Развитие экологического сознания учащихся
статья по экологии

Краснова Елена Николаевна

Экологическое воспитание – это процесс непрерывного, систематического и целенаправленного формирования эмоционально нравственного, гуманного и бережного отношения человека к природе и морально - этических норм поведения в окружающей среде. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектно- исследовательская деятельность как инструмент формирования экологически осознанной личности.

Краснова Елена Николаевна, учитель географии I квалификационной категории

МБОУ «Лицей № 116 им. Героя Советского Союза А.С. Умеркина» Вахитовского района г. Казани

 

Современная сложная экологическая ситуация в мире, обусловленная возрастающим антропогенным воздействием на окружающую природную среду ставит человечество на грань выживания. Экологический кризис обусловлен не только достижениями научно-технического прогресса, но и кризисом нравственности личности, связанной с потерей духовных ценностных ориентиров в отношении природы. В этой связи коренные изменения претерпевает область образования, системообразующим фактором обновления в которой становится экологическое воспитание, направленное на формирование экологической культуры – важнейшего качества личности современного человека.

Экологическое воспитание – это процесс непрерывного, систематического и целенаправленного формирования эмоционально нравственного, гуманного и бережного отношения человека к природе и морально - этических норм поведения в окружающей среде. А формирование эколого-ориентированной системы ценностей процесс сложный и длительный, подразумевающий под собой буквально «впитывание с молоком матери» экологического мировоззрения, рационального природопользования, осознанного выполнения экологических правил и требований, личной ответственности перед обществом за сохранение окружающей среды.

Неоценимую помощь в формировании экологического сознания личности, оказывает проектно- исследовательская деятельность учащихся. Участвуя в экологическом проектировании, учащиеся вырабатывают навыки бережного отношения к природе, овладевают природоохранным и социальным опытом и реализуют его на практике.

Основными направлениями проектов в нашем лицее являются: образовательная деятельность, просветительская деятельность, деятельность школьного экологического общества, экология здоровья.

Главными темами проектов являются при формировании опыта эмоционально-ценностных сопереживаний проблемных экологических ситуаций, оперирования нравственными категориями, мотивации к действиям в интересах здоровья человека и безопасности жизни: правила экологической безопасности, экологическая культура, связь здоровья человека и здоровья природы. бережное (экономное) отношение к любым природным ресурсам, забота об окружающей среде. При становлении экосистемной познавательной модели, рефлексивно-оценочных умений, экологического стиля мышления: ресурсосбережение, нерасточительное потребление, право человека на благоприятную среду и обязанности по ее сохранению, экологическое право.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ (из опыта работы)

Формирование экологического сознания является одной из важнейших задач экологического воспитания и образования. Естественной основой их являются объективно складывающиеся в различные возрастные...

Развитие исторического сознания учащихся педагогического колледжа во внеклассной работе.

Развитие исторического сознания учащихся педагогического колледжа во внеклассной работе....

Формирование экологического сознания учащихся в природоохранной деятельности.

Описывается формирование  экологического сознания школьников через работу экологического лагеря....

Доклад "Формирование экологического сознания учащихся через уроки биологии и внеурочную деятельность"

Формирование экологического сознания учащихся через уроки биологии и внеурочную деятельность...

ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И СОЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ

Содержание приемов развития экологического мышления,  представленное в данной методическом материале, можно использовать на уроках в 10-11 классах. Эти методические приемы апробированы автор...

Развитие экологической культуры учащихся на уроках географии

Материал представлен для учителей географии...

Учебно-методическое пособие «Арт-терапевтический подход как средство развития экологического сознания младших школьников с ОВЗ (умственная отсталость)»

Цель работы:Раскрытие потенциала арт-педагогики для развития экологического мышления младших школьников с ОВЗ.Задачи работы:Разработка арт-педагогической программы экологической направленности;А...