Интеграция общего и дополнительного образования
статья
Модернизация образования предполагает интеграцию общего и дополнительного образования детей в единое образовательное пространство, где каждая структура, являясь уникальной по своим целям, содержанию, методам и приемам деятельности, дополняет другое, вносит свой вклад в развитие личности ребенка.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеграция общего и дополнительного образования.
Модернизация образования предполагает интеграцию общего и дополнительного образования детей в единое образовательное пространство, где каждая структура, являясь уникальной по своим целям, содержанию, методам и приемам деятельности, дополняет другое, вносит свой вклад в развитие личности ребенка.
Впервые идея интеграции общего и дополнительного образования детей как ведущая тенденция развития школьного образования прозвучала в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.
Мы уже достаточно четко понимаем, что такое интегрированные уроки или занятия, но понятие «интеграции» в словосочетании «интеграция СОШ и УДО» все еще является предельно размытым. Сегодня под этим знаменем фигурируют как перечни общих для СОШ и УДО воспитательных и концертных мероприятий, так и сложные системы взаимодействия СОШ и УДО на уровне образовательного процесса.
Необходимость освещения этой проблемы актуальна еще и потому, что «модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.
Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся …» (Концепция модернизации …)
Интеграция – это взаимосвязь, взаимообусловленность, взаимопроникновение двух или нескольких идей или объектов, которые предполагают количественные или качественные изменения в параметрах новой идеи или объекта.
Интеграция общего и дополнительного образования детей - это процесс взаимопроникновения элементов различных направлений образования, приводящих к формированию качественно нового целого, в рамках которого расширяется потенциал общего (школьного) образования за счет реализации программ дополнительного образования, досуговых, кружковых и факультативных форм освоения детьми социального опыта познавательной, исполнительской и творческой деятельности , что позволяет более полно использовать личностные ресурсы детей.
Преимущества процесса интеграции общего и дополнительного образования детей:
- Дети могут выбирать свои индивидуальные образовательные траектории освоения образовательных программ из того набора образовательных ресурсов, которые доступны им как в рамках одного общеобразовательного учреждения, так и в рамках комплекса учреждений и организаций, оказывающих дополнительные образовательные услуги.
- Повышается эффективность учебно-воспитательного процесса за счет:
- осуществления единой политики в области обучения, воспитания и развития детей;
- появления реальной возможности перехода от разрозненного набора воспитательных мероприятий, кружков, секций и факультативов к выстраиванию целостного образовательного пространства;
- реализации принципов системного подхода в развитии образовательного пространства;
- реализации совместных проектов учреждений общего и дополнительного образования;
- предоставления каждому ребенку наряду с общим образованием возможности для развития индивидуальных и творческих способностей;
- реализации интегрированных занятий и гибких учебных планов по воспитанию школьников;
- осуществления дифференцированного подхода в процессе воспитания с учетом интересов обучающихся;
- организации воспитательной работы на основе сотрудничества школьных коллективов с творческими объединениями учреждений дополнительного образования;
- расширения взаимодействия педагогов и обучающихся;
- реализации интегрированных связей на занятиях;
- улучшения возможностей профилизации старшеклассников за счет кооперации ресурсов различных образовательных учреждений;
- более полного взаимодействия с семьей.
Дополнительное образование детей – это целостная система педагогического воздействия на личность в сфере её свободного времени, продолжающая и усиливающая общее образование, с собственным содержанием, технологиями, методикой работы, приоритетами и результатами, нацеленного на всестороннее развитие детей с учётом интересов, склонностей и способностей детей на основе социального заказа личности.
В числе задач определены следующие:
- развитие у детей мотивации к познанию и творчеству;
- организация содержательного досуга;
- укрепление здоровья;
- удовлетворение потребностей детей в активных формах познавательной, спортивной и художественно-эстетической деятельности в естественных социальных и природных условиях;
- профессиональное самоопределение детей;
- организация творческого труда детей;
- социальная защита, поддержка, реабилитация и адаптация детей к жизни в обществе;
- социализация детей;
- работа с семьей и др.
В отличие от общего образования, посещение объединений дополнительного образования носит свободный характер. Никто не может насильно заставить ребенка приходить сюда. Только поддержание постоянного интереса детей и авторитет педагога являются основой занятий в творческих объединениях. А для этого педагогу необходимо очень много работать - работать и над своим «предметом», и над собой как личностью, быть во всех отношениях привлекательным для детей и родителей.
Специфические особенности оценки качества в дополнительном образовании детей.
- Невозможность применения школьной шкалы отметок;
- Специфика образовательного процесса, вследствие чего «незамечаемые» сиюминутно результаты деятельности не оцениваются в данный момент: результат может обозначиться во времени и проявиться в ценностных, мотивационных, поведенческих установках, навыках и умениях, которые складываются благодаря комплексному характеру дополнительного образования;
- Невозможность нормирования результатов дополнительного образования детей; все субъекты оценки подходят к оценке с разными критериями (для одних – это финансовая прибыль, для других – количество дипломов и призовых мест, для третьих – самостоятельные творческие проекты и т.д.);
- Сложность проявления результатов в дополнительном образовании детей, т.к. их сущность увидеть труднее (это не места на конкурсах и выставках, а изменения, произошедшие в ребёнке).
Применительно к дополнительному образованию детей целесообразно рассматривать 2 вида результатов:
- непосредственные результаты образовательной деятельности (изменения в ребёнке)
- конечные результаты (мы их называем социальными, т.е. изменения в обществе в результате того, что изменилось в ребёнке).
Основываясь на разнице задач общего и дополнительного образования детей ребёнок должен выйти из учреждения не только со знаниями, но и с опытом достижений (т.е. виды деятельности в дополнительном образовании должны способствать усвоению знаний в общем образовании).
К непосредственным результатам образовательной деятельности (индивидуальным достижениям) относятся изменения в поведении, в отношении к себе и окружающим, в ценностной и мотивационной сферах, в состоянии здоровья и отношении к нему, развитии различных компетентностей.
Интеграция общего и дополнительного образования будет достигнута в полном объеме, если будут соблюдаться следующие особенности:
Мобильность: быстрое реагирование на запросы общества, потребности социума в расширении содержательных видов деятельности, разработка новых вариативных программ.
Персонификация образовательного процесса: ребенок находится в центре всех педагогических сил, а образовательный процесс направлен на удовлетворение запросов ребенка и его родителей.
Личностная ориентация педагогического процесса, который направлен на развитие личностных качеств, задатков, способностей и особенностей ребенка, его отношения к миру, людям, самому себе.
Многофункциональность: учреждение дополнительного образования, предоставляя разнообразные услуги, осуществляет деятельность в нескольких направлениях – это образование, культурно-досуговая деятельность, работа в социуме и др.
Системность целей: все цели, от единичного мероприятия до стратегических целей развития всего учреждения, образуют сложное иерархическое дерево целей, ориентированных на конечный результат.
Педагогизация социальной среды и содержательного досуга: вся деятельность в учреждении направлена на реализацию главных функций: социально-воспитательной, культурообразующей, обучающей и развивающей.
Психологизация образовательного и социокультурного пространства предполагает, в первую очередь, изучение личности ребенка и педагога как субъектов образовательного процесса и межличностных отношений, а также создание развивающей среды и культурного досуга.
Валеологизация среды: создание условий для сохранения и улучшения психического и физического здоровья детей.
Интеграция с другими учреждениями: образования, медицины, культуры, а также с семьей.
Профессионализация кадров: педагогических, управленческих, специалистов учреждения.
Демократичность и коллегиальность управления; позволяющие создать единую систему педагогических ценностей коллектива, творческую развивающую среду.
Эмпирический подход к организации деятельности учреждения, характеризующийся интеграцией культуры, образования, науки и практики.
Современное дополнительное образование характеризуется наличием в нем сформированной воспитательной системы. Эта система, являясь способом организации жизнедеятельности детей, представляет собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов, обладающих такими интегративными характеристиками, как образ жизнедеятельности сообщества детей и взрослых, психологический климат, социальная среда и средства обучения, воспитания, развития и оздоровления, содержательные виды деятельности и программное обеспечение, педагогические кадры, их профессиональное мастерство и ряд других.
Основными компонентами воспитательной системы в учреждении определяются следующие:
- ценностно-ориентационный, включающий идеи, принципы, цели и ценности работы с детьми;
- функционально-деятельностный, который включает функции, направления и содержательные виды деятельности;
- пространственно-временной – образовательно-оздоровительное пространство и разграниченная деятельность по времени;
- индивидуально-групповой (педагогический и управленческий персонал и контингент детей в своем многообразии);
- диагностико-аналитический, включающий аналитические и диагностические средства по обучению, воспитанию, оздоровлению и творческому развитию детей; рефлексию занятий, этапов реализации программы, всей деятельности в целом на уровне детского и педагогического коллектива.
Учреждения с дополнительным образованием характеризуются не только спецификой своей деятельности в сфере свободного времени и содержательного досуга, но и преимуществами и особенностями, существенно отличающими их от других образовательно-воспитательных систем.
- Во-первых, это совместная деятельность детей и педагогов в условиях учреждения, значительно отличающихся от школьной обстановки. Совместная деятельность детей в группе сверстников, объединенных общими интересами и мотивированным обучением, педагогика сотворчества, присущая этим учреждениям, обладает свойством обучения, воспитания и творческого развития детей, привития им навыков поведения в коллективе, которые не присутствуют в других учреждениях и коллективах.
- Во-вторых, именно здесь ребята более тесно взаимодействуют со своими взрослыми наставниками, между ними быстрее возникает тесная взаимосвязь и «зона доверия».
- В-третьих, отдых, развлечения, игра, творческие дела, труд, разнообразные формы занятий в учебных группах, кружках, объединениях по интересам, возможность принимать участие в организации жизнедеятельности учреждения импонируют детям, дают им возможность восстановить свои физические и душевные силы, заняться интересным делом, отдохнуть от школьных занятий. Это, в совокупности, помогает им развить новые навыки (вне рамок школьных программ), раскрыть потенциал своей личности.
Насыщенность всего периода реализуемой программы, каждого занятия разнообразной и разноплановой интересной деятельностью привлекательна для детей, поскольку позволяет им апробировать себя в разных «социальных ролях».
Интенсивность освоения детьми различных видов деятельности в сочетании с достигнутыми результатами, которые получают социальное признание у детского коллектива и педагогов, имеет большой воспитательный эффект и стимулирует развитие творческих начал у детей и подростков, позволяет им самоутвердиться, способствует разрушению прежнего, зачастую негативного, стереотипа поведения, изменению позиции детей и подростков.
Постоянное творческое обновление, развитие и совершенствование каждой личности замыкается не только на систему знаний, умений и навыков, а на набор ключевых компетентностей в интеллектуальной сфере. Это требует постоянного и принципиального обновления содержания образовательных и культурно-досуговых программ, где основной упор должен быть сделан на освоении способов деятельности, что требует не лучшего отбора осваиваемых знаний, умений и навыков, а отказа от знаниевой парадигмы.
Основой социально-педагогической деятельности педагогических коллективов с детьми является индивидуально-личностный подход, который позволяет осуществлять:
- Целенаправленное воздействие на все сферы личности ребенка (интеллектуальную, эмоционально-волевую, действенно-практическую), развитие инициативы и самостоятельности детей, их творческих способностей.
- Признание за ребенком не только его статуса «обучающегося», но и всех гражданских прав, которыми он располагает, создание условий для их реализации.
- Реализацию потребностей ребенка ощущать себя «неповторимым человеком», создание ему возможности чувствовать именно себя, единственного и неповторимого, в центре внимания и заботы педагога.
- Признание за ребенком права на те формы уважительного, культурного отношения, которые существуют между взрослыми людьми (включая право на признание ошибок педагогом и извинения перед ним).
- Реализацию принципа сотрудничества с педагогом и учета возраста и возможностей обучающегося.
Организация учебно-воспитательного процесса на основе индивидуально-личностного подхода в сочетании с мотивированным выбором программы и реализующего ее педагога помогает детям не только сделать правильный выбор своей будущей профессиональной деятельности, но и получить начальное профессиональное образование. «Рождение» личности ребенка здесь связано с его превращением из сравнительно пассивного и потребляющего человека в активного и созидающего.
Учительство – не труд, а отреченье,
Умение всего себя отдать,
Уйти на долгий подвиг и мученье,
И в этом видеть свет и благодать.
Учительство – когда в глазах холодных
Зажжется чувств возвышенных заря
И ты поймешь: старался не бесплодно
И знания разбрасывал не зря.
Все есть в работе вашей:
Удачи и невзгоды,
И солнца свет, и свет ребячьих глаз.
Когда неумолимо пролетают годы,
Они все с теплым чувством вспоминают вас.
Всегда для них вы служите примером,
Идут к вам за советом, помечтать.
Вы столько дарите тепла и света,
Сравниться с вами может лишь родная мать.
Ваш класс – ваш собственный мир. Это ваш роман, ваша поэма, ваш научный труд. Работайте над ним, пусть он будет вашим шедевром.
Симон Соловейчик.
Проект решения педсовета.
- Формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков.
- Повышать эффективность учебно-воспитательного процесса за счет:
- Осуществления единой политики в области обучения, воспитания и развития детей;
- Выстраивания целостного образовательного пространства;
- Реализации принципов системного подхода в развитии образовательного пространства;
- Предоставления каждому ребенку наряду с общим образованием возможности для развития индивидуальных и творческих способностей;
- Создания условий для сохранения и улучшения психического и физического здоровья детей;
- Расширения взаимодействия педагогов и обучающихся;
- Реализации интегрированных связей на занятиях;
- Улучшения возможностей профилизации учащихся за счет кооперации ресурсов различных образовательных учреждений;
- Более полного взаимодействия с семьей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прогнозирование предметных и метапредметных результатов на основе интеграции общего и дополнительного образования
Прогнозирование предметных и метапредметных результатов на основе интеграции общего и дополнительного образования. Тема для окружного совещания завучей....
Интеграция общего и дополнительного образования в условиях ФГОС
Интеграция общего и дополнительного образования, несомненно, становится важным условием перехода на новый стандарт. Значительной составляющей образовательного процесса современной школы в ...

Комплексный проект как интеграция общего и дополнительного образования в условиях замкнутого социума
Презентация к выступлению на педагогической конференции. Что такое интеграция основного и дополнительного образования, ее цель. Расширение воспитательных восможностей урока. Усиление интеллектуального...

Тезисы выступления на секции «Интеграция общего и дополнительного образования в условиях модернизации образования»
Выступление на педагогической конференции по теме «Комплексный проект как интеграция общего и дополнительного образования в условиях замкнутого социума»....

Возрождение старины через интеграцию общего и дополнительного образования.
Обобщение опыта работы по теме " Возрождение старины через интеграцию общего и дополнительного образования...

Интеграция общего и дополнительного образования в работе с одарёнными детьми
Глобальные преобразования в российском обществе выдвинули в качестве приоритетного направления социальной политики поиск и раннее развитие талантливых молодых людей....

Интеграция общего и дополнительного образования при реализации целей государственной политики в области образования.
Государственные образовательные стандарты актуализируют проблему интеграции основных и дополнительных образовательных программ, развитие эффективной системы дополнительного образо...