Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный клубок»
рабочая программа
Ручное вязание пришло к нам из глубокой древности. Естественная потребность человека в красоте, стремление к творчеству превратили это ремесло в настоящее искусство, не утратившее свое значение и поныне.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 240.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Волшебный клубок»
реализуется за счет средств социального сертификата
2 уровень
Возраст обучающихся: 7-15 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель: Баймурзаева Абидат Абдулвагабовна,
педагог дополнительного образования
г. Пыть–Ях,
2025
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1 программы «Комплекс основных характеристик образования»
1.1. Пояснительная записка………………………………………………//…….…3
1.1.1. Актуальность……………………………………………………………//.......5
1.1.2. Новизна………………………………………………………….………….….5
1.1.3. Педагогическая целесообразность…………………………….…………….5
1.1.4. Отличительная особенность программы……………………………............6
1.1.5. Организация образовательного процесса…………………….……………..6
1.1.6. Виды занятий…………………………….……………………………………7
1.1.7. Методы обучения…………………………….……………………………….7
1.1.8. Формы обучения……………………………………………………………...8
1.2. Цель и задачи программы………………...…………………………………...8
1.3. Содержание программы……………………………………………………….9
1.3.1. Учебный план…………………………..………………………………….….9
1.3.2. Содержание учебного плана………………………………………….….…..10
1.3.3. Календарно-тематическое планирование………………..…………………13
1.3.4. Планируемые результаты ………………………………………….………..15
1.3.5. Календарный учебный график ………………………..………….…………16
Раздел 2 программы «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Формы аттестации и оценочные материалы…………………………………17
2.2.Условия реализации программы……………………………………………....21
2.2.1. Материально-техническое обеспечение……………………………………21
2.2.2. Учебно-методические материалы………………………...………………...22
2.2.3. Кадровое обеспечение…………………………...…………………………..23
2.3. Литература………………...………………………..…………………….….....23
Раздел 1 программы «Комплекс основных характеристик образования»
- Пояснительная записка программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный клубок» реализуется в рамках художественной направленности, так как ориентирована на творческую самореализацию личности, творческое и нравственное совершенствование через искусство вязания крючком и спицами.
Ручное вязание пришло к нам из глубокой древности. Естественная потребность человека в красоте, стремление к творчеству превратили это ремесло в настоящее искусство, не утратившее свое значение и поныне.
Вязание может оказывать лечебное действие. Это же настоящая спицетерапия! Многие медики считают, рукоделие вообще, а вязание в частности, чрезвычайно благотворно действует человека. Вязание – одно из средств нетрадиционной медицины, которое абсолютно безвредно для организма. В самом деле, ритмично «ходящие» спицы в руках вязальщицы оказывает благотворное действие. Как только петли начинают нанизываться одна на другую, так все волновавшие нас мысли куда-то уходят, наступает успокоение. Почему же это происходит?
Прежде всего, потому, что вязание – это творческая работа, к тому же работа приятная и совсем неутомительная. Но это вовсе не означает, что труд этот только механический. В процессе вязания проявляются способности человека, его вкус.
Таким образом, процесс вязания не только отгоняет мрачные мысли, но и способствует хорошему настроению. Ведь результат труда – красиво связанная вещь – приносит полное удовлетворение.
Всем известно, что хорошему настроению, и повышению тонуса очень способствует отдых. Вязание – это и есть отдых.
Вязание является одним из самых распространенных видов рукоделия. Вязать можно любые предметы одежды и декоративные предметы, используемые в быту (салфетки, наволочки на диванные подушки, дорожки и др.). «Свобода творчества» – вот наш девиз в работе. Создавать оригинальные изделия, даже не имея навыка вязания. Только терпение, фантазия, художественный вкус, любознательность, творческая активность, а самое главное трудолюбие и аккуратность, и результат труда воплотится в рукодельном шедевре.
Данная программа разработана для детей 7-15 лет подходит для инклюзивного образования с детьми с ограниченными возможностями здоровья (предполагая разработку индивидуального образовательного маршрута при необходимости такового).
Перечень правовых документов, регламентирующих программы дополнительного образования:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный Закон от 31.07.2020 №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания».
- Федеральный Закон от 08.08.2024 №315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту "Образование" 07.12.2018, протокол №3).
- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2030 года / Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 №996-p.
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года.
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 №652-н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых"».
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее — Порядок).
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 №114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам».
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02.02.2021 №38 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (далее - Целевая модель).
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил CП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685- 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
- Актуальность
Актуальность данной программы заключается в том, что через приобщение детей к искусству вязания, которое основано на народных традициях, оказывается влияние на формирование их художественного вкуса, развитие творческих качеств личности, открываются пути для дальнейшего совершенствования и в других областях культуры и искусства, что способствует гармоничному развитию личности в целом.
- Новизна
Новизна заключается в том, что программа «Волшебный клубок» предлагает посредством рукоделия, а именно, вязания, понять суть традиционной славянской культуры и предусматривает овладение такими видами художественного вязания как вязание крючком и спицами. Для формирования художественного мировоззрения ребёнка важно знакомство с народным искусством, народными традициями семьи, которая являлась основой для формирования и сохранения особенностей быта и поведения людей предшествующих поколений.
- Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что она отвечает потребности общества в формировании компетентной, творческой личности. Освоение детьми основных разделов программы способствует развитию таких качеств как воображение, аккуратность, настойчивость, терпение; формирование эстетического вкуса, культуры одежды, бытовой культуры.
- Отличительная особенность программы
Отличительной особенностью данной программы является то, что она построена по принципу вязание, как вид декоративно-прикладного искусства, хранит выработанные формы эстетического отношения к миру. Это не только занятие для свободного времени, это особое пространство, где все настроено на девочку-женщину, её душевный комфорт, гармоническое развитие личности. Рукоделие помогает ребёнку осознать свое женское начало, найти гармонию между собой и окружающим миром. Через руки, через кончики пальцев, через действия, продуманные в своей последовательности в течение веков, ребёнок получает огромное количество информации.
- Организация образовательного процесса
- Направленность программы – художественная
- Профиль – декоративно-прикладное творчество
- Уровень программы - базовый
- Адресат программы - возраст обучающихся 7-15 лет
- Объем и сроки реализации- 1 год, 72 часа
- Форма обучения – очная, но при необходимости системы, допускается дистанционное обучение с помощью доступных мессенжеров.
- Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 академических часа. Продолжительность занятия 40 минут, перемена 10 минут.
- По форме организации - групповые, парные в сочетании с индивидуальными занятиями
- Состав групп - постоянный
- Количество обучающихся на занятии- 7-30 человек
- Программу реализует педагог дополнительного образования Баймурзаева Абидат Абдулвагабовна.
Данная программа подходит для инклюзивного образования с детьми с ограниченными возможностями здоровья и/или детьми-инвалидами, учитывая их психолого-педагогические особенности и особые образовательные потребности.
По программе базового уровня обучающиеся могут заниматься от одного до трех лет. Материал программы предполагает усвоение базового уровня в течение первого года обучения и наложение на него более глубоких знаний и приёмов в течение второго и третьего годов обучения.
- Виды занятий
Виды занятий определяются содержанием программы и предусматривают практико-ориентированное обучение, самостоятельную работу, выставку, промежуточную и итоговую аттестацию. Обучение по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Волшебный клубок» решает не только задачи художественного воспитания детей, но и развивает интеллектуально-творческий потенциал обучающихся.
- Методы обучения
Методы организации занятия:
- Словесные - устное изложение, беседа, объяснение, инструктаж, творческое общение;
- Наглядные - демонстрация презентаций, видеоматериалов, иллюстраций, схем, готовых изделий, показ педагогом приемов вязания, работа по образцу;
- Практические - вязание по схемам, вязание по инструкционным картам;
- Игровые - дидактические игры.
Методы деятельности обучающихся:
- Объяснительно - иллюстративные (рассказ, показ, демонстрация, объяснение) направлены на формирование у детей первоначальных сведений об основных материалах, используемых в вязании;
- репродуктивные (воспроизводящие) направлены на развитие практических умений и навыков вязания.
- Частично – поисковый - решение поставленной задачи совместно с педагогом в коллективном поиске,
- мотивации и стимулирования, обучающего,
- контроля, взаимоконтроля и самоконтроля.
1.1.8. Формы обучения
Формы организации занятий:
- коллективная
- групповая
- работа в парах
- индивидуальная.
Формы проведения занятий:
- беседа
- открытое занятие
- творческая мастерская
- мастер-класс
- выставка
- презентация
- практическое занятие
- экскурсия
- праздник
- Цель и задачи программы
Цель программы: создание творческой среды для развития художественно-творческих способностей обучающихся посредством овладения техникой вязания крючком и спицами.
Для ее достижения в процессе освоения программы необходимо решать следующие задачи:
Личностные:
- Прививать инерес к народным традициям, уважение к труду;
- Способствовать формированию нравственных качеств детей (взаимопомощь, добросовестность);
- Способствовать развитию чувства самоконтроля, взаимопомощи, аккуратности, культуры поведения.
Метапредметные:
- Способствовать развитию познавательного интереса к декоративно-прикладному творчеству, личностного самообразования, активности, самостоятельности.
- Развивать стремление к получению углубленных знаний;
- Способствовать формированию индивидуальных способностей обучающихся.
Образовательные (предметные):
- Прививать интерес к декоративно-прикладному творчеству;
- Обучить основным приемам вязания спицами, выполнять работу по образцу и схеме вязания.
- Ознакомить с техникой безопасности при работе с крючком и спицами;
- Формировать умение видеть красоту посредством демонстрации и изготовления изделий декоративно-прикладного творчества;
- Прививать художественный вкус, ориентировать на качество выполненных изделий.
1.3. Содержание программы
1.3.1. Учебный план
№ п/п | Содержание и виды работ | Всего часов | В том числе часы | Формы | ||
Теории | Практики | организации занятий | аттестации/ контроля | |||
1. | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Материалы и инструменты для вязания. | 1 | 1 | беседа, презентация | наблюдение тестирование | |
2. | Забавные вязаные игрушки. | 25 | 10 | 15 | беседа, презентация | практические задания, опрос |
3. | Оригинальные идеи для кухни. | 15 | 5 | 10 | беседа, презентация | практические задания, опрос |
4. | Вязаные браслеты, бусы, броши. Рамки для фото. | 15 | 5 | 10 | беседа, презентация, практическое задание | практические задания, опрос |
5. | Изящные салфетки. | 15 | 5 | 10 | беседа, презентация, практическое задание | практические задания, опрос |
6. | Итоговое занятие. Выставка работ | 1 | - | 1 | мастер-класс, выставка | итоговое занятие |
Всего: | 72 | 26 | 46 | |||
1.3.2. Содержание учебного плана
1.Вводное занятие (1час)
Цели и задачи, содержание, режим занятий в студии.
Правила поведения на занятиях. ТБ. ПБ. Организационные вопросы.
2. Забавные вязаные игрушки (25часов)
История создания игрушек. О вязаных игрушках. Секреты вязания игрушек.
Немного о нитках и крючках. О вязании крючком. Основные приемы вязания крючком. Виды петель и столбиков. Игрушки - зверюшки, и не только. Беседа об игрушках-зверюшках. Отгадывание загадок. Чтение стихов о зверюшках.
Основные приемы вязания спицами. Виды петель. Секреты вязания на спицах. Сказка своими руками. О вязании игрушек на спицах. Чтение стихов о героях сказок. Вязание игрушки "Радушный пони". Совёнок "Соня". Весёлая "Улиточка". Необходимые материалы для вязания игрушек. Способы начала кругового вязания. Колечко амиругуми. Описание работы.
Практика.
Мастер-класс: «Нитяная игрушка». Провязывание петель и столбиков.
Вязание игрушек. Вязание деталей игрушек. Сборка и оформление игрушек.
Набор петель. Вязание лицевой глади, изнаночной глади, платочной вязки.
Вязание куколок. Вязание деталей куколок. Сборка и оформление куколок.
3.Идеи для кухни (15часов)
Порой хватает одной мелочи, чтобы поднять себе настроение. Причём "эту мелочь" можно сделать своими руками. Идей может быть очень много. Допустим,
яркие подставки под горячее. Или например, вазу, в которую можно положить конфеты в красивой обвёртке... Такие вещи украсят любой домашний или рабочий стол и подымут настроение даже в самый ненастный день. Ну что, долой депрессию и апатию? Берём остатки ярких ниток, крючок и вперёд - "вязать" настроение! Яркие, красочные, а главное, удобные подставки под горячее, прихватки всегда будут кстати на вашей кухне. Они не только украсят её, придав более уютный облик, но и помогут предохранить столешницу от горячих кастрюль и сковородок, а ваши руки от ожогов.
Самые простые вязаные идеи для кухни делаются крючком, столбиком без накида, по кругу, лучше всего - из хлопчатобумажной пряжи. В данном случае использование синтетики недопустимо, так как при соприкосновении с горячими кастрюлями она может расплавиться, испортив вашу кухонную утварь и мебель. Украшением для кухни послужат вязаные крючком вазочки под цветы и фрукты, куклы домовые, приносящие в дом радость и удачу. Вязание для кухни поможет вам создать интересные и оригинальные коврики - накидки дл стульев и табуреток.
Практика.
Вязание подставки под горячее. Подбор цветовой гаммы. Вязание образцов узоров. Сборка, отделка, влажно - тепловая обработка.
4.Вязаные бусы, броши, браслеты... Рамки для фото (15часов)
О вязании различных мелких изделий, оригинальных украшений из трикотажа. Вязаные бусы, броши, браслеты; стильная косметичка, оригинальный чехольчик для мобильного телефона, модное колье с изящным кулоном – техника вязания. Галерея моделей. Бусы. Как вязать бусины. Техника вязания. Бижутерия «Разноцветные круги». Ожерелье «Солнечное настроение». Брошь «Божья коровка на счастье». Браслет "Ягодки".
Галерея узоров. О спицах и крючке. Основные приемы вязания. Техника вязания. Вязание изделий. Практические советы и инструкции по технике вязания, выбор пряжи. Техника вязания изделий: сумка, косметичка, кошелек, чехол для мобильного телефона, брелок для ключей. Застежка, выполненная на спицах. Застежка, выполненная крючком.
Практика.
Вязание изделий. Сборка. Отделка. Сборка, отделка, влажно-тепловая обработка. Вязание образцов узоров. Вязание застежки на спицах и крючком. Отделка изделия. Изготовление кистей. Выставка и анализ работ.
5. Изящные салфетки (15часов)
Вязание салфеток - это поистине верх мастерства владения крючком. Это красота, тонкость работы. Эти воздушные снежинки из ткани как воплощение полёта и лёгкости. Салфетки превосходно дополняют любой интерьер, делают его таким домашним. Ну и, конечно же, это отличная основа - мотив для вязания крупных элементов, таких как покрывало или, скажем, скатерть. Ну и конечно, сесть и начать вязать салфетки - прекрасный способ расслабиться и получить заряд хорошего настроения.
Как можно учиться вязать, так и творить шедевры. К примеру, для новичков салфетки небольшого размера прекрасно подойдут для создания их первого изделия. Ну и тот факт, что вязать их интересно, позволяет заинтересовать начинающую рукодельницу.
Техника вязания оттачивается еще и от того, что в салфетках используют практически весь арсенал всевозможных петель. Это и полустолбики, и воздушные петли, и столбики с накидами, и многие другие. Это даёт хороший навык. Классические круглые салфетки, которые вяжут по кругу. При вязании салфеток очень часто применяют метод использования мотивов. Мотивы бывают квадратные, круглые, треугольные. Бывают и более сложные многогранники, например шестиугольные, но применяют их редко. Творчество в вязании салфеток - это как художество. Только творит мастер не при помощи красок и кисти, а при помощи пряжи и крючка.
Практика.
Вязание салфеток. Подкрахмаливание, отделка, влажно – тепловая обработка. Основные приёмы вязания, технология вязания салфеток. Советы по работе.
6.Итоговое занятие (1час)
Подведение итогов года. Проведение мастер – класса. Организация выставок лучших работ обучающихся. Обсуждение результатов выставок, подведение итогов, награждение.
1.3.3. Календарно-тематическое планирование
№занятия | Дата занятия | Количество часов | Тема занятий | Количество часов | ||
план | факт | теория | практика | |||
1. | 1 | Вводное занятие. ТБ. ПБ. Правила поведения в ЦДТ. | 1 | |||
2. | 1 | Забавные вязаные игрушки. Секреты вязания игрушек. | 1 | |||
3. | 1 | Основные приемы вязания крючком. | 1 | |||
4. | 1 | Воздушная петля и цепочка из воздушных петель. | 1 | |||
5. | 1 | Полустолбик. Столбик без накида. | 1 | |||
6. | 1 | Столбик с одним накидом. | 1 | |||
7. | 1 | Убавление и прибавление столбиков и петель. | 1 | |||
8. | 1 | Цвет и сочетания цветов. | 1 | |||
9. | 1 | Вязание круга. | 1 | |||
10. | 1 | Цветы из воздушных петель. | 1 | |||
11. | 1 | Оформление панно. | 1 | |||
12. | 1 | Игрушки - зверюшки, и не только. | 1 | |||
13. | 1 | Игрушка крючком. Радужный пони. Вязание игрушки | 1 | |||
14. | 1 | Способ начала кругового вязания. Колечко амигуруми. | 1 | |||
15. | 1 | Вязание деталей игрушки. Туловище пони. | 1 | |||
16. | 1 | Вязание деталей игрушки. Голова, шея, уши, глаза. | 1 | |||
17. | 1 | Вязание деталей игрушки. Ноги пони. | 1 | |||
18. | 1 | Сборка и оформление игрушки "Радужный пони". | 1 | |||
19. | 1 | Вязание игрушки. Совёнок "Соня". | 1 | |||
20. | 1 | Вязание деталей совёнка. Туловище. Глаза. Животик. | 1 | |||
21. | 1 | Крылья. Сборка и оформление совёнка "Сони". | 1 | |||
22. | 1 | "Весёлая Улиточка". Вязание игрушки. | 1 | |||
23. | 1 | Вязание деталей игрушки. Голова и туловище улитки. | 1 | |||
24. | 1 | Рожки. Сборка и оформление игрушки. | 1 | |||
25. | 1 | Новогодняя ёлка своими руками. | 1 | |||
26. | 1 | Вязание ёлки. Сборка и оформление ёлки. | 1 | |||
27. | 1 | Мягкая, пушистая, весёлая снежинка. | 1 | |||
28. | 1 | Вязание снежинки. | 1 | |||
29. | 1 | Вязаные снежинки. | 1 | |||
30. | 1 | Новогодняя открытка. | 1 | |||
31. | 1 | Ёлочные игрушки из пряжи. Сборка, отделка, влажно-тепловая обработка. Выставка и анализ работ. | 1 | |||
32. | 1 | Вязаные коты. Коты-закладки. | 1 | |||
33. | 1 | Котики с лапками. | 1 | |||
34. | 1 | Сидящий котик. | 1 | |||
35. | 1 | Подставка под горячее. Спящий кот. | 1 | |||
36. | 1 | Вязание деталей подставки. Сборка и оформление подставки. | 1 | |||
37. | 1 | Подставка под горячее. Играющий кот. | 1 | |||
38. | 1 | Вязание деталей подставки. Сборка и оформление подставки. | 1 | |||
39. | 1 | Вязание шашки. Вязание шашек. | 1 | |||
40. | 1 | Вязаная шахматная доска. | 1 | |||
41. | 1 | Футляр. | 1 | |||
42. | 1 | Подарок для папы. Шашки. | 1 | |||
43. | 1 | Браслет из ягодок. | 1 | |||
44. | 1 | Вязание клубники. | 1 | |||
45. | 1 | Вязание малинки. | 1 | |||
46. | 1 | Вязание землянички. | 1 | |||
47. | 1 | Вязание листика. | 1 | |||
48. | 1 | Вязание цветка. | 1 | |||
49. | 1 | Сборка браслета. | 1 | |||
50. | 1 | Выставка и анализ работ. | 1 | |||
51. | 1 | Игрушки, связанные крючком. | 1 | |||
52. | 1 | Весёлый вязаный зоопарк. | 1 | |||
53 | 1 | Пальчиковые вязаные игрушки. | 1 | |||
54. | 1 | Вязание игрушки. Лягушка. Сборка и обработка. | 1 | |||
55. | 1 | Вязание игрушки. Тигр. Сборка и обработка. | 1 | |||
56. | 1 | Вязание игрушки. Крокодил. Сборка и обработка. | 1 | |||
57. | 1 | Вязание игрушки. Овечка. Сборка и обработка. | 1 | |||
58. | 1 | Вязание игрушки. Слон. Сборка и обработка. | 1 | |||
59. | 1 | Вязание игрушки. Утёнок. Сборка и обработка. | 1 | |||
60. | 1 | Весёлый зоопарк из пальчиковых игрушек. | 1 | |||
61. | 1 | Галерея узоров. | 1 | |||
62. | 1 | Аппликация "Стрекоза". Вязание крючком. | 1 | |||
63. | 1 | Салфетка "Лебединое озеро". | 1 | |||
64. | 1 | Вязание салфетки. | 1 | |||
65. | 1 | Вязание лебедей. | 1 | |||
66. | 1 | Вязание лягушек. | 1 | |||
68. | 1 | Сборка и оформление салфетки. | 1 | |||
69. | 1 | Рамка для фото. | 1 | |||
70. | 1 | Вязание рамки. | 1 | |||
71. | 1 | Сборка и оформление рамки. | 1 | |||
72. | 1 | Итоговое занятие. Подведение итогов | 1 | |||
Итого: | 72 | 26 | 46 | |||
1.3.4. Планируемые результаты
Личностные:
- Привит интерес к народным традициям, истории, родному краю, уважение к труду;
- Сформированы такие нравственные качества как: взаимопомощь, добросовестность;
- Развита способность к самоконтролю, взаимопомощи.
Метапредметные:
- Сформирован познавательный интерес к декоративно-прикладному творчеству, личностному самообразованию, активности, самостоятельности.
- Развито стремление к получению углубленных знаний;
- Сформированы индивидуальные способности обучающихся.
Образовательные (предметные):
- Привит интерес к декоративно-прикладному творчеству;
- Владеет основными приемами вязания спицами, умеет выполнять работу по образцу и схеме вязания;
- Знает и применяет правила по технике безопасности при работе с крючком и спицами;
- Умеет видеть красоту посредством демонстрации и изготовления изделий декоративно-прикладного творчества;
- Привит художественный вкус, ориентированный на качество выполненного изделия.
1.3.5. Календарный учебный график
Период обучения | Дата | Количество | Режим занятий | |||
начала занятий | окончания занятий | учебных недель | учебных дней | учебных часов | ||
1 год | 1 сентября | 31 мая | 36 | 36 | 72 | 1 раз в неделю по 2 часа |
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Формы аттестации и оценочные материалы
Виды контроля:
- предварительный (входной контроль)- выявление уровня знаний и умений обучающегося в форме индивидуального опроса или диагностики;
- текущий- проверка проводится по окончании изучения каждой темы, с целью выявления освоения и упорядочения знаний обучающимися. Проводится в форме устного опроса и выполнения практического задания;
- тематический - проверка проводится после изучения целого раздела или значительной темы курса. Её цель – выявить качество усвоения обучающимися учебного материала, систематизировать и обобщить его. Проводится в форме устного опроса и выполнения практического задания, с использованием схем, карточек опроса;
- промежуточный - проверка проводится за полугодие и выявляется уровень облученности и освоения теоретических знаний и практических умений и навыков за полгода. Проводится в форме устного опроса и выполнения практического задания, с использованием схем, карточек опроса;
- итоговый - проверка проводится за год и выявляется уровень облученности и освоения теоретических знаний и практических умений и навыков за год. Проводится в форме устного опроса и выполнения практического задания, с использованием схем, карточек опроса.
Оценочные материалы
Тестовые задания для входного контроля:
1. Цепочка – это ряд…
- бегущих петель;
- воздушных петель;
- лицевых петель.
2. Крючок для вязания состоит из…
- головки, захвата, стержня, ручки;
- стержня, зацепа, рукоятки;
- головки, стержня, ручки;
3. Номера крючков и спиц соответствуют их…
- диаметру;
- длине;
- радиусу.
4.На что указывает номер пряжи…
- на номер контролёра;
- на дату выпуска;
- на толщину нити.
5. При вязании крючком нить должна быть…
- в два раза толще крючка (спицы);
- в два раза тоньше крючка (спицы);
- равна толщине крючка (спицы).
6.При работе крючком лишнее…
- крючок;
- напёрсток;
- пряжа.
7.Шерстяная пряжа при вязании крючком идеальна для …
- ажурных узоров;
- гладких, рельефных и многоцветных;
- одноцветных декоративных изделий.
8. Стирать пряжу рекомендуется…
- в горячей воде с содой;
- в холодной воде с мылом;
- в тёплой воде с растворённым стиральным порошком, для ручной стирки.
Контрольные задания для промежуточной аттестации
- С чего начинается любое вязание?
а) с вязания изнаночных петель;
б) с вязания столбиков без накида;
в) с набора петель.
2. Какие петли называются кромочными?
а) те, которые находятся в середине вязаного полотна;
б) те, которые образуют последний ряд;
в) те, которые образуют кромку, - первая и последняя петли.
3. Спицы должны быть толще нити:
а) в 2 раза;
б) в 3 раза;
в) в 4 раза.
4. Чему должны соответствовать спицы?
а) качеству пряжи;
б) толщине пряжи;
в) длине нити.
5. Что делают с кромочными петлями?
а) провязывают изнаночными петлями;
б) снимают не провязанными;
в) первую петлю снимают, а последнюю провязывают.
6. Провязывание накидов спицами в рисунке дает возможность получить:
а) плотный узор;
б) ажурную вязку;
в) платочное вязание.
7. Чередование в ряду лицевых и изнаночных петель называют:
а) резинкой;
б) чулочной вязкой;
в) ажурной вязкой.
8. Чулочная вязка получается:
а) чередованием лицевых и изнаночных рядов;
б) чередование лицевых и изнаночных петель;
в) чередованием лицевых петель и накидов;
9. Первую петлю при вязании спицами:
а) вяжут лицевой петлей;
б) снимают, не провязывая;
в) вяжут изнаночной петлей.
10. Чем пользуются для поднятия спущенных петель при вязании спицами?
а) иглой;
б) крючком;
в) любым другим острым предметом.
Ключ к тесту:
1в, 2в, 3а, 4б, 5в, 6б, 7а, 8а, 9б, 10б,
Контрольные задания для итоговой аттестации
1. Какие из перечисленных кружев можно считать самыми популярными среди распространенных видов домашнего рукоделия?
а) плетенные на коклюшках;
б) плетенные челноком;
в) вязаные крючком.
2. Сколько нужно спиц для вязания носков, варежек?
а) 3;
б) 5;
в) 2.
3. Кто является самыми искусными вязальщиками в древности?
а) испанцы;
б) арабы;
в) итальянцы.
4. Условные обозначения петель – это…
а) рисунок;
б) схема;
в) описание.
5. Прием, который не относится к технике вязания крючком?
а) столбик с накидом;
б) воздушная петля;
в) лицевая петля.
6.Что можно изготовить из пряжи, не пользуясь обычными спицами и крючком?
а) кофту;
б) носки;
в) помпон.
7. Наиболее распространенный вид пряжи:
а) шерсть;
б) хлопок;
в) акрил.
8. Богиня Древней Греции, которая давала людям мудрость и знания, учила их ремеслам и искусствам:
а) Арахна;
б) Афина;
в) Венера.
Ключ к тесту:
1в, 2б, 3б, 4б, 5в, 6в, 7а, 8б.
Карта контроля
выполнения практического задания
группа №
Итоговая аттестация
Цель: «Определение уровня творческого развития обучающихся»
№ п/п | ФИО обучающегося | Критерии | Итого баллов | |||||
Гармоничное сочетание пряжи при выполнении изделия | Подбор цветовой гаммы | Умение читать схему | Правильно выполнить способы вязания крючком. | Аккуратность и чистота исполнения работы | Демонстрация мастерства | |||
1. | ||||||||
Итого: | ||||||||
Оценивается по 5-ти бальной системе.
2.2. Условия реализации программы
- Сотрудничество с общеобразовательными школами города.
- Материально-техническое оснащение кабинета.
- Эпидемии, погодные условия.
- Каникулы.
2.2.1. Материально – техническое обеспечение
Для реализации программы требуется следующее материально-техническое обеспечение:
- Кабинет для проведения занятий в соответствии с Санитарными правилами
- Ученические столы 6 шт., ученические стулья 12 шт.
- Шкафы или стеллажи для хранения и демонстрации работ, а также стенды для размещения наглядных пособий
- Доска ученическая
- Персональный компьютер пряжа и нитки;
- иголки;
- крючки для вязания;
- ножницы;
- картон;
- цветная бумага;
- краски;
- цветные карандаши;
- клей ПВА;
- листы белой бумаги;
- рамки;
- цветная бумага.
2.2.2. Учебно-методические материалы
Учебно-методический материал скомплектован по следующим разделам:
- Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Материалы и инструменты для вязания.
- Забавные вязаные игрушки.
- Оригинальные идеи для кухни.
- Вязаные браслеты, бусы, броши. Рамка для фото.
- Изящные салфетки..
- Итоговое занятие.
Для обучения используется:
- литература для педагога и обучающихся;
- образцы изделий;
- схемы изделий (раздаточный материал);
- презентации поэтапного выполнения изделий.
Изучая раздел, дети одновременно знакомятся с материалами, инструментами, приобретают навыки работы с пряжей, учатся пользоваться различными схемами плетения. При появлении у обучающихся затруднений в усвоении какой-либо темы, в организацию обучения вносятся соответствующие коррективы, дополнения, разрабатываются творчески ориентированные методы для более эффективного восприятия данной темы.
Основные задачи обучения: развитие творческих способностей, сенсомоторики, формирование таких человеческих качеств, как усидчивость, аккуратность, терпение, трудолюбие.
2.2.3. Кадровое обеспечение
- Заместитель директора по УВР – составляет расписание кружковой работе, осуществляет педагогический контроль за выполнением программного материала.
- Заместитель директора по МР – осуществляет контроль методики преподавания и программного обеспечения.
- Педагог дополнительного образования - осуществляет организацию и обучение программного материала, обеспечивает безопасные условия для проведения занятия, несет ответственность за охрану жизни и здоровья обучающихся.
2.3. Литература
Рекомендуемая литература для педагогов
- Л. Гандертон. Энциклопедия рукоделий. Техники и изделия- М.: ООО АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2002. – 252с.
- Т.А.Терешкович. Рукоделие для дома – Р.: Феникс, 2004. - 496
- Т.И. Еременко. Рукоделие – М.: Легпромбытиздат, 1992. – 160с.
- М. Амато. Школа рукоделия. Вязание. Джемперы, скатерти, салфетки – М.: РОСМЭН-ПРЕСС»,2005. – 96с.
- Жанне Граф. Вязаные изделия для интерьеров. Домашнее творчество – М.: АРТ-РОДНИК», 2005. – 64с.
- Л.И. Кайсарова. Вязаные прихватки. Домашнее творчество – М.: АРТ-РОДНИК, 2006. – 61с.
- Т.И.Суздальцева. Уроки вязаного пэчворка – Р.: Феникс, 2006. – 160с.
- Н. М. Конышева. Умелые руки – С.: Ассоциация 21 век, 2010. – 160с.
- Н. М. Конышева. Секреты мастеров – С.: Ассоциация 21 век, 2019. – 220с.
- С.В. Кочетова. Игрушки для всех» - М.: Эксмо - Пресс, 1999.- 250с.
Рекомендуемая литература для воспитанников
- А.М. Диченскова. Вяжем с бисером: салфетки, вазы, панно – Р.: Феникс, 2006. – 251с.
- А. Столярова. Вязаные игрушки – Т.: Лабиринт, 2003. – 96с.
- Е.В.Чернова. Вязание с бисером – Р.: Феникс, 2006. – 189с.
- Н.П. Коноплева. Вторая жизнь вещей – М.: Просвещение, 1994. – 176с.
- С. Ф. Тарасенко. Забавные поделки - М.: Просвещение, 1992. -96с.
- Э.А. Фомичева. Начинаем вязать спицами и крючком - М.: Просвещение 1991. -96с.
- Куксарт Бернадетт. Творческое вязание -М.: Эксмодетство, 2024. – 96с.
- Г.П.Панина А.В. Репьева. Оригинальные вещи из остатков пряжи – М.: Вече, 2015. – 64с.
- Л. Семёнова. Остатков пряжи много не бывает– М.: Центрополиграф, 2013. – 310с.
- М.Максимова, М.Кузьмина. Дружные спицы – М.: Эксмо, 2003. – 96с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Волшебный клубок»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный клубок» реализуется в рамках художественной направленности, так как ориентирована на творческую самореал...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный клубок»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный клубок» реализуется в рамках художественной направленности, так как ориентирована на творческую самореал...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный клубок»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный клубок» реализуется в рамках художественной направленности, так как ориентирована на творческую самореал...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный клубок»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный клубок» реализуется в рамках художественной направленности, так как ориентирована на творческую самореализацию лично...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный клубок»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный клубок» реализуется в рамках художественной направленности, так как ориентирована на творческую самореал...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Волшебный клубок»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный клубок» реализуется в рамках художественной направленности, так как ориентирована на творческую самореал...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Волшебный клубок»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный клубок» реализуется в рамках художественной направленности, так как ориентирована на творческую самореал...

