Программа внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» 9 класс
рабочая программа (9 класс)
Успешное овладение знаниями невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока русского языка и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство родного языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит внеурочная деятельность, являющаяся закономерным продолжением урока, его дополнением.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 37.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности
«Занимательная грамматика» 9 класс, 2 часа.
1. Пояснительная записка
Введение
Успешное овладение знаниями невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока русского языка и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство родного языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит внеурочная деятельность, являющаяся закономерным продолжением урока, его дополнением.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования от 29.12.2012 №273-ФЗ;
- Примерной основной образовательной программы .
- Примерной программы внеурочной деятельности под редакцией Д.В.Григорьева.
Актуальность программы.
Урок по понятным причинам не может вместить всё то, что вызывает интерес у ученика, что необходимо для активной практики овладения русским языком. Именно внеурочная деятельность создаёт благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для формирования устойчивых умений коммуникации.
Программа имеет общеинтеллектуальное направление, так как на практико-ориентированных занятиях учащиеся смогут выйти за рамки учебной литературы, научатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой, вступать в коллективный диалог со сверстниками, аргументировать свою точку зрения юного исследователя, составлять творческую работу по выбранному самостоятельно или в коллективной работе алгоритму. Занятия по этому направлению отличаются системностью, гибкостью, креативностью, содействуют формированию научного мировоззрения, стимулируют познавательную активность и развивают творческий потенциал учащихся.
Настоящая программа предусматривает использование на занятиях такого практического материала занимательного характера, который обеспечивает повторение и закрепление знаний по основным разделам грамматики, а также знакомство с важнейшими вопросами фонетики, орфоэпии, словообразования, орфографии и морфологии современного русского языка. Наряду с этим, многие занятия будут способствовать углублению знаний по русскому языку, обогащению словарного запаса учащихся, развитию смекалки, сообразительности, воспитанию «морфологического чутья», столь необходимого каждому культурному человеку. Ребята учатся составлять проекты, работать в команде, этим данный курс отличается от других.
1.2 Цель программы:
расширить, углубить и закрепить у обучающихся знания по русскому языку, показать им, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи программы:
Обучающие: развитие интереса к русскому языку; углубление знаний, умений и навыков по грамматике русского языка; формирование устойчивой мотивации к изучению русского языка; развитие творчества и обогащение словарного запаса; совершенствование общего языкового развития учащихся; совершенствование коммуникативной культуры учащихся.
Воспитывающие: воспитание культуры обращения с книгой; формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления; воспитание любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы.
Развивающие: развивать смекалку и сообразительность; приобщать школьников к самостоятельной исследовательской работе; развивать умение пользоваться разнообразными словарями; учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Межпредметные связи программы кружка с учебной деятельностью
При реализации содержания программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов : литературы, истории, географии.
Предмет | Содержание учебной дисциплины | Содержание программы «Увлекательная грамматика » |
Литература | Выразительное чтение. Работа с текстами. | «Коварство» деепричастного оборота. Работа с деформированными текстами художественного стиля. |
История | Исторические термины. | Использование исторических терминов в качестве словарного диктанта. |
География | Работа с географическими понятиями, объектами. | Знакомство с географическими объектами при работе с художественными текстами, этимологией их возникновения. Правильное употребление географических объектов. |
При раскрытии любой темы предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Задания по ИКТ направлены на развитие наблюдательности, любознательности, способствуют расширению творческой самостоятельности детей, активному и продуктивному способу общения, даёт возможность включать в процесс обучения исследовательские задания и проектные формы работы, что развивает способности аргументированной защиты своей точки зрения, формирует умения слушать собеседника. Поиск и работа с информацией, полученной в Интернете, расширяют спектр общеобразовательных понятий, знаний из различных областей наук.
Практическая реализация программы предполагает наличие заданий на размышление, заданий поисковой направленности.
Особенности реализации программы: форма, режим и место проведения занятий, виды деятельности.
В основе реализации рабочей программы по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» лежит системно-деятельностный подход, который способствует воспитанию и развитию качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур; формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования; ориентацию на достижение цели основного результата образования – развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся, учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения, разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные формы работы:
- игры на языковом материале;
- вопросы занимательной грамматики;
- инсценировки языковых ситуаций;
- краткие увлекательные рассказы о жизни языка;
- практическая работа с различными рода словарями.
Программа кружка «Занимательная грамматика » предназначена для обучающихся 9 классов. Принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно: все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 45минут.
Место проведения занятий определяется спецификой тем: теоретические и практические занятия могут проходить как в школе, так и в библиотеке. Курс ведет учитель русского языка .
Информационный материал насыщен, но отличается компактностью объема, интересный по содержанию.
Программой предусмотрены творческие проекты по темам, дискуссии, проведение праздников, а также участие в конкурсах и выставках.
Приоритет отдается:
- активным формам преподавания: мозговой штурм, игровое моделирование, лекция-дискуссия, групповая работа, поиск недостающей информации, работа со словарями, текстами, тестами.
- наглядным: использование схем, таблиц, рисунков;
- нестандартным: конкурсы, выставка-презентация, сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм работы.
Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.
В каждом занятии прослеживаются три части:
- игровая;
- теоретическая;
- практическая.
Количество часов программы и их место в учебном плане.
Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми 15 – 16 лет (9 класс) в течение одного года обучения. На изучение курса выделено 68 часов. Программа рассчитана на проведение еженедельных занятий из расчета 2 часа в неделю, продолжительностью 40 минут.
Тематическое планирование
№ темы | Тема занятия | Кол-во часов | Теория | Практика | |
Введение (1ч.) | |||||
1. | Язык и речь - чудо из чудес | 1ч. | 1 | ||
Фонетика. Орфоэпия. (4 ч.) | |||||
2. | Звуки не буквы. Звучащая строка. | 2 ч. | 1 | 1 | |
3. | Банты и шарфы. Орфоэпические нормы. | 2 ч. | 1 | 1 | |
Морфемика. Словообразование. (8 ч) | |||||
4. | Судьба слова. | 2 ч. | 1 | 1 | |
5. | «Говорящие» приставки и «весёлые» суффиксы. | 2 ч. | 1 | 1 | |
6. | « Прадедовские» приставки. | 2 ч. | 1 | 1 | |
7. | « Двое из ларца». | 2 ч. | 1 | 1 | |
Орфография. ( 8 ч.) | |||||
8. | Необычные правила. | 2 ч. | 1 | 1 | |
9. | Путеводные звёзды орфографии. | 2 ч. | 1 | 1 | |
10. | Ъ и Ь – смягчение иль разделение? | 2 ч. | 1 | 1 | |
11. | Хитрый звук «йот» | 2 ч. | 1 | 1 | |
Грамматика. Морфология и синтаксис. Предложение. | |||||
12. | Проще простого или сложнее сложного.
| 2 ч. | 1 | 1 | |
13. | Согласуй меня и помни. Работа над проектом (выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала). | 2 ч. | 1 | 1 | |
Причастие.( 8 ч.) | |||||
15. | «Часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного», или всё о причастиях. | 2 ч. | 1 | 1 | |
15. | Образование бывает разным… Действительные и страдательные причастия. | 2 ч | 1 | 1 | |
16. | Внимание: причастный оборот. | 2 ч | 1 | 1 | |
17. | Н+Н=НН. | 2 ч. | 1 | 1 | |
Деепричастие. ( 4 ч.) | |||||
18. | Дорисовывает движение… Одинаковы ли деепричастия? | 2 ч. | 1 | 1 | |
19. | « Коварство» деепричастного оборота. | 2 ч. | 1 | 1 | |
Наречие.( 10 ч.) | |||||
20. | Где? Куда? Когда? История одного почему? | 2ч. | 1 | 1 | |
21. | Образование бывает разным. | 2 ч. | 1 | 1 | |
22. | Разряд, становись в ряд!. | 2 ч. | 1 | 1 | |
23. | Узнай меня по суффиксу!. | 2 ч. | 1 | 1 | |
24. | Некогда или никогда? Негде или нигде? | 2 ч. | 1 | 1 | |
Слова категории состояния (2 ч.) | |||||
25. | Затруднительное состояние. | 2 ч. | 1 | 1 | |
Предлог (4 ч.) | |||||
26. | Служу всегда, служу везде, служу я в речи и в письме. Происхождение производных предлогов. | 2 ч. | 1 | 1 | |
27. | Употреби меня со словом. | 2 ч. | 1 | 1 | |
Союз (4 ч.) | |||||
28. | Тоже, также иль зато? | 2 ч. | 1 | 1 | |
29. | Соединю простое в сложное. | 2 ч. | 1 | 1 | |
Частица ( 4 ч.) | |||||
30. | Уточню, укажу, на вопрос отвечу. | 2 ч. | 1 | 1 | |
31. | Не могу не знать = я знаю! | 2 ч. | 1 | 1 | |
Междометие (4 ч.) | |||||
32. | Эти эмоциональные междометия | 2 ч. | 1 | 1 | |
33. | Волшебные слова. Этикетные слова | 2 ч. | 1 | 1 | |
Итоговое занятие (1ч.) | |||||
34. | Как грамматика « …ум в порядок приводит». Защита проекта. | 1 ч. | 1 | ||
Всего | 68 часов | 34 ч. | 34 ч. | ||
Литература для учителя.
Основная литература.
- Агеенко Ф. Л., Зарва М. В. Словарь ударений русского языка. - М.: Русский язык, 1993
- Арсирий А.Т., Дмитриева Г.М. Занимательная грамматика русского языка. - Издательство: Экслибрис-Пресс, 1997
- Берков В.П., Мокиенко В.М., Шулежкова С.Г. Большой словарь крылатых слов русского языка. - М.: Русские словари, Астрель, АСТ, 2005. - 624 с.
- Битехтина Н.Б. , Грушевская Л.Ю. Живая грамматика русского языка / A Living Russian Grammar. Intermediate II. Ч. II. Средний этап. - М.: КРЭФ-Р, 2009. - 208с.
- Булыко А.Н. Фразеологический словарь русского языка. - Минск: Харвест, 2007. - 448 с.
- Быкова Г.В. К орфограмме - через произносительные нормы// Русская словесность. 1996. № 6.
- Евсеев М. Ю. Современный этимологический словарь русского языка. История заимствованных слов. – АСТ, 2009
- Иванова В.А. Тайны слова (занимательная грамматика). - Нижне-Волжское книжное издательство, 1966
- Караулов Ю.Н. Ассоциативная грамматика русского языка. Изд.2 . - М.: ЛКИ, 2010. - 328с.
Дополнительная литература
1.Альбеткова, Р.И. Русская словесность [Текст] : / Р. И .Альбеткова. - М. : Дрофа, 2007.
2.Волина, В. В. Веселая грамматика [Текст] : / В. В. Волина. - М. : Знание, 1995.
3.Волина, В. В. Занимательное азбуковедение [Текст] : / В. В. Волина. - М. : Просвещение, 1991. .
4.Волина, В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах [Текст] : / В. В. Волина. - М.: АСТ, 1996.
5.Занимательная грамматика [Текст] /Е. Г. Бурлака,И. Н. Прокопенко. - Донецк: ПКФ “БАО”, 1997.
6. Маршак, С. Веселая азбука. Веселый счет [Текст] : / С. Маршак. - Ростов-на-Дону, 1991 г.
7.Одинцов, В. В.Школьный словарь иностранных слов [Текст] / В. В. Одинцов ;под ред. В. В. Иванова. – М.: Просвещение, 1984.
8.Превращения слов [Текст] : учебное пособие / А. В. Полякова . - М.: Просвещение, 1991.
9.Рик, Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! [Текст]: / Т. Г. Рик. - М.: РИО “Самовар”, 1996.
Литература для учащихся.
Основная литература
1. Александрович, Н.Ф. Занимательная грамматика [Текст] : / Н. Ф. Александрович. — М. , 1974.
2. Асирий, А. Г. Материалы по занимательной грамматике русского языка ч.1. [Текст] : / А. Г. Арсирий. — М.:Учпедгиз, 1967.
3. Бетенькова, Н.М. Грамматика в рифмовках[Текст] : / Н. М. Бетенькова. — М. : Новая школа, 1996.
4. Бетенькова, Н.М. Орфография в рифмовках[Текст] : / Н. М. Бетенькова . — М. : Новая школа, 1996.
5. Бурмако, В. М. Русский язык в рисунках. Книга для учащихся 5-7 классов [Текст] : / В. М. Бурмако. —М. : Просвещение, 1991.
6. Волина, В.В. Веселая грамматика[Текст] : / В. В. Волина. — М.: Знание, 1995.
7. Граник, Г. Г. и др. Речь, язык и секреты пунктуации[Текст] : / Г. Г. Граник и др. — М.:Просвещение, 1996.
8. Граник, Г. Г. и др. Секреты орфографии [Текст] : / Г. Г. Граник и др. — М. : Просвещение, 1991.
9. Григорян, Л.Т. Язык мой — друг мой[Текст] : / Л. Т. Григорян. — М. : Просвещение,1974.
10. Занимательная фонетика на уроке и после[Текст] : / Сост. Окулова Г. Е. — М. : Оса: Росстани- на- Каме, 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" в 5 классе
Программа по внеурочной деятельности предназначена для учащихся 5 класса....

Программа внеурочной деятельности в 5 классе "Занимательная грамматика"
Данная программа позволит повысить мотивацию пятиклассников к изучению русского языка....

Рабочая программа 7 класс внеурочная деятельность "Занимательная грамматика"
Программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « Занимательная грамматика»
I. Пояснительная записка Актуальность программы заключается в том, чтобы ввести учащихся в сложный и увлекательный мир русской речи, показать слово как бы изнутри, вскрыть таящиеся в нём во...
рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"
Рабочая программа вненурочной деятельности "Занимательная грамматика" 8 класс...

Программа курса внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" 7 класс
Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей обучающихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная грамматика 8 класс"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная грамматика 8 класс" предназначена для 8 класса общеобразовательной школы и рассчитана на 0,5 часа в неделю....
