Весёлые матрёшки. План-конспект занятия
план-конспект по изобразительному искусству (изо)

Камянчина Анастасия Леонидовна

Знакомство детей с народной игрушкой- матрешкой

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН – КОНСПЕКТ

Тема урока: Весёлые матрёшки

Цель: знакомство детей с народной игрушкой- матрешкой.

Задачи:

#1055;ознакомить детей с историей Семеновской матрешкой,

Сергиево- Посадской матрешкой и Полхов- Майданской матрешкой.

#1042;оспитание эстетических, нравственных, патриотических чувств у детей, посредством народного декоративно- прикладного искусства. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.

#1056;азвивать любовь к народному искусству; развивать чувство цвета, ритма в узоре.

#1056;азвивать навыки самоконтроля при включении в самостоятельную работу.

#1060;ормировать умение планировать анализировать и реализовывать

творческий замысел в создании художественного образа.

Оборудование:Проектор, экран, ноутбук, диск с презентацией, план деятельности, игрушки матрёшки, иллюстрации матрёшек разных центров.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

  1. Организационный момент.
  2. Психологический настрой.
  3. Сообщение темы и цели урока.
  4. Объяснение нового материала.

- беседа о возникновении и видах русской матрёшки;

- особенности изготовления и этапы росписи матрешки.

  1. Физкультминутка.
  2. Практическая работа.
  3. Подведение итогов урока.
  4. Рефлексия.

Ход урока

  1. Организационный момент. (Слайд презентации №1)

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке:

Карандаш, альбом и краски.

Проверили? Садитесь.

С усердием трудитесь!

2. Психологический настрой.

Ребята, давайте улыбнемся друг другу! Я рада видеть ваши улыбки и думаю,

что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.

Вводная беседа. (Слайд презентации №2)

Ребята, вы знаете В одной песне поется: «Мир без чудес, черно-бел…» и это действительно так.

Хочу урок начать с одной сказки.

- С каких слов обычно начинаются сказки? (Жил-был…)

Так вот…

Жил-был на свете один бедный человек. Ничего-то у него не было, только

маленькая – маленькая комнатушка с пустыми скучными стенами. Сидел он

грустный, понурый. Все везде было серым вот таким (показываю шар серый).

И вдруг открылась дверь, и пришел к нему Волшебник! Он сделал бедному

человеку маленький подарок. Его можно было удержать в руке вот такой! Но был

он не простой, было в нем все: просторное синее небо, яркое доброе солнце и

много цветов. Увидел человек подарок, засмеялся, обрадовался и сказал: «Я теперь

не самый бедный на свете, а самый счастливый!»

– Как вы думаете ребята, что же это был за подарок? (Краски)

(Слайд презентации №3)

– Верно. К бедному человеку пришел самый настоящий волшебник, какие

только бывают на земле – Художник. И он подарил бедному человеку краски,

чтобы он украсил свою жизнь яркими цветами. Его больше не окружали

скучные, серые стены. Перед ним открылся весь мир. Человек стал

счастливым. Ему захотелось сделать всех счастливыми, и он разрисовал весь

мир яркими красками. Произошло настоящее чудо: мир из черно-белого

превратился в яркий, разноцветный.

– Я предлагаю вам сегодня побыть волшебниками. Вы согласны?

- Волшебники, они кто?

– Что нам предстоит сегодня сделать, вы уже, наверное, догадались?

(предположения детей) Сотварить волшебство, раскрасить в яркие цвета что-то…

3. Сообщение темы занятия.

- Чтобы узнать с чем будет связано наше сегодняшнее волшебство ребята, отгадайте загадку.

(Слайд презентации №4)

Алый шелковый платочек

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может 3, а может 6.

Кукла первая толста, а внутри она пуста,

Разнимается она на две половинки.

В ней живет еще одна кукла в серединке.

Разрумянилась немножко

Наша русская (матрешка)

Молодцы, ребята. Все вы правильно отгадали: это русская матрешка. А как вы догадались, что это матрёшка? …… Правильно, молодцы

Тема нашего урока «Весёлые матрёшки».

Актуализация знаний учащихся.

-У кого из вас дома есть матрёшка?

-Почему она вам нравится?

- А знаете ли вы, как появилась матрёшка? А хотели бы вы это узнать?

Цель нашего сегодняшнего занятия будет знакомство с народной игрушкой- матрешкой.

(Слайд презентации №5)

-Я расскажу вам, как появилась матрёшка.

4. Объяснение нового материала.

Беседа о возникновении и видах русской матрешки.

- А как вы думаете, сколько лет матрешке?

Она достаточно молода. Ей всего чуть больше 100 лет.

- Как вы думаете, ребята, откуда появилась на Руси матрешка?

(Ответы и предположения детей)

- А на самом деле все было так…

(Слайд презентации № 6)

Давным-давно ,100 лет назад, жил один мастер- Малютин. Пошёл он как-то на ярмарку и увидел на ней игрушку в форме яйца. Это был старик с седой бородой. Открыл Малютин эту игрушку, а в ней ещё и ещё. И так 12 старичков. Эту игрушку-старичка привезли из Японии. В Японии деревянную игрушку называли фукурума.

Малютин посмотрел на японскую игрушку и решил попробовать сделать игрушку схожую с той, японской. Только вместо старичка, весёлую матрёшку в красивом сарафанчике. Он попросил токаря чтобы он выточил из дерева матрёшку, а затем сам расписал её красивыми узорами.

(Слайд презентации № 7)

- Интересно и то, что после появления первой матрешки, в разных районах

России художники начали расписывать матрешек, так понравилась им

кукла Матрена! И все они делали это по-разному.

– Да, у каждой матрешки есть своя традиция в росписи. Сегодня мы

познакомимся некоторыми видами, и называются они по названию городов, где

их изготовили.

Матрёшки из Сергиева Пасада (Слайд презентации №8)

Первые русские матрёшки были созданы в подмосковном

Сергиевом Посаде как забава для детей, которые помогали усвоению

понятий формы, цвета, количества и размера. Стоили такие игрушки

достаточно дорого. Но спрос на них появился сразу же. Через несколько лет

после появления первой матрёшки практически весь Сергиев Посад делал

этих обаятельных куколок. Сергиевская (загорская) матрешка -плавно,

ровно круглится форма матрёшки, медленно перетекает из одного объёма в

другой. Сужается и утолщается без резкой границы. Она также наряжена в

сарафан, кофту, передник платок, а в руках она держит узелок, корзинку или

цветы. Она расписана чистыми яркими цветами, быстрыми живыми мазками нехитрого узора. Черный линии подчеркивают детали одежды и черты ее лица.

Полхов-майданские матрешки (Слайд презентации №9)

У мастеров из Полохова – Майдана свой стиль декоративной росписи.

Они закрывают всю фигуру матрешки листьями, буйно цветущими

ветками цветов, ягод.

Полхов-майданские матрешки можно сразу узнать по необычной форме

головы, удлиненному силуэту, характерному цветку и традиционному для

этой росписи малиновому цвету. Яркие и сочные краски звучат во всю

силу. Рядом с малиновым ложится темно-зеленый, а синий — с желтым.

Все объединяет черный контур. У неё нет таких конкретных деталей, как руки, платок, сарафан, кофта, характерных для загорской матрёшки. Лицевая часть игрушки украшена овальным клеймом, контур которого повторяет её удлинённую форму. Лицо

обрамляют “кудри” - подлинная деталь старинного местного наряда.

Женщины убирали волосы под кокошник, девицы – под ленты, а вокруг лица

в головной убор втыкали “кудри” - чёрные, завитые штопором,

пёрышки селезня. Эту интересную бытовую деталь и сохранили мастера

в росписи матрешки.

Мастера из Полхов-Майдана выработали свой, особый стиль

декоративной цветочной росписи. Они стремятся так украсить свою

матрешку, чтобы цветы, ягоды и листья сплошным ковром закрыли ее

фигурку спереди.

Матрёшка семёновская (Слайд презентации №10)

Это матрешка из Семенова. Ее отличает большой букет цветов, который

ярко украшает всю фигуру игрушки, а край платка – цепь небольших бутонов.

Из Семенова матрешка начала путешествовать по белу свету. На

всемирных выставках в Париже.

Семеновская матрешка из города Семёнова, Горьковской

области. Мастера заимствовали эту игрушку

из Загорска, но украшать её стали по – своему. Сочетание

красителей, жёлтых, зелёных, фиолетовых, красных –

делают эту матрёшку очень выразительной. Ярким цветом окрашены платок,

рукава, сарафан. Чёрные, на пробор, волосы обрамляют сужающийся книзу

овал лица, строго смотрят небольшие глаза, собран бантиком маленький рот.

Самое же главное – декор, крупная цветовая роспись, заполняющая

весь центр фигурки. Алые розы, маки, незабудки, васильки, ягоды и

листья собраны в разнообразные букеты.

Авторская матрешка (Слайд презентации №11)

В настоящее время фантазии современных художников нет

границ. Традиционный тип Сергиево-Посадской матрёшки, держащей в руке

какой-нибудь предмет, в настоящее время пополнился многочисленными

вариантами матрёшек – девушек, женщин, иногда даже пожилых, с корзинами,

полными фруктов, самоварами и лукошками. Все большее распространение

получают матрешки, на фартуках которых изображены сюжеты из русских

народных сказок.

А теперь, ребята, немного разомнёмся, встанем все на ножки и повторяем за мной.

5. Физкультминутка

-Нам пора передохнуть (тянемся вверх)

Потянуться и вдохнуть (вдыхаем)

Покрутили головой, (повороты головой)

Чтоб усталость вся долой!

Один два, три, четыре, пять (загибаем пальчики на обеих руках)

Будем с вами рисовать!

Присаживайтесь на места

6. Практическая работа. (Слайд презентации №12)

Пришло время, мои волшебники, поработать.

- И мы с вами, ребята, создадим свою матрёшку, непохожую на другие.

Сейчас украсите свои матрешки так, чтобы они стали яркими, красивыми.

Я подготовила для вас свою матрёшку

Сначала я подобрала цвета, закрасила фон: одежду-платок, сарафан, передник. И только потом поверху расписала свою матрёшку узорами.

Напомните мне ребята, как мы будем работать с красками и кистью….. Молодцы!

Инструктаж

В процессе работы поддерживать порядок на рабочем месте. При работе с красками необходимо быть аккуратным: не пачкать руки, лицо, костюм, не пачкать стол, за которым работаешь. Нельзя: брать грязные руки в рот, тереть грязными руками глаза, размахивать кисточкой. По окончании работы привести в порядок рабочее место. Тщательно вымыть руки с мылом. Не использовать для воды стеклянную посуду. Используй кисть по назначению: Правильно держи кисть между большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным – не слишком близко к ворсу. Не сжимай кисть сильно. Аккуратно набирай краску на кисточку

А сейчас, дорогие ребята,

На минутку закройте глаза.

Позабудьте заботы, усталость,

Ведь начнутся сейчас чудеса!

Сейчас создайте образ матрешки, который вам подскажет ваша фантазия.

Звучат русские народные мелодии в записи, дети приступают к росписи своих матрешек. Педагог подходит и подсказывает, подводит детей к тому: как лучше сделать, какие цвета более сочетаются, что еще можно добавить.

А теперь я прошу вас показать ваших матрёшек друг другу. Какие замечательные матрёшки у вас получились. Яркие, неповторимые. У каждого своя не похожая на другие матрёшка. Я предлагаю выйти всем к доске и прикрепить свою матрёшку на доску, чтобы у нас получилась выставка. Как мы назовём нашу выставку?

Дети располагают свои работы на коллективном панно.

Дети вместе с учителем проводят анализ работ: что получилось, а что нет?

-Давайте посмотрим, чья работа вам лучше всех понравилась?

-Почему?

7. Подведение итогов. (Слайд презентации №13)

Чем вам нравятся матрёшки?

-С какими матрёшками вы сегодня познакомились?

-Кто запомнил отличительные особенности этих матрёшек?

-Кто первый сделал матрёшку?

-А сейчас давайте посмотрим где какая матрёшка? (Учитель показывает наглядные пособия с матрёшками, нужно назвать их названия).

#1056;ефлексия. (Слайд презентации №14)

На парте у каждого ребёнка по 3 смайлика. Дети оценивают себя на уроке, поднимая смайлики разного цвета.

-Ребята вы сегодня работали очень хорошо.

-Молодцы!

-Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН – КОНСПЕКТ Открытого занятия отделения спортивного туризма по теме: «ПЛАНЫ И КАРТЫ, ПОНЯТИЕ О МАСШТАБЕ» с учащимися группы НП-2. Тренер-преподаватель Контора Андрей Владимирович

Дата проведения: 18 СЕНТЯБРЯ 2012 г. Время проведения: 12-20 – 13-50 Место проведения: МБОУ СОШ № 18 Вид труда: теоретическое/практическое занятие (работа с картами). Тема за...

ПЛАН - КОНСПЕКТ открытого занятия творческого коллектива «Палитра». ТЕМА занятия: «Введение в предмет».

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ПЕЧАТНИКИ»                         ...

План-конспект открытого занятия "Создание игровых ситуаций на занятиях по обучению произношения и применение игр при развитии слухового восприятия"

Данный конспект поможет формировать произносительные навыки слабослышащих учащихся и закреплять их на материале слогов, слов и иллюстраций....

планы воспитательной работы и краткие планы-конспекты внеурочных занятий и мастер-классов

План внеклассных мероприятий на 2013-2014 учебный год классного руководителя подготовительных групп №2 и №3 Яковлевой Е.О.График проведения родительских собраний в 2015-16 учебном году.Планы внеклассн...

Разработка спортивного мероприятия в летнем лагере " Сильный,смелый,ловкий". План-конспект тренировочного занятия по волейболу. План-конспект занятия по легкой атлетики

Разработка спортивного мероприятия в летнем лагере " Сильный,смелый,ловкий".План-конспект тренировочного занятия по волейболу.  План-конспект занятия по легкой атлетики....

План-конспект открытого занятия "Русская матрёшка"

Обучить изготовлению простейшей игрушки-сувенира "Русская матрёшка". Развить познавательную активность и способствовать формированию у детей творческой инициативы и активности - это основная...