РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «НЕЙРОГРАФИКА ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) ВАРИАНТ 1 6-9 КЛАССОВ
рабочая программа
Одним из способов психолого-педагогической коррекции имеющихся физических, интеллектуальных и эмоциональных трудностей является использование в арт-терапии, в частности метода нейрографики.
Метод нейрографики был создан в 2014 г. Павлом Михайловичем Пискаревым. Павел Пискарев доктор психологических наук и в то же время художник и архитектор. Так как никто раньше не использовал этот метод, то авторство и патент принадлежит Павлу Михайловичу. Несмотря на то, что это открытие совсем молодое – оно стало очень популярным во всем мире. Метод охватывает 4 области: терапия, образование, педагогика, искусство.
«Нейрографика» - НЕЙРО – это работа мозга,
ГРАФИКА – рисование линий, фигур.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 34.73 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА № 5 г. ИРКУТСКА»
РАССМОТРЕНО ГОКУ СКШ № 5 г. Иркутска Протокол №_______от «_____» ___________2024г. Руководитель МО __________Г.В. Свицкая | СОГЛАСОВАНО с заместителем директора по УВР ГОКУ СКШ № 5 г. Иркутска ___________Л.А. Ербаева «_____» _____________2024г. | УТВЕРЖДЕНО г. Иркутска ____________Е.В. Рудницкая «_____» _____________2024г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
«НЕЙРОГРАФИКА ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ»
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
ВАРИАНТ 1
6-9 КЛАССОВ
Составитель:
Учитель – дефектолог
Свицкая Г.В.
г. Иркутск, 2024 г.
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по учебному предмету «Нейрографика для начинающих» для обучающихся 6-9 классов составлена на основе следующих нормативных документов:
• Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
• Адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 04.09.2023 г. N 232;
• Учебного плана ГОКУ «Специальная (коррекционная) школа № 5 г. Иркутска на 2024/2025 учебный год от 30.08.2024 г. № 106.
В соответствии с требованиями ФГОС обучения умственно отсталых детей рабочие программы учебных предметов разрабатываются на основе Примерной АООП и требований к личностным и предметным результатам (возможным) результатам освоения АООП и программы формирования базовых учебных действий.
Одним из способов психолого-педагогической коррекции имеющихся физических, интеллектуальных и эмоциональных трудностей является использование в арт-терапии, в частности метода нейрографики.
Метод нейрографики был создан в 2014 г. Павлом Михайловичем Пискаревым. Павел Пискарев доктор психологических наук и в то же время художник и архитектор. Так как никто раньше не использовал этот метод, то авторство и патент принадлежит Павлу Михайловичу. Несмотря на то, что это открытие совсем молодое – оно стало очень популярным во всем мире. Метод охватывает 4 области: терапия, образование, педагогика, искусство.
«Нейрографика» - НЕЙРО – это работа мозга,
ГРАФИКА – рисование линий, фигур.
Нейрографика – это способ рисования, в котором создаются уникальные и на первый взгляд абстрактные рисунки. Метод рисования является арт-терапевтическим: он снимает напряжение и доставляет удовольствие. А через рисунок этот метод отражает работу подсознания человека. Рисуя нейрографические рисунки, человек проводит работу с подсознанием, избавляется от стрессов и проблем, достигает желаемых результатов в жизненных ситуациях.
Главное в рисовании нейрографики, что приводит к результату – это постановка цели: проблема, которую необходимо решить. Необходимо четко обозначить задачу, над которой пойдет работа.
Нейрографические рисунки содержат определенный набор используемых фигур, правила внесения цвета и, основной инструмент «Нейрографическую линию», которая выполняется с соблюдением определенных правил.
Уникальность нейрографики в ее принадлежности к эффективным методам арт-психологии и арт-терапии. Такой способ достижения гармонии эффективен как для взрослых, так и для детей.
В ГОКУ СКШ №5 г. Иркутска была разработана программа ДПО «Нейрографика для начинающих». Программа рассчитана на обучающихся 6-9 классов, так как рисование в данной технике требует от обучающихся определенных навыков рисования и достаточно высокого уровня личностной готовности для самосовершенствования. Для рисования в технике нейрографики необходимы сосредоточение, умение придерживаться определенных правил. Сама техника достаточно ёмка по времени. Дети по желанию присутствуют на занятиях, выполняют работу до тех пор, пока не устанут. Вернуться к рисованию можно в любое время, когда в этом появится эмоциональная потребность. Рисование новых фигур, совершенствование собственного «Я» — ресурса в графике изменяют отношение к миру. На бумагу выплескивается подсознательное, эмоциональное состояние. Наша задача научить детей скорректировать имеющие проблемы путем творчества. При возникновении проблемы организм всегда найдет ресурс для ее решения.
В перспективе создание программы арт-терапии с использованием метода нейрографики. Программа будет включать в себя занятия, рассчитанные на детей с различным уровнем развития, изучение и освоение различных алгоритмов данного вида рисования.
Цель: Обучение детей использованию арт-терапевтического метода нейрографики, как средства самостоятельной коррекции эмоционального состояния.
Задачи:
- Закреплять знания об общих закономерностях влияния рисования на развитие мозга человека, учить выполнять рисунки в соответствии с основными положениями метода.
- Учить детей проявлять свою индивидуальность, развивать креативность и творческое мышление.
- Работать над развитием гибкости мышление, способствовать формированию новых нейронных связей, что приводит к виденью различных возможностей для решения определенных жизненных задач.
- Работать над коррекцией межполушарного взаимодействия, формировать знания о закономерностях работы человеческого организма.
- Создать условия для стабилизации эмоционального фона, воспитания чувства уверенности в собственных силах, осознания уникальности каждой личности.
Для работы с детьми с умственной отсталостью программой предусматривается индивидуальная, групповая и подгрупповая форма занятий (по 2-4 человека), которые могут иметь коррекционно-развивающую и предметную направленность. Учитель-дефектолог проводит индивидуальные и подгрупповые занятия. На индивидуальные и подгрупповые занятия отводится 20 минут. На занятия с группой обучающихся отводится 40 минут.
Программа коррекционного курса «Нейрографика для начинающих» направлена на коррекцию и компенсацию дефектов развития детей с легкой УО. Основной формой работы в соответствии с рабочей программой является учебная деятельность, все коррекционно-развивающие занятия в соответствии с рабочей программой носят коррекционный и обучающий характер. Занятия насыщены разнообразными упражнениями, заданиями и развивающими играми, способствующими созданию эмоционального настроя и подготовке анализаторных систем к деятельности.
В соответствии с учебным планом рабочая программа курса предусматривает проведение 1 занятия в неделю (всего 34 занятия в год).
2.Содержание учебного предмета.
В основе проведения коррекционных занятий по программе «Нейрографика для начинающих» лежит использование дефектологом специальных приемов и методов, обеспечивающих удовлетворение специальных образовательных потребностей детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), что позволяет максимально индивидуализировать коррекционный процесс. Каждое занятие включает в себя комплекс коррекционных упражнений для развития когнитивных процессов, речи, мелкой моторики, скоординированности действий моторного, зрительного и слухового анализаторов, коррекции эмоционально волевой сферы, развитие межполушарного взаимодействия, развития реципрокной координации.
Отличительной особенностью программы является активное использование ИКТ. Обучающиеся учатся самостоятельно осуществлять поиск информации в сети Интернет, подбирать нужные статьи и видео для выполнения творческих работ.
В основном содержании программы следующие разделы:
Введение в нейрографику
6 часов
- Знакомство с новой техникой рисования и ее основными принципами;
-Знакомство с инструментами и материалами, необходимыми для рисования;
- Изучение базовых фигур для рисования (круг, треугольник, квадрат);
- Знакомство с понятием «нейрографическая линия», упражнение в её рисовании;
- Формирование умения скруглять углы в рисунках, придавать рисункам графическую четкость.
Алгоритмы нейрографики
28 часов
Пошаговое обучение детей принципам рисования различных алгоритмов (приемов рисования, направленных на достижение определенного результата).
- Базовый алгоритм – 2 часа
- Алгоритм снятия ограничений – 2 часа
- «Выброс» - пробное рисование – 2 часа
- Алгоритм на выявление намерения – 2 часа
- «Нейрокомпозиция – моделирование реальности» – 2 часа
- «Нейроколор» – 2 часа
- «Нейроскетчинг» – 2 часа
- «Нейромандала» – 2 часа
- «Нейросинтез» – 2 часа
- «Нейроконтакт» – 2 часа
- «Нейроцель» – 2 часа
- «Нейротайминг» – 2 часа
- Алгоритм «Подарок судьбы» – 2 часа
- Алгоритм защиты и стабильности – 2 часа
III. Планируемые результаты освоения коррекционного курса
Личностные результаты:
- Воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- Сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации;
- Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
- Формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- Способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
- Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- Развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
- Сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов
по коррекционному курсу «Нейрографика для начинающих»
6-9 класс
Минимальный уровень: | Достаточный уровень: |
6-9 класс | 6-9 класс |
|
|
IV. Календарно-тематическое планирование учебного материала на 2024 - 2025 учебный год
№ | Название раздела | Тема урока | Кол-во часов | Дата | ||
Календарные сроки | Фактические сроки | Корректировка | ||||
1 четверть – 8 часов | ||||||
1 | Введение в нейрографику | Знакомство с методом «Нейрографика» | 2 | |||
2 | Введение в нейрографику | «Нейрографическая линия» | 2 | |||
3 | Введение в нейрографику | Нейрографика. Основные техники рисунка. | 2 | |||
4 | Алгоритмы нейрографики | Нейрографика. Базовый алгоритм. | 2 | |||
5 | Алгоритмы нейрографики | Нейрографика. Алгоритм снятия ограничений | 2 | |||
6 | Алгоритмы нейрографики | «Выброс» - пробное рисование | 2 | |||
7 | Алгоритмы нейрографики | Алгоритм на выявление намерения | 2 | |||
8 | Алгоритмы нейрографики | «Нейрокомпозиция – моделирование реальности» | 2 | |||
9 | Алгоритмы нейрографики | «Нейроколор» | 2 | |||
Алгоритмы нейрографики | «Нейроскетчинг» | 2 | ||||
Алгоритмы нейрографики | «Нейромандала» | 2 | ||||
Алгоритмы нейрографики | «Нейросинтез» | 2 | ||||
Алгоритмы нейрографики | «Нейроконтакт» | 2 | ||||
Алгоритмы нейрографики | «Нейроцель» | 2 | ||||
Алгоритмы нейрографики | «Нейротайминг» | 2 | ||||
Алгоритмы нейрографики | Алгоритм «Подарок судьбы» | 2 | ||||
Алгоритмы нейрографики | Алгоритм защиты и стабильности | 2 | ||||
Необходимое оборудование и материалы для проведения занятий:
Доска интерактивная
Доска маркерная
Компьютер
Парты и стулья
Выставочный стенд
Папки для хранения детских работ
Бумага А4
Маркеры черные различной толщины
Цветные карандаши
Информационное сопровождение
Использование данных ссылок помогает обучающимся осуществлять поиск в сети интернет и находить нужную информацию для создания рисунков.
1. https://vk.com/neurograf Школа перемен «Нейро-дао»
2.https://neurographics-avdeeva.com/key_todream/?utm_source=yd_alex&utm_medium=kkm_target&utm_campaign=110349157&utm_term=5443568812&utm_content=16118426100&yclid=3225504158425808895 «Ключ к мечте». Вебинар Оксаны Авдеевой.
3. https://vk.com/wall-218689599_1563 Нейрографика. Как научиться самостоятельно рисовать.
4.https://texterra.ru/blog/algoritmy-neyrografiki-poshagovaya-instruktsiya.html Нейрографика. Какие алгоритмы надо использовать.
5. https://www.baby.ru/wiki/neyrografika/ Нейрографика. Основные техники рисунка.
6. https://dzen.ru/a/ZA8qjgvXuBg7odbN Нейрографика. Базовый алгоритм.
7.https://vershina-school.ru/nejrografika-kak-samostojatelno-risovat-7-shagov/ НЕЙРОГРАФИКА — как научиться самостоятельно рисовать пошагово — 7 шагов для начинающих
Вебинары
1. https://rutube.ru/video/5e67c8f82ef6f9c048432f7b4ee166ad/ Курс для начинающих
2. https://rutube.ru/video/9b7ae7733a990b709f14f039d2e5c3c7/ Алгоритм исполнения желаний
3. https://rutube.ru/video/0fa4aaaf9b6682c7002c4f64d260a28e/ Нейрографика денег
4. https://rutube.ru/video/77a5ee039c527cd518a66a663912aa04/ Нейрографика «Нейроветер»
5. https://rutube.ru/video/e90e88009f080ace29ff8e10bc9666f1/ Нейрографика. Алгоритм снятия ограничений
6. https://rutube.ru/video/9b7ae7733a990b709f14f039d2e5c3c7/ Алгоритм на исполнение желаний
7. https://rutube.ru/video/48c66befca3ad4aed014b72aa128b3be/ Алгоритм на выявление намерения
8. https://rutube.ru/video/b44fbdc986a6d6521aef08a8950c6542/ Алгоритм Нейродерево
9. https://rutube.ru/video/c118a4f5df535cd8be3cd595483420e1/ Алгоритмы нейрографики
10. https://rutube.ru/video/852a49871e391b1a7cf2527810ed24e8/ Нейрографика. Что это такое и как ее рисовать
11. https://rutube.ru/video/3aa9930839892c1bdb236b7e1c44474d/ Как работает нейрографика?
12. https://rutube.ru/video/04a0e1a39e8d6d8f096da3c07e47f8bd/ Алгоритм защиты и стабильности
13. https://rutube.ru/video/a886af62a7e31b46679e0e622aec0bfa/ Нейрографика. Рисование – творческая способность и ответственность
14. https://rutube.ru/video/7d8d2df41aa95618c2c2c312978628d1/ Как делать выброс правильно
15. https://rutube.ru/video/4ea0bc94a347c2d66dd1cda68c7ec817/ Практика исполнения желаний
16. https://dzen.ru/a/ZLO0GetSHWdSA4wf Алгоритмы нейрографики
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Предметно – практические действия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс
Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету «Предметно-практические действия» для детей с тяжелой , умеренной , глубокой умственной отсталостью обучающи...

Рабочая программа по учебному предмету «Музыка и движение» предметная область «Искусство» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс
Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету: "Музыка и движение» для детей с тяжелой ,умеренной , глубокой умственной отсталостью обучающихся по адаптиро...

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительная деятельность» предметная область «Искусство» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс
Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету: "Изобразительная деятельность» для детей с тяжелой , умеренной , глубокой умственной отсталостью обучающихся...

Рабочая программа по учебному предмету «Коррекционно-развивающие занятия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс
Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету: " Коррекционные -развивающие занятия» для детей с тяжелой , умеренной , глубокой умственной отсталостью обуч...

Рабочая программа по учебному предмету «Домоводство» Предметная область «Технологии» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 3б класс
Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету «Домоводство» для детей с тяжелой, умеренной , глубокой умственной отсталостью обучающихся по адаптированной...
Программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). 1-4 классы
Программа по коррекционному курсу«Предметно-практические действия»для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). 1-...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Физическая культура» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант I) 8 класс
Рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная физическая культура» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отст...
