Статья на тему: «Внеклассная деятельность учащихся с ОВЗ на дополнительных занятиях по изобразительному искусству и технологии»
статья (5, 6, 7, 8 класс)

Складанная Дина Алексеевна

Обычный ребенок не всегда справляется с выполнением работы на уроках ИЗО и технологии. Ребенку с ОВЗ надо подходить в классно-урочном обучении внимательнее. Не всегда есть время перенести внимание на такого ребенка во время урока, но к этому надо готовиться до начала урока, если знаете, что в определенном классе будет такой ученик. Такие дети охотнее остаются на дополнительные занятия и выполняют не только учебное задание, но и другие, имея к тому расположение или больше доверяя себя учителю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statyaovz_skladannaya_23g.docx37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Внеклассная деятельность учащихся с ОВЗ на дополнительных занятиях по изобразительному искусству и технологии»

           Складанная Дина Алексеевна,

                                              учитель изобразительного искусства  и технологии                                                                                                                                                                                  

                                                МБОУ «ООШ № 2» пос. Ханымей

Аннотация: Посещая дополнительные занятия, занимаясь внеклассной деятельностью, ученик с ОВЗ вовлекается в творческий процесс, многое ему начинает быть понятным, возможным и продуктивным. Влюбляясь в то, что получается, ученик даже не замечает, когда открывается перед ним та или другая познавательная информация, когда новые приемы, новые знания входят в рабочий процесс, когда от чистого листа до финального завершения работы ученик увлеченно трудится, совершенствуется в творчестве, возрастает над собой. Оказывается, что многое возможно делать самостоятельно, что-то не получалось, а теперь получается, чего-то не знал, а теперь знает. Чудо, лежащее в основе дополнительного образования, формируется в многократной практике, в изучении определенных технических приемов, в поэтапном и дозированном деятельном поле, дающего толчок для саморазвития учащегося. Мыслительная, экспериментально-познавательная составляющая, присутствуют на каждом занятии. Когда ученик понимает это, соглашается с условиями пребывания на дополнительных занятиях, тогда есть реальная перспектива в этих занятиях и для ученика и для учителя.

Цель статьи: демонстрация и ознакомление с творческой деятельностью учителя и учащихся с ОВЗ на дополнительных занятиях по ИЗО и технологии.

Задачи: уметь регулировать учебный процесс на пользу ученику, на определенный его комфорт на дополнительных занятиях, на развитие талантов, знаний и способностей  у детей с ОВЗ. Следует подчеркнуть тесную и неразрывную связь способностей со знаниями, умениями, навыками. С одной стороны – способности зависят от знаний, умений, навыков, а  с другой – в процессе приобретения знаний, умений и навыков развиваются способности.

Для ведения дополнительных занятий мною была разработана программа «Художественная машинная вышивка» и курс внеурочной деятельности общекультурной направленности «Город мастеров» для 5-9 классов на 2022 и 2023 уч. год.

Чем же интересны эти программы?

Программы построена так, чтобы дать обучающимся представление о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности (наблюдение и изучение окружающей реальности). Изобразительное искусство дает опыт проникновения в суть вещей. Одно дело просто смотреть на окружающие предметы, другое — составлять композиции из дизайнов, имеющих в арсенале вышивальной машинки или разрабатывать эти композиции самостоятельно согласно теме занятия.

Данные развивающие программы позволяет решать не только собственно обучающие задачи, но и создает условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, способность работать в группе и проявлять лидерские качества. Также через занятия по технологии и изобразительным творчеством появляются реальные возможности решать психологические проблемы детей, возникающие у многих в семье и в школе.

Новизна программы заключается в том, что учащиеся с ОВЗ выполняют задания по более качественному изучению родного края через первоначальную концепцию внимания на выразительных возможностях изобразительного искусства, через уяснение взаимоотношений его с окружающей действительностью. На данных занятиях изучают оформительские, дизайнерские правила, приемы. Школьники создают проекты, художественные изделия, проектируют и развивают свою деятельность согласно новым технологиям, новым направлениям и новым методикам, получая опережающее развитие и обучение. Сегодня, когда на изучение изобразительного искусства отводится ограниченное время, развитие художественного творчества школьников через систему дополнительного образования детей становится особенно актуальным.

Творчество – более широкое понятие, чем способности, предполагающее созидание чего-то нового, ценного для общества, с помощью чего личность может реализоваться, развивая собственные способности. Творчество выступает как положительная созидательная активность, культивируемая обществом во имя утверждения общечеловеческих ценностей, взращивания человеческого в человеке, роста и сбережения культуры. Критериями творческого процесса и его результата являются: 1) принципиальная новизна (с позиций культуры), 2) социальная значимость оцениваемая как благо для человечества, 3) совершенство исполнения. Критерии творчества носят относительный характер, зависят от конкретной исторической ситуации. Творчество — это такой процесс, благодаря которому происходит восхождение человека к высшим ступеням духовности, нравственности и свободы, развитие личности и культуры. Движущими силами творчества являются активность субъекта, преодолевающая предустановленные границы деятельности, и эвристическое стимулирование творческого процесса

Все меняется в мире. Художник не всегда поспевает за временем, за сменой жизненных «декораций», а если это начинающий художник, совсем юный художник, может, в силу своей молодости, он еще не способен браться за сложные бытовые темы сегодняшнего дня.  Наблюдение, рассуждение, анализ дают хороший толчок для творческой идеи, для определения того самого главного и необходимого в изобразительном искусстве.

Модным на сегодняшний день становится изображение реального сюжета. Когда на смену вымышленного этюда, предлагается правдивая натура и отдается предпочтение реальному изображению малой родины – это как раз и есть настоящее искусство.

Раз в году в весеннее время в нашем поселке проводится День оленевода. Праздник обещает быть ярким и разноплановым – это и спортивные состязания, и гонки на оленьих упряжках, и катание детей на нартах, и концерт на открытой площадке, и распродажа национальных сувениров, национальной обуви (кисы, пимы, шапки, воротники из меха и мн. др.). В брезентовых чумах запланирована бесплатная раздача булочек с местной ягодой с горячим чаем. На таких мероприятиях часто идет распродажа предметов самобытного искусства в виде декоративно-прикладного творчества: панно из кусочков меха, пояса, сумочки, подвески из бисера, резьба из дерева и кости.

Ненецкие коренные жители на этот праздник облачаются в  самые красивые национальные одежды из сукна, кожи и меха, украшая их символичной атрибутикой и разнообразными подвесками. У женщин свисают из-под головных уборов ложные косы, много медных пластин и побрякушек в одежде. У маленьких детей поверх теплой одежды навешены колокольчики, которые издают легкий мелодичный звон, а у мужчин на широких кожаных поясах красуются охотничьи ножи в чехлах с декоративной отделкой, а из-под малиц на ногах виднеются кисы, выполненные из оленьих лап с элементами геометрической мозаики. Ягушки – женские шубы – имеют особый крой и декоративную бордюрную отбивку, согласно особому фасону верхней одежды. Яркость красок в одежде коренных жителей, в оформлении оленьих упряжек, ярмарочных точек, самой площадки под мероприятие – это феерично и искрометно!

Выездные торговые точки предлагают наперебой разнообразные продукты и товары. Одним словом – сплошные эмоции, восторги и красота! Для любого художника – это, то доминирующее место, где для просмотра колоритного национального образа своего региона и своей малой родины, можно взять темы для будущих картин. Как долго будут существовать настоящие зрелищные мероприятия коренных жителей нам неизвестно, поэтому пока существует такая возможность соприкосновения и обзорности национальных ненецких традиций для остальных жителей этого края, надо использовать любую возможность такого общения. Эти яркие моменты северной жизни необходимо развивать в художественном творчестве как юным так и зрелым художников. Акцент творчества, выстроенный на передачу и изображение жизни коренного населения, так же интересен, как и любое другое тематическое рисование.

Живя на ямальской земле, которая только на первый взгляд кажется мало чем примечательной, может удивить многих своими природными тайнами. Колористика природы меняется прямо на глазах. Надо успеть выполнить быстрые зарисовки на пленэре, что-то по памяти, а что-то из окна учебного кабинета. Акцентирующим сюжетом здесь может быть что-то из ряда вон выходящее: северное сияние, сугробы под крышу дома, световые ночные столбы.

Тема за темой открывают детям новый мир знаний по быту и по нелегкой жизни тундровых и лесных ненцев, проживающих рядом с нами. Интересного много в художественной трактовке национального компонента, поэтому надо хорошо знать историю соседних коренных народов. История этого народа познается не только при редких беседах с ними на Дне оленевода, но во многом помогают книги, а теперь Интернет для нахождения полезной информации о ненецких народах. Что бы картина была выполнена правильно, надо использовать проверенные факты и сведения о многих определяющих моментах из жизни коренных народов: как выполняется промысловая работа, как шьется одежда, как хранятся продукты и вещи, как устроен быт, жилище и мн. др. в ненецких сообществах.

Легенды и сказки народов севера совершенно не похожи на славянские; в них много наивности и какого-то детства. Рисуя иллюстрации по маленьким произведениям ненецких авторов, познаешь мудрость ненецкого народа, стараешься более достоверно изображать людей, зверей, тайгу, перерабатывая в рисунке  главные события литературного произведения в наглядные образы.

В ежегодных конкурсы нашего региона, округа, района есть обширный пласт по передаче в детских и во взрослых работах изображение малой родины с ее вековыми обычаями и традициями. Изображение своей местности, людей, живущих по соседству, новостройки, которые ведутся в твоем поселке - все это воспитывает творящего человека и дает ему отличную духовную среду для оценки своей значимости. Ты смог сделать хорошую работу, твоим творчеством кто-то восхищается, ты дал людям пищу для глаз и для души! В таком рисовании я больше склоняюсь к индивидуальности ребенка, к его эмоциям и переживаниям, что беспокоит современного ученика, когда он творит? Преподаватель этот мир видит по-своему, а ученик может его видеть по-другому.  В этом есть своя доминанта чувств, видений, сомнений, восхищений. Изобразительное творчество имеет массу художественных направлений и техник.  Учащийся может создавать свое произведение в графике, в живописи, в рисунке, в прикладном виде. Это может быть натюрморт из предметов быта народов севера, портрет коренного жителя или природная среда обитания ненецкого народа. Занятия промысловиков добывающих рыбу, пушного зверя, обслуживающих стада оленей, ведущих по большей части лесной образ жизни.

Чумы, которые устанавливают на открытых площадках лесные и тундровые ненцы, имеют свою историю, свою практическую значимость для проживания людей в суровых условиях, когда зимой бушуют леденящие тело и душу ветра, а летом беспощадно впивается в тело гнус. Чум – это своеобразный кочующий дом, который дислоцируется с места на место в зависимости от выбранного места для пастбища оленей и, чтобы рядом был какой-нибудь водоем.

Очень хорошо смотрятся сцены жизни коренных жителей в графических рисунках, выполненных гелевой ручкой черного цвета. Графические линии словно рассекают ландшафт тундры и берега рек, дорогу, убегающую вдаль, или верхнюю линию леса, состоящую из макушек берез и сосен. Какие чудо-птицы живут в наших северных лесах – глухари! Какое же творчество без изображения глухаря в работах юных художников. Удивительно красивые закаты и восходы, если присмотреться к вечернему или утреннему небу внимательно, то можно увидеть в них такую же палитру цветов как в радуге. Все удивительное рядом с нами, только к нему надо присмотреться, приспособить для конкретного вида творческой деятельности. Сегодня это будет скромный этюд, завтра – живописное полотно. Сегодня скромная поделка, а завтра – великолепное изделие. Очень получаются своеобразные панно на дощечках с изображением бытовых сцен ненецких жителей севера, выделывающих шкуры зверей, изготавливающих нарты или собирающие после дислокации чум.

Проектная деятельность стала весьма приоритетной во всех сферах ученической жизни, поэтому на дополнительных занятиях, работая над выбором и выполнением проектов, предлагаю детям взять во внимание уже что-то знакомое, не «заезженное» и переделать его до нового и интересного состояния. Альбомы с семейными фотографиями мы научились оформлять таким образом. На каждой страничке есть паспарту - рамка под фотографию, которая выполнена в технике коллаж. Материал берется из устаревшей журнальной продукции, чаще рекламного характера.  Этого «добра» хватает в школе, а особенно у каждого дома. Дизайн странички может дополняться цветными картинками, взятыми из Интернета – сердечками, котятами, зверятами, смешариками, сказочными мультигероями и др.образами. Проекты часто носят самый разнообразный характер: исторических докладов  архитектурных особенностей северных городов, лего конструирования и моделирования из ватмана, выставок рисунков на здоровьесберегающую тематику или экологическую проблему. Появились сказочные герои из картона, появился сценарий новогодней сказки и появился новый проект«Динамическая кукла». Дети были художниками, а стали кукловодами и актерами. Рисованные куклы двигались, разговаривали голосами учеников, учили маленьких зрителей из начальных классов здоровому образу жизни.  

Проекты приобрели разнообразную вариативность. Попробовали прорезную аппликацию, добавили пропускание цветных лент в прорезную аппликацию, и это получилось лучше и ярче! Освоили новые оформительские технологии: квиллинг, изонить, акриловую роспись по ткани, декорирование из атласных лент, декупаж…, поэтому в продолжение многих лет выполнялись следующие творческие проекты: «Комнатные цветы» - топиарий, «Пасхальная ночь» - габаритное панно  в техника – квиллинг, «Ненецкая семья» -  в технике изонить, «Букет роз» - вышивка цветными лентами, «Моя семья» - коллаж, «Космические просторы», «Фантастический город» - скапбукинг и мн. др.

Были новые впечатления, сомнения, робкие пробы, использование смешанных техник. Есть такая русская поговорка «смелость города берет», так и мы с учащимися творим, моделируем, конструируем и получаем готовый продукт авторского труда, потому что смело беремся за новые образы и идеи в проектных технологиях.

Из чего же состоит проектная работа и проектные технологии, что это за метод проектов, какой смысл в такой деятельности? На данный период проектная деятельность вводится в школьную программу не в угоду моде, а в угоду современным требованиям самой жизни. Умение мыслить системно и комплексно, самостоятельно выявлять потребности в информационном обеспечении деятельности, непрерывно овладевать новыми знаниями и применять их в жизни. Скорее всего, что без компьютерных технологий осуществить многое из проектной деятельности не удалось бы. Презентации, работа с графическим редактором, с компьютерным дизайном, с Photoshop , с Веб услугой и т.д. служат дополнением, оформлением и основой любого проекта. Конечно, особого внимания заслуживает информационно-коммуникационная технология (ИКТ).

Цель технологии: формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей учащихся, подготовка личности «информированного общества», формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения. ИКТ называют интерактивными, так как они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог. Их можно использовать на всех этапах проектной деятельности. Надо сказать, что эти две технологии идут параллельно. Если используешь одну из них, то вторая как сопровождающая технология соседствует на всех этапах работы.   

 Применение проектных и  информационно-коммуникационных технологий способствует возникновению такого взаимодействия и отношений школьников между собой и со взрослыми, при которых для достижения цели реализуются творческие усилия личности, не только достигается запланированный результат, но и происходит развитие внутреннего мира растущего человека. Воспитательная роль  проектирования зависит от отражения этих трудовых отношений в духовной жизни учащихся с ОВЗ, в преломлении их в мыслях и чувствах, в широте и глубине волевых усилий личности. Воспитание любви к труду как стержень трудового воспитания в целом возможно только тогда, когда ребенок проникнется красотой отношений между людьми, возникающих в трудовом процессе. Выполнение творческого проекта - одна из сторон воспитания. Оно нацелено на осознание детьми, подростками, юношеством нравственной ценности трудового начала в жизни.

Мой случай из жизни заставил детей по-новому взглянуть  на такую технологию ручного труда, как скрапбукинг.  Искала я открытку в спецотделе «канцтоваров» универсального магазина ко дню рождения. Вдруг мне на глаза попалась простенькая открытка с тесненной бабочкой, а внизу открытки были протянуты две параллельные полоски из атласных лент,  завязанные бантиками. Открытка стоила в три раза дороже остальных, купить ее я не смогла, а образ этой открытки запал мне в душу.

Материала для выполнения скрапбукинга у нас, конечно, в школьном арсенале не имеется. Решаем задачу по поводу замены профессионального материала, путем приспособления чего-то возможного, не уступающего по эффекту и красочности из того, что имеем или из того, что в состоянии приобрести. Купить что-то все равно придется, но даже если заказать спецтовар  по Интернету – это будет дорогое удовольствие, особенно для тех, кто серьезно увлекается такой технологией в декоративно-прикладном творчестве. Пробуем  использовать то, что часто остается после выполнения работ с тканью, с поделками на уроках технологии (обрезки ткани, ленточки, бейка, кружево, пуговицы, канва, паетки). Цветной фон для скрапбукинга берем с Интернета, распечатывая рисунки на обычных тонких листах с обрезанием фигурными ножницами по периметру края, создавая потрепанность и старение этим листочкам. Основу крепим на обычный альбомный лист или цветной картон. Мелкие детали вырезаем из фетра, из журнальной продукции, из цветных копий и придаем объем путем наклеивания этих деталей на кусочки ватмана, картона, придавая плотность этим деталям. Когда все элементы для работы готовы, выкладываем композицию на основу будущей открытки или панно. Двигаем заготовки, уравновешиваем, и когда все удачно скомпоновано, закрепляем окончательно горячим клеем или клеем ПВА к фону, который в свою очередь крепится к основе открытки.

При изучении темы: «Линия и ее выразительные возможности» на занятиях я даю детям несколько заданий. Одно из них состоит в том, чтобы из бессмысленных черточек, разно фигурных линий ученики смогли создать что-то конкретное. Разрешается ученикам, работая карандашами, пастелью или цветными мелками, не только продлевать эти линии, но и наполнять композицию по смыслу новыми формами, создавая единую сюжетную линию. С этого момента начинается «мозговой штурм» для учащихся. Появляются, а точнее сказать, «проявляются» на альбомных листах из-под карандашного следа, оставленных учеником, дома, деревья, птицы, водоемы. Из  первоначально сомнительной композиции,  идет превращение «каляк-маляк» в определенный сюжет под названием «пейзаж». У другого ученика может получиться натюрморт из ваз, букетов и летающих бабочек. Кто-то рассмотрел в начале творческого пути намек на космическую тему. О, сколько разных образов может возникнуть в таком творчестве, где, словно над картиной рассеивается туман и выплывают перед зрителем осмысленные сюжетные композиции. Такой вид работы мне напоминает дорогу с крутыми поворотами, когда тебе рисуются новые виды, еще чего-то скрытого от тебя холмом или зеленым лесным массивом, но ты желаешь скорее увидеть  тот придуманный тобою вид за поворотом. Каждый видит свою картину, свой придуманный мир. Промелькнул поворот, и перед тобой открылась шикарная панорама жилых строений и природы, слившихся в какой-то песенный мотив.

Морально - ценностное отношение к труду включает понимание не только общественной, но и личной его значимости как источника саморазвития и условия самореализации личности. При этом важным фактором становится сформированная способность человека испытывать радость от процесса и результата труда интеллектуальных, волевых и физических сил. Учащиеся с ОВЗ должны выбрать для себя объект проектирования, тему проекта, то есть изделие, которое они действительно хотели бы усовершенствовать, предложить на рынок, ввести в предметный мир, чтобы удовлетворить реальные потребности тех людей, кому мы адресуем этот проект.

Очень тесно сотрудничают учащиеся с ОВЗ с историко – краеведческим музеем нашего поселка. Музей имеет очень хороший экспонируемый фонд различных предметов, стендов, этнических залов и мн. др.. В музее часто проводятся выставки художников нашего округа, мастер-классы с мастерами из коренного населения. Я со своими воспитанниками выставляю итоговые работы в музее, часто принимаем участие в выставках я и дети, проводимых поселком и музеем. Эти выставки организуются ежегодно  ко Дню Матери, ко Дню Победы, на экологические темы, на здоровьесберегающие темы, на борьбу против пагубных привычек, новогодние, Рождественские, с национальным компонентом и др. Позиционирование наших проектов находит свое место и свое время в залах музея. Ведь они и существуют для просмотра итоговых работ, для обмена опытом, для подведения важных итогов. Впереди еще много нереализованных планов по выполнению проектов различного направления. Мы с учениками руководствуемся библейским выражением «Дорогу осилит идущий» - это помогает нам реализовывать проектные технологии и использовать информационно-коммуникационные технологии на школьной площадке.

Главной целью обучения учащихся с ОВЗ должно быть приобретение обобщающей стратегии, нужно учить учиться, одним из условий овладения такой стратегии является развитие творческих способностей. Развитие творческого потенциала детей, требует бережного, вдумчивого отношения, поэтому при работе с детьми, следует учитывать особенности их высшей нервной деятельности и создавать комфортные условия жизни, обучения, воспитания, творчества.

Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем не проявляется. Только благодаря определенным условиям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности как изобразительное искусство, техническое и художественное творчество, развиваются творческие способности.

Одним из условий творчества Л. С. Выготский называет воображение. В. В. Давыдов творческим называет такой процесс, когда дети уже умеют находить нестандартные и оригинальные решения задач в художественной, познавательной и нравственной сферах

Итак, к творчеству мы отнесём созидательный процесс по созданию чего-либо нового в любой отрасли деятельности: художественной, познавательной, нравственной. Для ребенка творчеством будет процесс по созданию индивидуально-субъективного нового в освоении окружающего мира.

Мотивационно-творческую активность и направленность личности В. И. Андреев характеризует следующим образом: а) любознательность, творческий интерес характеризуют устойчивую потребность личности в знаниях, в овладении новыми способами деятельности. Проявляются в пытливости ума, в стремлении глубже познать вновь наблюдаемое и анализируемое, а также в постановке вопросов; б) чувство увлеченности, эмоциональный подъем, радость открытия, изобретения характеризуют наиболее типичные состояния личности в учебно-творческой деятельности; стремление к творческим достижениям проявляется в желании и стремлении личности наилучшим образом выполнить задачу в каждой новой ситуации достигнуть новых высот новых успехов; в) стремление к лидерству; г) стремление к получению высокой оценки, критериями оценки является то, насколько личность переживает неудачу, как реагирует на поощрение похвалу, оценку своих достижений; д) чувство долга, ответственности при выполнении творческих заданий; личностная значимость творческой деятельности в системе ценностных ориентаций личности; е) стремление к самообразованию, самовоспитанию творческих способностей.

Ряд условий, которые должны выполняться для успешного развития ребенка с ОВЗ на дополнительных занятиях, а это: благоприятная психологическая обстановка для занятий ребенка, в которой всегда находятся слова поддержки для новых творческих начинаний. Занятия проходят в обстановке сотрудничества (сотворчества) педагога и ученика, «живого» общения, поощрения инициативы, уважения собственных идей и стремления к нестандартному мышлению. Широкий диапазон творческих задач, решение которых приносит радость преодоления, радость открытия, радость творчества.

В процессе творческой деятельности ребенку помогает педагог, активно включая при этом его слух, зрение, осязание, использует на занятиях музыку, стихи, рассказы, репродукции, реквизитные материалы.

При решении задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума и таланта, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и зависимости все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Творческие способности могут проявляться в различных видах деятельности. Развивать творческие возможности можно и необходимо: «Ребенок — это не сосуд, который нужно наполнить, а огонь, который  нужно разжечь».

Педагог, обучая ребенка художественному ремеслу, обязательно профориентирует его на  выбор будущей профессии. Расширяет познавательные горизонты той или иной профессии, дает советы относительно восстребованности художественных навыков в далеко не художественных сферах человеческой трудовой деятельности. Независимо от того, станет ли он профессиональным художником или нет, изобразительная деятельность будет важной и необходимой частью его жизни. А развитие творческих способностей ведет к  творческому подходу в решении определенных жизненных задач. И это поможет стать ему интересной личностью, а также и человеком, который будет способен преодолевать возникшие на его пути трудности, иметь определенный вкус, уравновешенное и гармоничное отношение ко многим вещам и понятиям.

Развитие творческих способностей детей принципиально не может завершиться на каком-то рубеже, который можно считать пределом желаний и устремлений творческой личности, и каждого, кто возьмётся за решение практических проблем обучения творчеству, ждут новые проблемы, а потому и радостные открытия. Работа и увлечения делают человека счастливым, особенно, если все это нам нравится, эти дела по нам и по нашим возможностям.

Библиографический список

  1.  Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития / В. И. Андреев. – Казань: Изд-во Казанского университета, 1996.
  2.  Бердяев Н. А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека. Μ., 1916 .
  3.  Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. – СПб. : Союз, 1997.
  4.  Грузенберг С.О. Гений и творчество. Л., 1924.
  5.  Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В. В. Давыдов. – М. : Педагогика, 1986.
  6.  Дружинин, В. Н. Психология: Учебник для гуманитарных вузов / В. Н. Дружинин. – СПб. : Питер, 2009. – 2-е изд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Особенности организации творческой деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках изобразительного искусства".

Огромное влияние на развитие художественных способностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья оказываетр личный пример, объяснение педагога....

Статья Педагогическая мастерская «Художественное творчество» ТЕХНОЛОГИЯ «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ МАСТЕРСКАЯ» НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ для детей от 6 до 8 лет

Статья знакомит педагогов с французской обучающей технологией творческая мастерская и рассказывает об опыте педагога в применении этой технологии. Разбор ведется по занятию "Рисование пушистых кошек"....

Статья на тему : Проектная деятельность учащихся на уроках литературы

В статье  говорится об организации проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы является одним из приоритетов современного образования. Развивающие приемы обучения, сем...

Организация художественно-творческой деятельности учащихся в 5-7 классах на уроках изобразительного искусства.

Организация художественно-творческой деятельности учащихся в 5-7 классах на уроках изобразительного искусства.Автор: Дягилева С.А....

Статья на тему "Исследовательская деятельность учащихся на уроках естественных наук в современной школе"

В данной статье отражены основные моменты исследовательской деятельности учащихся на конкретном примере. Представлены элементы исследования....

Статья по теме: «Проектная деятельность учащихся старших классов на внеурочной деятельности по французскому языку» Учитель: Кирсанова В.В. ГБОУ гимнази

В нашей гимназии  всегда уделяется большое внимание участию старшеклассников в проектной деятельности,  вовремя занятий на внеурочной деятельности.Новый образовательный стандарт делает подго...