Открытый урок по предмету "Народно-сценический танец"
учебно-методический материал
Работа преподавателя и концертмейстера на этапе разбора и проучивания танцевальной комбинации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План-конспект открытого урока | 24.62 КБ |
Анализ открытого урока | 18.1 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект открытого урока.
«Работа преподавателя и концертмейстера на этапе разбора и проучивания танцевальной комбинации»
План урока
- Вводная часть занятия
- Основная часть занятия
а).Танцевальные шаги:
- марш;
- шаг на пятках;
- шаг на полупальцах;
- русский ход с каблука;
- танцевальный шаг с носка;
- переменный ход вперед;
- гармошка;
- припадание.
б). Новый материал:
Разбор и проучивание танцевальной комбинации в которой используются проученные шаги и движениях на предыдущих уроках.
- Заключительная часть занятия
Описание занятия
- Приглашаются учащиеся в зал.
Педагог:- «Здравствуйте дети! Меня зовут Федотова Надежда Иоанновна - преподаватель народно - сценического танца. Вместе со мной принимает участие - концертмейстер Карепова Лидия Анатольевна».
Педагог:- «Можно ли дать определение, что такое танец? Танец - это яркое, красочное творение народа. В нем выражается все многообразие многовековой жизни людей, их эмоции, чувства, настроение. Народно - сценический танец имеет свои отличительные особенности. Движения в народном танце как правило отражают национальный характер и быт того или иного народа живущего на нашей планете.
Сегодня мы с вами будем знакомиться, что такое танцевальные комбинации на уроках народно-сценического танца. Каждый урок имеет свою определенную последовательность, которую, как правило, применяют во всех классах хореографии. Урок народно - сценического танца строится в следующей последовательности. Сначала движения проучиваются у станка. Затем занятия продолжаются на середине класса. Исполняются отдельные танцевальные шаги и движения. По мере их изучения приступают к разбору комбинаций, а в дальнейшем танцевальных этюдов и танцевальных номеров. Кроме этого на уроках народно - сценического танца есть вращения и дроби».
- Основная часть занятия.
Педагог: - «Скажите, пожалуйста, можете ли вы перечислить движения и шаги, которые мы с вами учили на предыдущих занятиях».
- Ученица: - «Бытовой» шаг или шаг с пятки;
- Ученица: - «Танцевальный шаг с носка», «Боярский»;
- Ученица: - «Припадание»;
- Ученица: - «Переменный ход»;
- Ученица: - «Гармошка».
(Приложение №1)
Педагог: Молодцы!
Педагог: Прежде чем мы с вами перейдем к разучиванию комбинации, мы должны повторить все шаги и движения, которые вы перечислили.
Исполняются движения по диагонали:
- марш - Р.Шуман «Марш солдатиков»
- шаг на пятках - Латышская полька
- шаг на полупальцах - А.Тихончук. Полька
- русский ход с каблука - р.н.п. «Пойду ль я»
- танцевальный шаг с носка р.н.п. - «Пойду ль я»
- переменный ход вперед - р.н.п. «Вечер матушка»
- гармошка - «Во саду ли, в огороде»
- припадание - О.Дымов. Русская кадриль
Изучение нового материала.
Педагог, обращаясь к концертмейстеру: - «Лидия Анатольевна проиграйте пожалуйста те музыкальные произведения, которые вы приготовили для комбинации».
Концертмейстер называет и исполняет несколько вариантов музыкальных пьес: «Родничек», «Сапожки», «Сельская кадриль», «Лирический хоровод», «Грустиночка»
(Приложение №2)
Педагог: - «Хорошо. Останавливаемся на 3 варианте И.Шестериков «Сельская кадриль»
Еще раз послушаем музыку для нашей комбинации».
Прослушивание музыкального материала.
Педагог: - «В любом танце имеется значительное количество танцевальных шагов, ходов и проходок. Некоторые из них широко распространены, другие характерны только для той или иной национальности и областной особенности (в русском танце). Наша цель на сегодняшнем уроке в учебной форме показать учащимся характер исполнения движений в танцевальной комбинации».
Педагог: - «А сейчас мы с вами перейдем к проучиванию танцевальной комбинации. Комбинация построена на материале русского танца.
Сначала разбираем комбинацию на музыкальные фразы. Затем соединяем все движения вместе».
1и 2и 3и 4и – 4 танцевальных шага вперед с правой ноги
5и6и 7и8и 1и2и – двигаясь переменным ходом с правой ноги в
левую сторону по кругу вокруг себя
3и4и 5и6и - продолжаем движение в правую сторону
(восьмеркой)
7и8и – 2 шага, закрыть ноги в свободную позицию
(руки на поясе)
1и2и3и4и «Гармошка» на месте 4 раза
5и6и7и8и Повторить движение с руками
1и2и3и4и «Гармошка» вправо 4 раза
5и6и7и8и «Гармошка» влево 4 раза
1и2и 3 шага на полупальцах в т.2
и удар сзади носком
3и4и вернуться обратно
5и6и повторить движение в т.8
7и8и вернуться на место
1и2и3и «Припадание» 3 раза в правую сторону
4и Лвая нога на каблук, правая на demi plie
5и6и7и8и Поворот в левую сторону
1и2и3и «Припадание» 3 раза в левую сторону
4и Правая нога на каблук
5и6и переменный шаг с правой ногой в сторону,
левую ногу оставить согнутой у колена
7и8и переменный шаг с левой ноги накрест, праву
ногу оставить на носок вперед
1 и2и 3и4и двигаясь с правой ноги переменным шагом
лицом в т.5
5и6и7и продолжить движение по кругу, развернуться
в т.1
8и закончить движение.
Педагог: - «Запомнили? После того как комбинацию разобрали, сначала учащиеся исполняют вместе с преподавателем, а затем самостоятельно.
- Подведение итогов
Педагог: - «Вот и подошло к концу наше занятие. Вы молодцы, были внимательными и выполняли движения правильно. На следующих занятиях мы с вами будем закреплять полученные знания на сегодняшнем уроке. В дальнейшем эта комбинация будет усложняться и украшаться работой рук, более сложными движениями с увеличением темпа исполнения, включая дробные комбинации. Всем большое Спасибо».
В конце урок исполняется поклон.
КОНЕЦ
Методическая литература
- Климов А.. Основы русского танца, издательство МГКУКИ, 2004.
- Ткаченко Т. Народный танец. - М.:Искусство, 1967.
- Тарасова Н.Б, Теория и методика преподавания народно-сценического танца: учеб. пособие/Н.Б. Тарасова. – СПБ.: ИГПУ, 1996. -264с.
- Кузнецов Е. Современные русские танцы для баяна/ Издательство «Музыка». – Москва, 1981г.
- Шестопалова И.В. Экзерсис у станка 4-5 класc. Пособие для концертмейстера в классе народно-сценического танца. – Тольятти, 2013г.
- Ноты для баяна http://bayanac.narod.ru/
Приложение №1
Простой бытовой шаг (Танцевальный)
Исходное положение ног: VI позиция, носки чуть разведены.
Шаги исполняются вперед, свободно и не напряженно. Нога опускается на всю ступню иногда с носка, иногда с каблука; в женском танце шаги иногда выполняются на низких полупальцах. Темп хода может быть медленный и быстрый, с шагом на каждую четверть или восьмую такта. В зависимости от характера танца ход может принимать различные оттенки. Шаги могут быть широкие, как бы стелющиеся по земле, тогда ход принимает лирический характер, придает танцу плавность и певучесть.
Переменный ход на всю ступню
Все три шага переменного хода выполняются одинаково, на всю ступню, переступая, а не скользя. После трех шагов исполнитель чуть задерживается на месте, затем продолжает ход с другой ноги.
Исходное положение ног: VI позиция, носки чуть разведены. Музыкальный размер: 2/4.
«раз» - Шаг правой ногой вперед на всю ступню,
«и» - Шаг левой ногой вперед на всю ступню,
«два» - Шаг правой ногой вперед на всю ступню,
«и» - Пауза.
Ход продолжается с левой ноги. Корпус свободен или подтянут, голова прямая или слегка приподнята. Руки находятся на поясе.
Ход с проскальзывающим ударом по I позиции «Боярский»
Все три шага переменного хода выполняются вперед, на всю ступню. После третьего шага исполнитель слегка приседает на опорной ноге и делает другой ногой проскальзывающий удар по полу по I позиции, вынося ногу невысоко вперед.
Исходное положение ног: I позиция. Музыкальный размер: 2/4.
«раз» - Шаг правой ногой вперед на всю ступню,
«и» - Шаг левой ногой вперед на всю ступню,
«два» - Шаг правой ногой вперед на всю ступню. Левая нога отделяется
от пола, присогнутая в колене.
«и» - Полуприседание на всей ступне правой ноги. Левая нога,
согнутая в колене, с проскальзывающим ударом всей ступней
проводится через I позицию и поднимается невысоко вперед,
разгибаясь в колене. Ход продолжается с другой ноги. Темп не
быстрый.
Проскальзывающий удар всей ступни может выполняться или сильно, после чего нога резко (но не высоко) поднимается вперед, или легко, шаркающим мазком по полу.
«Припадание»
Исполнитель делает боковой шаг на всю ступню, слегка приседая, затем подставляет другую ногу на полупальцы, сзади опорной ноги.
Исходное положение ног: III позиция, правая нога впереди. Музыкальный размер: 2/4.
«и» - Исполнитель чуть заметно приподнимается на полупальцы левой
ноги, отделяя правую ногу от пола.
«раз» - Боковой, слегка выворотный шаг правой ногой вправо, на всю
ступню, слегка приседая. Левая нога, сгибаясь в колене, отделяется от пола и приближает стопу сзади к правой ноге.
«и» - Левая нога опускается позади правой ноги на полупальцы,
присогнутая в колене. Тяжесть тела переходит на левую ногу.
Правая нога спереди отделяется от пола, колено свободно, подъем свободен,
«два» - Повторение движения на счет «раз»,
«и» - Повторение движения на счет «раз-и».
Движение выполняется с одной ноги: с правой ноги, с продвижением вправо или с левой ноги, с продвижением влево. Корпус прямой. Ход может выполняться медленно, плавно, спокойно или быстро, четко.
Этим ходом исполнительница может двигаться из стороны в сторону, а также делать повороты на месте.
Ход с ударами носком свободной ноги позади опорной
Исполнитель дважды подскакивает на одной ноге, после первого подскока ударяет носком другой ноги сзади опорной.
Исходное положение ног: VI позиция, носки чуть разведены. Музыкальный размер: 2/4.
«раз» - Исполнитель с подскока опускается на всю ступню или на низкие
полупальцы правой ноги, колено присогнуто, колено и носок направлены вперед. Левая нога от колена резко поднимается назад, подъем вытянут,
«и» - Исполнитель легко и коротко ударяет носком левой ноги об пол
позади правой ноги,
«два» - Исполнитель вторично подскакивает на всей ступне правой ноги.
Левая нога от колена резко отбрасывается назад,
«и» - Пауза.
На счет «раз» следующего такта исполнитель перескакивает на всю ступню левой ноги и продолжает движение с другой ноги. Движение выполняется в быстром темпе, отрывисто, четко и чеканно. Этим ходом можно двигаться по прямой, по кругу, делать переходы.
«Гармошка»
Исходное положение ног: свободная I позиция. Музыкальный размер: 2/4.
«1» - Каблук правой и носок левой ноги слегка приподнимаются над
полом и скользящим движением переводятся вправо.
«и» - Каблук и носок опускаются на пол, носки соприкасаются.
«2» - Носок правой и каблук левой ноги приподнимаются над полом и
скользящим движением переводятся вправо.
«и» - Каблук и носок опускаются на пол, каблуки соприкасаются.
Предварительный просмотр:
Анализ посещенного занятия.
- Ф.И.О. преподаватель Федотова Надежда Иоанновна
концертмейстер Карепова Лидия Анатольевна
- Наименование предмета: «Народно – сценический танец»
- Класс: 6 класс
- Тема занятия: «Работа преподавателя и концертмейстера на этапе разбора и проучивания танцевальной комбинации»
- Тип урока: открытый урок (методическая деятельность).
- Форма занятия: групповое занятие
- Дата посещения: 26.11.2021 года
- Цель занятия: Взаимотворческое сотрудничество преподавателя и концертмейстера на уроках народно – сценического танца. Приобщение подрастающего поколения к танцевальной культуре и формирование эстетических начал у детей (эстетического вкуса, эстетического идеала, эстетических чувств):
- Задачи:
а) образовательная: Знакомство с танцевальными комбинациями в учебном процессе. Способность учащихся показать свои навыки в первоначальном проучивании нового материала.
б) развивающая: Развитие выразительности движений, актерских способностей, освоение характера и манеры исполнения.
в) воспитательная: Сохранение традиций народной хореографии.
10.Методы обучения: Наглядные, словесные, практическая самостоятельная работа учащихся.
11.Педагогические технологии, применяемые на уроке: работа в группе, личностно-ориентированная технология с дифференцированным подходом.
Содержание занятия.
- Планирование учебной деятельности.
Имеется план урока. Содержание соответствует программе: Учебный предмет ПО.01.УП.05 «Народно - сценический танец» Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области хореографического искусства «Хореографическое творчество» Предметная область ПО.01. «Хореографическое исполнительство»
Цели и задачи занятия.
Цели занятия определены, доведены до учащихся.
Проведенное занятие соответствует поставленным целям.
- Нормирование учебного времени.
Преподаватель регламентирует этапы занятия в плане урока, правильно распределяя их по времени.
- Учет и контроль занятий.
Преподаватель владеет методикой проверки знаний, умений, навыков.
Приемы контроля, аттестации учащихся применяемые на занятии: Оценка
- Соответствие учебного процесса и методического обеспечения дидактическим принципам.
Преподавателем реализуются требования принципа целенаправленности в определении темы занятия, содержания учебного материала, методов обучения.
Преподаватель целесообразно реализует на занятии требования принципов сознательности и активности, систематичности и последовательности, доступности и наглядности.
На занятии успешно решаются задачи, поставленные преподавателем:
а) образовательная: Знакомство с танцевальными комбинациями в учебном процессе. Способность учащихся показать свои навыки в первоначальном проучивании нового материала.
б) развивающая: Развитие выразительности движений, актерских способностей, освоение характера и манеры исполнения.
в) воспитательная: Сохранение традиций народной хореографии.
На занятии устанавливаются межпредметные связи, связь данного занятия с предыдущим.
- Уровень педагогического мастерства преподавателя.
Преподаватель знает свой предмет, владеет педагогическими технологиями, педагогическим тактом, пользуясь мимикой, юмором, жестами, правильной речью.
Преподаватель умеет организовать работу учащихся активизировать их мышление, сочетать фронтальные и индивидуальные формы, осуществлять индивидуально- реабилитационную работу, использовать принципы и методы педагогики сотрудничества. Совместно с концертмейстером правильно подобран музыкальный материал. Открытый урок по народно – сценическому танцу проведенный преподавателем Н.И.Федотовой и концертмейстером Л.А.Кареповой, дан на высоком методическом уровне.
Выводы, советы, рекомендации по занятию:
Открытый урок Н.И.Федотовой и концертмейстера Л.А.Кареповой прошел в форме группового урока, по типу методической работы. Намеченный план и поставленные задачи урока выполнены. Деятельность учащихся на уроке была плодотворной. На уроке была спокойная беседа, включающая в себя и рассказ, и показ, и опрос. Практические навыки хорошие, учащиеся имеют возможность научиться, показать свой уровень, быть услышанными и понятыми, учащиеся максимально активны, ими руководит стремление лучше разобраться в материале, научиться большему и с более высоким качеством. Дети с удовольствием и с любовью занимались на уроке. Используемые на уроке педагогические технологии позволяют активизировать слуховой контроль учащихся, развивают чувства ритма, память. Педагогические технологии, применяемые на уроке: работа в группе, личностно-ориентированная технология с дифференцированным подходом, помогают учащимся качественно усваивать материал на уроках хореографии.
Таким образом, данный открытый урок помогает преподавателю Н.И.Федотовой и концертмейстеру Л.А.Кареповой в планировании своей деятельности и установлении эффективного взаимотворческого сотрудничества со своими учениками для достижения основных целей хореографического образования.
На уроке присутствовали и принимали участие в обсуждении:
Зам. директора по учебной работе ДШИ№1 - Е.В.Хромовских
Зам. директора по воспитательной работе ДШИ №1 - В.П.Павлова
Преподаватель отделения хореографии ДШИ №1 - С.А.Щетинина
Концертмейстеры: И.М.Воробьева, Г.А.Ибрагимова
Руководитель а/т «Сюрприз - М.С.Коновалова
Руководители а/т «Юность» - О.А.Кушнерова, А.И.Колесникова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытый урок "Народно-сценический танец"
План - конспект урока Народно-сценического танца...
открытый урок ритмики в 7 класс "Танец Сиртаки-символ Греции"
Открытый урок "Греческий танец Сиртаки"...
План-конспект открытого урока для учащихся 1 класса по предмету "классический танец"
Данный урок был проведен с учащимися первого класса. В плане-конспекте перечислены цель урока, тип, задачи урока, основные приемы и методы работы с учащимися, а также применяемые педагогические ...
конспект мастер класса и открытого урока по предмету "Народно-сценический танец" в 5-м классе хореографической школы-студии
Надеюсь, что данный материал поможет педагогам -хореографам расширить тематику уроков по народно-сценическому танцу...
Открытый урок по предмету "Танец"
План открытого занятия. демонстрирующего особенности взаимодействия педагога и концертмейстера на занятии по предмету " Танец" в младшей возрастной группе....
«Теремок» Методическая разработка открытого урока в форме театрализации на отделении раннего общего эстетического развития детей. (Хоровой ансамбль, танец).
Период дошкольного и младшего школьного детства наиболее благоприятен для эстетического развития ребенка. Мир музыки, пения и танца очень близок детям. В восприятии музыки, ее оценке, самостояте...
План-конспект открытого урока по предмету: "Классический танец"
План-конспект группового открытого урока по предмету: "Классический танец" рассчитан на учащихся второго класса хореографическиго отделения детских музыкальных школ и школ искусств. Урок соответствует...