Программа объединения дополнительного образования "Мастерица".
рабочая программа (8 класс)
Программа объединения дополнительного образования "Мастерица" составлена для работы с детьми, обучающимися по адаптированным основным общеобразовательным программам.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 107.65 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа № 281»
Принята на заседании Утверждаю
педагогического совета директор ГБОУ Школа №281
протокол № от .2024 г. _______________Т.В.Шишкина
приказ от . .2024г №
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
МАСТЕРИЦА
(для детей с ОВЗ)
Направленность: социально-гуманитарная
Уровень: ознакомительный
Возраст обучающихся: 14-17 лет
Срок реализации: 9 месяцев
Автор-составитель программы:
Гуляева Алла Ивановна,
педагог дополнительногообразования
Москва, 2024 г.
Содержание
1. Пояснительная записка__________________________________________3
2.Содержание Программы:
2.1 Обучение_______________________________________________ 6
2.2. Воспитание ____________________________________________ 21
3. Организационно-педагогические условия реализации Программы:_____ 25
4. Список литературы и иных источников____________________________ 27
- Пояснительная записка
Направленность Программы:
Социально-гуманитарная – направлена на социальную адаптацию, повышение уровня готовности обучающихся к взаимодействию с различными социальными институтами, формирование знаний об основных сферах современной социальной жизни, устройстве общества, создание условий для развития коммуникативной, социально успешной личности, расширение «социальной практики», воспитание социальной компетентности (сфера деятельности «человек – общество», «человек – человек»), формирование педагогических навыков. Социально-гуманитарная направленность является одним из важных направлений в развитии и воспитании детей с ОВЗ, так как доступна для детей и обладает необходимой эффективностью.
Актуальность программы.
Дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших способности. Система дополнительного образования в школе выступает как педагогическая структура, которая
- максимально приспосабливается к запросам и потребностям обучающихся;
- обеспечивает психологический комфорт для всех обучающихся;
- дает шанс каждому открыть себя как личность;
- налаживает взаимоотношения всех субъектов дополнительного образования на принципе реального гуманизма;
- активно использует возможности окружающей социокультурной среды;
- побуждает обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию, к самооценке и самоанализу.
Дополнительное образование обладает большими возможностями для:
- совершенствования общего образования;
- позволяет полнее использовать потенциал школьного образования за счет углубления, расширения и применения школьных знаний;
- позволяет расширить общее образование путем реализации досуговых и индивидуальных образовательных программ, дает возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы.
Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте. Ведь если ребенок полноценно живет, реализуя себя, решая задачи социально значимые, выходит даже в профессиональное поле деятельности, то у него будет гораздо больше возможностей достичь в зрелом возрасте больших результатов, сделать безошибочный выбор. Школьное дополнительное образование способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и статус. Занятость обучающихся во внеучебное время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля школьников, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды. Поэтому так важно умело использовать огромные возможности дополнительного образования, благодаря которому каждый ребенок действительно получит возможность самостоятельно выбирать вид деятельности, определить свой собственный образовательный путь. Для системной и качественной реализации дополнительного образования в школе создана Образовательная программа дополнительного образования.
Актуальность программы для обучающихся с ОВЗ обусловлена рядом факторов:
- Психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда;
- Отсутствием ясной жизненной перспективы;
- Неадекватной самооценкой и несформированной способностью оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии;
- Неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к преодолению профессиональных трудностей.
Разработка и реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Мастерица» регламентируется следующими документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания";
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Уставом ГБОУ Школа №281;
- Действующим федеральным законодательством, законодательством города Москвы и иными нормативно-правовыми и локальными актами.
Педагогическая целесообразность. Рабочая программа предназначена для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обучающимися по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (вариант 1).
Данная программа составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Каждый вид деятельности, реализуемый данной программой - творческий, познавательный, игровой - способствует формированию социального опыта школьника, осознанию им необходимости уметь применять полученные знания, развитию индивидуальных возможностей каждого ребенка, обогащению коммуникативного опыта школьников.
Основные особенности программы.
Работа по данной программе предоставляет возможность детям с ОВЗ в условиях детского объединения дополнительного образования в полной мере реализовать все свои возможности, способности и в дальнейшем их использовать в повседневной жизни.
Назначение программы - адаптация ребенка, улучшение детско-взрослых отношений. Занятия по Программе позволяют детям с ОВЗ развить любознательность, познавательную активность, сформировать правильное отношение к объектам и предметам окружающего мира, освоить разнообразные способы деятельности: трудовые, художественные, двигательные умения; развить детскую самостоятельность и пробудить стремление к экологической культуре, творчеству.
Отличительной чертой программы является то, что кроме обучающего, развивающего и корригирующего характера, данная программа воспитывает любовь к труду и развивает интерес к творческой деятельности.
Рабочая программа позволяет организовать фронтальную работу обучающихся, при которой обучающиеся для достижения общей цели одновременно выполняют общее задание; групповую работу, которая заключается в выполнении учебной задачи определённой группой обучающихся; коллективную работу, основанную на общении в динамических парах и парах сменного состава.
Содержание занятий определяется возрастными и психологическими особенностями школьников. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с определенной трудовой операцией. Обучающиеся имеют возможность расширить свой кругозор, познакомиться со свойствами используемых материалов, приемами работы с инструментами.
Занятия, проводятся в активной форме: игры, конкурсы, викторины, творческие задания. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора обучающихся.
Целевая аудитория: Программа ОДО «Мастерица» адресована обучающимся в возрасте 14 – 17 лет (8 К, 8 Л классы), демонстрирующих готовность к освоению данной программы за нормативный срок обучения. В кассе обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) по Адаптированной основной общеобразовательной программе (АООП), вариант 9.1. Большинство детей имеют инвалидность.
Язык обучения: русский.
Уровень программы: ознакомительный.
Срок реализации программы: 9 месяцев
Объем программы: 36 часов
Режим занятий: Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному академическому часу. Продолжительность академического часа составляет 40 минут. Общая продолжительность занятий включает 40 мин. учебного времени и обязательный 1-2-минутный перерыв (физкультминутка);
Формы и технологии образования детей:
- очная;
- очная с применением дистанционных образовательных технологий и электронных образовательных материалов.
Форма организации деятельности обучающихся на занятии:
- групповая;
- индивидуальная.
Наполняемость групп: занятия проводятся в разновозрастной группе, численный состав группы – 7 человек.
Формы проведения занятий:
- лабораторное занятие;
- беседа;
- викторина;
- практическое занятие;
- творческая мастерская;
- виртуальная экскурсия;
Виды занятий:
- теоретические (рассказ, беседа, диалог, объяснение нового материала - используются для введения в новую тему, вопросы - для закрепления пройденного материала)
- практические (поэтапный показ выполнения практических работ; выполнение различных видов деятельности в соответствии с основными разделами программы; демонстрация (презентация) творческого продукта).
Количество часов на прохождение темы можно изменять в случае необходимости.
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- ОБУЧЕНИЕ
Цель и задачи программы
Новизна Рабочей программы состоит в том, чтобы при формировании социальной сферы интересов личности ребёнка, познакомить школьников с профессиями взрослых людей и обеспечить пропедевтику предпрофильной подготовки.
Цель:
- Формирование основ трудовой деятельности через творческую работу с целью подготовки к самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами труда;
- Развитие мышления, способности к анализу, мелкой и крупной моторики;
- Формирование организационных умений;
- Соблюдение правил безопасной работы, санитарно-гигиенических требований;
- Формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;
- Воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т.д.); уважение к людям труда.
Задачи Программы:
Коррекционные:
- Развитие личностных компонентов познавательной деятельности, преодоление интеллектуальной пассивности, характерной для детей с трудностями в обучении;
- Обогащение пассивного и активного словаря, развитие речи, формирование связного высказывания, развитие коммуникативных навыков;
- Развитие моторики;
- Ориентировка в задании (умение анализировать объект, условия работы);
- Предварительное планирование хода работы над изделием (умение устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);
- Контролирование своей работы (умение определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий);
- Адаптация и социальная реабилитация.
Обучающие:
- Формирование трудовых качеств;
- Обучение доступным приемам труда;
- Развитие самостоятельности в труде;
- Формирование интереса к труду;
- Формирование организационных умений в труде;
- Развитие индивидуальных способностей и возможностей обучающихся;
- Расширение кругозора обучающихся;
- Формирование у обучающихся определенного уровня знаний и умений в соответствии с физиологическими и психологическими особенностями.
Развивающие:
- Развитие творческих способностей обучающихся средствами предметной и игровой деятельности;
- Развитие памяти, внимания, творческого воображения, коммуникативной и когнитивной функций речи;
- Развитие мелкой моторики рук;
- Развитие практических навыков и социального поведения;
Воспитательные:
- Воспитание стремления сохранять и оберегать окружающий мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении;
- Воспитание любви и интереса, ответственного отношения к труду, аккуратности.
Планируемые результаты обучения:
Показателями реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Мастерица» служит перечень личностных, метапредметных и предметных результатов.
Предметными результатами изучения курса являются следующие знания и умения:
Знания | Умения |
Достаточный уровень |
|
-названия и технологические свойства материалов, используемых для изготовления поделок; -название и назначение инструментов, указанных в программе, правила безопасной работы с ними; - технические сведения: виды материалов и ткани, применяемые для изготовления работ; правила безопасной работы; - нитки, ткани, их свойства и назначение; - инструменты, применяемые при работе с текстильными материалами; -виды стежков, применяемых в работе; - устройство швейной машины, правила безопасной работы на швейной машине; - машинные швы, технология выполнения; | - анализировать образец, указывать количество и форму деталей, особенности их соединения; - планировать предстоящую работу с опорой на образец изделия, исходные детали и предметную инструкционную карту; - составлять эскиз и пользоваться им при самостоятельной работе; - сравнивать качество выполненной работы с опорой на образец – эталон и выражать результаты сравнения в устном высказывании; - давать отчёт о выполненной работе, включающей название изделия, материалов, из которых оно выполнено, его назначение; умение описать последовательность операций по изготовлению изделия, оценить сложность работы; - самостоятельно ориентироваться в задании и сравнивать образец с натуральным объектом; - самостоятельно составлять план работы, текущий контроль выполнения изделия; - выполнять анализ своего изделия и изделия товарища; - употреблять в речи техническую терминологию; - делать разметку по шаблонам, по линейке; - резать ткань ножницами по кривым и прямым линиям; - прорезать отверстия в ткани; - правильно пользоваться иглой и наперстком; - вышивать по линиям рисунка; - знать и соблюдать правила выполнения ручных стежков; - обметывать боковые срезы изделия косыми стежками; - заправлять верхнюю и нижнюю нити на швейной машине; - выполнять машинные швы; - выделять существенные признаки предметов; - обобщать, делать несложные выводы, - классифицировать явления, предметы; - определять последовательность выполнения операций; - давать определения тем или иным понятиям; - формировать отношение человека к деятельности и к себе как к деятелю;
|
Минимальный уровень |
|
- правила безопасной работы; - название и назначение инструментов, указанных в программе, правила безопасной работы с ними; - основные приемы работы с различными материалами. | - организовывать своё рабочее место;- уметь с помощью учителя составлять план работы над изделием; - выполнять изделия с завершающим этапом работы с помощью учителя или самостоятельно, несложные изделия — самостоятельно; - давать словесный отчет и анализировать свои изделия и изделия товарища с помощью учителя, в отдельных случаях — самостоятельно; - отвечать простыми предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов; - называть функциональное назначение приспособлений и инструментов; - выполнять приемы разметки деталей и простых изделий с помощью приспособлений (шаблон, трафарет); - выполнять приемы удобной и безопасной работы ручными инструментами; - выбирать инструменты в соответствии с решаемой практической задачей; -личностное развитие детей (навыки работы в группе, развитие воображения, навыки слушания); |
Личностные результаты:
- Взаимодействовать с детьми и взрослыми при работе в коллективе;
- Проявлять трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда;
- Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- Уважительное и бережное отношение к людям труда и результатам деятельности;
- Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
- Активное участие в общеполезной социальной деятельности;
- Готовность к безопасному и бережному поведению в обществе.
Метапредметные результаты.
Регулятивные:
- Определять (с помощью учителя) последовательность действий на занятиях;
- Соблюдать правила поведения на занятиях, умение их применять;
- Учиться самостоятельно проверять свою работу по образцу;
- Работать (с помощью учителя) по предложенному плану педагога;
- Учиться отличать правильно выполненное задание от неправильно выполненного;
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.
Познавательные:
- Различать (узнавать) изученные объекты; проводить простейшую классификацию изученных объектов на основе их существенных признаков (с помощью учителя);
- Проводить несложные наблюдения и с помощью учителя делать выводы на основании полученных результатов;
- Осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение;
- Определять характер взаимоотношений человека с природой, соблюдать правила экологического поведения в быту;
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
- Использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями.
Коммуникативные:
- Вступать в диалог и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия. Владеть альтернативными коммуникациями;
- Обогащение и расширение пассивного и активного словаря;
- Слушать и понимать речь других. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог);
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах;
- Использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
В ходе реализации программы обучающиеся должны овладевать специальными знаниями, умениями и навыками. К ним относятся: когнитивные – знания обучающихся о труде, о мире профессий; мотивационно-личностные – отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью; поведенческие навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде.
Ожидаемые результаты:
- участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности;
- заинтересованность в развитии своих способностей;
- возможность попробовать свои силы в различных областях коллективной деятельности;
- развитие познавательной активности, любознательности, расширение общего кругозора и знаний, познавательных интересов и творческого мышления;
- проявление интереса и склонности к определённым профессиям, уважение к людям трудовых специальностей;
- совместное обсуждение и осмысление важности таких качеств, как ответственность и аккуратность для успешного выполнения профессиональных обязанностей.
Воспитательные результаты освоения программы оцениваются по трем уровням:
Первый уровень результатов | Приобретение обучающимися с умственной отсталостью социальных знаний о ближайшем окружении и о себе, об устройстве общества, знание признаков предметов, профессий и узнавание предметов и профессии по их признакам, целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; |
Второй уровень результатов | Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. |
Третий уровень результатов | Получение обучающимися с умственной отсталостью начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения. |
Содержание программы
Учебный (тематический) план работы Объединения дополнительного образования «Мастерица».
2023-2024 учебный год
8 «К», «Л» классы
36 часов
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации (контроля) | |||
Всего | Теория | Практика | ||||
Вводное занятие. | 2 | 1 | 1 |
ответы на вопросы, иллюстрации, загадки, дидактическая игра, викторина. | ||
Работа с тканью (ручные стежки) | 7 | 2 | 5 | Беседа, видеоэкскурсия, ответы на вопросы, лабораторное занятие, иллюстрации, загадки, дидактические игры, составление коллекции ткани, практические работы. | ||
Устройство швейной машины. | 8 | 2 | 6 | Беседа, ответы на вопросы, иллюстрации, загадки, практические работы. | ||
Машинные швы. | 7 | 2 | 5 | Беседа, ответы на вопросы, иллюстрации, схемы, практические работы. | ||
Работа с тканью (пошив изделий на швейных машинах) | 12 | 4 | 8 | Иллюстрации. Выполнение практических работ. | ||
Итого: | 36 | 11 | 25 | 36 часов | ||
Содержание учебного (тематического) плана работы объединения дополнительного образования «Мастерица»
2024 - 2025 учебный год
8 «К», 8 «Л» класс
1. Вводное занятие (2 часа).
Теория (1 час). Ознакомление с планом работы. Распределение рабочих мест. Организация рабочих мест. Беседа о профессии швеи.
Практика (1 час). Правила безопасной работы на занятиях. Подготовка рабочей формы, материалов и инструментов.
2. Работа с тканью (7 часов)
Теория (2 часа)
- Инструменты и приспособления для ручных швейных работ. Ножницы, иглы, их применение, устройство и назначение. Правила безопасности работы с ножницами, булавками и иглами.
- Разметка деталей. Виды разметки. Возможный брак при разметке деталей.
- Сведения о получении нитей и ткани. Виды ткацких переплетения нитей в ткани. Виды ткани. Коллекция ткани. Сведения о нитках.
- Лицевая и изнаночная стороны ткани. Долевая и поперечная нити в ткани.
- Техники работы с тканью: аппликация, игрушки из ткани, пошив изделий.
- Виды ручных стежков.
- Изделия из ткани.
Практика (5 часов).
- Виды ткани. Составление коллекции тканей.
- Свойства тканей. Лабораторная работа.
- Определение лицевой и изнаночной стороны ткани, долевой и поперечной нити;
- Подготовка ткани для выполнения работы.
- Определение длины нити для выполнения ручных швейных работ. Заправка нитей в иглу. Завязывание узелка.
- Выполнение ручных стежков (прямых, прямых с перевивом, косых, петельных) по проколу.
- Изготовление закладки.
- Художественное оформление изделий.
- Изготовление поделок из ткани.
3. Устройство швейной машины (8 часов)
Теория (2 часа)
- Швейные машины: марки, скорость, виды выполняемых работ, основные механизмы, заправки верхней и нижней нитей. Устройство машинной иглы. Подбор игл и ниток.
- Правила безопасной работы на швейной машине.
Практика (6 часов)
- Правильная посадка во время работы на машине (положение рук, ног, корпуса).
- Подготовка машины к работе (наружный осмотр, включение и выключение, наматывание шпульки, заправка верхней и нижней ниток).
- Пуск и остановка швейной машины.
- Рабочий и свободный ход швейной машины.
- Наматывание нитки на шпульку.
- Заправка верхней и нижней ниток.
- Строчка на бумаге и ткани по прямым, закругленным и зигзагообразным линиям.
- Выполнение машинных строчек с ориентиром на лапку (прямых, закругленных, зигзагообразных). Машинная закрепка. Машинные строчки, регулировка.
- Положение изделия на машинном рабочем месте.
4. Машинные швы (7 часов)
Теория (2 часов)
Стачной шов вразутюжку и взаутюжку, накладной шов, шов вподгибку с открытым и закрытым срезом. Технология выполнения машинных швов. Техника безопасной работы.
Практика (5 часов).
Выполнение машинных швов на образце.
5. Работа с тканью. Пошив изделий на швейных машинах (12 часов)
Теория (4 часов)
Подушечка для игл, украшенная орнаментом из отделочных стежков. Назначение изделия. Ткани для изготовления подушечки. Отделочные стежки и строчки. Швы, применяемые для пошива подушечки для игл. Детали, названия срезов. Техника безопасной работы с инструментами и оборудованием. Ремонт одежды. Виды ремонта одежды.
Практика (8 часов).
Изготовление подушечки для игл, украшенной орнаментом из отделочных стежков.
Разметка детали подушечки. Выкройка, крой. Разметка отделочных строчек на лицевой стороне детали. Выполнение отделочных строчек. Стачивание срезов на швейной машине. Влажно-тепловая обработка изделия. Вывертывание и набивка подушечки ватой. Обработка края косыми стежками. Изготовление и пришивание петельки из тесьмы. Контроль качества готового изделия. Ремонт одежлы по распоровшемуся шву. Ремонт одежды в месте разрыва ткани.
Календарно-тематическое планирование
объединения дополнительного образования
«Мастерица»
8 «К», 8 «Л» класс, 36 часов
№ | Тема | Дата |
1.Вводное занятие (2 часа). | ||
1. | Ознакомление с планом работы. Распределение рабочих мест. Организация рабочих мест. Рабочие профессии – ткач, швея и др. Т. | 06.09.2024 |
2. | Правила безопасной работы на занятиях. Пр. | 13.09.2024 |
2. Работа с тканью (ручные стежки) (7 часов). | ||
3. | Инструменты и приспособления для ручных швейных работ. Ножницы, иглы, их применение, устройство и назначение. Правила безопасности работы ножницами. Т. | 20.09.2024 |
4. | Сведения о получении нитей и ткани. Виды ткацких переплетения нитей в ткани. Виды ткани. Коллекция ткани. Изделия из ткани. Техники работы с тканью: аппликация, игрушки из ткани, пошив изделий. Сведения о нитках. Т. | 27.09.2024 |
5. | Определение лицевой и изнаночной нити в ткани, долевой и поперечной нити. Подготовки ткани для выполнения работы. Правила безопасной работы с утюгом. Разметка деталей. Виды разметки. Возможный брак при разметке деталей. Пр. | 04.10.2024 |
6. | Ручные стежки. Т. Определение длины нити для выполнения ручных швейных работ. Заправка нитей в иглу. Завязывание узелка. Выполнение ручных стежков. Пр. | 11.10.2024 |
7. | Выполнение ручных стежков. Пр. | 18.10.2024 |
8. | Изготовление закладки с использованием ручных стежков. Пр. | 25.10.2024 |
9. | Изготовление закладки. Пр. | 01.11.2024 |
3.Устройство швейной машины (8 часов) | ||
10. | Швейные машины: марки, скорость, виды выполняемых работ, основные механизмы, заправки верхней и нижней нитей. Правила безопасной работы на швейной машине. Т. | 08.11.2024 |
11. | Правильная посадка во время работы на машине (положение рук, ног, корпуса). Устройство машинной иглы. Подбор игл и ниток. Пр. | 15.11.2024 |
12. | Подготовка машины к работе (наружный осмотр, включение и выключение, наматывание шпульки, заправка верхней и нижней ниток). Т. | 22.11.2024 |
13. | Пуск и остановка швейной машины. Рабочий и свободный ход швейной машины. Наматывание нитки на шпульку. Заправка верхней и нижней ниток. Строчка на бумаге и ткани по прямым, закругленным и зигзагообразным линиям. Пр. | 29.11.2024 |
14. | Выполнение машинных строчек с ориентиром на лапку (прямых, закругленных, зигзагообразных). Машинная закрепка. Машинные строчки, регулировка. Пр. | 06.12.2024 |
15. | Выполнение машинных строчек с ориентиром на лапку (прямых, закругленных, зигзагообразных). Машинная закрепка. Машинные строчки, регулировка. Пр. | 13.12.2024 |
16. | Изготовление новогодних украшений. Пр. | 20.12.2024 |
17. | Новогоднее оформление школы поделками, изготовленными своими руками. Пр. | 26.12.2024 |
4.Машинные швы (7 часов). | ||
18. | Организация рабочего места при выполнении швейных работ. Инструменты, приспособления, материалы и оборудование для швейных работ. Техника безопасной работы на швейной машине. Т. | 10.01.2025 |
19. | Выполнение стачного шва (взаутюжку и вразутюжку) на образце. Пр. | 17.01.2025 |
20. | Выполнение накладного шва. Пр. | 24.01.2025 |
21. | Выполнение шва вподгибку с открытым срезом. Выполнение шва вподгибку с закрытым срезом. Пр. | 31.01.2025 |
22. | Выполнение двойного шва на образце. Пр. | 07.02.2025 |
23. | Технология выполнения машинных швов. Правила безопасной работы на швейной машине Т. | 14.02.2025 |
24. | Выполнение машинных швов на образцах. Пр. | 21.02.2025 |
5.Работа с тканью. Пошив изделий на швейных машинах. (12 часов) | ||
25. | Подушечка для игл, украшенная орнаментом из отделочных стежков. Назначение изделия. Ткани для изготовления подушечки. Мерки для изготовления выкройки. Чертеж – выкройка – крой. Т. | 28.02.2025 |
26. | Построение чертежа подушечки. Изготовление выкройки. Подготовка ткани к раскрою. Разметка деталей. Раскрой деталей подушечки для игл. Пр. | 07.03.2025 |
27. | Детали подушечки, названия срезов. Отделочные стежки и строчки. Т. | 14.03.2025 |
28. | Разметка отделочных строчек на лицевой стороне детали. Выполнение отделочных стежков на деталях подушечки для игл. Пр. | 21.03.2025 |
29. | Выполнение отделочных стежков на деталях подушечки для игл. Пр. | 28.03.2025 |
30. | Сметывание деталей подушечки для игл. Правила безопасной работы с иглой. Пр. | 04.04.2025 |
31. | Техника безопасной работы на швейной машине. Стачивание деталей подушечки для игл на швейной машине. Пр. | 11.04.2025 |
32. | Влажно-тепловая обработка изделия. Техника безопасности при работе утюгом. Т. | 18.04.2025 |
33. | Вывертывание изделия и набивка подушечки ватой. Обработка края косыми стежками. Изготовление и пришивание петельки из тесьмы. Контроль качества готового изделия. Пр. | 25.04.2025 |
34. | Ремонт одежды и белья. Виды ремонта. Т. | 16.05.2025 |
35. | Ремонт одежды по распоровшемуся шву. Пр. | 23.05.2025 |
36. | Ремонт одежды в месте разрыва. Подведение итогов работы. Пр. | 30.05.2025 |
3. Формы контроля и оценочные материалы.
Используются индивидуальные и фронтальные беседы, мини-опросы во время теоретических занятий, игровые формы контроля, результаты практических работ.
Промежуточный контроль: фронтальная и индивидуальная беседа, игровые формы контроля, участие в викторинах.
Итоговый контроль: результаты практических работ (знания, умения и навыки).
Способы и формы определения результатов обучения.
Исходя из поставленных задач, педагогом отслеживаются следующие результаты: образовательные, воспитательные, развивающие. К образовательным результатам относятся: освоение образовательной программы, устойчивость интереса, сохранность контингента. К результатам воспитательного воздействия относятся динамика личностных изменений воспитанников, характер отношений в коллективе, культура поведения, формирование жизненной позиции, участие в социально значимых мероприятиях и т.д. Результаты развивающих задач - это практические и творческие достижения, творческую активность воспитанников и пр.
В процессе реализации программы используются следующие виды контроля:
- входной контроль (беседа в начале учебного года) - это оценка исходного уровня знаний учащихся перед началом образовательного процесса; осуществляется при приеме ребенка в объединение с целью оценки стартового уровня знаний, умений, навыков.
- текущий контроль (формы контроля знаний, умений и навыков учащихся в процессе обучения) - это оценка качества усвоения обучающимися содержания конкретной образовательной программы в период обучения после начальной аттестации до промежуточной (итоговой) аттестации. Текущий контроль проводится по мере изучения отдельных разделов и тем с целью выявления уровня усвоения изучаемого материала.
- итоговый контроль проводится в конце изучения программы для оценки результатов освоения программы.
- промежуточная аттестация – это оценка качества усвоения обучающимися содержания конкретной образовательной программы по итогам учебного периода (этапа, года обучения).
- итоговая аттестация – это оценка качества усвоения обучающимися уровня достижений, заявленных в образовательных программах по завершении всего образовательного курса программы.
Формы контроля и оценочные материалы.
- Используются индивидуальные и фронтальные беседы, мини-опросы во время теоретических занятий, игровые формы контроля, результаты практических работ.
- Промежуточный контроль: фронтальная и индивидуальная беседа, игровые формы контроля, участие в викторинах.
- Итоговый контроль: результаты практических работ (знания, умения и навыки).
Критерии оценки учебных результатов программы.
критерий | высокий | средний | низкий |
уровень теоретической подготовки | освоен практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период, обучающийся употребляет специальные термины осознанно и в их полном соответствии с содержанием | объем освоенных знаний составляет более ½, обучающийся сочетает специальную терминологию с бытовой | обучающийся владеет ½ объема знаний, предусмотренных программой, как правило, избегает употреблять специальные термины |
уровень практической подготовки | обучающийся овладел практически всеми умениями и навыками предусмотренными программой, самостоятельно работает со специальным оборудованием, не испытывает особых затруднений, практически задания выполняет с элементами творчества, проводит объективный анализ результатов своей деятельности в объединении, проявляет творческий подход в разработке проектов, имеет значительные результаты на уровне города, региона, России. | у обучающегося объем усвоенных умений и навыков составляет более ½, со специальным оборудованием работает с помощью педагога, задания выполняет на основе образца, может выдвинуть интересные идеи, но часто не может оценить их и выполнить, значительные результаты на уровне района, города | обучающийся овладел менее чем ½ предусмотренных программой умений и навыков, испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием, выполняет лишь простейшие практические задания |
уровень сформированности основных общеучебных компетенций | Информационная компетенция | ||
обучающийся самостоятельно работает с литературой, компьютерными источниками информации, учебно-исследовательскую работу осуществляет самостоятельно, не испытывает особых затруднений | обучающийся работает с литературой, другими источниками информации, а также осуществляет проектно-исследовательскую деятельность с помощью педагога или родителей; | обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой и другими источниками информации, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога, испытывает серьезные затруднения при осуществлении учебно-исследовательской и проектной работы. | |
Коммуникативная компетенция | |||
обучающийся не испытывает затруднений при восприятии информации, свободно выступает перед аудиторией, умеет вести полемику, участвовать в дискуссии, отстаивает свою точку зрения, стремиться к самореализации, саморазвитию, получению новых знаний, умений | обучающийся испытывает минимальные затруднения при восприятии информации, выступлении перед аудиторией, при ведении дискуссии, осознает значимость посещения детского объединения, стремиться исправить указанные ошибки; | обучающийся испытывает серьезные затруднения при восприятии информации, выступлении перед аудиторией, ведении дискуссии | |
Организационная компетенция | |||
обучающийся не испытывает минимальные затруднения при организации рабочего места, в работе проявляет аккуратность и ответственность, реальные навыки соблюдения правил безопасности соответствуют программным требованиям, проявляют творческий подход в разработке проектной деятельности | обучающийся испытывает минимальные затруднения при организации рабочего места, в работе не всегда проявляет аккуратность и ответственность, объем навыков соблюдения правил безопасности составляет более ½, проявляет активность при участии в выставках, конкурсах, соревнованиях, выполняет несложные проекты | обучающийся испытывает серьезные затруднения при организации рабочего места, аккуратность и ответственность в работе не проявляет, овладел менее чем ½ навыков соблюдения правил безопасности, предусмотренных программой | |
Промежуточная аттестация
Сроки проведения (периодичность) | По итогам обучения за учебный период – год. |
Форма проведения | Выставочный просмотр творческих работ. |
Порядок проведения |
|
Итоговая аттестация
Сроки проведения | По завершению обучения. |
Форма проведения | Выставка творческих работ. |
Порядок проведения |
|
Методы выявления результатов воспитания и развития
- наблюдение;
- беседа (фронтальная и индивидуальная);
- участие в викторинах;
- анализ продуктов деятельности;
Способы фиксации учебных результатов программы:
- Готовые работы
- Журнал
Календарный учебный график
Учебный период | Начало обучения | Окончание обучения | Количество часов в неделю | Количество учебных недель |
1 | 1 сентября | 31 мая | 1 | 36 |
2.2. ВОСПИТАНИЕ
Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания
Цель воспитания - развитие личности, самоопределение и социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2).
Задачами воспитания по программе являются:
- усвоение знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
- формирование и развитие личностного отношения к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);
- приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний;
- нравственное развитие (доброжелательное отношение к окружающим, культура общения, умение учиться и трудиться в коллективе, помогать друг другу, бережно относиться к вещам, преодолевать препятствия на пути достижения цели и др.);
- формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
Одной из первостепенных задач коррекционно-воспитательной работы с детьми является их нравственно-этическое воспитание, а именно - формирование у детей нравственных установок и моральных норм поведения. Ввиду специфических особенностей интеллектуального развития детей данной категории, их представления о том. что хорошо и что плохо носят поверхностный характер. Дети узнают правила морали от учителей, от родителей, но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами в привычной конкретной ситуации. Достаточно сложным, но необходимым для «особого» ребенка является воспитание положительного отношения к труду (как бытовому, так и творческому), формирование коммуникативных навыков и готовности к взаимной помощи, воспитание таких личностных качеств, как аккуратность, терпение, настойчивость. Часто наблюдаемые негативизм, упрямство, двигательное психическое беспокойство, нарушение эмоционально-волевой сферы детей являются препятствием в их духовном развитии. Обучение детей строится на основе деятельностного подхода, согласно которому главным условием развития является активная деятельность самого ребенка при направляющей помощи взрослого.
Целевые ориентиры воспитания.
Основные целевые ориентиры воспитания на основе российских базовых (конституционных) ценностей направлены на воспитание, формирование:
- российской гражданской принадлежности (идентичности), сознания единства с народом России и Российским государством в его тысячелетней истории и в современности, в настоящем, прошлом и будущем;
- этнической, национальной принадлежности, знания и уважения истории и культуры своего народа;
- принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Российскому Отечеству, российской культурной идентичности;
- восприимчивости к разным видам искусства, ориентации на творческое самовыражение, реализацию своих творческих способностей в искусстве, на эстетическое обустройство своего быта в семье, общественном пространстве;
- уважения к труду, результатам труда (своего и других людей), к трудовым достижениям своих земляков, российского народа, желания и способности к творческому созидательному труду в доступных по возрасту социально-трудовых ролях;
- ориентации на осознанный выбор сферы профессиональных интересов, профессиональной деятельности в российском обществе с учётом личных жизненных планов, потребностей семьи, общества;
- понимания специфики регулирования трудовых отношений, самообразования и профессиональной самоподготовки в информационном высокотехнологическом обществе, готовности учиться и трудиться в современном российском обществе;
- экологической культуры, понимания влияния социально-экономических процессов на природу, в том числе на глобальном уровне, своей личной ответственности за действия в природной среде, неприятия действий, приносящих вред природе, бережливости в использовании природных ресурсов;
Дополнительные целевые ориентиры воспитания в программе, в соответствии с социально-гуманитарной направленностью программы, направлены на воспитание, формирование:
— готовности к защите Российского Отечества; осознанного опыта выполнения гражданских обязанностей; гражданского участия в жизни своего поселения; неприятия дискриминации, экстремизма, терроризма, коррупции; национального, этнокультурного самосознания; ценностного отношения к отечественной культуре; уважения к старшим, людям труда, педагогам, сверстникам; способности к командной деятельности; готовности к анализу и представлению своей нравственной позиции; воли, настойчивости, последовательности, принципиальности, готовности к компромиссам в совместной деятельности; опыта социально значимой деятельности;
Формы и методы воспитания.
Формы воспитания:
- учебное занятие;
- практическое занятие.
Учебное занятие. В ходе учебных занятий в соответствии с предметным и метапредметным содержанием программ обучающиеся:
- усваивают информацию, имеющую воспитательное значение;
- получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и утверждаются ценностные, нравственные ориентации;
- осознают себя способными к нравственному выбору;
- участвуют в освоении и формировании среды своего личностного развития, творческой самореализации.
Практическое занятие. В ходе практических занятий обучающиеся:
- усваивают и применяют правил поведения и коммуникации;
- формируют позитивное и конструктивное отношение к событиям, в которых они участвуют, к членам своего коллектива.
Коллективные игры. В ходе коллективных игр проявляются и развиваются личностные качества: эмоциональность, активность, нацеленность на успех, готовность к командной деятельности и взаимопомощи.
Итоговое мероприятие. Итоговые мероприятия способствуют закреплению ситуации успеха, развивают рефлексивные и коммуникативные умения, ответственность, благоприятно воздействуют на эмоциональную сферу детей.
Методы воспитания.
В воспитательной деятельности с детьми по программе используются методы воспитания:
- метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение);
- метод положительного примера (педагога и других взрослых, детей);
- метод упражнений (приучения);
- методы одобрения и осуждения поведения детей, педагогического требования (с учётом преимущественного права на воспитание детей их родителей (законных представителей), индивидуальных и возрастных особенностей детей и стимулирования, поощрения (индивидуального и публичного);
- метод переключения в деятельности;
- методы руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и самооценки детей в воспитании;
- методы воспитания воздействием группы, в коллективе.
Условия воспитания.
Школа готовит своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. Значит, дети с особенностями развития должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам. Воспитательная работа с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, направленная на формирование их социально-нормативного поведения, выстраивается в целую систему с использованием различных методов.
Так, в одну группу можно объединить методы, основное назначение которых заключается в формировании у обучающихся нравственных и правовых знаний, оценок и убеждений. Это рассказ, беседа, разъяснение, убеждение, работа с текстовыми источниками информации, ролевые игры, моделирующие правильное поведение в различных ситуациях. В другую группу можно объединить методы, направленные на формирование опыта общественных отношений, умений и привычек социально-нормативного поведения. Это практическая организация различных видов деятельности и межличностного общения в разнообразных ситуациях, упражнение, приучение. Наконец, в относительно самостоятельную группу методов входят те средства воздействия, которые дополнительно стимулируют, подкрепляют социально-нормативное поведение личности и коллектива или же тормозят проявление социальных отклонений (поощрение, соревнование, осуждение).
В выборе путей коррекционной работы отправным моментом служит положение о том, что развитие человека осуществляется в его деятельности.
Дети с интеллектуальной недостаточностью в силу особенностей их развития не могут самостоятельно приобретать знания и умения. В связи с этим особенно велика роль целенаправленного воспитания. Система многофакторного воздействия на обучающихся включает специальные занятия по социально-бытовой ориентировке, обучение труду, образовательным предметам и воспитательная работа, осуществляемая на уроках и во внеурочное время. Обязательным условием является практическая направленность, вариативность содержания и форм, учет индивидуальных и типологических особенностей обучающихся. Эффективность коррекционной работы непосредственно связана со стимулирующей ролью применяемых методов обучения. Активность обучающихся должны создавать все методы учебно-воспитательной работы. Определенную роль играют положительные «эмоции созидания», проявляющиеся при изготовлении изделий, имеющих субъективную ценность для обучающихся. Мотивирующим фактором также служит отличие деятельности на уроках труда и в объединениях дополнительного образования от обучения общеобразовательным предметам. Значимым фактором активации деятельности может стать потребность в овладении профессией, потребность в труде на общую пользу. К факторам, активизирующим обучающихся, относится оценка их деятельности и ее результатов. Поощрение, похвала вызывают у школьников эмоциональную приподнятость, желание как можно лучше выполнить задание. Важно поддерживать тесную связь с семьей ребенка, взаимодействовать с родителями, привлекать их к совместной работе.
В число основных направлений стимулирования учебной деятельности входит воспитание чувства долга и ответственности у обучающихся через трудовую деятельность. Чувство долга и ответственности под влиянием убеждения, разъяснения и приучения становится одним из ведущих мотивов деятельности.
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации программы в организации дополнительного образования детей в соответствии с нормами и правилами работы организации.
Анализ результатов воспитания.
Методы оценки результативности:
- педагогическое наблюдение;
- оценка творческих работ;
- отзывы интервью, материалы рефлексии.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий по программе. Косвенная оценка результатов воспитания, достижения целевых ориентиров воспитания по программе проводится путём опросов родителей в процессе реализации программы (отзывы родителей, интервью с ними) и после её завершения (итоговые исследования результатов реализации программы за учебный период, учебный год).
Календарный план воспитательной работы.
№ п/п | Название события, мероприятия | Сроки | Форма проведения | Практический результат и информационный продукт, иллюстрирующий успешное достижение цели события |
1 | «Любимый праздник – Новый год» | последняя неделя декабря | Выставочный просмотр детских работ | Практические работы обучающихся |
2 | «Наши достижения» | последняя неделя мая | Выставочный просмотр детских работ | Практические работы обучающихся |
3.ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Методическое обеспечение
- Инструкции для обучающихся по технике безопасности работы в мастерской.
- Правила поведения в мастерской.
- Методические разработки и планы–методические указания и рекомендации к практическим занятиям;
- Развивающие и дидактические процедуры: дидактические и психологические игры и упражнения;
- Дидактические материалы.
- Электронные образовательные материалы.
Материально-техническое обеспечение
Технические средства: компьютер, интерактивная доска, материалы библиотеки МЭШ, интернет, швейные машины.
Требования к помещению(ям) для учебных занятий:
Общие требования к обстановке в кабинете:
- оформление и техническое обеспечение кабинета соответствует содержанию программы, постоянно обновляется учебным материалом и наглядными пособиями;
- чистота, освещённость, проветриваемость кабинета;
- физкульминутки и др.
Требования к организации рабочих мест обучающихся:
- рабочее место, за которым размещается обучающийся, позволяет успешно овладеть программой;.
- рабочее место обучающегося оснащено необходимыми инструментами и материалами;
Материалы, используемые на занятиях:
- Дидактические игры, книги и иллюстрации.
- Материалы и инструменты для труда: бумага разных размеров, фломастеры, ножницы, цветные карандаши, пряжа, ткань, иглы.
Требования к мебели:
- ученические столы с оборудованными рабочими местами в количестве - 14 штук;
- стол педагога - 1 штука;
- ученическая доска - 1 штука;
- Интерактивная панель - 1 штука;
Информационное обеспечение
Электронные образовательные ресурсы:
- Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
- Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/site/all/sites
- Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september
- Электронная библиотека учебников и методических материалов http://window.edu.ru
- Материалы Московской электронной школы;
Кадровое обеспечение
Педагог-руководитель объединения «Мастерица», реализующий данную программу, владеет следующими профессиональными и личностными качествами:
- обладает специальным педагогическим образованием;
- владеет навыками и приёмами организации занятий;
- знает физиологию и психологию детского возраста;
- умеет вызвать интерес к себе и преподаваемому предмету;
- умеет создать комфортные условия для успешного развития личности воспитанников;
- умеет видеть и раскрывать творческие способности воспитанников;
- систематически повышает уровень своего педагогического мастерства и уровень квалификации по специальности.
4.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНЫХ ИСТОЧНИКОВ
Книги
- Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / В.П. Голованов. - М.: Владос, 2004.
- Калугин М. А., Новоторцева Н. В. Развивающие игры для младших школьников. Волгоград: Учитель, 2011. – 170 с.
- Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий. 5 – 11 классы. – М.: 5 за знания, 2005. – 208 с.
- Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. М.: Сфера, 2001.
- Старобина Е.М. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью – М.: Изд. центр «НЦЭНАС», 2003.
- Словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии (справочные материалы по коррекционной педагогике): Учеб. пособие / Сост. Н.В. Новоторцева. – Ярославль, 1999.
- Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) / Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Академия, 2001.
Сборники
- Дополнительное образование обучающихся: сборник авторских программ / ред. сост. З.И. Невдахина. - Выпуск 3. - М.: Народное образование, 2007. - 416 с.
- Воспитание экологической культуры у детей и подростков. – М.; Педагогическое общество России, 2000.-148 с.
- Методика, тематическое планирование. Разработки занятий. Разработки внеклассных мероприятий. – М.: Издательство «Глобус», 2010. – 256 с.
Статьи из журналов
- Копылова Т.Г. Лашина О.Л. Система профориентационной работы в коррекционной школе VIII вида// Дефектология.- 2006, №5.- стр. 75-78.
Электронные ресурсы
- Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
- Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/site/all/sites
- Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september
- Электронная библиотека учебников и методических материалов http://window.edu.ru
- Материалы Московской электронной школы;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа объединения дополнительного образования детей «Калейдоскоп» (возраст обучающихся 15-18 лет Срок реализации 3 года)
Программа общекультурная и рассчитана на 3 года обучения, сочетает работу в группах от 12 до 15 человек, массовые мероприятия и индивидуальную работу с молодёжью....

Программа объединения дополнительного образования "Очумелые ручки"
Вам представлена рабочая трехгодичная прграмма обьединения дополнительного образования "Очумелые ручки". Программу отличают ее коррекционные и образовательные свойства. Предполагаемая методика р...

Программа объединения дополнительного образования "Пёстрый колпачок".
В объединении дополнительного образования "Пёстрый колпачок" занимаются дети из спецклассов от 7до 15лет. Предлагаю Вам рабочую программу. Она была написана на основе программы "Обучение детей с выра...

Авторская программа объединения дополнительного образования "Мой компьютер"
Авторская программа объединения дополнительного образования «Мой компьютер» построена таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться информатикой вообще и найти ответы на вопросы, с котор...
Программа объединения дополнительного образования "Занимательная математика" для 10 класса
Данная программа может быть использована учителями математики, работающими в 10 классах в случае, когда в учебном плане школы не заложены часы для проведения элективных курсов для подготовки учащихся ...

Образовательная программа объединения дополнительного образования по английскому языку «Английский язык – окно в мир»
Содержание программы «Английский язык – окно в мир» полностью соответствует целям и задачам основной образовательной программы МКОУ «Широкоярская СОШ». Отбор тематики и проблематики общения на дополни...
Программа объединения дополнительного образования " Цветоводство"
Срок реализации программы 2 года, рассчитана на учащихся 11-14 лет. Включает пояснительную записку, содержание программы, учебно- тематический план, календарно- тематическое планирование, методическое...
