Интеграция общего и дополнительного образования
статья

Модернизация образования предполагает интеграцию общего и дополнительного образования детей в  единое образовательное пространство, где каждая структура, являясь уникальной по своим целям, содержанию, методам и приемам деятельности, дополняет другое, вносит свой вклад  в  развитие личности ребенка.


 Необходимость освещения этой проблемы актуальна потому, что «модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования  не  только  на усвоение  обучающимся  определенной суммы знаний,  но и на развитие его личности,  его познавательных и созидательных способностей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integratsiya_obshchego_i_dopolnitelnogo_obrazovaniya.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интеграция общего и дополнительного образования.

        Модернизация образования предполагает интеграцию общего и дополнительного образования детей в  единое образовательное пространство, где каждая структура, являясь уникальной по своим целям, содержанию, методам и приемам деятельности, дополняет другое, вносит свой вклад  в  развитие личности ребенка.

Впервые идея интеграции общего и дополнительного образования детей как ведущая тенденция развития школьного образования прозвучала в  Концепции модернизации российского образования на период  до 2010 г.

        Мы уже достаточно четко понимаем, что такое интегрированные уроки или занятия, но понятие «интеграции» в словосочетании «интеграция СОШ и УДО» все еще является предельно размытым. Сегодня под этим знаменем фигурируют как перечни общих для СОШ и УДО воспитательных и концертных мероприятий, так и сложные системы  взаимодействия СОШ и УДО на  уровне образовательного процесса.

Необходимость освещения этой проблемы актуальна еще и потому, что «модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования  не  только  на усвоение  обучающимся  определенной суммы знаний,  но и на развитие его личности,  его познавательных и созидательных способностей.

Общеобразовательная  школа  должна формировать целостную систему универсальных знаний,  умений,  навыков,  а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся …» (Концепция модернизации …)

        Интеграция – это взаимосвязь, взаимообусловленность, взаимопроникновение двух или нескольких идей или объектов, которые предполагают количественные или качественные изменения в параметрах новой идеи или объекта.  

Интеграция общего и дополнительного образования детей -  это процесс взаимопроникновения элементов различных направлений образования, приводящих к формированию качественно нового целого, в рамках  которого расширяется потенциал общего (школьного) образования   за счет реализации программ дополнительного образования, досуговых, кружковых и факультативных форм освоения  детьми социального опыта познавательной, исполнительской и творческой деятельности , что позволяет более полно  использовать личностные ресурсы  детей.

Преимущества процесса  интеграции общего и дополнительного образования детей:

  1. Дети могут выбирать свои индивидуальные образовательные траектории освоения образовательных программ из того набора образовательных ресурсов, которые доступны им как в рамках одного общеобразовательного учреждения, так и в рамках комплекса учреждений и организаций, оказывающих дополнительные образовательные услуги.
  2. Повышается эффективность учебно-воспитательного процесса за счет:
  • осуществления единой политики в области обучения,  воспитания  и развития детей;
  • появления реальной возможности перехода от разрозненного набора воспитательных мероприятий, кружков,      секций и факультативов к выстраиванию целостного образовательного пространства;
  • реализации принципов системного подхода в развитии образовательного пространства;
  • реализации  совместных проектов учреждений общего и дополнительного образования;
  • предоставления каждому ребенку наряду с общим образованием возможности для развития индивидуальных и творческих способностей;
  • реализации интегрированных занятий и гибких учебных планов по воспитанию школьников;
  • осуществления дифференцированного подхода в процессе воспитания с учетом интересов обучающихся;
  • организации воспитательной работы на основе сотрудничества школьных коллективов с творческими объединениями учреждений дополнительного образования;
  • расширения взаимодействия педагогов и обучающихся;
  • реализации интегрированных связей на занятиях;
  • улучшения возможностей профилизации старшеклассников за счет   кооперации ресурсов различных образовательных учреждений;
  • более полного взаимодействия с семьей.

Дополнительное образование детей – это целостная система педагогического воздействия на личность в сфере её свободного времени, продолжающая и усиливающая общее образование, с собственным содержанием, технологиями, методикой работы, приоритетами и результатами, нацеленного на  всестороннее развитие детей  с учётом интересов, склонностей и способностей детей на основе социального заказа  личности.

В  числе задач определены  следующие:

  • развитие у детей мотивации к познанию и творчеству;
  • организация содержательного досуга;
  • укрепление здоровья;
  • удовлетворение потребностей детей в активных формах познавательной, спортивной и художественно-эстетической деятельности в естественных социальных и природных условиях;
  • профессиональное самоопределение детей;
  • организация творческого труда детей;
  • социальная защита, поддержка, реабилитация и адаптация детей к жизни в обществе;
  • социализация детей;
  • работа с семьей и др. 

В  отличие от общего образования, посещение объединений дополнительного образования носит свободный характер. Никто не может насильно заставить ребенка приходить сюда. Только поддержание постоянного интереса детей и авторитет педагога являются основой занятий в творческих объединениях. А для этого педагогу необходимо очень много работать - работать и над своим «предметом», и над собой как личностью, быть во всех отношениях привлекательным для детей и родителей.

Специфические особенности оценки качества в дополнительном образовании детей.

  1. Невозможность применения школьной шкалы отметок;
  2. Специфика образовательного процесса, вследствие чего «незамечаемые» сиюминутно результаты деятельности не оцениваются в данный момент: результат может обозначиться во времени и проявиться в ценностных, мотивационных, поведенческих установках, навыках и умениях, которые складываются благодаря комплексному характеру дополнительного образования;
  3. Невозможность нормирования результатов дополнительного образования детей; все субъекты оценки подходят к оценке с разными критериями (для одних – это финансовая прибыль, для других – количество дипломов и призовых мест, для третьих – самостоятельные творческие проекты и т.д.);
  4. Сложность проявления результатов в дополнительном образовании детей, т.к. их сущность увидеть труднее (это не места на конкурсах и выставках, а изменения, произошедшие в ребёнке).

Применительно к дополнительному образованию детей целесообразно рассматривать 2 вида результатов:

  • непосредственные результаты образовательной деятельности (изменения в ребёнке)
  • конечные результаты (мы их называем социальными, т.е. изменения в обществе в результате того, что изменилось в ребёнке).

Основываясь на разнице задач общего и дополнительного образования детей ребёнок должен выйти из учреждения не только со знаниями, но и с опытом достижений (т.е. виды деятельности в дополнительном образовании должны способствать усвоению знаний в общем образовании).

К непосредственным результатам образовательной деятельности (индивидуальным достижениям) относятся изменения в поведении, в отношении к себе и окружающим, в ценностной и мотивационной сферах, в состоянии здоровья и отношении к нему, развитии различных компетентностей.

            Интеграция общего и дополнительного образования будет достигнута в полном объеме, если будут соблюдаться следующие особенности:

        Мобильность: быстрое реагирование на запросы общества, потребности социума в расширении содержательных видов деятельности, разработка новых вариативных программ.

       Персонификация образовательного процесса: ребенок находится в центре всех педагогических сил, а образовательный процесс направлен на удовлетворение запросов ребенка и его родителей.

Личностная ориентация педагогического процесса, который направлен на развитие личностных качеств, задатков, способностей и особенностей ребенка, его отношения к миру, людям, самому себе.

Многофункциональность: учреждение дополнительного образования, предоставляя разнообразные услуги, осуществляет деятельность в нескольких направлениях – это образование, культурно-досуговая деятельность, работа в социуме и др.

Системность целей: все цели, от единичного мероприятия до стратегических целей развития всего учреждения, образуют сложное иерархическое дерево целей, ориентированных на конечный результат.

Педагогизация социальной среды и содержательного досуга: вся деятельность в учреждении направлена на реализацию главных функций: социально-воспитательной,  культурообразующей, обучающей и развивающей.

Психологизация образовательного  и социокультурного пространства предполагает, в первую очередь, изучение личности ребенка и педагога как субъектов образовательного процесса и межличностных отношений, а также создание развивающей среды и культурного досуга.

Валеологизация среды: создание условий для сохранения и улучшения психического и физического здоровья детей.

Интеграция с другими учреждениями: образования, медицины, культуры, а также с семьей.

Профессионализация кадров: педагогических, управленческих, специалистов учреждения.

Демократичность и коллегиальность управления; позволяющие создать единую систему педагогических ценностей коллектива, творческую развивающую среду.

Эмпирический подход к организации деятельности учреждения, характеризующийся интеграцией  культуры, образования, науки и практики.

           Современное дополнительное образование характеризуется наличием в нем сформированной воспитательной системы. Эта система, являясь способом организации жизнедеятельности детей, представляет собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов,  обладающих такими интегративными характеристиками, как образ жизнедеятельности  сообщества детей и взрослых,  психологический климат, социальная среда и средства обучения, воспитания,  развития и оздоровления, содержательные виды деятельности и программное обеспечение,  педагогические кадры, их профессиональное мастерство и ряд других.

            Основными компонентами воспитательной системы в учреждении определяются следующие:

  • ценностно-ориентационный, включающий идеи, принципы, цели и ценности работы с детьми;
  • функционально-деятельностный, который включает  функции, направления и содержательные виды деятельности;
  • пространственно-временной – образовательно-оздоровительное пространство и разграниченная  деятельность  по времени;
  • индивидуально-групповой (педагогический и управленческий персонал и контингент  детей  в своем многообразии);
  • диагностико-аналитический, включающий аналитические и диагностические средства по обучению, воспитанию, оздоровлению и творческому развитию детей; рефлексию занятий,  этапов реализации программы, всей деятельности  в целом на уровне детского  и педагогического коллектива.

Учреждения с дополнительным образованием характеризуются не только  спецификой  своей деятельности в сфере свободного времени и содержательного досуга,  но и  преимуществами и особенностями,    существенно  отличающими их   от других образовательно-воспитательных систем.

  • Во-первых, это совместная деятельность   детей и педагогов  в условиях учреждения, значительно  отличающихся от школьной обстановки. Совместная  деятельность  детей в группе сверстников, объединенных общими интересами и мотивированным обучением,  педагогика сотворчества,  присущая этим учреждениям,   обладает свойством обучения, воспитания и творческого развития  детей,  привития  им навыков   поведения в коллективе, которые не присутствуют в других учреждениях и коллективах.  
  • Во-вторых, именно здесь ребята более тесно взаимодействуют со своими взрослыми наставниками, между ними быстрее возникает тесная взаимосвязь и  «зона доверия».
  • В-третьих, отдых, развлечения,  игра, творческие дела, труд, разнообразные формы занятий в  учебных группах, кружках,  объединениях по интересам, возможность принимать участие в организации жизнедеятельности учреждения  импонируют детям, дают им возможность восстановить свои физические и душевные силы, заняться интересным делом, отдохнуть от школьных занятий.   Это,  в совокупности, помогает им развить новые навыки (вне рамок школьных программ), раскрыть потенциал своей личности.

Насыщенность всего периода реализуемой программы,  каждого занятия разнообразной и разноплановой интересной деятельностью привлекательна для  детей, поскольку позволяет им апробировать себя в разных «социальных ролях».

Интенсивность освоения детьми различных видов деятельности в сочетании с достигнутыми результатами, которые получают социальное признание у детского коллектива и педагогов,  имеет большой воспитательный эффект и стимулирует развитие творческих начал у детей и подростков, позволяет им самоутвердиться, способствует разрушению прежнего, зачастую негативного, стереотипа поведения, изменению позиции детей и подростков.

         

       Постоянное творческое обновление, развитие и совершенствование каждой личности замыкается не только на систему знаний, умений и навыков, а на набор ключевых компетентностей в интеллектуальной сфере. Это требует постоянного и принципиального обновления содержания образовательных и культурно-досуговых программ, где основной упор должен быть сделан на освоении способов деятельности, что требует не лучшего отбора осваиваемых знаний, умений и навыков, а отказа от знаниевой парадигмы.

Основой социально-педагогической  деятельности педагогических коллективов с  детьми  является индивидуально-личностный подход, который позволяет осуществлять:

  1. Целенаправленное воздействие на все сферы личности ребенка (интеллектуальную, эмоционально-волевую, действенно-практическую), развитие инициативы и самостоятельности детей, их творческих способностей.

  1. Признание за ребенком не только его статуса «обучающегося», но и всех гражданских прав, которыми он располагает, создание условий для их реализации.

  1. Реализацию потребностей ребенка ощущать себя «неповторимым человеком», создание ему возможности чувствовать именно себя, единственного и неповторимого, в центре внимания и заботы педагога.

  1. Признание за ребенком права на те формы уважительного, культурного отношения, которые существуют между взрослыми людьми (включая право на признание ошибок педагогом и извинения перед ним).

  1. Реализацию принципа сотрудничества с педагогом и учета возраста и возможностей обучающегося.

Организация учебно-воспитательного процесса на основе индивидуально-личностного подхода в сочетании с мотивированным выбором программы и реализующего ее педагога помогает детям не только сделать правильный выбор своей будущей профессиональной деятельности, но и получить начальное профессиональное образование. «Рождение» личности ребенка здесь связано с его превращением из сравнительно пассивного и потребляющего человека в активного и созидающего.

Учительство – не труд, а отреченье,

Умение всего себя отдать,

Уйти на долгий подвиг и мученье,

И в этом видеть свет и благодать.

Учительство – когда в глазах холодных

Зажжется чувств возвышенных заря

 И ты поймешь: старался не бесплодно

 И знания разбрасывал не зря.

Все есть в работе вашей:

Удачи и невзгоды,

И солнца свет, и свет ребячьих глаз.

Когда неумолимо пролетают годы,

Они все с теплым чувством вспоминают вас.

        Всегда для них вы служите примером,

        Идут к вам за советом, помечтать.

        Вы столько дарите тепла и света,

Сравниться с вами может лишь родная мать.

        Ваш класс – ваш собственный мир. Это ваш роман, ваша поэма, ваш научный труд. Работайте над ним, пусть он будет вашим шедевром.

Симон Соловейчик.

Проект решения педсовета.

  1. Формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков.
  2. Повышать эффективность учебно-воспитательного процесса за счет:
  • Осуществления единой политики в области обучения, воспитания и развития детей;
  • Выстраивания целостного образовательного пространства;
  • Реализации принципов системного подхода в развитии образовательного пространства;
  • Предоставления каждому ребенку наряду с общим образованием возможности для развития индивидуальных и творческих способностей;
  • Создания условий для сохранения и улучшения психического и физического здоровья детей;
  • Расширения взаимодействия педагогов и обучающихся;
  • Реализации интегрированных связей на занятиях;
  • Улучшения возможностей профилизации учащихся за счет кооперации ресурсов различных образовательных учреждений;
  • Более полного взаимодействия с семьей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прогнозирование предметных и метапредметных результатов на основе интеграции общего и дополнительного образования

Прогнозирование предметных и метапредметных результатов на основе интеграции общего и дополнительного образования. Тема для окружного совещания завучей....

Интеграция общего и дополнительного образования в условиях ФГОС

Интеграция общего и дополнительного  образования, несомненно, становится важным условием перехода на  новый стандарт. Значительной составляющей образовательного процесса современной школы в ...

Комплексный проект как интеграция общего и дополнительного образования в условиях замкнутого социума

Презентация к выступлению на педагогической конференции. Что такое интеграция основного и дополнительного образования, ее цель. Расширение воспитательных восможностей урока. Усиление интеллектуального...

Тезисы выступления на секции «Интеграция общего и дополнительного образования в условиях модернизации образования»

Выступление на педагогической конференции по теме «Комплексный проект как интеграция общего и дополнительного образования в условиях замкнутого социума»....

Возрождение старины через интеграцию общего и дополнительного образования.

Обобщение опыта работы по теме " Возрождение старины через интеграцию общего и дополнительного  образования...

Интеграция общего и дополнительного образования в работе с одарёнными детьми

Глобальные преобразования в российском обществе выдвинули в качестве приоритетного направления социальной политики поиск и раннее развитие талантливых молодых людей....

Интеграция общего и дополнительного образования при реализации целей государственной политики в области образования.

    Государственные образовательные стандарты актуализируют проблему интеграции основных и дополнительных образовательных программ, развитие эффективной системы дополнительного образо...