«Развитие музыкальности детей младшего школьного возраста в процессе обучения игре в орфском оркестре»
методическая разработка

Мохова Татьяна Михайловна

Источником практического опыта является занятие с обучающимися в музыкальном коллективе.
Актуальность.  В детской психологии и методике развития обучающихся хорошо известна роль становления слуха и формирование ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритма, резко тормозят формирование речи. Через музицирование на детских музыкальных инструментах формируются ритмические способности, речь становиться более совершенной. В процессе игры проявляются индивидуальные черты каждого обучающегося: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются музыкальные способности. У детей улучшаются такие качества как пение, музыкально-ритмические движения.
 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ЮЖНЫЙ»

        

Методическая разработка

«Развитие музыкальности детей младшего школьного возраста в процессе обучения игре

 в орфском оркестре»

Автор: Мохова Татьяна Михайловна,

педагог дополнительного образования,

руководитель ансамбля народных инструментов «Фантазия»

МБУДО «Центр детского творчества «Южный».

        

Рязань, 2022 г.

Аннотация. Предлагаю вашему вниманию методическое пособие по развитию детей младшего школьного возраста в процессе обучения игре в орфском оркестре. Работа может заинтересовать музыкальных работников, руководителей музыкальных кружков, учителей младших классов, которые организуют образовательную деятельность по музыкальным направлениям, родителей и, конечно же, детей. Данная методическая продукция рекомендуется для использования на занятиях ансамбля народных инструментов в группах младшего возраста (6-8 лет), а также для домашнего музицирования.48573_9a15e6dacb63f929ba028a799620db19

«Удобрения обогащают землю и позволяют зернам прорасти, и точно также музыка пробуждает в ребенке силы и способности, которые иначе никогда бы не расцвели».
                                                                                    48573_c92dcc7dfcc7c15f6eedf21992ea65b2

                                                                                                     Карл Орф

Введение.

Специфика музыкально-ритмического воспитания определяется возрастными особенностями в развитии и восприятии  обучающегося. На сегодняшний день среди проблем, связанных с повышением качества и эффективного воспитания обучающихся, большое значение имеет развитие ритмического слуха.
Основная цель. Создание условий для развития творческого потенциала обучающихся, приобщение к народной культуре.
Задачи:
- развитие музыкально-ритмических способностей посредством игры на шумовых инструментах.
- развитие творческого воображения и слуховой фантазии.
- умение работать в коллективе.
Цели и задачи реализуются через содержание музыкального обучения. Источником практического опыта является занятие с обучающимися в музыкальном коллективе.
Актуальность.  В детской психологии и методике развития обучающихся хорошо известна роль становления слуха и формирование ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритма, резко тормозят формирование речи. Через музицирование на детских музыкальных инструментах формируются ритмические способности, речь становиться более совершенной. В процессе игры проявляются индивидуальные черты каждого обучающегося: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются музыкальные способности. У детей улучшаются такие качества как пение, музыкально-ритмические движения.
Новизной и отличительной особенностью является использование принципа интеграции видов деятельности в процессе занятий: музыкальной, двигательной, исполнительской, коммуникативной, продуктивной.
Главной особенностью развития ритмического слуха с использованием шумовых инструментов, является развитие музыкальной памяти, концентрируется внимание, вырабатывается творческий характер, интерес к занятиям. Игра в коллективе является подготовкой к жизни.

Развитие музыкально-ритмических способностей обучающихся с помощью игры на шумовых инструментах.48573_c82d9286c0808103307e4678712b60d2


В каждом ребёнке совсем неплохо развивать музыкальные способности. Дети, занимающиеся музыкой, нередко опережают своих сверстников в интеллектуальном, социальном и психомоторном развитии. Ценность творчества и его развивающие функции заключаются в самом процессе творчества, в овладении новыми способами деятельности.
Шумовой оркестр – одна из самых доступных и развивающих форм музицирования: формирует чувство ритма, доставляет детям радость музыкального творчества, развивает мелодический и тембровый слух, музыкальную память. Шумовой оркестр – это музыкально-эстетическая игра в различных ритмах, где есть место фантазии, возможны различные варианты оркестровки, замена и обмена ролями. Обучающиеся учатся слышать не только себя, свою партию, но и партию своего соседа, в целом коллектива.
Одним из любимых шумовых инструментов для детей являются
ложки.

48573_54a106845083fca6edb86cbdc303ccb248573_584d9b78f31c4b4b6bbaab5317ea87db


Кто и когда первый додумался превратить наши обыкновенные столовые ложки в ударный инструмент, сказать теперь невозможно. Но то, что и прежде и теперь самый простой, самый колоритный и распространенный инструмент русского народа – бесспорный факт.
Ложки – древнейший славянский ударный музыкальный инструмент. Восточные славяне употребляли ударные инструменты в ратном деле, на охоте, в обрядах, в пастушестве и в качестве музыкального инструмента для ритмического сопровождения пения и пляски. В 19-20 веках ложки широко бытовали в хорах и ансамблях русских народных инструментов. Игра на ложках в прошлом веке достигала высокого мастерства. Ложечники выступали соло, сопровождали пение и пляски.

Трещётка – привлекает не только своим звуком, но и внешним видом. Нередко ее украшали цветными лентами, цветами. Играют на ней преимущественно женщины, ритмически сопровождая величальные, плясовые, игровые и свадебные песни. Часто используется трещётка для сопровождения частушек, что придает им больше задора и веселья.

48573_27116c430a929cfb2a2dd4ef3c103a8d

Бубенцы – это небольшие металлические колокольца шарообразной формы, прикрепленные к рукоятке.48573_43954e54247f6d241773d905c4d21334

Маракасы – их делают из дерева и наполняют дробью или камешками. Его родина – Латинская Америка.48573_e4beec26838ccfb319406fc1c367a733

Коробочка – полый деревянный брусок прямоугольной формы с прорезью-резонатором на боковой стороне. Играют на ней молоточками или колотушкой. 48573_d537530d80c39290f58f305cb669a7b8

В природе существует 3 группы звуков:
1.
Музыкальные звуки – звуки с определенной высотой.
2.
Звуки с определенной высотой звучания – это пение птиц, сигналы, гудки.
3.
Шумовые звуки – это звуки, которые не имеют высотного звучания.
Например – шорох, скрип, треск, гром, стук. Поэтому шумовые инструменты используют для украшения и придания музыке эмоциональной насыщенности.
Игра на шумовых инструментах, а особенно на ложках, имеет
здоровьесберегающее значение для учащихся: исправляет кривой детский почерк, лечит от рассеянности, невнимательности, заторможенности или гиперактивности. У детей развивается мелкая моторика рук, и как следствие, решаются многие проблемы.
В настоящее время
шумовые инструменты – обязательный атрибут фольклорных ансамблей.  Нехитрые инструменты, а сколько в них радости и русской удали.

Формы обучения и развития ритмического слуха

 в ансамбле народных инструментов «Фантазия».

Для реализации занятий используются следующие методы обучения:
1. Упражнения на различных шумовых инструментах.
2. Творческие задания.
3. Сопровождение шумовыми инструментами песен из репертуара ансамбля.

Примерный план ведения занятия:

1. Хлопки. Обучающиеся прохлопывают ритмический рисунок, заданный педагогом.
2. Концертмейстер исполняет произведение, учащиеся повторяют ритмический рисунок хлопками.
3. Далее следует рассказ педагога о принципе извлечения звука в шумовых инструментах.
4. Педагог раздает учащимся шумовые инструменты – ложки, трещетки, бубенчики, маракасы.
5. Учащиеся исполняют на инструментах ритмический рисунок в медленном темпе.
6. Темп ускоряется при повторном исполнении.
7. Учащиеся меняются инструментами, исполняется произведение.

Музыкально-двигательные упражнения

Хоровод с ложками; исполняется хороводная мелодия, учащиеся ходят по кругу, отстукивая ритм, совпадающий с шагом.
В хороводе шаг остается прежним, ритм ложек педагог усложняет.
Для определения выразительности ритмического сопровождения педагог кратко анализирует хороводную мелодию.
Различие чередований сильных и слабых долей.
Задания даются на хорошо знакомых песнях.

Для развития способности к организованной игре в ансамбле можно использовать игру «Звуковой бетерброд». 
Цель игры: научиться поочередно «включать и выключать звук».
Выбираем музыкальные инструменты: трещетка, маракас, бубен.
 Запоминаем, что -
Трещётка – это хлеб
Маракас – это масло
Бубен – это колбаса.

Я отрезаю хлеб – звучат трещетки,
Затем мажу маслом – звучат одновременно трещетки и маракас,
А теперь положу колбасу – звучит бубен,
Я съела хлеб и масло – замолкают трещетки и маракас,
Осталась колбаса – звучит бубен,
Съела колбасу – бубен замолкает.

«Бутерброд» можно делать в любой последовательности и «съедать» его тоже как угодно.

Методическое задание

Хлопки: Доброе утро -
Здравствуй новый день –
Здравствуйте –
Ой вы, гостюшки, дорогие –
Заключение
Творческий процесс в фольклорном коллективе направлен на то, чтобы обучающийся ощутил себя не потребителем музыки, а ее творцом. Основополагающий вывод – чтобы творческая деятельность на занятиях фольклорного образования стала развивающей.
Успешное развитие музыкальных способностей обучающихся зависит от содержания музыкального воспитания, от качества используемого репертуара, эффективности использования методов и приемов обучения, видов музыкальной деятельности.
Обучаясь игре на шумовых инструментах, дети осознаннее различают красоту звучания различных инструментов, улучшается качество пения и музыкально-ритмических движений. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления творческой инициативы.


Используемая литература


1. «Музыкальный фольклор на уроках музыки» Банина С.: интернет-ресурс.
2. «Русский фольклор» Куприянова Л.Л. Москва, «Просвещение» 2002г.
3. Журнал «Музыка в школе» различных годов издания.
4. Михайлова М.А. «Развитие музыкальных способностей детей»-М. 2005г.
5. Н.А. Ветлугина – шумовые инструменты.
6. Боровик Т. «Звуки, ритмы и слова» часть 1, издательство «Книжный дом» Минск 1999г.
7. «Особенности приобщения школьников к игре на детских музыкальных инструментах» научная статья, автор Цокур Н.Д. 2013г., интернет ресурс.
8. «Значимость развития музыкальных способностей у детей младшего возраста» - статья – авторы:
Медведева К. Е., Цапин К. М., интернет ресурс.
9. Методика карла Орфа – статья, автор Марина Шадрина, дата публикации 2013г., интернет ресурс.
10. «Сущность и содержание понятия музыкальных способностей», статья, автор Ландышев С. Ю. аспирант, интернет ресурс.



Предварительный просмотр:

МБУДО «Центр детского творчества «Южный» г. Рязань.

«Особенности применения  технологий здоровьесбережения

 на занятиях ансамбля народных инструментов «Фантазия»

Автор: педагог дополнительного

образования Мохова Т. М.

        2023 г.

СОДЕРЖАНИЕ

     

   Введение.

1.Понятие «здоровьесберегающие технологии». Цель, задачи, принципы, группы  технологий, теоретическая и практическая значимость.

2. Здоровьесберегающие технологии, применяемые в работе объединения «Ансамбль народных инструментов «Фантазия» МБУДО ЦДТ «Южный» г. Рязань, обоснование необходимости применения, условия применения.

3. Влияние занятий в объединении на здоровье обучающихся

4. Заключение.

5. Список использованных источников    

                  

6. Приложение

                                                                             

От жизнерадостности, бодрости детей,

зависит их духовная жизнь, мировоззрение,

умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»

                               

В.А. Сухомлинский

Введение.

Здоровье детей отнесено к приоритетным направлениям социальной политики в области образования. В последнее десятилетие в состоянии здоровья детей сформировались устойчивые негативные тенденции - увеличение распространенности факторов риска, формирования нарушений здоровья и развития, рост заболеваемости и инвалидности.

Проблема  оздоровления детей не компания одного дня  деятельности одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего образовательного учреждения на длительный срок. Для всех родителей главным вопросом остаётся сохранение здоровья ребёнка.

Здоровье – это тот опыт жизнедеятельности, который бесполезно передавать как простую сумму научных понятий, факторов, теорий, комплексных технологий. Наиболее результативно – организация деятельности, в рамках которой изучается и апробируется опыт, практика оздоровительной и здоровьесберегающей деятельности.

По статистике Российского государственного института гигиены в среднем по стране примерно 2/3 детей младшего  школьного возраста имеют тенденцию к различным заболеваниям.  

Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам должна быть направлена на:

  • формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся; 
  • обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;
  • создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда
  • формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
  • удовлетворение индивидуальных потребностей обчающихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
  • формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся;
  • создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;
  • формирование общей культуры обучающихся;

В  соответствии с новыми нормативными  документами особую актуальность приобретает оптимизация сохранения и укрепления психофизического здоровья ребенка, требующая внедрения здоровьесберегающих технологий в  образовательный процесс.

1  .Основная часть.

 Понятие «здоровьесберегающие» технологии.
Здоровьесберегающие образовательные технологии  – технологии воспитания культуры здоровья  воспитанников, это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.

Цель: создание необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья,  формирование общей культуры обучающихся через внедрение здоровьесберегающих технологий на занятиях объединения.

Задачи:

  • сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательной активности с учётом индивидуальных возможностей и способностей через игровые действия
  • формирование  позитивного отношения участников образовательного процесса к  здоровьесберегающей  среде;
  • подтверждение  положительного влияния здоровьесберегающих технологий на формирование психического здоровья обучающихся;
  • содействие просвещению родителей и педагогов.

Основные принципы использования здоровьесберегающих технологий в  условиях дополнительного образования:

  • доступности (использование технологий в соответствии с возрастом);
  • систематичности (использовать постоянно);
  • оптимальности  (разумно сбалансированная психофизическая нагрузка);
  • последовательности  (последовательное усложнение и увеличение нагрузки);
  • комплексного воздействия (совместного педагогического воздействия - педагога, родителей)
  • творческий характер процесса обучения, способствующий развитию личности

Выделяют три группы здоровьесберегающих технологий: 
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая. 
2. Технологии обучения здоровому образу жизни: коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж. 
3. Коррекционные технологии: Арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика. 
Теоретическая и практическая значимость. Здоровьесберегающие технологии призваны обеспечивать уважение к личности каждого ребенка, создавать условия для развития его уверенности в себе, инициативности, творческих способностей, самостоятельности и ответственности. Педагоги, сохраняя здоровье детей, должны свести к минимуму все факторы риска: стрессовое воздействие на ребенка, несоответствие методик и технологий обучения возрастным особенностям детей, несоответствие условий обучения санитарно-гигиеническим требованиям и т.д.  Материалы данной работы  могут быть использованы в практике педагогов дополнительного образования на занятиях ансамбля.

2. Технологии, применяемые в работе объединения.

Обоснование необходимости применения здоровьесберегающих  технологий в работе   объединения. Нормативно-правовая база требует внедрения этих  здоровьесберегающих  технологий в образовательный процесс.

Работая руководителем  ансамбля народных инструментов «Фантазия», я убедилась в том, что для поддержания душевного здоровья детей  музыкотерапия или оздоровление музыкой необходимо.

Технология музыкального воздействия:

Музыкотерапия является интереснейшим и перспективным направлением, которое используется во многих странах в лечебных целях. Экспериментально доказано, что музыка может успокоить, но может привести в крайне возбужденное состояние, может укрепляться иммунная система, что приводит к снижению заболеваемости, улучшается обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы, и человек выздоравливает.

Музыкальная терапия вместе может стать эффективным методом лечения  детских неврозов. Занятия музыкой  могут дать уникальную возможность реализовать здоровьесберегающие технологии на занятиях  песенным фольклором.

Деятельность, основанная на принципах ансамблевого музицирования, развивает эмоционально-чувственную сферу, художественно-образное ассоциативное мышление, фантазию, позволяет активизировать различные творческие проявления детей. Использование может сопровождаться характерными движениями, мимикой, жестами, звучанием народных инструментов.
Создавая условия, побуждающие человека к занятиям искусством, можно разбудить эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности. Знакомство с культурным наследием народа, имеет врачующее начало.  В репертуаре коллектива такие произведения как:

  • «Паровоз»
  • «Весельчак»
  • «Добрый жук»
  • «Частушка»
  • «Старинный гобелен»
  • «Волшебные колокольчики»
  • «Вальс»
  • «В гостях у сказки»
  • «Россия» и  др.

Одна из основных задач занятий  в ансамбле -  снимать нервно-психические перегрузки и восстанавливать положительный эмоционально - энергетический тонус обучающихся.

Приёмы музыкальной терапии:

  • Прослушивание музыкального произведения;
  • Ритмичные движения под музыку;
  • Игра на инструментах.

Игра выступает, с одной стороны, как прием активизации ребенка, с другой – как важная форма освоения народного творчества. Эмоции «цементируют» игру, делают увлекательной, создают благоприятный климат для общения.

Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация двигательной развивающей среды. Стремление к движению, к раскрепощению детей, к развитию их способностей художественного самовыражения. Творчество требует от детей координации  всех нравственных сил, и этот всплеск активности благотворно действует на их психику, а значит на их психическое здоровье, то есть творческий процесс  исцеляет. Творческие задания направлены на расширение репертуара доступных ребёнку эмоциональных переживаний. Для этого предлагается детям сочинить собственную мелодию, спеть своё имя, пофантазировать под музыку.                     Так на занятиях  мы проводим задания на развитие чувства ритма. Например:

Дети сидят на стульях, педагог  лицом к детям. Педагог говорит:

 - «Дети, мы  с вами  поиграем в игру «Повтори за мной». Тот, кто справится с заданием, становится водящим. Ваши руки вначале находятся  перед грудью. Вы следите за моими движениями и повторяете за мной.»

Далее под народную музыку «Барыня», « Муха баню затопила», «Тимоня» педагог хлопает разные ритмы, меняет их. Работают  руки, ладони, дальше хлопки по коленям, по плечам, а в конце по себе, по соседу, по себе, по соседу. Дети оживляются, у них поднимается настроение.

Улыбкотерапия

Очень важна на занятии улыбка  педагога и улыбка самого ребенка. Если ребенок улыбается, то за счет этого звук,  извлекаемый на музыкальном инструменте становится светлым, чистым и свободным. Постепенно его качества переходят и на личность ребенка в результате постоянной тренировки улыбки. 
Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней и обучающийся уже с ней смотрит на мир и на людей. Позитивный настрой в творческом процессе, комфортное состояние детей на занятиях и здоровьесберегающие технологии вот три основных кита музыкального искусства.

Физкультминутки

Обязательным элементом здоровьесберегающей организации занятия, предотвращающим утомление обучающихся является физкультминутка, т.к. она даёт возможность отдохнуть от умственного труда, разрядиться, снять негативные эмоции.
Физкультминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы.
Для  регуляции психо – эмоционального состояния  в работе с детьми я использую музыку  Чайковского, Шопена, Штрауса, Баха, Бетховена, Шуберта, Моцарта и др. композиторов.

Детский праздник – эффективная форма  педагогического воздействия на детей. Праздникотерапия.

На праздниках важно настроить детей эмоционально, увлечь за собой в мир музыки и сказки. Праздник – это всплеск положительных эмоций. А эмоциональный фактор единственное средство развить ум ребёнка, обучить его и сохранить детство.

Самая любимая всеми форма взаимодействия с семьёй – это совместные праздники. Проведение таких мероприятий приносит много радости и удовлетворения и детям, и взрослым. «Общее сопереживание сближает, создаёт радостную атмосферу, возникают взаимоотношения, основанные на общих интересах» (Костина Э.П.).  В ансамбле «Фантазия» стало  традицией проведение праздничных концертов, родительских собраний, где педагог знакомят родителей с особенностями музыкальных способностей детей, проводит беседы -  «Здоровье ребёнка», «Помоги себе сам» и др. Активными помощниками в оздоровлении детей  должны быть их родители. Большинство семей заинтересовано в укреплении физического здоровья своих детей, многие из них могут поделиться опытом в этом направлении. Наши родители являются участниками и незаменимыми помощниками всех  мероприятий. Это повышает уровень мотивации процесса обучения, способствует развитию творчества, что, в свою очередь, снижает уровень тревожности, уменьшает психическое напряжение. В этом плане следует отметить, что применение здоровьесберегающих технологий способствует воспитанию успешной творческой личности.

Работа  педагога по внедрению новых технологий заключается в том, что:

  • на занятиях должны присутствовать оздоровительные моменты:

( минутки релаксации, где педагогом подобраны музыкальные произведения для прослушивания, по 3-4 лёгких упражнения на правильную постановку рук, корпуса, головы);

  • Эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, стихотворение;
  • Двигательные перемены - возможность каждому ребёнку почувствовать своё тело, показать ему  значение активности в жизни человека.

Условия проведения занятий. Обстановка для  проведения занятий объединения.
             

Помещение перед началом занятий должно быть хорошо проветрено.
Все дети должны находиться в поле зрения педагога, так чтобы он мог постоянно наблюдать за детским вниманием, интересом, утомляемостью, постановкой рук, ног, правильностью позы во время игры на инструменте, чтобы дети не кривились, не стояли (сидели) сгорбившись, не мешали друг другу.
Во время игры на инструменте (металлофон, ударные) лучше чтобы дети стояли.

Психологический климат на занятии.
            

Взаимоотношения между педагогом и обучающимися  должны быть положительными, построенными на сотрудничестве, дружелюбии, взаимоуважении, взаимной заинтересованности, комфорте, положительных эмоциях.
Взаимоотношения между учениками также положительные.
Наличие внешней мотивации: похвала, поддержка, соревновательный момент.
Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.

3.  Влияние  занятий в объединении на здоровьесбережение  обучающихся.

В ансамбле  народных инструментов «Фантазия» МБУДО  ЦДТ «Южный» г.Рязани занимаются обучающиеся  школ № №  19(25), 57 64, которые распределены на 3 возрастные группы:

1 год обучения – дети 7-8 лет

2 год обучения – 9-10 лет

3 год обучения – 11- 12 лет

При проведении  фронтального контроля в декабре 2016 - январе 2017 г. целью которого являлось определение уровня здоровьесберегающей деятельности, организуемой педагогом на занятии. При осуществлении контроля использовался метод стандартизированного наблюдения. В ходе контроля было определено, что на каждом учебном занятии помимо образовательных задач  решаются здоровьесберегающие:

  • соблюдаются педагогом гигиенические требования (помещения проветриваются перед началом занятий, регулируется температурный режим);
  • происходит чередование видов учебной деятельности (опрос, чтение, слушание, сочинение, рассказ,  пение,  игра, физкультпаузы, эмоциональные разрядки  (используются юмористические картинки, поговорки, небольшие стихотворения,  игры  и т.д.)
  • педагог следит  за осанкой обучающихся;
  • в содержательной части занятия вводятся вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни обучающихся.

Вместе с тем, в работе   имеется общая проблема:

  • плохая  изоляция учебного  кабинета.

С марта по апрель 2017 г. года был проведен опрос о влиянии занятий в коллективе  на формирование  культуры здоровья обучающихся.

  Цель исследования:  

изучить отношение участников образовательного процесса к здоровьесберегающей среде  в коллективе.

В опросе приняли участие 32  респондента - дети (12), занимающиеся в  коллективе, а также родители (20) обучающихся).

        По мнению 88% респондентов,  музыкальные занятия влияют положительно на здоровье обучающихся.

Критерий

Количество ответов

обучающиеся

родители

среднее значение

«хорошо влияет»

75%

69%

72%

«почти не влияет»

16%

16%

16%

«не знаю, как влияет   на здоровье»

9%

15%

12%

        Большинство анкетируемых участников опроса отмечают, что педагог положительно воздействует на здоровье ребенка.

Критерий

Количество ответов

обучающиеся

родители

среднее значение

«заботятся о здоровье ребенка»

52%

40%

46%

«подают хороший пример»

40%

38%

39%

«учат, как беречь здоровье»

26%

24%

25%

«педагогам безразлично здоровье детей»

0%

4%

4%

        Следует отметить, что 82% опрошенных родителей заявляют, что педагоги сообщают им об изменении состояния ребенка во время занятий.

Структурное подразделение

центра

Педагоги сообщают об изменении состояния здоровья детей

Педагоги не сообщают об изменении здоровья детей

художественный

98%

2%

     Обучающиеся отмечают,  что на занятиях  у них преобладает положительное эмоциональное состояние, «радостное».

        На вопрос «Помогает лично тебе  занятия в объединении заботиться о твоем здоровье?» обучающиеся ответили «да, помогает» - 61%, «немного помогает» - 25%, «не знаю» - 14%.

Таким образом, можно констатировать, что проблеме формирования культуры здоровья в ансамбле «Фантазия» уделяется большое значение.  А позитивное отношение участников образовательного процесса к созданной здоровьесберегающей среде  влияет на формирование культуры здоровья обучающихся.

Сохранять здоровье детей педагогу помогают следующие мероприятия::

  •  беседы «Как беречь здоровье»;
  •  «физкультминутки»;
  •  « праздники  на открытом воздухе»;
  • «участие в концертах».

Ожидаемый результат.

В ходе реализации;

  • повышается  мастерство участников ансамбля;
  • повышается организация их физиологического режима, снижается утомляемость, улучшается психо-эмоциональное состояние;
  • Создаётся  благоприятный микроклимат на занятиях.

4. Заключение.

Настоящая работа  предназначена для педагогов дополнительного образования, концертмейстеров УДОД.
Специфика работы концертмейстера в музыкальном  объединении заключается в том, что от него требуется  мобильность, умение в случае необходимости переключаться на работу с обучающимися в отсутствии педагога. Концертмейстер работает с ансамблями, солистами,  при этом субъектом взаимодействия являются младшие школьники.

Каждая из  названных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у  ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие. Применение в работе здоровьесберегающих технологий:

  • повышает результативность музыкального воспитательно – образовательного процесса
  • способствует обеспечению устойчивого интереса ребёнка к занятиям музыкой, 
  • способствует формированию потребности в двигательной активности, 
  • способствует укреплению и сохранению психофизического здоровья, 
  • позволяет качественно решать задачи обеспечения комфорта детей, 
  • формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации.

В заключение хочется подчеркнуть, что реализация здоровьесберегающей образовательной модели подтверждает эффективность применения современных здоровьесберегающих технологий на занятиях объединения.

Список использованных источников

Литература:

1.Боева  В.И.  Здоровьесбережение и здоровый образ жизни – основной принцип воспитания / В.И. Боева  // Дополнительное образование и воспитание.- 2012. -  № 3.  – С.  18  - 21.

2.Борисенко Б.И., Ловчинская В.С., Фонационное дыхание. Начальный этап работы: Учеб.-метод. Пособие – Волглград: Перемена, 1996.- 72 с.

3.Герасимова Э. Музыкальный фольклор как средство воспитания

4. «Воспитание школьников», 2015, № 6.

5. Корольков С.Г. Создание условий для сохранения здоровья обучающихся на

уроках и во внеурочное время. Методист, 2008, № 10.- с. 2 -21

6.Терентьева Л. Методика работы с детским фольклорным ансамблем: учеб.

пособие.- Самара: Изд-во СГАКИ, 2000.- 105с.

[Интернет – ресурсы]:

7. Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального

руководителя[Электронный ресурс] URL:http://pedsovet.su/load/309-1-0-36229

8. Инновавационные подходы к организации здоровьесберегающего пространства

образовательного учреждения [Электронный ресурс]

URL:ttp://file4.inet21.com/05/26/42/filestore/Здоровье_сборник.pdf

9. Применение здоровьесберегающих технологий на уроках музыки[Электронный

ресурс] URL: proshkolu.ruБиблиотекаid/11054

10. Применение здоровьесберегающих технологий на уроках музыки [Электронный

ресурс] URL: linschool.ucoz.rumus.doc

Приложение № 1

        Игры.

Русская народная игра «Горелки».

Играющие встают  парами друг за другом.

Впереди всех на расстоянии двух шагом стоит водящий – горелка.

Играющие нараспев говорят слова:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Стой подоле,

Гляди на поле,

Едут там трубачи

Да едят калачи.

Погляди на небо:

Звёзды горят,

Журавли кричат:

- Гу, гу, убегу.

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

После последних слов дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны.

Горелка старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем горелка запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а горелка вновь горит. Игра повторяется.

Если горелке удаётся запятнать одного из бегущих в паре, то он встаёт с ним впереди всей колонны, а тот, кто остался без пары, горит.

Правила игры. Горелка не должен оглядываться. Он догоняет убегающих игроков сразу же, как только они пробегут мимо него.

Русская народная игра «Заря».

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих – заря – ходит сзади с лентой и говорит:

Заря-зарница, красная девица,

По полю ходила, ключи обронила,

Ключи золотые, ленты голубые,

Кольца обвитые – за водой пошла!

С последними словами водящий осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берёт ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу.

Тот, кто останется без места, становится зарёй. Игра повторяется.

Правила игры. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо платок.

Белорусская народная игра «Лиски».

Играющие по договорённости или по жеребьёвке выбирают лиса-ведущего и, построившись в круг диаметром 10-20 м, кладут возле себя лисок. Лис подходит к одному из играющих и говорит:

- Где был?

- В лесу.

- Кого поймал?

- Лиску.

- Верни лиску мою.

- За так не отдаю.

- За что отдашь - скажи сам.

- Если обгонишь, тогда отдам.

После этого они бегут в противоположные стороны по кругу.  Хозяином лиски становится тот, кто займёт свободное место в кругу, лисом – игрок, который остался.

Правила игры. Бегать разрешается только по правой стороне.

Бурятская народная игра «Иголка, нитка и узелок».

Играющие становятся в круг, держась за руки. Считалкой выбирают иголку, нитку и узелок. Все они друг за другом то  забегают в круг, то выбегают из него.

Если же нитка или узелок оторвались, (отстали или неправильно выбежали за иголкой из круга или вбежали в  круг), то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие игроки. Выигрывает та тройка, которая двигалась быстро, ловко, правильно, не отставая друг от друга. Правила игры. Иголка, нитка, узелок держатся за руки.

Их надо не задерживая впускать и выпускать из круга и сразу же закрывать круг. 

«Сороконожки». Ребенку легко удаются движения 2 и 3 пальцем вперед, нежели боковое движение. В упражнении выполнять следующие движения: руки сомкнуть в кольцо (правая рука находится сверху), поочередно переступать 2 и 3 пальцами обеих рук по поверхности рук, на слове «догнали» руки встречаются на шее.

Две сороконожки

Бежали по дорожке.

Побежали, побежали  

И друг дружечку догнали!   



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества «Южный» г. Рязань

Методическая разработка

 «Развитие музыкально-творческих способностей посредством игры в ансамбле народных инструментов в учреждении дополнительного образования»

Автор: Мохова Татьяна Михайловна,

педагог дополнительного образования

2024 год

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение…………………………………………………………………3
  2. Актуальность……………………………………………………………4
  3. Специфика музыкальных способностей……………………………....5
  4. Заключение……………………………………………………………..16
  5. Список литературы…………………………………………………….17

Введение.

Сегодня, как никогда широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. Занятия музыкой полезны как в подростковом возрасте, так и в старости. Музыка способствует гармоничному развитию личности, а умение играть на музыкальном инструменте способствует более эффективной работе мозга. Игра на музыкальном инструменте – будь то электронное пианино (синтезатор) или фортепиано, металлофон или ударные инструменты, развивает слуховые и моторные способности, необходимые для интеллектуальной деятельности человека. Именно поэтому творческих подход и развитие музыкальных способностей детей школьного возраста является одним из основных при формировании учебного процесса, ориентированного на развитие личности. Музыка должна изучаться в любом образовательном учреждении, с максимальным акцентом на изучение нотной грамоты и обучением игре на инструментах. Игра на музыкальном инструменте также полезна в пожилом возрасте, так как позволяет продлить способность мозга к логическому мышлению.

Актуальность.

 Выбранную тему считаю актуальной так как, обучаясь игре на музыкальных инструментах в ансамбле народных инструментов, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания различных шумовых инструментов. Детям игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир, также способствует воспитанию у детей музыкальной культуры и эстетического воспитания как части их духовной культуры и гармонично развитой личности.

Целью моей работы является повышение уровня по использованию игровых моментов с применением народных инструментов, шумовых инструментов, способствующих развитию чувства ритма у детей, творческой активности в учреждении дополнительного образования.

Задачи: образовательная: формирование устойчивых ЗУНов по развитию творческих навыков учащихся в объеме программы «Ансамбль народных инструментов «Фантазия»;

воспитательная: воспитать посредством музыкального искусства творческую, самостоятельную, конкурентно-способную личность учащегося;

развивающая: развить интеллект, фантазию, воображение, артистизм, творческую инициативу учащихся средствами игры на музыкальных и шумовых инструментах.

Ожидаемый результат

  • знание основного репертуара ансамбля народных инструментов;
  • знание различных исполнительских интерпретаций музыкальных произведений;
  • умение исполнять музыкальные произведения соло и в ансамбле на достаточном художественном уровне в соответствии со стилевыми особенностями.

Специфика музыкальных способностей.

Музыкальные способности не существуют, как «способность в себе». Они являются сочетанием природного, социального и индивидуального. Способности развиваются только в практической деятельности. Процесс формирования музыкальных способностей происходит внутри творческого восприятия музыкальных произведений.

Применена методика К. Орфа, в основе обучения которой лежит принцип “активного музицирования” и “обучение в действии”; строится на интеграции движения, пения и игры на специально созданных ударных музыкальных инструментах.

Элементарное музицирование, по мнению К. Орфа, является той формой обучения, которая позволяет играть многопланово:

  • играть на инструментах и играть с элементами музыки: ритмом;
  • играть друг с другом, разыгрывая сюжеты песен и сказок;
  • играть вместе, создавая ту неповторимую атмосферу общения, в которой всем комфортно и радостно.

Методы:

1. Методы организации и осуществления учебно-воспитательной и познавательной деятельности:

- словесные методы: беседа, объяснение;

- наглядные методы: демонстрация, звуковой, наблюдения учащихся.

- практический метод: его особенностью является то, что он носит повторительный или обобщающий характер;

- репродуктивный метод (разучивание, повторение и закрепление материала);

- исследовательский метод (самостоятельное исполнение, оценка, самооценка).

2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:

- метод активизации зрительного и слухового восприятия;

- метод музицирования;

- создание ситуации новизны, ситуации успеха;

- метод поисковых ситуаций (побуждение детей к творчеству и практической деятельности).

3. Коррекционные методы:

- методы стимулирования мотивов старательности: убеждения средствами музыки, приучение, поощрение, требование.

4. Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности:

- устные методы контроля;

Приемы:

- ритмические упражнения (потешки, попевки, песенки);

- создание собственных приемов игры на ударных музыкальных инструментах.

Слушание музыки, пение под музыку, игра на музыкальных инструментах — вот те средства музыкально-эстетического воспитания, которые я использую в работе с детьми.

Детское творчество на занятиях в ансамбле, конечно, не искусство, оно представляет собой познавательно - поисковую музыкальную практику, тем и ценно, что они сами открывают что-то новое, ранее неизвестное им в мире музыки.

Учащимся нравятся шумовые инструменты, они просты и доступны. Изучая инструменты и способы игры на них, ребята имеют возможность творчески мыслить, развивать музыкальную память и внимание, готовятся к сочинению собственных «деревянных» композиций и аккомпанементов. А самое главное - дают возможность преодолеть застенчивость и скованность.

Что касается сочетания специальных (музыкальных) способностей с общими, то одаренному человеку часто свойственна разносторонняя одаренность, проявление разных способностей. Так музыкальные способности были присущи Грибоедову и Тарасу Шевченко, способности к живописи – Веберу, Шопену. Бородин проявил себя и как химик и как музыкант. Французский композитор Филидор был и известным шахматистом и в обеих своих «профессиях» сумел создать что-то новое. Общеизвестна разносторонняя деятельность и культурного наследия Н.А.Рериха. Необыкновенная широта интересов и способностей отличали Аристотеля и Демокрита, Ломоносова и Леонарда да Винчи. Конечно, все это были выдающиеся деятели всемирной культуры разных веков. Они могут служить для нас образцом и идеалом. Но разносторонность способностей – это совсем не обязательно «разбросанность». Надо помнить, что можно умело сочетать разные интересы. Интересно отметить такой парадокс: среди математиков много музыкально-одаренных, а музыканты, наоборот, очень часто любят «открещиваться» от математики, считая, что эта область с музыкой несовместима.

Способности – это индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность выполнения определенных видов деятельности. Способности не даны от природы в готовом виде. Они могут сформироваться лишь в определенных условиях жизни и деятельности, в процессе усвоения, а затем и творческого применения знаний, умений и навыков.

Творческие способности проявляются в умении применить знания, умения и навыки в условиях нестандартной ситуации.

Различают общие и специальные способности. Качества ума, памяти, наблюдательность относятся к общим способностям, так как они необходимы в широком круге деятельности. Специальные способности находят применение в более узких областях деятельности человека. Для успешного выполнения той или иной деятельности необходимо наличие как общих, так и специальных способностей.

Способности не являются природными свойствами личности. По определению Б.М. Теплова в основе способностей лежат задатки – анатомо-физиологические особенности организма, которые при благоприятных условиях и в результате деятельности развиваются в способности.

К музыкальным способностям относятся: музыкальный слух (в единстве звуковысотных, ладовых, гармонических, тембровых, динамических компонентов), чувство ритма, музыкальная память, воображение и музыкальная чуткость.

Формирование музыкальных способностей подчиняется общим закономерностям развития способностей. По мнению С.Л. Рубинштейна, "отправной пункт, от которого идет формирование всяких музыкальных способностей к определенным видам музыкальной деятельности,…заключен в общечеловеческой "деятельности" музыкального восприятия. Вместе с тем музыкальная способность не дана в готовом виде в этом отправном пункте ее развития. Она формируется в активной деятельности музыкального слуха".

Итак, музыкальные способности сложны и многогранны. Задача педагогов и их родителей помочь наилучшим образом развиться природным задаткам, не увлекаясь при этом односторонним развитием. При такой односторонности техническое совершенство в игре придет в явное противоречие с узким кругозором и общей ограниченностью личности. «Чем глубже интеллект, чем шире эмоциональные связи и ассоциации, тем ярче индивидуальность художника, тем большую радость приносит он людям, тем ярче

совершенствуется его техника, потому что он твердо знает, чего он хочет» - писал Г.Г.Нейгауз.

Рассмотрим четыре основные стороны музыкальных способностей, которые большинства отечественных исследователей, занимающихся вопросами музыкальных способностей, считают главными.

Музыкальность – это понятие, которое понимается и трактуется исследователями по-разному. Музыкальность, как пишет Б.М.Теплов в своей книге «Психология музыкальных способностей», это комплекс способностей, требующихся для занятий именно музыкальной деятельностью в отличие от всякой другой, но в то же время связанных с любым видом музыкальной деятельности. Другие ученые рассматривают этот термин более узко: только как способность к эмоциональному отклику на музыку. Известный дирижер А.М. Пазовский утверждает, что даже обладание абсолютным слухом и музыкальной памятью не говорит еще о подлинном таланте, т.к. это еще не означает глубоко чувствовать и понимать ее. Музыка есть эмоциональное познание. Поэтому основным признаком музыкальности Б.М.Теплов называет переживание музыки, при котором постигается ее содержание. Поскольку музыкальное переживание по своему существу - эмоциональное переживание и иначе как эмоциональным путем нельзя понять содержание музыки, центром музыкальности является способность человека эмоционально отзываться на музыку.

Слух – эта составная часть способностей всегда называется первой, даже людьми далекими от музыки. Действительно, музыкальный слух – это то, что раньше всего обращает на себя внимание при разговоре о музыкальных способностях. Музыкальный слух – это понятие достаточно сложное и многосоставное. Музыкальный слух в узком понимании этого слова Б.М.Теплов определяет как звуковысотный слух. Звуковысотный слух имеет две разновидности: мелодический и гармонический. Мелодический слух – это звуковысотный слух в его проявлении к одноголосной мелодии; 

гармонический слух - это звуковысотный слух в его проявлении по отношению к созвучиям, а, следовательно, к многоголосной музыке. Гармонический слух может значительно отставать в развитии от мелодического. Гармонический слух вырабатывается у человека в результате некоторого музыкального опыта, т.к. предполагает способность ощущать и различать консонансы и диссонансы. Кроме того, для проявления гармонического слуха необходимо слышать несколько звуков, различных по высоте, выделять слухом звучание нескольких мелодических линий. Этот навык приобретается при работе с многоголосной музыкой.

Очень ценное свойство для музыканта – тембровый слух, но он зависит от слухового опыта в значительно большей мере, чем слух высотный. Музыкальный слух профессиональный, т.е. пригодный для занятия музыкой, обычно разделяется на два типа: абсолютный и относительный. Абсолютный слух является весьма полезным качеством, но и без него возможно успешное занятие музыкой. Он не считается основной музыкальной способностью, разве только необходим симфоническим дирижерам. Для остальных же музыкальных профессий основной музыкальной способностью является слух относительный. Особым свойством музыкального слуха, основанным на воображении и представлении, является внутренний слух, качество чрезвычайно ценное для музыканта. Внутренний слух – это непросто способность мысленно представить себе музыкальные звуки, а произвольно оперировать музыкально-слуховыми представлениями. Таким образом, музыкально-слуховые представления – это один из важных компонентов внутреннего слуха, способность, проявляющаяся в воспроизведении по слуху мелодий. Она называется слуховыми или репродуктивными компонентами музыкального слуха.

Очень редкий дар для музыканта – цветной слух, явление чисто субъективное. Им обладали Н.А.Римский-Корсаков, А.Н.Скрябин.

Чувство ритма – это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить. Профессор А.Б.Гольденвейзер писал: «Ритм – это своего рода первооснова, играющая громадную роль в музыкальном искусстве. К сожалению, в том случае, когда люди, имеющие хороший слух, не обладают чувством ритма, борьба с этим недостатком оказывается особенно трудной. Причем тем, кто лишен ритма при игре на фортепиано, обыкновенно его и в жизни не хватает». В своей книге «Об искусстве фортепианной игры» Г.Г.Нейгауз писал: «Ритм музыкального произведения часто и не без основания сравнивают с пульсом живого организма. Не с качанием маятника, не с тиканьем часов или стучанием метронома, а таким явлением, как пульс, дыхание, волны моря, колыхание ржаного поля». Ритмические способности очень тесно связаны с психикой, это не только тип темперамента, но и изменения в психическом состоянии одного и того же индивида. Таким образом, чувство ритма – это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Память музыкальная - необходимый компонент способностей музыкальных. Но музыкальная память не может одна обеспечить развитие музыкальных способностей, как и вообще всякая память, взятая изолировано, не гарантирует одаренности не в одной области. Различают несколько типов памяти: слуховая, зрительная, двигательная и эмоциональная.

Слуховая память позволяет узнавать произведения целиком (знать музыку), и отдельные элементы музыкальной речи (интервалы, аккорды). Она помогает запоминать и удерживать в памяти, разучиваемые исполнителем произведения, те, которые составляют профессиональный багаж исполнителя.

Зрительная память. Казалось, для музыканта этот тип памяти менее важен. Однако зрительная память на ноты часто помогает музыканту воспроизвести

забытый текст. Здесь можно вспомнить об умении работать с нотами без инструмента.

Двигательная память – это память на движения, автоматизм движений, ставших привычкой. Игра на любом музыкальном инструменте – это обязательно движение. Профессиональное движение, специально воспитанное в процессе обучения на данном инструменте, называется игровым движением. Каждый инструмент заставляет своего исполнителя приспособиться к себе в определенном игровом движении.

Эмоциональная память – это память на переживания, заставляющая людей как бы заново пережить ощущения, оставшиеся в их воспоминаниях. У музыкального человека этот тип памяти должен быть развит достаточно хорошо, т.к. сама музыкальность основана на эмоциональности. Лучше запоминается все то, что вызывает у нас сильный эмоциональный отклик. Значит эмоциональная память – всегда один из компонентов в общем процессе запоминания у музыкантов.

Воспитание музыкальной культуры школьников происходит одновременно с развитием у них музыкальных способностей, которые в свою очередь развиваются в музыкальной деятельности. Это утверждение стало общепринятым в педагогике и психологии. Чем активнее и разнообразнее эта деятельность, тем эффективнее протекает процесс музыкального развития и, следовательно, успешнее достигается цель музыкального воспитания.

Еще один компонент музыкальных способностей – ладовое чувство. Ладовое чувство – это эмоциональное переживание, эмоциональная способность. Ладовое чувство проявляется при восприятии музыки как эмоциональное переживание, «прочувствованное восприятие». Это определение отношений между звуками, восприятие звуковысотного движения. Ладовое чувство может обнаруживаться при узнавании мелодии, в определении ее законченности или незаконченности, в чувствительности к точности

интонации, ладовой окраске звука. Развитие музыкальных способностей – одна из главных задач музыкального воспитания детей. Кардинальным для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды, воспитания и обучения. У многих детей музыкальные способности впервые начинают развиваться в результате планомерной педагогической работы. Процесс развития способностей в немалой степени зависит от психологического типа данного человека. В психологии различают два типа личности: экстраверты и интроверты. Экстраверты – это люди такого психологического склада, который направлен как бы вовне, на партнеров по общению, эмоции их легко выплескиваются на окружающих. Интроверты – больше впитывают в себя впечатления внешней жизни, переживания их направлены «внутрь».

Педагогу необходимо крайне внимательно относиться к возможностям и особенностям своего ученика. Утверждение о том, что способности развиваются в деятельности, которая требует их проявления, стало общепринятым в педагогике и психологии. В каких видах деятельности развиваются музыкальные способности? Слушание – важный вид музыкальной деятельности, хотя совсем не простой. Природная активность, неумение «смирно посидеть» - все это создает определенные сложности в этой деятельности. Однако, для полноценного воспитания обязательно нужно приучать ребенка внимательно слушать музыку. Пение – один из показателей музыкальности ребенка, но плохое пение еще доказательство его анти музыкальности. Овладение пением происходит постепенно, в результате, как писал Б.М.Теплов, «бесчисленных проб, в процессе которых у них, с одной

стороны, создается умение владеть голосовым аппаратом, а с другой – вырабатываются музыкальные слуховые представления».

Музыкально-слуховые представления развиваются в видах деятельности, которые требуют различия и воспроизведения мелодии по слуху. Эта способность развивается, прежде всего, в пении, а также при игре

на музыкальных инструментах. При игре на музыкальном инструменте должно исключиться механическое воспроизведение мелодии, минуя слух. Применение цифровых или цветовых обозначений не способствует развитию слуха, а лишь к механическому запоминанию. Воспроизводя мелодию по слуху на музыкальном инструменте, ребенок должен иметь музыкально-слуховые представления о звуковысотном (и ритмическом) движении, хорошо помнить ее, многократно слышать. Полезно пропевание мелодии голосом, что позволяет учащимся сориентироваться в направлении движения звуков с помощью вокальной моторики.

Чувство ритма развивается, прежде всего, в музыкально-ритмических движениях, соответствующих по характеру эмоциональной окраске музыки, а также в пении, и при игре на музыкальных инструментах. Не всегда воспроизведение ритма в хлопках дает положительный результат. Ритм – это

неотъемлемая часть выразительности музыки, поэтому именно осознание его выразительного значения (с применением образных сравнений, музыкально-дидактических игр) часто имеет больший развивающий эффект.

Развитие исполнительских и творческих способностей – важная задача музыкального воспитания детей. Творческие способности необходимо развивать, начиная в младшем возрасте, когда учащиеся выполняют посильные для себя творческие задания, это позволяет ребенку полнее выразить себя, свои впечатления от музыки. Для развития музыкального мышления, способностью проследить за сменой настроений музыки, осмыслением интонаций, тем, образов, частей, выразительностью музыкальной речи, необходим «словарь эмоций». С помощью этого словаря учащиеся могут высказываться о характере произведения, оценить услышанную мелодию, определить количество частей (форму).

Музыкальная деятельность развивает не только музыкальные, но и общие способности. Развивается мышление, эмоции, укрепляется воля, способность удерживать непроизвольное внимание. В свою очередь, общие способности влияют на формирование музыкальных. Развитие этих всех способностей требует индивидуального подхода к детям, учета их склонностей, интересов.

Всю структуру занятия необходимо направлять на развитие творческих способностей, уделяя большое внимание творческому развитию учащихся в различных видах деятельности, при подаче нового материала, расширяющего музыкальные познания учащихся.

Частью жизни многих ребят стала творческая деятельность в ансамбле народных инструментов «Фантазия». Я руководитель ансамбля «Фантазия». На занятиях мы не только разучиваем новые произведения, стремимся к развитию музыкальных способностей, в области освоения игры на металлофоне, синтезаторе, шумовых инструментах, расширения навыков игры, совершенствования исполнительской культуры.

Результатом творческой работы служат участия в концертах, фестивалях не только учрежденческих, но и городских, всероссийских, международных. Концерт - это не только радость и праздник, но это и трудная, напряженная работа, а также продуктивная творческая деятельность.

Для успешной и продуктивной творческой деятельности на занятиях педагог должен стать творческим лидером, духовно-богатой личностью, творцом, порой сценаристом, режиссером и актером-исполнителем. Такой педагог видит внутренние резервы и новые возможности ребенка, которые он должен актуализировать для успешной творческой деятельности ученика.

Заключение.

На творческий поиск, импровизацию меня побуждают сами ребята, разнообразие индивидуальностей в каждом учащемся.

По сути, музыкальная культура может быть определена как созидание через творчество, и созидание, прежде всего своего внутреннего мира через разнообразные виды художественной деятельности.

Важно, чтобы в творческом музицировании ребенок “выплескивал” свое состояние, субъективно “проживал” свое настроение в музыке, а не только выполнял техническое задание педагога. Постепенно накапливая и сопоставляя свои впечатления, музыкально-слуховые представления, ребёнок внезапно расцветает в своих творческих проявлениях, как внезапно раскрывается цветок.

Список использованной литературы.

  1. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе, М., «ACADEMA». 2000.
  2. «Музыка в школе», №5/ 2004.
  3. Мясоедова Н.С. Музыкальные способности и педагогика. М., «Прест».1997.
  4. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М., 1998.
  5. Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. М., «Просвещение», «Владос». 1994.
  6.  Амонашвили Ш.А. Психологические основы педагогики сотрудничества: Книга для учителя. – К.: Освіта, 1991. – 111 с.
  7. Ананьев Б.Г. Вопросы дидактики и психологии начального обучения. Материалы научного совещания. [Под ред. проф. Б.Г. Ананьева и А.А. Люблинской.] Л., 1959. – 98 с.
  8.  Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М., 1983.
  9.  Апраксина О.А. Музыка в воспитании творческой личности //Музыкальное воспитание в школе. – М.: Музыка. – 1984. Вып. 3.
  10. Архангельский Л.М. Социально-эстетические проблемы теории личности. М., "Мысль", 1974.
  11. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и
  12. Баренбойм Л. За полвека: Очерки, статьи, материалы. – Л.: Сов. композитор, 1989. – 368 с.
  13.  Библер В.С. Школа диалога культур: Идеи, опыт, перспективы/(В.С. Библер, Р.Р. Кондратов, И.Е. Берлянд и др.). – Кемерово, 1993. – 415 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого воображения детей младшего школьного возраста в процессе театрализованной деятельности.

Воображение и фантазия - выжнейшая сторона жизни для полноценного развития творческой личности. В статье рассматривается значимость и нелбходимость развития этой психической функции средствами театрал...

Доклад «Развитие эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста в процессе обучения»

Опыт работы с детьми младшего школьного возраста в коррекционной школе....

Игры для детей младшего школьного возраста с элементами спортивной игры «Футбол»

Игры для детей младшего школьного возраста с элементами спортивной игры «Футбол»...

Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста в процессе занятий квиллингом в системе дополнительного образования.

Развитие творческих способносетй у детей младшего школьного возраста в процесее занятий квиллингом.Диагностика творческих способностей у детей младшего школьного возраста...

Учёт возрастных особенностей детей младшего школьного возраста в процессе обучения хореографии.

В данной работе представлены теоретические основы использования принципа "учёт возрастных особенностей" в обучении детей младшего школьного возраста, особенности и методика использования дан...

Речевая игра для детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью. Игра «Поварёнок»

Цель – обучение правильному употреблению существительных в винительном падеже.Задачи: Активация и расширение словаря по теме «продукты», «кухонные принадлежности»Достижен...

Тема: Подвижные игры и игровые упражнения с мячом как средство развития ловкости детей младшего школьного возраста

Тема: Подвижные игры и игровые упражнения с мячом как средство развития ловкости детей младшего школьного возраста...