Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный клубок»
рабочие листы

Баймурзаева Абидат Абдулвагабовна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный клубок» реализуется в рамках художественной направленности, так как ориентирована на творческую самореализацию личности, творческое и нравственное совершенствование через искусство вязания крючком и спицами.

Ручное вязание пришло к нам из глубокой древности.  Естественная потребность человека в красоте, стремление к творчеству превратили это ремесло в настоящее искусство, не утратившее свое значение и поныне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_volshebnyy_klubok_7-15let_144chasa_2_uroven.docx245.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

 «Центр детского творчества»

D:\Documents\Мои документы\Программы\2025-2026\Программы на год\Титульный лист_ДООП_25-26.jpg

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа «Волшебный клубок»

реализуется за счет средств социального сертификата

2 уровень

Возраст обучающихся: 7-15 лет

Срок реализации: 1 год

                                           Составитель: Баймурзаева Абидат Абдулвагабовна,

                                                                  педагог дополнительного образования

г. Пыть–Ях,

2025

                                            СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1 программы «Комплекс основных характеристик образования»

1.1. Пояснительная записка……………………………………………………....…3

1.1.1. Актуальность……………………………………………………………….....5

1.1.2. Новизна………………………………………………………….………….….5

1.1.3. Педагогическая целесообразность…………………………….…………….5

1.1.4. Отличительная особенность программы……………………………............6

1.1.5. Организация образовательного процесса…………………….……………..6

1.1.6. Виды занятий…………………………….……………………………………7

1.1.7. Методы обучения…………………………….……………………………….7

1.1.8. Формы обучения……………………………………………………………...8

1.2.  Цель и задачи программы………………...…………………………………...8

1.3.  Содержание программы……………………………………………………….9

1.3.1. Учебный план…………………………..………………………………….….9

1.3.2. Содержание учебного плана………………………………………….….…..10

1.3.3. Календарно-тематическое планирование………………..…………………11

1.3.4. Планируемые результаты ………………………………………….………..16

1.3.5. Календарный учебный график ………………………..………….…………17

Раздел 2 программы «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1. Формы аттестации и оценочные материалы…………………………………18

2.2. Условия реализации программы……………………………………………...22

2.2.1. Материально-техническое обеспечение……………………………………22

2.2.2. Учебно-методические материалы………………………...………………...23

2.2.3. Кадровое обеспечение…………………………...…………………………..24

2.3. Литература………………...………………………..……….…………..…......24

Раздел 1 программы «Комплекс основных характеристик образования»

  1. Пояснительная записка программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный клубок» реализуется в рамках художественной направленности, так как ориентирована на творческую самореализацию личности, творческое и нравственное совершенствование через искусство вязания крючком и спицами.

Ручное вязание пришло к нам из глубокой древности.  Естественная потребность человека в красоте, стремление к творчеству превратили это ремесло в настоящее искусство, не утратившее свое значение и поныне.

Вязание может оказывать лечебное действие. Это же настоящая спицетерапия! Многие медики считают, рукоделие вообще, а вязание в частности, чрезвычайно благотворно действует человека. Вязание – одно из средств нетрадиционной медицины, которое абсолютно безвредно для организма. В самом деле, ритмично «ходящие» спицы в руках вязальщицы оказывает благотворное действие. Как только петли начинают нанизываться одна на другую, так все волновавшие нас мысли куда-то уходят, наступает успокоение. Почему же это происходит?

Прежде всего, потому, что вязание – это творческая работа, к тому же работа приятная и совсем неутомительная. Но это вовсе не означает, что труд этот только механический. В процессе вязания проявляются способности человека, его вкус.

Таким образом, процесс вязания не только отгоняет мрачные мысли, но и способствует хорошему настроению. Ведь результат труда – красиво связанная вещь – приносит полное удовлетворение.

Всем известно, что хорошему настроению, и повышению тонуса очень способствует отдых. Вязание – это и есть отдых.

Вязание является одним из самых распространенных видов рукоделия. Вязать можно любые предметы одежды и декоративные предметы, используемые в быту (салфетки, наволочки на диванные подушки, дорожки и др.). «Свобода творчества» – вот наш девиз в работе. Создавать оригинальные изделия, даже не имея навыка вязания. Только терпение, фантазия, художественный вкус, любознательность, творческая активность, а самое главное трудолюбие и аккуратность, и результат труда воплотится в рукодельном шедевре.

Данная программа разработана для детей 7-15 лет подходит для инклюзивного образования с детьми с ограниченными возможностями здоровья (предполагая разработку индивидуального образовательного маршрута при необходимости такового).

Перечень правовых документов, регламентирующих программы дополнительного образования:

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Федеральный Закон от 31.07.2020 №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания».
  • Федеральный Закон от 08.08.2024 №315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации».
  • Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту "Образование" 07.12.2018, протокол №3).
  • Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2030 года / Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 №996-p.
  • Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года.
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 №652-н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых"».
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее — Порядок).
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 №114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам».
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02.02.2021 №38 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (далее - Целевая модель).
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил CП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685- 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
  1. Актуальность

Актуальность данной программы заключается в том, что через приобщение детей к искусству вязания, которое основано на народных традициях, оказывается влияние на формирование их художественного вкуса, развитие творческих качеств личности, открываются пути для дальнейшего совершенствования и в других областях культуры и искусства, что способствует гармоничному развитию личности в целом.

  1. Новизна

Новизна заключается в том, что программа «Волшебный клубок» предлагает посредством рукоделия, а именно, вязания, понять суть традиционной славянской культуры и предусматривает овладение такими видами художественного вязания как вязание крючком и спицами. Для формирования художественного мировоззрения ребёнка важно знакомство с народным искусством, народными традициями семьи, которая являлась основой для формирования и сохранения особенностей быта и поведения людей предшествующих поколений.

  1. Педагогическая целесообразность

Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что она отвечает потребности общества в формировании компетентной, творческой личности. Освоение детьми основных разделов программы способствует развитию таких качеств как воображение, аккуратность, настойчивость, терпение; формирование эстетического вкуса, культуры одежды, бытовой культуры.

  1. Отличительная особенность программы

Отличительной особенностью данной программы является то, что она построена по принципу вязание, как вид декоративно-прикладного искусства, хранит выработанные формы эстетического отношения к миру. Это не только занятие для свободного времени, это особое пространство, где все настроено на девочку-женщину, её душевный комфорт, гармоническое развитие личности. Рукоделие помогает ребёнку осознать свое женское начало, найти гармонию между собой и окружающим миром. Через руки, через кончики пальцев, через действия, продуманные в своей последовательности в течение веков, ребёнок получает огромное количество информации.

  1. Организация образовательного процесса
  • Направленность программы – художественная
  • Профиль – декоративно-прикладное творчество
  • Уровень программы - базовый
  • Адресат программы - возраст обучающихся 7-15 лет
  • Объем и сроки реализации- 1 год, 144 часа
  • Форма обучения – очная, но при необходимости системы, допускается дистанционное обучение с помощью доступных мессенжеров
  • Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 академических часа. Продолжительность занятия 40 минут, перемены 10 минут
  • По форме организации - групповые, парные в сочетании с индивидуальными занятиями
  • Состав групп - постоянный
  • Количество обучающихся на занятии- 7-30 человек
  • Программу реализует педагог дополнительного образования Баймурзаева Абидат Абдулвагабовна.

Данная программа подходит для инклюзивного образования с детьми с ограниченными возможностями здоровья и/или детьми-инвалидами, учитывая их психолого-педагогические особенности и особые образовательные потребности.

По программе базового уровня обучающиеся могут заниматься от одного до трех лет. Материал программы предполагает усвоение базового уровня в течение первого года обучения и наложение на него более глубоких знаний и приёмов в течение второго и третьего годов обучения.

  1. Виды занятий

Виды занятий определяются содержанием программы и предусматривают практико-ориентированное обучение, самостоятельную работу, выставку, промежуточную и итоговую аттестацию. Обучение по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Волшебный клубок» решает не только задачи художественного воспитания детей, но и развивает интеллектуально-творческий потенциал обучающихся.

1.1.7. Методы обучения

Методы организации занятия:

  • Словесные - устное изложение, беседа, объяснение, инструктаж, творческое общение;
  • Наглядные - демонстрация презентаций, видеоматериалов, иллюстраций, схем, готовых изделий, показ педагогом приемов вязания, работа по образцу;
  • Практические - вязание по схемам, вязание по инструкционным картам;
  • Игровые - дидактические игры.

Методы деятельности обучающихся:

  • Объяснительно - иллюстративные (рассказ, показ, демонстрация, объяснение) направлены на формирование у детей первоначальных сведений об основных материалах, используемых в вязании;
  • репродуктивные (воспроизводящие) направлены на развитие практических умений и навыков вязания.
  • Частично – поисковый - решение поставленной задачи совместно с педагогом в коллективном поиске,
  • мотивации и стимулирования, обучающего,
  •  контроля, взаимоконтроля и самоконтроля.

1.1.8. Формы обучения

Формы организации занятий:

  • коллективная
  • групповая
  • работа в парах
  • индивидуальная.

Формы  проведения занятий:

  • беседа
  • открытое занятие
  • творческая мастерская
  • мастер-класс
  • выставка
  • презентация
  • практическое занятие
  • экскурсия
  • праздник
  1. Цель и задачи программы

Цель программы: создание творческой среды для развития художественно-творческих способностей обучающихся посредством овладения техникой вязания крючком и спицами.

Для ее достижения в процессе освоения программы необходимо решать следующие задачи:

Личностные:

  • Прививать интерес к народным традициям, уважение к труду;
  • Способствовать формированию нравственных качеств детей (взаимопомощь, добросовестность);
  • Способствовать развитию чувства самоконтроля, взаимопомощи, аккуратности, культуры поведения.

Метапредметные:

  • Способствовать развитию познавательного интереса к декоративно-прикладному творчеству, личностного самообразования, активности, самостоятельности.
  •  Развивать стремление к получению углубленных знаний;
  • Способствовать формированию индивидуальных способностей обучающихся.

Образовательные (предметные):

  • Прививать интерес к декоративно-прикладному творчеству;
  • Обучить основным приемам вязания спицами, выполнять работу по образцу и схеме вязания.
  • Ознакомить с техникой безопасности при работе с крючком и спицами;
  • Формировать умение видеть красоту посредством демонстрации и изготовления изделий декоративно-прикладного творчества;
  • Прививать художественный вкус, ориентировать на качество выполненных изделий.

1.3. Содержание программы

1.3.1. Учебный план

№ п/п

Содержание и виды работ

Всего часов

В том числе часы

Формы

Теории

Практики

организации занятий

аттестации/ контроля

1.

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Материалы и инструменты для вязания.

2

1

1

беседа, презентация

наблюдение

2.

Вяжем крючком и спицами.

62

17

45

беседа, презентация, практические занятия

практические задания, опрос

3.

Игрушки - зверюшки и не только...

33

11

22

беседа, презентация, практические занятия

практические задания, опрос

4.

Оригинальные аксессуары для дома.

45

    12

   33

беседа, презентация, практические занятия

практические задания, опрос

5.

Итоговое занятие. Выставка работ

2

-

2

мастер-класс, выставка

итоговое занятие

Итого:

144

41

103

1.3.2. Содержание учебного плана

1.Вводное занятие (2часа)

Цель, содержание и форма занятий кружка. Режим работы. План занятий. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности.

  1. Вяжем крючком и спицами (62часа)

Основные приёмы вязания крючком и спицами. Цветоведение. Цветовая гамма. Основные приемы вязания крючком и спицами: начальная петля, воздушная петля, столбик без накида, полустолбик, столбик с одним накидом, столбик с двумя накидами, прибавление и убавление столбиков, набор петель на спицы, лицевые и изнаночные петли. Круговое вязание. Сочетание цветов. Цветовой круг. Изготовление схем. (Работа со схемами проводится в начале каждой практической работы и предусматривает умение ребенка читать схему изделия и зарисовывать в тетради, а в дальнейшем самостоятельное выполнение схем).

Практика.

Знакомство с новыми методами. Выполнение образцов.

3.Игрушки - зверюшки и не только… (33 часа)

Основные приёмы вязания крючком - столбики без накида и спицами - лицевая гладь, используемые для вязания вязаных игрушек: способ начала кругового вязания, колечко амигуруми. Техника выполнения деталей вязаных игрушек. Анализ связанных игрушек. Зарисовка схем.

Практика.

Мастер-класс: «Вязаная игрушка». Провязывание петель и столбиков крючком. Вязание игрушек крючком. Вязание деталей игрушек. Сборка и оформление игрушек. Набор петель на спицы. Вязание лицевой глади, изнаночной глади, платочной вязки. Вязание игрушек спицами. Вязание деталей игрушек. Сборка и оформление игрушек.

  1. Оригинальные аксессуары для дома (45часов)

Основные приёмы вязания крючком и спицами, используемые для изготовления оригинальных аксессуаров для дома, предметы декора и светильники, напольные ковры и настенные украшений связанных крючком и спицами. Техника выполнения вязаных салфеток, пакетниц, оригинальных прихваток для кухни, брелков для ключей и т.д.  Анализ выполненных работ. Зарисовка схем.  

Практика

Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов. Сборка изделий. Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление.

5.Подведение итогов года. Выставка и анализ работ (2часа)

Проведение мастер- класса обучающимися. Организация выставок лучших работ. Обсуждение результатов выставок, подведение итогов, награждение.

1.3.3. Календарно-тематическое планирование

№занятия

Дата занятия

Количество часов

Тема занятий

Количество часов

план

факт

теории

практики

1.

1

Вводное занятие. ТБ. ПБ.

Правила поведения в ЦДТ.

1

2.

1

Материалы и инструменты для вязания.

1

3.

1

Основные приёмы вязания крючком и спицами.

1

4.

1

Основные приёмы вязания крючком, начальная петля.

1

5.

1

Воздушная петля и цепочка из воздушных петель. Лицевая и изнаночная петля.

1

6.

1

Воздушная петля и цепочка из воздушных петель. Браслет из воздушных петель.

1

7.

1

Полустолбик.

1

8.

1

Столбик без накида.

1

9.

1

Столбик с одним накидом.

1

10.

1

Столбик с двумя накидами.

1

11.

1

Убавление  столбиков и петель.

1

12.

1

Прибавление столбиков и петель.

1

13.

1

Цвет и сочетание цветов.

1

14.

1

Круговое вязание.

1

15.

1

Вязание круга.

1

16.

1

Вязание круга.

1

17.

1

Цветы из воздушных петель.

1

18.

1

Оформление панно.

1

19.

1

Забавные вязаные игрушки.

1

20.

1

 Секреты вязания игрушек.

1

21.

1

Игрушки- зверюшки, и не только.

1

22.

1

Игрушка крючком.

1

23.

1

Игрушка спицами.

1

24.

1

Вязание игрушки.

1

25.

1

Способ начала кругового вязания.

1

26.

1

Колечко амигуруми.

1

27.

1

Вязание деталей игрушки.

1

28.

1

Туловище.

1

29.

1

Вязание деталей игрушки.

1

30

1

Голова, шея.

1

31.

1

Уши, глаза.

1

32.

1

Вязание деталей игрушки.

1

33.

1

Ноги.

1

34.

1

Сборка и обработка игрушки.

1

35.

1

Вязание сумки. Сумка "Сова".

1

36.

1

Сумка "Сова".

1

37.

1

Вязание деталей сумки.

1

38.

1

Вязание деталей сумки.

1

39.

1

Сборка сумки "Сова".

1

40.

1

Оформление сумки "Сова".

1

41.

1

Часы.

1

42.

1

Вязание игрушки.

1

43.

1

Вязание деталей игрушки.

1

44.

1

Сборка и обработка игрушки.

1

45.

1

Новогодняя ёлка своими руками.

1

46.

1

Новогодняя ёлка своими руками.

1

47.

1

Вязание ёлки.

1

48.

1

Вязание деталей ёлки.

1

49.

1

Сборка и оформление ёлки.

1

50.

1

Сборка и оформление ёлки.

1

51.

1

Мягкая, пушистая, весёлая снежинка.

1

52.

1

Мягкая, пушистая, весёлая снежинка.

1

53.

1

Новогодняя открытка.

1

54.

1

Новогодняя открытка.

1

55.

1

Вязаные снежинки.

1

56.

1

Вязание снежинки.

1

57.

1

Ёлочные игрушки из пряжи.

1

58.

1

Ёлочные игрушки из пряжи.

1

59.

1

Сборка, отделка.

1

60.

1

Влажно-тепловая обработка.

1

61.

1

Вязаные коты.

1

62.

1

Кот-корзиночка для ванной.

1

63.

1

Котик-брелок.

1

64.

1

Вязание брелка, сборка и оформление.

1

65.

1

Спящие котики.

1

66.

1

Вязание деталей.

1

67.

1

Грелка на чайник "Кот учёный".

1

68.

1

Вязание деталей грелки.

1

69.

1

Сборка и оформление грелки.

1

70.

1

Влажно-тепловая обработка.

1

71.

1

Пакетница "Подсолнух".

1

72.

1

Детали пакетницы "Подсолнух".

1

73.

1

Вязание деталей пакетницы.

1

74.

1

Вязание деталей пакетницы.

1

75.

1

Сборка пакетницы.

1

76.

1

Оформление пакетницы.

1

77.

1

Подарок папе. Шашки.

1

78.

1

Вязаные шашки.

1

79.

1

Вязание шашек.

1

80.

1

Вязание шашек.

1

81.

1

Вязаная шахматная доска.

1

82.

1

Вязание шахматной доски.

1

83.

1

Футляр.

1

84.

1

Изготовление футляра.

1

85.

1

Сборка, отделка.

1

86.

1

Влажно-тепловая обработка.

1

87.

1

Панно "Клубничка".

1

88.

1

Вязание и сборка панно.

1

89.

1

Вязаное кашпо с клубникой.

1

90.

1

Вязание кашпо. Сборка, оформление.

1

91.

1

Украшаем банки для варенья.

1

92.

1

Вязание деталей. Сборка, оформление

1

93.

1

Брелок для ключей.

1

94.

1

Вязание брелка.

1

95.

1

Игрушка-брелок "Божья коровка".

1

96.

1

Вязание брелка.

1

97.

1

Игрушка-брелок "Лягушка".

1

98.

1

Вязание брелка.

1

99.

1

Подвеска "Голубки".

1

100.

1

Изготовление подвески.

1

101.

1

Сборка и оформление подвесок.

1

102.

1

Галерея узоров.

1

103.

1

Выставка  работ.

1

104.

1

Анализ работ.

1

105.

1

Прихватки, связанные крючком.

1

106.

1

Прихватки, связанные спицами.

1

107.

1

Весёлый вязаный зоопарк.

1

108.

1

Вязаные игрушки-прихватки.

1

109.

1

Вязание игрушки-прихватки. Сова.

1

110.

1

Вязание деталей прихватки.

1

111.

1

Сборка и обработка игрушки-прихватки.

1

112.

1

Вязание игрушки-прихватки. Собачка.

1

113.

1

Вязание деталей прихватки.

1

114.

1

Сборка и обработка игрушки-прихватки.

1

115.

1

Пинетки "Лебединое озеро" крючком и спицами.

1

116.

1

Пинетки "Лебединое озеро" крючком и спицами.

1

117.

1

Вязание пинетки.

1

118.

1

Вязание пинетки.

1

119.

1

Тело  лебедя.

1

120.

1

Голова лебедя.

1

121.

1

Вязание деталей верха пинетки.

1

122.

1

Сшивание верха пинетки.

1

123.

1

Изготовление манжета пинетки.

1

124.

1

Сборка манжета пинетки.

1

125.

1

Крылья лебедя.

1

126.

1

Вязание и сборка крыльев.

1

127.

1

Клюв лебедя.

1

128.

1

Вязание клюва.

1

129.

1

Завязка для пинеток.

1

130.

1

Изготовление завязок.

1

131.

1

Оформление пинеток.

1

132.

1

Влажно-тепловая обработка.

1

133.

1

Салфетка "Виноград".

1

134.

1

Изготовление салфетки.

1

135.

1

Середина салфетки.

1

136.

1

Вязание деталей салфетки.

1

137.

1

Грузди винограда.

1

138.

1

Сборка и оформление салфетки.

1

139.

1

Рамка для фото.

1

140.

1

Вязание рамки.

1

141.

1

Сборка и оформление рамки.

1

142.

1

Влажно-тепловая обработка.

1

143.

1

Итоговое занятие. Выставка работ.

1

144.

1

Подведение итогов года.

1

Итого:

144 часа

41

103

1.3.4. Планируемые результаты

Личностные:

  • Привит интерес к народным традициям, истории, родному краю, уважение к труду;
  • Сформированы такие нравственные качества как: взаимопомощь, добросовестность;
  • Развита способность к самоконтролю, взаимопомощи.

Метапредметные:

  • Сформирован познавательный интерес к декоративно-прикладному творчеству, личностному самообразованию, активности, самостоятельности.
  •  Развито стремление к получению углубленных знаний;
  • Сформированы индивидуальные способности обучающихся.

Образовательные (предметные):

  • Привит интерес к декоративно-прикладному творчеству;
  • Владеет основными приемами вязания спицами, умеет выполнять работу по образцу и схеме вязания;
  • Знает и применяет правила по технике безопасности при работе с крючком и спицами;
  • Умеет видеть красоту посредством демонстрации и изготовления изделий декоративно-прикладного творчества;
  • Привит художественный вкус, ориентированный на качество выполненного изделия.

1.3.5. Календарный учебный график

Период обучения

Дата

Количество

Режим занятий

начала занятий

окончания занятий

учебных недель

учебных дней

учебных часов

1 год

1 сентября

31 мая

36

72

144

2 раза в неделю по 2 часа

Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1. Формы аттестации и оценочные материалы

Виды контроля:

  • предварительный (входной контроль)- выявление уровня знаний и умений обучающегося  в форме индивидуального опроса или диагностики;
  • текущий- проверка проводится по окончании изучения каждой темы, с целью выявления освоения и упорядочения знаний  обучающимися. Проводится в форме устного опроса и выполнения практического задания;
  • тематический - проверка проводится после изучения целого раздела или значительной темы курса. Её цель – выявить качество усвоения обучающимися учебного материала, систематизировать и обобщить его. Проводится в форме устного опроса и выполнения практического задания, с использованием схем, карточек опроса;
  • промежуточный - проверка проводится за полугодие и выявляется уровень облученности и освоения теоретических знаний и практических умений и навыков за полгода. Проводится в форме устного опроса и выполнения практического задания, с использованием схем, карточек опроса;
  • итоговый - проверка проводится за год и выявляется уровень облученности и освоения теоретических знаний и практических умений и навыков за год. Проводится в форме устного опроса и выполнения практического задания, с использованием схем, карточек опроса.

Оценочные материалы

Тестовые задания для входного контроля:

1. Цепочка – это ряд…

  1. бегущих петель;
  2. воздушных петель;
  3. лицевых петель.

2. Крючок для вязания состоит из…

  1. головки, захвата, стержня, ручки;
  2. стержня, зацепа, рукоятки;
  3. головки, стержня, ручки;

3. Номера крючков и спиц соответствуют их…

  1. диаметру;
  2. длине;
  3. радиусу.

4.На что указывает номер пряжи…

  1. на номер контролёра;
  2. на дату выпуска;
  3. на толщину нити.

5. При вязании крючком  нить должна быть…

  1. в два раза толще крючка (спицы);
  2. в два раза тоньше крючка (спицы);
  3. равна толщине крючка (спицы).

 6.При работе крючком лишнее…

  1. крючок;
  2. напёрсток;
  3. пряжа.

 7.Шерстяная пряжа при вязании крючком идеальна для …

  1. ажурных узоров;
  2. гладких, рельефных и многоцветных;
  3. одноцветных декоративных изделий.

8. Стирать пряжу рекомендуется…

  1. в горячей воде с содой;
  2. в холодной воде с мылом;
  3. в тёплой воде с растворённым стиральным порошком, для ручной стирки.

Контрольные задания для промежуточной аттестации

  1. С чего начинается любое вязание?
    а) с вязания изнаночных петель;
    б) с вязания столбиков без накида;
    в) с набора петель.
    2. Какие петли называются кромочными?
    а)  те, которые находятся в середине вязаного полотна;
    б)  те, которые образуют последний ряд;
    в)  те, которые образуют кромку, - первая и последняя петли.
    3.  Спицы должны быть толще нити:
    а) в 2 раза;
    б) в 3 раза;
    в) в 4 раза.
    4. Чему должны соответствовать спицы?
    а) качеству пряжи;
    б) толщине пряжи;
    в) длине нити.
    5. Что делают с кромочными петлями?
    а) провязывают изнаночными петлями;
    б) снимают не провязанными;
    в) первую петлю снимают, а последнюю провязывают.
    6. Провязывание накидов спицами в рисунке дает возможность получить:
    а) плотный узор;
    б) ажурную вязку;
    в) платочное вязание.
    7. Чередование в ряду лицевых и изнаночных петель называют:
    а) резинкой;
    б) чулочной вязкой;
    в) ажурной вязкой.
    8. Чулочная вязка получается:
    а) чередованием лицевых и изнаночных рядов;
    б) чередование лицевых и изнаночных петель;
    в) чередованием лицевых петель и накидов;
    9. Первую петлю при вязании спицами:
    а) вяжут лицевой петлей;
    б) снимают, не провязывая;
    в) вяжут изнаночной петлей.
    10. Чем пользуются для поднятия спущенных петель при вязании спицами?
    а) иглой;
    б) крючком;
    в) любым другим острым предметом.

Ключ к тесту:
1в, 2в, 3а, 4б, 5в, 6б, 7а, 8а, 9б, 10б,

                          Контрольные задания  для итоговой аттестации
1. Какие из перечисленных кружев можно считать самыми популярными среди распространенных видов домашнего рукоделия?
а) плетенные на коклюшках;
б) плетенные челноком;
в) вязаные крючком.
2. Сколько нужно спиц для вязания носков, варежек?
а) 3;
б) 5;
в) 2.
3. Кто является самыми искусными вязальщиками в древности?
а) испанцы;
б) арабы;
в) итальянцы.
4. Условные обозначения петель – это…
а) рисунок;
б) схема;
в) описание.
5. Прием, который не относится к технике вязания крючком?
а) столбик с накидом;
б) воздушная петля;
в) лицевая петля.
6.Что можно изготовить из пряжи, не пользуясь обычными спицами и крючком?
а) кофту;
б) носки;
в) помпон.
7. Наиболее распространенный вид пряжи:
а) шерсть;
б) хлопок;
в) акрил.
8. Богиня Древней Греции, которая давала людям мудрость и знания, учила их ремеслам и искусствам:
а) Арахна;
б) Афина;
в) Венера.

Ключ к тесту:
1в, 2б, 3б, 4б, 5в, 6в, 7а .8б.

Карта контроля выполнения практического задания

группа №

Итоговая аттестация

Цель: «Определение уровня творческого развития обучающихся»

№ п/п

ФИО обучающегося

Критерии

Итого баллов

Гармоничное сочетание пряжи при выполнении изделия

Подбор цветовой гаммы

Умение читать схему

Правильно выполнить способы вязания крючком.

Аккуратность и чистота исполнения работы

Демонстрация мастерства

1.

Итого:

Оценивается по 5-ти бальной системе.

2.2. Условия реализации программы

  1. Сотрудничество с общеобразовательными школами города.
  2. Материально-техническое оснащение кабинета.
  3. Эпидемии, погодные условия.
  4. Каникулы.

2.2.1.  Материально – техническое обеспечение

Для реализации программы требуется следующее материально-техническое обеспечение:

  • Кабинет для проведения занятий в соответствии с Санитарными правилами;
  • ученические столы 6 шт., ученические стулья 12 шт.;
  • шкафы или стеллажи для хранения и демонстрации работ, а также стенды для размещения наглядных пособий;
  • доска ученическая;
  • персональный компьютер;
  • пряжа и нитки;
  • иголки;
  • крючки для вязания;
  • ножницы;
  • картон;
  • цветная бумага;
  • краски;
  • цветные карандаши;
  • клей ПВА;
  • листы белой бумаги;
  • рамки;
  • цветная бумага.

2.2.2. Учебно-методические материалы

 Учебно-методический материал скомплектован по следующим разделам:

  1. Вводное занятие.
  2. Вяжем крючком и спицами.
  3. Игрушки – зверюшки и не только…
  4. Оригинальные аксессуары для дома.
  5. Итоговое занятие. Выставка работ.

Для обучения используется:

  • литература для педагога и обучающихся;
  • образцы изделий;
  • схемы изделий (раздаточный материал);
  • презентации поэтапного выполнения изделий.

Изучая раздел, дети одновременно знакомятся с материалами, инструментами, приобретают навыки работы с пряжей, учатся пользоваться различными схемами плетения. При появлении у обучающихся затруднений в усвоении какой-либо темы, в организацию обучения вносятся соответствующие коррективы, дополнения, разрабатываются творчески ориентированные методы для более эффективного восприятия данной темы.

Основные задачи обучения: развитие творческих способностей, сенсомоторики, формирование таких человеческих качеств, как усидчивость, аккуратность, терпение, трудолюбие.

2.2.3. Кадровое обеспечение

  • Заместитель директора по УВР – составляет расписание кружковой работе, осуществляет педагогический контроль за выполнением программного материала.
  • Заместитель директора по МР – осуществляет контроль методики преподавания и программного обеспечения.
  • Педагог дополнительного образования - осуществляет организацию и обучение программного материала, обеспечивает безопасные условия для проведения занятия, несет ответственность за охрану жизни и здоровья обучающихся.

2.3.  Литература

Рекомендуемая литература для педагогов

  1. Л. Гандертон. Энциклопедия рукоделий. Техники и изделия- М.: ООО АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2002. – 252с.
  2. Т.А.Терешкович. Рукоделие для дома – Р.: Феникс, 2004. - 496
  3. Т.И. Еременко. Рукоделие – М.: Легпромбытиздат, 1992. – 160с.
  4. М. Амато. Школа рукоделия. Вязание. Джемперы, скатерти, салфетки – М.: РОСМЭН-ПРЕСС»,2005. – 96с.
  5. Жанне Граф. Вязаные изделия для интерьеров. Домашнее творчество – М.: АРТ-РОДНИК», 2005. – 64с.
  6. Л.И. Кайсарова. Вязаные прихватки. Домашнее творчество – М.: АРТ-РОДНИК, 2006. – 61с.
  7. Т.И.Суздальцева. Уроки вязаного  пэчворка – Р.: Феникс, 2006. – 160с.
  8. Н. М. Конышева. Умелые руки – С.: Ассоциация 21 век, 2010. – 160с.
  9. Н. М. Конышева. Секреты мастеров – С.: Ассоциация 21 век, 2019. – 220с.
  10. С.В. Кочетова. Игрушки для всех» - М.: Эксмо - Пресс, 1999.- 250с.

Рекомендуемая литература для воспитанников

  1. А.М. Диченскова. Вяжем с бисером: салфетки, вазы, панно – Р.: Феникс, 2006. – 251с.
  2. А. Столярова. Вязаные игрушки – Т.:  Лабиринт, 2003. – 96с.
  3. Е.В.Чернова. Вязание с бисером – Р.: Феникс, 2006. – 189с.
  4. Н.П. Коноплева. Вторая жизнь вещей – М.: Просвещение, 1994. – 176с.
  5. С. Ф. Тарасенко. Забавные поделки -  М.: Просвещение, 1992. -96с.
  6. Э.А. Фомичева. Начинаем вязать спицами и крючком -  М.: Просвещение 1991. -96с.
  7. Куксарт Бернадетт.  Творческое вязание - М.: Эксмодетство, 2024. – 96с.
  8. Г.П.Панина А.В. Репьева. Оригинальные вещи из остатков пряжи – М.: Вече, 2015. – 64с.
  9. Л. Семёнова.  Остатков пряжи много не бывае т– М.: Центрополиграф, 2013. – 310с.
  10. М.Максимова, М.Кузьмина. Дружные спицы – М.: Эксмо, 2003. – 96с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Волшебный клубок»

Дополнительная  общеобразовательная  общеразвивающая программа «Волшебный клубок» реализуется в рамках художественной направленности, так как ориентирована на творческую самореал...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный клубок»

Дополнительная  общеобразовательная  общеразвивающая программа «Волшебный клубок» реализуется в рамках художественной направленности, так как ориентирована на творческую самореал...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный клубок»

Ручное вязание пришло к нам из глубокой древности.  Естественная потребность человека в красоте, стремление к творчеству превратили это ремесло в настоящее искусство, не утратившее свое значение ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный клубок»

Дополнительная  общеобразовательная  общеразвивающая программа «Волшебный клубок» реализуется в рамках художественной направленности, так как ориентирована на творческую самореал...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный клубок»

Дополнительная  общеобразовательная  общеразвивающая программа «Волшебный клубок» реализуется в рамках художественной направленности, так как ориентирована на творческую самореал...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Волшебный клубок»

Дополнительная  общеобразовательная  общеразвивающая программа «Волшебный клубок» реализуется в рамках художественной направленности, так как ориентирована на творческую самореал...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Волшебный клубок»

Дополнительная  общеобразовательная  общеразвивающая программа «Волшебный клубок» реализуется в рамках художественной направленности, так как ориентирована на творческую самореал...