Роль земноводных в жизни природы
проект по экологии на тему

Дорогая Надежда Михайловна

Изучаемые организмы - земноводные. Больше времени проводят  

 на суше. Время пребывания лягушки и тритона  в воде и на суше  

 определяется условием увлажнения грунта и изменения температуры   

 окружающего воздуха.

 2. Из всех наблюдений видно, что влияние абиотических факторов

 на жизнедеятельность земноводных очень велико.

 3.   В ходе наблюдения за жизнью земноводных, мы пришли к  

 выводу, что лягушки и тритоны от рождения и до половозрелого

 состояния проходят стадии развития метаморфоза. В этот период

 они являются пище для птиц, рыб и других животных. В тоже время

 сами в процессе жизнедеятельности поедают большое количество

 личинок, насекомых, червей. Тем самым поддерживают равновесие в  

 окружающей среде.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа экологического воспитания школьников на занятиях школьного кружка «Живая планета»

«Все великое начинается с малого»

Пояснительная записка

     Среди современных проблем стоящих перед мировым сообществом, особенно выделяется одна  проблема: ухудшения качества среды обитания человека.  Она носит глобальный характер и волнует людей всех стран. Роль загрязнения проявляется наглядно и вызывает эмоциональную критику людей. В сложившихся условиях необходимо провести объективный анализ причин расширения масштабов загрязнения окружающей среды и учащения катастроф, связанных с неконтролируемым распространением химических соединений технического или биологического происхождения. В настоящее время можно выделить 2 основных объекта общей проблемы.

      Первый из них касается известной хаотичности и противоречивости развития экономики, второй самого человека, уровня его подготовленности к осознанному использованию современных достижений в производственных и бытовых сферах.

      Особенно важно решение вопроса элементарной «экологической» подготовленности людей так, как с веществами, способными нанести определенный вред человеку, сегодня контактирует почти каждый. В повседневной жизни человек использует лекарства, косметические и парфюмерные средства, красители, различные виды топлива, пластики, удобрения.

      Поэтому сегодня общеобразовательная школа призвана заложить основу формирования личности с новым образом мышления и типом поведения в окружающей среде – экологическим.

Цели программы:

  1. Обеспечение усвоения учащимися основных положений экологической науки на основе изучения явлений природы, растительного мира, животного мира, влияния человека на окружающую среду;
  2. Формирование понятий научной картины мира, материальной сущности и диалектического характера биологических процессов и явлений, роли и места человека в биосфере, активной роли человека как социального существа;
  3. Формирование ответственного отношения к природе и готовности к активным действиям по ее охране на основе знаний об организации и эволюции органического мира.

Задачи:

Обучающие:

  • дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;
  • научиться применять на практике полученные знания.
  • формировать представления о краеведческой работе, о воинском долге и верности отечеству.

Развивающие:

  • развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;
  • формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;
  • повышать общий интеллектуальный уровень подростков;
  • развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.
  • развивать творческую деятельность по изучению народных промыслов, ремесел, фольклора.

Воспитательные:

  • прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;
  • воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;
  • воспитывать потребность в общении с природой;
  • способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;
  • способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.
  • эмоционально стимулировать патриотические чувства учащихся через приобщение к воинским традициям.

Возраст детей: от 8 до 16 лет.

Сроки реализации программы: 8 часов в неделю в течение учебного года.

Формы и режим занятий: практические и теоретические занятия по возрастным группам.

Ожидаемые результаты младшей возрастной группы:

  •  знать и уметь манипулировать основными экологическими терминами понятиями;
  • уметь выступить с сообщением или докладом перед аудиторией;
  • знать основные виды загрязнений и загрязняющих веществ;
  • уметь применять на практике полученные знания и умения, а именно: уметь осуществлять уход за комнатными растениями; самостоятельно осуществлять простейшие операции по посадке и посеву полезных растений, уметь самостоятельно ухаживать за домашними животными;
  • уметь убеждать и отстаивать свою точку зрения;
  • определиться в выборе дальнейшего курса обучения.

Ожидаемые результаты старшей возрастной группы:

  • уметь собирать краеведческую информацию;
  • знать, как правильно посадить дерево и уметь это сделать самому;
  • иметь представление об экологических проблемах современного мира и своего региона;
  • уметь критически оценивать информацию и уметь отстаивать свою позицию.

Содержание программы младшей возрастной группы (с 2 по 7 класс):

Тема №1. История возникновения и развития экологии.

Общая и частная экология. Некоторые теории происхождения жизни на Земле. История, испытания и изменение облика планеты.

Тема №2. Голубая планета Земля.

Размеры Земли. Земля и Солнце. Почему бывают день и ночь. Часовые пояса. Земля магнит. Жидкое ядро Земли. Огнедышащая Земля. Шесть материков земного шара. Полюсы тепла и холода. Самые большие высоты и глубины. Причины великих оледенений.

Тема №3. Жизнь в лесу.

Типы лесов. Растения, формирующие лес. Структура леса. Леса умеренных широт. Лиственные и хвойные леса. Пойменные леса. Тропические леса. Субэкваториальные леса. Горные леса. Сосновые, еловые, кедровые, лиственные леса. Лес как планетарное явление. Пространственное распределение лесов. Животный мир лесов, его разнообразие. Леса-лёгкие Земли. Приспособляемость различных видов животных к условиям обитания.

  • Экскурсия в лес, посадка деревьев, очистка леса от мусора.

Тема №4. Многообразие животных и растений.

Дикие животные, их виды. Домашние животные их виды и приносимая человеку польза.

Животные, содержащиеся в уголке природы. Общие правила ухода за аквариумом и его обитателями, за млекопитающими, за птицами. Деревья и кустарники, произрастающие в лесах средней полосы России. Лесная аптека. Взаимодействие различных типов растений между собой. Конкуренция растений и что она означает. Комнатные растения Общие правила ухода за растениями. Практическая работа по формированию навыков ухода за растениями в уголке природы.

  • Приглашение специалиста по работе с животными - ветеринарного врача. Практическая работа по пересадки комнатных растений в уголке природы. Отработка основных навыков по уходу за комнатными растениями.

Тема №5. Место человека в природе.

Природа- колыбель человечества.

Загадка появления человека. Человек- животное, обладающее разумом.

Будущее человека, может ли человек выжить без природы. Возвращение в природу - один из возможных вариантов развития человечества. Варианты примирения человека и природы. Пример первобытных племён, это пример единения с природой. Что ожидает человечество.

  • Экскурсия в краеведческий музей.

Тема №6. Планете имя-океан.

Жизнь в морях и океанах. Поверхностные и глубинные морские животные. Рыбы, их многообразие и необычные формы. Жизнь на дне. Кораллы. Хищники морских глубин (акулы, скаты, касатки). Всепланетный океан. Уровень мирового океана. Приливы и отливы. Куда текут океанские воды? Гольфстрим - водяное отопление Европы. Волны на воде. Айсберги - плавающие ледяные горы.

  • Просмотр видеофильмов: «Живые обитатели морских глубин», «Акулы».

Тема №7. Человек изменяет Землю.

Масштабы влияния человека на земную кору. Скупой платит дважды. Использование природных богатств. Пожары на нефтяных месторождениях. Непосильная тяжесть городов. Отходы и свалки. Влияние водохранилищ, а также ГЭС и ТЭЦ на экосистему городов и посёлков. Влияние автомобильного транспорта на экологию. Глобальное потепление климата, в чём причина и чем это грозит человечеству и всему живому на Земле. «Зелёные»- чем занимается и что пропагандирует данная организация.

  • Разъяснительная работа среди населения о вреде сжигания мусора в осеннее - весенний период. Выступление членов клуба с агитационными сценками перед взрослой и детской аудиторией. Экскурсия по городу «Приспособление растений и животных к жизни в городах».

Тема №8. Проблемы экологии.

Проблема заболоченности территории. Проблема роста больших городов и вытеснения ими животных и птиц с места их постоянного обитания. Проблема загрязнения Мирового океана, водоёмов, суши и уменьшение пресной воды. Проблема уменьшения запасов невозобновимых сырьевых и энергетических ресурсов. Влияние экологических факторов на физическое и психическое здоровье человека и на генофонд человеческой популяции.

  • Борьба со стихийными свалками мусора.

Тема №9. Основные экологические термины и понятия.

Термин экология предложенный зоологом Э. Геккелем. Формулирование понятий экосистемы и биогеоценоза. Понятие конкурентного исключения, популяций у растений. Знакомство с литературой экологического направления.

  • Записи в тетрадях, оформление и ведение словаря юного эколога.

Тема №10. Состояние экологии в России.

Состояние экологии в России в отличие от капиталистических стран. Природоохранная деятельность.

  • Выступление ребят с докладами о проблемах экологии в России. Беседа о состоянии экологии в современной России.

Тема №11. Права и обязанности участника объединения.

Разработка устава и законов детского объединения.

  • Тренинги: «Экологическая этика», «Учимся формулировать законы».

Содержание программы старшей возрастной группы (с 8 по 11 кл.):

Тема №1. Природоохранная деятельность.

    Исчезающие виды растений и животных. Заповедники, заказники, природоохранные зоны. Работа по восстановлению численности исчезающих видов животных. Зарубежная практика в области охраны животной среды.

  • Просмотр слайдов. Расчистка водоёмов от ила и грязи. Расчистка леса от мусора. Публикации в местной прессе.

Тема №2. Экология человека.

    Что происходит, когда мы растём. Что такое переливание крови, группы крови. В здоровом теле здоровый дух. Секреты русской бани. Режим дня. Разучивание гимнастических упражнений. Учимся правильно поднимать тяжести. Соло для позвоночника. Акселерация – явление века. Напоминание прописных истин. Наркомания – беда человечества. Некоторые приёмы ухода за своим телом. Поговорим о моде, косметике и гигиене. Приятного аппетита! Проблемы питания, модифицированные продукты. Генная инженерия плюсы и минусы.

  • Акции: «Нет добровольному безумию!», «Наркомания – разрушение личности». Диспуты на темы: «Что значит здоровый образ жизни – как мы его понимаем», «Похудалая горячка», «Модные болезни». Выступление в школах. Задушевные беседы. Встречи с врачами – педиатрами района.

Тема №3. Современные проблемы экологии.

    Экологические проблемы современной цивилизации (свалки, загрязнение океанов, кислотные дожди, озоновые дыры и т. Д.). Нарушение человеком механизмов саморегуляции и поддержания равновесия в природе. Опасность глобальной экологической катастрофы. Проблема загрязнения атмосферного воздуха. К вопросу о Киотском протоколе. Аномальные атмосферные явления.

  • Создание «Зелёного патруля», посадка деревьев, краеведческие экспедиции школьников. Изготовление табличек «Берегите природу», «Лес - наше богатство».

Тема №4. Цивилизация - начало борьбы с природой.

    Первые цивилизации – начало борьбы с природой. Взаимоотношения первых цивилизаций с природой. Нарушение равновесия в природе. Истребление растений и животных. Роль разума в дальнейшем отчуждении человека от природы. Опасность глобальной экологической катастрофы.

  • Экскурсия в краеведческий музей «Жизнь первобытного человека».

Тема №5. Состояние экологии в Заволжье и Нижегородской области.

Медико – экологические аспекты качества жизни детского населения крупного регионального центра. Нижегородский областной дом природы: мечта или реальность. Основные экологические проблемы нашего региона.

  • Встреча с экологами района. Контакты с экологическими объединениями района.

Учебно-тематический план занятий по экологии младшей возрастной группы

                                           4 часов в неделю, всего 136 час.

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

теория

практика

экскурсии

1

История возникновения и развития экологии.

3

3

 

2

Голубая планета Земля.

7

 

 

3

Жизнь в лесу.

14

14

7

4

Многообразие животных и растений.

6

3

15

5

Место человека в природе.

6

3

2

6

Планете имя-океан.

6

3

 

7

Человек изменяет Землю.

6

3

2

8

Проблемы экологии.

9

3

 2

9

Основные экологические термины и понятия.

5

 

 

10

Состояние экологии в России.

7

3

 

11

Права и обязанности участника объединения.

4

 

 

 

Итого: 136

73

35

28

Учебно-тематический план занятий по экологии старшей возрастной группы

4 часа в неделю, всего 136 часов.

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

теория

практика

экскурсии

1

Природоохранная деятельность. «Школа юного эколога»

5

8

4

2

Экология человека.

10

9

5

3

Современные проблемы экологии.

4

8

 

4

Цивилизация – начало борьбы с природой.

5

8

5

5

Состояние экологии в Республике Саха

22

9

9

6

Проектная деятельность учащихся («Лаборатория природы»)

10

15

 

 

Итого: 136

56

57

23

    Методы обучения:

 К изучаемым темам указаны практические работы, экскурсии, фенологические

наблюдения, практическая деятельность, которым должно уделяться самое серьезное внимание. Только на основе наблюдений, исследований (проектов) и практической деятельности возможно осуществление экологического воспитания.

Техническая оснащенность:

Экологический кружок располагает учебным классом, в котором находятся библиотечка необходимой литературы, набор дидактических материалов, таблиц и наглядных пособий, компьютерных дисков.

Для обеспечения образовательного процесса необходимо:

  1. методико – дидактическое обеспечение;
  2. пакет творческих заданий по различным темам, способствующих созданию оптимальных условий развития познавательной активности;
  3. фонд литературы по предмету, библиотечка юного эколога с привлечением личных книг детей для коллективного пользования;
  4. видеотека;
  5. набор учебных плакатов по экологии;
  6. участие педагога кружка в семинарах, курсах повышения квалификации;
  7. проведение открытых занятий для коллег, родителей с целью повышения своего педагогического и профессионального мастерства;
  8. пакет тестов, других форм психологической и профессиональной диагностики;
  9. технические средства обучения: микроскоп, магнитофон, ПК, видеодвойка;
  10. финансовые средства на методическое обеспечение, издательскую деятельность, призовой фонд, укрепление материальной базы, поездки и экскурсии;
  11. для непосредственного общения детей с природой необходимо наличие Уголка природы.

Формы подведения итогов:

Отслеживание результативности образовательного процесса осуществляются в постоянном педагогическом наблюдении, мониторинге, через итоги разноплановых контрольных форм работы:

  • самостоятельная разработка учащимися текстов бесед, сообщений, обзоров для выступлений перед аудиторией, выполнения реферативных работ, их защита в группе;
  • контрольные формы работы: тесты, контрольно – познавательные игры;
  • табло достижений кружка;
  • открытые занятия в игровой форме;
  • участие в кружковой и массовой вне учебной деятельности;
  • разработка памятки «Юный эколог».

     

Список литературы:

Для педагога:

  1. Конвенция о правах ребёнка. Нью – Йорк; ЮНИСЕВ 1991г.
  2. Постановление правительства РФ от 7. 03. 1995г. За№233 «Об утверждении типового положения об учреждении дополнительного образования детей».
  3. Энциклопедия большая советская. Москва 1978г. Том №29.
  4. Энциклопедия для детей. Биология. Москва «Аванта +» 1993г.
  5. Энциклопедия для детей. Геология. Москва «Аванта +» 1993г.
  6. Биология газеты.
  7. Биология в школе (журналы).
  8. Изгаршев А.В. «Поговорим о них». Общество 1993.
  9. Бадьева Э.А. «Животные в нашем доме». Свердловск 1990г.
  10. Актуальные проблемы охраны атмосферного воздуха, перспективы развития мониторинговых исследований на территории Омской области. Правительство Омской области 2006г.

Для учащихся:

  1. Брем А.Э. Жизнь животных в трёх томах. Терра 1992г.
  2. Маркин В. А. Я познаю мир. Москва 2000г.
  3. Кашинская Е.А. Всё обо всём. М 1999г.
  4. Тайны живой природы М. Росмэн 1995г.
  5. Соло для позвоночника А. Ситель Москва 2006г.
  6. Целительные силы Г. П. Малахов АО «Комплект» 1995г.
  7. Книга о здоровье под редакцией Ю.П. Лисицина Москва 1998г.
  8. Журналы «Юный натуралист», «Вокруг света».

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр внешкольной работы» Усть-Майского улуса (района)

Республики Саха (Якутия)

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ ДОД «ЦВР»

______________ Е.В. Болдина

«_____» ____________  2013 г.

 

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА

«ЖИВАЯ ПЛАНЕТА»

Срок реализации: 1 год

Возраст участников: от 8  до 16 лет

Преподаватель: Дорогая Н.М.

п.Солнечный

2013 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль рекламы в жизни современного школьника

Научно - исследовательская работа по русскому языку...

Урок литературы в 10 классе « Лирика Ф.И. Тютчева. Романтическое понимание сущности жизни человека и жизни природы в творчестве Ф.И. Тютчева»

Урок посвящен прекрасному русскому поэту второй половины 19 века - Фёдору Ивановичу Тютчеву, его  лирике.Кто-то должен разбираться  в  сумятице  повседневной  жизни.Но кто-то ...

Конспект урока 10 класс по теме " Роль силы трения в природе и технике"

В метериалле дается подробный план конспект урока  в 10 классе по теме "Сила трения", при проведении данного урока используется различные виды деятельности учащихся:экспериментальная ра...

Литературно-музыкальная композиция «Чудная картина, как ты мне родна!» (жизнь природы и человека в лирике А.А. Фета)

Жизнь человека неотделима от жизни природы, связь между ними прочна и вечна, и лирические произведения Афанасия Афанасьевича Фета лишний раз дают возможность убелиться в этом....

План урока "Размышления С.А. Есенина о жизни, природе и человеке. Тема Родины".

Данный урок был представлен на конкурсе "Учитель года России-2016" на республиканском этапе. Конспект представлен схематично. Без презентации и технологии "Фишбоун". Думаю, это создаст возможность каж...

Конспект урока 10 класс по теме"Роль силы трения в природе и технике"

В конспекте урока дается развернутый материалл для учащихмя 10 класса ,выводятся формулы ,которые объясняют зависимость силы терения от разных факторов .Приводятся примеры проявления силы трения в окр...

Роль родителя - это роль на всю жизнь

Разработка родительского собрания на тему роли  родителей в воспитании детей....