РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «НЕЙРОГРАФИКА ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) ВАРИАНТ 1 6-9 КЛАССОВ
рабочая программа

Свицкая Галина Васильевна

Одним из способов психолого-педагогической коррекции имеющихся физических, интеллектуальных и эмоциональных трудностей является использование в арт-терапии, в частности метода нейрографики.

            Метод нейрографики был создан в 2014 г. Павлом Михайловичем Пискаревым. Павел Пискарев доктор психологических наук и в то же время художник и архитектор. Так как никто раньше не использовал этот метод, то авторство и патент принадлежит Павлу Михайловичу. Несмотря на то, что это открытие совсем молодое – оно стало очень популярным во всем мире. Метод охватывает 4 области: терапия, образование, педагогика, искусство.

«Нейрографика» - НЕЙРО – это работа мозга,

  ГРАФИКА – рисование линий, фигур.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kursa_neyrografika_dlya_nachinayushchih.docx34.73 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА № 5 г. ИРКУТСКА»

РАССМОТРЕНО
на заседании МО

 ГОКУ СКШ № 5 г. Иркутска

 Протокол №_______от

«_____» ___________2024г.

Руководитель МО

__________Г.В. Свицкая

СОГЛАСОВАНО

с заместителем директора по УВР ГОКУ СКШ № 5

г. Иркутска

___________Л.А. Ербаева

«_____» _____________2024г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор ГОКУ СКШ № 5

г. Иркутска

____________Е.В. Рудницкая

«_____» _____________2024г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

«НЕЙРОГРАФИКА ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ»  

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)

ВАРИАНТ 1

6-9 КЛАССОВ

Составитель:

Учитель – дефектолог

Свицкая Г.В.

г. Иркутск, 2024 г.

1. Пояснительная записка.

        Рабочая программа по учебному предмету «Нейрографика для начинающих» для обучающихся 6-9 классов составлена на основе следующих нормативных документов:

• Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

• Адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 04.09.2023 г. N 232;

• Учебного плана ГОКУ «Специальная (коррекционная) школа № 5 г. Иркутска на 2024/2025 учебный год от 30.08.2024 г. № 106.

В соответствии с требованиями ФГОС обучения умственно отсталых детей рабочие программы учебных предметов разрабатываются на основе Примерной АООП и требований к личностным и предметным результатам (возможным) результатам освоения АООП и программы формирования базовых учебных действий.

        Одним из способов психолого-педагогической коррекции имеющихся физических, интеллектуальных и эмоциональных трудностей является использование в арт-терапии, в частности метода нейрографики.

        Метод нейрографики был создан в 2014 г. Павлом Михайловичем Пискаревым. Павел Пискарев доктор психологических наук и в то же время художник и архитектор. Так как никто раньше не использовал этот метод, то авторство и патент принадлежит Павлу Михайловичу. Несмотря на то, что это открытие совсем молодое – оно стало очень популярным во всем мире. Метод охватывает 4 области: терапия, образование, педагогика, искусство.

«Нейрографика» - НЕЙРО – это работа мозга,

  ГРАФИКА – рисование линий, фигур.

Нейрографика – это способ рисования, в котором создаются уникальные и на первый взгляд абстрактные рисунки. Метод рисования является арт-терапевтическим: он снимает напряжение и доставляет удовольствие. А через рисунок этот метод отражает работу подсознания человека. Рисуя нейрографические рисунки, человек проводит работу с подсознанием, избавляется от стрессов и проблем, достигает желаемых результатов в жизненных ситуациях.

Главное в рисовании нейрографики, что приводит к результату – это постановка цели: проблема, которую необходимо решить. Необходимо четко обозначить задачу, над которой пойдет работа.

Нейрографические рисунки содержат определенный набор используемых фигур, правила внесения цвета и, основной инструмент «Нейрографическую линию», которая выполняется с соблюдением определенных правил.

        Уникальность нейрографики в ее принадлежности к эффективным методам арт-психологии и арт-терапии. Такой способ достижения гармонии эффективен как для взрослых, так и для детей.

В ГОКУ СКШ №5 г. Иркутска была разработана программа ДПО «Нейрографика для начинающих». Программа рассчитана на обучающихся 6-9 классов, так как рисование в данной технике требует от обучающихся определенных навыков рисования и достаточно высокого уровня личностной готовности для самосовершенствования. Для рисования в технике нейрографики необходимы сосредоточение, умение придерживаться определенных правил. Сама техника достаточно ёмка по времени. Дети по желанию присутствуют на занятиях, выполняют работу до тех пор, пока не устанут. Вернуться к рисованию можно в любое время, когда в этом появится эмоциональная потребность. Рисование новых фигур, совершенствование собственного «Я» — ресурса в графике изменяют отношение к миру. На бумагу выплескивается подсознательное, эмоциональное состояние. Наша задача научить детей скорректировать имеющие проблемы путем творчества. При возникновении проблемы организм всегда найдет ресурс для ее решения.

В перспективе создание программы арт-терапии с использованием метода нейрографики. Программа будет включать в себя занятия, рассчитанные на детей с различным уровнем развития, изучение и освоение различных алгоритмов данного вида рисования.

Цель: Обучение детей использованию арт-терапевтического метода нейрографики, как средства самостоятельной коррекции эмоционального состояния.

Задачи:

  1. Закреплять знания об общих закономерностях влияния рисования на развитие мозга человека, учить выполнять рисунки в соответствии с основными положениями метода.
  2. Учить детей проявлять свою индивидуальность, развивать креативность и творческое мышление.
  3. Работать над развитием гибкости мышление, способствовать формированию новых нейронных связей, что приводит к виденью различных возможностей для решения определенных жизненных задач.
  4. Работать над коррекцией межполушарного взаимодействия, формировать знания о закономерностях работы человеческого организма.
  5. Создать условия для стабилизации эмоционального фона, воспитания чувства уверенности в собственных силах, осознания уникальности каждой личности.

Для работы с детьми с умственной отсталостью программой предусматривается индивидуальная, групповая и подгрупповая форма занятий (по 2-4 человека), которые могут иметь коррекционно-развивающую и предметную направленность. Учитель-дефектолог проводит индивидуальные и подгрупповые занятия. На индивидуальные и подгрупповые занятия отводится 20 минут. На занятия с группой обучающихся отводится 40 минут.

Программа коррекционного курса «Нейрографика для начинающих» направлена на коррекцию и компенсацию дефектов развития детей с легкой УО. Основной формой работы в соответствии с рабочей программой является учебная деятельность, все коррекционно-развивающие занятия в соответствии с рабочей программой носят коррекционный и обучающий характер. Занятия насыщены разнообразными упражнениями, заданиями и развивающими играми, способствующими созданию эмоционального настроя и подготовке анализаторных систем к деятельности.    

В соответствии с учебным планом рабочая программа курса предусматривает проведение 1 занятия в неделю (всего 34 занятия в год).

2.Содержание учебного предмета.

В основе проведения коррекционных занятий по программе «Нейрографика для начинающих» лежит использование дефектологом специальных приемов и методов, обеспечивающих удовлетворение специальных образовательных потребностей детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), что позволяет максимально индивидуализировать коррекционный процесс.        Каждое занятие включает в себя комплекс коррекционных упражнений для развития когнитивных процессов, речи, мелкой моторики, скоординированности действий моторного, зрительного и слухового анализаторов, коррекции эмоционально волевой сферы, развитие межполушарного взаимодействия, развития реципрокной координации.

Отличительной особенностью программы является активное использование ИКТ. Обучающиеся учатся самостоятельно осуществлять поиск информации в сети Интернет, подбирать нужные статьи и видео для выполнения творческих работ.

В основном содержании программы следующие разделы:

Введение в нейрографику

6 часов

- Знакомство с новой техникой рисования и ее основными принципами;

-Знакомство с инструментами и материалами, необходимыми для рисования;

- Изучение базовых фигур для рисования (круг, треугольник, квадрат);

- Знакомство с понятием «нейрографическая линия», упражнение в её рисовании;

- Формирование умения скруглять углы в рисунках, придавать рисункам графическую четкость.

Алгоритмы нейрографики

28 часов

Пошаговое обучение детей принципам рисования различных алгоритмов (приемов рисования, направленных на достижение определенного результата).

  • Базовый алгоритм – 2 часа
  • Алгоритм снятия ограничений – 2 часа
  • «Выброс» - пробное рисование – 2 часа
  • Алгоритм на выявление намерения – 2 часа
  • «Нейрокомпозиция – моделирование реальности» – 2 часа
  • «Нейроколор» – 2 часа
  • «Нейроскетчинг» – 2 часа
  • «Нейромандала» – 2 часа
  • «Нейросинтез» – 2 часа
  • «Нейроконтакт» – 2 часа
  • «Нейроцель» – 2 часа
  • «Нейротайминг» – 2 часа
  • Алгоритм «Подарок судьбы» – 2 часа
  • Алгоритм защиты и стабильности – 2 часа

III. Планируемые результаты освоения коррекционного курса

Личностные результаты:

  1. Воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  2. Сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
  3. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  4. Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации;
  5. Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  6. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
  7. Формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  8. Способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
  9. Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  10. Развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
  11. Сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов

по коррекционному курсу «Нейрографика для начинающих»

6-9 класс

Минимальный уровень:

Достаточный уровень:

6-9 класс

6-9 класс

  • знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений, их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
  • знание элементарных правил композиции, используемых в нейрографике, передачи формы предмета;
  • знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: "изобразительная поверхность", "точка", "линия", "штриховка", "пятно", "цвет";
  • пользование материалами для рисования;
  • знание основных приемов рисования, используемых в нейрографике (нейрографическая линия, основные фигуры: «круг», «квадрат», «треугольник», умение осуществлять скругление и сопряжение линий;
  • организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
  • следование при выполнении работы инструкциям педагогического работника;
  • рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы, осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
  • применение приемов работы с маркером, карандашами, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;
  • ориентировка в пространстве листа, размещение изображения в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
  • адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета;
  • осуществление поиска необходимой для создания изображения в сети Интернет.

  • знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений, их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
  • знание элементарных правил композиции, используемых в нейрографике, передачи формы предмета;
  • знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: "изобразительная поверхность", "точка", "линия", "штриховка", "пятно", "цвет";
  • пользование материалами для рисования;
  • знание основных приемов рисования, используемых в нейрографике (нейрографическая линия, основные фигуры: «круг», «квадрат», «треугольник», умение осуществлять скругление и сопряжение линий;
  • организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
  • следование при выполнении работы инструкциям педагогического работника;
  • рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы, осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
  • применение приемов работы с маркером, карандашами, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;
  • ориентировка в пространстве листа, размещение изображения в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
  • адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета;
  • нахождение необходимой для выполнения работы информации в сети интернет, умение работать в режиме обучающих вебинаров, умение самостоятельно организовать свою работу вне учебных занятий, следовать инструкциям педагогического работника или инструкциям, представленным в других информационных источниках;
  • нейрографическое рисование в соответствии с выбранными алгоритмами, рисование по воображению, различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу.

IV. Календарно-тематическое планирование учебного материала на 2024 - 2025 учебный год

Название раздела

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Календарные сроки

Фактические сроки

Корректировка

1 четверть – 8 часов

1

Введение в нейрографику

Знакомство с методом «Нейрографика»

2

2

Введение в нейрографику

«Нейрографическая линия»

2

3

Введение в нейрографику

Нейрографика. Основные техники рисунка.

2

4

Алгоритмы нейрографики

Нейрографика. Базовый алгоритм.

2

5

Алгоритмы нейрографики

Нейрографика. Алгоритм снятия ограничений

2

6

Алгоритмы нейрографики

«Выброс» - пробное рисование

2

7

Алгоритмы нейрографики

Алгоритм на выявление намерения

2

8

Алгоритмы нейрографики

«Нейрокомпозиция – моделирование реальности»

2

9

Алгоритмы нейрографики

«Нейроколор»

2

Алгоритмы нейрографики

«Нейроскетчинг»

2

Алгоритмы нейрографики

«Нейромандала»

2

Алгоритмы нейрографики

«Нейросинтез»

2

Алгоритмы нейрографики

«Нейроконтакт»

2

Алгоритмы нейрографики

«Нейроцель»

2

Алгоритмы нейрографики

«Нейротайминг»

2

Алгоритмы нейрографики

Алгоритм «Подарок судьбы»

2

Алгоритмы нейрографики

Алгоритм защиты и стабильности

2

Необходимое оборудование и материалы для проведения занятий:

Доска интерактивная

Доска маркерная

Компьютер

Парты и стулья

Выставочный стенд

Папки для хранения детских работ

Бумага А4

Маркеры черные различной толщины

Цветные карандаши

Информационное сопровождение

        Использование данных ссылок помогает обучающимся осуществлять поиск в сети интернет и находить нужную информацию для создания рисунков.

1. https://vk.com/neurograf Школа перемен «Нейро-дао»

2.https://neurographics-avdeeva.com/key_todream/?utm_source=yd_alex&utm_medium=kkm_target&utm_campaign=110349157&utm_term=5443568812&utm_content=16118426100&yclid=3225504158425808895  «Ключ к мечте». Вебинар Оксаны Авдеевой.

3. https://vk.com/wall-218689599_1563   Нейрографика. Как научиться самостоятельно рисовать.

4.https://texterra.ru/blog/algoritmy-neyrografiki-poshagovaya-instruktsiya.html  Нейрографика. Какие алгоритмы надо использовать.

5. https://www.baby.ru/wiki/neyrografika/   Нейрографика. Основные техники рисунка.

6. https://dzen.ru/a/ZA8qjgvXuBg7odbN   Нейрографика. Базовый алгоритм.

7.https://vershina-school.ru/nejrografika-kak-samostojatelno-risovat-7-shagov/   НЕЙРОГРАФИКА — как научиться самостоятельно рисовать пошагово — 7 шагов для начинающих

Вебинары

1. https://rutube.ru/video/5e67c8f82ef6f9c048432f7b4ee166ad/   Курс для начинающих

2. https://rutube.ru/video/9b7ae7733a990b709f14f039d2e5c3c7/  Алгоритм исполнения желаний

3. https://rutube.ru/video/0fa4aaaf9b6682c7002c4f64d260a28e/   Нейрографика денег

4. https://rutube.ru/video/77a5ee039c527cd518a66a663912aa04/    Нейрографика «Нейроветер»

5. https://rutube.ru/video/e90e88009f080ace29ff8e10bc9666f1/    Нейрографика. Алгоритм снятия ограничений

6. https://rutube.ru/video/9b7ae7733a990b709f14f039d2e5c3c7/   Алгоритм на исполнение желаний

7. https://rutube.ru/video/48c66befca3ad4aed014b72aa128b3be/   Алгоритм на выявление намерения

8. https://rutube.ru/video/b44fbdc986a6d6521aef08a8950c6542/   Алгоритм Нейродерево

9. https://rutube.ru/video/c118a4f5df535cd8be3cd595483420e1/   Алгоритмы нейрографики

10. https://rutube.ru/video/852a49871e391b1a7cf2527810ed24e8/   Нейрографика. Что это такое и как ее рисовать

11. https://rutube.ru/video/3aa9930839892c1bdb236b7e1c44474d/   Как работает нейрографика?

12. https://rutube.ru/video/04a0e1a39e8d6d8f096da3c07e47f8bd/   Алгоритм защиты и стабильности

13. https://rutube.ru/video/a886af62a7e31b46679e0e622aec0bfa/    Нейрографика. Рисование – творческая способность и ответственность

14. https://rutube.ru/video/7d8d2df41aa95618c2c2c312978628d1/   Как делать выброс правильно

15. https://rutube.ru/video/4ea0bc94a347c2d66dd1cda68c7ec817/   Практика исполнения желаний

16. https://dzen.ru/a/ZLO0GetSHWdSA4wf   Алгоритмы нейрографики


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Предметно – практические действия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс

Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету «Предметно-практические действия» для детей с  тяжелой , умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обучающи...

Рабочая программа по учебному предмету «Музыка и движение» предметная область «Искусство» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс

Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету: "Музыка и движение» для детей с  тяжелой ,умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обучающихся по адаптиро...

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительная деятельность» предметная область «Искусство» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс

Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету: "Изобразительная деятельность» для детей с  тяжелой , умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обучающихся...

Рабочая программа по учебному предмету «Коррекционно-развивающие занятия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс

Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету: " Коррекционные -развивающие занятия» для детей с  тяжелой , умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обуч...

Рабочая программа по учебному предмету «Домоводство» Предметная область «Технологии» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 3б класс

Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету «Домоводство» для детей с  тяжелой, умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обучающихся по адаптированной...

Программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). 1-4 классы

Программа по коррекционному курсу«Предметно-практические действия»для  обучающихся   с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). 1-...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Физическая культура» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант I) 8 класс

Рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная физическая культура» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отст...