Методическая разработка
методическая разработка по экологии

Филатова Ирина Семёновна

Контрольно- измерительные материалы (КИМ) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу дисциплины «Экология».  КИМ включают контрольные материалы для проведения промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачёта КИМ разработаны в соответствии с: основной профессиональной образовательной программой по профессии 23.01.07 «Машинист крана (крановщик)», 35.01.13 «Тракторист-  машинист сельскохозяйственного производства» по дисциплине  общеобразовательного  цикла «Экология».

Скачать:


Предварительный просмотр:

 ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«САХАЛИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР №2»

УТВЕРЖДАЮ:

заместитель директора по УР

   Т.Н. Маслова

                                                                      « ___» _________ 2021 г.

Комплект

контрольно-измерительного материала

для проведения промежуточной аттестации в форме

дифференцированного зачёта

по дисциплине ОУД.11 Экология

основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования

                                           2021 г.

РАССМОТРЕНО:
на заседание методической комиссии

Протокол № ___«   »____2021.

Председатель МК _______________

 

Составлен в соответствии примерной программой основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования  (Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 381 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»).

Разработчик

Филатова И.С. преподаватель общеобразовательного  цикла Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения  «Сахалинский политехнический центр №2»

1  Паспорт комплекта контрольно-измерительных материалов

1.1  Область применения

Контрольно-измерительные  (КИМ) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу  дисциплины  «Экология»

КИМ включают контрольные материалы для проведения промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачёта

 КИМ разработаны в соответствии с примерной программой основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 381 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО») по дисциплине: «Экология»

2  Пакет экзаменатора

2.1  Условия проведения - дифференцированный зачёт

Дифференцированный зачет по экологии  содержит 100 вопросов по следующим темам:

  1. Экология как научная дисциплина.
  2. Среда обитания человека и экологическая безопасность.
  3. Концепция устойчивого развития.
  4. Охрана природы.

Время выполнения зачетной работы – 2 урок (90 минут).  При выполнении работы обучающиеся вносят ответы на вопросы части  в таблицу для ответов.

 

2.2 Порядок подготовки и проведения  аттестации:

1. С перечнем вопросов, формой и процедурой проведения дифференцированного зачёта обучающийся  должен быть ознакомлен в течение первых двух месяцев от начала обучения.

2. К дифференцированному зачёту допускаются обучающиеся, имеющие аттестацию по дисциплине «Экология» за весь период обучения.

3. Тестовые задания выполняются всей группой обучения одновременно.

4. Если обучающийся получает неудовлетворительную оценку, то пересдача назначается на другой день.

 2.3 Критерии и система оценивания по   пятибалльной системе

Каждый правильный ответ   оценивается 1 баллом (всего 100 баллов).     Максимальный балл работы составляет 100 баллов.

Оценка

«2»

«3»

«4»

«5»

Количество баллов

менее

70 баллов

71 – 80

баллов

81 – 90

баллов

91 – 100

баллов

 

 

 

 

ТЕСТ

ОУД.11 Экология

№ 

п/п

Вопрос

Эталоны ответов

Экология - наука, изучающая:

а. влияние загрязнений на окружающую среду;

б. влияние загрязнений на здоровье человека;

в. влияние деятельности человека на окружающую среду;

г. взаимоотношения организмов с окружающей их средой обитания (в том числе многообразие взаимосвязей их с другими организмами и сообществами)

г

Цель экологизации образования:

а. сформировать экологическое мышление

б. привить чувство ответственности за состояние природы

в. быть сопричастным к делу улучшения экологической обстановки в РБ

г. заниматься строительством очистных сооружений

д. осваивать региональное планирование землепользования

е. несколько из вышеприведенных ответов верны

е

(а, б, в)

Экологические знания – это:

а. знания о структуре окружающей человека живой природы

б. знания о работе живого покрова Земли в его биосферной целостности

в. важное условие понимания людьми своей неразрывной связи с настоящим и будущим человечества

г. знания о технологических схемах очистки выбросов

д. несколько из вышеприведенных ответов верны

д

(а, б, в)

Усложнение зависимости человека от законов природы связано с:

а. ростом населения планеты

б. увеличением потребления энергии

в. расширением возможности воздействия на окружающую среду

г. совершенствованием технологических процессов

д. экономией природных ресурсов

е. несколько из вышеприведенных ответов верны

е

(а, б, в)

Организация рационального природопользования возможна при:

а. осознании человеком себя частью Природы

б. умении взаимодействовать с остальными ее частями

в. понимании законов Природы

г. организации жизни в соответствии с законами Природы

д. избавлении Природы от человеческого воздействия

е. несколько из вышеприведенных ответов верны

е

(а, б, в, г)

Биогеоценоз – это:

а. наземная экосистема в границах одного участка растительности

б. экосистема, охватывающая разнородные участки растительности

в. экосистема участков, подлежащих лесоразработкам

г. однородный участок экосистемы

д. сложная природная система

а

Биоценоз – это:

а. совокупность живых организмов, населяющих участок среды обитания с однородными условиями жизни

б. совокупность растительных организмов

в. совокупность животных организмов на разнородных участках растительности

г. совокупность животных организмов на однородных участках растительности

а

Экологическая ниша включает:

а. пространство, занимаемое организмом

б. функциональную роль организма в экосистеме

в. положение вида относительно экологических факторов

г. совокупность живых организмов и условий среды

д. отношение организмов к условиям среды

е. несколько из вышеприведенных ответов верны

е

(а, б, в)

Популяция – это:

а. совокупность особей одного вида, скрещивающихся между собою и дающих потомство того же вида

б. совокупность особей, между которыми происходит скрещивание

в. совокупность особей нескольких видов, населяющих определенное пространство

г. совокупность особей одного вида в пределах разнородных участков

д. совокупность особей нескольких видов, находящихся в разнородных условиях обитания

а

Аутэкология – это раздел экологии, изучающий:

а. взаимоотношения отдельных особей (видов) с окружающей средой

б. влияние факторов среды на группу организмов

в. функционирование организмов различных видов

г. функционирование организмов одного вида

д. функционирование популяций

а

Основной критерий оценки экологической ситуации – это:

а. показатели состояния здоровья человека и популяции

б. показатели состояния агроэкосистемы

в. показатели состояния промышленных экосистем

г. показатели, характеризующие устойчивые природные связи

д. показатели среды жизни человека, обеспечивающих разные стороны его потребностей

а

Среда, как одно из основных понятий в экологии – это:

а. совокупность сил и явлений природы, ее вещество и пространство, любая деятельность человека, находящиеся вне рассматриваемого объекта или субъекта и необязательно непосредственно контактирующих с ним

б. совокупность сил и явлений природы, ее вещество и пространство, любая деятельность человека, находящиеся вне рассматриваемого объекта или субъекта и непосредственно контактирующих с ним

в. комплекс природных сил и явлений, с которыми организм находится в прямых или косвенных взаимоотношениях

г. совокупность естественных и измененных деятельностью человека факторов живой и неживой природы

в

Понятие «среда обитания» - это:

а. все силы и явления природы, происхождение которых прямо не связано с жизнедеятельностью ныне живущих организмов

б. силы и явления природы, связанные своим происхождением с жизнедеятельностью ныне живущих организмов

в. сумма жизненно необходимых факторов среды

г. совокупность абиотических и биотических факторов отдельного организма или биоценоза в целом, влияющих на рост и развитие

г

Экологические факторы – это:

а. элементы среды обитания, либо условия, которые для конкретных видов или их сообществ небезразличны и вызывают у них приспособительные реакции

б. отдельные свойства живой природы

в. отдельные свойства неживой природы

г. водная среда

а

Экологические факторы подразделяются на:

а. абиотические

б. биотические

в. антропогенные

г. селекция

д. средообразующие

е. несколько из вышеприведенных ответов верны

е

(а, б, в)

К абиотическим факторам относятся:

а. разведение

б.интродукция

в. средообразующие

г. физические

д. химические

е. несколько из вышеприведенных ответов верны

е

(в, г, д)

К биотическим факторам относятся:

а. средообразующие

б. физические

в. селекция

г. топические (вытаптывание, охлестывание, затенение и т.д.)

д. трофические (паразитизм, борьба, симбиоз, конкуренция)

е. генеративные (половой отбор, забота о потомстве, опыление и др.)

ж. несколько из вышеприведенных ответов верны

ж

(г, д, е)

К антропогенным факторам относятся:

а. трофические

б. средообразующие

в. истребление (охота, рыболовство, лесозаготовка, заготовка лекарственного сырья)

г. разведение (приручение животных, возделывание растений)

д. интродукция (переселение вида за границу ареала)

е. селекция (создание нового вида путем отбора, скрещивания и воспитания)

ж. несколько из вышеприведенных ответов верны

ж

(в, г, д, е)

Антропогенные факторы – это:

а. все факторы, связанные с деятельностью человека, оказывающие влияние на природу

б. ксенобиотики

в. компоненты внешней среды, прямо воздействующие на живую природу

г. компоненты внешней среды, косвенно воздействующие на живую природу

а

Закон лимитирующих факторов – это:

а. «правило оптимума»

б. «закон минимума»

в. принцип, характеризующий реакцию организмов на действие экофакторов

г. даже единственный фактор за пределами своего оптимума приводит к стрессовому состоянию организма, а за пределами устойчивости – к его гибели

г

Экологическая система – это:

а. совокупность организмов одного вида

б. сочетание факторов неживой природы на однородной территории

в. совокупность организмов разных видов

г. совокупность организмов и окружающей среды

д. совокупность различных видов растений, животных и микроорганизмов, взаимодействующих друг с другом и с окружающей их средой таким образом, что вся эта совокупность может сохраняться неопределенно долгое время

д

По виду источника энергии экосистемы подразделяются на:

а. естественные

б. автотрофные

в. антропогенные

г. гетеротрофные

д. несколько из вышеприведенных ответов верны

д

(б, г)

Антропогенная экосистема – это:

а. экосистема, состав, структура и функции которой в значительной мере определяются человеком

б.вариант использования земли для производства растениеводческой и животноводческой продукции

в. форма взаимоотношений между организмами и условиями среды

г. совокупность различных видов живых существ, изменяющих свои свойства с изменением условий среды

д. группировка растений, животных и микроорганизмов, сохраняющих свои свойства неопределенно долгое время

а

Биотическая структура экосистем – это

а. различные организмы

б. факторы окружающей среды

в. совокупность организмов и факторов окружающей среды

г. пути взаимодействия разных категорий организмов

д. продуценты

г

Трофические уровни – это:

а. уровни накопления биомассы

б. уровни общей схемы передачи энергии и вещества от продуцентов к консументам (детритофагам) 1 порядка и т.д.

в. уровни накопления энергии

г. пирамида биомасс

б

Количество биомассы на каждом последующем после первого трофическом уровне уменьшается на:

а. 10%

б. 50%

в. 70%

г. 90-99%

д. не изменяется

г

Сохранению экосистем способствуют взаимоотношения:

а. пищевые

б. конкуренция

в. взаимопомощь

г. хищничество

д. паразитизм

е. симбиоз

ж. все вышеприведенные ответы верны

ж

Основные факторы, определяющие размещение на Земле биомов:

а. солнечная радиация

б. соленость почв

в. химический состав почвы

г. температура и количество осадков

д. другие эдафические факторы

г

Устойчивость экосистем – это:

а. результат многочисленных взаимодействий различных биотических и абиотических условий

б. биологическое многообразие

в. очень тонкое взаимодействие лимитирующих факторов

г. все вышеприведенные ответы верны

г

Доля солнечной энергии, достигающая Земли и поглощаемая растениями с тем, чтобы стать источником энергии для всей экосистемы, составляет:

а. около 34%, остальное отражается облаками и снегом

б. около 66%, остальное поглощается океаном

в. между 1% и 10% в зависимости от сезона

г. между 1, остальное отражается или поглощается виде тепла

д. около 100%, только незначительная часть отражается облаками

г

Различия между экосистемами на Земле в основном обусловлены:

а. различиями в средней температуре и средней норме осадков

б. разницей видов растений и животных, составляющих экосистему

в. неравномерностью распределения питательных веществ биогеохимическими циклами

г. различными солями, растворенными в водных источниках

д. присутствием или отсутствием человека

а

Процесс фотосинтеза:

а. превращает углекислый газ и воду в присутствии солнечного света в кислород и глюкозу

б. превращает кислород и глюкозу в присутствии солнечного света в углекислый газ и воду

в. осуществляется организмами, известными как продуценты или автотрофы

г. важен для растений, но не важен для других организмов

д. несколько положений из вышеприведенных верны

д

(а, в)

Принцип, по которому изобилие или недостаток того или иного неживого элемента экосистемы может затормаживать рост популяции вида, это:

а. пороговый эффект

б. принцип сдерживающего фактора

в. диапазон устойчивости

г. закон энтропии

д. принцип распределения видов

б

Чистая первичная продуктивность экосистемы – это:

а. разница между энергией, поглощенной растениями и использованной животными

б. количество энергии, остающееся в конце пищевой цепи экосистемы

в. величина, на которую энергия, затраченная в процессе фотосинтеза, превышает энергию, затраченную растениями при дыхании

г. величина, на которую энергия, производимая зелеными растениями, превышает энергию, потребляемую консументами

д. численность приплода животных, поддерживаемая зелеными растениями экосистемы

в

Принципиальное воздействие человека на круговорот углерода заключается в:

а. выращивании культур, продуктивность которых возрастает при поглощении углекислого газа

б. сжигании углеродсодержащих видов ископаемого топлива и уничтожении лесов

в. увеличении выноса питательных веществ с сельскохозяйственных угодий

г. росте населения и выделении большого количества углекислого газа

д. снижении эффективности фотосинтеза

б

Изменения в составе атмосферы в результате антропогенной деятельности вызывают беспокойство из-за того, что:

а. изменения, возможно, воздействуют на биогеохимические циклы

б. изменения, возможно, влияют на температуру Земли

в. многие растения адаптировались к определенному составу атмосферы

г. такие изменения привели к краху прошлых цивилизаций

д. экосистемы не смогут адаптироваться к атмосферным изменениям

б

В тех районах Земли, где испарение превосходит осадки, наиболее вероятный биом – это:

а. влажный тропический лес

б. листопадный лес

в. саванна

г. пустыня

д. заболоченные земли

г

Процесс эвтрофикации в озерах представляет собой:

а. естественный процесс, который в результате антропогенной деятельности часто прерывается или приостанавливается

б. процесс, происходящий только в озерах вблизи сельскохозяйственных угодий

в. комплекс химических изменений, не влияющих на жизнь в озере

г. изменение видового состава, не влияющее на химический состав воды в озере

д. естественный процесс, часто ускоряемый деятельностью человека

д

Биосфера – это:

а. тонкая пленка жизни на земной поверхности, в значительной мере определяющая «лик Земли»

б. сфера жизни

в. оболочка земли, состав, структура и энергетика которой определяются совокупной деятельностью живых организмов

г. область жизни, включающая наряду с организмами и среду их обитания

д. несколько из вышеприведенных ответов верны

д

(в, г)

Биосфера включает в свой состав:

а. гидросферу

б. атмосферу

в. литосферу (зону выветривания)

г. живые организмы

д. все вышеприведенные ответы верны

д

Гидросфера – это:

а. совокупность всех водных объектов земного шара

б. компонент неживой материи

в. мировой океан

г. речной сток

д. почвенные и подземные воды

е. несколько из вышеприведенных ответов верны

а, б

Атмосфера – это:

а. газообразная оболочка земли, состоящая из смеси различных газов

б. газовая среда Земли, вращающаяся вместе с планетой

в. состав постоянных и переменных компонентов

г. смесь азота и кислорода с примесями

д. газовая среда, обеспечивающая возможность длительного поддержания жизни в ограниченном пространстве

е. несколько из вышеприведенных ответов верны

а, б

Основные функции атмосферы – это:

а. обеспечение жизни живых существ

б. терморегуляция организма живых существ

в. климатообразование

г. экранирование планеты от коротких УФЛ

д. рассеивание атомов, метеоритов, космической пыли

е. несколько из вышеприведенных ответов верны

е

(а, б, в, г)

Загрязнение атмосферы влияет на:

а. способность растений усваивать углекислый газ

б. способность растений выделять кислород

в. состояние климата

г. выпадение осадков, содержащих серную и азотную кислоту

д. направление господствующих ветров

е. несколько из вышеприведенных ответов верны

е

(а, б, в, г)

Литосфера – это:

а. верхняя твердая оболочка земли, располагающаяся на мантии

б. верхняя часть земной коры

в. самый верхний слой твердой оболочки Земли

г. поверхностно-лежащие минерально-органические образования

д. продукт взаимодействия организмов и материнских пород

е. несколько из вышеприведенных ответов верны

а, б

Почва – это:

а. органо-минеральное образование в результате совокупной деятельности организмов, материнской породы, климата, рельефа местности

б. самый верхний слой литосферы

в. верхняя часть земной коры

г. геохимический барьер для загрязнений

д. поверхностные горизонты горных пород

е. несколько из вышеприведенных ответов верны

а, б

Факторы, влияющие на формирование почвы:

а. климат

б. растения

в. животные

г. возраст страны

д. гравитационное поле Земли

е. несколько из вышеприведенных ответов верны

е

(а, б, в, г)

Границы биосферы:

а. 50 км в атмосфере, 20 км в литосфере, 15 км в гидросфере

б. 20-25 км в атмосфере, 2-3 км в литосфере, по дну океана

в. 10 км в атмосфере, 14 км в литосфере, 200 м в гидросфере

г. до мезосферы, на глубину сверхглубоких скважин, наиболее глубоких впадин

б

Динамическое равновесие в биосфере, как огромной экосистеме, поддерживается благодаря:

а. уравновешиванию в системе «биотический потенциал – сопротивление среды»

б. преобладанию биотического потенциала

в. превышению критической численности популяций

г. наличию тонких и точных механизмов, обеспечивающих равновесие в системе

д. несколько из вышеприведенных ответов верны

д

(а, г)

 

«Биотический потенциал экосистемы» - это:

а. совокупность всех живых организмов

б. отдельные биоценозы

в. скорость размножения

г. приспособляемость, пополнение половозрелого состава популяции за счет потомства, устойчивость, сопротивляемость и др.

д. вся совокупность факторов, способствующих увеличению численности вида

е. несколько из вышеприведенных ответов верны

е

(в, г, д)

Функционирование природных экосистем и биосферы в целом основывается на следующих принципах:

а. получение ресурсов и избавление от отходов происходят в рамках круговорота всех элементов

б. круговорота живого вещества

в. использования в качестве источника энергии ископаемого топлива

г. использования не загрязняющей среду и практически вечной солнечной энергии, количество которой относительно постоянно и избыточно

д. чем больше биомасса популяции, тем выше занимаемый ею трофический уровень

е. чем больше биомасса популяции, тем ниже должен быть занимаемый ею трофический уровень

ж. несколько из вышеприведенных ответов верны

ж

(а, г, е)

Количество геологически взаимосвязанных типов вещества в биосфере, выделенных В.И. Вернадским:

а. четыре

б. два

в. семь

г. девять

д. пять

в

Живое вещество биосферы обеспечивает следующие функции планетарного масштаба:

а. круговорот воды

б. газовую

в. концентрационную

г. создание запасов органического топлива

д. окислительно-восстановительную

е. биохимическую

ж. несколько из вышеприведенных ответов верны

ж

(б, в, д, е)

Охрана природы –это

а. защита от антропогенного воздействия

б. ограничение использования природных ресурсов

в. охрана отдельных объектов природы

г. соблюдение экологических нормативов

д. практическое осуществление мероприятий по оптимизации взаимоотношений человеческого общества и природы

д

Уровни охраны природы – это:

а. биомный

б. популяционно-видовой

в. ландшафтный

г. экосистемный

д. несколько из вышеприведенных ответов верны

д

(б, г)

«Красные книги» - это:

а. списки объектов флоры и фауны, подлежащих охране

б. характеристика видов, требующих охраны

в. сигналы опасности

г. программа спасения и увеличения численности видов растений и животных, которым угрожает опасность исчезновения

д. несколько из вышеприведенных ответов верны

д

(а, б, в, г)

Количество категорий, на которые подразделены виды растений и животных в Красных книгах»:

а. семь

б. пять

в. девять

г. три

д. десять

б

Причиной ослабления даже уничтожения популяций может быть:

а. конкуренция

б. чрезмерная добыча

в. хищничество

г. разрушение местообитаний

д. интродукция новых видов

е. загрязнение

ж. несколько из вышеприведенных ответов верны

ж

(б, г, д, е)

Для сохранения угрожаемых видов используются следующие специальные формы деятельности:

а. разведение отдельных видов под контролем человека

б. охрана одного вида посредством охраны другого

в. создание генных банков

г. использование достижений генной инженерии

д. введение наиболее ценных видов лекарственных растений в культуру

е. несколько из вышеприведенных ответов верны

е

(а, в, д)

Особо охраняемые территории (ООТ) создаются для целей:

а. охраны популяций

б. сохранения уникальных природно-территориальных комплексов

в. охраны генетических ресурсов биосферы

г. обеспечение экологических условий эволюции видов животных и растений в экосистемах

д. охраны защитных рекреационных экосистем

е. несколько из вышеприведенных ответов верны

е

(б, в, г, д)

В природно-заповедном фонде выделяют следующие классы заповедных объектов:

а. заповедники, национальные парки, резерваты

б. бальнеологические курорты

в. памятники природы, заказники, природные парки, заповедно-охотничьи хозяйства

г. горно-лыжные центры

д. места кратковременного отдыха населения

е. зоны покоя, охранные (буферные) зоны, санаторно-курортные зоны, уникальные ландшафты, ландшафтно-эстетические трассы, искусственные природные объекты

ж. несколько из вышеприведенных ответов верны

ж

(а, в, е)

Основные функции заповедников:

а. служат эталонами природы

б. разведение отдельных видов растений и животных

в. сохраняют генофонд природы

г. сочетание охраны природы с рекреацией

д. проводят слежение за природными процессами и их прогнозирование

е. несколько из вышеприведенных ответов верны

е

(а, в, д)

В Республике Башкортостан организованы ООТ:

а. заповедники

б. биосферные заповедники

в. искусственные природные объекты

г. национальные парки, памятники природы, заказники

д. несколько из вышеприведенных ответов верны

д

(а, г)

Конференция ООН по проблемам среды человеческого обитания, состоявшаяся в Стокгольме в 1972 г., имела важное значение, т.к.:

а. развивающиеся и индустриальные страны пришли к соглашению по большинству наиболее важных экологических проблем

б. впервые после второй мировой войны страны объединились для достижения общей цели, независимо от политических разногласий

в. активисты движения в защиту окружающей среды, организовавшие «День Земли» в 1970 г., приняли участие в работе сессии

г. она обеспечила созыв первого всемирного форума для диалога по проблемам окружающей среды

д. участники проголосовали за контроль роста населения

г

Основным возражением, которое выдвигалось со стороны развивающихся стран против глобальной проблемы сокращения производства хлорфтор-углеродов было то, что:

а. многие развивающиеся страны рассчитываются со своими долгами за счет хлорфторуглеродов

б. они не могут себе позволить использование более дорогостоящих соединений – заменителей хлорфторуглеродов

в. повреждение озонового слоя атмосферы незначительно сказывается на народах этих стран

г. они не участвовали в разработке первоначального соглашения

д. они не доверяют промышленно развитым странам – участницам соглашения, таким, как Великобритания

б

Ослабление военного противостояния по линии Восток – Запад, начало которому было положено в конце 80-х годов, может помочь странам в решении экологических проблем за счет:

а. использования средств, ранее расходовавшихся в военных целях для финансирования устойчивого развития

б. смещения внимания политических лидеров с военных вопросов на более широкие проблемы качества жизни

в. сокращения большинства приводящих к загрязнению видов деятельности в индустриальных странах

г. уменьшения подозрительности и развития сотрудничества между странами

д. несколько из вышеприведенных ответов верны

д

(а, б, г)

Когда в декабре 1987 г. воздушная масса с пониженным содержанием озона оказалась над территорией Австралии, это привело к:

а. значительному повышению температуры на австралийских пляжах

б. повышению вероятности заболевания раком кожи

в. повышенным, по сравнению с обычными, уровням ультрафиолетового излучения солнца

г. увеличению в стране выброса хлорфторуглеродов

д. несколько из вышеприведенных ответов верны

д

(б, в)

Злокачественна меланома и другие раковые заболевания кожи обуславливаются чрезмерным воздействием:

а. хлорфторуглеродов и галогенов

б. озона

в. ультрафиолетового излучения солнца

г. высоких температур

в

За два столетия, прошедших со времени индустриальной революции, концентрация двуокиси углерода в атмосфере:

а. увеличилась на 100%

б. осталась неизменной

в. увеличилась на 30%

г. уменьшилась на 25%

в

Одно из последствий глобального потепления- повышение уровня моря:

а. маловероятно, судя по имеющимся сейчас данным

б. вероятно, т.к. увеличивающееся количество осадков будет стекать в океан

в. вероятно, вследствие расширения воды при нагревании

г. может быть вызвано таянием льдов на Северном и Южном полюсах Земли

д. несколько из вышеприведенных ответов верны

д

(в, г)

Толерантность - это способность организмов:

а) выдерживать изменения условий жизни;

б) приспосабливаться к новым условиям;

в) образовывать локальные формы;

г) приспосабливаться к строго определенным условиям

г

Следует признать верным:

а) в природном сообществе существует одна пищевая цепь;

б) в природном сообществе существует несколько пищевых сетей;

в) в природном сообществе существует две пищевые сети

б

Выпадение кислотных дождей связано с:

а) Изменением солнечной радиации;

б) повышением содержания углекислого газа в атмосфере;

в) увеличением количества озона в атмосфере;

г) выбросами в атмосферу диоксида серы и оксидов азота

г

Климат местности определяется следующими факторами:

а) интенсивностью солнечной радиации;

б) концентрацией промышленных предприятий;

в) рельефом местности;

г) географическом расположением региона;

д) характером подстилающей поверхности Земли.

а, в, г, д

Солнечная радиация оказывает на организм человека:

а) антирахитическое действие;

б) эритемно-загарное действие;

в) угнетающее действие на иммунитет.

а, б

Специфические эффекты УФ-излучение:

а) антирахитическое, бактерицидное, тепловое;

б) бактерицидное, эритемное, антирахитическое, тепловое;

в) Флюроресцентное, бактерицидное, эритемное, антирахитическое.

б

Основные антропогенные источники загрязнения атмосферы:

а) автотранспорт;

б) сельское хозяйство;

в) теплоэнергетика;

г) химическая и нефтехимическая промышленность;

д) черная и цветная металлургия.

а, в, г, д

На дальность распространения промышленных выбросов влияет:

а) температура воздуха;

б) высота источника выброса;

в) температура газовоздушной смеси;

г) рельеф местности;

д) количество загрязнителей;

е) способ сжигания топлива;

ж) калорийность топлива.

б, в, г

Минеральный состав воды может быть причиной:

а) флюороза;

б) водной лихорадки;

в) мочекаменной болезни;

г) кариеса;

д) эндемического зоба.

а, в, г, д

Самоочищение почвы — это:

а) горизонтальное или вертикальное перемещение загрязняющего почву химического вещества в почве или из нее в другие объекты природной среды и обратно;

б) уменьшение количества загрязняющего почву химического вещества в результате протекающих в почве процессов миграции, превращения, разложения;

в) переход загрязняющего почву химического вещества в растения.

б

Опасность загрязнения почвы химическими веществами тем выше:

а) чем больше фактическое содержание превышает ПДК;

б) чем выше класс опасности вещества;

в) чем ниже персистентность;

г) чем выше растворимость в воде;

д) чем ниже буферная способность почвы.

а, б, д

В профилактике пищевых отравлений ядовитыми растениями ведущим направлением является:

а) гигиеническое образование и воспитание среди населения;

б) соблюдение установленных санитарных режимов при изготовлении пищевых продуктов;

в) соблюдение технологических требований при изготовлении пищи;

г) организация лабораторного контроля.

а

Под безопасностью пищевых продуктов понимают:

а) отсутствие в продуктах всевозможных загрязнителей, не свойственных природным продуктам;

б) отсутствие в продукте токсичных веществ в количествах, превышающих МДУ;

в) отсутствие в продукте пестицидов и нитратов в количествах, превышающих МДУ;

г) отсутствие токсического, канцерогенного, мутагенного или иного неблагоприятного действия продуктов на организм человека при употреблении в общепринятых количествах.

г

Верно или неверно, что:

Биологическое сообщество включает растения, животных и бактерии разложения, находящиеся в конкретно месте, но не включает неживые элементы

верно

Вид включает все популяции определенного организма, которые могут скрещиваться и производить потомство, способное к воспроизводству

верно

Организмы, называемые консументами или гетеротрофами, могут сами производить пищу

неверно

Редуценты способствуют круговороту химических веществ рамках экосистемы

верно

Большинство биогеохимических циклов нечувствительны к деятельности человека вследствие своей масштабности

неверно

Круговорот углерода охватывает только атмосферу и живые организмы

неверно

Круговорот углерода включает связь между фотосинтезом и дыханием

верно

Круговорот азота является важным для живых организмов из-за азота, находящегося в белках и молекулах ДНК

верно

Связывание азота осуществляется большинством растений и только некоторыми микроорганизмами

неверно

Вода переносится из океанов на сушу в гидрологическом цикле с помощью энергии солнца

верно

На океаны приходится большая часть чистой первичной продуктивности Земли по сравнению с другими типами экосистем

верно

Сельскохозяйственные угодья имеют большую первичную биологическую продуктивность, чем любая другая экосистема суши, за исключением влажных тропических лесов

неверно

Поскольку тропические леса очень продуктивны, при их вырубке получают лучшие сельскохозяйственные угодья

неверно

Сбор урожая может снизить продуктивность любой экосистемы вследствие удаления питательных веществ

верно

В лесах может обитать большее число видов животных, чем на лугах, т.к. их сложная структура включает больше отдельных экологических ниш

верно

Основным источником двуокиси углерода является сжигание ископаемых видов топлива

верно

Метан нейтрализует действие двуокиси углерода в атмосфере

неверно

 

Литература:

  Экология : учеб. для СПО /  под. ред.  Е.В. Титова. – М.: Издательский центр»Академия», 2017.

 Дополнительные источники:

Константинов В.М., Резанов А.Г., Экологические основы природопользования, 2014, ОИЦ    "Академия".

Интернет - источники:

  1. www.firo.ru (ФГУ«Федеральный институт развития образования)
  2. www.edu.ru (Федеральный портал «Российское образование)
  3. www.kompas.edu.ru (Образовательный сайт)
  4. http://nashol.сот
  5. http://eknigi.org
  6. http://www.mysharedu
  7. http://www.ecologysite.ru  (Кaталог экологических сайтов)
  8. http://www.ecoculture.ru (Сайт экологического просвещения) 
  9. http://www.ecocommuityd.ru (Информационный сайт, освещающий проблемы экологии России).

                                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...