Сценарий занятия "Краткие сведения о цветоведении"
план-конспект

Коробкова Татьяна Ивановна

Что такое цвет, какие цвета являются "основными"  и "родственными", "тёплыми"  и "холодными". Все эти знания нужны начинающему художнику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Краткие сведения о цветоведении"25.75 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Краткие сведения о цветоведении».

Возраст учащихся: 7-9 лет.

Время: 45 минут.

Цель: познакомить учащихся с основами цветоведения. 

Задачи:

  • дополнить полученные ранее знания по цветоведению;
  • расширить представление о цвете;
  • уметь получать родственные цвета путем смешивания;
  • познакомить детей с понятиями ахроматической и хроматической гаммы;
  • совершенствовать навыки работы красками и кистью;
  • воспитывать интерес к работе, аккуратность и трудолюбие.

Оборудование д/педагога: белая бумага, карандаш, кисточка, баночка с водой, акварельные и гуашевые краски, палитра, тряпочка д/кисти.

Оборудование д/ учащихся: таблица «Цветовой круг», «Основные и составные цвета», «Тѐплые и холодные цвета», образцы работ учащихся.

Планируемые результаты:

- сформировать систему знаний и навыков для работы с цветом и  умение применять полученные знания о свойствах цвета в собственной художественно-творческой деятельности.

План занятия:

  1. Вводная часть. Тема, цель и задачи. Организация рабочего места для работы.
  2. Основная часть. Рассказ о цвете как науке. Получение родственных цветов. Практическая работа. Теплые и холодные цвета. Светлота и насыщенность. Практическая работа.
  3. Заключительная часть. Анализ выполненной работы. Уборка рабочих мест.

Ход занятия.

Вводная часть.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятии мы поговорим о цвете и научимся, смешивая, получать родственные цвета.

Орг.момент. Организация рабочего места.

Основная часть.

Педагог: Наука о цвете существует с давних времен. Первым пытался объяснить происхождение цвета и связанные с ним цветовые явления величайший ученый Греции Аристотель, живший в IV веке до н.э.

Выдающийся итальянский ученый и художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи анализировал происхождение и свойства цвета, и написал «Трактат о живописи», который актуален и в настоящее время.

Восприятие цвета занимало и немецкого поэта Гете, который на основе своих наблюдений создал труд «Теория цвета». Проблемы цвета волновали и М.В.Ломоносова.

Многие ученые занимались изучением цветовых явлений, но наука о цвете получила развитие только тогда, когда ее законы стали связывать с деятельностью головного мозга.

Принято считать, что человек способен воспринимать цвет в трех аспектах: физическом, эмоционально-психологическом и символическом. 

Цвет многих предметов мы определяем по их способности отражать падающий на них свет. Свет, попадая в наши глаза, проходит сложный путь через хрусталик глаза, сетчатку, два слоя нервных клеток и создает ощущение цвета. Световые волны сами по себе нецветные, но воспринимаются в цвете, потому что световые волны, создающие ощущение различных цветов, бывают разной длины. Физики утверждают, что красные, желтые и их производные цвета – это длинные световые волны, а синие и фиолетовые – короткие. Белый цвет в природе существует и состоит из многих компонентов.

Если луч света пропустить через стеклянную трехгранную призму, то обнаружится, что белый цвет разложился на ряд составляющих, постепенно переходя один в другой. Эти цвета, включенные в состав белого цвета, называются спектром.

В природе мы часто наблюдаем явление радуги, это и есть спектр.

Цвета, которые можно охарактеризовать цветовым тоном – красный, желтый, зеленый, синий, относятся к хроматическим.

Ахроматические цвета – это черный, белый и все серые. Примером может служить черно-белая фотография или экран черно-белого телевизора.

Почти все краски, за исключением основных, получаются за счет смешения. Смешение красок на палитре называется механическим.

Основными цветами являются синий, красный, желтый.

При смешении одного основного цвета с другим, получаются родственные цвета.

Практическая работа. Получение родственных цветов.

желтый

красный

синий

Черный

красный

синий

Желтый

Красный

оранжевый

фиолетовый

зеленый

коричневый

Педагог: Один из важных законов цветоведении – закон контраста.

Все предметы воспринимаются нами благодаря контрастам: темный предмет смотрится отчетливее, если его расположить на светлом фоне, и, наоборот, светлый предмет лучше заметен на темном фоне. Чем больше различие между темным и светлым, тем резче выступают предметы.

Эмоционально-психологический фактор влияния цвета на человека не менее важен, чем физический.

Цвета могут оказывать на человека возбуждающее, успокаивающее, даже угнетающее действие. Человек воспринимает цвета как радостные, печальные, теплые или холодные.

Педагог показывает учащимся лист бумаги голубого, красного цвета и просит ответить на вопрос: Какой предмет ассоциативно связан с этим цветом? (Голубой – с морем, небом; красный – цвет огня, крови).

К теплым цветам относятся красный, оранжевый, желтый (цвета, связанные с цветом солнца). Теплые цвета всегда кажутся ближе своего истинного расположения. (Так, сочный красный цвет всегда будет доминировать над зеленым и синим цветами.)

Синий, фиолетовый и их производные называются холодными цветами. Холодные цвета связывают  с представлением о дали, кажутся удаленными.

Теплые и холодные цвета противоположны в живописном отношении друг к другу и, находятся в произведении рядом, создают видимость контраста.

В хохломской, городецкой и полхов-майданской росписях тоже встречается закон контраста.

Практическая работа. Светлота и насыщенность.

Педагог: Рисуем 5 прямоугольников и закрашиваем их: первый – темно-синим цветом, последний – светло-синим. Промежуточные - закрашиваем синим, постепенно убавляя краситель. Таким образом, получаем плавный переход от темно-синего до светлого-голубого. Это светлота. Иногда говорят – растяжка цвета.

Второй ряд прямоугольников. Берется средний по светлоте цвет (синий) и закрашивается первый прямоугольник, последний прямоугольник закрасить серым, без синего, но равным потону закрашенному синему. Все остальные прямоугольники заполняются с постепенным уменьшением синего и в равной степени прибавлением черного цвета.

Темно-синий

Светло-синий

синий

серый

Заключительная часть.

Педагог: Молодцы! Занятие подошло к концу, проанализируйте свою работу.

Анализ выполненных работ.

  • Что узнали?
  • Чему научились?
  • Что было сложно выполнять?
  • Что понравилось?

Педагог: Спасибо за работу! Занятие окончено. Уберите, пожалуйста, свои рабочие места.

Литература:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность. Занятия (знакомство с основами цветоведения) по ИЗО в 1 классе

ФГОС второго поколения. Внеурочная деятельность."Сказка превращений" (три занятия). Знакомство с основами цветоведения (основные и дополнительные цвета)."Холодно-горячо". Знакомство с основами цветове...

Внеурочная деятельность. Занятия (знакомство с основами цветоведения) по ИЗО в 1 классе

ФГОС второго поколения. Внеурочная деятельность."Сказка превращений" (три занятия). Знакомство с основами цветоведения (основные и дополнительные цвета)."Холодно-горячо". Знакомство с основами цветове...

Внеурочная деятельность. Занятия (знакомство с основами цветоведения) по ИЗО в 1 классе

ФГОС второго поколения. Внеурочная деятельность."Сказка превращений" (3 занятия). Знакомство с основами цветоведения (основные и дополнительные цвета)."Холодно-горячо". Знакомство с основами цветоведе...

Развивающие игры по цветоведенью - учебно-методич. пособие

Разработана серия развивающих настольных игр, которые способствуют формированию навыка «думать глазами», позволяют развивать цветовидение и осознавать основные положения и закономерности науки...

презентация на тему: "Цветоведение"

Данную презентацию можно использовать на любых уроках ИЗО...

Сценарий внеклассного мероприятия для коррекционной школы-интерната VIII вида "Родина моя - Россия!" (с использованием сведений о культуре и традициях донского казачества)

Цели: формировать системные представления о государственных символах России;воспитать чувство любви к родному Отечеству;показать, что каждый ребенок нашей Родины является частичкой России;формировать ...