Технологическая карта урока естествознания "Нефть"
методическая разработка по естествознанию (11 класс) на тему

Аверьянова Татьяна Витальевна

Технологическая карта включает в себя деятельность учителя, обучающегося и формируемые УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_urok_neft_-11kl.docx46.56 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта темы 11 класс «Микромир. Атом. Вещества»

Раздел

Микромир. Атом. Вещества(34 ч)

Тема изучения

Нефть и …

Цели

Формирование

  • представления о сущности химических явлений с позиций атомно-молекулярного учения;
  • навыков  грамотного выполнения и интерпретации химического эксперимента;
  • умений проводить расчеты по химическим уравнениям;
  • целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки

Основное содержание темы

Основные сведения о строении атома.

Открытие Д.И.Менделеевым Периодического закона.

Значение Периодического закона и периодической системы химических элементов для формирования естественно – научной картины мира.

Благородные газы.

Ионная химическая связь.

Ковалентная химическая связь.

Металлы и сплавы. Металлическая связь.

Молекулярно- кинетическая теория. Агрегатные состояния веществ.

Природный газ.

Жидкие вещества. Нефть.

Твердое состояние вещества. Жидкие кристаллы.

Классификация неорганических соединений.

Классификация органических соединений. Полимеры.

Смеси. Их состав и способы разделения. Дисперсные системы.

Термины и понятия

Элементарные частицы, изотопы, ионы, благородные газы, кристаллические решетки,

кратность ковалентной связи, электроотрицательность, диполь, идеальный газ, плазма, биогаз, жидкие кристаллы, аллотропия, пластмассы, термопласты, волокна, дисперсная фаза, дисперсная среда, сенерезис,

Образовательные результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

  • Понимать единство естественнонаучной картины мира и значимость естественнонаучных и математических знаний для решения практических задач в повседневной жизни.
  • Воспитание чувства гордости за российские естественные науки;.
  • Знать и оценивать вклад российских ученых в развитие мировой химической науки
  • Готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной и профессиональной траектории;

Познавательные УУД:

  • овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности, применения основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающего естественного мира;
  • овладение основными интеллектуальными операциями: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
  • формирование умений генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
  • формирование умений определять цели и задачи деятельности, а также выбирать средства реализации этих целей и применять на практике; формирование умений использовать различные источники для получения естественно-научной информации и понимания зависимости от содержания и формы представленной информации и целей адресата.).

Регулятивные УУД:

  • Планировать учебную деятельность в соответствии с учебным заданием, в том числе при выполнении эксперимента в рамках предложенных условий.
  • Преобразовывать практическую задачу в познавательную.
  • Выполнять учебные действия в материализованной форме, учитывать алгоритмы и правила в планировании и контроле способа решения поставленной задачи.
  • Уметь использовать речь для регуляции своей деятельности.
  • Осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата в соответствии образцами (алгоритмами).

Коммуникативные УУД:

  • Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и с одноклассниками
  • Устанавливать рабочие отношения в группе, планировать общие способы работы.
  • Строить понятные для собеседника речевые  высказывания, уметь слушать собеседника, адекватно и осознанно использовать устную и письменную речь, владеть монологической контекстной речью
  • овладение умениями давать определения изученных понятий; описание демонстрационных и самостоятельно проведенных экспериментов, используя для этого язык естественных наук;
  • классификация изученных объектов и явлений; наблюдение демонстрируемых и самостоятельно проводимых опытов, естественных явлений, протекающих в природе и в быту;
  •  изложение выводов и умозаключений из наблюдений, изученных естественно-научных закономерностей, прогнозирование поведения и свойств неизученных естественно- научных объектов по аналогии со свойствами изученных;
  • структурирование изученного материала;
  •  интерпретация естественно-научной информации, полученной из других источников, оценка ее научной достоверности;
  • самостоятельный поиск новых для себя естественно-научных знаний, используя для этого доступные источники информации;

Организация образовательной  среды

Ресурсы

Химический эксперимент

Расчетные задачи

Межпредметные связи

Формы работы

Информационный материал:

  1. .С. Габриеляна, И.Г. Остроумовой, Н.С. Пурышева, С.А. Сладкова,

В.И. Сивоглазова.

Естествознание 11. Базовый уровень. Дрофа.2014.

  1. О. С. Габриелян, С. А. Сладков

Рабочие программы.

Естествознание 10-11.М. Дрофа. 2014

3. Интернет-ресурсы:

1. http://info.tatcenter.ru/article/146297/

2. http://neftegaz.ru/analisis/view/6078

3. http://www.vestifinance.ru/infographics/4003

4.http://www.youtube.com/watch?v=8VrXhniwLJ8

5. ww.youtube.com/watch?v=Fcn3ZAh_5-Q

6.http://newsruss.ru/doc/index.php/Нефтепереработка_в_России

7. http://www.ngpedia.ru/id461074p1.html

8. http://energetyka.com.ua/slovarterminov/376-neft

9. http://nstuema81.narod.ru

10.http://pronedra.ru/government/2014/09/18/putin-rusvinil/

11.http://www.anews.com/ru/post/10222982/?innercatid=13

12.http://www.youtube.com/watch?v=8VrXhniwLJ8

13.http://www.stoletie.ru/fakty_i_kommentarii/pochemu_pererabotka_nefti_v_rossii__odna_iz_samyh_otstalyh_v_mire_2012-02-20.htm

ЦОР

Интерактивный материал:

карточки с индивидуальными заданиями

Демонстрации:

  1. Различные формы Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева.
  2. Портреты Л. Буабодрана, Л. Нильсона, К. Винклера, А. Бутлерова, Ф. Кекуле, А. Купера.
  3. Модели кристаллических решеток: хлорида натрия, иода, углекислого газа, алмаза, графита. Образцы минералов и веществ с ионным типом связи (оксида кальция, различных солей, твердых щелочей, галита, кальцита); веществ с ковалентным типом химической связи.
  4. Коллекции металлов, сплавов; веществ и материалов, получаемых на основе природного газа; нефть и продукты ее переработки; аморфных веществ и материалов;
  5. Приборов на основе жидких кристаллов; простых и сложных веществ; пластмасс, волокон, неорганических полимеров (минералов и горных пород); органических соединений.
  6. Диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания и диффузия перманганата калия или сульфата меди (II) в воде. Физические свойства газообразных (пропан-бутановая смесь в зажигалке), жидких (бензин) и твердых (парафин) алканов: агрегатное состояние, растворимость в воде.
  7. Горение пропан-бутановой смеси (зажигалка). Отношение предельных и непредельных углеводородов к раствору перманганата калия и бромной воде.
  8. Образование нефтяной пленки на поверхности воды.
  9. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах.
  10. Получение пластической серы. Получение белого фосфора.
  11. Получение дистиллированной воды.
  12. Очистка смеси кристаллов дихромата и перманганата калия.
  13. Образцы различных дисперсных систем: эмульсии, суспензии, аэрозоли, гели и золи.
  14. Получение коллоидного раствора из хлорида железа (III). Коагуляция полученного раствора. Эффект Тиндаля.

Вычисление массовой доли компонентов смеси.

Физика

Агрегатные состояния веществ. Физические свойства  веществ

Молекулярно- кинетическая теория.

жидкие кристаллы.

Химия.

Периодический закон и Периодическая система Д.И.Менделеева, виды химической связи, кристаллические решетки, природный газ, нефть, классификация неорганических и органических веществ, полимеры, смеси ивеществ, дисперсные системы.

Математика

Решение задач на смеси. Вычисление процентного содержания  компонентов смеси, нахождение массы смеси, изменение массовой доли компонентов смеси в зависимости от изменения компонентов смеси.

фронтальная (Ф);

индивидуальная (И);

парная (П);

групповая (Г)


Технологическая карта урока темы 1. Микромир. Атом. Вещества»

Урок Нефть и …

Тип урока. Урок изучения нового материала

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

познавательные

регулятивные

коммуникативные

личностные

1

2

3

4

5

6

I. Актуализация знаний и постановка цели урока

1. Организует деятельность по формулировке цели  урока и пробуждению имеющихся знаний и интереса к получению новой информации.

Предлагает посмотреть видеофрагмент информационной программы «Вести», ответить на вопросы:

- О чем пойдет речь на уроке? Почему Правительство России обеспокоено падением цены на нефть?

Комментирует  тему и предлагает «Нефть и …»

Смотрят видеофрагмент

Отвечают на вопросы учителя.

Контролируют правильность ответов учащихся

Предлагают тему урока «Нефть»

Строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи.

Устанавливать межпредметные связи.

Осознанно и произвольно строить речевые высказывания

Слушать  и смотреть в соответствии с целевой установкой.

Дополнять, уточнять ответы одноклассников

Воспринимать на слух вопросы учителя и ответы учащихся.

Строить понятные для собеседника речевые высказывания

Понимать единство естественнонаучной картины мира

2. Организует работу по составлению плана изучения темы.

Предлагает самостоятельно определить направление изучения темы.

Контролирует процесс составления плана урока.

Предлагают вопросы для изучения.

Выстраивают их на магнитной доске в логической последовательности: происхождение нефти,  состав,  свойства, месторождения, транспортировка, методы переработки,  применение,  экологическое воздействие

Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков.

Осознанно и произвольно строить речевые высказывания

Осуществлять самоконтроль процесса и результата выполнения задания.

Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Понимать единство естественнонаучной картины мира и значимость естественнонаучных знаний в практической жизни. Понимать границы собственного знания и «незнания»

II. Изучение нового материала

1. Организует работу учащихся в рабочих блокнотах 1)Теории происхождения нефти. Предлагает ознакомиться с материалом на стр 56-57 учебника и материалом блокнота и  записать названия соответствующих теорий.

2)Состав нефти.

Предлагает проанализировать таблицу в рабочих блокнотах. Предлагает ответить на вопрос

-Можно ли назвать нефть веществом?

- Как определить каких веществ в составе нефти больше всего?

-От чего зависит состав нефти?

3)Свойства нефти.

Предлагает вспомнить правила безопасной работы в химической лаборатории;

- предлагает в парах выполнить лабораторные опыты

Проводит демонстрационный эксперимент.

4)Месторождения нефти.

Предлагает проанализировать карту нефтяных бассейнов в России. Предлагает выписать в рабочие блокноты нефтяные бассейны в порядке убывания запасов нефти.

5)Транспортировка  нефти.

Предлагает рассмотреть рисунки в рабочих блокнотах.

Предлагает назвать виды транспортировки нефти. Работая в группе, предлагает определить преимущества и недостатки каждого способа транспортировки нефти.

6)Методы переработки нефти.

Предлагает ознакомиться с материалом на стр 58-59 учебника и материалом блокнота и  выписать основные принципы первичной и вторичной переработки нефти.

7)Применение продуктов переработки нефти.

Предлагает ответить на вопрос

-Какое отношение к нефти имеют продукты питания и предметы быта?

Демонстрирует

растительное масло, кефир, йогурт, булочка в герметичной упаковке.

Демонстрирует

одноразовую посуду, контейнер для продуктов, фломастеры, кукла, детская обувь.

8)Экологическое воздействие.

Предлагает посмотреть видеофрагмент об экологических катастрофах.

Предлагает ответить на вопросы:

-Каковы причины экологических катастроф?

-Каково влияние нефтяной пленки на флору и фауну?

Предлагает в группах выполнить лабораторные опыты и ответить на вопросы:

-Какие сорбенты можно использовать для удаления нефтяной пленки с поверхности воды?

-Какие средства можно использовать для удаления нефтяной пленки с покрова животных и птиц?

9)Проблемы.

Организует обсуждение проблем:

-Виноват ли человек в их отрицательном воздействии на окружающую среду?

-Почему не смотря на страшные последствия, человечество продолжает наращивать добычу нефти?

Читают текст учебника и рабочего блокнота

Анализируют таблицу в рабочих блокнотах.

Вычисляют наименьшее общее кратное содержания компонентов нефти.

Вспоминают и озвучивают правила безопасной работы в химической лаборатории.

Проводят лабораторные опыты №1.

Наблюдают за ходом демонстрационного эксперимента.

Обсуждают результаты эксперимента.

Самостоятельно записывают в рабочих блокнотах результаты лабораторных и демонстрационного опытов.

Анализируют карту нефтяных бассейнов  России. Самостоятельно выписывают в рабочие блокноты нефтяные бассейны в порядке убывания запасов нефти.

Рассматривают рисунки. Дают названия видам транспортировки. Обсуждают в группе и самостоятельно вписывают в рабочие блокноты преимущества и недостатки каждого способа транспортировки нефти.

Читают текст учебника и рабочего блокнота.

Выписывают принципы переработки нефти.

Анализируют увиденные продукты и предметы.

Выдвигают предположения об их связи с нефтью.

Смотрят видеофрагмент

Проводят в группах лабораторные опыты №2, №3.

Обсуждают результаты эксперимента.

Самостоятельно записывают в рабочих блокнотах результаты лабораторных опытов.

Отвечают на вопросы.

Обсуждают проблемы связанные с ролью человека в экологических катастрофах.

Отвечают на вопросы.

Анализируют данные таблицы бюджета РФ.

Понимать и интерпретировать информацию, представленную на рисунке. Устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения.

Понимать и интерпретировать информацию, представленную в таблице. Устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения.

Осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя

Понимать и интерпретировать информацию, представленную на карте.

Понимать и интерпретировать информацию, представленную на картинках. Устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения.

Понимать и интерпретировать информацию, представленную  в учебнике и рабочем блокноте. Устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения.

Объяснять связь представленных предметов с темой урока.

Строить логические рассуждения, создавать обобщения, делать выводы.

Осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Описывать самостоятельно проведенные эксперименты, используя язык химии.

Обобщать и интерпретировать информацию.

Объяснять явления, выявленные в ходе эксперимента.

Строить логические рассуждения, создавать обобщения, делать выводы.

Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков.

Осознанно и произвольно строить речевые высказывания. Строить логические рассуждения, создавать обобщения, делать выводы.

Понимать и интерпретировать информацию, представленную в таблице.  

Принимать и сохранять учебную задачу.

Использовать речь для регуляции своей деятельности

Принимать и сохранять учебную задачу.

Объяснять полученные результаты.

Слушать в соответствии с целевой установкой.

Дополнять, уточнять ответы одноклассников.

Планировать учебную деятельность при выполнении эксперимента в рамках предложенных условий.

Осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

Принимать и сохранять учебную задачу.

Объяснять полученные результаты

Принимать и сохранять учебную задачу.

Использовать речь для регуляции своей деятельности.

Принимать и сохранять учебную задачу.

Дополнять, уточнять ответы одноклассников.

Осуществлять самоконтроль процесса и результата выполнения задания.

Слушать  и смотреть в соответствии с целевой установкой.

Дополнять, уточнять ответы одноклассников.

Дополнять, уточнять ответы одноклассников.

Планировать учебную деятельность при выполнении эксперимента в рамках предложенных условий.

Осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

Принимать и сохранять учебную задачу.

Дополнять, уточнять ответы одноклассников.

Использовать речь для регуляции своей деятельности.

Осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную и письменную речь.

Слушать собеседника, при необходимости вступать с ним диалог

Осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Строить понятные для собеседника речевые  высказывания.

Устанавливать рабочие отношения в группе, планировать общие способы работы.

Осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Осуществлять учебное сотрудничество со сверстниками.

Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную и письменную речь.

Слушать собеседника, при необходимости вступать с ним диалог.

Адекватно использовать письменную речь

Адекватно использовать речевые средства.

 

Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Строить понятные для собеседника речевые  высказывания.

Устанавливать рабочие отношения в группе, планировать общие способы работы.

Владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Осуществлять учебное сотрудничество со сверстниками.

Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную  речь.

Слушать собеседника, при необходимости вступать с ним диалог

Понимать значимость представлений о теории происхождения нефти для формирования целостной естественнонаучной картины мира

Формировать ответственное отношение к учебе, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию.

Грамотно обращаться с веществами в химической лаборатории и в быту

Формировать ответственное отношение к учебе, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию.

Формировать ответственное отношение к учебе, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию.

Понимать значимость химической науки в практической жизни.

Понимать значимость химической науки в практической жизни.

Понимать границы собственного знания и «незнания».

Грамотно обращаться с веществами в химической лаборатории и в быту.

Понимать значимость химической науки в практической жизни.

Понимать единство естественнонаучной картины мира и значимость естественнонаучных знаний в практической жизни. Понимать границы собственного знания и «незнания».

Развивать навыки духовного и интеллектуального саморазвития.

III.

Рефлексия учебной деятельности. Обращает внимание учащихся к началу урока,

предлагает дополнить тему урока.

Предлагает определить свое отношение к уроку.

Заполнить анкету.

Предлагают свои варианты темы урока.

Отвечают на вопросы, дописывают предложения.

Осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Обобщать и интерпретировать информацию.

Принимать и сохранять учебную задачу.

Слушать в соответствии с целевой установкой.

Дополнять, уточнять ответы одноклассников

Осознанно строить речевое высказывание.

Слушать собеседника.

Адекватно использовать устную и письменную речь

Развивать навыки духовного и интеллектуального саморазвития.

IV. Домашнее задание

Учитель подводит итог урока, отмечает наиболее активных учащихся, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Организует объяснение выполнения домашнего задания:

Домашнее задание

  1. Выполнить задания в рабочих блокнотах, полученные в ходе урока.
  2. §8, на стр 63 учебника выполните  задания №3, №5
  3. Напишите Ваши рассуждения о словах Д.И.Менделеева «Нефть  -  не  топливо,  топить  можно  и  ассигнациями»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...