Исследовательская работа
материал по экологии на тему

Роль полевого практикума в экологическом образовании школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskaya_rabota.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа №3 им.Иса Хуадонти с.Чикола

Исследовательская работа

«Роль полевого практикума в экологическом образовании школьников»

                 Исполнитель:

 Албегонова И. Т.-учитель экологии

                                                    Введение

Основная цель современной школы состоит в том, чтобы создать такую систему обучения, которая бы обеспечивала образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Для достижения это цели необходимо координально поменять парадигму ученика и учителя в учебном процессе. В настоящее время учебный процесс в массовой школе продолжает сохранять объяснительно – иллюстративный характер, что приводит к усилению противоречия между требованиями ученика в развитии своих склонностей, интересов и традиционной малоактивной системой обучения. Тогда как одно из ведущих положений теории деятельности для эффективного обучения предлагают такую его организацию, при которой ученик сам оперирует учебным содержанием и только в этом случае оно усваивается осознанно и прочно, а также идет процесс развития интеллекта ученика. Новая парадигма состоит в том, что ученик должен учиться сам, а учитель осуществлять мотивационное управление его учением, то есть мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать. Перевод обучения на субъектную основу требует такой педагогической технологии, которая обеспечила бы ученику развитие мотивационной сферы, интеллекта, самостоятельности, коллективизма, склонностей, умений осуществлять самоуправление учебно – познавательной деятельностью. Поэтому перед школьной практикой встала проблема поиска технологии обучения, позволяющей решить эту задачу. Такой технологией как раз является в экологическом образовании – экологический мониторинг. При этом, конечно, в экологическом образовании существенную роль играют традиционные методы – лекции, беседы, походы, урок – игра, экологическая тропа, экскурсии в живую природу.

1. Экология в школе

Негативные изменения в окружающей среде, поставившие перед человеком проблему выживания как биологического вида, повсеместны и не требуют доказательств. Задача каждого человека осознать, что мы живем в эпоху развивающегося экологического кризиса. Люди по разному реагируют на события: одни участвуют в движении алармистов или организациях ГРИНПИС; другие занимаются конкретными природоохранными делами; третьи стараются изменить у себя и людей стереотипы мышления и деятельности, сделать свои планы, дела и поступки экологически целесообразными. Разное отношение к проблемам экологии зависит от уровня экологических знаний, точнее от уровня экологической культуры человека. Мы убеждены, что эти знания и культуру следует прививать с детства, на протяжении всей жизни человека. Сейчас трудно говорить о системе непрерывного экологического образования и воспитания человека, когда разрабатываются только отдельные этапы, а экология не стала обязательным предметом федерального цикла в базовом и полном среднем образовании, имея права факультативного курса школьного или в лучшем случае регионального компонента в содержании учебных планов для общеобразовательных учебных заведений. Однако сама жизнь требует, чтобы экология заняла подобающее место в общеобразовательной школе и была бы подкреплена системой непрерывной практики для школьников с целью обучения их приемам экологически целесообразной деятельности на основе экоимператива. Сами участвуя, мы приглашаем другие школы, учителей и учащихся участвовать в организации посильного и доступного экологического мониторинга, который станет инструментом в научном познании мира, характера и последствий взаимоотношений человека с природой, поможет строить эти отношения на научной основе, сохранять и преумножать богатства природы. Для успешного преодоления глобальных экологических проблем надо научиться их видеть и решать, прежде всего, в локальном и региональном масштабе. Для этого необходим, как начальное звено, экологический мониторинг в школе.

Основные задачи мониторинга можно коротко сформулировать следующим образом:

  • получение надежных, достоверных сведений об изменениях в состоянии окружающей среды и отдельных ее элементов путем систематических наблюдений по  особой научной программе;
  • организация мыследеятельности при взаимодействии человека с природой на основе экоимператива;
  • создание научной основы для принятия экологически целесообразных решений и их реализации;
  • открытость экологической информации для всех людей и публичное обсуждение экологических проблем

Естественно, от учащихся и их наставников не требуется проведение всего объема наблюдений и измерений, которые предписывает государственный экологический мониторинг. Материальная и приборная база школы для этого не приспособлена. Поэтому для систематического наблюдения экологических изменений школьникам предлагаются чаще не инструментальные методы, а доступные описательные шкалы, которые позволяют замечать, сравнивать и фиксировать в ландшафте, флоре и фауне, естественных экосистемах и природно – антропогенных комплексах изменения вызываемые экологическими причинами.

3. Школьный экологический мониторинг и его специфика

Для целенаправленного ведения работы по экологическому образованию и совершенствованию учебного процесса по экологическому образованию и совершенствованию учебного процесса по эколого – биологическому образованию учащихся нашей школы создан методический совет по экологическому образованию, в состав которого входят учителя географии, физики, биологии, химии, истории, экологии. Ими четко определена специфика экологического образования и сформулированы основные цели на всех этапах обучения учащихся.

Начальное образование: формирование основных представлений о взаимосвязях человека с природой и ценностных установках по отношению к явлениям и процессам биосферы.

Основная школа: становление экологической культуры, здорового образа жизни, приобретение навыков экологически целесообразной деятельности на основе понимания целостности человека и его единства со всеми формами жизни на Земле; понимание системного строения природной среды и опасности потери биосферой жизнепригодных качеств.

Полная средняя школа: становление нравственной и экологической ответственности, как черты личности на основе понимания сущности жизни и экологических проблем локального, регионального и глобального уровней, предпосылок и путей их решения, создания условий перехода к устойчивому развитию.

Поэтому система школьного мониторинга, как интерактивная форма обучения работает на формирование новых ценностных ориентаций у человека, новых экологических стереотипов мыследеятельности. Они выражаются в следующих постулатах:

  • Человек – органическая часть природы: эко –я; понимание эволюции как эволюции всех форм жизни;
  • Мера вещей – уникальность жизни; биоцентризм;
  • Согласование потребностей человека и общества с экологическими требованиями: экоимператив.

При проведении школьного экологического мониторинга природа становится основной лабораторией для практической дел в учебно – познавательном и воспитательном процессе в период школьного обучения. Школьный экологический мониторинг называется так потому, что он ведется в школе силами учащихся, под руководством учителей географии, биологии, химии, физики, экологии. Основное его целевое назначение учебно – познавательное, то есть изучать закономерности и изменения в окружающей среде, анализировать их причины и следствия.

Все программы экологического мониторинга в нашей школе – годичные или сезонные. Вопрос о закреплении этих программ за определенным классом мы решаем на совместном совете учителей. В своей работе учителя нашей школы используют два типа программ школьного экологического мониторинга:

  1. Общие программы. Это обязательные программы для всех школ. Основа их выполнения – комплексные знания по географии, биологии, химии, физике, экологии.

         2. Конкретные программы мониторинга в экологическом образовании школьников. Эти программы предлагаются как элективные на инициативный выбор школами района. Они могут быть продолжением уже начатой экологической работы (по общим программам) или вводить ее в более целенаправленное русло. Таких программ предлагается больше и составляя их, авторы учитывают природную и экологическую специфику РСО-Алания..

  • Все программы составлены таким образом, что для самих школьников участие в их выполнении  в период обучения в школе будет непрерывным: они могут наблюдать причины экологически неблагоприятных или, наоборот, благоприятных ситуаций, реальные их последствия, делать прогноз. Принимать решения – для этого в школе созданы разновозрастные отряды: «Капельки добра», «Зеленый патруль», а в более сложных программах отряд старшеклассников «Капельки добра 2». Многолетние наблюдения помогут собрать фактический материал, который обобщается при выполнении экологических исследований и проектов экологического благоустройства будущими участниками экологических конкурсов, а также при подготовке докладов на научно – практических конференциях.

 Организация выполнения программ. Обобщение наблюдений

Выполнение общих программ экомониторинга составлено с учетом сезонной природоведческой практики: этого требуют общеобразовательные программы по географии, биологии, химии, физике, экологии. Они целенаправленно соединены воедино. Перечень конкретных программ мониторинга разнообразен, и их выбор зависит от школ. Однако есть общие условия, которые школы, участвующие в общеобластной программе «Экологический мониторинг в школе», должна, на наш взгляд, принять в качестве обязательных:

- включение экологии как учебного курса экологии непрерывной экологической практикой, проводимой с 1 по 11 класс;

- принятие общих программ школьного мониторинга как обязательных для практического подкрепления преподавания природоведческих дисциплин;

- инициативный выбор школой конкурентных программ мониторинга и закрепление их за каждой ступенью, чтобы на протяжении всего периода обучения в школе учащиеся видели, объясняли, предвидели происходящие изменения и реально участвовали в природоохранных делах;

- принятые к выполнению программы школьного экологического мониторинга являются тем необходимым видом деятельности, который придает развивающемуся экологическому движению детей и молодежи целенаправленность и организационную определенность;

- учитывая непрерывный и долговременный характер программ мониторинга, школы обретают традиционную преемственность в этом виде практической деятельности, не только по ступеням обучения, но из  поколения в поколение. Преемственность должна быть не только в ведении наблюдений учащимися с обозначенной частотой, но и в работе учителей, если они меняются в школе. И это должно быть одним из условий принятия нового учителя на работу в школу;

- целесообразно. Чтобы в районе была школа, которая объединила бы все остальные, выполняющие программы школьного мониторинга. Другой объединяющей структурой могут стать районные экологические центры, инициативу по созданию которых наша школа приветствует;

- к реализации программ школьного экологического мониторинга учителя должны быть подготовлены через семинары и школы практической экологии,  станцией юннатов, заповедником.

 Обязательным условием является соблюдение постоянства мониторинговых площадок на долгие годы, осуществление регулярности, частоты, четкости и аккуратной систематической фиксации наблюдений. Для этого в школе должны быть заведены дневники наблюдений и книги, где эти сведения будут обобщаться из года в год.

Естественно, что из года в год будут наблюдаться и фиксироваться изменения в каких – то показателях той или иной программы мониторинга. Поиски и объяснение их причин, установление взаимосвязей, выявление закономерностей – весьма серьезная часть выполнения этих программ. Каждый класс, заканчивая очередную программу мониторинга, должен проанализировать, что было зафиксировано в предыдущие годы, сделать свои выводы и заключения относительно развития экологической ситуации, наметить необходимые меры по ее улучшению.

Цель – оставить после себя на каждом этапе позитивные изменения – должна быть доведена до каждого участника этой работы. Одна и та же  выбранная программа может выполняться на протяжении нескольких лет обучения, но по разным разделам, чтобы у учащихся возникло полное представление о взаимосвязях всех природных объектов.

Перед тем как обобщить результаты наблюдений, сделать выводы и сформулировать тенденции, необходимо учесть природные условия года, экологическую обстановку, тщательно проанализировать собранные данные, а также постараться, по возможности, четко ответить на следующие вопросы:

  1. Какие природные, космические и другие события произошли в год наблюдений? Какие из показателей (или параметров) программы мониторинга изменились в прошедшем году? Насколько резки и глубоки были эти изменения? Каков их характер – позитивный или негативный?
  2. Наблюдался ли подобный характер изменения показателей в предыдущие годы? Не переходит ли он в стойкую тенденцию?
  3. Какие причины могли вызвать устойчивый характер этих изменений и отмечались ли эти причины в предыдущие годы?
  4. Были ли даны соответствующие рекомендации (кому конкретно), как они выполнялись?
  5. Замечены ли новые по сравнению с предыдущими годами изменения и наблюдения? Какого они характера – позитивного или негативного? Чем вызваны?
  6. Совпадают ли сделанные вами обобщения и выводы с выводами предыдущих лет? В чем различия и их возможные причины?
  7. К какому результату вы пришли относительно показательности и достоверности своих выводов, обсуждая их с предыдущими исследователями, учителями, специалистами?
  8. Какие экологические изменения вы будете отмечать в отчете?
  9. Какую наглядную информацию сравнительного и обобщающего характера вы включите в отчет в качестве иллюстрации к описанной ситуации, выводам и обобщениям?
  10. Какие вопросы, замечания, пожелания были сделаны при первых обсуждениях вашего отчета.

Из вышеизложенного следует, что реализация программ экомониторинга в школе создаст необходимую научно – практическую базу для развития исследовательской работы  школьников в области экологии. При этом не надо будет придумывать тематику экологических исследований и проектов – она будет вызвана к жизни работой самих учителей и учащихся. И какой толчок это даст развитию ученических исследований по экологии, конкурс которых ежегодно проводится у нас  в районе. Школы доказали, что им можно поручать и доверять серьезную работу. Учащиеся нашей школы, входившие в состав команды «Капельки добра», гордятся определенными успехами, достигнутыми ими в районных, проектах по экологии. Наша школа является призером районных конкурсов – проектов: «Юный эколог», «Зеленый патруль».

Список использованной литературы

  1. А.Н. Грешневиков. Экологический букварь.- «Экос – информ»., М. 1995
  2. А.С. Боголюбов. Методы гидрологических исследований: проведение измерений и описание рек: Метод пособие, М., Экосистема, 1996, 21 с.
  3. Н.С. Лазарева. Введение в морфологию высших растений (пособие для начинающих работать с определителем растений): Метод.пособие., М. Экосистема, 1997, 37 с.
  4. А.С. Боголюбов. Методы геоботанических исследований: Метод.пособие, М., Экосистема, 1996, 21 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"

В течении 4 лет,  с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской  деятельности. Вела наблюдение...

Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце

В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...

Исследовательская работа учителя математики "Исследовательская и проектная деятельность учащихся: сходства и различия"

Исследовательская работа учителя математики Цель исследования: изучение процесса исследовательской и проектной деятельности учащихся.Задачи: найти сходства и различия в исследовательской и ...

Исследовательская работа Исследовательская работа на тему: «Метод проектов в моей работе»

в данном материале изложены результаты применения учителем в своей работе одного из методов современных технологий обучения во внеклассной работе - метод  проектов...

Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы

Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы включает название глав и параграфов, которые точно соответствуют заголовкам в тексте проекта....

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельност

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую ...