Программа "Живая природа"
методическая разработка по экологии по теме
Программа дополнительного образования для учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РБ
УТВЕРЖДАЮ
Директор
Программа дополнительного образования
«Живая природа»
Для учащихся среднего и старшего школьного возраста
Срок реализации: учебный год
Составители программы:
Просекина Анна Александровна, учитель биологии и экологии,
Просекин Константин Александрович, к.б.н., зам.директора по науке ГПЗ «Джергинский»
Год разработки:
2003 год
Контактный адрес:
671636. Республика Бурятия,
Курумканский район, с. Майский,
ул. Школьная, 2.
Тел/факс: 30149-98282
E-mail: kprosekin@yandex.ru
Пояснительная записка
Формирование экологического мировоззрения людей гораздо эффективнее происходит на ранних этапах развития личности, когда в ребенке закладываются представления о природе, о добре и зле. Поэтому важная роль отводится экологическому воспитанию школьников. Одной из форм экологического воспитания детей является организация кружковой деятельности, когда дети во внеурочное время непосредственно знакомятся с природой родного края.
Градообразующими организациями села являются заповедник и лесхоз, непосредственно связанные с природой. В связи с этим появилась необходимость создания крупного проекта по дополнительному образованию учащихся Майской средней школы, который объединил в себе – экоклуб «Лаборатория Природы», экотропу «Живая природа», летний профильный лагерь «Живая природа» (специализированная пошаговая 3х годовая программа), Детский центр экологического мониторинга. Подобное есть в России и Бурятии, но конечные цели нашего программы инновационны. За фундамент была принята структура построения научной работы в заповеднике, в первую очередь это касается форм и методов научного исследования как такового. В ходе работы кружка дети знакомятся с основными представителями живой природы родного края. Программа носит комплексный характер: включает в себя и практическую экологически ориентированную, и творческую эстетического содержания деятельность. Главной целью программы является экологическое воспитание детей. Программа нацелена и на решение ряда педагогических задач. Актуальность программы заключена в том, что в ней сочетаются теоретические знания, закрепляемые практической работой в природе. То есть, процесс обучения и воспитания построен по алгоритму научного исследования: обзор литературы и детальный разбор объекта или предмета исследований (теория); практическое знакомство с объектом или предметом исследования в природе (практика: геоботанические описания, орнитологические гидробиологические наблюдения). Основной целью работы экоклуба «Лаборатория природы» является формирование научно-исследовательских навыков школьников в области экологии растений, энтомологии, гидробиологии, орнитологии.
Цели ДЦМ и лагеря заключаются в формировании научно-познавательного интереса к природе у школьников, знакомство с работой научного отдела заповедника, активный полезный отдых на природе с элементами обучения. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: полноценный активный отдых школьников, развитие научно-исследовательского интереса школьников, экологическое воспитание учащихся, формирование позитивного опыта взаимодействия ребенка с окружающим миром, умений и навыков практической экологически ориентированной деятельности; профессиональное ориентирование. Преимущества лагеря в природе – полученные теоретические знания в первую половину дня закрепляются на практике во второй половине. Это способствует возникновению и постановки проблемных вопросов у учеников, которые им ненавязчиво помогает сформулировать педагог и предлагает заняться научным исследованием данного вопроса. Как показал 4х летний опыт работы, после лагеря, как правило, 80% детей продолжают заниматься исследованиями по заинтересовавшим их темам во время лагеря.
Данная программа рассчитана на контингент детей среднего и старшего школьного возраста.
Основным руководящим органом проекта является ученый совет школы (состоящий из старшеклассников), действующий согласно разработанному положению о научном совете. Дети, вступая в экоклуб «Лаборатория природы», самостоятельно распределяются по дисциплинам. Причем дисциплины не ограничены биологией и экологией, а включают весь спектр школьных предметов (математика, информатика, биохимия, биофизика и т.д.). Роль учителя здесь заключается в формировании научной проблемы, вопроса и далее ученик работает над этим самостоятельно, получая консультации от учителя. Результаты обсуждаются на ученом совете школы. Суть заключена в многопрофильности научных изысканий школьников по наиболее интересующим их предметам школьной программы – биология, физика, история, география, математика и т.д. Сама цель данной программы - не конкретные результаты исследований школьников, а процесс их получения – научение сбору имеющейся информации по теме исследования, анализ данных, построение логических взаимосвязей и многое другое. Важный момент – научный совет и здесь опять же самоцель не в банальном зачитывании результатов, а, именно, в прениях, дискуссиях, возникающих после докладывания результатов. Именно здесь закрепляются все то, что получено ранее – умение логически мыслить, нетрадиционность решения задач, творческий подход, умение открыто говорить и дискутировать по вопросам, не стесняясь правильно ли или не правильно, я ответил или задал вопрос. В результате формируется личность, открытая для познания и диалога. Немаловажна роль ведущего учителя, задающего темп исследования, темп дискуссий на совете, его индивидуальные способности и знаниям методов и форм исследований. Должна соблюдаться тонкая грань между желанием ребенка и обязанностью. Учитель не должен заставлять что-то делать школьника (касаемо внеурочных исследований школьников), а выступает в качестве мощного катализатора. С детьми наряду с ведущим педагогом постоянно работают научные сотрудники заповедника. Это специалисты узких научных специализаций – орнитолог, ихтиолог, протозоолог, геоботаник и т.д. А кто может рассказать о своей работе и науке красочнее и занимательнее, нежели специалист, каждодневно работающий над своим исследованием.
Не важно - станет ли ученик в последующем ученым или специалистом именно в той области, которую он избрал в школе. В конечном счете, он научится быть новым человеком, творческим и ищущим решения возникающих проблем.
И уж точно в своей будущей профессии они будут достигать высоких результатов, поскольку такие личности не могут и не хотят оставаться в тени в какой бы отрасли Отечества они не трудились!
Данная программа работает уже в течение 2003-2007 гг. Летний лагерь имеет 3-хлетнюю пошаговую программу: 1 год – работа научного отдела заповедника («Юные исследователи природы»), 2 год – работа отдела охраны («Юный страж»), 3 год – работа отдела экопросвещения и туризма («Юный экопросвещенец»).
Программа уже показала свою результативность, о чем свидетельствуют доклады, представляемые школьниками на районных и республиканских школьных научно-практических конференциях.
Результатом плодотворных занятий становятся призовые места на различных конференциях и олимпиадах разного уровня. За последние три года благодаря работе экоклуба и Центра мониторинга количество призеров увеличилось более чем в три раза. Поскольку, посетив однажды наш лагерь, дети ежегодно возвращаются, снова продолжая свои исследования. В результате на данном этапе (по результатам 2003- 2007 гг) получено следующее:
- Дети получили базовый минимум знаний и умений для проведения самостоятельных небольших научно-исследовательских работ по ботанике, гидробиологии, зоологии.
- С детьми были организованы и проведены занятия по экотуризму, здоровому образу жизни и тематическим эковикторинам.
- В ходе изучения экологической тропы детьми из ДЦМ сделано описание растительных сообществ экотропы; созданы рисунки доминирующих растений (мини-определитель экотропы на 98 растений); создана ботаническая картосхема экотропы; сделано описание животного мира экотропы, рисунки типичных животных (мини-определитель на 54 вида), зоологическая картосхема экотропы; сделано описание гидробионтов водоемов экотропы, рисунки типичных видов (мини-определитель на 25 видов), гидробиологическая картосхема экотропы.
- Ребята экоклуба выпускают собственную газету «Живая Природа», где освещают работу ДЦМ и высказывают свое мнение о сохранении окружающей среды.
О результатах апробации совместной работы школы и заповедника в области экологического просвещения и образования можно судить по активному участию учащихся в различных научно-практических конференция как районных, так и республиканских:
2 место в республиканской этно-экологической конференции, Башурова Ю., с. Барагхан, 2004 г.
1 место в районном конкурсе «Живи, Земля!», Элысун, 2004.
2 место в районной олимпиаде по биологии. Устинова Н., 9 класс, 2004
1 место в районном конкурсе «Комнатные цветы». Сачкова С., 7 класс, 2004
2 место в районном конкурсе «Комнатные цветы», Алиева А., 8 класс, 2004
1 место в районной научно-практической конференции «Шаг в будущее». Ануфриев А., 10 класс, 2004.
1 место в районной научно-практической конференции «Шаг в будущее». Эрдынеева Л., 10 класс, 2004.
1 место в районном экологическом фестивале «Марш Парков2006»
1 место в районном конкурсе «Знаток Байкала», Устинова Н., 11 класс, 2006
2 место в районной олимпиаде по байкаловедению, Плюснина Л., 9 класс, 2006.
3 место в районном конкурсе по байкаловедению, Сидорова Н., 7 класс, 2006
2 место в районной олимпиаде по биологии, Устинова Н., 11 класс, 2006 г
1 место в районной научно-практической конференции «Шаг в будущее», Алиева А., 11 класс, 2007 г.
2 место в районной научно-практической конференции «Шаг в будущее», Ласточкина А., 8 класс, 2007 г.
2 место в районной научно-практической конференции «Шаг в будущее», Гончарик К., 7 класс, 2007 г.
3 место в республиканском конкурсе «Зеленая планета», Ласточкина А., 8 класс, 2007 г.
1 место в районной олимпиаде по экологии, Плюснина Е., 10 класс, 2007 г
2 место в районной научно-практической конференции «Шаг в будущее», Гончарик К., 8 класс, 2008 г.
1 место в районной научно-практической конференции «Шаг в будущее», Плюснина Е., 10 класс, 2008 г.
3 место в районной научно-практической конференции «Шаг в будущее», Кудрявцева К., 10 класс, 2008 г.
Алиева Аида стала участником Республиканской конференции «Созвездие»
После участия в лагере большинство детей стали активистами пропагандирования экологической культуры и этики в школе. Качество знаний детей повышается.
Активность участия во внеклассной и внеурочной деятельности также возросла. Если в первое время приходилось подталкивать детей, многие из которых проявляли лишь пассивность, то в настоящее время «отбоя» от активистов нет. За последние три года продолжили свое обучение на бюджетной основе в ВУЗах и СУЗах 7 учащихся. Считаем, что с введением в работу данной программы число учащихся на бюджетной основе в ВУЗах страны значительно увеличится.
Для определения эффективности новых методов работы с учениками были проведены анкетирования соц. педагогом и психологом школы, которые показали эффективность работы с помощью данных методов и инновационных программ.
В окончании хотелось бы сказать, что формирование экологической культуры учащихся и научного мировоззрения не поддается количественному выражению. Процесс экологического образования результативен, если при оптимально выбранных условиях эффективности вносит существенные изменения в сознание и поступки детей!
Приложение 1
Тематический план работы Экоклуба «Лаборатория природы» по секциям: энтомология, гидробиология, протозоология.
Приложение 2
Некоторые темы научно-исследовательских работ школьников из экоклуба:
- Экологический мониторинг природных комплексов тропы «Живая природа»
- Исследование зараженности плотвы сибирской миксоспоридиями.
- Исследование природно-климатических условий тропы «Живая природа» для создания экопаспорта тропы
- Характеристика флоры тропы «Живая природа»
- Анатомия и морфология хвойных растений на примере сосны обыкновенной
- Рыжие лесные муравьи и их значение для защиты лесного фонда
- Почвенные простейшие как биоиндикатор плодородности почв
- Река Баргузин мелеет: кто виноват и что делать?
- Сибирский шелкопряд и хвойная волнянка: биология, распространение и меры борьбы с ними
- Оценка туристско-рекреационной емкости тропы «Живая Природа»
Литература:
- Красная книга Республики Бурятии
- Красная книга Российской Федерации
- Летопись природы заповедника «Джергинский», Т. 10-13, 2003-2007 гг.
- Определители растений и животных для школьников
- Просекина А.А. Серия рассказов о природе и методические публикации в районной газете «Огни Курумкана».
- Просекина А.А., Просекин К.А. Государственный природный заповедник «Джергинский»: школьный экологический профильный лагерь // Журнал «Первое сентября. Биология». - Изд-во «Первое Сентября», М. – 2007. № 11. – С.19-23
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа "Природа и человек. Место человека в природе"
Бюджетное учреждение среднего профессионального образованияХанты – Мансийского автономного округа – Югрыколледж - интернат «Центр искусств для одарённых детей Севера»...
урок по предмету "Природа и экология Красноярского края" Тема: Взаимоотношения человека и природы. Презентация к уроку.
Урок посвящен празднованию Всемирного Дня Земли. Содержит информацию об истории возникновения праздника. Урок сопровождается презентацией....
Науки о природе. Методы изучения природы
Рассмотрение сущности методов наблюдения, эксперимента и измерения при изучении природы,И их использования в практической деятельности....
Конспект занятия из блока «Мир природы» На тему: «Дары природы». Веточка рябины. (для детей 5-6 лет)
Данное тематическое занятие «Веточка рябины» - одно из блока «Мир природы». Проводится с детьми 4-5 лет первого года обучения.На занятии применяются несколько приёмов рисования: примакиван...
Исследование гидрологического состояния памятника природы города Миасса – речки Куштумги, создание информационно – образовательного сайта, посвященного изучению памятников природы Челябинской области.
На основе анализа теоретических основ и осуществления химического анализа проб воды, показать ее значимость историческую, социальную, экономическую, экологическую, что позволит объективно ...
Методическая разработка экскурсии в природу младших школьников «Природа и эстетические радости человека зимой»
Адресность: данная методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования эколого – биологической направленности....
Урок "Природа - наш друг.Охрана природы. Правила поведения в природе. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам. их охрана.
Урок знакомит учащихся с возникновением и созданием заповедных зон, способстует формированию экологического сознания, расширяет знания о заповедниках России и заповедниках Тульской области, воспитывае...