Рабочая программа по Экономике 10 класс
рабочая программа по экономике (10 класс)

Рабочая программа к учебнику И.В.Липсиц "Экономика (базовый уровень) для 10-11 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_10_klass.doc222 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по                           Экономике                      .

                                                                (наименование учебного предмета)

 для      10    класса

Уровень изучения предмета                                   базовый                                        .                              Срок реализации программы                                     1 год                                          .

   

Ф.И.О. учителя                                           Хотякова Екатерина Владимировна__                      . 

Санкт-Петербург

2019

Пояснительная записка

      Данная рабочая программа по Экономике  для  10  класса составлена на основе:

  • Требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 года № 413
  • Программы курса по экономике для 10,11 классов общеобразовательных школ (базовый уровень) под руководством И. В. Липсиц, (М.: Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики, 2013)
  • учебника И.В.Липсиц, «Экономика».базовый уровень: учебник для 10, 11 классов общеобразовательных организаций / 25-е издание. - М., ВИТА-ПРЕСС, 2018
  • учебного плана ГБОУ гимназии №433 Курортного района Санкт-Петербурга

Рабочая программа учебного курса «Экономика» предназначена для обучения обучающихся 10 класса гимназии.

Целями изучения курса “Экономика” в 10 классе являются:

  • развитие экономического мышления, потребности в получении экономических знаний, овладение умением оценивать экономические события;
  • овладение умением подходить к событиям общественной и политической жизни с

экономической точки зрения, используя различные источники информации;

  • воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности;
  • формирование готовности использовать приобретенные знания о функционировании рынка труда, сферы малого предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности для ориентации в выборе профессии и траектории дальнейшего образования;
  • Основными задачами реализации содержания курса являются:
  • освоение основных понятий экономики;
  • воспитание ответственности за экономические решения;
  • освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни;
  • подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения
  • использование различных источников информации, анализ и систематизация данных;
  • овладение знаниями и навыками, необходимыми для будущей работы в качестве наемного работника и самостоятельного предпринимателя;
  • применение полученных знаний в решении текущих экономических проблем на примере конкретных домохозяйств, фирм и государств;
  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач;
  • развитие потребности в получении и поддержании экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин, выбор путей дальнейшего образования

Место предмета «Технология» в учебном плане.

В соответствии с Учебным планом на изучение предмета “Технология» в 10 классе отводится 34 часа в год, 1 час в неделю.

Программа И.В. Липсица рассчитана на 36 часов, но, поскольку в 10 классе базисный учебный план предусматривает 34 учебных недели, тема 10 «Что такое фирма как она действует на рынке» вместо 5-ти часов рассматривается за 4 часа, тема 12 «Экономические задачи государства» вместо 4-х часов рассматривается за 3 часа.

Учебно-методический комплекс.

1. Экономика. Программа для 10,11 классов общеобразовательных школ

(базовый уровень). Автор программы – д.э.н. Липсиц И. В. –М.: Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики, 2013г.

2. И.В.Липсиц, «Экономика» Базовый уровень: учебник для 10, 11 классов общеобразовательных организаций / 25-е издание. - М., ВИТА-ПРЕСС, 2018 год.

3. Методическое пособие к учебнику И.В. Липсица «Экономика» (базовый уровень) 10-11 класс, Е.В. Савицкая, М., Вита-Пресс, 2016 г.

Планируемые результаты изучения курса.

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

  • Понимание, как устроена хозяйственная система общества и каковы основные принципы рационального хозяйственного поведения человека;
  • Уважение своей и чужой собственности;
  • Осознание связи между экономикой, политикой, социальной и духовной сферами жизни общества;
  • Понимание необходимости владения экономическими знаниями для современного человека;
  • Активная жизненная позиция, умение определять цели и средства собственной деятельности;
  • Готовность нести ответственность при взаимодействии с экономическими учреждениями;
  • Понимание своих прав и то, как и где их можно реализовать, уважительное отношение к правам других людей;
  • Осознание необходимости исполнения своих обязанностей в сфере экономики.
  •   Воспитание трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
  •   Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учетом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
  •   Становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
  •   Проявление познавательной активности в экономической области 

Учащиеся получат возможность для формирования:

  • Экономического мышления при организации своей деятельности
  • Самооценки готовности к предпринимательской деятельности, к рациональному ведению домашнего хозяйства
  • Индивидуально-личностных позиций обучающихся; самооценки умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиции социализации и стратификации;
  • Основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности

ПРЕДМЕТНЫЕ

  • Формирование системы знаний об экономической сфере в жизни общества; как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства;
  • Понимание сущности экономических институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества; понимание значения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества;
  • Формирование уважительного отношения к чужой собственности;
  • Формирование экономического мышления: умение принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивание и принятие ответственности за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;
  • Овладение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет;
  • Формирование умений различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни;
  • Овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности: умение разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров;
  • Умение применять, полученные знания для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, покупателя, продавца, заёмщика, акционера, наёмного работника, работодателя, налогоплательщика);
  • Способность к личностному самоопределению и самореализации в экономической деятельности, в том числе в области предпринимательства;
  • Формирование знаний об особенностях современного рынка труда, владение этикой трудовых отношений;
  • Понимание места и роли России в современной мировой экономике; умение ориентироваться в текущих экономических событиях в России и в мире.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные  

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, оценивать варианты решения проблемы с точки зрения эффективности и личных критериев выбора, принимать окончательное решение и нести за него ответственность;
  • Оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам
  • Способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
  • Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей
  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

Познавательные

  • Искать актуальную экономическую информацию в различных источниках, включая Интернет;
  • Умение решать задачи, раскрывающие типичные экономические ситуации (вычислять на условных примерах);
  • Формирование и развитие посредством экономического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
  • Строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность;
  • Анализировать проблемную ситуацию в сфере экономики и формулировать экономическую проблему;
  • Составлять тезисы, различные виды планов, преобразовывать информацию из одного вида в другой;

     Коммуникативные

  • Практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
  • Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
  • Сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебной для оппонентов образом;
  • Адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; построение монологических контекстных высказываний;
  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли договариваться друг с другом и т.д.);
  • Исполнять основные социально-экономические роли: потребителя, покупателя, заемщика, наемного работника, налогоплательщика.

Содержание учебного предмета

Тема 1. «Главные вопросы экономики» (2ч)

Урок 1. Экономика как система хозяйственной жизни общества. Даровые (свободные) и экономические (ограниченные) блага. Специализация как способ увеличения производства экономических благ. Типы специализации. Понятие о производительности труда. Причины возникновения торговли и ее экономическое значение. Потребности людей и их виды. Причины, по которым потребности людей не могут быть удовлетворены полностью.

Урок 2. Понятие об абсолютной и относительной ограниченности ресурсов. Основные виды ограниченных ресурсов производства. Причины, по которым невозможно преодоление относительной ограниченности производственных ресурсов. Неизбежность выбора при использовании ограниченных ресурсов и его цена. Собственность: причина появления и основные виды. Доходы и их источники. Главные вопросы экономической жизни общества

Тема 2. «Типы экономических систем» (2ч)

Урок 3. Понятие об экономических системах и основные критерии их разграничения. Традиционная экономическая система. Рыночная экономическая система и частная собственность как ее основа. Конкуренция и ее экономическая роль. Значение механизма цен как ориентира для продавцов и покупателей. Причины эффективности рыночного механизма и источники его слабостей.

Урок 4. Командная система: ее особенности, возможности и слабости. Причины возникновения смешанной экономической системы. Основные признаки смешанной экономики. Роль рыночных механизмов в смешанной экономической системе.

Тема 3. «Силы которые управляют рынком» (1ч)

Урок 5. Понятие о спросе и его величине. Факторы формирования величины спроса. Эластичность спроса и ее значение для продавцов. Понятие о предложении. Факторы формирования величины предложения. Различия в мотивах рыночного поведения покупателей и продавцов. Эластичность предложения и ее влияние на рыночную ситуацию.         

Тема 4. «Как работает рынок» (2ч)

Урок 6. Типы рыночных ситуаций: дефицит, затоваривание и равновесие. Понятие о равновесном количестве товаров и равновесной цене. Механизмы формирования рыночного равновесия. Механизм цен.        

Урок 7. Что такое розничная и оптовая торговля. Экономические причины возникновения оптовой торговли и приносимая ею обществу выгода.

Тема 5. «Мир денег» (2ч)

Урок 8. Причины, по которым люди стали пользоваться деньгами. Виды денег. Символические деньги. История возникновения бумажных денег. Наличные и безналичные денежные средства. Понятие об эмиссии денег. Современная структура денежной массы.

Урок 9. Деньги как средство обмена. Деньги как средство соизмерения различных товаров. Понятие о бартере и причины его распространения при расстройстве денежного механизма страны. Деньги как средство сбережения. Активы и их ликвидность. Плюсы и минусы накопления сокровищ в форме наличных денег. 

Тема 6. «Банковская система» (3ч)

Урок 10.  Причины возникновения банков. Основные виды услуг, оказываемых банками. Структура цены банковского кредита. Причины экономической рациональности деятельности банков. Основные виды банков.

Урок 11.Принципы кредитования. Виды банковских депозитов. Закономерности формирования процента за кредит. Кредитоспособность заемщика. Залог как способ обеспечения возвратности кредита.

Урок 12. Функции Центрального банка страны. Кто в стране выпускает деньги.

Тема 7. «Человек на рынке труда» (2 ч)

Урок 13. Продавцы и покупатели на рынке труда. Что такое рабочая сила. Особенности труда как товара. Факторы, формирующие спрос на труд. Понятие о производном характере спроса на рынке труда. Заработная плата.

Урок 14. Связь уровня оплаты труда с его производительностью и ценами изготавливаемой продукции. Факторы, формирующие предложение на рынке труда. Ставка заработной платы как равновесная цена труда.

Тема 8. «Социальные проблемы рынка труда» (2ч)

Урок 15. Причины и формы конфликтов между продавцами и покупателями на рынке труда. Почему возникают профсоюзы и какую роль они играют в экономике.

Урок 16. Прожиточный минимум как объективная нижняя граница оплаты труда. Структура системы заработной платы. Виды заработной платы. Трудовая пенсия как способ стимулирования роста производительности труда.

Тема 9. «Экономические проблемы безработицы» (2ч)

Урок 17. Понятие о безработице и критерии признания человека безработным. Расчет уровня безработицы. Виды безработицы и причины их возникновения. Неполная занятость в России. Способы сокращения безработицы.

Урок 18.Полная занятость и ее границы. Понятие о естественной норме безработицы. Способы сокращения безработицы. Возможности и трудности их использования в условиях России.

Тема 10. «Что такое фирма и как она действует на рынке» (4ч)

Урок 19. Причины возникновения фирм. Предпринимательский талант как источник доходов. Экономические задачи фирмы. Типы фирм по российскому законодательству.

Урок 20. Понятие о внешних и внутренних ресурсах и затратах фирмы. Разница между бухгалтерскими и экономическими затратами фирмы. Понятие о нормальной прибыли владельца фирмы. Понятие о постоянных и переменных затратах. Средние и предельные затраты.

Урок 21. Классификация рынков по типу конкуренции. Влияние степени монополизации рынка на положение продавцов и покупателей. Роль государства в ограничении монополизации рынков.

Урок 22. Предприниматель и создание успешного бизнеса. Кто такой предприниматель и чем он отличается от менеджера. Почему не все новые фирмы оказываются успешными. Условия бизнес-успеха. Зачем предпринимателю бизнес-план. Экономическое значение менеджмента и маркетинга.

Тема 11. «Как семьи получают и тратят деньги. Неравенство доходов и его последствия» (3ч)

Урок 23. Источники доходов семей в странах с различными типами экономических систем. Изменение структуры доходов семей как следствие экономических преобразований в стране. Закон Энгеля. Структура семейных расходов как индикатор уровня экономического развития страны. Понятие о номинальных и реальных доходах семей.

Урок 24.  Влияние инфляции на уровень жизни семей. Роль семейных сбережений для обеспечения экономического развития страны. Страхование.

Урок 25. Неравенство доходов и неравенство богатства. Методы измерения неравенства доходов. Экономические последствия неравенства доходов. Механизм регулирования дифференциации доходов в экономике смешанного типа. Экономические аспекты бедности. Социальные программы как метод смягчения проблемы бедности. Плюсы и минусы программ поддержки беднейших групп общества.

Тема 12. «Экономические задачи государства» (3ч)

Урок 26. Роль государства как защитника экономических свобод. Государственные органы, участвующие в регулировании экономической жизни страны. Понятие о слабостях (провалах) рынка. Внешние эффекты экономических процессов. Экономические функции государства и их роль в компенсации слабостей рынка. Понятие об общественных благах.

Урок 27. Макроэкономические процессы в экономике страны. Понятие о товарах конечного и промежуточного потребления. Что такое валовой внутренний продукт и какое значение его величина имеет для граждан страны. От чего зависят темпы роста ВВП России. Что такое макроэкономическое равновесие и почему оно важно для страны. Как государство может поддерживать равновесие в экономике страны.

Урок 28.Что такое экономический цикл и как он влияет на жизнь граждан. Инфляция и методы ее измерения. Типы инфляции в зависимости от скорости роста цен. Типы инфляции в зависимости от причин ее возникновения. Способы подавления инфляции.

Экономическая политика государства и ее основные задачи. Инструменты государственной экономической политики. «Эффект кобры».

Тема 13. «Государственные финансы» (2ч)

Урок 29.  Роль налогообложения в формировании доходов государства. Виды налогов и их влияние на уровни доходов продавцов и покупателей, а также на уровни цен. Основные виды налогов, применяемые в России. Понятие о государственном бюджете. Основные виды доходов и расходов федерального бюджета России.

Урок 30. Бюджетное тождество и бюджетный дефицит. Понятие о государственном долге. Причины возникновения государственного долга и способы его сокращения. Способы государственного одалживания. Внешний государственный долг и его влияние на благосостояние граждан страны.

 

Тема 14. «Экономический рост» (2ч)

Урок 31. Причины, порождающие необходимость в экономическом росте. Сущность экономического роста и его измерение. Ограниченность ресурсов и ее значение для экономического роста. Факторы ускорения экономического роста. Человеческий капитал и его значение для обеспечения экономического роста. Понятие об экстенсивном и интенсивном экономическом росте.

Урок  32. Что изучает геоэкономика. Чем опасны «ножницы неравенства» в благосостоянии между странами. Можно ли предотвратить глобальную экономическую катастрофу и острые конфликты между бедными и богатыми странами.

Тема 15. «Организация международной торговли» (2ч)

Урок 33. Экономические причины возникновения международной торговли. Понятие об импорте и экспорте. Принципы абсолютного и относительного экономического преимущества и их значение в формировании международного разделения труда и мировой торговли. Влияние международной торговли на производственные возможности и уровни благосостояния торгующих стран.

Урок 34. Причины сохранения многовалютности и ее значение для возникновения валютного рынка. Валютный курс как цена национальной денежной единицы. Механизмы формирования валютных курсов и особенности их проявления в условиях России. Экономические последствия изменений валютных курсов.

Календарно-тематическое планирование по Экономике в 10 классе

№ п/п

Раздел программы,

темы уроков

Планируемые результаты обучения

Виды и формы контроля

Планируемые сроки

Фактические сроки

Освоение предметных знаний

УУД

Тема 1. Главные вопросы экономики (2ч)

1.

Что такое экономика

Знать понятия блага, экономика, факторы производства, домашнее хозяйство, микроэкономика, макроэкономика, труд, специализация. товар, услуга, торговля.

Уметь отличать даровые (свободные) блага от, экономических благ. Объяснять понятия макро

-и микроэкономика

Знать основные виды факторов производства.

Личностные:

Понимание, как устроена хозяйственная система общества и каковы основные принципы рационального хозяйственного поведения человека

Метапредметные:

Анализировать проблемную ситуацию в сфере экономики и формулировать экономическую проблему; адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач

2.

Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы

Знакомиться с пирамидой потребностей Маслоу. Знать понятия ограниченность. Изучить причины относительной ограниченности экономических ресурсов и ее последствия. Знать понятие факторные доходы, прибыль, денежная стоимость капитала, альтернативные издержки. Знать три главных вопроса экономики.

Личностные:

Понимание необходимости владения экономическими знаниями для современного человека

Метапредметные:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему;

уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность;

умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,

Тема 2. Типы экономических систем (2ч)

3.

Традиционная и командная экономические системы

Знать понятия экономические системы. Формировать представление о традиционной системе и командной экономической системе. Знать их отличительные особенности.

Личностные:

Осознание связи между экономикой, политикой, социальной и духовной сферами жизни общества

Метапредметные:

Строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора

4.

Рыночная и смешанная экономические системы

Знать понятия рыночная система, частная собственность, конкуренция, социально-регулируемый рынок. Знать отличия рыночной системы от смешанной. Уметь находить преимущества и недостатки в смешанной и рыночной системах.

Тема 3. Силы, которые управляют рынком (1ч)

5.

Что такое спрос. От чего зависит предложение товаров

Изучать что такое спрос. Знать понятия величина спроса и спрос. Знать закон спроса. Уметь делать выводы, от каких факторов зависит величина спроса. Знать понятие величина предложения, предложение, эластичность предложения по цене. Знать. закон предложения. Уметь делать выводы о факторах, влияющих на предложение.

Уметь строить графики спроса и предложения.

Личностные:

Понимание, как устроена хозяйственная система общества и каковы основные принципы рационального хозяйственного поведения человека

Метапредметные:

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

умение решать задачи, раскрывающие типичные экономические ситуации (вычислять на условных примерах);

исполнять основные социально-экономические роли: потребителя, покупателя

Тема 4. Как работает рынок (2ч)

6.

Формирование рыночных цен

Знать типы рыночных ситуаций: дефицит,затоваривание,
равновесие. Изучать
механизм формирования рыночной цены. Уметь составлять схемы «Типы рыночных ситуаций»

Личностные:

Экономического мышления при организации своей деятельности.

Метапредметные:

Способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; анализировать проблемную ситуацию в сфере экономики и формулировать экономическую проблему

7.

Рынок на практике, или как реально организована торговля

Знать понятия розничная торговля. Изучать связь изготовителей товаров и покупателей на рынке. Уметь делать выводы о влиянии оптовых посредников на продвижение товаров на рынок.

Тема5. Мир денег (2ч)

8.

Причины возникновения и формы денег

Знать понятия символические деньги, эмиссия денег, безналичные денежные средства. Изучать причины возникновения и формы денег. Знать историю денег на Руси.

Личностные:

Понимание места и роли России в современной мировой экономике; умение ориентироваться в текущих экономических событиях в России и в мире.

Метапредметные:

Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;

Практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности

9.

Функции денег в современной экономике

Знать понятие бартер, деньги, ликвидность, активы. Изучать денежные агрегаты, существующие в экономике России.

Тема 6. Банковская система (3ч)

10.

Причины появления и виды банков

Изучать экономические интересы, которые привели к появлению банков. Знать основные функции, которые выполняют банки в экономике. Знать основные виды банков (эмиссионный, коммерческие, инвестиционные, сберегательные, специальные). Знать и объяснять понятие банк. Изучать виды банков по форме собственности.

Личностные:

Понимание необходимости владения экономическими знаниями для современного человека

Метапредметные:

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность;

адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач

11.

Принципы кредитования

Знать принципы кредитования. Знать понятия депозиты, кредитный договор, залог, кредитоспособность. Уметь рассчитывать сумму возврата кредита с учетом процентов.

Личностные:

Готовность нести ответственность при взаимодействии с экономическими учреждениями

Метапредметные:

анализировать проблемную ситуацию в сфере экономики и формулировать экономическую проблему;

умение решать задачи, раскрывающие типичные экономические ситуации;

овладение устной и письменной речью

12.

Роль Центрального банка в регулировании кредитно-денежной системы страны

Знать основные функции, которые исполняет Центральный банк. Изучать основные задачи деятельности ЦБ России. Знать функции ЦБ по регулированию экономики. Знать понятие государственное казначейство.

Личностные:

Понимание необходимости владения экономическими знаниями для современного человека

Метапредметные:

Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;

формирование и развитие посредством экономического знания познавательных интересов, интеллектуальных способностей;

удовлетворительно владеть нормами и техникой общения

Тема 7. Человек на рынке труда (2ч)

13.

Экономическая природа рынка труда

Знать понятия рынок труда, производственный спрос, профессиональная мобильность, территориальная мобильность. Знать  особенности труда как товара; деятельность   продавцов  и покупателей на рынке  труда. Уметь формулировать закон предложения для рынка труда. 

Личностные:

Проявление познавательной активности в экономической области;

осознание необходимости исполнения своих обязанностей в сфере экономики

Метапредметные:

умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;

формирование и развитие посредством экономического знания познавательных интересов;

исполнять основные социально-экономические роли: потребителя, покупателя, заемщика, наемного работника

14.

Что такое заработная плата и от чего она зависит

Знать понятие заработная плата, оклад. Изучать факторы, влияющие на различие в оплате труда.  Находить и предъявлять информацию о средней заработной плате в России.

Личностные:

Экономическое мышление при организации своей деятельности;

осознание необходимости исполнения своих обязанностей в сфере экономики

Метапредметные:

Понимание места и роли России в современной мировой экономике; умение ориентироваться в текущих экономических событиях в России;

Искать актуальную экономическую информацию в различных источниках, включая Интернет;

умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты

Тема 8. Социальные проблемы рынка труда (2ч)

15.

Профсоюзы и трудовые конфликты

Изучать задачи профессиональных объединений. Изучать стратегии работодателей и наемных работников в борьбе за права.

Личностные:

понимание своих прав и то, как и где их можно реализовать, уважительное отношение к правам других людей;

осознание связи между экономикой, политикой, социальной и духовной сферами жизни общества Метапредметные:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, оценивать варианты решения проблемы с точки зрения эффективности и личных критериев выбора;

формирование и развитие посредством экономического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;

Исполнять основные социально-экономические роли: наемного работника.

16.

Социальные факторы формирования заработной платы

Знать понятия прожиточный минимум, трудовой контракт, генеральное соглашение, трудовая пенсия. Изучать социальные факторы, формирующие заработную плату. Знакомиться с Закон «О коллективных договорах и соглашениях»

Тема 9. Экономические проблемы безработицы (2ч)

17.

Причины и виды безработицы

Знать понятия безработица, экономически активное население, неполная занятость, монопсония. Знать, кого следует относить к безработным. Знать и объяснять понятия: фрикционная безработица, структурная безработица, цикличная безработица, неполная занятость. Уметь подбирать примеры к каждому из них. Составление схемы «Виды  безработицы». Знакомиться с Законом «О занятости населения в РСФСР»

Личностные:

Понимание необходимости владения экономическими знаниями для современного человека; основы саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества

Метапредметные:

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

составлять тезисы, различные виды планов, преобразовывать информацию из одного вида в другой;

сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора

18.

Как можно сократить безработицу

Знать методы борьбы с фрикционной безработицей, циклической безработицей. Находить и предъявлять информацию о количестве безработных в России, о востребованных вакансиях.

Тема 10. Что такое фирма и как она действует на рынке (4ч)

19.

Зачем создают фирмы

Изучать причины возникновения фирм. Знать понятия: фирма,   предприниматель, чистая прибыль. Знать типы фирм по российскому законодательству, их отличительные особенности.  Уметь выявлять достоинства и недостатки каждого типа фирмы.

Личностные:

Способность к личностному самоопределению и самореализации в экономической деятельности, в том числе в области предпринимательства Метапредметные:

Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;

формирование и развитие посредством экономического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;

адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач

20.

Экономические основы деятельности фирмы

Знать понятия общие издержки, экономические издержки, бухгалтерские издержки, маржинальные издержки, естественная монополия.  Изучать классификацию рынков по типу конкуренции. Уметь выявлять различия между типами конкурентных рынков. Уметь подбирать примеры к каждому из них.

Личностные:

Индивидуально-личностных позиций обучающихся; самооценки умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиции социализации и стратификации

Метапредметные:

Способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

искать актуальную экономическую информацию в различных источниках, включая Интернет;

действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия

21.

Предприниматель и организация фирмы

Знать отличие предпринимателя от менеджера. Уметь отвечать на вопрос: «Почему не все фирмы оказываются успешными?».

Личностные:

Самооценки готовности к предпринимательской деятельности

22.

Условия создания успешного бизнеса.

Изучать экономическое значение менеджмента и маркетинга. Знать, как фирма управляет своими денежными средствами. Находить и предъявлять информацию о значении бизнес-плана в предпринимательской деятельности. Знать понятия рыночная стоимость фирмы, менеджмент, маркетинг, финансовые менеджмент, нераспределенная прибыль, амортизация.

Тема 11. Как семьи получают и тратят деньги. Неравенство доходов и его последствия (3ч)

23.

Доходы и расходы семей

Изучать изменение структуры доходов  семей как следствие экономических преобразований в стране. Знать закон Энгеля. Изучать структуру семейных расходов как индикатор уровня экономического развития страны. Находить и предъявлять информацию об  источниках доходов семей в странах с различными типами экономических систем.

Личностные:

Индивидуально-личностных позиций обучающихся; самооценки умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиции социализации и стратификации

Метапредметные:

Способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

искать актуальную экономическую информацию в различных источниках, включая Интернет;

действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия

24.

Влияние инфляции на семейную экономику

Знать понятие о номинальных и реальных доходах семей.  Знать, какую роль играют семейные сбережения для обеспечения экономического развития страны. Знать типы страхования, которыми рационально пользоваться семьям.

Личностные:

Индивидуально-личностных позиций обучающихся; самооценки умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиции социализации и стратификации

Метапредметные:

Способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

искать актуальную экономическую информацию в различных источниках, включая Интернет;

действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия

25.

Неравенство благосостояния граждан и возможности его сокращения

Знать и объяснять понятия богатство семьи, завещание, социальный трансферт. Знать и объяснять понятия богатство семьи, завещание, социальный трансферт.

Изучать неравенство доходов и неравенство богатства, методы измерения неравенства доходов. Знать экономические последствия неравенства доходов, механизм регулирования дифференциации доходов в экономике смешанного типа. Изучать экономические аспекты бедности. Социальные программы как метод смягчения проблемы бедности. Плюсы и минусы программ поддержки беднейших групп общества

Личностные:

Индивидуально-личностных позиций обучающихся; самооценки умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиции социализации и стратификации

Метапредметные:

Способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

искать актуальную экономическую информацию в различных источниках, включая Интернет;

действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия

Тема 12. Экономические задачи государства (3ч)

26.

Причины и формы участия государства в регулировании экономики. Роль государства в устранении последствий несостоятельности рынков.

Знать и объяснять понятие экономическая свобода. Знать роль государства как защитника экономических свобод, государственные органы, участвующие в регулировании экономической жизни страны.Знать и объяснять понятие монополизация рынка, внешние (побочные) эффекты. Изучать причины несостоятельности рынка, в чем проявляются его слабости (несовершенства). Изучать внешние эффекты экономических процессов. Экономические функции государства и их роль в компенсации слабостей рынка.

Личностные:

Индивидуально-личностных позиций обучающихся; самооценки умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиции социализации и стратификации

Метапредметные:

Способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

искать актуальную экономическую информацию в различных источниках, включая Интернет;

действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия

27.

Макроэкономические процессы в экономике страны

Знать и объяснять понятия ВВП, ВНП, национальный доход, совокупный спрос, совокупное предложение. Изучать макроэкономические процессы в экономике страны.

Изучать понятие о товарах конечного и промежуточного потребления, что такое валовой внутренний продукт и какое значение его величина имеет для граждан страны. Знать от чего зависят темпы роста ВВП России. Что такое макроэкономическое равновесие и почему оно важно для страны. Как государство может поддерживать равновесие в экономике страны. Что такое экономический цикл и как он влияет на жизнь граждан

Личностные:

Индивидуально-личностных позиций обучающихся; самооценки умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиции социализации и стратификации

Метапредметные:

Способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

искать актуальную экономическую информацию в различных источниках, включая Интернет;

действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия

28.

Инфляция и методы ее подавления. Экономическая политика государства

Знать и объяснять понятие инфляция и методы ее измерения. Знать типы инфляции в зависимости от скорости роста цен, в зависимости от причин ее возникновения. Изучать способы подавления инфляции. Знать и объяснять понятие экономическая политика государства. Знать инструменты государственной экономической политики. Находить и предъявлять информацию о ситуации «Эффект кобры».

Личностные:

Индивидуально-личностных позиций обучающихся; самооценки умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиции социализации и стратификации

Метапредметные:

Способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

искать актуальную экономическую информацию в различных источниках, включая Интернет;

действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия

Тема 13. Государственные финансы (2ч)

29.

Налоги как источник доходов государства

Знать и объяснять понятие финансы, акциз, пошлина, ставка налога. Знать роль налогообложения в формировании доходов государства. Изучать виды налогов и их влияние на уровни доходов продавцов и покупателей, а также на уровни цен. Знать основные виды налогов, применяемые в России.

Личностные:

Индивидуально-личностных позиций обучающихся; самооценки умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиции социализации и стратификации

Метапредметные:

Способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

искать актуальную экономическую информацию в различных источниках, включая Интернет;

действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия

30.

Как формируется и расходуется государственный бюджет

Изучать понятие государственный бюджет. Знать основные виды доходов и расходов федерального бюджета России.  Изучать Бюджетное тождество и бюджетный дефицит. Знать и объяснять понятие о государственном долге. Изучать причины возникновения государственного долга и способы его сокращения. Изучать способы государственного одалживания. Внешний государственный долг и его влияние на благосостояние граждан страны.

Личностные:

Индивидуально-личностных позиций обучающихся; самооценки умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиции социализации и стратификации

Метапредметные:

Способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

искать актуальную экономическую информацию в различных источниках, включая Интернет;

действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия

Тема 14. Экономический рост (2ч)

31.

Что такое экономический рост и как его можно ускорить

Изучать причины, порождающие необходимость в экономическом

росте. Знать сущность экономического роста и его измерение.

Находить и предъявлять информацию об ограниченности ресурсов и ее значение для экономического роста. Изучать факторы ускорения экономического роста, человеческий капитал и его значение для обеспечения экономического роста. Знать и объяснять понятие об экстенсивном и интенсивном экономическом росте.

Личностные:

Индивидуально-личностных позиций обучающихся; самооценки умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиции социализации и стратификации

Метапредметные:

Способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

искать актуальную экономическую информацию в различных источниках, включая Интернет;

действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия

32.

Какие экономические проблемы тревожат человечество в XXI в.

Изучать «Ножницы неравенства». Знать понятие децильный коэффициент. Находить и предъявлять информацию об экономических проблемах существующих в XXI в.

Личностные:

Индивидуально-личностных позиций обучающихся; самооценки умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиции социализации и стратификации

Метапредметные:

Способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

искать актуальную экономическую информацию в различных источниках, включая Интернет;

действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия

Тема 15. Организация международной торговли (2ч)

33.

Международная торговля и ее влияние на экономику страны

Изучать экономические причины возникновения международной

торговли. Знать и объяснять понятие об импорте и экспорте. Изучать принципы  абсолютного и относительного экономического преимущества и их значение в формировании международного разделения труда и мировой торговли. Находить и предъявлять информацию о влиянии международной торговли на производственные возможности и уровни благосостояния торгующих стран.

Личностные:

Индивидуально-личностных позиций обучающихся; самооценки умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиции социализации и стратификации

Метапредметные:

Способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

искать актуальную экономическую информацию в различных источниках, включая Интернет;

действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия

34.

Валютный рынок и конвертируемость валют.

Изучать причины сохранения многовалютности и ее значение для возникновения валютного рынка. Валютный курс как цена национальной денежной единицы. Знать механизмы формирования валютных курсов и особенности их проявления в условиях России. Изучать экономические последствия изменений валютных курсов.

Личностные:

Индивидуально-личностных позиций обучающихся; самооценки умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиции социализации и стратификации

Метапредметные:

Способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

искать актуальную экономическую информацию в различных источниках, включая Интернет;

действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по экономике для 10 класса

Программа составлена на основе программы для 10, 11 классов общеобразовательных школ (базовый уровень), автор программы — И. В. Липсиц, 2006 г. к учебнику Липсиц И.В Экономика. Базовый курс: учебник д...

Рабочая программа по экономике для 5 класса

Рабочая программа разработана на основе прогаммы непрерывного социально -экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов(авт. И.А.Сасова),учебника Новожилова Н.В.Экономика(моя семья). 5 к...

Рабочая программа по экономике для 6 класса

Рабочая программа по экономике разработана на основе программы непрерывного социально -экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов(авт. И.А.Сасова), учебника Т.С.Терюкова. Экономика м...

Рабочая программа по экономике для 7 класса

Рабочая программа разработана на основе программы непрервного социально - экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов(авт.И.А.Сасова), учебника Л.Э.Новикова.Моё ближайшее окружение.7 ...

Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наш регион» 5 класс

Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наш регион»5 класс...

Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наша страна» 6 класс

Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наша страна»6 класс...

Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наш мир» 7 класс

Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наш  мир»7 класс...