Рабочая программа по природоведению 5 класс
рабочая программа по естествознанию (5 класс) на тему

Медведева Ольга Романовна

Рабочая программа составлена по УМК А.А.Плешакова, Н. И. Сонина

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prirodovedenie_programma_5_klass.doc195.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Рожки

Малмыжского района Кировской области

                                                                                                                                                                                «Утверждаю»

                _______________

                Директор школы

                Г.Н. Толмачева

        Приказ №___ от _______

                                                                                                                                                                                         

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по природоведению

5 класс

Автор - составитель программы:

учитель географии

                                                                                                                                                                                            Медведева О.Р.

2013-2014 уч. год

  1. Раздел I. Пояснительная записка.
  1. Статус документа

Рабочая программа по «Природоведению» для 5 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования по природоведению,  в соответствии со следующими нормативными документами: базисным учебным планом общеобразовательного учреждения Российской Федерации (Приказ Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004); Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта (Приказ Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089); Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования (Приказ Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.12.2005г. №302): УМК: Н.И. Сонина

Функции программы:

  • Информационно-методическая:  позволяет получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами  предмета природоведения;
  • Организационно-планирующая: предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточных аттестаций учащихся.

Структура документа.

Рабочая программа по природоведению включает шесть  разделов: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, список литературы и средств  обучения, календарно-тематическое планирование уроков

  1. Место предмета в базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 70 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5-м классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю. Всего 68 часов

  1. Цели изучения предмета
  1. Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:
  • освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
  • овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
  • развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

В планировании конкретизируется содержание предметных разделов с распределением учебных часов, а также с перечнем необходимых демонстраций и  ученических практических работ. Программа имеет 5 содержательных разделов: «Изучение природы», «Вселенная», «Земля», «Жизнь на Земле» и « Человек на Земле. Здоровье человека и безопасность жизни». Первый раздел добавлен на 2 часа ( 5 часов вместо 3-х ) в связи с практической направленностью обучения. Второй раздел убавлен на 2 часа в связи с легкостью усвоения материала. Остальные разделы соответствуют программе.

  1. Раздел II. Учебно-тематический план.

Раздел

Количество часов

Количество практических работ

1

Как человек изучает природу

4

1

2

Многообразие тел, веществ и явлений природы

9

2

3

Планета Земля

18

7

4

Жизнь на Земле

14

5

5

Человек на Земле.

4

6

Здоровье человека и безопасность жизни

15

6

Всего

68

  1. Раздел III. Содержание тем учебного курса.
  1. Изучение природы (3часа)

Наблюдения, опыты и измерения как методы изучения природы. Использование органов чувств и измерительных приборов в процессе наблюдений постановке опытов. [Примеры использования современных информационных технологий при проведении наблюдений и измерений]. Взаимосвязь методов при изучении объектов и явлений природы.

Примеры, иллюстрирующие вклад великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки.

  1. Демонстрации:
  • Приборы для проведения естественнонаучных наблюдений и опытов.
  • [Примеры использования компьютера, сканера, цифрового микроскопа, магнитофона, фото- и видеокамеры при проведении естественнонаучных наблюдений и опытов].
  • Примеры использования различных естественнонаучных методов при изучении объектов природы.
  • Портреты великих ученых-естествоиспытателей.
  1. Практические работы:
  1. Измерение длины, массы, температуры и времени различными способами.
  1. Многообразие тел, веществ и явлений природы (8 часов)
  1. Вселенная.

История «вытеснения» Земли из центра Вселенной (Птолемей, Н. Коперник, Г.Галилей, Дж. Бруно и др.) 

Звездное небо: основные созвездия, суточное движение звезд. Строение Солнечной системы: Солнце и планеты. Представление о Солнце как одной из звезд. 

  1. Демонстрации:
  • Карта звездного неба.
  • Модель Солнечной системы.

Фотографии планет Солнечной системы.

Практические работы:

  1. Работа с картой звездного неба
  2. Наблюдение суточного движения Солнца и звезд (фотографирование звездного неба с использованием цифрового фотоаппарата  )

  1. Планета Земля (19 часов)

Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Простые и сложные вещества, смеси. Примеры явлений превращения веществ (горение, гниение и др.).

Примеры различных физических явлений (механических, тепловых, световых) и их использования в повседневной жизни.

Погодные явления. Основные характеристики погоды (температура, осадки, облачность, ветер). Примеры влияния погоды на организм человека.       

  1. Демонстрации:
  • Глобус.
  • Примеры простых и сложных веществ, смесей (кислорода, меди, угля, воды, гранита, смеси железных опилок и кварцевого песка и т.п.)
  • Опыты, демонстрирующие горение веществ.
  • Примеры различных физических явлений: механических (падение тел и т.п.), тепловых (плавление льда и т.п.), световых (разложение белого света при прохождении через призму и т.п.).
  1. Практические работы:

4.        Описание и сравнение признаков 2- веществ. [Заполнение полей в базах данных. Подготовка собственного выступления с иллюстрациями].

5.        Наблюдение признаков химической реакции (изменение цвета, вкуса, выделение газа, тепла, появление запаха, образование осадка).

6. Знакомство с назначением и правилами безопасного использования лабораторного оборудования.

7.   Исследование 1-го  физического  явления (зависимость скорости испарения жидкости от ее температуры, площади поверхности, рода жидкости, и т.п.)

8.        Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направления и скорости ветра.

9. Конструирование простейших измерительных приборов.

10.         Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей (опрос родителей и близких людей)

  1. Жизнь на Земле (18 часов)

Разнообразие живых организмов, природные и антропогенные причины его сокращения. Примеры приспособленности растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания.

  1. Демонстрации:

Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания (фотографии, гербарии, [использование цифрового микроскопа, электронных коллекций изображений] и т.п.).

  1. Практические работы:
  1. Определение названий растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, чучел, гербариев, [электронных коллекций] и др.);
  2. Рассматривание ископаемых остатков организмов.
  3. Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян гороха
  4. Наблюдения примеров приспособления животных к жизни в водной среде
  5. Наблюдения примеров приспособления животных к жизни в почвенной средам
  1. Человек на Земле.( 4 часа)

Научные представления о происхождении человека. История географических открытий. Великие путешественники - первооткрыватели далеких земель.

Здоровье человека и безопасность жизни (15 часов)

(Антропогенное воздействие человека на природу. Основные экологические проблемы человечества. Биологическое разнообразие планеты и пути его сохранения.

Взаимосвязь здоровья и образа жизни (на примерах двигательной активности, рационального питания, закаливания и др.). Профилактика вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании), их влияние на здоровье. Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека.

Правила поведения в опасных ситуациях природного происхождения (при сильном ветре, во время грозы, под градом, при встрече с опасными животными, ядовитыми растениями и т.п.). Простейшие способы оказания первой помощи (при кровотечениях, травмах).

  1. Демонстрации:
  • Примеры положительного влияния здорового образа жизни и отрицательного влияния вредных привычек на здоровье человека (видеофрагменты, слайды, фотографии и др.)
  • Примеры экологически комфортных и эстетически привлекательных условий жизнедеятельности людей на примере создания городского и сельского ландшафта, оформления жилых помещений, зон рекреации и т.д.
  • Примеры ядовитых растений и опасных животных своей местности.

Практические работы:

16.   Знакомство с экологическими проблемами своей местности и доступными путями их решения (на примере утилизации бытового мусора, экономного использования воды, энергии и др.). [Цифровая фотография и видеозапись состояния окружающей среды, интервью с жителями и представителями территориальных экологических организаций, подготовка выступлений с компьютерной поддержкой].

17.  Знакомство с экологическими проблемами своей местности и путями их решения (на примере утилизации мусора, экономного использования воды, энергии).

18.  Измерение своего роста и массы тела с целью определения физического развития, сравнение показателей своего развития с возрастными нормами.

   

       19.  Овладение способами оказания первой медицинской помощи при различных травмах, укусах ядовитых животных, воздействии ядовитых растений

         20. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта при помощи компаса, Полярной звезды и местных признаков

        21.     Правила поведения в опасных ситуациях природного происхождения при встрече с опасными  животными, ядовитыми растениями грибами и т.п.)..

  1. Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся за курс природоведения 5 класса.
  1. В результате изучения природоведения ученик должен:

знать/ понимать

  • многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации; отдельные методы изучения природы;
  • строение живой клетки (главные части);
  • царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);
  • среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);
  • природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);
  • изменения природы, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);
  • важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);
  • основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;
  • основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;

уметь

  • узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа определителя;
  • приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
  • указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;
  • находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
  • описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
  • сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
  • описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
  • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
  • находить значение указанных терминов в справочной литературе;
  • кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
  • использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты);
  • пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
  • следовать правилам безопасности при проведении практических работ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;
  • измерение роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
  • определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
  • составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
  • оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.

  1. Раздел V. Литература и средства обучения
  1. Основная литература :  
  1. Плешаков А.А., Сонин Н.И.,«Природоведение» (Учебник). - М.: Дрофа, 2009.
  2. Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природовеление (Рабочая тетрадь).- М.: Дрофа, 2005.
  3. Плешаков А.А., Сонин Н.И.,Природовеление (Альбом-задачник). - М.: Дрофа, 2005.
  1. Методическая литература:
  1. Бердичевская Л.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс. Сборник заданий для тематического контроля знаний учащихся. –М: Дрофа, 2003.
  2. Иванова Т.В., Калинова С.Г., Сонин Н.И.. Природоведение. Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2005.
  3. Рохлов В.С., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс. Тестовые задания. - М.: Дрофа, 2005.
  4. Сонин Н.И., Казарян К.П. Природоведение. 5 класс. Дидактические карточки-задания. - М.: Дрофа, 2005.

  1. РАЗДЕЛ VI. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

  1. Наименование разделов и тем

Всего часов

  1. Тип

урока

  1. ФОУП

Элементы

обязательного

минимума

образования

Требования к уровню подготовки

Лабораторные  и практические

работы.  Экскурсии

  1. Форма
  2. контроля

  1. Дата проведения

  1. План

  1. Факт

  1. Как человек изучает природу (4 часа)

1

Науки о природе

1

ИНМ

УБ

Естественные науки

Освоение приемов практической деятельности:

Выделение в тексте терминов, заполнение предложенных таблиц.

Знать естественные науки и сферы,  которые они изучают

Уметь кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера, отвечать на вопросы по его содержанию

2

Наблюдения,  опыты и измерения. Их взаимосвязь при изучении объектов и явлений природы

1

ИНМ

УП

Наблюдения, опыты и измерения как методы изучения природы. Использование органов чувств и измерительных приборов в процессе наблюдений и при постановке опытов

Знать простейшие методы изучения природы

Уметь различать в описании опыта и наблюдения цель, условия его проведения и полученные результаты

  1. Проверочные вопросы

3

Практическая работа:

Измерение длины, массы, температуры и времени различными способами;

1

К

П

Измерение длины, массы, температуры и времени различными способами

Уметь

 пользоваться приборами для измерения длины, температуры и времени

различать в описании опыта и наблюдения цель, условия его проведения и полученные результаты

Практическая работа:

Измерение длины, массы, температуры и времени различными способами

Отчет по практической работе

4

Вклад великих ученых –естествоиспытателей в развитие науки

1

К

УБ

Вклад великих ученых –естествоиспытателей в развитие науки: Чарлз Дарвин (естественный отбор), Карл Линней (классификация организмов)

Знать имена известных ученых-естествоиспытателей

Уметь отвечать на вопросы по содержанию текста 

Фронтальный и индивидуальный опрос

  1. Многообразие тел, веществ и явлений природы ( 9 часов)

5

  1. Вытеснение Земли из центра Вселенной.
  2. Аристотель, Птолемей

1

ИНМ

УБ

  1. Вытеснение Земли из центра Вселенной.

Аристотель, Птолемей

Знать о представлении мира в древности и средневековье

Уметь отвечать на вопросы по содержанию текста

Фронтальный и индивидуальный опрос

6

Гипотезы строения Вселенной.

Н.Коперник, Г.Галилей, Дж. Бруно

1

К

УРИ

  1. Вытеснение Земли из центра Вселенной.

Н.Коперник, Г.Галилей, Дж. Бруно

Знать понятие «гипотеза»; вклад ученых в развитие науки

Уметь работать с текстом и схемами учебника

Фронтальный и индивидуальный опрос

Контрольная работа

Творческие задания

7

Строение Солнечной системы: Солнце и планеты.

Планеты земной группы

1

К

УП

Строение Солнечной системы.

Знать строение Солнечной системы

Уметь указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе

Диктант

8

Планеты-гиганты

1

К

УБ

Освоение приемов практической деятельности:

Выделение в тексте терминов, заполнение предложенных таблиц.

Знать планеты гиганты

 уметь описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел

Тест

9

Астероиды, кометы, метеоры и метеориты.

1

К

УБ

Освоение приемов практической деятельности:

Выделение в тексте терминов, заполнение предложенных таблиц.

Знать понятия: астероид, комета, метеор, метеорит

Уметь отвечать на вопросы по содержанию текста, описывать внешний вид изученных тел

Фронтальный и индивидуальный опрос

10

Представление о Солнце как одной из звезд

1

К

УБ

 Представление о Солнце как одной из звезд

Знать понятие «звезда», Солнце-одна из множества звезд Вселенной

Уметь отвечать на вопросы по содержанию текста, описывать внешний вид изученных тел

Фронтальный и индивидуальный опрос

11

Звездное небо: основные созвездия.

Практическая работа

 Работа с картой звездного неба

1

К

П

Звездное небо.

Освоение начальных умений по поиску и обработке  естественнонаучной информации

Знать несколько созвездий Северного полушария

Уметь находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты

Работа с картой звездного неба

Фронтальный и индивидуальный опрос

Творческие задания

12

Суточное движение звезд

1

К

П

Освоение приемов практической деятельности:

Поиск информации в сети интернет

Знать о движении звезд во Вселенной

Уметь проводить простейшие наблюдения и способы фиксирования информации

Излагать результаты собственных наблюдений

Наблюдение суточного движения Солнца и звезд (фотографирование звездного неба с использованием цифрового фотоаппарата  и компьютера).

Отчет по практической работе

13

Итоговый урок «Многообразие тел, веществ и явлений»

1

ОП

УЗ

Выступление с сообщением на 2 минуты с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала

Знать основные понятия темы курса

Уметь применять их  на практике в знакомой и измененной ситуации

Итоговый тематический тест

  1. Планета Земля ( 18 часов)

14

  1. Как возникла Земля . Гипотезы о возникновении Земли. Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы.

1

ИНМ

У-презентация

Освоение приемов практической деятельности:

Выделение в тексте терминов, фиксация основного содержания в виде плана.

Знать гипотезы возникновения Вселенной; современную гипотезу

Уметь находить значение указанных терминов, сравнивать гипотезы

Фронтальный и индивидуальный опрос

15

Внутреннее строение Земли

1

К

УБ

Выделение в тексте терминов, заполнение предложенных таблиц

Знать строение Земли

Уметь работать со схемами и текстом учебника

Творческие задания

16

Горные породы и  минералы.

1

К

УБ

Выделение в тексте терминов, заполнение предложенных таблиц

Знать понятие «горная порода», «минерал», «полезные ископаемые» группы горных пород по происхождению

Уметь сравнивать природные объекты по 3 признакам: твердости, блеску, цвету

Тест

17

Землетрясения и вулканы

1

К

П

Освоение начальных умений по поиску и обработке естественнонаучной информации

Знать понятие «землетрясение», «вулкан», типы вулканов, строение вулкана

Уметь использовать не менее 2 источников информации по заданной тематике

Фронтальный опрос

18

Суша

1

К

УП

Освоение приемов практической деятельности:

Выделение в тексте терминов, фиксация основного содержания в виде плана.

Знать понятие «материк», «остров», «архипелаг»

Название и расположение материков на Земле

Уметь кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера, отвечать на вопросы по его содержанию

Фронтальный и индивидуальный опрос

19

Атмосфера Земли

1

К

УБ

Освоение приемов практической деятельности: фиксация основного содержания текста в виде плана.

Знать понятие «атмосфера», состав .

Уметь кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера, отвечать на вопросы по его содержанию

Фронтальный и индивидуальный опрос

20

Погода. Основные характеристики погоды.

1

К

УБ

Основные характеристики погоды

Участие в практической деятельности:

Конструирование простейших измерительных приборов для наблюдений

Знать понятие «погода», основные характеристики погоды.

Уметь использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи

Конструирование простейшего осадкомера и флюгера

Фронтальный и индивидуальный опрос

21

Практическая работа:

Наблюдение погоды. Измерение температуры воздуха, направления и скорости ветра

1

К

П

Участие в практической деятельности по взаимодействию с реальными объектами природы.

Освоение приемов практической деятельности по изучению природных объектов, начальных умений по поиску и обработке естественнонаучной информации

Знать основные элементы погоды

Уметь пользоваться приборами для измерения величин

Отчет по практической работе

22

Погодные явления

1

К

П

Наблюдение погодных явлений.

Участие в практической деятельности : развитие восприятия природных объектов с помощью разных органов чувств

Знать погодные явления и опасные атмосферные явления

Уметь выделять в тексте описания природных явлений

Наблюдение: осенние явления в природе.

Отчет по результатам экскурсии

23

Влияние погоды на организм человека

1

К

П

Влияние погоды на организм человека

Освоение приемов практической деятельности:

Начальных умений по поиску и обработке естественнонаучной информации, коммуникативных умений

Знать о влиянии погоды на организм человека

Уметь излагать результаты собственных наблюдений

Различать в описании наблюдения цель, условия его проведения и полученный результат

Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей

Отчет по практической работе

24

Вода на Земле

1

К

УБ

Освоение приемов практической деятельности:

Выделение в тексте терминов, фиксация основного содержания в виде плана.

Знать о роли воды на Земле, составе гидросферы. Понятие «мировой океан».

Уметь показывать на географической карте океаны Земли

Фронтальный и индивидуальный опрос

25

Неповторимая планета

1

К

УП

Освоение приемов практической деятельности:

Корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества

Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества

Знать об отличии Земли от других планет Солнечной системы

Уметь выделять главную мысль текстовой информации

Фронтальный и индивидуальный опрос

26

Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Простые и сложные вещества, смеси.

1

К

П

Вещества в окружающем мире и их использование человеком: примеры веществ, простые и сложные вещества, смеси.

Знать понятие «вещество», «смесь», примеры простых и сложных веществ

Уметь сравнивать вещества  по 3 признакам

Описание и сравнение признаков  веществ: вода, графит

(заполнение полей базы данных)

Фронтальный и индивидуальный опрос

Отчет по практической работе

27

Практическая работа:

Знакомство с назначением  и правилами безопасного использования лабораторного оборудования;

1

К

П

Освоение приемов практической деятельности:

Выполнение правил безопасности при проведении практических работ

Поиск информации в справочных изданиях, в том числе электронных носителях

Знать назначение и правила безопасного использования лабораторного оборудования

Уметь следовать правилам безопасности

Знакомство с назначением  и правилами безопасного использования лабораторного оборудования;

Отчет по практической работе

28

Явления превращения веществ в окружающем мире

1

К

П

Наблюдение явлений превращения веществ в окружающем мире (горение, гниение, ржавление)

Знать явления превращения веществ

Уметь излагать результаты собственных наблюдений

Наблюдение признаков химической реакции (изменение цвета, вкуса, выделение газа, тепла, появление запаха, образование осадка).

Отчет по практической работе

29

Физические явления: механические, тепловые, световые. Их использование в повседневной жизни.

1

К

УБ

Различные физические явления (механические, тепловые, световые) и их использование в повседневной жизни

Знать физические явления

Уметь кратко пересказывать учебный текст

Фронтальный и индивидуальный опрос

30

Практическая работа:

Исследование физических явлений 

1

К

П

Практическое изучение нескольких физических явлений

Участие в практической деятельности:

Конструирование простейших установок для наблюдений и опытов

Выбор условий проведения опыта

Освоение приемов практической деятельности:

Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений

Знать правила безопасности при проведении опытов

Уметь различать в описании опыта цель, условия его проведения и полученный результат 

Исследование физических явлений (зависимость скорости испарения жидкости от ее темпера-

туры, площади поверхности, рода жидкости)

Отчет по практической работе

31

Итоговый урок «Планета Земля»

1

ОП

УК

Освоение приемов практической деятельности:

Корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества

Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества

Знать понятия темы  курса

Уметь применять знания

Итоговый тематический тест

Жизнь на Земле ( 14 часов)

32

Как развивалась жизнь на Земле

1

ИНМ

УБ

Фиксация основного содержания текста: заполнение предложенной таблицы

Знать о научном представлении развития жизни на Земле

Уметь отвечать на вопросы по тексту учебной информации

Фронтальный и индивидуальный опрос

33

Живые клетки

1

К

УБ

Участие в практической деятельности:  развитие восприятия природных объектов с помощью разных органов чувств

Знать о клеточном строении живых организмов, виды клеток;

Уметь отвечать на вопросы по тексту учебной информации

Фронтальный и индивидуальный опрос

34

Разнообразие живых организмов

1

ИНМ

УБ

Разнообразие живых организмов.

Наиболее распространенные представители культурных и дикорастущих растений, домашних и диких животных своей местности

Знать о царствах живой природы

Примеры наиболее распространенных представителей культурных и дикорастущих растений, домашних и диких животных своей местности

Уметь представлять информацию схемой

Фронтальный и индивидуальный опрос

35

Животный мир прошлого.

К

П

Освоение приемов практической деятельности:

Поиск информации в сети Интернет

Знать о вымерших пресмыкающихся Земли

Уметь описывать по предложенному плану внешний вид изучаемых тел 

Рассматривание ископаемых остатков организмов.

Фронтальный и индивидуальный опрос

36

Практическая работа:

«Знакомство с правилами работы с различными типами справочных изданий и источников информации»

1

К

П

Освоение приемов практической деятельности:

Поиск информации в справочных изданиях, электронных носителях, в сети Интернет

Способов самоорганизации учебной деятельности

Знать правила работы с различными видами информации

Уметь находить значение указанных терминов в справочной литературе

Отчет по практической работе

37

Практическая работа

«Определение растений и животных с использованием различных источников информации» 

1

К

П

Поиск информации в справочных изданиях, в том числе электронных носителях, интернет

Уметь использовать не менее двух источников информации по заданной тематике

Определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя

Определение растений и животных с использованием различных источников информации  ( фотографий, атласов – определителей, чучел, гербариев, электронных  коллекций и др.)

38

Приспособленность растений и животных к жизни в наземно-воздушной среде

1

К

УБ

Примеры приспособления растений к недостатку и избытку влаги, освещенности; животных – к низким или высоким температурам

Знать приспособления растений к избытку и недостатку влаги;

Приспособления животных к низким температурам

Уметь приводить примеры

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;

Фронтальный и индивидуальный опрос

39

Практическая работа:

Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян гороха

1

К

П

Опыты по изучению влияния температуры, света и влажности на растения (на примере прорастания семян

Участие в практической деятельности: 

Конструирование простейших установок для наблюдений и опытов

Освоение приемов практической деятельности:

Выбор условий проведения опыта

Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений и изученных закономерностей

Знать этапы проведения простейшего метода изучения природы:

 Опыта

Уметь различать в описании опыта цель, условия его проведения и полученный результат

Излагать результаты собственных опытов

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями.

Практическая работа:

Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян гороха

Отчет по практической работе

40

Приспособленность растений и животных к жизни в водной среде

1

К

П

Освоение приемов практической деятельности:

заполнение предложенных таблиц

Знать приспособления растений к избытку влаги

Уметь отвечать на вопросы по тексту учебной информации

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными

Наблюдения примеров приспособления животных к жизни в водной среде

41

Приспособленность растений и животных к жизни в почвенной среде

1

К

П

Освоение приемов практической деятельности:

оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества

Выступление с сообщением на 2 минуты с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала

Знать приспособленность организмов к жизни в почвенной среде

Уметь использовать не менее двух источников информации по заданной тематике

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными

Наблюдения примеров приспособления животных к жизни в почвенной средам

Отчет по практической работе

42

Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека

1

К

УБ

Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека

Адаптация к особенностям природы своей местности

Знать понятие «комфортность», показатели комфортности

Уметь проводить мини-исследование

Фронтальный и индивидуальный опрос

43

Жизнь на разных материках

1

К

УП

Освоение приемов практической деятельности:

заполнение предложенных таблиц

Знать понятие «эндемик»

Уметь использовать не менее 2 источников информации по заданной тематике

Отчет по практической работе

Творческие задания

44

Природные зоны Земли: тундра, тайга

1

К

УП

Освоение приемов практической деятельности:

заполнение предложенных таблиц

Знать отличительные черты природных зон

Уметь показывать на карте и называть типичных представителей растительного и животного мира

Отчет творческих групп

45

Природные зоны Земли: смешанные и широколиственные леса,

1

К

УП

Освоение приемов практической деятельности:

оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества

Выступление с сообщением на 2 минуты с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала

Уметь: кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;

использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи

46

Природные зоны Земли: степи и саванны

1

К

УП

Освоение приемов практической деятельности:

оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества

Выступление с сообщением на 2 минуты с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала

Знать отличительные черты природных зон

Уметь показывать на карте и называть типичных представителей растительного и животного мира

Отчет творческих групп

47

Природные зоны Земли: пустыни, влажные экваториальные леса

Освоение приемов практической деятельности:

заполнение предложенных таблиц

Уметь: кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;

использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи

48

Жизнь в морях и океанах.

1

К

УП

Освоение приемов практической деятельности:

выступление с сообщением на 2 минуты с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала

Знать понятия «планктон», «нектон», «бентос»

Уметь приводить примеры представителей  каждой группы, их приспособленность к жизни в заданных условиях

Отчет творческих групп

49

Итоговый урок «Жизнь на Земле»

1

ОП

УЗ

Освоение приемов практической деятельности:

самооценка уровня личных достижений по предложенному образцу

Знать основные понятия темы курса

Уметь применять их  на практике в знакомой и измененной ситуации

Итоговый тематический тест

Человек на Земле. (4 часа)

50

Научные представления о происхождении человека.

1

ИНМ

УБ

Освоение приемов практической деятельности:

фиксация основного содержания в виде плана

Знать о научном происхождении человека

Уметь выделять главную мысль текстовой учебной информации

Фронтальный и индивидуальный опрос

51

Первые люди.

1

К

УБ

Освоение приемов практической деятельности:

выделение в тексте терминов, заполнение предложенных таблиц

Знать о жизни первых людей

Уметь составлять небольшое устное сообщение

Фронтальный и индивидуальный опрос

52

История географических открытий.

1

ИНМ

УП

Освоение приемов практической деятельности:

Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества

Знать об эпохе Великих географических открытий

Уметь работать с текстом учебника, показывать маршруты путешествий на географической карте

Фронтальный и индивидуальный опрос

53

Великие  путешественники-первооткрыватели  далеких земель.

1

К

УК

Освоение приемов практической деятельности:

поиск информации в сети Интернет

Знать имена знаменитых путешественников

Уметь самостоятельно подготовить устное сообщение с использованием дополнительной литературы

Отчет творческих групп

Здоровье человека и безопасность жизни

54

Воздействие хозяйственной  деятельности человека на природу

1

ИНМ

УК

Освоение приемов практической деятельности:

Фиксация основного содержания текста в виде плана

Выступление с сообщением на 2 минуты с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала

Знать о влиянии хозяйственной деятельности человека на живую и неживую  природу

Уметь самостоятельно подготовить устное сообщение

Фронтальный и индивидуальный опрос

55

 Экологические проблемы местности

1

К

ИНМ

Изучение  экологических проблем  своей местности

Знать основные экологические проблемы своей местности

Уметь проводить наблюдения, фиксировать информацию

Знакомство с экологическими проблемами своей местности Фотография и видеозапись состояния окружающей среды, интервью с жителями

Доклады

Презентация

результатов работы

56

Участие в социально-ориентированной практической деятельности по изучению экологических проблем местности

1

К

П

Участие в практической деятельности:

Использование эмоционально-образных способов познания природы

 Участие в социально-ориентированной практической деятельности по изучению экологических проблем местности

Практическая работа

Знакомство с  экологическими проблемами своей местности

57

Пути решения экологических проблем своей местности

1

К

УРИ

Пути решения экологических проблем своей местности

Знать пути решения экологических проблем

Уметь представлять проекты

Выступления учащихся  с компьютерной поддержкой.

58

Причины и последствия сокращения разнообразия живых организмов

1

К

УБ

Причины и последствия сокращения разнообразия живых организмов

Знать исчезающие виды растений и животных края

Уметь работать с дополнительными источниками информации

Доклады

Творческие задания

59

Не станет ли Земля пустыней?

1

К

УРИ

Освоение приемов практической деятельности:

Корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества

Знать понятие «опустынивание», причины опустынивания.

Уметь показывать районы экологического напряжения, связанного с опустыниванием на географической карте

Фронтальный и индивидуальный опрос

60

Правила поведения в природе.

1

АЗУ

УРИ

Освоение приемов практической деятельности:

Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества

Знать правила поведения в природе

Уметь работать в группе; представлять информацию

Выступление творческих групп

61

Взаимосвязь здоровья и образа жизни.

Практическая работа

Измерение роста, температуры и массы тела

1

К

П

Взаимосвязь здоровья и образа жизни.

Знать показатели физического развития, возрастные нормы

Уметь пользоваться приборами для измерения физических величин, сопоставлять информацию с данными, анализировать полученные результаты

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

измерение роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;

Измерение роста, температуры и массы тела

Отчет по практической работе

Презентация результатов наблюдений

62

Профилактика вредных привычек.

1

К

У-презентация

Освоение приемов практической деятельности:

корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества

Знать о вреде привычек человека

Уметь использовать приобретенные знания в практической деятельности; составлять сообщение.

Фронтальный и индивидуальный опрос

63

Правила безопасного поведения в природных условиях

1

К

ИНМ

Изучение правил безопасного поведения в природных условиях:

при сильном ветре, во время грозы, под градом, при встрече с опасными животными

64

Практическая работа

Ориентирование на местности: определение сторон горизонта при помощи компаса, Полярной звезды

1

К

П

Ориентирование на местности: определение сторон горизонта по Полярной звезде и с помощью компаса.

Знать способы ориентирования на местности

Уметь применять знания на практике

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;

Ориентирование на местности: определение сторон горизонта при помощи компаса, Полярной звезды

Отчет по практической работе

65

Распространенные  на территории местности ядовитые растения и грибы

1

ИНМ

УБ

Наиболее распространенные в своей местности ядовитые растения и грибы

Знать ядовитые растения края

Уметь использовать дополнительные источники информации при выполнении задачи

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений

Фронтальный и индивидуальный опрос

66

Способы  защиты при укусах животных, воздействия ядовитых растений

1

К

П

Овладение способами защиты при укусах животных, воздействия ядовитых растений

Знать способы оказания помощи при укусах животных, воздействии ядовитых растений

Уметь оказывать первую помощь

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;

Правила поведения в опасных ситуациях природного происхождения при встрече с опасными  животными, ядовитыми растениями грибами и т.п.)..

Зачет по практическим навыкам

67

Практическая работа:

Овладение способами оказания первой медицинской помощи

при различных травмах.

1

К

П

Овладение способами оказания первой медицинской помощи

при различных травмах, кровотечениях

Уметь оказывать помощь при капиллярном кровотечении, несложных травмах

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.

Овладение способами оказания первой медицинской помощи

при различных травмах

Зачет по практическим навыкам

68

Итоговый урок «Здоровье человека и безопасность жизни»

1

Контроль

УК

Освоение приемов практической деятельности:

самооценка уровня личностных учебных достижений по предложенному образцу

Знать основные понятия темы курса

Уметь применять их  на практике в знакомой и измененной ситуации

Итоговая тестовая работа

                             Итого:

         

68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Авторы программы В.В.Пасечник,В.М.Пакулова,В.В. Латюшин. Учебник "Природа живая и неживая" авт.В.М.Пакулова ,Н.В.Иванова....

Рабочая программа по природоведению, 5 класс

Рабочая программа по природоведению, 5 класс, к учебнику А.А.Плешаков, Н.И.Сонин....

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Рабочая программа написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все  требуемые разделы....

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Рабочая программа  написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все требуемые разделы....

рабочая программа по природоведению 5 класс к учебнику В.М. Пакулова, Н.В. Иванова Природоведение Природа. Неживая и живая 5 класс

 Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,  программы для общеобразовательных учреждений  биология 5 – 11 классы В.В. Пасе...

Рабочая программа по природоведению для 5 класса по программе для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева.

Рабочая программа по природоведению  для 5 класса ориентирована на использование  учебно-методического комплекта под редакцией В.В.Пасечника.  Учебник: Пакулова В.М., ИвановаН.В. ...

Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс

Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс на 2017-2018 учебный год...