Обобщение опыта
методическая разработка по экологии (10 класс) по теме

Набиуллина Флорида Загидулловна

Работа посвящена формированию экологических знаний на уроке биологии.  Актуальность работы состоит в том, чтобы довести до сведения школьников знания о том, как взаимодействуя с природой, человек оказывает  отрицательное  влияние на природу, вследствие чего с каждым днем число экологических проблем увеличивается; приобретению ими  чувства личной ответственности за состояние  своей малой родины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta.docx70.46 КБ

Предварительный просмотр:

                  ИПМ (индивидуальный педагогический маршрут)

Тема:   Формирование экологической культуры через развитие исследовательской компетенции в процессе обучения биологии

                            (обобщение педагогического опыта)

                                 ИПМ 1  Условия  формирования опыта.

На формирование опыта оказали влияние следующие факторы:

    Стратегия развития системы экологического образования в России на современном этапе.

     Модернизация российского образования провозглашает компетентностный подход как одно из важных концептуальных положений как  обновление содержания образования. В современных условиях понимание образования  - это не только формирование  знаний, умений и навыков, школа нацелена на интеллектуальное и нравственное развитие ребенка, формирование  творческого мышления, умение работать с информацией.

Обучение биологии связано с обобщением знаний о явлениях реального мира. Способность познавать окружающий мир  является важной чертой образованного человека.

      Повышение уровня потребления и воздействия на окружающую среду - это разрушительный путь развития цивилизации. Экологический кризис - это, прежде всего, кризис мировоззрения, мышления и сознания, кризис личности, которая ставит свои индивидуальные приоритеты превыше всего. Переориентировать человечество на новые приоритеты невозможно без специальных мер длительного, целенаправленного воспитания и формирования соответствующего общественного мнения, экологического сознания и экологической культуры каждого человека. В связи с этим возрастает роль образования. Одной из стратегических задач разработки нового направления педагогических исследований становится формирование экологической культуры отдельной личности и общества в целом.    Реализация экологического образования направлена на разрешение противоречий в системе «общество – природа – личность».

                                 ИПМ 2.     Актуальность и перспективность опыта.

       Сегодня стало очевидным, что экологическое образование должно быть всеобщим. На любом рабочем месте должны находиться не только профессиональные, но и экологически грамотные люди.  В системе экологического образования школа – одно из самых основных звеньев. Её задача – дать необходимую базовую подготовку, быть стартовой площадкой для дальнейшей профессионально ориентированной деятельности учащихся. Каждый выпускник должен ориентироваться в главных законах природы, определяющих устойчивость жизни на Земле, и главных принципах взаимодействия общества и природы.

      Модернизация российского образования провозглашает компетентностный подход как одно из важных концептуальных положений обновления содержания образования. Это  возможно благодаря использованию одной из прогрессивных форм обучения в современной школе - исследовательской деятельности учащихся, которая позволяет развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей.  Проведение самостоятельных исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы, требует привлечение для этих целей знаний из разных областей

   Актуальность опыта определяется необходимостью разрешения противоречий:

  - между требованиями стандартов и экологической подготовленностью учащихся;

  - между необходимостью формирования прочных знаний, умений, навыков  и  низкой   мотивацией учащихся;

  - между  предметной системой обучения и необходимостью применения знаний в практической деятельности.

                                 ИПМ 3.     Теоретическая интерпретация опыта.

4.1. Теоретическая база.

   Более чем тридцатилетний опыт развития экологического образования в России и ее регионах, основная ориентация на формирование экологических знаний учащихся не привели к позитивным изменениям в практике природопользования, в улучшении экологической ситуации территорий страны.  Многие исследователи высказывают  мысль, что уровень теоретических знаний учащихся по биологии и экологии возрастает, а уровень их экологической культуры, экологически обоснованной практической деятельности в сохранении и улучшении показателей социоприродной среды остаются низкими (А.В. Миронов, В.В. Мисенжников, И.Н. Пономарева, А.Е. Тихонова, Н.М. Чернова, Т.П. Южакова). Современная ситуация характеризуется еще большим усилением негативных процессов среди молодежи: всплеском жестокости и агрессивности, эгоизмом и равнодушием, обеднением культурных потребностей, отстраненным отношением к природным и нравственным ценностям. В настоящее время одной из целей биологического образования признается развитие экологической культуры личности школьника (А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Н.Н. Моисеев, В.В. Пасечник, И.Н. Пономарева, Н.Ф. Реймерс, В.П. Соломин, Л.Н. Сухорукова, Н.М. Чернова и др).

   Экологическая культура, являясь составной частью общечеловеческой культуры, определяет характер и качественный уровень отношений между человеком и социоприродной средой в процессе создания и освоения материальных и духовных ценностей, проявляется в системе ценностных ориентации и степени ответственности общества и индивида за сохранение устойчивости биосферы, мотивирует экологически обоснованное (природосообразное) поведение и реализуется во всех видах и результатах человеческой деятельности, связанных с познанием и сохранением природы, научно-обоснованным природопользованием.

  Формирование экологической культуры на всех этапах познавательной деятельности идет постепенно, в процессе изучения отдельных общеобразовательных дисциплин. Содержание всего учебно-воспитательного процесса школы, учебных дисциплин и интегрированных курсов должно ориентироваться на конечную цель - развитие личности с высокой общей и экологической культурой и являться для учителя ориентиром, помогающим осознать значение преподаваемого им предмета в непрерывной системе экологического образования. Экологическая культура должна гарантированно формироваться у всех учащихся и на школу ложится в этом особая ответственность.  Формирование экологической культуры в образовании как научная проблема, исследовалось учеными (В.А. Игнатова, С.А. Карпеев, Т.В. Коростелева, Т.В. Кузнецова, Е.Д. Макарова, Г.И. Макеенков, О.В. Монгуш, Б.А. Никитина, Е.В. Никонорова, Е.В. Орлов, Т.П. Южакова, Ш.М. Юсупова, Е.В. Яковлева).

                                 ИПМ 4. Технология опыта.

Зачем я использую школьные исследования в практике обучения.

             Неотъемлемой частью эффективного образования в области биологии и экологии является исследовательская работа учащихся. Так как при использовании объяснительно-иллюстративного подхода, задача ученика сводится к запоминанию и воспроизведению знаний или усвоению того или иного действия путем тренировки, а при исследовательском подходе ученик получает знания о предметах и явлениях и устанавливает пути их изучения в ходе самостоятельного исследования. Он “открывает” знания или действия, подлежащие усвоению, путем решения задач, выдвинутых учителем или самостоятельно сформулированным.  В процессе такой работы формируется исследовательская компетентность учащихся.                                                                         Исследовательская компетентность – способности, связанные с анализом и оценкой ситуаций. При формировании исследовательской компетентности происходит сознательное усвоение материала, более четкое выделение признаков основных понятий, расширение объема знаний, формирование различных умений и навыков, обеспечение преемственности с другими учебными дисциплинами.  В основе исследовательской компетентности лежит понятие «умения» как готовность личности к определенным действиям и операциям в соответствии с поставленной целью, на основе имеющихся знаний и навыков.  Умения всегда опираются на активную интеллектуальную деятельность и обязательно включают в себя процессы мышления. Сознательный интеллектуальный контроль – это главное, что отличает умения. Активизация интеллектуальной деятельности в умениях происходит как раз в тот момент, когда изменяются условия деятельности, возникают нестандартные ситуации, требующие оперативного принятия разумных решений.  

     При использовании исследовательского подхода я  направляю  деятельность учащихся на творческое усвоение научных знаний и овладения методами научного познания. Формирование исследовательских умений возможно при проведении исследовательской работы в два этапа: а) теоретический, б) практический. Основная деятельность принадлежит на первом этапе мне - учителю, я являюсь помощником, соратником в поисках истины и овладения мастерством, приобщаю  учеников к предмету. Второй этап является продолжением первого. Только на этом этапе учащиеся самостоятельно  проводят исследования, формируют  и закрепляют  данные умения. Как показывает опыт, наибольшие затруднения вызывает у учащихся умение правильно формулировать цель исследования, выдвигать и обосновывать гипотезу, которую можно положить в основу. Поэтому при проведении первых работ исследовательского характера я обращаю именно  на это внимание. Чем быстрее эти умения будут сформированы, тем эффективнее будут проходить уроки, факультативы,  поэтому исследовательские умения необходимо начинать формировать как можно раньше на простых по содержанию и выполнению опытов.

     Сущность подхода состоит в постановке проблемы и самостоятельном поиске путей её решения учащимися. Главное - не увлечение новыми приборами и сложными вычислениями, а доказательность выводов, результативность исследований. Развитие творческой активности школьника в значительной степени зависит от самостоятельности его поисковой деятельности. Знания, приобретенные в результате собственного поиска, становятся средством обогащения творческого опыта школьника, основой для получения новых знаний. Я обратила внимание на то, чему способствует и что развивает исследовательская деятельность учащихся.

Значение исследовательской работы.

Способствует более глубокому и прочному усвоению знаний по учебным предметам.

Вырабатывает умения и навыки самостоятельной работы учащихся.

Формирует умения применять теоретические знания в решении конкретных практических задач.

Развивает личностные качества ученика.

Влияет на выбор будущей профессии учеников.

                 Формы исследовательской работы учащихся, которые я использую:

Учебная                                               Внеурочная                                     Внеклассная

       

                                                             

   Используя  учебно-исследовательский метод во взаимосвязи, я стараюсь  поднять на новый качественный уровень изучение основ биологических наук.

 Как я организацию исследовательскую  деятельность учащихся.

        Учащиеся начинают изучать курс «Биология» когда уже сформированы определенные предметные и межпредметные умения.  Моя задача организовать деятельность по изучению исследовательских умений. Это возможно только проводя различные виды исследовательской работы. В настоящее время учащиеся активно участвуют в олимпиадах, научно-практических конференциях, которые являются итогом многомесячной исследовательской, творческой деятельности учащихся, осуществляемой под руководством учителя. В такой работе преимущественно принимают участие ученики 10–11 классов. На конференцию выносятся лучшие работы, выполненные по результатам деятельности старшеклассников в исследовательских  лабораториях. Все это способствует развитию исследовательских компетенций учащихся, что позволит им осознанно и грамотно определить индивидуальную образовательную траекторию развития.

        Настоящие школьные исследовательские работы[1] мы с ребятами готовим во внеурочное время, т. к. эти работы требуют много времени для написания. Помогают нам в этом НОУ по основам исследовательской деятельности, на которых я знакомлю ребят с основными видами исследовательских работ, с правилами их написания и оформления. На  НОУ  мы разбираем каждый этап, проделанной работы. Тематика и характер исследовательских работ школьников могут быть различным. Интерес ребят к исследованию  тем выше, чем актуальнее их работа и более практическое значение она имеет.

      Конечно, успех исследовательской работы школьников в большей степени зависит от научного руководителя, в частности от меня.  Я помогаю  выбрать  тему исследования и форму самой работы. И здесь необходимо чётко представлять возможности школы, чтобы не выйти за разумные пределы. Тема должна быть актуальна, понятной, вызывать интерес у исполнителя и, наконец, не должна вызывать сомнений в возможности её реализации. Именно этими правилами руководствуюсь я, когда помогаю выбрать тему исследования своим ребятам.  Например:  «Исследование и оценка экологического состояния города Тарко-Сале»,  «Бездомные собаки в городе Тарко-Сале и её окрестностях».  Далее мы вместе с учащимся  формулируем цели и задачи исследования. Цель и задачи – не одно и тоже: цель – существенно шире задач. Задач может быть много, они все конкретны, включают все существенные детали, требующие разрешения в процессе работы. Цель вытекает из предложенной темы, а задачи соответствуют поставленной цели. После этого мы вместе  выбираем объект исследования.  Биологические характеристики объекта должны соответствовать поставленным задачам и этическим нормам.  Сам объект должен быть доступен и понятен ученикам. Следующий шаг – анализ литературы по проблеме, включая детальное знакомство с объектом исследования. Подборка литературы для анализа – моя задача, как  руководителя, т.к. учащиеся не смогут найти первоисточники. Литературный обзор позволяет школьникам познакомиться с состоянием проблемы. Сведения, полученные из источников, обсуждаем вместе. Теперь можно сформулировать гипотезу, иными словами, определить предполагаемый результат, чтобы потом сравнить теоретические представления с эмпирическими данными. Далее переходим к выбору методики проведения исследования. Они должны быть адекватны поставленным задачам, а выбранные методы работы - простыми и доступными для школьников. Число наблюдений должно быть достаточно велико, чтобы данные были достоверны. Теперь учащиеся приступают к проведению исследований. После этого наступает момент обработки результатов. Достоверность их проверяется с помощью методов математической статистки, если в этом есть необходимость. По окончании обработки материалов исследования проводится обсуждение полученных результатов. Закономерный итог выполнения исследовательской работы по определённой теме, без которого деятельность школьника вряд ли может считаться по-настоящему завершенной,  - научный доклад.  В нём должно кратко отражаться основное содержание исследовательской работы. Выступление школьника, как правило, регламентировано и не превышает 10-15 мин. Поэтому выступление должно быть тщательно продумано. Общая структура доклада может быть следующей:

Формулировка темы исследования.

Представление исполнителей и научного руководителя работы.

Актуальность исследования.

Цель работы и задачи исследования.

Гипотеза.

Методика проведения.

Результаты исследования.

Выводы исследования.

        Написание исследовательских работ требует времени и подготовки, от которого зависит успех всей исследовательской работы школьника. Работу готовим в течение нескольких недель или всего учебного года. Конечно,  далеко не все дети хотят и могут заниматься этим видом деятельности. Но в любой школе есть такие ребята, которым свойственна жажда открытия, стремление проникнуть в тайны природы.  С целью развития интеллектуальных способностей в  самостоятельной творческой деятельности, с учётом индивидуальных способностей и склонностей в нашей школе  существует научное общество учащихся «Экощит», руководителем которого являюсь я. Вместе с руководителями школьного методического объединения мы разработали пакет документов, планируем  работу общества на год и как результат ежегодно проводим школьную конференцию, на которой учащиеся представляют свои исследовательские работы.

   Школьное  научно  общество (НОУ) – форма внеклассной работы, которая сочетает в себе работу над учебными  исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, публичных защит, конференций и др., а так же встречи с представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования.  НОУ  как сообщество детей и взрослых несёт в себе большой воспитательный потенциал. Кроме работы над учебными исследованиями ребята могут получить в НОУ опыт самоуправления, развития своих коммуникативных способностей, а так же приложения своих творческих сил в области искусства, литературы.

      Цели НОУ: выявление и поддержка учеников, склонных к занятиям исследовательской деятельностью; развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся; поддержка научно-исследовательской работы в школе. В состав общества входят секции, в которых под руководством учителей школы по желанию и согласно своим возможностям работают учащиеся.  В 2010 году в рамках программы НОУ   ученица 11 Б класса Каткилева Елена и ученик 10 класса Айваседо Максим  писали  работу на тему: «Исследование и оценка экологического состояния города Тарко-Сале» . Эта  работа была отмечена экспертным советом на школьной конференции, и  Елена и Максим  представляла её на районной научно-практической  конференции школьников «Я намечаю путь к открытию…», где  были  награждены Дипломом II степени. В 2011 году Айваседо Максим изучил проблему бродячих собак в городе и написал научно-исследовательскую работу по теме «Бродячие собаки в городе Тарко-Сале и её окрестностях». Работа была представлена на научно-практической конференции школьников «Я намечаю путь к открытию…» и была отмечена Дипломом III степени.

 Следует отметить, что ребята сами выбирают НОУ и  область знания, в которой они хотели бы писать работу. Работа руководителя сводится к тому, чтобы помочь ребёнку правильно сориентироваться в выборе темы, в постановке цели и задач, помочь выбрать правильно методику.

     Кроме настоящих школьных исследований, которые требуют времени и детальной подготовки, на уроках я применяю элементы исследовательской деятельности, что так же способствует развитию познавательного интереса учащихся, закреплению основных  понятий и развитию  мышления.  Такая  работа не должна требовать сложного или специального оборудования. В ходе её проведения   развиваются следующие исследовательские умения: понимание сущности  проблемы и формулирование проблемного вопроса, обоснование гипотезы, определение задач исследования, отбор и анализ литературных данных, проведение эксперимента и наблюдения, обработка результатов, формулирование выводов, оформление отчёта о выполненном исследовании.

Формирование экологической культуры у учащихся в практике воспитательной работы.

       Основы экологического мировоззрения следует формировать на протяжении всего учебно-воспитательного процесса, а не только при изучении  естественно-научных дисциплин. В педагогической науке существуют два термина: «экологическое воспитание» и «экологическое образование». Первое невозможно без второго, и в то же время знания сами по себе ещё не определяют направленность деятельности человека.  Воспитание экологической культуры у учащихся подразумевает формирование представлений о том, каким должно быть взаимодействие  человека и природы.  Воспитывая культуру поведения, важно не забывать о способах  и формах самовыражения, самореализации  подростка, прививать им новые представления о нормах и правилах поведения современного человека. Экологическая культура – это социально необходимое нравственное качество современной личности. Его составные части:

знания человека о природе, взаимосвязях в природе, взаимосвязях общества и природы, способах сохранения и оказания помощи природной среде;

интерес к природе, к живым и неживым её компонентам, к проблеме её охраны;

чувства нравственные (любовь, жалость, сопереживание, стыд и т.д.) и эстетические (восхищение, удивление, любование и т.д.);

позитивная разнообразная деятельность, направленная на сохранение и приумножение природы, достойное поведение человека в окружающей среде;

мотивы, определяющие поступки детей в природе (познавательные, санитарно-гигиенические, эстетические и т.д.).

 На основании взаимосвязи этих компонентов у школьников формируются новые ценностные ориентации, стремления, жизненная позиция. Для того чтобы формировать экологическую культуру у школьников, необходимо проводить систематическую воспитательную работу. Я провожу следующие мероприятия  в системе воспитательной работы.

Познавательные мероприятия.  Сюда относятся массовые формы работы (день экологических знаний, неделя экологии.)

Игровые формы работы. Экологические игры типа КВН, «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?», «Поле чудес». Экологические викторины на темы: «Охраняемые  растения ЯНАО»,  «Редкие животные ЯНАО», «Лесная аптека» и т.д.  Деловые и ролевые игры.

Практические мероприятия. Пропаганда и разъяснение идей охраны природы

    ( беседы с родителями; изготовление плакатов, рисунков; выпуск стенгазет и т.д.).

    Сохранение  и использование эстетических  ценностей природы (сбор природного

    материала; изготовление панно из сухих растений, поделок из природного  

    материала).

        Используя подобные формы работы можно отметить, что у ребят повышается мотивация к предмету, а знания, полученные на уроках, становятся более прочными. Школьники учатся вести себя в природе, учатся наблюдать и сравнивать. Дети учатся понимать друг друга и становятся более внимательными к живой природе. А это значит, что у ребят начинает формироваться новый взгляд на взаимоотношения человека и природы, формируется экологическое мировоззрение, неотъемлемой частью которого является – экологическая культура.

ИПМ 5.  Результативность опыта.

Педагогические обобщения.

         

Результативность олимпиад по биологии и экологии

(количество мест)

Учебный год

Уровень

Биология

Экология

2007- 2008

Районный

1

1

Областной

-

-

2008-2009

Районный

2

3

Областной

-

1

2009-2010

Районный

5

2

Областной

-

1

2010-2011

Районный

1

1

Областной

-

-

Результаты анкетирования учащихся за 2007 -2010 год.

Результаты итоговой аттестации за курс средней школы

 (результаты ЕГЭ).

Учебный

год

Общее количество учащихся

результаты

Результативность

Уровень качества

«5»

«4»

«3»

«2»

2006-2007

2007-2008

      4

      5

0

2

3

2

1

1

0

0

    100%

     100%

      75%

      80%

Учебный год

Сдавали

Не сдали

Результативность

2008-

2009

12

-

100 %

2009-

2010

11

-

100 %

2010-

2011

3

-

100%

Профессиональная ориентация выпускников:

Название учебного заведения

Количество выпускников

(за 2009-2012 год)

Салехардский многопрофильный колледж

2

Тобольский медицинский колледж

2

Тюменский медицинский колледж

1

                                                                             Список литературы.

Алексеев С.А., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум школьника: Методическое пособие для учителя. – Самара: «Учебная литература», 2006 год. – 144 с.

Белова Н.М., Наумова Н.Н. Экология в мастерских. Методическое пособие. – С.-П.: «Паритет», 2004 год. – 224  с.

Васильева Т.В. Формирование экологических знаний у учащихся средних классов// Биология в школе. Учителю экологии. – 2007 год, №3, стр. 7 -10.

Герасимова Н.Н., Горсткина З.Н. и др. Новые подходы к экологическому воспитанию школьников (в содружестве с природой).: Методические рекомендации по экологическому образованию и воспитанию школьников. –Тула: ТО ИПК, 1991 год. -49 с.

Глазачёв С.Н. Экология и образование: на пути к культуре мира//Биология в школе. – 1999 год, №3, стр. 5 -10.

Галеева Н.Л. Сто приёмов учебного успеха на уроках биологии.- М.: Методическая литература, 2006 г.

Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. - М.: Вербум –М, 2001 год. – 48 с.

Дереклеева Н.Д. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся. – М.: Методическая библиотека, 2008 г.

Егоров Л.В. Основы организации научно-исследовательской работы// Биология в школе. – 1999 год, №6, стр. 42 -45.

Квасова Л.С., Фролова Н.А. О некоторых аспектах экологического образования школьников// Биология в школе. – 1998 год, №3, стр. 36 – 40.

Кулев А.В. Научный доклад как итог исследовательской работы школьника// Биология в школе. – 2003 год, №1, стр. 53 -56.

Лаптева И.С. Воспитание экологической культуры подростков// Биология в школе. – 1997 год, №5, стр. 72 -75.

Мамедов Н.М., Суравегина И.Т. О требованиях к уровню подготовки учащихся по экологии//Биология в школе. – 1996 год, №3, стр. 33 – 37.

Можарова З.А. Программа по экологическому воспитанию// Биология в школе. – 2001 год, №5, стр. 49 -52.

Моисеев Н.Н. Экологическое образование и экологизация образования// Биология в школе. – 1996 год, №3, стр. 29 -32.

Педагогический поиск/ Сост. Н.И.Баженова. – М.: Педагогика, 1988 год – 544с.

Петунин О.В. Формы и методы работы в профильных классах// Биология в школе. – 2005 год, №3, стр. 25 – 30.

Русских Г.А. Технология проектного обучения.//Биология в школе. – 2003 год, №3, стр. 21 – 30.

Савенков А.И. Путь в неизведанное: Развитие исследовательских способностей школьников: Методическое пособие для школьных психологов. – М.: Генезис, 2005 год. – 203 с.

Самкова В.А. Проекты как форма организации экологически ориентированной деятельности школьников// Биология в школе. Журнал в журнале для учителя экологии. – 2002 год, №7, стр. 9 -11.

Сатбалдина С.Т. Формирование исследовательского мышления у учащихся. //Биология в школе. – 2007 год, №4, стр. 31-34.

Сухова Т.С. Как повысить результаты в обучении. Советы учителю биологии и природоведения. – М.: «Столетие», 1997 год. – 112 с.

Теплов Д.Л. Формирование экологического мировоззрения школьника// Биология в школе. Учителю экологии. – 2001 год, №5, стр. 2 -4.

Тимофеева А.Н. Биоэкологические исследования школьников// Биология в школе. – 2007 год, №1, стр. 45 – 50.

Тяглов Е.В. Исследовательская деятельность учащихся по химии. Методология, методика, практика. – М.: Глобус, 2007 год. – 224с.

Фамелис С.А. Организация исследовательской работы учащихся//Биология в школе.- 2007 год, №1, стр. 40 – 44.

Фамелис С.А. Тьюторское сопровождение исследований учащихся.//Биология в школе. – 2007 год, № 2, стр.57-63.

                                             

                                                               Приложение 2.

Тезисы.         «Исследование и оценка экологического состояния города Тарко-Сале. Составление экологической карты.»  Айваседо Максим Александрович  10 класс, МООУ «Санаторная школа-интернат» Научный руководитель,  учитель биологии МООУ «Санаторная школа-интернат» Набиуллина Флорида Загидулловна         

                     «Пур, Айваседо, Тарко-Сале – нет лучше места на земле», так поется в песне о нашем любимом городе.   Я, как и многие,  своё будущее связываю  именно  с этим городом. Поэтому  мне  не безразлична судьба моего  города, я не равнодушен  к ее проблемам. Поэтому считаю, тема, выбранная мною,  актуальна и имеет большое значение для развития  города Тарко-Сале.  Целью  данной работы является   изучение  природной  среды  города и выявление  экологических проблем;  составление  экологической  карты  города, позволяющей дать реальную оценку ее состояния;   привлечение  общественности  к его экологически неблагополучным объектам;  разработка  рекомендаций для решения проблем.

  В ходе работы изучены следующие  экологические проблемы города

загрязнение атмосферы

 качество питьевой воды

состояние естественной флоры окрестностей города

полигон твердых и жидких бытовых отходов, утилизация отходов

Методы, используемые при выполнении работы:  организована  экологическая группа «Экощит»;  рейды по городу;  экскурсии в природоохранные  организации, встречи с их  сотрудниками;  беседа с  простыми  жителями,  неравнодушными к проблемам города;  работа с источниками.  Проведение  видео- и  фотосъемок.

Источники загрязнения атмосферы.  Основным источником загрязнения атмосферного воздуха в городе является автотранспорт. В выхлопных газах автомобилей содержатся оксид углерода, и оксид азота, которые приводят к серьезным заболеваниям.

            Известно, что одна единица автотранспорта ежегодно поглощает из атмосферы в среднем  4 тонны кислорода, выбрасывая при этом с отработанными газами  800 килограммов оксида углерода, 40 килограммов оксидов азота. Чтобы узнать, сколько единиц автотранспорта имеется в нашем городе,  какую массу кислорода за сутки может поглощать это количество,  и сколько  будет выделено   оксида углерода, оксидов азота, мы обратились  в ГИБДД города.  Оказалось, что на учете  состоит 7757 единиц автотранспорта.  Подсчитали, что в день такое количество поглощает  кислорода – 85 тонн,  и при этом выделяется углекислого газа  -  17 тонн,  оксидов азота – 854 килограммов.

           Определили  улицы с наиболее интенсивным движением, произвели учет автотранспорта за единицу времени, для чего в час пик  побывали  в разных частях города и посчитали  количество проезжающего  транспорта за одну минуту. Оказалось, что с наиболее интенсивным движением являются  улицы Тарасова, Губкина, Республики, Мезенцева, Мира, 50 лет Ямалу, Таежная, где  за одну минуту проезжает 19 единиц автотранспорта.  

             Улицы с наиболее интенсивным движением автотранспорта нанесли на экологическую карту. (Приложение1)      

Так как для очистки воздуха от вредных примесей, пыли зеленые насаждения имеют большое значение, мы предлагаем озеленять улицы. Для озеленения  в нашем регионе используются местные породы деревьев - лиственница, береза извилистая, рябина, ива, осина, черемуха.  Изучили  историю озеленения города. Озелененными участками в г.Тарко-Сале являются  район Администрации города, Центральной библиотеки, ОВД Пуровского района,  улица Ленина, Совхозная, территории средней школы №1, средней школы №2, микрорайон Советский, улица Юбилейная,  территории  магазинов и детских садов.

 В целом , состояние атмосферы  в городе является благополучным и пригодным для проживания и следует отметить, что благоустройство города и  озеленение  являются приоритетной задачей  Администрации города.

           Источник водоснабжения. Анализ питьевой воды.

             Для изучения источника хозяйственно-питьевого водоснабжения  и его состояния мы  побывали  в санитарно-эпидемиологической станции. Выяснили, что источником являются артезианские скважины, их 9, из скважин  вода поступает в водозабор, находящийся на расстоянии от города в 5 километрах в сторону Тарасовского месторождения. Глубина скважин составляет 140-150 метров. В сутки емкость накапливает до 1 кубического метра воды. По качеству вода не соответствует санитарно-эпидемиологическим нормам   по содержанию железа.  Согласно мониторинга в питьевой воде  содержание железа  превышает.  

              Очистные сооружения расположены напротив ГИБДД, там вода очищается от железа  методом электродиализа. Данный метод начали применять недавно, он  дорогой, но намного  эффективный по сравнению с ранее применяемым методом – озонированием, при котором в качестве окислителя применялся озон, являющийся как окислитель очень мощным и  взрывоопасным.

              Необходимо отметить, что состояние водопроводных сетей не соответствует нормам, особенно в старой части города. В старых трубопроводах происходит само по себе присоединение  к питьевой воде железа, превышая ее содержание.  

         С целью выявления содержания железа в питьевой воде, мною произведены расчеты, которые позволяют сделать вывод о том, насколько превышает норму содержание железа в разных частях города в разные  сроки, учитывая допустимое содержание железа в питьевой воде -  0,3 миллиграммов на один литр воды.  

     Таблица 1.        Сравнительная характеристика питьевой воды по содержанию железа в разных частях города.  

Показа-

тель

норма

сроки

забора

проб

улица      Новая

улица Авиато-

ров

превышение

улица Набереж-

ная

превы

шение

железо

  0,3 мг/л.

14.01.10.

   0,14

   3,28

в 10,5 раз

  0,34

норма

16.02.10.

    0,52

    1,3

в 4  раза

   2,04

в 6,8 раз

15.03.10.

   0,51

    3,1

в 10,3 раз

   1,78

в 5,9 раз

 

В данной таблице новая часть города представлена улицей Новая, старая часть - улицами Авиаторов, Набережная.

Таблица позволяет сделать вывод о том, что содержание железа превышено в старой части города,  так как в старых трубопроводах происходит  присоединение питьевой воде железа, превышая норму, тогда как в новой части города содержание железа остается в норме.                                                         

         Вода с повышенным содержанием железа имеет характерный ржавый цвет, металлический привкус, в такой воде неприятно стирать, использовать для приготовления пищи, оставляет ржавые пятна на любой поверхности. В воде, содержащей железо, образуются железобактерии, являющиеся рассадником более опасных бактерий. По мере нарастания бактерии образуют красно-коричневые наросты, забивая трубы и снижая напор воды.  Повышенное содержание железа в воде, следовательно в организме человека является причиной серьезных  аллергенных заболеваний.   Учитывая опасность воды с повышенным содержанием железа, я рекомендую заменить старые трубопроводы на новые. Старая часть города, как неблагополучная по содержанию железа в питьевой воде, нанесена на экологическую  карту.  (Приложение 1, страница I)       

В этом случае  рекомендуем   заменить  старые трубопроводы  на новые.

                Старая часть города, как неблагополучная по содержанию железа в питьевой воде, нанесена на экологическую  карту.  (Приложение 1)

           Состояние естественной флоры окрестностей города.

               Для изучения естественной флоры выбрали  пробный  участок естественного леса площадью 10х10 метров  в районе  Третьей речки, где изучили  видовой состав растительности,  состоящий из  карликовой берёзы, кедра, лиственницы, сосны, кустарников, ягеля. На пробном участке обнаружили, что вытоптанность растительного покрова составляет 100%,  выявили места кострищ, где травяной покров уничтожен полностью, три тропинки.  Все это результат негативного  воздействия  горожан на участок естественного леса.  Данную проблему  предлагаем  решить так:  выделить земельный массив  для отдыха горожан. Таким образом,   в районе Третьей Речки из-за  частой посещаемости горожанами произошла деградация природного ландшафта. Отмечу, что в условиях низких температур растительность восстанавливается очень медленно.  Исследованный участок, как  экологически неблагополучный, нанесен  на экологическую карту. ( Приложение )

      Полигон твердых и жидких бытовых отходов. Утилизация отходов.

     Полигон твердых  и жидких бытовых отходов находится за городом на расстоянии 3,5 километров. Площадь составляет 300 000 квадратных метров. В месяц вывозится 2,5-3 тонны твердых бытовых отходов, 2,5-3 кубических метра  жидких бытовых отходов. Вывоз  производится специальными машинами  МУП  «Дорожно-строительное Управление».

           Побывав на полигоне,  выявили  следующие нарушения: не учтены почвенные особенности территории при выборе участка  для  устройства полигона - устроен на торфе, и вследствие этого, в  июне 2009 года случилось  самовозгорание  полигона; отсутствует минилаборатория, которая должна производить анализ проб почв, грунтовых вод, загазованности; отсутствует сортировочный комплекс, ограждение, траншеи, катлован куда должны сливать жидкие отходы. Не ведется мониторинг, позволяющий вести наблюдение за состоянием воздушной среды, почвы, грунтовых вод  в полигоне.

           Анализ структуры отходов  показал,   что в его  состав входят  бумага, пищевые отходы, железо и сплавы, стекло, пластмассы, древесина, резина и кожа, текстиль, алюминий.  Причем,  все перечисленное  может   быть переработано вторично и успешно использовано. Например, отходы древесины можно использовать для получения ДСП; некоторые виды пластмасс можно плавить, придав необходимую форму;  из некоторых видов пищевых отходов можно получить этиловый спирт. Поэтому, я считаю, что захоронение отходов, пригодных для вторичного использования – это бесхозяйственность и предлагаю способ использования пищевых отходов.

         Пищевые отходы невозможно использовать вторично, зато при сжигании выделяется тепло, которое можно использовать для выращивания овощей – огурцов и помидор. Проживая в наших климатических условиях, северянину  необходимо постоянно следить за своим здоровьем, употреблять витамины, содержащиеся прежде всего в овощах и фруктах. А овощи и фрукты  на столе у нас на Севере  пока только привозные,  да и неизвестно какого качества и по недешевой цене. Поэтому, построив теплицу, и, используя тепло после сжигания пищевых отходов, можно выращивать свои огурцы и помидоры для снабжения хотя бы части населения  овощами собственного производства,  например детские сады.

          В Пуровском районе  пока нет ни одного завода по вторичной переработке.

         Полигон твердых и жидких бытовых отходов, как самая опасная экологическая точка в городе, нанесена на карту.  (Приложение 1)

                                                                  Составление экологической карты.

Составлена экологическая карта города, отражающая наиболее серьезные экологические проблемы города (собранная информация нанесена на географическую карту в виде условного знака – квадратов красного цвета).             Приложение 1

Улицы  Тарасова, Губкина, Республики, Мезенцева, Мира, 50 лет Ямалу,  Таежная являются  улицами  с наиболее итенсивным движением автотранспорта, следовательно, с наибольшим количеством выхлопных газов.

            В водопроводной сети старой части города содержание железа превышает норму.

В районе Третьей Речки   наблюдается низкая жизнеспособность естественного леса.

 Допускаются  серъезные  нарушения  в полигоне бытовых отходов.

5 июня – Всемирный день охраны окружающей среды и данную работу я посвящаю этой дате!

                                          III.    Заключение.

В данной работе освещены наиболее значимые для здоровья человека экологические проблемы, существующие в городе. Использован картографический материал для  составления экологической  карты, где  нанесены    экологические точки, представляющие опасность для здоровья населения.  Для проведения  исследований использовались различные источники информации. Использованный  цифровой материал характеризуется достоверностью. Проанализированы  и выделены наиболее острые проблемы, дана самостоятельная оценка этим проблемам. Разработаны  практические рекомендации по  устранению экологических проблем в городе.

                                                          Список литературы

Баштаник Д. В. , Баштаник Л. П.  «Экология для учащихся 9-11 классов и поступающих в ВУЗы», Волгоград, Братья Гринины, 2000.

Гринчук М. М.  Экологическое право. Москва. «Юрист», 2000.

«К истокам Земли Пуровской». Сборник материалов III научно-практической конференции школьников, 2003.

Кузнецов В. Н. «Экология России», Москва, АО «МДС», 1996.

Новиков Ю. В. Природа и человек. Москва. Просвещение, 1991.

Энциклопедия для детей. Экология. Москва. «Аванта+», 2005.

                               

                           Тезисы.  «Бездомные  животные - дело всех и каждого!»

                             Айваседо Максим Александрович 

                            10 класс, МООУ «Санаторная школа-интернат» 

                              Набиуллина Флорида Загидулловна

Научный руководитель,  учитель биологии МООУ «Санаторная школа-интернат»

тел. 89222838442

                       

                      I. Введение.   На протяжении многих тысяч лет собака является частью жизни человека. За это время она обрела  преданность к  своему хозяину.

                 В этом году  наш народ  отметил  66-летие со дня победы в Великой Отечественной Войне,  и ещё живы в памяти людей,  как их преданные друзья-собаки  шли   в атаку. В  1944  году в нашей армии насчитывалось 60 тысяч служебных собак!  Они уничтожили 300 вражеских танков, обнаружили 4 миллиона мин,  вывезли с поля боя 680 тысяч раненых.

                  Собака - преданный друг человека.  А человек  собаке?   Как  мы допустили,  что сегодня  наши преданные друзья бродят по нашим улицам бездомными, голодными  в поисках укрытия и пропитания?  Неужели мы ничего не сможем сделать, чтобы помочь нашим четвероногим друзьям? Ответ на эти вопросы  делает мое  исследование по данной теме  актуальным, так как он затрагивает очень важную проблему современного общества - проблему бездомных животных.  К сожалению, пока нет научного подхода к ее решению.

Объект исследования: бродячие собаки. 

Предмет исследования: взаимоотношение людей и бродячих соба

                                                                                                                                                                                     

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           Цель: Изучить причины появления проблемы бездомных собак, выяснить существующие способы решения и предложить  гуманные способы регуляции бездомных собак.

  Задачи:    

            1. Собрать и проанализировать  информацию по проблеме бездомных  собак,  определить причины увеличения  их численности.    

            2. Провести социологический  опрос населения  и узнать, знают ли они проблему бездомных собак,  какова  нравственная позиция их  к данной проблеме.

            3.   Проанализировать   нормативную  базу,  регулирующую наше отношение к животным.  

Методы:   наблюдение, обобщение данных научно-популярной литературы, изучение правовых документов, интервью, социологический опрос, анализ статистических данных, обработка полученной информации.                                                                            Гипотеза: Равнодушное отношение людей к судьбе бродячих собак, создающих проблемы жителям, влияет на увеличение их численности, но, в то же время, есть пути уменьшения количества бродячих собак.  

                                                       Основная часть.

             Бродячие собаки - это собаки, находящиеся на территории населенных пунктов и в окрестностях без  контроля человека,  именующиеся по- разному:  безнадзорные, беспризорные, бродячие, бездомные, уличные,  полувольные. Бродячие собаки не имеют хозяина и самостоятельно добывают пищу.  Имеют жалкий вид, попрошайничают, собираются в стаи, среди них встречаются много больных.   Занимаясь не первый год  изучением  экологических проблем, я обратил внимание,  что для нашего города проблема,  именно сегодня,   также обострилась и является актуальной.  

                 Исследование проводилось в трех   аспектах:  

1.   биологический

2.   социально - нравственный

3.   юридический.  

               Биологический аспект проблемы.   По моим наблюдениям и информации, полученной от местных жителей, были отмечены на карте города те участки, на которых наблюдается высокая численность бродячих собак:                                                      

Старая часть поселка - много разрушенных зданий, открытых теплотрасс, несанкционированных свалок, что создает условия для бездомных собак. В условиях города бродячие собаки стремятся к объединению в стаи, имеющие свою территорию, места кормежек. Внутри стаи есть вожак (самец- лидер) - самый сильный, агрессивный и умный зверь, которому подчиняются остальные  Он выбирает маршрут движения стаи, тактику действий в сложных ситуациях. Стая собак наиболее опасна для человека.  Наблюдая  маршрут движения бродячих  собак,  я пришёл к выводу,  что  стаи из  старого поселка переходят  на полигон бытовых отходов.

Полигон бытовых отходов,  куда  из города ежедневно вывозятся  обильные  пищевые  отходы, служащей  кормовой базой  для бродячих  собак.  Побывав на полигоне, я выявил несколько стай, состоящих из 6-7 особей, имеются щенят.                 

Микрорайон Советский -  в районе наблюдается обитание  бездомных собак,  которые причиняют  различные неудобства  жителям:  жители не  могут  спокойно дойти  до магазина «Роза ветров»  из-за постоянного обитания возле него двух бездомных собак. Известен случай обитания бездомной собаки  с  щенками в подвале одного из домов.  При встрече с подполковником  милиции  Александром Михайловичем  Варава,  я выяснил, что    04.08.2010 собака  в данном микрорайоне напала на несовершеннолетнюю  девочку.  

 Центр города,  выяснил, что бездомных собак здесь меньше всего,  это  связано  с относительно благополучной санитарной обстановкой в этом районе.  

                  Так как официальные методики подсчета бродячих собак отсутствуют, то я патрулировал выбранные участки, чтобы подсчитать количество бездомных   В течение двух месяцев в одно и то же время  осуществлял патрулирование выбранных участков с  целью подсчёта бездомных собак, выявления  мест их кормления и убежищ.

           Таким образом, я узнал,  что в городе обитает примерно 200 бродячих собак. Используя данные последней переписи населения нашего города - 20093 человек,  я  определил  среднее  количество жителей  на 1 бездомную  собаку: 20093  человек   :  200 собак  = 101 человек на одну бездомную собаку  

                  А страшно ли это?   Если учесть какую травму может причинить собака при нападении, то страшно.:  какое  физическое и психологическое   увечье при нападении на человека  может причинить   собака,  то страшно. Районным Отделом Внутренних Дел   Пуровского района  в 2010 году зарегестрировано  14 обращений граждан,  а 2011году  всего за четыре месяца - 11 обращений.  

                    Я исследовал суточную  активность  бродячих собак и выяснил,  что она связана с суточной активностью человека,  и приходится на 17-18 часов.  В это время люди  возвращаются с работы, заходят попутно в магазины,  на почту. Собаки мешаются, не дают пройти,   попрошайничают,   иногда проявляют агрессию,  могут нападать.   Нападению  прежде всего подвергаются физически слабые - дети,  женщины,   инвалиды,  молодые мамы с колясками.  Таким образом,  бездомные собаки  подстраиваются под ритм человека,  то есть суточная активность  человека и бродячих собак совпадают, что создает массу неудобств и опасность.          

               Я исследовал,  какими же способами  регулируют численность бездомных собак в нашем городе?  Традиционно применяется   отлов и отстрел и это происходит на

глазах у детей и взрослого населения, что  травмирует сознание людей.  Требуется разработка гуманных способов регулирования численности бездомных  животных.  Было выявлено, что тела умерших собак выбрасываются на полигоне бытовых отходов на открытой местности,  которые  медленно гниют, распространяя  запах, что может привести к  возникновению  эпидемий

            Я считаю, что отстрел собак является недопустимым и аморальным поступком. Популяцию бездомных собак можно регулировать более гуманными способами: стерилизация собак и подконтрольное размножение, помещение животных в приюты, поиск старого и нового хозяина, введение закона об ответственности хозяина за выбрасывание собаки на улицу. Гуманное отношение подразумевает  соблюдение  правил содержания собак. Люди должны быть в ответе за тех, кого приручили.  Отлов, отстрел с последующим сжиганием    в  печах,  необходимо использовать только для  агрессивных, больных, старых  собак.   (Приложение I V, страница VI ).  Печь для утилизации тел отстрелянных собак недавно приобрели для нашего города.  

 Выводы:   Исследования показали, что высокая численность бродячих собак наблюдается на полигоне бытовых отходов.

 Социально-нравственный аспект проблемы.   Цель - выяснить отношение горожан к проблеме бездомных собак, насколько информированы жители города о роли и состоянии бездомных животных, какова нравственная позиция горожан к данной проблеме.  Мною был проведён  социологический опрос, в котором участвовало 100 человек:  учащиеся  нашей школы, учителя,  жители разных микрорайонов. Ответы людей разделились на 4 группы:  мнения мужчин (26 человек), молодых мам,  женщин и бабушек ( 38 человек),  детей (20 человек).   Все ответы на вопросы были внесены в таблицы.

Как вы относитесь к бродячим собакам?

Варианты ответов

Мужчины

Молодые мамы, женщины, бабушки

   Дети

% от опрошенных

безразлично

19чел.- 73%

17чел.-31%

0

36чел.-36%

отрицательно

5чел.-19%

27чел.-50%

0

32чел.-32%

жалко

2чел.-8%

10чел.-19%

20чел.-100%

32чел.-32%

Вывод:  Из полученных данных настораживает то, что более одной трети опрошенных людей безразлично относится к бродячим собакам. Причем, самый высокий процент получен в группе мужчин.  Радует отношение детей -100%  ребят жалеет собак, это значит, судьба бездомных животных волнует подрастающее поколение.  

  Как вы считаете, опасны ли бродячие собаки для людей?

Варианты ответов

   Мужчины

Молодые мамы, женщины, бабушки

      Дети

% от опрошенных

опасны

 23чел.-88,5%

54чел.-100%

18чел.- 90%

95чел.-95%

не опасны

3чел.-11,5%

2чел.-10%

5чел.-5%

Вывод:  Большинство людей, учавствовавших в опросе, считает, что бродячие собаки опасны для людей - 95%. Все опрошенные молодые мамы и бабушки переживают не только за себя, но прежде всего за своих маленьких детей и внуков. Взрослые женщины сами опасаются нападений со стороны бездомных  собах.

Какой способ сокращения численности собак вы считаете наиболее приемлимым?

Варианты ответов

   Мужчины

Молодые мамы, женщины, бабушки

      Дети

% от опрошенных

только гуманными способами

26чел.-100%

45чел.- 83%

20чел.- 100%

91чел.- 91%

любым способом

9 чел.- 17%

9чел.- 9%

Выводы:  91% опрошенных высказывается за гуманные способы сокращения численности бродячих животных и только 23,6%  (группа молодых мам и бабушек) считает приемлемыми любые способы, даже самые жестокие. Возможно, это объясняется беспокойством за детей и внуков, а может быть, агрессивным настроем молодых мам.

.Могли  бы вы взять собаку с улицы к себе домой?

Варианты ответов

Мужчины

Молодые мамы, женщины, бабушки

   Дети

% от опрошенных

готовы взять

0

2чел.-4%

6 чел.-30%

8чел.-8%

категорически нет

23 чел.-88%

49чел.-91%

4чел.-20%

76чел.-76%

не знают

3чел.-12%

3чел.-5%

10чел.-50%

16чел.-16%

Выводы: Из всего количества опрошенных взять бездомную собаку могло бы только 8%. Это очень низкий показатель. 76%категорически не желает брать собаку с улицы. Люди объясняют это тем, что не позволяют жилищные условия, нет средст, чтобы покупать собаке корм. А большинство людей желают держать дома породистую собаку. Дети не уверенны, разрешат ли им родители привести домой бездомную собаку. Низкий уровень спроса на животных с улицы можно изменить.  Для этого необходимо проводить разъяснительную работу среди взрослых.( Например, в школах на родительских собраниях; в акциях, посвященных бездомным собакам, со страниц газет и журналов и т.д.).  Для детей нужны тематические утренники, классные часы, беседы, в которых будут затронуты вопросы о бродячих собаках, конкурсы рисунков на тему «Мечтаю стать домашней собакой!», «Я  и мой новый хозяин», «Стал домашним псом!» и т.д.

Считаете ли вы, что в Тарко-Сале необходим приют для бродячих собак?

Варианты ответов

   Мужчины

Молодые мамы, женщины, бабушки

      Дети

% от опрошенных

за открытие приюта

   17чел.-65%

41чел.-76%

20чел.-100%

78чел.-78%

против открытия

9чел.-35%

13 чел.-34%

22чел.-22%

Вывод:  Большинство опрошенных людей считает необходимым открытие в Тарко-Сале приюта для собак (78%).                      

 Юридический аспект проблемы.   Я исследовал с  международный  опыт  решения проблемы бездомных животных и российское законодательство.  

      Международный опыт и способы решения проблемы  безнадзорных животных в российских городах:  

   - стерилизация безнадзорных собак с возвращением на прежние места обитания                    создание пожизненных приютов для безнадзорных собак и кошек (реализуется в некоторых странах с небольшим количеством безнадзорных животных);

          - содержание безнадзорных животных гражданами по договору платной опеки (принципиально новая концепция);  создание приютов-распределителей,  где отловленные животные передерживаются в течение определенного срока и при отсутствии на них спроса (владельца) усыпляются. Применяется во многих европейских странах - Англия, Германия,  США, где спрос на животных примерно соответствует предложению и большая часть животных из этих приютов обретает новых владельцев;  однако, такая концепция не приемлема для России, где спрос на собак практически отсутствует, и в результате, всех животных в таких приютах - распределителях через определенное время ждет неминуемое уничтожение. Есть и «негуманные»  способы регуляции численности бездомных животных:  регулярный  отстрел или отлов безнадзорных собак с целью их уничтожения или усыпления   (применяется сегодня на большей части территории  России).  Выступая за гуманное отношение к брошенным без попечения животным,  мы должны опираться не только на силу убеждения и примера, но и применять установленные законом меры ответственности,  в том числе административные и уголовно-правовые.

               Наше отношение к животным регулируют:   Конституция РФ,  Гражданский кодекс,   Декларация защиты животных.

              Свободное обитание бездомных животных в городе нарушает права тех людей, для которых благоприятная окружающая среда несовместима с постоянным повышенным риском нападения на них безнадзорных собак. Так как собаки нападают избирательно, то, следовательно, нарушаются  гарантированные  Конституцией РФ  (статья 6 ч.2; статья 17 ч. З; статья 19 ч.2 и ч. З)   равные права и свободы граждан:  более ущемленными перед

опасностью подвергнуться  нападению безнадзорных собак оказываются физически слабые люди: дети, инвалиды, пожилые, женщины (зависимость от пола),  а также люди, например,  живущие рядом с пустырями и иными местами дислокации стай собак (зависимость от места жительства) и т.д.  При этом нарушаются права граждан на свободу передвижения и на доступ к объектам социальной инфраструктуры, предусмотренные федеральным законодательством.  

         По действующему законодательству забота о бездомных животных возложена на Муниципальные власти. До последнего времени эта проблема решалась путём отлова и уничтожения животных. Конституция РФ гарантирует права каждому гражданину. В данном случае причиной нарушения прав являются безнадзорные животные.  Выводы:  муниципальные власти обязаны принять меры, чтобы очистить улицы от безнадзорных животных (реализуя права одних людей), но, не уничтожая их, а обеспечив их благополучное существование.

                                                                 Заключение

                 В нашем городе проблема бродячих  собак существует и стоит остро. Регулированием численности бродячих собак муниципальные власти занимаются, но  только по фактам нападения на человека. Способы регуляции негуманные - отлов, отстрел, выброс на открытой местности тел отстрелянных собак.  С бездомностью животных необходимо бороться, но только с бездомностью, а не с животными.  Я предлагаю:

  1. открыть государственный  приют для собак, что позволит  уменьшить количество       бездомных собак

       2. ответственность владельцев за преднамеренное выбрасывание животного  закрепить законодательно.

численность бродячих собак необходимо регулировать максимально гуманными способами.

постоянно проводить разъяснительную работу среди населения, что будет способствовать  повышению спроса на бездомных собак.

                       В результате проведенных исследований я пришел к следующим выводам: обозначенная мною гипотеза полностью потвердилась.

         С бездомностью животных нужно бороться, но только с бездомностью, а не с животными.  Необходимость принятия в России мер по решению проблемы очевидна и давно назрела.  Гуманность не возникает сама собой. Гуманность возникает, когда в её сторону изменяется реальная  жизнь, пусть даже медленно.

                                                        Список литературы:

Акимушкин М.И. Мир животных. Насекомые. Пауки. Домашние животные.- 3-е изд. Испр. и доп.-  М. Мысль, 1993- 462с.

Большая советская энциклопедия. Главный редактор  Б.А. Введенский. -2-е изд.: том №23, №39

Букин А.П. В дружбе с людьми и природой: кн. Для учителя - М.Просвещение. 1991-159 с.

Газета Биологии 39/1997

Гусев В. Животные у нас дома: Справочное пособие.- М.:Экология, 1992-366с.

Дмитриев Ю.Д. Соседи по планете- домашние животные:научно-художественная лит-ра // Худож. А. Ааповок и  О. Колдакова.- М.,Дет. лит., 1990-288 с.

Заворотов В. Нужны ли роботу ноги // Юный натуралист. 1984г. №2

Коробельников В.А. и др. Легенды и быль о собаках. Первые прирученные человеком: кн. Для учащихся  // В.А. Коробельников, Т.В. Коробельникова,       А.В. Коробельников.-М. Просвещение; 1993-225с.

Нога Г.С. Наблюдения и опыты по зоологии: пособие для учителя.

Ответственность человека за прирученных животных // Естествознание №2, 2004г.

Ревякина О.В. , Серебрякова Л.В. Хочу собаку: Методическое пособие для собаководов - любителей. - «Пламя», 1988 - 189с.

Уголовный кодекс Российской Федерации.

                        Интернет-ресурсы

http://www.vita.org.ru/

http://www.infodog.ru/index.php?go=News&in=view&id=3501

http://www.dogster.ru/my/?page=11

http://www.dogcatalog.net/dogwork/dogwork_4.shtml

http://www.zooclub.ru/dogs/porod/



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта педагога.

Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы....

обобщение опыта работы"Развитие творческих способностей на уроках физики"

обощение опыта по теме "Развитие творческих способностей на уроках физики". Приведены работы детей, которые можно использовать на уроках....

Обобщение опыта

Обобщение опыта работы учителя музыки Корякиной Н. А. по теме: «Развитие эстетического восприятия и познавательной деятельности учащихся на уроках музыки» Идея опыта:Обеспечение успешного развития тв...

Обобщение опыта работы по теме "Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка"

Представлен опыт работы по применению метода интеллект-карт на разных типах и формах уроков русского языка: изучение нового материала закрепление материала обобщение материала  написание до...

Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».

 Свой опыт  я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же  полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...

Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)

Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...

Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"

В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...