ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
методическая разработка (5 класс)

Фадеева Александра Геннадьевна

Приобщение детей к истокам народной культуры позволяет формировать у школьников патриотические чувства, и развивать духовность. Народные песенки, потешки являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей.

Фольклор - одна из самых ярких форм выражения народом глубокого чувства любви и привязанности к родному краю, культуре.

В настоящее время одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая создаваемый веками культурно-исторический опыт народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fadeeva_folklor_sredstvo.docx18.57 КБ

Предварительный просмотр:

ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

«Воспитание, если оно не хочет быть бессильным,

должно быть народным»

К. Д. Ушинский.

Приобщение детей к истокам народной культуры позволяет формировать у школьников патриотические чувства, и развивать духовность. Народные песенки, потешки являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей.

Фольклор - одна из самых ярких форм выражения народом глубокого чувства любви и привязанности к родному краю, культуре.

В настоящее время одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая создаваемый веками культурно-исторический опыт народа.

Детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В школьном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка. Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные. Школьный возраст –это фундамент общего развития гражданина, стартовый период всех человеческих начал. Заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у школьников. Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей.

Россия - родина для многих, но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Именно поэтому духовный, творческий патриотизм надо прививать с детства.

Детство – это очень благоприятное время для развития, формирования и воспитания в целом. Патриотическое воспитание детей начинается даже не со школьного возраста, а с самого младенчества, с семьи. Дети впитывают патриотизм с колыбельными песнями, с прибаутками, пестушками, потешками, которые исполняет мама. Ранний период жизни ребенка во многом зависит от нас взрослых, воспитывающих детей. Есть такое выражение: «Дети не только наше будущее, но и наше прошлое». Прошлое, потому что весь опыт человечества в целом и личный опыт воспитания мы апробируем на детях. Вся мудрость веков заложена в фольклоре. Дети являются носителями этого огромного багажа, дабы передать его новым поколениям. И формирование отношений в своей семье можно считать первым этапом воспитания патриотизма.

Регулярные занятия различными формами русского фольклора ( песни, сказки, декоративно- прикладное искусство) позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребёнка, определяющий его развития в школьный период детства.

 Русский фольклор  имеет большое значение для формирования у ребят дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру. Народное творчество активизируют познавательное и умственное развитие.

Из глубины веков донесли до нас заботливые мамочки и нянюшки  истоки русского этноса для детей, которые придумывали для применения в самых разнообразных ситуациях.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.

Дмитрий Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой. Благодатный педагогический материал веками накапливался в устном народном творчестве, в фольклорных произведениях, народном декоративно- прикладном искусстве, которые так близки и понятны детям школьного возраста.

Формирование патриотических чувств у детей школьного возраста -одна из задач нравственного воспитания, которая включает в себя любовь к ближним и родному дому, к школе и родному городу, к своей стране. Огромную роль в этой работе можно отвести фольклору.

В  народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

Последовательное ознакомление школьников с произведениями народного творчества помогает им лучше понять мудрость русского народа. В результате у детей развивается интерес, любовь и уважение к своему народу, восхищение его талантом.

Используя фольклорные средства в работе, можно поставить цель: создать условия для системного, целостного освоения детьми традиционной культуры русского народа.

Реализовать данную цель можно через решение следующих задач:

-познакомить детей с особенностями фольклора, культурой русского народа;

-развивать творческие способности и эстетический вкус у ребят

-дать понятия о традиционных качествах характера русского человека: гостеприимстве, трудолюбии, доброте и т. д.;

-прививать школьнику интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа;

-воспитывать уважительное отношение к русскому фольклору, «традициям» родного края.

-воспитывать патриотические чувства.

Изучив и систематизировав данные, начинать работу надо с создания необходимых условий, способствующих возникновению у детей интереса к народному творчеству в целом.

Эта работа не была бы столь плодотворной, если бы не взаимодействие с родителями. Родители – активные участники деятельности  школы : играют роли на досуговых мероприятиях; участвуют в конкурсах и многое другое.

Деятельность в выбранном направлении дает свои положительные результаты: у детей  формируется  интерес к народному творчеству, способствует развитию патриотических чувств; появиляется интерес к народным традициям родного края.

У всякого дерева глубоко в земле  есть крепкие корни. И у всякого народа есть корни - это его история. Сквозь сито веков просеял народ свое культурное достояние, оставив самое ценное в фольклоре.

Опыт работы убедительно доказывает, что знакомство школьников с фольклором способствует познавательному, художественно-эстетическому, духовно-нравственному  и эмоциональному развитию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на Всероссийском слете учителей-2015."Музей как средство патриотического воспитания школьников".

История страны, история своего села, своей семьи, пропущенная через собственный жизненный опыт, пробуждает чувство гордости, сострадания и соучастия. Вот что воспитывает настоящего патриота и граждани...

Знакомство с особенностями крестьянского зодчества как средство патриотического воспитания школьников

Данная работа освещает историю развития плотницкого ремесла на территории села Вязовое....

Методический материал с презентацией по теме "Краеведение на уроках литературы и во внеурочной деятельности как средство патриотического воспитания школьников"

Обобщён опыт работы по использованию краеведческого материала на уроках литературы, во внеурочной деятельности. Названы основные формы, методы работы....

Итоговая работа по программе «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования» на тему «Средства патриотического воспитания школьников во внеурочной деятельности».

Итоговая работа по программе «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования» на тему «Средства патриотического воспитания ш...

Изучение топонимов родного края как средство патриотического воспитания школьников

Местные топонимы - важные объекты для изучения родного края. Топонимика Краснинского городского поселения и всего района возникла в конкретных исторических условиях, тесно связана с народами, проживав...

Формирование и развитие личности по средствам патриотического воспитания школьников

Патриотизм - важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной  стабильности, независимости и безопасности государства. В настоящее время тема  воспитания патриотизма у россиян в...

Статья "Музейная педагогика как средство патриотического воспитания школьников"

Статья "Музейная педагогика как средство патриотического воспитания школьников" из опыта работы руководиля школьного музея Боевой Славы. Работа школьного музея нацелена на патриотического воспитание и...