Урок-обобщение по теме "Бюджет и бюджетные отношения"
методическая разработка по экономике (10 класс) по теме

Урок посвящен закреплению и обобщению знаний учащихся по теме "Бюджет и бюджетные отношения". Урок проводится в форме соревновательного марафона. Можно использовать не только в качестве самостоятельного материала на отдельном уроке, но и для проверки знаний в качестве опроса домашнего задания или в качестве закрепления в конце урока.

Подробный конспект урока.

Организационная информация

Тема урока

Урок – обобщение «Бюджет и бюджетные отношения»

Предмет

Налоги и налоговая политика

Класс

10

Методическая информация

Тип урока (мероприятия, занятия)

Урок-обобщение

Цели урока (мероприятия, занятия)

(образовательные, развивающие, воспитательные)

обобщить и систематизировать знания учащихся  по теме «Бюджет и бюджетное устройство»

Задачи урока (мероприятия, занятия)

- закрепить теоретические знания по основным терминам раздела;

- обобщить умение применять термины на конкретных примерах;

- содействовать осознанию учащимися ценности изучаемой темы;

Используемые педагогические технологии,  методы и приемы

Игровой прием, фронтальная беседа

Время реализации урока (мероприятия, занятия)

40 минут

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия)

Закрепление теоретических знаний по теме «Бюджет и бюджетные отношения», умение работать в группе, умение излагать свои мысли

Необходимое оборудование и материалы

Компьютер, мультимедийный проектор, листы заготовки для жюри

Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия)

Материалы интернет

Список учебной и дополнительной литературы

Ресурсы интернет

Ход и содержание урока,

деятельность учителя и учеников.

Мотивация учащихся

В начале урока учитель задает вопрос: Что вы знаете о бюджете? Где эти знания могут вам пригодиться? Сегодня мы проведем соревновательный марафон, который поможет мне оценить на сколько хорошо вы усвоили изученную тему, и как хорошо вы можете применять основные термины в своей речи и при приведении примеров.

Подробное описание всех этапов урока.

Учащиеся заранее делятся на группы исходя из психологических особенностей, для этого можно использовать психологический тест «Выбери фигуру» (тест проводит психолог)

Предварительная подготовка к уроку.

Класс разбить на группы (5-6 человек) в зависимости от их психологических особенностей. Данная диагностика проводится заранее: детям предлагается нарисовать фигуру из предложенных - квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, зигзаг, о которой он смог бы сказать: “это я!”. Эта диагностика поможет определить главные черты характера и сформировать группы не только для данного урока, но и для последующих уроков, на которых применяются игровые технологии и работа в группах.

Квадрат - Неутомимый труженик. Трудолюбие, усердие, доводить начатое дело до конца – вот качества настоящего “квадрата”. Все сведения, которыми он располагает, систематизированы, во всем любит порядок. Ориентирован на проработку всех деталей.

Треугольник – Настоящий лидер. Уверенный в себе человек, который хочет быть правым во всем. Ориентирован на суть проблемы, для него дело превыше всего.

Прямоугольник – Мятущаяся личность, состояние неудовлетворенности. Основные черты – непоследовательность и непредсказуемость поступков, низкая самооценка. У него есть и хорошие качества: любознательность, интерес ко всему происходящему, смелость. “Прямоугольники” – всего лишь стадия, она пройдет.

Круг – Искренне заинтересован в хороших личностных отношениях. Это самая доброжелательная натура. Для него важнее отношения, чем интересы дела.

Зигзаг – Творческие люди, для них характерны нестандартные решения, генератор новых идей. Прямолинеен, может быть весьма язвительным.

Лучше формировать группы так, чтобы каждая фигура была в группе, но важно учитывать то, что “зигзаг” трудно “срабатывается” с “треугольниками” и “квадратами”.

 

Жюри выбирается из сильных учащихся, либо приглашаются на урок другие учителя.

Жюри получает листочки с критериями оценки.

Учитель: Итак, мы начинаем с вами повторение по теме «Бюджет и бюджетное устройство». Урок сегодня у нас проводится в форме игры – соревнования. Каждая команда должна выбрать капитана, который будет назначать отвечающих в группе, и следить за порядком.

Капитаны команд с командой принимают решение о выборе вопроса и называют номер, затем после небольшого совещания отвечают. Жюри перед собой имеет шпаргалку ответов, используя ее, и свои знания могут не просто исправить, но и дополнить, что учитывает учитель при оценке жюри в конце урока.

Если команда затрудняется ответить на вопрос, то право ответа переходит к следующей команде.

После окончания работы в группах учащиеся выставляют своим товарищам оценки, пишут особое мнение и листки с оценками сдают учителю. Кроме того, жюри так же сдает свои работы с баллами учителю, который выставляет каждому общую оценку за урок.

Данные заносит в оценочный лист (для учителя).

Ф.И. ученика

Группа

Баллы

группы

Оценка ученика

Общая оценка за урок

 

Оценочный лист жюри:

Группа

Кол–во баллов

Место

 

Оценочный лист групп:

Ф. И. ученика в группе

Оценка за урок

Особое мнение

 

Учитель: Вот и подошел к концу наш соревновательный марафон, благодарю всех за урок, оценки я скажу на следующем уроке.

Рефлексия деятельности на уроке (проводится в конце урока)

Выберите цвет, соответствующий вашему настроению и раскрасьте квадратик.

Красный цвет– Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня. Я много, с пользой и хорошо работал на уроке. Я получил заслуженную оценку, я понимал всё, о чем говорилось и что делалось на уроке.

Желтый цвет– Урок был интересен, и я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал. Я сумел выполнить все задания, мне было на уроке достаточно комфортно.

Зеленый цвет– Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чём идет речь, мне это не очень нужно. Домашнее задание я не понял, к ответу на уроке я был не готов.

Домашнее задание 

Повторить тему «Бюджет и бюджетное устройство», написать эссе на тему «Бюджет страны»

Дополнительная необходимая информация

Данный урок может быть преобразован по усмотрению учителя, материал может быть использован не только на отдельном уроке, но и на отдельных этапах урока (закрепление, повторение домашнего задания, актуализация знаний в начале урока).

 

Ссылки на использованные интернет-ресурсы

http://www.budgetrf.ru/

http://www.minfin.ru/ru/

 

В помощь учителю

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить

Данную тему необходимо изучать с помощью мультимедия, так как это красочно, привлекает внимание, повышает мотивацию, экономит время. Учеников привлекает новизна проведения урока в таком виде. В классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли “своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу. У учеников появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания. При выполнении практических действий проявляется самоконтроль.

 

Советы по логическому переходу от данного урока к последующим

Логичнее будет в конце урока еще раз вспомнить основные понятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon byudzhet.ppt746.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1 2 4 3 10 8 9 11 14 5 6 12 7 13

Слайд 2

Что такое бюджетное устройство?

Слайд 3

Что такое бюджетная система?

Слайд 4

Перечислите уровни бюджетной системы.

Слайд 5

В чем смысл принципов самостоятельности бюджетов?

Слайд 6

В чем состоят функции бюджета?

Слайд 7

Что такое бюджет?

Слайд 8

Перечислите методы планирования доходов и расходов бюджета.

Слайд 9

Что такое доход бюджета?

Слайд 10

Что такое расход бюджета?

Слайд 11

Чем руководствуется правительство при планировании расходов бюджета?

Слайд 12

Из чего состоит доходная часть местных бюджетов?

Слайд 13

Сколько бюджетов регионального уровня существует в РФ?

Слайд 14

Что такое бюджетный процесс?

Слайд 15

Перечислите стадии бюджетного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обобщения и систематизации знаний в 6 классе "Отношения и пропорции"

Этот урок можно провести в конце изучения темы "Отношения и пропорции", перед проведением контрольной работы, с целью отработать навыки учащихся в решении задач на прямую и обратную пропорциональность...

урок-обобщение по теме "Семейные отношения" 10 класс

урок спонтанного говорения, представления презентаций по теме "Family Relations"...

Приложение к уроку "Обобщение по теме: "Имя числительное". (Технология КСО при обобщении знаний по теме: "Имя числительное".)

Приложение к уроку по русскому языку: "Обобщение по теме: "Имя числительное".  Представленный материал служит источником контроля знаний учащихся на уроке....

Урок обобщения и систематизации знаний по алгебре в 10 классе. Тема " Обобщение по теме "Логарифмы""

Разработка урока обобщения и систематизации знаний по алгебре 10 класс по теме "Логарифмы". Есть конспект урока и презентация. На уроке используется дифференцированный подход к учащимся, работа по гру...

“Сложносочинённые предложения.Обобщение” урок-обобщение по русскому языку в 9 классе.

Урок русского языка в 9 классе по теме "ССП" с использованием НРК...

Презентация к уроку по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном" (урок-обобщение в 6 классе)

Презентация к  уроку по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном" (урок-обобщение в 6 классе)...