Рабочая программа по экономике
рабочая программа по экономике (9, 10 класс) на тему

Борисова Светлана Александровна

Рабочая программа по экономике профиль (1 час в неделю) для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_ekonomiki_910_klass.docx33.19 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города

Москвы "Школа № 924"

ПРИНЯТО

Педагогическим советом школы

протокол  от «31» августа  2015г.  № 1

СОГЛАСОВАНО

Управляющим советом школы

протокол  от «05» сентября 2015г. № 9

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

___________О.Г.Бордовская

 Приказ  от  «01» сентября  2015г.  № 22

Рабочая программа

ЭКОНОМИКА

9,10 класс

Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам обучения, представленных в Федеральном государственном стандарте основного общего образования;

на основе примерной программы по экономике М.:ВИТА-ПРЕСС, Лавренова Е.Б.

                                                  Составитель:

                                                            Борисова Светлана Александровна

                                                                                   

Пояснительная записка

Программа общеобразовательного предмета «Экономика. Базовый уровень» строится на основе требований к результатам освоения образовательной программы и требований к структуре основной общеобразовательной программы, заложенных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования (9-11 классы) 2012 г.

Общеобразовательный предмет «Экономика» является одним из базовых предметов образовательной области «Общественные науки» наряду с обществознанием, правом, историей и географией. В курсе экономики учащиеся изучают базовые понятия экономической теории, общие особенности российской экономики и мировых тенденций.

Цель предмета — сформировать целостную социально-экономическую картину мира у учащихся 9-11 классов. Поэтому на уроках экономики проводится параллель между экономикой и другими предметами — обществознанием, правом, историей, географией.

Цели образовательной деятельности на уроках экономики

Формирование:

  • мировоззрения, соответствующего современному уровню экономического знания;
  • субъектной позиции учащегося (самоопределение и самореализация в сфере экономических отношений);
  • гражданской позиции ученика как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои экономические права и обязанности, уважающего свою и чужую собственность.

Освоение:

•        умения понимать и раскрывать смысл суждений и высказываний авторов культурных текстов и приводить аргументы в подтверждение собственной позиции.

Овладение:

  • базовыми экономическими понятиями: рациональный выбор, экономическая система, собственность, фирма, домашнее хозяйство, рынок, финансы, налоги, банки, деньги, государственная экономическая политика, мировое хозяйство, глобализация, интеграция;
  • знаниями особенностей развития экономической сферы жизни современного российского общества.

Место учебного предмета в учебном плане определяется школой. Курс рассчитан на 35 ч. Предмет изучается по 1 ч в неделю в 9, 10 классе.

Результаты освоения учебного предмета «Экономика»

Личностные:

  1. Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню экономического знания.
  2. Сформированность субъектной позиции учащегося (самоопределение и самореализация в сфере экономических отношений), а также умения оценивать и аргументировать собственную точку зрения по экономическим проблемам.
  3. Сформированность гражданской позиции ученика как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои экономические права и обязанности, уважающего свою и чужую собственность.

Метапредметные:

Владение умением понимать и раскрывать смысл суждений и высказываний авторов культурных текстов и приводить аргументы в подтверждение собственной позиции.

Предметные:

1.        Сформированность социально-экономической картины мира (владение базовыми экономическими понятиями: рациональный выбор, экономическая система, собственность, фирма,
Домашнее хозяйство, рынок, финансы, налоги, банки, деньги, государственная экономическая политика, мировое хозяйство, глобализация, интеграция).

2.        Владение знаниями особенностей развития экономики России в контексте мировой экономики.

Одним из важнейших результатов освоения образовательной программы является успешное выполнение единого государственного экзамена по обществознанию, включающего все три типа заданий A, В, С в части вопросов, касающихся экономических знаний. 

II. Примерные программы по экономике

Структура курса

Раздел

Количество часов

1

Введение в экономику

5

2

Микроэкономика

11

3

Макроэкономика

11

4

Российская экономика в контексте мировой экономики

5

Резерв

3

Итого за курс

35

Тематический план

№ темы

Тема

Форма занятия

Кол-во часов

Раздел 1. Введение в экономику

1.1

Хозяйство и экономика

Лекция

1

1.2

Производство, потребление и проблема выбора

Семинар

1

1.3

Виды собственности. Понятие «собственность»

Практикум

1

1.4

Типы экономической системы

Практикум

1

1.5

Контрольная работа

Урок контроля

1

Итого по 1-му разделу

_5__

Раздел 2. Микроэкономика

2.6

Рынок. Спрос

Лекция

1

2.7

Предложение. Рыночное равновесие

Практикум

1

2.8

Фирма как коммерческая организация

Лекция

1

2.9

Экономическая составляющая в деятельности фирмы

Семинар

1

2.10

Контрольная работа

Урок контроля

1

2.11

Понятие «тип рыночной структуры». Совершенная конкуренция

Лекция

1

2.12

Монополистическая конкуренция. Олигополия

Практикум

1

2.13

Монополия

Практикум

1

2.14

Особенности рынков факторов производства. Рынок труда

Лекция

1

2.15

Рынок земли. Рынок капитала

Семинар

1

2.16

Контрольная работа

Урок контроля

1

Итого по 2-му разделу

11

Раздел 3. Макроэкономика

3.17

Понятие «национальная экономика». ВВП

Лекция

1

3.18

Безработица

Семинар

1

3.19

Инфляция

Практикум

1

3.20

Экономический цикл. Экономический рост

Лекция

1

3.21

Контрольная работа

Урок контроля

1

3.22

Деньги и их роль в рыночной экономике

Лекция

1

3.23

Банк как социальный институт

Практикум

1

3.24_

Финансовая система РФ

Лекция

1

3.25

Налоговая система РФ

Практикум

1

3.26_

Экономическая политика

Семинар

1

3.27

Контрольная работа

Урок контроля

1

'                                                         Итого по 3-му разделу

11

Раздел 4. Российская экономика в контексте мировой экономики

4.28

Модель мирового хозяйства. Международная торговля

Лекция

1

4.29

Мировая валютная система. Международное движение капиталов

Лекция

1

4.30

Преобразования в российской экономике 1992-2012 гг.

Лекция

1

4.31

Основные макроэкономические показатели развития экономики России

Практикум

1

4.32

Контрольная работа

Урок контроля

1

4.33

Итоговая контрольная работа

Урок контроля

1

Итого по 4-му разделу

6

34-35         Резерв

2

Итого за курс

35

Содержание учебного предмета

В данной программе в большей степени обучение будет иметь предметный, нежели метапредметный характер, так как предполагается изложение значительного объёма фактического материла всего за 35 ч. Учитель может ставить перед учениками практические (ПЗ) и исследовательские (ИЗ) задачи.

Характеристика учебной деятельности, осуществляемой на уроках экономики (дидактические единицы)

Раздел 1. Введение в экономику

Тема 1.1. Построение понятия «хозяйство как одна из подсистем общества». Установление связи хозяйства с другими сферами жизни общества: политической, социальной, правовой, духовной. Построение понятий «экономика», «микро- и макроэкономика».

Тема 1.2. Анализ поведения потребителя. Характеристика потребностей человека и способов их удовлетворения. Характеристика производства и факторов производства. Характеристика проблемы рационального выбора. Построение понятий «альтернативная стоимость» и «кривая производственных возможностей».

Тема 1.3. Определение понятия «собственность как система отношений». Анализ исторического развития собственности и формирования различных её видов: общинной, частной, государственной, личной, муниципальной.

Тема 1.4. Построение понятия «экономическая система». Характеристика традиционной, рыночной, централизованной экономической систем.

Тема 1.5. Тематический контроль по 1-му разделу.

Раздел 2. Микроэкономика

Тема 2.6. Построение понятия «рынок». Выявление функций Рынка. Построение понятий «спрос», «величина спроса». Формулирование закона спроса. Построение графика спроса. Характеристика факторов, влияющих на спрос.

Тема 2.7. Построение понятий «предложение», «величина  предложения». Формулирование закона предложения. Построение графика предложения. Характеристика факторов, влияющих  на предложение. Построение модели рыночного равновесия.

Тема 2.8. Построение понятия «фирма как коммерческая организация». Определение причин появления коммерческой деятельности и роли предпринимательства в современном обществе

Тема 2.9. Построение понятий «общий продукт», «средний продукт», «предельный продукт». Характеристика издержек фирмы (общие издержки, переменные, постоянные; бухгалтерские и экономические). Определение понятий «доход», «затраты», «прибыль».

Тема 2.10. Контрольная работа.

Тема 2.11. Определение понятия «тип рыночной структуры». Выделение критериев, определяющих тип рыночной структуры. Характеристика совершенной конкуренции.

Тема 2.12. Характеристика монополистической конкуренции. Выделение особенностей производства фирм, действующих на рынке монополистической конкуренции. Характеристика олигополии и олигополистической взаимозависимости.

Тема 2.13. Характеристика монополии и монопсонии. Определение сути и последствий ценовой дискриминации. Анализ деятельности естественных монополий в России.

Тема 2.14. Определение особенностей рынков факторов производства. Анализ рынка труда. Определение факторов, влияющих на заработную плату. Характеристика роли государства на рынке труда. Выявление причин, способов и последствий деятельности государства на рынке труда.

Тема 2.15. Выявление особенностей рынка земли (спрос на землю, предложение земли). Определение понятия «экономическая рента» и её видов. Построение графика рыночного равновесия на рынке земли. Анализ рынка капитала (денежный и реальный капитал). Определение понятия «процент» и его видов.

Тема 2.16. Контрольная работа.

Раздел 3. Макроэкономика

Тема 3.17. Определение понятия «национальная экономика». Характеристика структуры национальной экономики. Определение понятий ВВП, ВНП, НД.

Тема 3.18. Анализ структуры населения страны с точки зрения занятости. Определение понятий «рабочая сила», «занятые», «безработные». Характеристика видов безработицы: фрикционной, структурной, циклической, сезонной, скрытой.

Тема 3.19. Построение понятия «инфляция». Характеристика форм инфляции: нормальной, умеренной, галопирующей, гиперинфляции. Расчёт нормы инфляции. Выявление причин инфляции.

Тема 3.20. Определение понятия «экономический цикл». Построение модели экономического цикла (характеристика фаз экономического цикла). Анализ содержания понятия «экономический рост». Анализ экстенсивных и интенсивных факторов экономического роста.

Тема 3.21. Контрольная работа.

Тема 3.22. Построение понятия «деньги». Выявление функции денег как средства обмена, средства измерения стоимости, средства платежа, средства образования и накопления сбережений. Характеристика видов денег: товарных и кредитных. Характеристика свойств денег.

Тема 3.23. Характеристика банка как социального института. Выделение видов банков и структуры банковских операций. Определение особенностей коммерческого банка. Определение понятия и функций Центрального банка.

Тема 3.24. Построение понятия «финансы» и их структуры. Построение понятия «государственный бюджет». Анализ структуры государственного бюджета: доходов и расходов. Построение понятия «государственный долг». Выявление причин формирования государственного долга.

Тема 3.25. Построение понятий «налог», «сбор», «пошлина». Характеристика налоговой системы и её видов. Определение прогрессивной, регрессивной и пропорциональной систем налогообложения. Определение понятий «прямые» и «косвенные налоги». Выделение особенностей налоговой системы в России.

Тема 3.26. Формулирование понятия «государственная экономическая политика». Характеристика мер кредитно-денежной экономической политики и бюджетно-финансовой экономической политики.

Тема 3.27. Контрольная работа.

Раздел 4. Российская экономика в контексте мировой

экономики

Тема 4.28. Построение модели мирового хозяйства. Выявление тенденций развития хозяйства. Построение понятия «международная торговля». Построение понятия «внешнеторговая политика». Характеристика протекционизма и либерализации.

Тема 4.29. Определение понятий «валюта», «валютный курс». Построение понятия «мировая валютная система». Формулирование понятия «инвестиции». Определение прямых и портфельных  инвестиций. Выделение признаков международной организации. Характеристика международных финансовых, торговых, интеграционных организаций.

Тема 4.30. Анализ экономических реформ в 1992-2012 гг. Характеристика результатов реформ. Характеристика структуры современной экономики.

Тема 4.31. Анализ основных макроэкономических показателей развития российской экономики: ВВП, ВНП, НД, нормы безработицы, нормы инфляции, производительности труда, уровня процентных ставок, МРОТ, потребительской корзины, средней заработной платы, уровня бедности, степени разрыва между богатыми и бедными.

Тема 4.32. Контрольная работа.

Тема.4.33. Итоговая контрольная работа

34-35. Резерв

Основная литература — учебники для 9-11 классов

  1. Автономов B.C. Экономика. — М.: ВИТА-ПРЕСС, (любое издание). — 240 с.
  2. Киреев А. Экономика. 10-11 кл. Базовый уровень. — М.: ВИТА-ПРЕСС, (любое издание). — 256 с.
  3. Липсиц И.В. Экономика. Базовый курс: учеб. для 10, 11 кл. общеобразоват. учреждений. — М.: ВИТА-ПРЕСС, (любое издание). — 272 с.
  4. Линьков А.Я. Экономика. 10-11 кл.: учеб. для школ гуманитарного профиля. — М., ВИТА-ПРЕСС, (любое издание). — 256 с.

Задачники, практикумы

  1. Линьков А.Я. Экономика. 10-11 кл.: практикум для учащихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, (любое издание). — 112 с.
  2. Равичев С.А. и др. Сборник задач по экономике. 8-11 кл. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2004. — 128 с.
  3. Экономика. 10-11 кл.: контрольные задания, тесты / авт.-сост. О.И. Медведева. — Волгоград: Учитель, 2009. — 166 с.

Интернет-ресурсы

1.        www.cefir.ru — официальный сайт ЦЭФИР — Центра экономических и финансовых исследований России.

2.        www.economy.gov.ru/minec/ma — Министерство экономического развития РФ.

  1. www.minpromtorg.gov.ru — Министерство торговли и промышленности РФ.
  2. www.fas.gov.ru — Федеральная антимонопольная служба РФ-
  3. http://www.minfin.ru/ru — Министерство финансов РФ.
  4. www.cbr.ru — Центральный банк Российской Федерации.
  5. www.gks.ru — Федеральная служба государственной статистики РФ>

www.nalog.ru — Федеральная налоговая служба РФ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по экономике

Рабочая программ по экономике для 2-4  класса под редакцией Сасовой. Мною разработана и опробирована данная программа. Рабочая программа по предмету "Решение экономических задач" для 5-7 кла...

Рабочая программа по экономике для 10 класса

Программа составлена на основе программы для 10, 11 классов общеобразовательных школ (базовый уровень), автор программы — И. В. Липсиц, 2006 г. к учебнику Липсиц И.В Экономика. Базовый курс: учебник д...

Рабочая программа по экономике для 5 класса

Рабочая программа разработана на основе прогаммы непрерывного социально -экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов(авт. И.А.Сасова),учебника Новожилова Н.В.Экономика(моя семья). 5 к...

Рабочая программа по экономике для 6 класса

Рабочая программа по экономике разработана на основе программы непрерывного социально -экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов(авт. И.А.Сасова), учебника Т.С.Терюкова. Экономика м...

Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наш регион» 5 класс

Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наш регион»5 класс...

Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наша страна» 6 класс

Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наша страна»6 класс...

Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наш мир» 7 класс

Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наш  мир»7 класс...