Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный клубок»
рабочая программа
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный клубок» реализуется в рамках художественной направленности, так как ориентирована на творческую самореализацию личности, творческое и нравственное совершенствование через искусство вязания крючком и спицами.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 238.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Волшебный клубок»
реализуется за счет средств социального сертификата
2 уровень
Возраст обучающихся: 7-15 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель: Баймурзаева Абидат Абдулвагабовна,
педагог дополнительного образования
г. Пыть–Ях,
2025
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1 программы «Комплекс основных характеристик образования»
1.1.Пояснительная записка……………………………………………………….…3
1.1.1.Актуальность……………………………………………………………….......5
1.1.2.Новизна………………………………………………………….………….….5
1.1.3. Педагогическая целесообразность…………………………….…………….5
1.1.4. Отличительная особенность программы……………………………............6
1.1.5. Организация образовательного процесса…………………….……………..6
1.1.6. Виды занятий…………………………….……………………………………6
1.1.7. Методы обучения…………………………….……………………………….7
1.1.8. Формы обучения……………………………………………………………...8
1.2. Цель и задачи программы………………...…………………………………...8
1.3. Содержание программы……………………………………………………….9
1.3.1. Учебный план…………………………..………………………………….….9
1.3.2. Содержание учебного плана………………………………………….….…..9
1.3.3. Календарно-тематическое планирование………………..…………………12
1.3.4. Планируемые результаты ………………………………………….………..14
1.3.5. Календарный учебный график ………………………..………….…………15
Раздел 2 программы «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Формы аттестации и оценочные материалы…………………………………15
2.2.Условия реализации программы……………………………………………....20
2.2.1. Материально-техническое обеспечение……………………………………20
2.2.2. Учебно-методические материалы………………………...………………...21
2.2.3. Кадровое обеспечение…………………………...…………………………..22
2.3. Литература………………...………………………..………………………......22
Раздел 1 программы «Комплекс основных характеристик образования»
- Пояснительная записка программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный клубок» реализуется в рамках художественной направленности, так как ориентирована на творческую самореализацию личности, творческое и нравственное совершенствование через искусство вязания крючком и спицами.
Ручное вязание пришло к нам из глубокой древности. Естественная потребность человека в красоте, стремление к творчеству превратили это ремесло в настоящее искусство, не утратившее свое значение и поныне.
Вязание может оказывать лечебное действие. Это же настоящая спицетерапия! Многие медики считают, рукоделие вообще, а вязание в частности, чрезвычайно благотворно действует человека. Вязание – одно из средств нетрадиционной медицины, которое абсолютно безвредно для организма. В самом деле, ритмично «ходящие» спицы в руках вязальщицы оказывает благотворное действие. Как только петли начинают нанизываться одна на другую, так все волновавшие нас мысли куда-то уходят, наступает успокоение. Почему же это происходит?
Прежде всего, потому, что вязание – это творческая работа, к тому же работа приятная и совсем неутомительная. Но это вовсе не означает, что труд этот только механический. В процессе вязания проявляются способности человека, его вкус.
Таким образом, процесс вязания не только отгоняет мрачные мысли, но и способствует хорошему настроению. Ведь результат труда – красиво связанная вещь – приносит полное удовлетворение.
Всем известно, что хорошему настроению, и повышению тонуса очень способствует отдых. Вязание – это и есть отдых.
Вязание является одним из самых распространенных видов рукоделия. Вязать можно любые предметы одежды и декоративные предметы, используемые в быту (салфетки, наволочки на диванные подушки, дорожки и др.). «Свобода творчества» – вот наш девиз в работе. Создавать оригинальные изделия, даже не имея навыка вязания. Только терпение, фантазия, художественный вкус, любознательность, творческая активность, а самое главное трудолюбие и аккуратность, и результат труда воплотится в рукодельном шедевре.
Данная программа разработана для детей 7-15 лет подходит для инклюзивного образования с детьми с ограниченными возможностями здоровья (предполагая разработку индивидуального образовательного маршрута при необходимости такового).
Перечень правовых документов, регламентирующих программы дополнительного образования:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный Закон от 31.07.2020 №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания».
- Федеральный Закон от 08.08.2024 №315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту "Образование" 07.12.2018, протокол №3).
- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2030 года / Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 №996-p.
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года.
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 №652-н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых"».
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее — Порядок).
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 №114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам».
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02.02.2021 №38 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (далее - Целевая модель).
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил CП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685- 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
- Актуальность
Актуальность данной программы заключается в том, что через приобщение детей к искусству вязания, которое основано на народных традициях, оказывается влияние на формирование их художественного вкуса, развитие творческих качеств личности, открываются пути для дальнейшего совершенствования и в других областях культуры и искусства, что способствует гармоничному развитию личности в целом.
- Новизна
Новизна заключается в том, что программа «Волшебный клубок» предлагает посредством рукоделия, а именно, вязания, понять суть традиционной славянской культуры и предусматривает овладение такими видами художественного вязания как вязание крючком и спицами. Для формирования художественного мировоззрения ребёнка важно знакомство с народным искусством, народными традициями семьи, которая являлась основой для формирования и сохранения особенностей быта и поведения людей предшествующих поколений.
- Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что она отвечает потребности общества в формировании компетентной, творческой личности. Освоение детьми основных разделов программы способствует развитию таких качеств как воображение, аккуратность, настойчивость, терпение; формирование эстетического вкуса, культуры одежды, бытовой культуры.
- Отличительная особенность программы
Отличительной особенностью данной программы является то, что она построена по принципу вязание, как вид декоративно-прикладного искусства, хранит выработанные формы эстетического отношения к миру. Это не только занятие для свободного времени, это особое пространство, где все настроено на девочку-женщину, её душевный комфорт, гармоническое развитие личности. Рукоделие помогает ребёнку осознать свое женское начало, найти гармонию между собой и окружающим миром. Через руки, через кончики пальцев, через действия, продуманные в своей последовательности в течение веков, ребёнок получает огромное количество информации.
- Организация образовательного процесса
- Направленность программы – художественная
- Профиль – декоративно-прикладное творчество
- Уровень программы - базовый
- Адресат программы - возраст обучающихся 7-15 лет
- Объем и сроки реализации- 1 год, 36 часов
- Форма обучения – очная, но при необходимости системы, допускается дистанционное обучение с помощью доступных мессенжеров.
- Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 академическому часу. Продолжительность занятия 40 минут.
- По форме организации - групповые, парные в сочетании с индивидуальными занятиями
- Состав групп - постоянный
- Количество обучающихся на занятии- 7-30 человек
- Программу реализует педагог дополнительного образования Баймурзаева Абидат Абдулвагабовна.
Данная программа подходит для инклюзивного образования с детьми с ограниченными возможностями здоровья и/или детьми-инвалидами, учитывая их психолого-педагогические особенности и особые образовательные потребности.
По программе базового уровня обучающиеся могут заниматься от одного до трех лет. Материал программы предполагает усвоение базового уровня в течение первого года обучения и наложение на него более глубоких знаний и приёмов в течение второго и третьего годов обучения.
- Виды занятий
Виды занятий определяются содержанием программы и предусматривают практико-ориентированное обучение, самостоятельную работу, выставку, промежуточную и итоговую аттестацию. Обучение по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Волшебный клубок» решает не только задачи художественного воспитания детей, но и развивает интеллектуально-творческий потенциал обучающихся.
1.1.7. Методы обучения
Методы организации занятия:
- Словесные - устное изложение, беседа, объяснение, инструктаж, творческое общение;
- Наглядные - демонстрация презентаций, видеоматериалов, иллюстраций, схем, готовых изделий, показ педагогом приемов вязания, работа по образцу;
- Практические - вязание по схемам, вязание по инструкционным картам;
- Игровые - дидактические игры.
Методы деятельности обучающихся:
- Объяснительно - иллюстративные (рассказ, показ, демонстрация, объяснение) направлены на формирование у детей первоначальных сведений об основных материалах, используемых в вязании;
- репродуктивные (воспроизводящие) направлены на развитие практических умений и навыков вязания.
- Частично – поисковый - решение поставленной задачи совместно с педагогом в коллективном поиске,
- мотивации и стимулирования, обучающего,
- контроля, взаимоконтроля и самоконтроля.
1.1.8. Формы обучения
Формы организации занятий:
- коллективная
- групповая
- работа в парах
- индивидуальная.
Формы проведения занятий:
- беседа
- открытое занятие
- творческая мастерская
- мастер-класс
- выставка
- презентация
- практическое занятие
- экскурсия
- праздник
- Цель и задачи программы
Цель программы: создание творческой среды для развития художественно-творческих способностей обучающихся посредством овладения техникой вязания крючком и спицами.
Для ее достижения в процессе освоения программы необходимо решать следующие задачи:
Личностные:
- Прививать интерес к народным традициям, уважение к труду;
- Способствовать формированию нравственных качеств детей (взаимопомощь, добросовестность);
- Способствовать развитию чувства самоконтроля, взаимопомощи, аккуратности, культуры поведения.
Метапредметные:
- Способствовать развитию познавательного интереса к декоративно-прикладному творчеству, личностного самообразования, активности, самостоятельности.
- Развивать стремление к получению углубленных знаний;
- Способствовать формированию индивидуальных способностей обучающихся.
Образовательные (предметные):
- Прививать интерес к декоративно-прикладному творчеству;
- Обучить основным приемам вязания спицами, выполнять работу по образцу и схеме вязания.
- Ознакомить с техникой безопасности при работе с крючком и спицами;
- Формировать умение видеть красоту посредством демонстрации и изготовления изделий декоративно-прикладного творчества;
- Прививать художественный вкус, ориентировать на качество выполненных изделий.
1.3. Содержание программы
1.3.1. Учебный план на 1 год
№ п/п | Содержание и виды работ | Всего часов | В том числе часы | Формы | ||
Теории | Практики | организации занятий | аттестации/ контроля | |||
1. | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Материалы и инструменты для вязания. | 1 | 1 | беседа, презентация | наблюдение тестирование | |
2. | Вид творчества - римейк. | 4 | 1 | 3 | беседа, презентация | практические задания, упражнения |
3. | Оригинальные идеи для кухни. | 10 | 2 | 8 | беседа, презентация | практические задания, упражнения |
4. | Уроки вязаного пэчворка. | 10 | 3 | 7 | беседа, презентация, практическое задание | практические задания, упражнения |
5. | Бисерная история. Вязание изделий с бисером. | 10 | 3 | 7 | беседа, презентация, практическое задание | практические задания, упражнения |
6. | Итоговое занятие. Выставка работ | 1 | - | 1 | мастер-класс, выставка | итоговое занятие |
Всего: | 36 | 10 | 26 | |||
1.3.2. Содержание учебного плана
1.Вводное занятие(1час)
Цели и задачи, содержание, режим занятий в студии.
Правила поведения на занятиях. ТБ. ПБ. Организационные вопросы.
Материалы и инструменты для вязания.
2.Вид творчества – римейк (4часа)
Римейк – один из интереснейших видов творчества. Remake (англ.) – переделка. Очень важный процесс в промышленности. Сохраняются природные ресурсы, а старые использованные и уже ненужные вещи и материалы получают новую жизнь.
Прихватка в полоску. Чехлы на табуретки. Панно из вязаных косичек. Основы вязания панно из косичек. Цепочки из воздушных петелек – косички для панно. Ковровое панно из петелек. Эскиз работы. Технология вязания панно. Петли со спицы – бахрома для панно. Четкие линии, четкие формы – техника вязания комплекта для ванной комнаты. Технология вязания коврика. Технология вязания сумочки для мелочей.
Практика
Вязание прихватки в полоску. Вязание чехла на табуретку. Вязание цепочек из воздушных петелек – косички для панно. Сборка и оформление панно из вязаных косичек. Набор петель на спицы – бахрома для панно. Сборка и оформление панно из петелек. Вязание комплекта для ванной комнаты. Вязание коврика. Вязание сумочки для мелочей. Выставка и анализ работ.
3.Оригинальные идеи для кухни (10часов)
От практичного помощника на кухне к декоративному украшению. Вязаные нарядные прихватки. Положение рук при вязании прихваток. Виды петель: начальная петля, воздушные петли, цепочная петля, тугая петля, полустолбик, столбик, двойной столбик, ниточное кольцо, работа со счетным образцом, набор воздушных петель, прямые кромки, прибавления в начале и в конце ряда, убавления в начале и в конце ряда, вяжем цепочки. Объяснение условных обозначений вязальной схемы. Тамбурное вязание. Прихватки с тунисскими узорами. Прихватки с простым узором. Геометрия. Прихватки с кольцевым рисунком.
Практика
Положение рук при вязании прихваток. Технология вязания петель. Декоративное вязание крючком. «Разноцветные колечки» - рукавички по кругу. Техника вязания тунисских узоров – «Тунисская – не только кухня». Обвязка. Вязание и оформление прихваток. Выставка и анализ работ.
4.Уроки вязаного пэчворка (10часов)
Искусство вязаного пэчворка. Основные приемы и узоры для изготовления деталей вязаного пэчворка при помощи спиц. Квадраты, треугольники, полоски. Основные приемы вязания крючком и техника их выполнения. Способы вязания крючком. Способы соединения деталей. Отделка изделий.
Декорирование готового изделия. Детали декора. Готовые изделия в технике пэчворк, выполненные спицами. Изделия в технике пэчворк, выполненные крючком. «Замечательный» квадрат. Готовые изделия в технике пэчворк. Изделия в технике пэчворк, выполненные комбинированной техникой. «Кружевное» панно.
Фрагменты ажурных узоров. Фрагменты кружев для панно. Занавеска на кухню в народном стиле. Филейная сетка – ажурный фрагмент. Технология изготовления моделей. Жакет, составленный из диагональных квадратов. Квадраты платочной вязки для жакета. Пончо из разноцветных полос с кистями.
Практика
Начальный ряд петель. Способы провязывания основных петель. Образование бокового края. Закрепление петель. Образцы узоров, наиболее часто используемых при вязании элементов пэчворка. Вязание геометрических фигур при помощи спиц. Изготовление элементов пэчворка крючком. Провязывание столбиков, их групп, петель подъема. Вязание изделий в технике пэчворк. Декоративное соединение элементов пэчворка. Оформление края изделия. Изготовление различных деталей декора (бахрома, помпоны, кисти, вязаные цветы). Сборка и оформление изделий в технике пэчворк. Анализ работ. Вязание цветных квадратов для пэчворка. Изготовление деталей для панно. Сборка и оформление панно. Заготовка квадратов для занавески. Вязание деталей для занавески. Сборка и оформление занавески. Выставка и анализ работ. Вязание больших разноцветных квадратов для жакета. Вязание маленьких разноцветных квадратов для жакета. Вязание маленьких квадратов платочной вязкой для жакета. Вязание полочек для планки для жакета. Манжеты для рукавов жакета. Составление жакета из диагональных квадратов. Сборка и отделка жакета. Вязание разноцветных полос для пончо. Изготовление деталей для пончо. Сборка и оформление пончо.
5. Бисерная история. Вязание изделий с бисером (10часов)
Вязание с бисером: салфетки, вазы…Бисерная история и хитрости. Технология вязания с бисером и бусинами. Инструменты и материалы. Основные приемы вязания. Советы по работе с бисером. Салфетка. Ваза. Панно и картины. Техника вязания. Как придать форму изделиям с бисером.
Практика
Вязание крючком. Воздушная петля с бусинкой и цепочка из воздушных петель с бисером. Полустолбик под бусинкой и с бусинкой. Кольцо с бусинами над
столбиками. Рачий шаг с бисером. Убавления и прибавления столбиков и петель. Вязание спицами. Набор петель с бисером. Виды петель. Выполнение салфетки. Вязание вазы. Оформление вазы. Выставка и анализ работ.
Изготовление панно. Сборка и оформление панно. Вязание картины. Подкрахмаливание ваз и салфеток. Подсахаривание изделий с бисером. Оформление изделий, связанных бисером.
6. Итоговое занятие (1час)
Подведение итогов. Проведение мастер - класса с обучающимися. Организация выставок лучших работ обучающихся. Обсуждение результатов выставок, подведение итогов, награждение.
1.3.3. Календарно-тематическое планирование
№занятия | Дата занятия | Количество часов | Тема занятий | Количество часов | ||
план | факт | теория | практика | |||
1. | 1 | Вводное занятие. ТБ. ПБ. Правила поведения в ЦДТ. | 1 | |||
2. | 1 | Вид творчества - римейк. Цветы из шерстяной пряжи. Панно из колечек. | 1 | |||
3. | 1 | Цветы из шерстяной пряжи. Игрушка из помпонов «пчелка». | 1 | |||
4. | 1 | Панно из вязаных косичек. Цепочки из воздушных петелек – косички для панно. Сборка и оформление панно из вязаных косичек. | 1 | |||
5. | 1 | Ковровое панно из петелек. Эскиз работы. Петли со спицы – бахрома для панно. Сборка и оформление панно из петелек. | 1 | |||
6. | 1 | Четкие линии, четкие формы. Комплект для ванной комнаты. Коврик. | 1 | |||
7. | 1 | Мочалка для ванной комнаты. Сумочка для мелочей. | 1 | |||
8. | 1 | От практичного помощника на кухне к декоративному украшению. Нарядные прихватки. В дороге (Фольксваген-жук, дорожный знак). | 1 | |||
9. | 1 | Общая информация. Простой тунисский узор. Обвязка. Тунисский крестовый смещенный узор. | 1 | |||
10. | 1 | Прихватки с тунисскими узорами. Вязание тунисских узоров. Прихватки с простым узором. Полоски, завитки. | 1 | |||
11. | 1 | Яйца курицу не учат. Безумные куры. | 1 | |||
12. | 1 | Декоративное вязание крючком. Круглые и жизнерадостные. Веселые солнышки. Подсолнух. | 1 | |||
13. | 1 | Декоративное вязание Кафельная плитка (тамбурное вязание). Вязание и оформление прихваток. | 1 | |||
14. | 1 | Декоративное вязание крючком. Бабочка. | 1 | |||
15. | 1 | Декоративное вязание крючком. Параллели. Разноцветные квадраты. | 1 | |||
16. | 1 | Кухня в цветах. Цветы в стиле поп-арт. | 1 | |||
17. | 1 | Тунисская - не только кухня. Рукавичка.На мягких лапках. Рукавичка-кошка. Вязание рукавички. | 1 | |||
18. | 1 | Вязание рукавичек. Прихватка-варежка. Оформление рукавичек. | 1 | |||
19. | 1 | Искусство вязаного пэчворка. Основные приемы и узоры для изготовления деталей вязаного пэчворка при помощи спиц. | 1 | |||
20. | 1 | Способы провязывания основных петель. Начальный ряд петель. Образование бокового края.Закрепление петель. | 1 | |||
21. | 1 | Вязаные геометрические фигуры при помощи спиц. Квадраты, треугольники, полоски. Вязание фигур. | 1 | |||
22. | 1 | Изготовление элементов пэчворка крючком. Основные приемы вязания крючком и техника их выполнения. | 1 | |||
23. | 1 | Провязывание столбиков, их групп. Провязывание петель подъёма. Способы вязания крючком. Способы соединения деталей. | 1 | |||
24. | 1 | Декоративное соединение элементов пэчворка. Оформление края изделия. Декорирование готового изделия. | 1 | |||
25. | 1 | Изготовление различных деталей декора. Детали декора. Вязаные цветы. | 1 | |||
26. | 1 | Жакет, составленный из диагональных квадратов. Вязание изделий в технике пэчворк. | 1 | |||
27. | 1 | Изделия в технике пэчворк, выполненое крючком. «Замечательный» квадрат. Сборка и оформление изделий в технике пэчворк. | 1 | |||
28. | 1 | Вязание с бисером: салфетки, вазы. Бисерная история и хитрости.Технология вязания с бисером. Технология вязания с бусинами. | 1 | |||
29. | 1 | Основные приемы вязания. Вязание крючком.Воздушная петля с бусинкой. Цепочка из воздушных петель с бисером. | 1 | |||
30. | 1 | Полустолбик под бусинкой. Полустолбик с бусинкой. Кольцо с бусинами над столбиками. | 1 | |||
31. | 1 | Рачий шаг с бисером. Набор петель с бисером. Убавления столбиков. Прибавление столбиков | 1 | |||
32. | 1 | Вязание спицами. Советы по работе с бисером.Салфетка « Хвост павлина». Выполнение салфетки. | 1 | |||
33. | 1 | Ваза «Бисерная паутина». Вязание вазы. Оформление вазы. | 1 | |||
34. | 1 | Панно «Котенок в мешочке». Техника вязания. Изготовление панно. Сборка и оформление панно. | 1 | |||
35. | 1 | Рамка для фото. Изготовление рамки. Сборка и оформление рамки. | 1 | |||
36. | 1 | Итоговое занятие. Подведение итогов | 1 | |||
Итого: | 36 | 10 | 26 | |||
1.3.4. Планируемые результаты
Личностные:
- Привит интерес к народным традициям, истории, родному краю, уважение к труду;
- Сформированы такие нравственные качества как: взаимопомощь, добросовестность;
- Развита способность к самоконтролю, взаимопомощи.
Метапредметные:
- Сформирован познавательный интерес к декоративно-прикладному творчеству, личностному самообразованию, активности, самостоятельности.
- Развито стремление к получению углубленных знаний;
- Сформированы индивидуальные способности обучающихся.
Образовательные (предметные):
- Привит интерес к декоративно-прикладному творчеству;
- Владеет основными приемами вязания спицами, умеет выполнять работу по образцу и схеме вязания;
- Знает и применяет правила по технике безопасности при работе с крючком и спицами;
- Умеет видеть красоту посредством демонстрации и изготовления изделий декоративно-прикладного творчества;
- Привит художественный вкус, ориентированный на качество выполненного изделия.
1.3.5. Календарный учебный график
Период обучения | Дата | Количество | Режим занятий | |||
начала занятий | окончания занятий | учебных недель | учебных дней | учебных часов | ||
1 год | 1 сентября | 31 мая | 36 | 36 | 36 | 1 раз в неделю по 1 часу |
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Формы аттестации и оценочные материалы
Виды контроля:
- предварительный (входной контроль)- выявление уровня знаний и умений обучающегося в форме индивидуального опроса или диагностики;
- текущий - проверка проводится по окончании изучения каждой темы, с целью выявления освоения и упорядочения знаний обучающимися. Проводится в форме устного опроса и выполнения практического задания;
- тематический - проверка проводится после изучения целого раздела или значительной темы курса. Её цель – выявить качество усвоения обучающимися учебного материала, систематизировать и обобщить его. Проводится в форме устного опроса и выполнения практического задания, с использованием схем, карточек опроса;
- промежуточный - проверка проводится за полугодие и выявляется уровень облученности и освоения теоретических знаний и практических умений и навыков за полгода. Проводится в форме устного опроса и выполнения практического задания, с использованием схем, карточек опроса;
- итоговый - проверка проводится за год и выявляется уровень облученности и освоения теоретических знаний и практических умений и навыков за год. Проводится в форме устного опроса и выполнения практического задания, с использованием схем, карточек опроса.
Оценочные материалы
Тестовые задания для входного контроля:
1. Цепочка – это ряд…
- бегущих петель;
- воздушных петель;
- лицевых петель.
2. Крючок для вязания состоит из…
- головки, захвата, стержня, ручки;
- стержня, зацепа, рукоятки;
- головки, стержня, ручки;
3. Номера крючков и спиц соответствуют их…
- диаметру;
- длине;
- радиусу.
4.На что указывает номер пряжи…
- на номер контролёра;
- на дату выпуска;
- на толщину нити.
5. При вязании крючком нить должна быть…
- в два раза толще крючка (спицы);
- в два раза тоньше крючка (спицы);
- равна толщине крючка (спицы).
6.При работе крючком лишнее…
- крючок;
- напёрсток;
- пряжа.
7.Шерстяная пряжа при вязании крючком идеальна для …
- ажурных узоров;
- гладких, рельефных и многоцветных;
- одноцветных декоративных изделий.
8. Стирать пряжу рекомендуется…
- в горячей воде с содой;
- в холодной воде с мылом;
- в тёплой воде с растворённым стиральным порошком, для ручной стирки.
Контрольные задания для промежуточной аттестации.
- С чего начинается любое вязание?
а) с вязания изнаночных петель;
б) с вязания столбиков без накида;
в) с набора петель.
2. Какие петли называются кромочными?
а) те, которые находятся в середине вязаного полотна;
б) те, которые образуют последний ряд;
в) те, которые образуют кромку, - первая и последняя петли.
3. Спицы должны быть толще нити:
а) в 2 раза;
б) в 3 раза;
в) в 4 раза.
4. Чему должны соответствовать спицы?
а) качеству пряжи;
б) толщине пряжи;
в) длине нити.
5. Что делают с кромочными петлями?
а) провязывают изнаночными петлями;
б) снимают не провязанными;
в) первую петлю снимают, а последнюю провязывают.
6. Провязывание накидов спицами в рисунке дает возможность получить:
а) плотный узор;
б) ажурную вязку;
в) платочное вязание.
7. Чередование в ряду лицевых и изнаночных петель называют:
а) резинкой;
б) чулочной вязкой;
в) ажурной вязкой.
8. Чулочная вязка получается:
а) чередованием лицевых и изнаночных рядов;
б) чередование лицевых и изнаночных петель;
в) чередованием лицевых петель и накидов;
9. Первую петлю при вязании спицами:
а) вяжут лицевой петлей;
б) снимают, не провязывая;
в) вяжут изнаночной петлей.
10. Чем пользуются для поднятия спущенных петель при вязании спицами?
а) иглой;
б) крючком;
в) любым другим острым предметом.
Ключ к тесту:
1в, 2в, 3а, 4б, 5в, 6б, 7а, 8а, 9б, 10б,
Контрольные задания для итоговой аттестации
1. Какие из перечисленных кружев можно считать самыми популярными среди распространенных видов домашнего рукоделия?
а) плетенные на коклюшках;
б) плетенные челноком;
в) вязаные крючком.
2. Сколько нужно спиц для вязания носков, варежек?
а) 3;
б) 5;
в) 2.
3. Кто является самыми искусными вязальщиками в древности?
а) испанцы;
б) арабы;
в) итальянцы.
4. Условные обозначения петель – это…
а) рисунок;
б) схема;
в) описание.
5. Прием, который не относится к технике вязания крючком?
а) столбик с накидом;
б) воздушная петля;
в) лицевая петля.
6.Что можно изготовить из пряжи, не пользуясь обычными спицами и крючком?
а) кофту;
б) носки;
в) помпон.
7. Наиболее распространенный вид пряжи:
а) шерсть;
б) хлопок;
в) акрил.
8. Богиня Древней Греции, которая давала людям мудрость и знания, учила их ремеслам и искусствам:
а) Арахна;
б) Афина;
в) Венера.
Ключ к тесту:
1в, 2б, 3б, 4б, 5в, 6в,
Карта контроля
выполнения практического задания
группа №
Итоговая аттестация
Цель: «Определение уровня творческого развития обучающихся»
№ п/п | ФИО обучающегося | Критерии | Итого баллов | |||||
Гармоничное сочетание пряжи при выполнении изделия | Подбор цветовой гаммы | Умение читать схему | Правильно выполнить способы вязания крючком. | Аккуратность и чистота исполнения работы | Демонстрация мастерства | |||
1. | ||||||||
2. | ||||||||
Итого: | ||||||||
Оценивается по 5-ти бальной системе.
2.2. Условия реализации программы
- Сотрудничество с общеобразовательными школами города.
- Материально-техническое оснащение кабинета.
- Эпидемии, погодные условия.
- Каникулы.
2.2.1. Материально – техническое обеспечение
Для реализации программы требуется следующее материально-техническое обеспечение:
- Кабинет для проведения занятий в соответствии с Санитарными правилами
- ученические столы 6 шт., ученические стулья 12 шт.
- шкафы или стеллажи для хранения и демонстрации работ, а так же стенды для размещения наглядных пособий
- доска ученическая
- персональный компьютер
- пряжа и нитки;
- иголки;
- крючки для вязания;
- ножницы;
- картон;
- цветная бумага;
- краски;
- цветные карандаши;
- клей ПВА;
- листы белой бумаги;
- рамки;
- цветная бумага.
2.2.2. Учебно-методические материалы
Учебно-методический материал скомплектован по следующим разделам:
- Введение. Волшебный клубок.
- Вид творчества - римейк.
- Оригинальные идеи для кухни.
- Уроки вязаного пэчворка.
- Бисерная история. Вязание изделий с бисером.
- Итоговое занятие.
Для обучения используется:
- литература для педагога и обучающихся;
- образцы изделий;
- схемы изделий (раздаточный материал);
- презентации поэтапного выполнения изделий.
Изучая раздел, дети одновременно знакомятся с материалами, инструментами, приобретают навыки работы с пряжей, учатся пользоваться различными схемами плетения. При появлении у обучающихся затруднений в усвоении какой-либо темы, в организацию обучения вносятся соответствующие коррективы, дополнения, разрабатываются творчески ориентированные методы для более эффективного восприятия данной темы.
Основные задачи обучения: развитие творческих способностей, сенсомоторики, формирование таких человеческих качеств, как усидчивость, аккуратность, терпение, трудолюбие.
2.2.3. Кадровое обеспечение
- Заместитель директора по УВР – составляет расписание кружковой работе, осуществляет педагогический контроль за выполнением программного материала.
- Заместитель директора по МР – осуществляет контроль методики преподавания и программного обеспечения.
- Педагог дополнительного образования - осуществляет организацию и обучение программного материала, обеспечивает безопасные условия для проведения занятия, несет ответственность за охрану жизни и здоровья обучающихся.
2.3. Литература
Рекомендуемая литература для педагогов
- Л. Гандертон. Энциклопедия рукоделий. Техники и изделия- М.: ООО АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2002. – 252с.
- Т.А.Терешкович. Рукоделие для дома – Р.: Феникс, 2004. - 496
- Т.И. Еременко. Рукоделие – М.: Легпромбытиздат, 1992. – 160с.
- М.Амато. Школа рукоделия. Вязание. Джемперы, скатерти, салфетки – М.: РОСМЭН-ПРЕСС»,2005. – 96с.
- Жанне Граф. Вязаные изделия для интерьеров. Домашнее творчество – М.: АРТ-РОДНИК», 2005. – 64с.
- Л.И.Кайсарова. Вязаные прихватки. Домашнее творчество – М.: АРТ-РОДНИК, 2006. – 61с.
- Т.И.Суздальцева. Уроки вязаного пэчворка – Р.: Феникс, 2006. – 160с.
- Н. М. Конышева. Умелые руки – С.: Ассоциация 21 век, 2010. – 160с.
- Н. М. Конышева. Секреты мастеров – С.: Ассоциация 21 век, 2019. – 220с.
- С.В. Кочетова. Игрушки для всех» - М.: Эксмо-Пресс, 1999.- 250с.
Рекомендуемая литература для воспитанников
- А.М. Диченскова. Вяжем с бисером: салфетки, вазы, панно – Р.: Феникс, 2006. – 251с.
- А. Столярова. Вязаные игрушки – Т.: Лабиринт, 2003. – 96с.
- Е.В. Чернова. Вязание с бисером – Р.: Феникс, 2006. – 189с.
- Н.П. Коноплева. Вторая жизнь вещей – М.: Просвещение, 1994. – 176с.
- С. Ф. Тарасенко. Забавные поделки - М.: Просвещение, 1992. -96с.
- Э.А. Фомичева. Начинаем вязать спицами и крючком - М.: Просвещение 1991. -96с.
- Куксарт Бернадетт. Творческое вязание - М.: Эксмодетство, 2024. – 96с.
- Г.П. Панина А.В. Репьева. Оригинальные вещи из остатков пряжи – М.: Вече, 2015. – 64с.
- Л. Семёнова. Остатков пряжи много не бывает– М.: Центрополиграф, 2013. – 310с.
- М. Максимова, М.Кузьмина. Дружные спицы – М.: Эксмо, 2003. – 96с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Волшебный клубок»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный клубок» реализуется в рамках художественной направленности, так как ориентирована на творческую самореал...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный клубок»
Ручное вязание пришло к нам из глубокой древности. Естественная потребность человека в красоте, стремление к творчеству превратили это ремесло в настоящее искусство, не утратившее свое значение ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный клубок»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный клубок» реализуется в рамках художественной направленности, так как ориентирована на творческую самореал...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный клубок»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный клубок» реализуется в рамках художественной направленности, так как ориентирована на творческую самореализацию лично...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный клубок»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный клубок» реализуется в рамках художественной направленности, так как ориентирована на творческую самореал...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Волшебный клубок»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный клубок» реализуется в рамках художественной направленности, так как ориентирована на творческую самореал...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Волшебный клубок»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный клубок» реализуется в рамках художественной направленности, так как ориентирована на творческую самореал...

