного мышления:  воздействие музыки на человека; воспитание индивидуального видения, слушания исполняемой музыки; воспитательные умения разобраться в том, что содержится в музыке, а что предносится самим учеником.

         развитие музыкального мышления: ощущение мелодического дыхания; ощущения кульминации; формирование активного самостоятельного творческого мышления; осмысления логики построения музыкальных звуковых структур; умение анализировать, устанавливать логические взаимосвязи. Формирование системы представлений о жанрах, стилях, элементах музыкальной выразительности.

Развитие творческих навыков:

чтение с листа, подбор по слуху, игра в ансамбле. Все эти навыки развивают музыкальный слух, память, внимание, являясь составной частью учебно-воспитательного процесса.

    Чтение с листа -  продолжать работу над  одноголосием, постепенно

усложняя музыкальную фактуру. Чем больше музыки запомнит ученик, тем богаче станет его внутренний мир; больше знаний, умений и навыков он приобретет. Чтение листа способствует:

            -приобретению слухового опыта,

            -содействует воспитанию музыкального вкуса учащегося,

            -развивает мышление,

            -способствует овладению «языком музыки».  

     Основной принцип чтения с листа – постоянное, постепенное, осмысленное и целенаправленное усвоение учащимся элементов музыки с учетом степени развития его способностей и музыкально-слухового опыта.  

Игра в ансамбле развивает такие качества, как:

              -музыкальный слух,

              -умение слышать общее звучание музыкальной  ткани,

              -объединяет интересы детей,

              -развивает инициативность и укрепляет музыкальный интерес,

              -расширяет музыкальный кругозор.

Подбор по слуху развивает музыкальную память, воспитывает музыкальный вкус, вырабатывается слухо - двигательная взаимосвязь;  постигается ритм, элементы лада, тональности, закономерности развития мелодии и гармонии; приобщается к ощущению музыкальной формы. Развитие творческих навыков – составная часть всего учебно-воспитательного процесса в классе аккордеона, начиная с первых занятий.

Развитие творческих навыков: воспитание творческого подхода ребенка к любому заданию; развитие реакции на изменение характера, лада, динамики, темпа; формирование начальных навыков ритмической импровизации (игра в «эхо»); сочинение «ответа» на «вопрос»; сочинение баса к мелодии; стимулирование творчества ребенка в разных формах.    

Работа над техникой.

Для успешного развития техники ученика нужна планомерная работа. Постоянная забота педагога – правильная организация игровых движений ученика, свободных от излишнего мышечного напряжения. Это пальцевая и умственная работа, которая требует ясности, точности, быстроты мышления. В работе над техническим материалом необходимо обращать внимание на качество исполнения, добиваясь равного звука, устойчивого ритма, точной аппликатуры, четкости пальцев, динамики. Необходимо объяснять ученику для чего ведется эта работа, чтобы он ясно представлял перед собой цель.                  

       Упражнения должны соответствовать поставленной задаче, быть максимально эффективны в короткий срок. Работа над технической трудностью строится так: точно обнаружить ее, определить суть, проанализировать, придумать упражнения и технические варианты. Один из принципов работы над техникой – автоматизация игровых движений при высоком качестве исполнения. На начальных этапах – медленные темпы; постепенно наращивая автоматизм, прибавляем темпы. В быстром темпе обязательна экономия игровых движений.

        Гаммы и арпеджио способствуют овладению навыками первичной беглости. По мере продвижения ученика растут требования к качеству исполнения. Гаммы помогают раскрыть художественный образ произведения. Требования к гаммам: плавный звук при исполнение легато; правильная постановка рук и пальцев (особенно 1 и 5); точная аппликатура; единство темпа, ритма всего комплекса гаммы.

        Этюды должны способствовать развитию технических навыков ученика, медленно, постепенно закреплять формирующиеся навыки: мелкая техника, интервально – аккордовая техника, развитие различных приемов и штрихов (нон легато, легато, стаккато и т.д.)

    Систематическая работа над этюдами – обязательна для комплексного развития техники.Требование к исполнению этюдов: метроритм, артикуляция, соответствие авторскому характеру исполнения, законченность формы.

Работа над художественными произведениями.

Условно делится на 3 этапа. Условность эта зависит от индивидуальных различий учеников, от способностей их дарования, степени продвинутости и т.п.

Условность касается и членения процесса, и длительности отдельных этапов.

   I этап – общее представление о пьесе, ее художественном образе (начальный этап работы).

   II этап – углубление в сущность произведения и овладение средствами, необходимыми для реализации содержания (серединный этап работы).

  III этап – итог всей работы, воплощение авторского замысла (заключительный этап работы).

        Начальный этап работы над пьесой характеризуется:

  а) осознанием контуров звуковой формы (высотность, ритм),

  б) прочтением и осмысливанием ремарок,

  в) анализом основных технических моментов (аппликатура, штрихи),

  г) обнаружением наиболее заметных элементов выразительности,

  д) начальным осознанием содержания в целом, наметкой трактовки на основе музыкально-теоретического анализа.

        Средний этап – довольно сложный, здесь стоит ряд задач:

  а) сцепление игры, т.е. достижение гладкого и незатрудненного исполнения пьесы (наизусть и по нотам);

 б) углубление выразительности игры: контрасты и нюансы, кульминация, вступление, окончание, цезуры, темп, характер;

 в) уточнение звучности (без «выкриков» и «провалов»);

 г) уточнение ритма, достижение единого темпа;

 д) обязательная работа по нотам.

 В каком темпе должна вестись работа на II этапе?   Этот вопрос решается индивидуально с каждым учеником (точность и выразительность важнее скорости!) После того, как ученик может исполнить наизусть несколько раз всю пьесу – начинается поздний II этап. Для закрепления технической работы используется «метод вариантов»:

  а) ритмические варианты;

  б) силовые варианты (замедленная игра на ƒ или на р);

  в) артикуляционные варианты (игра легато вместо нон легато и др.).

Выучивание наизусть – 3 способа: мысленная игра, игра в сильно замедленном темпе, игра с «опорных пунктов».

Средний этап работы считается пройденным если ученик с 1 раза с предварительным обдумыванием может сыграть цельно, выразительно, гладко, хорошим звуком.

         Заключительный этап – задачи:

  а) добиться уверенной, убежденной игры;

  б) играть в любой обстановке, перед любым слушателем.

Первое выступление ученика с новой пьесой является «репетицией». Полноценное исполнение достигается на 3-4 выступлении.

Требование по программе

1) За год 12-14 пьес: 4 этюда, 2 полифонии, 2 крупных формы, 2 ансамбля, 2-4 пьесы (одна самостоятельна), чтение, подбор, транспонирование.

2) Все мажорные и минорные гаммы, До, соль, фа – в терцию, хроматическая гамма.

3) Контроль и учет успеваемости:

      I полугодие: технический зачет – этюд, мажорные гаммы, термины;

I прослушивание – полифония, народная обработка.

      II полугодие: технический зачет – минорные гаммы.

                      2 прослушивание – крупная форма, пьеса

                      3 прослушивание – вся программа (4 пьесы)

                      Выпускной экзамен – 4 пьесы.

Примерный репертуарный список экзамена:

  1. М.Сейбер « Прелюдия»  (a moll)  

   Т.Хаслингер «Сонатина»  (C dur)

    Р.н.п. « А я по лугу» обр.В.Смирнова

   Ж.Пейронен  «Неаполитанский ветерок»

  1. И.С.Бах «Органная прелюдия»  (d moll)

    М.Клементи  «Сонатина №4»  (F dur)

     р.н.п. «Степь, степь кругом» обр. Н.Глубокова

     Р.Бажилин  «Вальс» (Татьяне Бажилиной)

3.И.С. Бах  «Ария»  (с moll) из Французской сюиты

                Д. Скарлатти  «Соната»  (с-moll)

            Вариации на тему у.н.п. «Ой за гаем, гаем» обр. В. Власова.

            В.Удалов  «Дубрава»

Примерный список этюдов:

В. Иванов «Этюд» (gis)

А. Холминов «Этюд» (h)

Л. Колесов «Этюд» (а)

В.Мотов «этюд» (С)

И.Лев «Этюд» (F)

С. Чапкий «Этюд» (C)

В. Галкин «Этюд»  (E)

К. Черни «Этюд» (D)

Ю. Наймушин «Этюд» (D)

IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА.

 

    За время обучения учащийся должен получить следующий комплекс знаний, умений, навыков:

              - самостоятельно разучивать и грамотно, выразительно, технически свободно исполнять на инструменте произведения из репертуара ДШИ.

              - иметь навыки чтения нот с листа, подбора по слуху, транспонирования, игры в различных ансамблях, оркестре.

              - уметь понимать художественный образ исполняемого произведения, выявить его идейно-эмоциональный смысл.

              - представлять характерные черты важнейших жанров и особенности стилей композиторов.

              - быть знакомым с различными типами мелодии, гармонии, полифонии, метро-ритма, фактуры; иметь представление о музыкальных формах, владеть навыками исполнительского анализа, уметь применять теоретические знания в исполнительской практике.

              - иметь достаточный объем репертуара классической и популярной музыки.

              - знать историю своего инструмента, народное творчество, шедевры мировой художественной культуры, лучшие образци музыки быта, народного творчества, знать имена выдающихся музыкантов, быть знакомым с их исполнительским искусством.

    Выпускник на экзамене должен:

              - показать навыки качественного владения инструментом в исполнении произведений классического и современного репертуара.

              - исполнить экзаменационную программу.

    В целях комплексной проверки развития выпускников на контрольных уроках проводится оценка следующих знаний и умений:

              - беглого исполнения любой мажорной или минорной гаммы и других технических формул.

V.  ПРОГРАММНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

    Для реализации данной программы необходимо иметь:

         1) инструменты – аккордеоны

         2) видеомагнитофон

         3) проигрыватель аудио – компакт дисков

         4) методичную и нотную литературу.

Предмет играет  ведущую роль в обучении так, как закладываются основы специализации, в формировании и развитии эстетического воззрения и художественного вкуса учащегося, приобщает его к миру музыки через обучение игре на аккордеоне.

Данная методика поможет выявить сильные и слабые стороны учащегося, более или менее развитые способности и легко построить индивидуальную программу, чтобы повысить эффективность обучения.

Индивидуальный подход

Индивидуальный подход к учащемуся – особая область педагогического искусства. Педагог инструментального класса в первую очередь призван формировать и развивать эстетические воззрения и художественные вкусы ученика, приобщать к миру музыки и обучать искусству исполнения на инструменте (аккордеоне). Основой успешного воспитательного процесса являются такие качества педагога, как творческая личность, чуткость и внимание к каждому ученику, требовательность и умение мобилизовать ученика, терпение, выдержка, искренность. Педагог обязан учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, и стремится развивать все лучшее, что есть в его даровании. Успех обучения зависит от того, насколько глубоко педагог проникнет в человеческие и музыкальные склонности и особенности ребенка. Индивидуальный подход к учащемуся должен проявляться во всем сложнейшем, многообразном и многостороннем процессе обучения. Направление работы в каждый данный момент развития, умение построить урок, подобрать репертуар, даже форма указаний педагога – все это вытекает из понимания специфики развития учащегося, его дарования.

        Индивидуальный подход педагога к ученику в первую очередь выражается в форме занятий, в их организации, в гибкости предъявляемых требований в репертуарной «политике».        

Индивидуальный план.

        Индивидуальный план составляется и ведется на каждого ученика в течение всего курса обучения.        Здесь ведется учет репертуара, прослеживаются временные рамки изучаемых произведений, заносятся все выступления (конкурсы, концерты, зачеты, экзамены), дается развернутая характеристика музыкальных способностей ученика, отмечаются его успехи, а также недостатки, ставятся ближайшие цели и задачи на будущее. Произведения подбираются с учетом постепенного возрастания трудностей, учитывая психофизические особенности и возможности ученика.

        Для успешной реализации данной программы необходимы два внешних фактора: правильная организация домашних занятий ученика и работа с родителями.

        Домашние занятия ученика необходимо правильно организовать, т.е. научить как правильно и рационально использовать время, отведенное для занятий дома. Активная самостоятельная работа позволит интенсифицировать учебный процесс. Воображение, мышление, увлеченность, трудолюбие во время урока будут хорошим подспорьем для ученика при выполнении домашней работы.

VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

     1. Методические указания по организации учебно-воспитательной работы в инструментальных классах ДШИ и ДМШ – М., 1988г.

     2. Программа Музыкальный инструмент (аккордеон), - М., 1988г.

     3. Шахов Г. Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование в классе баяна. – М., 1987г.

     4. Тимакин Е. М. Воспитание пианиста. Методическое пособие – М., 1989г.

     5. Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца – М, 1984г.

     6. Говорущко  М. Чтение с листа в процессе обучения баяниста. – В сборнике: вопросы музыкальной педагогики. Вып. 6 – Л., 1985г.

     7. Шульпяков О. Музыкально – исполнительская техника и художественный образ. – Л., 1986г.

     8. Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. – М., классика XXI,  2001г.

     9. Кременштейн Б. Воспитание самостоятельности учащегося в классе специального форте пиано – М., 2003г.

    10. Милич Б. Воспитание ученика – пианиста. – К., 1986г.

    11. Коган Г. У врат мастерства. – М., 2004г.

    12. Рябов И., Рябов С. Чтение с листа 1-2 классы. – К., 1986.

    13. Савшинский С. Пианист и его работа. -  М., 2002г.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа музыкального объединения "Каприз"

Программа предусматривает изучение двух направлений музыкального искусства: авторская песня (обучение игры на гитаре) и вокальное искусство....

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»

Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....

Музыкальная конкурсная программа «Музыкальный эрудит»

Закрепление пройденного материала в музыкальной игровой форме....

Музыкальная развлекательная программа «Музыкальный турнир». (для 4 – 6 классов) Цель: развитие креативности, творческих музыкальных качеств у подростков. Задачи: развивать музыкальную память, слух; закреплять умение действовать индивидуально и в

Музыкальная развлекательная программа «Музыкальный турнир».   (для 4 – 6 классов) Цель: развитие креативности, творческих музыкальных  качеств  у подростков. Задачи: разв...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации примерной парциальной программы музыкального развития «Ладушки» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» на 2017-2018 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ№ п/пРаздел Страница 1.Целевой раздел  1.1Пояснительная записка31.2Цель программы51.3Методические принципы построения программы51.4Условия реализации программы61.5Целевые ориентиры72.Ор...

Рабочая программа музыкального руководителя детского сада. Модуль «Музыкальное развитие детей 5–6 лет» образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

Рабочая программа создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта  дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федер...

Работа с музыкальным произведением на уроке МХК. Раздел программы: «Музыкальная культура барокко».

Работа с музыкальным произведением на уроке МХК.Раздел программы: «Музыкальная культура барокко»....