Рабочая программа
рабочая программа по экологии (10 класс) по теме

Смирнова Вероника Сергеевна

Рабочая программа элективных курсов "Экология Воскресенска"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №17»

г. Воскресенска Московской области.

СОГЛАСОВАНО


Зам. директора по УВР

______________________

 «___» _____________ 2012 г.


УТВЕРЖДАЮ


Директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17»

_______________________________  

«____» ____________ 2012 г.

 

Рабочая  программа

Элективных курсов «Экология Воскресенска и Воскресенского района»

 Составитель:

Смирнова В.С., учитель географии

первой квалификационной категории

г. Воскресенск

2012 год 

    Элективный курс " Экологические проблемы города Воскресенска и Воскресенского района».

Пояснительная записка.

Концепция модернизации российского образования предусматривает переход на старшей ступени общего образования к профильному обучению. Согласно концепции профильного обучения, значительную роль в развитии учащихся играют элективные курсы, выбираемые самими учащимися. Элективные курсы могут поддерживать и углублять базовые и профильные дисциплины или открывать возможности учащимся в постижении смежных областей знаний в дополнение к профильным предметам. Экология как наука, сфера человеческой деятельности и область образования имеет высокую социальную значимость. Между тем в Федеральном базисном учебном плане среди предметов, обязательных для изучения, она не представлена. В связи с этим программа элективного курса “Экологические проблемы города Воскресенска и Воскресенского района ” весьма актуальна.

В содержании программы элективных курсов предусмотрена практико-ориентированная деятельность учащихся по экологической оценке окружающей среды, предоставляющая широкие возможности для саморазвития учащихся. Эта деятельность будет способствовать социализации школьников, становлению их гражданственности и активной жизненной позиции. Блочно-модульное построение учебной программы, разнообразие заданий внутри каждой темы, их различная направленность и разный уровень трудности позволяют каждому ученику реализовать свое право выбора заданий, соответствующих его возможностям и способностям.

Элективный курс  предназначен для учащихся  10-11 класса и  рассчитан на 34 часа.

   Нарастание экологического кризиса придает особую актуальность формированию у учащихся знаний, которые являются научной основой охраны окружающей среды и сохранения здоровья людей.

   Курс поможет  раскрыть взаимосвязь между высоким уровнем развития химического производства в городе Воскресенске и его влиянием на окружающую среду; понять, почему экология играет важную роль в современном мире, какие глобальные проблемы нависли над человечеством в результате его деятельности, познакомит с экологической ситуацией Воскресенского района и со способами  решения данных проблем  на глобальном и локальном уровнях.

       

Задачи курса:

- Познакомить:

-- с основными видами и источниками загрязнения атмосферы, гидросферы, литосферы;

--с негативным влиянием всех видов загрязнений на здоровье человека;

--со способами снижения загрязненности окружающей среды;

--с состоянием окружающей среды родного города.

- Научить:

--практически осуществлять измерения по загрязнению окружающей среды;

--представлять результаты своей работы в виде сообщений, рефератов, слайдовых     презентаций.

--пользоваться современными источниками информации;

-закрепить умения пользоваться учебной и научной литературой.

Содержание курса:

Химическая технология и экология. ( 7ч.)

Выделение экологии в самостоятельную науку. Что такое экологические проблемы.  Важнейшие химические производства России. Загрязнители окружающей среды на территории Воскресенского  района. Предприятия химической промышленности города Воскресенска. Воскресенский Химический комбинат. Понятие о предельно допустимых концентрациях (ПДК) вредных веществ.

Энергетика и экология. (3ч.)

Энергетические ресурсы. Экологическая характеристика тепловой, атомной энергетики,   гидроэнергетики и альтернативных источников энергии. Экономия энергии.

  Загрязнение атмосферы.(4ч.)

Парниковый эффект, кислотные дожди, разрушение озонового слоя. Загрязнение воздуха в городе Воскресенске. Способы борьбы с загрязнением воздуха.

Практическая работа. Исследование уровня загрязнения воздуха автомобильным транспортом.

Загрязнение гидросферы.(7ч.)

Водные ресурсы города Воскресенска и Воскресенского района. Загрязнение воды- одна из основных причин заболеваемости населения. Основные виды и  источники загрязнения гидросферы. Методы очистки сточных вод. Питьевые ресурсы. Мониторинг состояния водоемов м-на Цемгигант.

Практическая работа Исследование состава и качества питьевой воды.

Практическая работа .Моделирование этапов очистки воды.

Загрязнение пищевых продуктов. (5ч.)

Норма содержания химических элементов в продуктах. Пестициды, их влияние на здоровье. Как пестициды попадают в продукты. Польза и вред минеральных удобрений. Виды продукции Комбината по производству минеральных удобрений города Воскресенска.

Иные виды загрязнений.(4ч)

Радиоактивное излучение. Электромагнитное и шумовое загрязнение. Стресс- болезнь цивилизации.

Практическая работа. Решение и составление задач на экологическую тему.

Природоохранная деятельность.(2ч)

Проблемы безотходного производства,способы снижения загрязненности окружающей среды отходами химического производства, их продукцией и бытовыми отходами.

 Практическая работа. Исследование ежесуточного количества бытовых отходов.

Способы решения экологических проблем.(2ч)

Защита проектов «Моя малая Родина».

Предполагаемые образовательные результаты:

По завершению элективного курса учащиеся должны:

 знать:

- причины выделения экологии в самостоятельную науку;

- основные виды и источники загрязнения окружающей среды;

- способы снижения загрязненности окружающей среды продуктами химического производства и их отходами;

уметь:

- пользоваться современными источниками информации, работать с учебной и научной литературой;

-давать аргументированную оценку по экологическим вопросам в Воскресенском районе;

- производить расчетную оценку количества выбросов вредных веществ в воздух от автотранспорта;

- моделировать этапы очистки воды;

- производить подсчет количества бытового мусора, выбрасываемого ежедневно    среднестатистической семьей;

- решать задачи с экологическим содержанием;

а также 

- выполнить итоговую работу в виде реферата или слайдовой презентации по предложенным темам и осуществить ее защиту на заключительной конференции.

Примерные темы рефератов (и/или слайдовых представлений):

-Антропогенные источники загрязнения окружающей среды.

-Влияние химических факторов на смещение биосферных процессов.

-Проблемы загрязнения атмосферы.

-Проблемы загрязнения гидросферы.

-Влияние тяжелых металлов на организм человека.

-Способы очистки питьевой воды.

-Вещества мутагены и канцерогены.

-Переработка,  уничтожение и захоронение промышленных и бытовых отходов.

-Материалосберегающие, энергосберегающие и безотходные технологии.

-Моя любимая планета.

-Моя малая Родина.

Тематическое планирование.

№ п/п

№ занятия

             Тема занятия

Примечание

1.

1.

Химическая технология и экология.

Выделение экологии в самостоятельную науку.

2.

2.

Что такое экологические проблемы.

3.

3.

Важнейшие химические производства России.

4.

4.

Загрязнители окружающей среды на территории Воскресенского района.

5.

5.

Предприятия химической промышленности города Воскресенска.

6.

6.

Воскресенский Комбинат по производству минеральных удобрений.

7.

7.

Понятие о предельно допустимых концентрациях вредных веществ.

8.

1.

Энергетика и экология.

Энергетические ресурсы.

9.

2.

Экологическая характеристика тепловой, атомной энергетики, гидроэнергетики и альтернативных источников энергии.

10.

3.

Экономия энергетики.

11.

1.

Загрязнение атмосферы.

Парниковый эффект, кислотные дожди, разрушение озонового слоя.

12.

2.

Загрязнение воздуха в городе Воскресенске и Воскресенском районе.

13.

3.

Исследование уровня  загрязнения воздуха автомобильным транспортом м-на Цемгигант.

Практическая работа №1.

14.

4.

Способы борьбы с загрязнением воздуха.

15.

1.

Загрязнение гидросферы.

Водные ресурсы города Воскресенска.

16.

2.

Загрязнение воды - одна из основных  причин заболеваемости населения.

17.

3.

Основные виды и источники загрязнения гидросферы.

18.

4.

Исследование состава и качества питьевой воды м-на Цемгигант.

Практическая работа №2.

19.

5.

Методы очистки сточных вод. Питьевые ресурсы.

20.

6.

Моделирование этапов очистки воды.


Практическая работа №3.

21.

7.

Мониторинг состояния водоемов м-на Цемгигант.

22.

1.

Загрязнение пищевых продуктов.

Норма содержания химических элементов в продуктах.

23.

2.

Пестициды. Их влияние на здоровье.

24.

3.

Польза и вред минеральных удобрений.

25.

4.

Продукция Воскресенского Комбината минеральных удобрений.

Экскурсия в музей.

26.

1.

Иные виды загрязнений.

Радиоактивное излучение.

27.

2.

Электромагнитное и шумовое загрязнение.

28.

3.

Стресс-болезнь цивилизации.

29.

4.

Решение и составление задач на экологическую тему.

Практическая работа №4.

30.

1.

Природоохранная деятельность.

Проблемы безотходного производства, способы снижения загрязненности окружающей среды отходами химического производства, их продукцией и бытовыми отходами.

31.

2.

Исследование ежесуточного количества бытовых отходов.

Практическая работа №5.

32.

1.

Способы решения экологических проблем города Воскресенска и Воскресенского района.

Защита проектов «Моя малая Родина».

33.

2.

Защита проектов «Защитим Воскресенск».

34.

3.

Резерв времени.

Практическая работа « Исследование уровня загрязнения воздуха автомобильным транспортом в г. Воскресенске».

  Автотранспорт является одним из основных загрязнителей атмосферы оксидами азота                      ( NO, NO2 ) и угарным газом (СО), содержащихся в выхлопных газах. Доля транспортного загрязнения воздуха составляет более 60% по угарному газу и более 50% по оксидам азота от общего загрязнения атмосферы этими газами.

  Количество выбросов вредных веществ, поступающих от автотранспорта в атмосферу, может быть оценено расчетным методом. Исходными данными для расчета количества выбросов являются:

- количество единиц автотранспорта разных типов, проезжающих по выделенному участку автотрассы в единицу времени;

-нормы расхода топлива автотранспортом ( средние нормы расхода топлива автотранспортом приведены в табл. 1)

таблица 1

Тип автотранспорта

Средние нормы расхода    топлива( л на 100 км)

Удельный расход топлива       Yi (л на км)

Легковой автомобиль

11-13

0,11-0,13

Грузовой автомобиль

29-33

0,29-0,33

Автобус

41-44

0,41-0,44

Дизельный грузовой автомобиль

31-34

0,31-0,34

   

- значения эмпирических коэффициентов, определяющих выброс вредных веществ от 1автотранспорта в зависимости  от вида горючего (приведены в табл. 2)

таблица2

Вид топлива

Значение коэффициента (К)

Угарный газ (СО)

углеводороды

Диоксид азота

Бензин

0,6

0,1

0,04

Дизельное топливо

0,1

0,03

0,04

Коэффициент К численно равен количеству вредных выбросов соответствующего компонента в литрах при сгорании в двигателе автомашины количества топлива (также в литрах), необходимого для проезда 1 км ( то есть равного удельному расходу).

                                                       Ход выполнения работы.

1.Выберите участок автотрассы вблизи школы (места жительства, отдыха) длиной 0,5-1 км, имеющий хороший обзор.

2.Измерьте шагами длину участка (l,м),предварительно определив длину своего шага.

3. Определите количество единиц автотранспорта, проходящего по участку в какой-либо  период времени, например в течении 20 минут. При этом заполняйте табл. 3

таблица 3

Тип автотранспорта

Количество, шт.

Всего за 20 мин.

За 1час, Ni , шт.

Общий путь за 1 час, L , км

Легковые автомобили

Грузовые автомобили

автобусы

Дизельные    грузовые             автомобили

Количество единиц автотранспорта за 1 час рассчитывают, умножая на 3 количество, полученное за 20 минут.

4. Рассчитайте общий путь, пройденный выявленным количеством автомобилей каждого типа за 1 час  (L, км) по формуле: Li = Ni *1, где  Ni –количество автомобилей каждого                                                    

                                                                                          типа за 1 час;

  1. обозначение типа автотранспорта;
  1. длина участка, км.

Полученный результат занесите в таблицу 3.

5. Рассчитайте количество топлива (Qi , л) разного вида, сжигаемого при этом двигателями автомашин, по формуле: Qi = Li * Yi . Значение Yi  возьмите из табл.1. Полученный результат занесите в таблицу 4.

Определите общее количество сожженного топлива каждого вида Q и занесите результат   в таблицу 4.

Таблица 4.

Тип автомобиля

Ni

Qi , в том числе

Бензин

Дизельное топливо

1. легковые автомобили

2.грузовые автомобили

3. автобусы

4.дизельные грузо-     вые автомобили

Всего Q 

6. Рассчитайте количество выделившихся вредных веществ в литрах при нормальных условиях по каждому виду топлива и всего по таблице 5.

Таблица 5

вид топлива

Q, л

количество вредных веществ, л

угарный газ        СО

углеводороды

оксид азота

NO2

Бензин

Дизельное     топливо

Всего (V), л

Обработка результатов и выводы.

1.Рассчитайте:                                                                                                                                                  

  а) массу выделившихся вредных веществ (m, г) по формуле:

                                        m =  V*М / 22,4  

  б) количество чистого воздуха, необходимое для разбавления выделившихся вредных веществ для обеспечения санитарно-допустимых норм загрязнения окружающей среды.

Результаты запишите в таблицу 6.

Таблица 6

Вид вредного      вещества

количество, л

масса, г

количество   воздуха для разбавления, м3

Значение ПДК,      мг/ м3

СО

углеводороды

NO2   

2. Принимая во внимание близость к автомагистрали жилых и общественных зданий, сделайте вывод об экологической обстановке в районе исследованного вами участка автомагистрали. Сравните  результаты по различным участкам  автодорог г. Воскресенска, выясните какие улицы имеют наибольшую загазованность.        

Практическая работа «Исследование состава и качества питьевой воды, взятой из р.Москвы и водопроводного крана мкр Цемгигант»

  Суточный обмен воды в организме человека составляет 2,5 л. Поэтому от ее качества сильно зависит состояние человека, его здоровье и работоспособность. Различные вещества, присутствующие в воде, придают ей запах и вкус.

  В последнее время к экологическим проблемам многих населенных пунктов прибавилась проблема чистой питьевой воды. Ухудшилось ее качество, вкусовые свойства, появился специфический запах, повысилась жесткость.

  Цвет воды определяется содержащимся в ней общим количеством минеральных и органических примесей и загрязнений. Обычно на цвет влияют соли железа и гуминовые   кислоты, которые образуются при перегнивании растительности и окрашивают воду в желтый, желто-бурый, коричневый цвета. Зеленоватую окраску воде придают бурно размножающиеся микроскопические водоросли и животные. Это свидетельствует о перенасыщении воды питательными веществами. Единицей цветности служат особые        градусы. Цвет питьевой воды не должен превышать 400  по данной шкале.

вид сверху

вид сбоку

цветность в градусах

не отмечен

не отмечен

00

не отмечен

очень слабый, желтоватый

20

очень слабый

желтоватый

400

бледно- желтый

Слабо-желтый

600

бледно- желтый

 желтый

1500

бледно- желтый

интенсивно- желтый

3000

                                                       Ход  работы.

1. Изучение запаха воды.

   Воду из-под крана (из колодца, колонки) налейте в пробирку чуть больше половины, закройте пробкой, энергично взболтайте и сразу понюхайте. Запах может отсутствовать   или быть слабо ощутимым. Может ощущаться болотный, землистый, рыбный, аммиачный запахи.

   По интенсивности запах может быть сильно отчетливым, слабым и очень слабым.

2. Изучение прозрачности.

 Мерный цилиндр со стеклянным дном наполните водой до верхней отметки, поставьте на печатный текст газеты, на который смотрите через толщу воды. В зависимости от видимости текста газеты прозрачность воды можно оценить как:

-прозрачная;

-слегка замутненная;

-мутная

-очень мутная.

 3. Изучение мутности воды (то есть определение взвешенных частиц).

   Соберите установку для фильтрования, размешайте воду в цилиндре стеклянной палочкой и вылейте в воронку с фильтром. После полного прохождения воды через фильтр, рассмотрите, что осталось на фильтре: песок, мелкие механические частицы глины и др.

  Сделайте вывод о качестве питьевой воды в вашем населенном пункте.

Практическая работа « Моделирование этапов очистки воды». 

1. В лабораторный стакан емкостью 500 мл налейте 400 мл водопроводной воды и внесите в нее перечисленные ниже загрязняющие вещества:

- столовая ложка почвы;

- несколько капель или кристалликов пищевого красителя;

- около 1мл прокисшего молока или мясного бульона, содержащего бактерии.

К каким типам загрязнителей относятся названные вещества?

Присутствие в воде этих веществ заметно по ее относительной мутности. Исследуйте          эффективность различных способов очистки для устранения загрязнителей.

2. Отстаивание.

   Налейте 50 мл загрязненной воды в мерный цилиндр. Наблюдайте за происходящими  изменениями в течение 0,5-1 ч. Какие из загрязняющих веществ можно удалить отстаиванием? Исследуйте верхний слой воды на загрязнение следующими способами:

- присутствие в воде взвесей определяется ее относительной мутностью (прозрачная вода        взвесей практически не содержит);

-присутствие растворенных веществ  в данном случае  определяется визуально, т.к нами был использован пищевой краситель;

- присутствие бактерий проверяется с помощью стерильной проволочной петли: петлю простерилизуйте в пламени; перенисите каплю исследуемой воды из стакана в чашку Петри с заранее  приготовленной питательной средой- эта среда обеспечивает рост бактерий, так что их присутствие будет заметно по  появлению колоний через несколько дней.

3. Фильтрование.

   Отфильтруйте с помощью воронки и фильтровальной бумаги 20-30 мл загрязненной воды в чистый лабораторный стакан. Проверьте отфильтрованную воду на загрязнение         описанными выше способами.

   Удаляются ли в результате фильтрования взвеси? Растворенные вещества? Бактерии?

Сравните эффективность отстаивания и фильтрования.

4. Хлорирование.

   Налейте 30-40мл загрязненной воды в лабораторный стакан емкостью 100 мл. Добавьте   несколько капель раствора хлорки, тщательно перемещайте и дайте отстояться в течение 10 мин. Проверьте воду на загрязнения.

   Удаляются ли в результате хлорирования взвеси? Растворенные вещества? Бактерии?       Почему в настоящее время особую актуальность  приобретают разработки технологий обеззараживания воды без применения хлора?

5. Дистилляция.

   Соберите установку для дистилляции воды. Пронаблюдайте за этим процессом.

    Удаляются ли в результате дистилляции взвеси? Растворенные вещества? Бактерии?   Почему дистилляцию не используют как единственный способ надежной очистки питьевой воды?

    Практическая работа «Исследование ежесуточного объема бытовых объемов».

  Настоящее время на каждого жителя нашей планеты приходится около 1 т мусора в год.

Если весь накапливающийся за год мусор не уничтожать и не перерабатывать , а ссыпать в одну кучу , то образовалась бы гора  высотой с Эльбрус –высочайшую горную вершину

Европы.

   В 1992 г. международный форум  в Рио-де-Жанейро назвал утилизацию отходов одной из главных проблем человечества.

                                                         Ход работы.

   

   В течение недели фиксируйте количество выброшенного бытового мусора в таблице:

Дни

Различные виды бумаги

металл

Синтетические  упаковочные материалы

Стекло, фарфор, фаянс, глина.

Другие отходы

1

2

3

4

5

6

1 день

2 день и т.д

Каких отходов набирается за день больше всего?

Как вы думаете, почему во многих странах во дворе ставят, как правило, несколько мусорных баков с надписями « Пищевые отходы», «Стекло», «Пластмасса» и др.

Что вы можете предложить, чтобы отходов стало меньше?

 Содержание некоторых задач на экологическую тему:

Задача 1. В стратосфере на высоте 20-30 км находится слой озона, защищающий  Землю  от мощного ультрафиолетового излучения Солнца. Если бы не «озоновый экран» атмосферы, то фотоны большой энергии достигли бы поверхности Земли и уничтожили бы на ней все живое. Подсчитано, что в среднем на каждого жителя нашей страны приходится по 150 моль озона. Сколько молекул и какая масса этого газа приходится в среднем на каждого жителя?

Задача 2. Растения суши Мирового океана ежегодно выделяют при фотосинтезе 320 млрд. тонн газообразного кислорода, восполняя расход этого газа в промышленности , энергетике и на транспорте. Сколько молекул кислорода ежегодно выделяет земная растительность?

Задача 3. Считается, что загрязняющие вещества не оказывают вредного влияния , если их количество в воздухе не превышает некоторого предельного значения. Так , допускается содержание  в 1 куб. метре воздуха  0, 085 мг диоксида азота, 3.0 мг монооксида углерода, 0,05 мг диоксида серы, 0, 008 мг сероводорода. Вдыхание какого количества каждого из этих веществ в сутки не опасно для здоровья? Норма потребления воздуха для дыхания у взрослых мужчин 10 куб. м в сутки.

Контрольные вопросы.

-Какие наиболее важные события показали опасность развития современной цивилизации?

-Какие международные экологические организации вы знаете? Какую роль играют движение и партия «зеленых»?

-Какова роль энергии в современном обществе? Какие источники энергии использует человечество?

-В чем достоинство и недостатки энергетики на углеродсодержащем топливе, атомной и солнечной энергетики?

-Каковы пути экономии энергии?

-Каковы причины загрязнения атмосферы? К каким последствиям оно ведет?

-Какие меры должны быть приняты для сокращения загрязнения атмосферы?

-Каковы механизмы загрязнения гидросферы? Какие методы борьбы  с этими загрязнениями разработаны?

-Какую систему мер охраны природы используют в разных странах?

-Каково влияние электрических, магнитных и электромагнитных полей на здоровье человека? Каковы методы ослабления этого влияния?

В чем заключается проблема безотходного производства?

Тестовая работа.

1. Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляет:

а. пластмасса                                    б. стекло                                     в. металл

2. Прежде, чем начать утилизацию отходов, их необходимо:

а. рассортировать                           б. собрать в одном месте          в. Измельчить

3. Первоочередная забота при выборе места свалки?

а. защита поверхности земли и грунтовых вод        б. ограждение места свалки

в. укомплектование соответствующей техникой

4. Вредные выбросы оказывают влияние:

а. только на те регионы , где появилось загрязнение;

б.на близлежащие регионы;

в. даже на территории, удаленные от места, где наблюдается загрязнение

5. Самая страшная «добавка» к воде:

а. бытовой мусор                        б.пестициды                    в. минеральные удобрения

6.Наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим количеством отходов, попадающих в окружающую среду:

а. их захоронение                        б.сжигание               в. повторное использование отходов

7. Первое место по суммарному объему выбросов вредных веществ в атмосферу занимает:

а. теплоэнергетика                        б.нефте-и газопереработка  в.автотранспорт

8. Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без изменения

а. 10 лет                                         б. 50 лет                      в. 100лет и более

                                                                             

   

Литература:

  1. Аликберова Л.Ю., Хабарова Е. И. Сведения об экологии в химических задачах. Химия в школе, 2000, №6.
  2. Артамонов В.И. Растения и чистота природной среды М. : Наука, 1986.
  3. Бурова Н.Б.Экология. Город. Здоровье.(Азбука экологической безопасности).
  4. Владышевский Д.В. Экология и мы: Учебное пособие.-Изд-во Красноярс.универ-ситета,1994.
  5. Войткевич Г.В., Вронский В.А.Основы учения о биосфере: Кн.для учителя.-М.:

Просвещение,1989.

  1. Кашапов Р.Ш.Живая оболочка Земли: Кн. для внеклассного чтения V-VIII кл.- М.:Просвещение,1984.
  2. Криксунов Е.А. и др. Экология: 9 кл.Учебник для общеобразовательн.учебн.заведе-ний-М.: Дрофа,1995.
  3. Михеев А.В.,Константинов В.М. Охрана природы: Учеб. Пособие- М. Высшая школа,1986.
  4. Программы для общеобразовательных учреждений : Химия. 8-11 кл.- Дрофа,2001.
  5. Самкова В.А. Экологический практикум «Город, в котором я живу».
  6. Семенов И.Н. и др.Химия и научно-технический прогресс: Кн. для учащихся 9-11 кл.-М.: Просвещение, 1988.
  7. Хотунцев Ю.Л. Человек, технологии, окружающая среда-М.: Устойчивый мир,2001.
  8. Чернова Н.М., Былова А.М. Экология: Учеб. Пособие для студентов биолог.спец.-М.: Просвещение,1988.
  9. Экология. Элективные курсы. 9кл./автор-составитель М.В. Высоцкая.-Волгоград Учитель 2007.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...