Экологическое воспитание в гимназии.
статья по экологии на тему

Биктимирова Фания Маратовна

Опыт работы по экологическому воспитанию в гимназии. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание в гимназии.

Учитель биологии МБОУ «Гимназия №3 ЗМР РТ»

Биктимирова Ф.М.

Право на жизнь в экологически чистой, здоровой и безопасной среде - одно из важнейших прав человека. Поэтому во всем мире, и в России, и у нас в Республике Татарстан, в последние десятилетия уделяется пристальное внимание к проблемам окружающей среды. 2017 год  объявлен президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным годом экологии.  3 марта в  МБОУ «Гимназия №3 ЗМР РТ» прошел  экологический урок для обучающихся 9-11 классов. Он был  приурочен  открытию Года экологии и общественных пространств в Республике Татарстан.

В этот день гимназия принимала дорогих гостей:  Камалтынова Юрия Зимелевича, заместитель Председателя Государственного Совета Республики Татарстан,  Председателя Комиссии Государственного Совета Республики Татарстан по мониторингу законодательства и правоприменительной практики  и  

сотрудников Волжско-Камского государственного природного биосферного заповедника.

Урок начался с просмотра социального ролика «Экология начинается с нас». Затем актовый зал превратился в студию, в которой шла горячая дискуссия на тему: «Я - «сильное звено?»». С рассказом о природоохранной деятельности  гимназии выступила учитель биологии Биктимирова Фания Маратовна.

С 2010 года  гимназия участник ПАШ «UNESCO» - проект ассоциированных школ «ЮНЕСКО» Гимназия стала первой в городе и седьмой в Татарстане ассоциированной школой (в мире около 9000). Одно из направлений «Охрана окружающей среды, ее изучение, уход за объектами природы». В рамках данного направления школа участвует в различных акциях: в Международной  природоохранной  акции «Марш парков». Второй год подряд в гимназии проходит акция «Мы не одни в этом мире» (сбор вещей, продуктов, корма для Айшинского приюта для бездомных животных).  Было проведено уже 7 акций. Традиционной стала для гимназистов операция «Зеленый лист» по сбору  макулатуры. За шесть лет было собрано около 9 тонн бумаги, на вырученные средства были приобретены подарки для детей из реабилитационного центра «Доверие» и макаронные изделия и крупы для животных Айшинского приюта «Кот и пёс». С 2013 года вся школа задействована в проекте «Школа - территория комфорта». Задачи проекта: озеленить школьную территорию; продолжить формирование основ эстетической и экологической культуры школьников. Целевая группа: школьники, учителя, родители. 15 мая 2013 года была заложена  аллея выпускников во внутреннем дворике школы  и произошло открытие памятника «Пятерки», двор был засажен травой:  за весь период только выпускниками было высажено:  9 и 11  классы -  22 туи разных сортов, 10 спирей и 2 рододендрона, 4 классов -  120 кустов роз. В этом учебном году первоклассники посадили   4 яблони. Осенью и весной гимназисты – активные участники экологических средников и субботников по санитарной очистке территории школы и прилегающего микрорайона. Родители с удовольствием помогают ребятам облагораживать территорию. С  2014 года  гимназия активно сотрудничает  с филиалом ФБУ «Рослесозащита» «Центр защиты леса Республики Татарстан». А началось  все с  Всероссийской  акции «Спасем деревья России от вредителей леса» (в рамках экологического движения «Зеленый щит России»), где  ребята гимназии  принимали активное участие. Совместно с центром проводились мероприятия, приуроченные к Международному Дню леса,  учащиеся гимназии были  приглашены  в Центр защиты леса в целях информирования о деятельности учреждения в области защиты леса от вредителей и проведения практических мероприятий. Сотрудники  отдела Татарской лесосеменной станции  охотно делятся практическими и теоретическими знаниями,  активно помогают ребятам создавать исследовательские проекты. Результат – 3 проекта, которые стали победителями  конкурсов различного уровня.

С одним из таких проектов  «Определение класса качества желудей дуба черешчатого» выступила ученица 9Г класса Шелухина Екатерина -  призер Республиканской олимпиады по  экологии 2016 и 2017 годов, победитель XIII Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ имени Д.И. Менделеева (2016 год). Ученица 9Г класса Левина Софья, призер Республиканской олимпиады по экологии 2016, дипломант  Республиканской научно-практической  конференции школьников  им. А. П. Мариновича, выступила с проектом « Оценка состояния сосны обыкновенной методом биоиндикации».

16 января во всех классах гимназии проводился классный час, приуроченный открытию года экологии. Ребята старшего звена провели  беседы и викторины в начальном звене, посвященные охране природы.  

 На экологическом уроке выступила заместитель директора по экологическому просвещению  Волжско-Камского заповедника Унковская Елена Николаевна. Она познакомила гимназистов  с особо охраняемыми природными территориями  России и провела игру «Живые символы заповедной системы».

В конце урока взял слово  Юрий Зимелевич Камалтынов. Он  рассказал о том, что  каждый школьник может внести свой вклад в сохранение водных объектов или защиты нашей республики от мусора.  Только у нас в Татарстане для учащихся школ, гимназий и лицеев разработано уникальное мобильное приложение «Школьный экопатруль».  С помощью этой системы можно размещать уведомления о местах несанкционированного размещения отходов и информацию о фактах сброса на рельеф местности промышленных и бытовых стоков. Татарстан - один из наиболее развитых в экономическом отношении регионов Российской Федерации. Республика обладает богатыми природными ресурсами, мощной промышленностью, высоким интеллектуальным потенциалом и квалифицированной рабочей силой.  Благодаря внедряемым природоохранным мерам, столица Республики Татарстан  входит в десятку лучших городов России по экологическому рейтингу Минприроды.

Урок закончился вручением подарков, а самое главное – гимназисты получили заряд энергии и правильный вектор решения экологических проблем. Год экологии только на старте, нас ждёт много полезных дел.

Биктимирова Ф.М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль детских объединений в экологическом образовании МОАУ гимназия №25, учитель биологии

Положение человека в природе и обществе мы объясняем своим учащимся на уроках биологии, обществознания. Но именно для человека характерно стремление отстаивать своё «Я» перед обществом, в котором он р...

КРУГ РАДОСТИ и ДОБРА – одна из форм нравственно-духовного воспитания школьников. Основной целью обучения и воспитания учащихся гимназии "Самопознание" является приобщение детей к ценностям современного общества, формирование способности осознать себя, о

1. Круг радостиØПриглашаю вас всех в наш «круг радости». Давайте все встанем дружно в круг, рядышком, плечом к плечу. А теперь возьмемся за руки и начнем наш урок «Самопознание» с прекрасной песни, ко...

Программа экологического воспитания «Экологическое воспитание обучающихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности»

Цель программы: Формирование у обучающихся целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе, окружающему пространству через экологизациюурочной и внеурочной деятель...

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ Развитие экологической культуры школьников на основе создания МОДЕЛИ ЦЕНТРА нравственно-экологического воспитания детей и подростков «ЭКОС- экологическое содружество»

Рузский район – «жемчужина Подмосковья». Край плодородной земли, зеленых просторов лесов, прозрачных озер и кристально-чистого воздуха.Человек, увы, не всегда живет по законам разума...

Нравственно-экологическое воспитание учащихся в Агинской окружной гимназии

В условиях современной экологической ситуации, стратегия развития образования XXI века должна разрабатываться с учетом идей экологизации. Новое содержание образования должно быть ориентировано на &laq...

Экологическое воспитание обучающихся в рамках программы Развития МБОУ Гимназия г. Великие Луки.

9 и 10 ноября 2017 года в Полистовском заповеднике Псковской области проходил межрегиональный семинар для работников дошкольных и школьных учреждений, посвящённый современным тенденциям в экологическо...