РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ЭКОНОМИКЕ
рабочая программа по экономике на тему

 

Рабочая  программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по профессиям начального профессионального образования (далее НПО) 190631.01 Автомеханик (срок обучения 3 года)

- слесарь по ремонту автомобилей

- водитель автомобиля

- оператор заправочных станции

Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 67 часов

Область применения программы:

 

Рабочая  программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям НПО АВТОМЕХАНИК

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при  подготовке специалистов по программе АВТОМЕХАНИК

Для разработки данной программы обучения была использована следующая литература:

1.  Соколова С.В.  Основы экономики: учеб. пособие для учащихся учреждений нач. проф. образования - М.:  Издательский центр «Академия», 2011.

 

2.  Программа И.В.Липсица. Экономика, 2011.

3.  Липсиц И.В. Экономика .Базовый курс: Учебник для 10,11 классов. общеобразоват. Учрежд.- М.:Вита – Пресс, 2011. 

4.Савицкая Е. В. Уроки экономики в школе: методическое пособие. 9 класс. - М.: Вита-пресс, 2010.                      

5.Савицкая Е. В., Серегина С. Ф. Уроки экономики в школе. - М.: Вита-пресс, 2011.        

             

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_ekonomike_2.doc241.5 КБ

Предварительный просмотр:

согласовано                                                                                   утверждаю

с  методической комиссией                         директор Гбоу нпо пу № 91

ГБОУ НПО ПУ № 91 МО

«____» __________ 2012 г.                                    _____________ логинова о.а.

рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЭКОНОМИКА

2012 г.


Рабочая  программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по профессиям начального профессионального образования (далее НПО) 190631.01 Автомеханик

- слесарь по ремонту автомобилей

- водитель автомобиля

- оператор заправочных станций

Организация-разработчик: ГБОУ НПО ПУ № 91 г.п. Львовский

Разработчики:

Логинова Ольга Алексеевна – директор ГБОУ НПО ПУ № 91 МО

Чернышова Марина Андреевна – преподаватель общеобразовательных дисциплин ГБОУ НПО ПУ № 91 МО


Ф.И.О., ученая степень, звание, должность




рекомендована  Экспертным советом по Профессиональному образованию Федерального государственного учреждения федерального института развития образования  (фгу фиро)

заключение  экспертного совета  № ______ от  «____» ____20 ____г.

                                                                             номер _____                

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4 - 6

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7 - 16

условия реализации учебной дисциплины

17 - 18

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

19


1.паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЭКОНОМИКА

1.1. Область применения программы

Рабочая  программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям НПО АВТОМЕХАНИК

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при  подготовке специалистов по программе АВТОМЕХАНИК

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины.

        Реализация данной программы направлена на достижение следующих целей:

развитие гражданского образования, экономического образа мышления, потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин, способности к личному самоопределению и самореализации;

воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности;

освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и для самообразования;

овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения;

освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;

формирование опыта применения полученных знаний и умений для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;

применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (тест, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;    -

самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

участие в проектной деятельности;

умение владеть  приемами исследовательской деятельности;

 умение элементарного  прогнозирования  («Что произойдет, если...»);

пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика).

Результаты обучения:

 Учащиеся должны знать и понимать функции денег, банковскую систему, причины различий в оплате труда, основные виды налогов, организационно – правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.

  Уметь:

-приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем.

-описывать: действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России. экономический рост, глобализацию мировой экономики.

-объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли..

 - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- получение и оценка экономической информации;

- составление семейного бюджета;

-оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена      семьи и гражданина.

 

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося  67 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 67 часов;

самостоятельной работы обучающегося   ____ часа.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

67

в том числе:

        лабораторные занятия

-

        практические занятия

-

        контрольные работы

6

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

в том числе:

       индивидуальное проектное задание

       тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Аттестация: III курс в форме зачета

2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины ЭКОНОМИКА

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Глава 1. Основные понятия в экономике

Тема 1.1.

 Роль и сущность экономики

Содержание учебного материала


1


2

Экономика как наука и хозяйство. Предмет экономики как научной дисциплины. Важнейшие элементы экономического исследования.

Две модели экономики: микро- и макроэкономика. Функции экономической науки.

Тема 1.2.

Эволюция развития экономической науки

Содержание учебного материала


1


2

Основные этапы развития экономики. Научные школы и направления экономической науки.  Представители различных экономических теорий.

Тема 1.3

Общественное производство и его стадии

Содержание учебного материала


1


2

 Основные стадии хозяйственной деятельности людей и их характеристики: производство, распределение, обмен, потребление.

Тема 1.4

Три главных вопроса экономики

Содержание учебного материала


1


2

Основное условие успешного функционирования экономической системы – эффективный способ использования факторов производства. Противоречие между потребностями и ограниченностью ресурсов.

Контрольная работа по теме «Основные понятия в экономике»

1

Глава 2. Факторы современного производства

Тема 2.1.

Ключевые элементы производства

Содержание учебного материала


2


2

Основные виды ресурсов производства. Труд как главный ресурс экономики. Средства производства. Предметы труда. Природные ресурсы.  

Капитал. Предпринимательство. Доходы от использования ресурсов производства. Издержки, выручка, прибыль.

Тема 2.2  

Производственные возможности общества

Содержание учебного материала


1


2

Возможности производства при полном использовании ресурсов.

Возможности производства в условиях экономического роста. Производственные альтернативы как факторы производственных возможностей и роста благосостояния общества в будущем.

Контрольная работа по теме «Факторы современного производства»

1

Глава 3. Экономические отношения в обществе

Тема 3.1

Натуральное хозяйство

Содержание учебного материала

1

2

Характерные особенности  первой  исторической формы организации экономики. Экономические связи между производством и потреблением при натуральном хозяйстве: производство, распределение, потребление.

Тема 3.2

 Основные черты товарного хозяйства

Содержание учебного материала

1

2

Товар. Форма экономических связей при товарном хозяйстве: производство, распределение, обмен, потребление.

Тема 3.3

Собственность и организационно-правовые формы предприятий и предпринимательства

Содержание учебного материала



2



2

Право собственности. Отношение собственности. Отношения собственности на средства производства. Собственность. Экономическая и юридическая сущность собственности. Субъект и объект собственности и их взаимодействие.

Основные типы и формы собственности: частная и общественная собственность.

Формы организации предпринимательства и предприятий: индивидуальные, товарищества, акционерные общества, унитарные предприятия. Кооперативы.

Тема 3.4

 Типы экономических систем и их особенности

Содержание учебного материала


4


2

Характеристики экономических систем: традиционная, административно-командная, рыночная. Смешанная экономика. Сочетание рыночной эффективности с государственным регулированием экономики. Основные инструменты финансовой стабилизации.

Тема 3.5

Товарно-денежные отношения в обществе

Содержание учебного материала

1

2

Товарное производство. Товар. Потребительская ценность. Стоимость. Цена. Собственная и номинальная стоимость денег. Функции денег. Закон денежного обращения.

Тема 3.6

Денежное обращение в условиях рыночной экономики

Содержание учебного материала

1

2

Денежное обращение. Главные элементы государственной денежной системы. Факторы и последствия увеличения и уменьшения денежной массы в обращении.  

Тема 3.7

Товарное обращение, кредит и банки

Содержание учебного материала

2

2

Основные стадии товарного обращения в обществе: оптовая и розничная торговля. Основные виды биржевых сделок.

Тема 3.8

Объем и структура денежной массы

Содержание учебного материала

1

2

Показатели денежной массы.

 Ликвидность. Депозиты. Облигации.

Тема 3.9

Сущность и необходимость кредита

Содержание учебного материала

2

2

Кредит как непременное  условие и предпосылка развития современной экономики. Роль  и значение кредитных отношений.

Формы кредита: коммерческий и банковский. Виды кредита: потребительский, государственный, международный.

Банки и банковская система России. Направления банковской деятельности.

Контрольная работа по теме «Экономические отношения в обществе»

1

Глава 4. Рынок

Тема 4.1

Понятие и функции рынка

Содержание учебного материала

1

2

Основные виды рынков. Основные функции рынка. Рыночные цены. Предложение. Конкуренция.

Тема 4.2

Виды, структура и инфраструктура рынка

Содержание учебного материала

1

2

Основные признаки, характеризующие виды рынков и их структуру. Рыночная инфраструктура.

Тема 4.3

Понятие и сущность конкуренции и монополии

Содержание учебного материала

2

2

Конкуренция. Предпосылки возникновения конкуренции. Формы и виды конкуренции. Методы конкуренции: ценовая, неценовая, монополистическая.

Монополия. Основные виды монополии: естественная и искусственная. Положительные и негативные черты монополии. Регулирование монополизма.

Тема 4.4

Модели современного рынка

Содержание учебного материала

2

2

Четыре главные модели современного рынка и их основные черты.

Тема 4.5

Антимонопольное законодательство



Содержание учебного материала

1

2

Антимонопольное законодательство как форма государственного регулирования экономики. Законы РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 21.04.95., «О естественных монополиях» от 17.08.95. мероприятия обеспечения антимонопольной политики.

Тема 4.6

Закон спроса и предложение товаров

 

Содержание учебного материала

2

2

Система ценообразования как основной механизм рыночной экономики. Спрос.  Модель спрос – предложение. Закон спроса. Кривая спроса. Функции и объем спроса. Основные неценовые факторы рыночного спроса.

Сопряженные, взаимозаменяемые, взаимодополняющие товары. Закон убывающей предельной полезности. Предложение. Функция и объем предложения. Закон предложения. Главные неценовые факторы изменения предложения.

Равновесная (рыночная) цена. Цена спроса. Цена предложения. Варианты установления цен. Негативные последствия государственного регулирования цен.

Тема 4.7

Эластичность спроса и предложения

Содержание учебного материала

2

2

Эластичность спроса. Варианты эластичного и неэластичного спроса. Закон Энгеля. Эластичность предложения. Факторы, влияющие на эластичность предложения.

Контрольная работа по теме «Рынок»

1

Глава 5  Макроэкономика: показатели, экономический рост, нестабильность

Тема 5.1

 Валовой продукт и национальный доход общества

Содержание учебного материала

ВНП- валовой национальный продукт. ВВП- валовой внутренний продукт. НД- национальный доход. Структурное соотношение между ВНП и ВВП. Методы расчета ВНП. Номинальный и реальный ВНП.

2

2

Тема 5.2

 Экономический рост в обществе

Содержание учебного материала

Понятие экономического роста. Два пути экономического роста: экстенсивный и интенсивный. Два способа исчисления экономического роста. Факторы ускорения экономического роста. Экономическое отставание России. Экономический цикл. Внешние и внутрисистемные причины смены экономических циклов. Методы государственного воздействия на экономику.

2

2

Тема 5.3

Безработица: причины, виды, последствия

Содержание учебного материала

Что такое безработица? Причины безработицы. Что такое полная занятость? Последствия безработицы. Как можно сократить безработицу?

2

2

Тема 5.4

Сущность и виды инфляции

Содержание учебного материала

Что такое инфляция? Номинальный реальный доход.

2

2

Тема 5.5

Типы и виды инфляции

Содержание учебного материала

Открытая и скрытая инфляция. Виды инфляции.

1

2

Тема 5.6

Причины и последствия инфляции

Содержание учебного материала

Факторы инфляции. Внешние и внутренние причины инфляции. Монополии как главные причины инфляции. Последствия инфляции для потребителей.

2

2

Тема 5.7

Особенности инфляции в России

Содержание учебного материала

Объективные причины инфляции в отечественной экономике. Возможности их устранения.

1

2

Тема 5.8

Взаимосвязь безработицы и инфляции

Содержание учебного материала

Кривая Филлипса. Причины связи между безработицей и инфляцией.

1

2

Тема 5.9

Антиинфляционная политика государства

Содержание учебного материала

Комплекс стабилизационных государственных мер. Антиинфляционное регулирование – обязанность  и функция государства.

1

2

Тема 5.10

Государственное макроэкономическое регулирование

Содержание учебного материала

Государство как регулятор рыночных процессов. Цели экономической и социальной политики государства. Основные группы государственных экономических задач. Основные направления макроэкономического государственного регулирования. Два типа финансово- регулирующих мероприятий.

2

2

Тема 5.11

Мировая экономика

Содержание учебного материала

Единая мировая экономика. Формы международных экономических отношений. Международная торговля. Международный кредит. Международная миграция капитала. Свободная экономическая зона (СЭЗ). Основные условия. Цели и виды свободных экономических зон. Валютный курс. Способы установления валютных курсов.

2

2

Контрольная работа по теме «Макроэкономика: показатели, экономический рост, нестабильность»

1

Глава 6 Экономика и производство

Тема 6.1

Производство – источник экономических благ.

Содержание учебного материала

Производство как главный источник жизнеобеспечения. Признаки, свойства, показатели производства. Отраслевая структура производства. Территориальная структура производства. Объем производства. Промышленность как ведущая отрасль хозяйства страны. Отрасль промышленности. Промышленный комплекс. Виды промышленных комплексов. Отраслевая структура промышленности. Предмет изучения макро – и микроэкономики.  Совокупное производство. Производственная и непроизводственная сферы.

1

2

Тема 6.2

Предприятия, организации, фирмы –юридические лица промышленности

Содержание учебного материала

Признаки юридических лиц.  Критерии классификации юридических лиц.  Группы юридических лиц. Коммерческие и некоммерческие организации. Предприятие как юридическое лицо. Цели предпринимательской деятельности и возможности их достижения. Внутренние и внешние факторы эффективности работы предприятия в условиях рыночной экономики.

1

2

Тема 6.3

Роль малого бизнеса в экономике страны

Содержание учебного материала

Субъекты малого предпринимательства. Экономическое значение развития малого бизнеса в России. Система поддержки и развития малого предпринимательства в России.

1

2

Тема 6.4

Понятие и сущность

экономических показателей

Содержание учебного материала

Система показателей для оценки деятельности предприятия. Оценочные и затратные показатели.

1

2

Тема 6.5

Основной и оборотный капитал предприятия

Содержание учебного материала

Капитал. Основной капитал. Оборотный капитал.

1

2

Тема 6.6

Издержки производства и их структура

Содержание учебного материала

Номенклатура статей и состав расходов, включаемых в издержки производства. Постоянные, переменные, валовые  издержки производства. Взаимосвязь объема производства и издержек. Структура экономических издержек.

1

2

Тема 6.7

Цена как экономическая категория

Содержание учебного материала

Рынок и цена. Внерыночные принципы и методы формирования цен. Механизм рыночного ценообразования. Цена. Себестоимость.  Задачи цены. Функции рыночных цен.

1

2

Тема 6.8

Определение системы цен

Содержание учебного материала

Договорные и государственные цены. Мировые цены. Разновидность мировых цен. Свободное ценообразование как главное условие  эффективности рыночной экономики.

1

2

Тема 6.9

Понятие дохода, прибыли и принципы их формирования

Содержание учебного материала

Доход. Валовой доход предприятия и его части. Прибыль. Внешние и внутренние факторы, влияющие на объем прибыли. Виды и методы расчета прибыли. Направления распределения прибыли. Рентабельность производства. Норма прибыли. Факторы успеха предпринимательской деятельности.

1

2

Контрольная работа по теме: «Экономика и производство»

1

Зачет

1

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Экономика».

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- учебная доска;

- комплект учебно-наглядных пособий «Экономика»;

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

http://www.openclass.ru

http://nsportal.ru

Литература:

Соколова С.В.  Основы экономики: учеб. пособие для учащихся учреждений нач. проф. образования – М.:

                                Издательский центр «Академия», 2011.

           2.  Программа И.В.Липсица. Экономика, 2011.

          3.  Липсиц И.В. Экономика .Базовый курс: Учебник для 10,11 классов. общеобразоват. Учрежд.- М.:Вита –    

                                  Пресс,2011.

           4.Савицкая Е. В. Уроки экономики в школе: методическое пособие. 9 класс. - М.: Вита-пресс, 2010.

             5.Савицкая Е. В., Серегина С. Ф. Уроки экономики в школе. - М.: Вита-пресс, 2011.

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения учебных занятий и контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по экономике

Рабочая программ по экономике для 2-4  класса под редакцией Сасовой. Мною разработана и опробирована данная программа. Рабочая программа по предмету "Решение экономических задач" для 5-7 кла...

Рабочая программа по экономике для 10 класса

Программа составлена на основе программы для 10, 11 классов общеобразовательных школ (базовый уровень), автор программы — И. В. Липсиц, 2006 г. к учебнику Липсиц И.В Экономика. Базовый курс: учебник д...

Рабочая программа по экономике для 5 класса

Рабочая программа разработана на основе прогаммы непрерывного социально -экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов(авт. И.А.Сасова),учебника Новожилова Н.В.Экономика(моя семья). 5 к...

Рабочая программа по экономике для 6 класса

Рабочая программа по экономике разработана на основе программы непрерывного социально -экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов(авт. И.А.Сасова), учебника Т.С.Терюкова. Экономика м...

Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наш регион» 5 класс

Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наш регион»5 класс...

Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наша страна» 6 класс

Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наша страна»6 класс...

Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наш мир» 7 класс

Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наш  мир»7 класс...