Применение методов действенного обучения в преподавании дисциплины "Экономика отрасли"
методическая разработка по экономике по теме

Методическая разработка содержит рекомендации по комплексному использованию методов действенного (вовлеченного) обучения, содержание новых и мало освещенных тем для экономических дисциплин: реорганизация сельскохозяйственных предприятий и ресурсы производства. Рекомендуется для использования на занятиях преподавателями экономических дисциплин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voronkova_1.rar56.06 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОУ СПО МО «ЯХРОМСКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ

ДЕЙСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ

«ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ»

Москва

2010

Методические разработки содержат рекомендации по комплексному использованию методов действенного (вовлеченного) обучения, содержание новых и мало освещенных тем для экономических дисциплин: реорганизация сельскохозяйственных предприятий и ресурсы производства. Рекомендуется для использования на занятиях преподавателями экономических дисциплин.

        Автор В.А. Воронкова («Яхромский аграрный колледж»)

        Рецензенты: Н.А. Амирханова, В.И. Краснопеева (Новгородский гидромелиоративный техникум).

        Материал подготовлен к изданию Г.С. Паршаковой (методист Московского Инновационного образовательного центра «Новый город»).

СОДЕРЖАНИЕ

Введение        ...        …………………...        4

Занятие с использованием ролевой игры по теме «Реорганизация

сельскохозяйственных предприятий. Договорная кампания»                5

  1. Обоснование        …………………..        5
  2. План занятия        …………………..        6
  3. Организация и методика проведения занятия …………………….           7
  1. Вводная часть        …………………..        8
  2. Основная часть        …………………..        9
  3. Заключительная часть        ……………………        11

4.        Заключение        …………………..        12

Занятие с использованием действенных (вовлеченных) методов обучения по теме «Ресурсы производства и их место в процессе

бизнес-менеджмента»        ……………………        13

  1. План занятия        …………………..        13
  2. Организация и методика проведения занятия        ……………………        14
  1. Вводная часть        …………………..        14
  2. Основная часть        …………………..        14
  3. Заключительная часть        ……………………        17

3.        Заключение        …………………..        17

Приложения        …………………..        18

Литература        ……………………………………………………………        40

ВВЕДЕНИЕ

Методы действенного (вовлеченного) обучения тогда эффективны, когда используются в сочетании друг с другом, позволяя преподавателю во время одного занятия использовать несколько видов умственной деятельности. Этому способствует одно из ключевых требований к использованию данных методов, а именно - продолжительность 20-25 мин. В представленных методических разработках предлагаются варианты смены методов, причем их сочетание апробировано автором в течение трех лет и одновременно в нескольких группах. С небольшими отклонениями, как правило, соблюдалось планируемое время, и, самое главное, занятие хорошо воспринималось студентами и давало устойчивые знания и умственные навыки работы по предлагаемым темам. Этому способствуют:

  1. меньшая утомляемость студентов, так как меняются виды деятельности;
  2. большая   самостоятельность   при   формулировке   основных   положений
    изучаемой темы и отдельных вопросов;
  3. использование упражнений, заданий в ходе изучения темы, а не при
    закреплении;
  4. чередование деятельности педагога (лекция) с деятельностью студентов
    (громкое,   тихое   обсуждение   и   др.),   что  дает   последним   время на
    небольшой «отдых»;
  5. подкрепление словесной информации визуальной путем показа слайдов с
    краткими положениями по изучаемому вопросу.

Еще одним достоинством предлагаемой методики является то, что студенты уже в ходе занятия понимают, как «работают» теоретические знания в практике. Поэтому вопросы мотивации и актуализации в начале занятия менее значимы, так как эту функцию выполняет содержание и организация работы во время всего занятия.

Следует отметить, что данная работа не должна проводиться преподавателем эпизодически. Системность и последовательность – залог  успеха в использовании действенных (вовлеченных) методов обучения.

ЗАНЯТИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РОЛЕВОЙ ИГРЫ ПО ТЕМЕ «РЕОРГАНИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ. ДОГОВОРНАЯ КАМПАНИЯ»

1. ОБОСНОВАНИЕ

Актуальность данной работы выражена в следующем:

1.1        Вопрос    реорганизации    сельскохозяйственных    предприятий
недостаточно     освещен     в     предлагаемых     программах     дисциплин
экономического цикла. Здесь сказывается время создания этих программ, их
относительное «старение» с течением времени и прохождение этого этапа в
работе предприятий (реорганизация), которое велось в этом направлении в
середине 90-х годов.

Однако процесс реорганизации не завершен.

Прошла только его первая часть: смена государственной собственности на частную и коллективную. Вместе с тем неспособность освоиться в рыночных условиях, выдвижение нового «рыночного» состава руководителей, наличие процедур банкротства заставляет уже сегодня существующие предприятия менять своих хозяев и организационно-правовую форму хозяйствования. А это процесс реорганизации. И будущим специалистам, работникам сельскохозяйственных предприятий надо четко представлять себе процесс, всю технологию реорганизации, свои права и обязанности в этом процессе.

Ведь, как правило, именно они осознают необходимость изменений и именно на них падает вся работа вокруг создания новых предприятий. Поэтому предлагаемая тема очень актуальна, сегодня при подготовке специалистов для сельского хозяйства.

1.2        Предлагаемый метод - ролевая игра, -  как и вообще группа
имитационных методов, еще слабо используется в учебном процессе. Этому
способствует частая подмена термина «ролевая игра» термином (методом)
«деловая игра». Последний, без сомнения, более сложный метод, требующий

- большой подготовительной работы и значительного времени на проведение. Именно он помогает преподавателю определить степень использования теоретических знаний в будущей профессиональной деятельности. Основная функция ролевой игры заключается в выявлении, прежде всего коммуникативных качеств будущих специалистов в ходе решения профессиональных задач. Быть понятным собеседнику, уметь привлечь его на свою сторону, включить в свою речь житейские примеры, факты - этому не обучить словами, какие бы аргументы в пользу этого преподаватель ни приводил.

Предлагаемый метод - ролевая игра - помогает выработать у студентов эти качества и (или) заставляет их задуматься о собственной значимости как личности, о своем будущем производственном общении.

Поэтому сочетание этих двух моментов помогает преподавателю решить следующие задачи:

  1. уплотнить    время:    решать    вопросы    содержания    и     воспитания
    одновременно;
  2. дать возможность студентам прочувствовать процедуру реформирования
    (обиды, недопонимание, отсутствие или наличие аргументов, возрастные
    особенности и др.) изнутри;
  3. организовать работу по самостоятельному изучению студентами условий
    привлечения земельных долей и имущественных паев (преподаватель
    только дополняет предложения студентов).

2. ПЛАН ЗАНЯТИЯ

        Тема. Реорганизация сельскохозяйственных предприятий. Договорная кампания.                                                                                                                                    Цели:

  1. дидактическая: показать значимость договорной кампании в общем
    процессе реорганизации для того, чтобы реализовать намеченные цели и
    задачи новых предприятий;
  2. воспитательная: вырабатывать навыки коммуникабельности, умение
    слушать собеседника;

-        развивающая:    развивать    способность    выделять    основное    в
информации партнера и строить свою деятельность таким образом, чтобы
она не противоречила общим интересам.

Задача. Студенты смогут обосновать условия привлечения земельных долей и имущественных паев в новые образуемые предприятия.

Тип урока. Усвоение новых знаний.

Методы: беседа, лекция, ролевая игра.

Оборудование и наглядные пособия: закрытый график перемещений на доске, таблички с наименованием ролей, описание ролевой игры, графопроектор, транспаранты для графопроектора.

Литература.   Узян   В.Л.,   Шагайда   Н.И.,   Сыроедов Н.А.    и    др. Приватизация земли и реорганизация с.-х. предприятий. Вторая редакция      М.: Росагрофонд, 1998.

Структура занятия

1.        Организационная часть — 2 мин.
1.1 Проверка присутствующих

  1.2 Проверка готовности аудитории, наличии  табличек, описания ролей и ситуаций

2.        Вводная часть — 5 мин.

2.1 Сообщение темы, цели и задач

2.2 Актуализация знаний и мотивация познавательной деятельности

3.        Основная часть - 78 мин.

  1.  Значение договорной кампании - 5 мин.
  2.  Заключение договоров - 8 мин.
  3.  Размер арендной платы — 10 мин.
  4.  Ролевая игра «Договорная кампания» - 55 мин.
  1.  Инструктаж
  2.  Подготовка
  3.  Проведение игры
  4.  Выводы

4.        Заключительная часть - 5 мин.

  1.  Обобщение результатов, подведение итогов. Оценка работы студентов
  2.  Домашнее задание

3. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

Основное время на занятии отводится ролевой игре. Но, чтобы студенты осознанно включились в исполнение порученных ролей, необходимо им сообщить минимум знаний по обозначенной тематике. Поэтому очень важен отбор материала ввиду малого отводимого времени. Основное правило, которое реализуется при подготовке теоретического материала, - группировка его по тезисному принципу. Чтобы усилить восприятие, часть тезисов переносится на прозрачный транспарант для демонстрации его в ходе изложения через графопроектор. В тексте такая информация отмечена значком          и помещена в рамку.

Для ролевой игры готовятся:

шесть настольных табличек с номерами собственников -«Собственник № 1/№ 2/№ 3/№ 4/№ 5/№ 6/»;

четыре нагрудные таблички с указанием организационно-правовой формы хозяйства, которое будет представлять «предприниматель» — участник № 1 - ЗАО, № 2 - ТНВ; № 3 - СПК; № 4 - ФХ».

На доске записывается график перемещения представителей предприятий, по которому они будут работать с собственниками.

Описание ролевой игры «Договорная кампания» тиражируется по количеству студентов в группе. Необходимо наметить кандидатов на основные роли.

Организационный момент

Преподаватель отмечает присутствующих и, если есть отсутствующие, вносит коррективы в кандидатуры на исполнение ролей. Необходимо убедиться в готовности аудитории.

3.1 Вводная часть

После сообщения темы, цели и задач данного занятия преподаватель, для актуализации темы, проводит со студентами беседу по следующим вопросам:

  1. Сможете ли Вы убедить друг друга одолжить Вам деньги?
  2. Какие приведете аргументы, доводы в пользу того, что Вам можно
    доверять?
  3. С кем труднее договориться? По каким вопросам?

Для того, чтобы получилась беседа с охватом большей аудитории студентов, используются следующие дополнительные вопросы:

-        (Имя) только что высказал свое мнение, а что Вы, (имя) думаете об этом,
Вы с ним согласны?

Этот и подобные вопросы (вопросы на основе ранее полученного ответа) задаются менее активным студентам.

-        У (имя), прозвучало противоположное мнение. Какие дополнительные
аргументы Вы приведете в пользу своего утверждения?

Этот и подобные вопросы задаются сильным студентам, давшим ранее ответ.

-        Все согласны с данным ответом? Может у кого-то есть другие примеры?

Этот вопрос задается для всей группы с целью ее активизации.

Беседа проводится быстро. Главная задача преподавателя в ходе беседы - не допустить споров, дискуссии. С этой целью можно использовать два приема:

  1. Студентам в начале беседы рекомендуется не спорить, не доказывать, чем
    плохо утверждение товарища, а доказывать и отстаивать свою точку
    зрения.
  2. В ходе беседы, когда намечается возражение со стороны студентов на
    ответ их товарища, преподаватель задает другой вопрос или приводит
    свою точку зрения на поставленный ранее вопрос.

В ходе беседы преподаватель делает следующие выводы:

  1. Договориться не просто, особенно когда вопрос идет о материальных
    ценностях и деньгах.
  2. Люди   разные,   у   них   есть   свои   слабости,   предпочтения   и   другие
    характерные черты и привычки. Это надо учитывать при проведении
    переговоров.

После этого предлагается рассмотреть вопросы договорной кампании при реорганизации сельскохозяйственных предприятий. Сообщается, что там есть определенные правила, присущие деловым переговорам, которые нужно учитывать и соблюдать.

3.2 Основная часть

  1.  Значение договорной кампании
  2.  Заключение договоров
  3.  Размер арендной платы
  4.  Ролевая игра «Договорная кампания»

Материал первого и второго вопросов выдается лекционно с демонстрацией обозначенных           транспарантов.

Изложение первого вопроса (приложение 1) освещает необходимость договорной кампании как составной части реорганизации предприятий, ее цели и задачи, а также акцентирует внимание студентов на фиксацию договорных отношений. Первая часть информации этого вопроса показывает возможные последствия неправильных действий на данном этапе реорганизации, т.е. содержит мотивацию к изучению данной темы.

При изучении второго вопроса важно, чтобы студенты уяснили себе последовательность действий, предшествующих непосредственно заключению договоров, и наименования регистрирующих договора органов в зависимости от условий привлечения земельных долей и имущественных паев. Для этого готовятся соответствующие слайды. Они могут быть развернутые (даны в приложении 2) и свернутые (условия для их изготовления в приложении помечены *). В случае демонстрации во время лекции развернутых слайдов студентам дается время для переписывания их содержания в свои тетради. Если у преподавателя ограничено время на занятии, то он готовит заранее ксерокопии развернутых слайдов по количеству студентов и раздает им, а для сопровождения лекции использует слайды с краткой информацией. И тот и другой способы использовались и в обоих случаях давали положительный эффект.

Вопрос 3.2.3 Размер арендной платы. Данный вопрос (приложение 3) изучается путем разбора двух примеров исчисления арендной платы за привлеченные земельные доли. С этой целью:

  1. Высвечивается заготовленный слайд с описанием примера.
  2. Преподаватель поясняет дополнительно методику исчисления арендной
    платы.
  3. Преподаватель просит одного-двух студентов назвать, что обозначают
    цифры в итоговом действии по исчислению арендной платы.
  4. Преподаватель   произвольно   меняет   цифры   урожайности,   размеры
    земельной доли, цены, проценты отчисления и просит подсчитать размер
    арендной платы.
  5. Преподаватель   дает   комментарии   на   сделанные   ошибки,   если   они
    имелись,  и (или) повторяет алгоритм  (последовательность действий)
    исчисления арендной платы.

3.2.4 Ролевая игра «Договорная кампания»

Инструктаж:

  1. каждому студенту выдается описание ролевой игры (приложение 4);
  2. объясняется   общая   цель   -   выявить   условия,   которые   необходимо
    учитывать при заключении договоров с собственниками земельных долей
    и имущественных паев;
  3. распределяются роли. Закрепляются обозначенные роли за студентами по
    одному - два человека на одну роль. В результате шесть собственников
    представляют   шесть   -   двенадцать   человек.    Четыре   производства
    представляют четыре - восемь человек. Остальные студенты ведут анализ
    переговоров и  отмечают  важные  моменты,  влияющие  на результаты
    переговоров, т.е. выполняют роль экспертов.

Ставятся задачи участникам, согласно следующим рекомендациям:

  1. для собственников: обыграть свой пол,  возраст, статус, условия
    проживания,   семейное   положение;   не   давать   окончательного   решения
    представителю предприятия;
  2. для представителей предприятий: обыграть свою организационно-
    правовую форму; думать о лучших условиях для собственника; взвешивать
    сегодняшние потери и завтрашние выгоды, думать о балансе «расход -
    приход»   при   определении   условий   привлечения   земельных   долей   и
    имущественных паев.

Подготовка

Производится перестановка столов в аудитории таким образом, чтобы каждый «собственник» находился за отдельным столом, а остальные студенты имели возможность наблюдать за проходящими переговорами. На столы ставятся соответствующие таблички. Участники, представляющие предприятие, прикрепляют нагрудные таблички.

Проведение игры

Всем участникам дается возможность в течение пяти - восьми минут познакомиться с описанием ролевой игры. «Собственники» должны располагаться за отдельными столами с соответствующей таблицей.

Представители предприятий находятся за дверью и заходят в аудиторию для переговоров в четыре потока согласно графику очередности.

  1. поток - предприниматели № 1; № 2; № 3
  2. поток - предприниматели № 4; № 1; № 2
  3. поток — предприниматели № 2;№3;№4
  4. поток - предприниматели № 1; № 3; № 4

Каждый поток ведет переговоры в течение восьми мин.

При переговорах должны обыгрываться роли участников. По окончании игры каждый участник объясняет, почему он отдал предпочтение тому или другому предприятию (собственнику).                                            Выводы

По окончании переговоров преподаватель просит студентов — «собственников» объяснить, какому из предприятий они желали бы отдать свою земельную долю и имущественный пай? Почему?

Студенты, представляющие предприятия, должны обосновать свои условия, которые они предлагали «собственникам» для привлечения земельных долей и имущественных паев. Остальные студенты должны обосновать условия, которые, на их взгляд, повлияли на результаты переговоров.

Затем преподаватель подводит итоги по результатам ролевой игры. Повторяет сказанное студентами в системном виде.

При этом комментируются следующие моменты договорной кампании на основе результатов ролевой игры:

  1. Какие формы передачи земельных долей использовались и почему?
  2. Какие формы передачи имущественных паев использовались и почему?
  3. Какую роль играют юристы на данном этапе реорганизации и какие
    конкретно дела им предстоит сделать?
  4. Влияет  ли   конкретное  состояние   «собственника»   земельной  доли   и
    имущественного пая на условия их передачи?
  5. Можем ли мы говорить о влиянии человеческого фактора на итоги
    переговоров?
  6. Как может отразиться в будущем на руководителе нового предприятия
    несоблюдение договорных обязательств?

Преподаватель отвечает на эти и подобные вопросы, приводя конкретные примеры из только что проведенной ролевой игры и примеры из ранее проведенных занятий, называя конкретные фамилии студентов. Сравнение своих действий с действиями других студентов порождает дух соревнования.

3. Заключительная часть

После полученной информации студенты могут самостоятельно оценить свой вклад, как в проведение ролевой игры, так и сделанные выводы. Наиболее самостоятельным предлагается оценить свою работу и работу товарищей. Это очень ответственный этап. Оценка должна быть обоснованной! Преподавателю следует внимательно отслеживать предложения этих студентов и в нужном месте поправлять их. И все же окончательную оценку дает преподаватель. Это поможет избежать конфликтов в среде студентов и подчеркнет важность мудрого наблюдателя, роль которого взял на себя преподаватель.

Критерии оценки могут быть следующие:

  1. полнота обыгрываемых характеристик своей роли и партнеров;
  2. умение вести диалог и приводить аргументы;
  3. использование ранее полученных знаний по исчислению арендной платы;
  4. знание других условий привлечения земельных долей и имущественных
    паев.

После выставления отметок в конце занятия студентам предлагается решить дома упражнения.

(«Расчет арендной платы», приложение 5).

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        Используемый метод по данной теме показал свою эффективность не в одной группе обучаемых студентов. Для преподавателя - это

  1. возможность задействовать всю группу обучаемых в изучении данной
    темы, причем не просто вносить свои предложения, а именно с позиции
    присвоенной роли;
  2. разнообразить виды и приемы работы со студентами;
  3. более выпукло увидеть личностные качества студентов, спрогнозировать
    необходимую корректировку их развития на будущее.

Для студентов - это

  1. задействовать     свои     коммуникативные     способности     в     решении
    производственных ситуаций;
  2. проявить свои лидерские качества;
  3. освоить понятие «компромисс» на практике.

Наблюдение   и   опрос   студентов   подтверждают   данные   выводы. Студенты это выражают в простых фразах:

  1. «Я не думал, что (имя) будет таким упорным»
  2. «Договариваться   надо   уметь.   Теперь   я   больше   уделю   внимания
    подготовке к разговору»
  3. «Надо знать, что хотят люди, а потом идти на переговоры»
  4. «(Имя) отдал пай просто так. Так поступают нерациональные люди».
  5. «Моему предприятию ничего не дали, так как я был первый и не знал
    условий других предприятий»
  6. «Обманывать нельзя».

ЗАНЯТИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДЕЙСТВЕННЫХ

(ВОВЛЕЧЕННЫХ) МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

ПО ТЕМЕ «РЕСУРСЫ ПРОИЗВОДСТВА И ИХ МЕСТО

В ПРОЦЕССЕ БИЗНЕС-МЕНЕДЖМЕНТА»

1.   ПЛАН ЗАНЯТИЯ

        Тема.   Ресурсы   производства   и   их   место   в   процессе   бизнес-менеджмента.                                                                                                                  Цели:

  1. дидактическая: ознакомить студентов с видами ресурсов для того,
    чтобы они представляли их место и роль в процессе бизнес-менеджмента;
  2. воспитательная: воспитывать навыки работы в коллективе, умение
    слушать друг друга;
  3. развивающая: развивать умение выделять главное и отстаивать свое мнение.

        Задачи: студенты смогут:

  1. Назвать   составляющие   видов   ресурсов   сельскохозяйственного
    предприятия.
  2. Пояснить    на    конкретном    примере    деятельности    хозяйства
    значение и достаточность каждого ресурса.

        Вид занятия. Урок.

        Тип урока. Усвоение новых знаний.

        Методы: мозговой штурм, решение ситуационных производственных задач (громкое обсуждение), вопрос-ответ, тихое обсуждение.

        Оборудование и наглядные пособия: слайды «Труд», «Финансы», «Основные средства», «Земля», «Бизнес-менеджмент фермы «Процесс», распечатка заданий, графопроектор.

Структура урока

        1.   Организационная часть - 2 мин.

Проверка присутствующих и готовности к уроку.

2. Вводная часть - 5 мин.

  1.  Сообщение цели и задачи урока
  2.  Актуализация и мотивация

3.        Основная часть - 78 мин.

  1.  Характеристика ресурсов
  2.  Влияние ресурсов на производственные решения
  3.  Процесс бизнес-менеджмента

      3.4 Обобщение и закрепление материала

            4.   Заключительная часть - 5 мин.

  1.  Подведение итогов, оценка работы студентов
  2.  Задание на дом

2.   ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

Организационная часть помимо проверки присутствующих включает проверку готовности аудитории и оснащения к уроку. А именно:

  1. Наличие заданий. Их должно быть не менее четырех (приложение) на
    каждую микрогруппу.
  2. Наличие справочных материалов.  Их должно быть не менее четырех
    (приложение 11) на каждую микрогруппу.

  1. Наличие слайдов с заготовленными текстами (приложения 6, 7, 8, 9).
  2. Наличие, исправность и подготовленность графопроектора.

Количество заданий и справочных материалов может быть большим, допустим, на количество студентов в группе.

2.1 Вводная часть

После сообщения цели и задачи урока, преподаватель проводит актуализацию знаний студентов и мотивацию познавательной деятельности. Можно провести беседу по житейским примерам, которые выявляют виды ресурсов. (Например. Фермер организовывает свое хозяйство. Что в первую очередь ему необходимо иметь?)

Студенты на основе предыдущих знаний, отвечая на поставленные вопросы, приходят к общему мнению, что иметь необходимо землю, финансы, труд, средства производства. То есть, осуществляется подвод к непосредственному изложению нового материала.

В качестве мотивации к изучению этой и последующих тем задается ряд дополнительных вопросов:

  1. Всегда ли хватает этих ресурсов?
  2. Какой из ресурсов в постоянном дефиците?
  3. Как можно повысить цену имеющегося ресурса?

Как правило, студенты останавливаются на ресурсе «Финансы», рассуждая, что были бы деньги, а остальное все купится. Вот здесь преподаватель и сообщает, что дефицит ресурсов можно покрыть и другими способами, которые лежат, прежде всего, в организации работы. А как это делается, предлагается изучить в ходе данного занятия.

2.2. Основная часть

                2.2.1 Характеристика ресурсов

При изложении вопроса применяется мозговой штурм - метод повышения мотивированности студентов в процессе занятий. На слайдах (приложения 6, 7, 8, 9) высвечиваются поочередно «Земля», «Финансы», «Труд», «Средства производства». Преподаватель просит Студентов охарактеризовать каждый вид ресурсов. Каждая идея записывается на доске, время от времени преподаватель добавляет свои положения чтобы поток идей не иссякал. После того, как данный вид работы прекращен, необходимо попросить студентов посмотреть список предложений и представить себе общую картину.

Студенты могут давать различные предложения, как по содержанию, так и по названию. Преподавателю следует их записывать так, как они произносятся самими студентами, направляя их на то, чтобы они формулировали свое предложение в одном двух словах. Может встречаться следующее:

Ресурс «Труд»        Предложения студентов:

кадры предприятия:        -    количество механизаторов;

  1. количество работающих;
  2. наличие специалистов
    формы и системы оплаты    -    величина заработка;
  3. размер премии;
  4. оплата сельхозпродукцией
    Ресурс «Основные средства»

машины и оборудование        -   количество тракторов, комбайнов,

автомашин;

-        количество работающих
тракторов;

-        количество неисправных машин
производственные здания    -    мастерские;

    -   коровники;

-        зерноток

После такой работы преподаватель снова высвечивает слайды
(приложения 6, 7, 8, 9) и увязывает предложения студентов с информацией
на слайдах, находя предложениям студентов место в составляющих того или
иного ресурса. Можно на доске (листах), где фиксировались предложения
студентов, делать соответствующую пометку, соотнося предложения
студента с тем или другим ресурсом.        
                                                                       Целесообразно использовать для краткости начальную букву ресурса: Земля - 3, Труд - Т, Финансы - Ф, Основные средства - ОС.

Записи могут выглядеть так:

  1. величина заработка - Ф
  2. мастерские - ОС
  3. количество земли - 3
  4. наличие полива - 3

Делая эти записи, преподаватель поясняет, почему это или другое относится к данному ресурсу, или просит это сделать студента-автора.

2.2.2        Влияние ресурсов на производственные решения

Второй вопрос изучается путем решения ситуационных производственных задач методом громкого обсуждения. Группа разбивается на четыре звена. Каждому звену выдается задание (приложения 10), непосредственно связанное с вопросом, на который в ходе обсуждения студенты предлагают обоснованное решение.

При подготовке ответов студенты используют данные таблицы «Размеры ферм» в зависимости от специализации и региона (приложение 6 — из брошюры Кузьмина В.И. «Как сэкономить деньги при покупке и использовании техники». - М.: Информагротех, 1993). Так как звенья имеют различные задания, то необходимо сделать так, чтобы они не мешали друг другу. Для этого можно:

  1. разместить их в различных местах аудитории;
  2. использовать другие аудитории и читальный зал библиотеки.

Необходимо оговорить время на подготовку - оно может быть 15-25 мин. Преподавателю следует еще раз при инструктаже подчеркнуть, что необходимо не столько сделать заключение о выбранной специализации, сколько дать предложения, как поступить членам указанного в задании хозяйства. После того, как звенья представят свои предложения, преподавателю следует дать более развернутые комментарии к предложениям студентов и рассмотреть совместно с ними другие возможные решения. Варианты комментариев к данным заданиям приведены в приложениях 12, 13, 14, 15.

2.2.3        Процесс бизнес-менеджмента

Третий вопрос излагается в виде лекции с использованием слайда (приложение 16).

Очень важно при изложении данного вопроса дать конкретные примеры влияния макро- и микроокружения на ресурсы. Студенты должны четко представлять, что можно отнести к макро- и микроокружению.

2.2.4        Обобщение и закрепление материала

Закрепление нового материала проводится таким образом, чтобы как можно больше студентов высказали мысли по предлагаемым ниже вопросам (вопрос-ответ) и чтобы студенты могли работать попарно.

Методом «вопрос-ответ» рассматривается первый вопрос, «Какие элементы процесса управления сельскохозяйственным предприятием (бизнес-менеджмента) отражались при решении предыдущих задач?» Как правило, студенты вспоминают, что они оценивали ресурсы трудовые: кто будет работать, сколько времени, что будет выполнять и др.; земельные: хватит - не хватит, что делать при избытке или недостатке; средства производства: хватит, или не хватит поголовья свиней.

Реже, но встречаются ответы, показывающие, что студенты ставят задачи и на перспективу: «Как будет жить хозяйство в будущем?» В основном их итоговый ответ при решении задач сводится к планированию будущей деятельности. При ответах студентов преподаватель высвечивает слайд «Бизнес-менеджмент фермы. Процесс» и отмечает на нем то или другое составляющее этого процесса, упоминаемое в ответах студентов.

Второй вопрос, «Назовите примеры используемых ресурсов известного Вам производства», более сложный. Поэтому рекомендуется обсудить его в парах (тихое обсуждение). На обдумывание дается 2-3 минуты. Опрашивается столько пар, сколько позволяет время. Так как здесь ставится цель закрепления материала, то уместно спросить наиболее подготовленных   студентов   (дети   фермеров,   те,   чьи   родители   которых

занимаются бизнесом).

Здесь важно студентам отметить, что вид производственной деятельности (бизнеса) определяет, наряду с другими факторами, значимость одного или нескольких видов ресурсов, т.е. сделать акцент на взаимозаменяемость и взаимообусловленность ресурсов.

3. Заключительная часть

В процессе проведения урока преподаватель должен очень внимательно смотреть за работой студентов, чтобы более объективно ее оценить, выставить отметки.

При этом следует исходить из следующих критериев:

  1. количество ответов (учет);
  1. качество ответов. Например, если поступят предложения «плодородие
    почвы», «квалификация работающих», то эти ответы говорят о более
    глубоком понимании сути ресурса, чем просто «количество» — (оценка
    преподавателя);
  1. активность работы в микрогруппах - (наблюдение);
  1. оригинальность, эффективность итогового решения работы микрозвеньев
    - (оценка преподавателя).

Задание на дом

1.        Подготовить свои ответы на вопрос «Какие факторы,  на Ваш
взгляд,   влияют  на  формирование  производственных  ресурсов?

Почему?»

2.        Прочитать: Мескон М.Х. Основы менеджмента. - М., 1992. - С.566-

586.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе использованы упражнения, не вошедшие в пособие по агробизнесменеджменту и полученные в ходе семинара по изучению данного пособия (февраль 1998 г.). Многие участники семинара используют эти материалы в своей работе и имеют положительные отзывы, как со стороны студентов, так и со стороны коллег. В совхозе-колледже «Яхромский» данный урок давался как открытый несколько раз, в том числе и при аттестации. Оценки во всех случаях отличные. Некоторые вопросы за это время прошли свое переосмысление и здесь даны в более совершенном виде. Это надо иметь в виду, так как любой преподаватель может и должен совершенствовать свои приемы и формы работы, излагать материал в более доступной форме, ориентируясь на данную группу студентов.

Приложение 1

ЗНАЧЕНИЕ ДОГОВОРНОЙ КАМПАНИИ

Договориться - значит пойти навстречу друг другу.

У нас порой партнеру навязывают только свои условия. Более правильный, гибкий подход - понять партнера и постараться его условия совместить со своими возможностями. На селе еще достаточно людей, которые плохо представляют, что можно извлечь из своей земельной доли (з.д.) и имущественного пая (и.п.). Представителям предприятий не следует пользоваться неинформированностью таких людей, преследуя даже цели новых предприятий, не говоря о личных. Умолчать о более привлекательных условиях привлечения з.д. и и.п. - это худшее действие, которое в последующем серьезно скажется на работе нового предприятия. Понять нужды и потребности конкретных собственников з.д. и и.п. - это половина дела при заключении договоров для их привлечения.

Вторая половина дела - учет и прогноз собственных возможностей при реализации потребностей.

Если Вы, как предприятие, сказали «да» определенным условиям, то, как предприниматель, Вы не должны менять в последующем «правила игры».

Имейте чувство меры.

Хотя Вам и нужен «запас прочности» в виде дополнительных з.д. и и.п. для участия в аукционе, делайте это в разумных пределах:

  1. соизмеряйте это с будущим производством;
  2. не   вступайте   в   открытую  конкуренцию  на   этом  этапе  с  другими
    образуемыми предприятиями;
  3. ищите пути сближения с другими предприятиями, договаривайтесь о
    разумном перераспределении общей собственности;
  4. не наживайте себе врагов!

Иначе

  1. на аукционе в первом раунде Вы можете потратить много привлеченной
    собственности, не решив своих задач по функционированию будущего
    производства;
  2. собственники з.д. и и.п. могут в судебном порядке затребовать свою
    собственность назад;
  3. у Вас может появиться имидж нечестного предпринимателя;
  4. Вам будет трудно привлекать дополнительную (сезонную) рабочую силу.

Приложение 2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРОВ

Программа реорганизации позволяет совместно использовать доли и паи для создания жизнеспособных хозяйств. Для этого был разработан механизм заключения договоров между собственниками долей и паев и предпринимателями. Собственники земельных долей могут сдавать их в аренду, продавать, дарить, вносить их или на право пользования ими в уставной капитал предприятия, а собственники имущественных паев -продать, подарить или внести в уставной капитал предприятия. Инициативность руководителей новых предприятий, их планы и заключенные договора определяют количество, размер и форму новых предприятий. Собственники долей и паев выбирают предприятие, членами которого они хотят стать или которому отдадут в аренду или продадут свои паи, и заключают договора с ним. На основе договоров новые предприятия участвуют в аукционе и получают землю и имущество для своей деятельности.

  Заключение   договоров   между   собственниками   долей   и   паев   и предпринимателями предполагает:*

  1. Решение    относительно     руководства     новыми     предприятиями. Инициативная группа по созданию нового предприятия не выбирается. Лица, желающие взять на себя ответственность за новое предприятие, могут создать такое предприятие сами.
  2. Инициативная группа определяет организационно-правовую форму предприятия,    основные    направления    его    деятельности,    а   также потребность в земельных угодьях и имуществе и приглашает членов.
  3. Составление   учредительных   документов   и   регистрация   новых
    предприятий.
     Члены хозяйства заключат между собой учредительный
    договор, передают имущественные паи в уставный капитал, определяют
    долю каждого в уставном капитале, принимают устав и регистрируют
    предприятие.
  4. Решения собственников свидетельств. Каждый собственник доли и пая
    принимает решение о том, кому и на каких условиях передать земельную
    долю и имущественный пай.

______________________________

* В подготавливаемый слайд выносит только подчеркнутая информация.

Продолжение прил. 2

Заключение договоров. Собственники долей и паев юридически оформляют свои отношения с теми, кому они решили передать в аренду, продать, подарить свои земельные доли, передать их на право пользования в качестве взноса в уставный капитал или продать, подарить или передать в качестве взноса свои имущественные паи. Договора заключаются как между отдельными собственниками долей и паев, так и между отдельными собственниками долей и паев и предприятиями.

Уточнение списков участников хозяйств. После окончания договорной кампании проводится общее собрание участников предприятия, на котором принимаются новые члены и исключаются те, кто не внес земельные доли на право пользования ими, имущественные паи или другие взносы в уставный капитал.

Одной из важнейших задач внутрихозяйственной комиссии на этом этапе реорганизации является предоставление информации собственникам земельных долей и имущественных паев с тем, чтобы они могли принять решение относительно использования своих долей и паев.

Для помощи внутрихозяйственной комиссии на этом этапе областная рабочая группа должна обеспечить подготовку информационных материалов и снабжение ими комиссии.

Районные        власти         (администрация)         должны        помочь

внутрихозяйственной комиссии в организации работы нотариусов, а также раздать распоряжение об освобождении от пошлин при заключении сделок с собственниками долей и паев.

        Все договора заключаются на индивидуальной основе.                            Представитель предприятия, уполномоченный заключать договора,
обговаривает условия с собственником доли или пая. После достижения
соглашения стороны заполняют договор, который, в случае необходимости,
удостоверяется нотариусом или райкомземом. Внутрихозяйственная
комиссия должна обеспечить присутствие нотариуса в информационном
пункте или в другом отведенном для этого месте в течение срока заключения
договора.

Договора регистрируются:

  1. Аренда земельной доли - в районном комитете по земельным ресурсам и
    землеустройству.    Арендный   договор   не   подлежит   обязательному
    нотариальному удостоверению.
  2. Купля-продажа,   дарение,   наследование,   обмен   земельной   доли   на
    имущественный пай - в районном комитете по земельным ресурсам и
    землеустройству.     Они     подлежат     обязательному     нотариальному
    удостоверению.
  3. Внесение права пользования земельной долей в уставный капитал – в

Продолжение прил. 2


земельном комитете и в учредительных документах предприятия.

  1. Внесение земельной доли в уставный капитал — в земельном комитете и в
    учредительных документах. Договор внесения подлежит обязательному
    нотариальному удостоверению.
  2. Купля-продажа,     дарение,     наследование     имущественного     пая    -
    обязательное нотариальное удостоверение в случае, когда пай превышает
    установленный размер.
  3. Внесение   имущественного   пая   в   уставный   капитал   фиксируется   в
    учредительных документах предприятия.

Внутрихозяйственная комиссия должна собирать информацию о количестве и характере сделок. Это облегчит работу комиссии на этапе приема заявок на участие в аукционе.

В соответствии с постановлением № 874, договорная кампания заканчивается в установленные внутрихозяйственной комиссией сроки при условии, что не менее 95% земельных долей и не менее 95% имущественного паевого фонда распределено по различным правовым основаниям между предприятиями, подающими заявки на участие в аукционе.

Для того, чтобы 95% земельных долей и имущественного паевого фонда было распределено, внутрихозяйственная комиссия должна еженедельно или ежедневно предоставлять руководителям новых предприятий информацию о людях, которые еще не заключили договора по использованию своих долей и паев. Руководители, которые изыскивают возможности для получения в свое распоряжение дополнительных долей и паев для образования предприятий, могут воспользоваться такой информацией.

Если требования, изложенные в предыдущем абзаце, не выполнены, то внутрихозяйственная комиссия имеет право продлить срок для заключения договоров, соответствующим образом изменив сроки проведения всех остальных этапов реорганизации.                                                                                        Если собственник земельной доли и имущественного пая умер, и наследство не оформлено, то по решению внутрихозяйственной комиссии свидетельство может быть передано наследнику, если он предоставит копию зарегистрированного нотариусом заявления о принятии наследства. Распоряжение такой долей или таким паем ограничено, и наследник получает право на нее/него/ только после оформления наследства.

Приложение 3

РАЗМЕР АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ

Внутрихозяйственная комиссия должна выработать ряд рекомендаций в отношении арендной платы, так как собственники земельных долей и имущественных паев и предприниматели не знают ни размера арендной платы, ни реальной стоимости земельной доли и имущественного пая., Внутрихозяйственная комиссия должна

  1. рекомендовать примерный размер арендной платы за земельные доли;
  2. разработать примерный перечень и определить стоимость продукции и
    услуг, которые могут предоставляться собственниками долей и паев в
    счет арендной платы.

Арендная плата - это плата за аренду земельной доли на один год или более длительный период. Арендная плата выражена в рублях и зависит от урожайности и эффективности производства основных культур.

 Пример: основная культура в хозяйстве — озимая рожь. Урожайность за предыдущие три года составила 20 ц/га. Внутрихозяйственная комиссия исходила из того, что 10% урожая может быть выделено в счет арендной платы. Размер земельной доли — 6 га, стоимость 1 ц ржи - 8000 руб. Примерная арендная плата за долю в год составит 96000 руб. (2x6x8000).

Предприятию, заключающему договора аренды, необходимо учитывать, что, выдавая продукцию в счет арендной платы, оно будет обязано платить налоги (НДС и спецналог), а при выплате денег и предоставлении услуг также перечислять подоходный налог за физических лиц. Натуральные выдачи, размер которых не превышает 50 минимальных окладов, не облагаются подоходным налогом.

Ввиду того, что обычно арендная плата выдается не деньгами, а продукцией и услугами, внутрихозяйственная комиссия должна рекомендовать примерные цены на продукцию и услуги. Уровень цен должен соответствовать рыночным ценам, сложившимся в данной местности.

Эти цены являются ориентировочными и могут свободно изменяться сторонами при заключении договора. Следует иметь в виду, что указанные цены являются расчетными. При расчете налоговых платежей используется не расчетная, а фактическая цена реализации на момент отпуска продукции.

Иногда при заключении договоров аренды используют следующий подход. Всем собственникам земельных долей гарантируется получение арендной платы не менее определенной величины части урожая. При получении валового сбора свыше гарантированного уровня размер арендной платы меняется в зависимости от урожая.

Продолжение прил. 3

Пример: Договор арендной платы предусматривает гарантированную арендную плату в размере 5 ц ржи.

При получении валового сбора ржи выше 600 ц размер арендной платы возрастает в соответствии с таблицей.

Валовой сбор, ц

6000

6500

7000

7500

8000

>8500

Арендная плата

5,0

6,0

7,0

8,0

9,0

10

Приложение 4

ОПИСАНИЕ СИТУАЦИИ ДЛЯ РОЛЕВОЙ ИГРЫ                      «ДОГОВОРНАЯ КАМПАНИЯ»

Внутрихозяйственная комиссия ТОО «Луч» представила следующие рекомендации относительно размеров арендной платы за землю и размеров платежей при других сделках (эти предложения носят только рекомендательный характер и не являются обязательными для новых предприятий). При выборке рекомендаций ВХК определила примерный процент от предполагаемой выручки за урожай будущего года (7-10%), который может быть взят за ориентир при определении арендной платы. Был учтен тот минимум услуг, который представлял членам хозяйства бывший колхоз/совхоз.

В эту сумму был включен налог на землю.

Необходимо указать, что в цену собственной продукции включаются налоги.

Рекомендуемый размер арендной платы за земельную долю в год - 500 рублей.

Покупка/продажа земельной доли, например, 50 арендных плат*, т.е. 25 тыс. руб. за долю.

Взнос земельной доли в Уставный капитал предприятия, например, 50 арендных плат**, т.е. 25 тыс. руб. за долю.

Арендная плата может выплачиваться продуктами и услугами.

Выбор продуктов и услуг - по взаимной договоренности сторон.

Рыночные цены на продукцию и услуги

Продолжен прил. 4

Сено

100 руб./т

Зерно

600 руб./т

Молоко

150 руб./т

Вспашка огорода

2 руб./сотка

Налог на землю

4 руб. за 1 га

* Работник хозяйства может продать земельную долю, но юристы не рекомендуют продавать земельные доли до тех пор, пока земельный рынок не станет более стабильным. Тем не менее, для некоторых людей, таких, как пенсионеры, у которых нет наследников, продажа земельной доли может быть достаточно выгодной.

**Юристы не рекомендуют собственникам вкладывать земельную долю в Уставный капитал предприятия, поскольку собственник при такой сделке теряет свои права собственности.

В результате реорганизации на базе ТОО «Луч» образуются 4 предприятия следующих организационно-правовых форм:


предприятия

Организационно-правовая форма

1

Закрытое акционерное общество, ЗАО

2

Товарищество на вере, ТнВ

3

Сельскохозяйственный производственный кооператив, СПК

4

Фермерское хозяйство, ФХ

Имеется шесть собственников земельных долей и в некоторых случаях имущественных паев, характеристики которых следующие:

№ собственника

Характеристика

1

Пенсионерка, живущая на дальнем хуторе соседнего района с семьей сына

2

Холостой мужчина, 35 лет, работающий в городе (в 25 км) на промышленном предприятии

3

Пенсионер, одиночка, занимается народным промыслом (изготовление деревянной посуды) и выращиванием овощей

4

Пенсионеры, муж и жена, занимающиеся личным подсобным хозяйством (огород, куры, свиньи, овцы, коровы) благодаря которому содержат себя и ближайших родственников. Живут на центральной усадьбе.

5

Механизатор овощеводческой бригады бывшего ТОО «Луч», 45 лет, среднее специальное сельскохозяйственное образование. Сын после армии оканчивает курсы шоферов. Жена – сельский учитель.

6

Сельский врач, мужчина, возраст 30 лет, семейный: жена и сын пяти лет. Жена – доярка бывшего ТОО «Луч», вошла в ЗАО со своим имущественным паем и земельной долей.

Задание:

-        группе собственников: выберите предприятие, которому Вы доверите
(откажете) свою земельную долю и имущественный пай;

  1. группе   представителей   предприятий:   подберите   условия   для
    привлечения земельных долей и имущественных паев,  которые лучше
    соответствуют ожидаемым потребностям собственников и не противоречат
    условиям Вашего предприятия;

- всей  группе:  перечислите  основные   положения,   которые   надо
учитывать при проведении договорной кампании.

Приложении 5

УПРАЖНЕНИЕ «РАСЧЕТ АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ»

Из предоставленной информации подсчитайте:

  1. Размер арендной платы.
  2. Возможный    перечень    продуктов    и    услуг,    которые    можно
    предоставить в счет арендной платы.
  3. Какие еще услуги и товары могут предоставляться на селе в счет
    арендной платы?

Метод - индивидуальная работа.
Размер земельной доли - 6 га.        

Основная культура в хозяйстве - пшеница, урожайность которой за последние три года составила 18 ц/га. Стоимость 1 ц пшеницы - 200 руб.

В хозяйстве рекомендованы следующие цены на продукцию и услуги:

сено - 400 руб./т

молоко - 4200 руб./т

зерно - 200 руб./т

вспашка - 10 руб./сотка

нарезка борозд - 8 руб./сотка.

Рекомендуемый % арендной платы от возможного дохода с участка

земли 8-12%.

Приложение 6

ЗЕМЛЯ

ПЛОДОРОДИЕ

ЗЕМЕЛЬНЫЙ ФОНД

СТРУКТУРА

Приложение 7

ФИНАНСЫ

НАКОПЛЕНИЯ

БАНКОВСКАЯ ССУДА

КРЕДИТ

АКЦИИ

НЕОПЛАЧЕННЫЕ СЧЕТА

Приложение 8

ТРУД

НАЛИЧИЕ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ

КАДРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

СТРУКТУРА КАДРОВ

КВАЛИФИКАЦИЯ

СТАБИЛЬНОСТЬ КАДРОВ

ФОРМЫ И СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ

Приложение 9

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ С.-Х. ЗДАНИЯ (КОРОВНИКИ, МОЛОЧНЫЕ БЛОКИ)

СООРУЖЕНИЯ (МОСТЫ, ОЧИСТИТЕЛЬНЫЕ СООРУЖЕНИЯ)

МАШИНЫ И ОБОРУДОВАНИЕ

НЕПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА (ДОМА КУЛЬТУРЫ, ДЕТСКИЕ САДЫ)

Приложение 10

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРОМКОГО ОБСУЖДЕНИЯ

В Центрально-Черноземном районе после реорганизации колхоза несколько бывших работников решили организовать собственные фермерские хозяйства.

Ознакомьтесь с исходными данными, сверьтесь с нормативами и дайте заключение о целесообразности выбранной специализации фермерского хозяйства, выскажите свои предложения об использовании имеющихся ресурсов.

Фермерское хозяйство 1

        Выбранная   специализация   -   молочно-мясное   животноводство   на собственных кормах со стадом крупного рогатого скота в 25 голов. Собственная земельная площадь - 50 га.

Состав фермерского хозяйства:

муж - 28 лет, бывший механизатор бригады колхоза по выращиванию

свеклы

жена - 25 лет, бывший зоотехник фермы колхоза;

дочь - 6 лет;

сын - 5 лет;

мать - 50 лет, бывшая доярка, вышла из колхоза;

отец - 57 лет, инвалид труда второй группы.

Фермерское хозяйство 2

Выбранная специализация — производство картофеля.
Собственная земельная площадь - 15 га.

Состав фермерского хозяйства:

муж - 60 лет, бывший механизатор;

жена -57 лет, бывший бухгалтер,  часто болеет (гипертоническая

болезнь);

старший сын - 35 лет, коммерческий директор овощной базы;

жена старшего сына - 34 года, бухгалтер овощной базы;

младший   сын  -  20   лет,   холост,  отслужил   в  Армии,   армейская  специальность - водитель-механик бронетранспортера.

Продолжение прил. 10

Фермерское хозяйство 3

Выбранная   специализация   -   выращивание   и   откорм   свиней   на

собственных  кормах с поголовьем 45 свиноматок.

Арендованная земельная площадь — 130 га.

Состав фермерского хозяйства:

муж - 38 лет, бывший зоотехник колхоза;

жена - 34 года, бывший работник свиноводческой фермы;

старший сын - 12 лет;

младший сын - 5 лет.

Фермерское хозяйство 4

Выбранная специализация - выращивание овощей. Земельная площадь - 15 га.

Состав фермерского хозяйства:

муж - 23 года, бывший механизатор цеха овощеводства;
жена - 23 года, бывший бригадир овощеводства;
дочь - 5 лет;

сын - 4 года;

отец - 55 лет, сторож на животноводческой ферме;

мать - 54 года, техничка в местной школе.

Приложение 11

Специализация фермы

Число работающих

Земельная площадь, га

Поголовье животных

1

2

3

4

Центральны район

Научно-внедренческий центр «Село»

Молочное животноводство, включая выращивание бычков до 15…18 мес., телочек до 12 мес. На собственные корма

2

3

50…80

80…120

15…25 коров

25…40 коров

Молочное животноводство и производство и выращивание свиней до реализационных кондиций на собственные корма

2


3

70…100


110…190

10…15 коров 10…16 свиноматок

15…25 коров 10…15 свиноматок

Производств и выращивание свиней до реализационных кондиций

2

3

45…75

80…100

20…25 свиноматок

25…35 свиноматок

Овцеводство (овцематки романовской породы с молодняком)

2

3

50…60

90…100

70…80 овцематок

130…150

овцематок

ВНИЭТУСХ

Производство:

семян многолетних трав

зерновых


2

2


110…116

68…70


-

-

Откорм крупного рогатого скота (КРС)

2

50…80

50…80 гол. молодняка КРС

Выращивание и откорм свиней

2

32…40

20…24 свиноматки

Молочное животноводство

2

20…24

20…24 коровы

Центргипрозем

Молочное животноводство с полным воспроизводством стада

2

3

4

24

36

48

20 коров

30 коров

40 коров

Мособлсовет (предельные размеры установлены для области)

Молочно-мясное животноводство

2

40

24 коровы, 36 гол. молодняка КРС

Откорм КРС

2

60

100 гол.

Откорм свиней

2

48

200 гол.

Овощекартофелеводческое производство и закрытый грунт

2

14

-

Овощеводство и закрытый грунт

2

8

-

Продолжение прил. 11

1

2

3

4

Центрально-Черноземный район

Молочно-мясное животноводство с полным циклом воспроизводства на собственных кормах

2

43

20 коров

Выращивание и откорм свиней на собственных кормах

2

3

4

75

113

150

20свиноматок

30свиноматок

40свиноматок

НИИЭО АПК ЦЧР

Производство:

зерна

картофеля

овощей


2

2

2


64

11

3


-

-

-

Молочное животноводство

2

*

12 коров

Откорм:

молодняка КРС


свиней


2


2




45 гол. молодняка КРС

210 свиней

Воронежский агроуниверситет

Производство:

зерна и подсолнечника (годовое производство 590 т зерна)

сахарной свеклы (224 т)

картофеля (102 т)


3


3

3


189


27

11


-


-

-

Молочное животноводство:

с реализацией телят в 20-дневном возрасте и покупкой первотелок (84 т молока)

с реализацией телят в 20-дневном возрасте и покупкой нетелей (78 т молока)

с реализацией сверхремонтного молодняка в 20-дневном возрасте (63 т молока)

с полным циклом воспроизводства стада (48 т молока)


3



3



3



3


30



31



33



51


28 коров



26 коров



21 корова



16 коров

Доращивание и откорм молодняка КРС с циклом:

20 дней…12 месяцев (21 т мяса)


20 дней…15 месяцев (17 т)


20 дней…17 месяцев (15 т)



3


3


3



36


36


35



70 гол.моло-дняка КРС

48 гол.моло-дняка КРС

38 гол.моло-дняка КРС

Откорм свиней (22 т)

3

48

200 свиней

Овцеводство (удельный вес овцематок 60%)

3

52

153 овцы

Продолжение прил. 11

1

2

3

4

Поволжский район

ИСЭП АПК

Производство зерна

4

350 (посев 280)

1 корова, 2 гол. молодняка КРС

Производство зерна и молочно-мясное животноводство

4



4

300 (зерновые -180, кормо-вые-60)

300 (зерновые -120, кормо-вые-120)

15 коров, 24 гол. молод-няка КРС

25 коров, 40 гол. молод-няка КРС

Саратовский облсовет (нормы установлены для области)

Производство зерна и подсолнечника

70…100

-

Выращивание и откорм молодняка КРС

70…100

Выращивание и откорм свиней

50…70

Выращивание свиней

25…30

Молочное животноводство

60…80

Выращивание овец

300…350

Производство:

овощей на орошение

картофеля

бахчевых культур





1

10

4…5


-

-

-

Северный Кавказ

ВНИИТИМЭСХ

Откорм молодняка КРС (годовое производство-7 т мяса):

На покупных кормах


На собственных кормах, кроме концентратов







-


148



100гол.моло-дняка КРС

100гол.моло-дняка КРС

Выращивание ремонтного молодняка:

На покупных кормах


На собственных кормах, кроме концентратов

С полным циклом воспроизводства стада на собственных кормах

С неполным циклом воспроизводства стада, производством кормов и картофеля









-


182


134


139


100гол.моло-дняка КРС

100гол.моло-дняка КРС

45 гол.моло-дняка КРС

37 гол.моло-дняка КРС

Производство картофеля и овощей

20

-

СибИМЭ

Откорм молодняка КРС:

На покупных кормах


2


-


200гол.моло-дняка КРС

1

2

3

4



На собственных кормах

3


2


3

-


180…230


290…340

300гол.моло-дняка КРС

100гол.моло-дняка КРС

150гол.моло-дняка КРС

Производство свиней

2


3

130


285

25 свиноматок

50 свиноматок

Новосибирский СХИ

Откорм молодняка КРС:

доращивание и откорм  с 3-месячного возраста



доращивание и откорм с 6-месячного возраста


2…3




2…3


85…125 пашни

50…100 пастбищ

85…125 пашни

50…100 пастбищ


80…100 гол. молодняка КРС


100…200 гол. молод-няка КРС

Молочное животноводство (в кооперации с фермой по выращиванию нетелей)

2…3

75…80 пашни, 90 пастбищ

50 коров

Выращивание нетелей (в кооперации с фермой по производству молока)

2…3

95 пашни (зерновые на фураж-23, зерновые товарные-20, сеяные травы-36, силосные-10, семенники трав-1, картофель товарный-5), 70 пастбища

40 нетелей

Приложение 12

Комментарии к заданию по фермерскому хозяйству 1

Согласно нормативам хозяйство в 20 голов КРС молочно-мясного направления могут обслуживать двое работающих и для производства кормов потребуется 43 га.

Пересчет показывает, что на одну гол. КРС потребуется 43:20=2,15 га.   На планируемое поголовье потребуется 2,15x25=53,75 га.                           Нехватка земельных угодий составляет 53,75-50=3,75 га

Если основываться на площади, то нужно сокращать поголовье на две гол. КРС.

Вместе с тем, исходя из занятости членов фермерского хозяйства, можем говорить о нагрузке:

мужа - полный рабочий день - производство кормов, кормление, уборка помещений;

жены - 1/2 - 1/3 рабочего дня - селекционная работа, вет. помощь, доение, обработка молока, продажа молока, выращивание молодняка;

матери — 1/2 рабочего дня — доение, обработка молока, выращивание молодняка;

        отца - 1/3 рабочего дня - выпас коров, уборка помещений.                                                 В   итоге   получаем  два-три  работающих,   что   вполне  хватит  для обслуживания 25 голов КРС.

С учетом перспектив — вырастут дети, сформируется режим работы, стадо КРС, фермерскому хозяйству не следует менять свои планы, а недостаток кормов покрывать покупкой со стороны или в перспективе обходиться собственной земельной площадью, вводя более ценные кормовые культуры, улучшая технологию возделывания кормовых культур, сокращая потери.

Приложение 13

Комментарии к заданию по фермерскому хозяйству 2

Согласно нормативам два работника могут обеспечивать возделывание

картофеля на 11 га.

В данной семье основная работа ляжет на младшего сына - (полный)

работник.  

Будет оказывать помощь и отец- 1/2-1/3 работника.

Мать и жена старшего сына вместе могут вести бух. учет, а жена может помогать в посевной кампании - 1/2-1/3 работника.

Старший сын, скорее всего, будет выполнять роль менеджера - 1/2-1/3

работника.

С учетом перспектив данному хозяйству надо сохранить площадь и с помощью старшего сына продумать систему найма сезонных рабочих, учитывая, что продукцию они будут реализовывать через возглавляемую им овощную базу. Это может быть и шефская помощь, и приглашение работников с базы поработать по найму в хозяйстве. В будущем, когда женится младший сын, эти проблемы могут стать менее значимы, если его жена примет участие в работах их хозяйства.

Приложение 14

Комментарии к заданию по фермерскому хозяйству 3

Согласно нормативам два работника могут обслужить 20 свиноматок и для этого потребуется 75 га с.-х. угодий.

В этом случае следует поступить таким образом:

  1. Заказать ферму на 35 свиноматок (потребуется » 130 га).
  2. Закупить и пустить в работу пока 20 свиноматок.

Лишние земельные площади использовать на заготовку кормов, вводя лучшие севообороты и продавая излишки другим хозяйствам.

3. В перспективе, когда подрастут сыновья, выходить на расчетное (35 голов)     количество    свиноматок,     используя     все     помещение

свинарника.

Вывод: специализация остается, но с меньшим поголовьем.

Приложение 15

Комментарии к заданию по фермерскому хозяйству 4

По   нормативам   на  двух  работников   при  данной   специализации оптимальной будет площадь в три га.

В данном случае нужно говорить о следующих вариантах:

  1. вариант - отказ от специализации;
  2. вариант - отказ от части площади

Количество работающих - четыре человека с учетом отца и матери. Обрабатываемая площадь 3x2= 6 га

9        га — возврат и получение денежной компенсации;

3        вариант - введение дополнительной специализации

3        га - овощеводство

12 га - корма на продажу или для собственных молочных коров;

4        вариант - сохранение  специализации  и  досрочное  заключение
договоров    на    привлечение    сторонних    работников    при    выполнении
«пиковых» ручных работ (прополка, прореживание, уборка).

Приложение 16

Бизнес-менеджмент фермы

Процесс

                                                                                 

        

ЛИТЕРАТУРА

Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и методы обучения в средних специальных учебных заведениях: Учебно-методическое пособие. -М: Высшая школа, 1990.

Ерецкий М.И. Совершенствование обучения в техникуме: Учебно-метод. пособие. - М: Высшая школа, 1987.

Смирнов В.А., Гатаулин A.M. Пособие по агробизнесменеджменту. - М.: УМЦ СПО МСХ РФ, 1999.

Кузьмин В.И. Как сэкономить деньги при покупке и использовании техники. - М.: Информагротех, 1993.

Удалов В.А., Гурин Ю.М. Взаимоотношения предпринимателей с финансовой системой и участниками финансового рынка. — М.: МСХА, 1996.

Градов С.И., Удалов В.А. Реорганизация, ликвидация и банкротство коммерческих организаций. — М.: МСХА, 1996.

Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» // Российская газета от 28 мая 1991.

Организация производства на с.-х. предприятиях: Альбом наглядных пособий / Под ред. Синюкова М.И. и Шакирова Ф.К. - М.: Агропромиздат, 1990.

Пошатаев А.Б., Беспалов В.А. Управление с.-х. производством. - М.: Колос, 1995.

Маркетинговая информация

(Микро окружение)

Информация по

макро окружению

Информация о ресурсах

Задачи

Планирование

Контроль

Исполнение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение метода проектного обучения и элементов кейс-техологии в преподавании дисциплин "Предметно-ориентированное программное обеспечение" и "Информационные технологии профессиональной деятельности" на базе САПР

Статья на тему «Метод проектного обучения  - одна из современных технологий в образовании». Преподаватель специальных дисциплин Московского колледжа градостроительства и предпринимательства Рябчи...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ГЕОГРАФИИ

Федеральный  государственный образовательный стандарт предъявляет  высокие требования к современному школьнику. Короткие сроки, большие объемы информации и высокие требования к знаниям...

Применения педагогических технологий обучения в преподавании информатики.

Считаю, что главная моя Задача, как учителя информатики: подготовка учеников к жизни и профессиональной  деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего об...

Применение технологии проекного обучения в преподавании математики.

Для того чтобы поддерживать у учащихся интерес к знаниям на уроках математики, необходимо  строить обучение на  активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с...

Применение технологии проблемного обучения в преподавании математики 8 класса

Актуальность данной работы заключается в том, что при переходе к стандартам нового поколения меняется роль учителя и ученика, стиль их взаимодействия. Ученик должен быть активным, мыслящим, творческим...

Применение технологии проектного обучения в преподавании математики

Данная статья рассматривает возможности использования технологии проектного обучения на уроках математики, значимость метода проектов для современного преподавания. Содержит практические рекомендации ...

Применение метода учебных проектов в преподавании истории (обществознания) как средство повышения качества знаний обучающихся

Выпускная работа слушателя курсов повышения квалификации - обобщение опыта работы по теме самообразования ( теория и результаты работы )...