Разработка урока по обществознанию по теме «Свобода совести»
план-конспект урока по обществознанию (9 класс)

Петрова Алина Анатольевна

Тема: Свобода совести

Цель:  формирование толерантного отношения к людям, придерживающимся иных взглядов, исповедующих иную религию.

Учащиеся должны знать, что:

1)     слово «вера» имеет разные смысловые оттенки;

2)     религиозное верование - это внутренняя убежденность в существо­вании высшей силы, Бога;

3)  религия является одним из вариантов поиска и понимания смысла мира и жизни, одним из возможных мировоззрений;

4)  во Всеобщей декларации прав человека (ст. 18) в Международном пакте о гражданских и политических правах (ст. 18) наиболее полно от­ражено содержание права на свободу совести.

Учащиеся должны понимать, что такое:

1)    свобода совести;

2)    религия;

3)  вера;

4)  атеизм;

5)  мировоззрение.

Учащиеся должны уметь:

1)   объяснять смысл основных понятий;

2)   объяснять различия между религиозной верой и верой интуиции;

3)   раскрывать гуманистический смысл религии;

     4) анализировать различные документы с точки зрения соответствия реализации свободы мысли, совести и религии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

   Разработка урока по обществознанию по теме «Свобода совести»

      Класс: 9

      Тема: Свобода совести

Цель:  формирование толерантного отношения к людям, придерживающимся иных взглядов, исповедующих иную религию.

Учащиеся должны знать, что:

  1. слово «вера» имеет разные смысловые оттенки;
  2. религиозное верование - это внутренняя убежденность в существовании высшей силы, Бога;
  3. религия является одним из вариантов поиска и понимания смысла мира и жизни, одним из возможных мировоззрений;
  4. во Всеобщей декларации прав человека (ст. 18) в Международном пакте о гражданских и политических правах (ст. 18) наиболее полно отражено содержание права на свободу совести.

Учащиеся должны понимать, что такое:

  1.  свобода совести;
  2.  религия;
  3.  вера;
  4.  атеизм;
  5.  мировоззрение.

Учащиеся должны уметь:

  1. объяснять смысл основных понятий;
  2. объяснять различия между религиозной верой и верой интуиции;
  3. раскрывать гуманистический смысл религии;

     4) анализировать различные документы с точки зрения соответствия реализации свободы мысли, совести и религии.

Тип урока - изучение нового материала с элементами ролевой игры.

Ход урока

                                         ПЛАН

  1. Что такое религиозное верование?
  2. В чем притягательная сила и гуманистический смысл религии?
  3. Право на свободу совести и его гарантии.

I. Урок начинается с круговой беседы «Что мы понимаем под «свободой совести»?»

(Круговая беседа - это форма обсуждения какой-либо проблемы, когда каждый - по цепочке - кратко высказывает свое мнение; споры не допускаются.)

Задание. Подумайте, что имели в виду создатели Всеобщей декларации прав человека, конституций большинства стран, когда говорили о свободе мысли и свободе совести.

  • Разве может быть мысль не свободной? Как можно воздействовать на мысли, следить, наказывать?
  • Что вы вкладываете в понятие «свобода совести»?
  • Означает ли это, что человек имеет право быть «бессовестным»?
  • Что такое совесть? Запишите слова-ассоциации.

•        Чем отличается свобода совести от «свободы делать все, что хочется», то есть отделить мысли, взгляды человека от его поступков.

Задание. Проанализируйте высказывания.

1)        Л. Н. Толстой считал, что Бог есть идея, Бог есть любовь, но церковная обрядовость - это остатки идолопоклонничества, которые он высмеивал и отвергал. При всей неопределенности его конкретных представлений о Боге он признавал моральные догматы учения.

Что значит верующий человек? Можно ли Л. Н. Толстого считать человеком верующим? Ответ аргументируйте.

2)        В своих «Воспоминаниях» А. Д. Сахаров писал: «Я не знаю в глубине души, какова моя позиция на самом деле, я не верю ни в какие догматы, мне не нравятся официальные церкви... В то же самое время я не могу представить себе Вселенную и человеческую жизнь без какого-то
осмысляющего начала, без источника духовной «теплоты», лежащего вне материи и ее законов. Вероятно, такое чувство можно назвать религиозным».

Как вы думаете, противоречат ли размышления А. Д. Сахарова суждениям о наличии у верующих особого склада? Ваше личное отношение к позиции А. Д. Сахарова.

II. Деловая игра «Остров Океанопоклонников и огнепоклонников»

Этапы игры

1.        Вводная информация.

«Все мы - жители острова, затерянного в океане. Когда-то он был необитаем, но потом его заселили бежавшие от войн на континенте. Прекрасный климат и стремление к справедливой и мирной жизни способствовали налаживанию экономики. Давным-давно все жители поклонялись Огню, но появилась группа людей, утверждавших, что огонь помогает войне, что нужно молиться Океану, дающему жизнь. Это было так неожиданно для большинства, что океанопоклонники стали подвергаться преследованиям. Их отправляли на самые тяжелые работы, сажали в тюрьмы, но вера в Океан распространялась все шире.

Сменилось несколько поколений. И мы, потомки, уже не можем себе даже представить, что наши предки поклонялись огню. Огнепоклонников остались считанные единицы. Их не преследуют, но относятся иронически, как к чудакам.

Недавно около острова потерпел крушение большой корабль. Пассажирам и команде удалось спастись, и они, покоренные гостеприимством островитян и чудесными условиями жизни, решили остаться здесь навсегда.

Среди спасшихся есть люди разных вероисповеданий: верящие в Звезды, в Магический квадрат, есть и атеисты».

Учитель раздает в произвольном порядке карточки с изображениями Огня, Океана, Звезды, Квадрата и пустые (атеисты). Океанопоклонников должно быть явное большинство.

2.        Работа в группах и первое общее обсуждение.

Каждая группа получает двойное задание: разработать более подробно свои «символы веры» и продумать вопрос о взаимоотношениях с представителями других религий.

 Происходит первое общее обсуждение, в ходе которого в конце концов вырабатывается некое законодательство о свободе вероисповедания. Этому должно способствовать то, что большинство еще помнит, как за поклонение Океану людей преследовали и чем это закончилось.

3.        Обсуждение в группах новых игровых ситуаций.

Начинается вторая часть игры.

Учитель сообщает, что прошло несколько лет относительно спокойной жизни, но время от времени возникают конфликтные ситуации на религиозной почве. Дети вновь делятся на группы (желательно, чтобы в каждой группе были представители двух-трех религий). Каждая группа получает для обсуждения ситуацию.

1) Десятиклассник из семьи коренных жителей зашел в гости к звездопоклонникам, познакомился с их обрядами, религиозными книгами. Романтическая натура, он решил приобщиться к их учению. Его друзья тоже заинтересовались и стали посещать звездослужения. Родители возмущены: ребята проводят там все свое свободное время, обряды проходят ночью, а это вредит здоровью детей. Родители требуют запретить веру в звезды или существенно ограничить право проповедовать. Как бы вы поступили на месте правительства?

  1. Член общины «Магический квадрат» тяжело заболел, ему срочно нужна операция. Обезболивание проводится путем введения лекарства шприцем, но больной сразу же написал заявление, что не допустит введения иглы в свое тело, так как с точки зрения его веры это надругательство над телом. Врачи усыпили больного и ввели обезболивающий препарат. Операция прошла успешно, больной спасен, но подает в суд на врачей -своих спасителей. Какое решение вы вынесли бы на месте судей?
  2. На острове есть два храма Океанославия, строится еще один к 300-летию жизни на острове. Члены парламента решили, что часть денег надо выделить из бюджета. Община «Магический квадрат» просит помочь в возведении культового Квадрата, а звездопоклонники, до сих пор не имевшие никакого помещения, просят предоставить им в аренду здание для храма в центре острова. Как бы вы поступили в такой ситуации на месте Президента острова?
  3. Огнепоклонников на острове очень мало, и дети не упускают возможности подразнить «чудаков», когда они празднуют День Благодарения Огню. Как бы вы поступили на месте родителей этих детей? школьных учителей?
  4. В правительственной газете появилась постоянная рубрика «Весть Океана», в которой освещаются вопросы религиозной жизни. Есть телепрограмма «Молитва Океану», радиопередача «Безбрежный океан». Звездопоклонники просят выделить для них время в эфире. Что бы вы сделали на месте руководителя ТВ?
  5. В день религиозного праздника «Миротворная волна» всех школьников отпустили со второго урока домой. Родители ученика - огнепоклонники - просят отпустить его с уроков в день «Огненной мечты». Школьная администрация отказала, родители жалуются в министерство образования. Как бы вы поступили на месте работника министерства?
  6. В школах острова вводится новый предмет «Законы Океана», обязательный для всех. Возникает конфликт с детьми и родителями, исповедующими другие религии, и атеистами. Как бы вы поступили на месте островных властей?
  7. Министр обороны острова издал приказ, чтобы все призывники принимали присягу на берегу океана, где служитель храма «Великий Океан» благословил бы их на службу острову. Но иноверцы и атеисты отказываются, хотя отказ от присяги расценивается как уклонение от армии и карается тюремным заключением. Как бы вы повели себя на месте Президента?

9)        Всем спасшимся от кораблекрушения выделяется гуманитарная помощь, но распределяется она через храм «Великий Океан», начавший это благородное дело. Это неудобно для некоторых особо ревностных звездо- и квадратопоклонников, они просят выдавать им помощь в другом месте. Как бы вы посоветовали решить конфликт?

10) Весь остров взволнован. Выходят газеты с заголовками: «Осторожно, секта!», «Торговцы верой», «Пленники Магического квадрата», «Кому и как молиться?».

Поводом послужил дикий случай. Один из старшеклассников - член общины «Магический квадрат» - во время урока кинулся на учительницу с ножом. На все вопросы он отвечает, что продал душу Черной энергии. Так называет себя группа молодых людей, занимающихся, по слухам, не то черной магией, не то еще чем-то нехорошим. Люди требуют запретить этой группе собираться, а многие говорят: «Пока у нас была одна религия, мы жили спокойно. Необходимо запретить все религии, кроме традиционных для нашего острова». Что бы вы сделали на месте властей?

4. Общее обсуждение решений групп и создание «паутины религиозных конфликтов» (о работе с «паутиной конфликтов» см. Приложение 3).

III. Завершить урок можно цитатами из разных священных книг (Приложение 1) и рассказом о храме всех религий (Приложение 4).

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

БРАХМАНИЗМ: «Не делайте другим того, что было бы больно вам, если бы сделано было вам» (Махабхарата).

БУДДИЗМ: «Не причиняйте другим того, что самим кажется больно» (Удана-Варга: 5, 18).

ДАОСИЗМ: «Пусть удача вашего соседа станет для вас удачей, а потеря вашего соседа - для вас потерей» (Тай Шанг Кан Йинг Пиэн).

ЗОРОАСТРИЗМ: «Только тот по природе хорош, кто не делает другим ничего, что нехорошо для самого себя» (Дадистан-и-диник, 94:5),

ИСЛАМ: «Никто не является истинно верующим, пока не желает брату своему того же, чего желает себе» (Сунна).

ИУДАИЗМ: «Что ненавистно вам, не делайте ближнему своему» (Талмуд, Шаббат, 31 а).

КОНФУЦИАНСТВО: «Не делайте другим того, чего не хотите, чтобы они делали вам» (Аналекты, XV, 23).

ХРИСТИАНСТВО: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Новый Завет. Евангелие от Матфея 7:12).

Приложение 2

Правила о религиозных проявлениях и выражении религиозных взглядов для федеральных служащих

США, август 1997 г.

Следующие правила, касающиеся религиозных проявлений и выражения религиозных взглядов, относятся ко всем гражданским исполнительным службам, федеральным чиновникам и служащим.Правила затрагивают религиозные проявления и выражение религиозных взглядов служащими, находящимися в федеральном подчинении, когда общественность не имеет доступа к месту их работы. Правила не дают однозначного ответа, может ли правительство и его чиновники, и если может, то в каком случае, обращаться к аудитории с речью религиозного характера. Правила также не затрагивают религиозные проявления и выражение религиозных взглядов военными или ведение дел священниками, находящимися на федеральной службе. Правила не определяют права и обязанности неправительственных работодателей, включая религиозных работодателей, и их служащих. Хотя настоящие правила, включая примеры, цитируемые в них, призваны ответить на наиболее часто возникающие вопросы, реальные ситуации осложняются дополнительными фактами и условиями, и результат может быть иным, нежели указанный в правилах.

Раздел 1. Правила о религиозных проявлениях и выражении религиозных взглядов для федеральных служащих.

Исполнительные департаменты и агентства должны обеспечить наибольшую свободу религиозных проявлений и выражения религиозных взглядов для своих служащих в соответствии с требованиями законодательства, а также в интересах эффективной работы учреждения. Агентства не должны допускать религиозную дискриминацию по отношению к своим служащим. Принадлежность или непринадлежность к какой-либо религии не может быть условием получения работы. Недопустимым является также оскорбление религиозных чувств. Агентства не должны препятствовать религиозным проявлениям при условиях, описанных в настоящих правилах. Требования только подчеркивают общий принцип равного отношения ко всем служащим вне зависимости от их религиозной принадлежности или отсутствия таковой.

А. Религиозные проявления.

Согласно закону, агентства не имеют права ограничивать личные религиозные проявления федеральных служащих, если только интересы последних не идут вразрез с интересами правительства в области эффективности работы общественных служб, с законными правами других служащих или если подобные проявления не создают видимость государственного поощрения религии. Примеры, которые приводятся в настоящих правилах, редко подпадают под эти исключения.

Агентства не имеют права регулировать личные религиозные проявления, основываясь на их содержании или собственной точке зрения. Другими словами, агентства не имеют права запрещать своим служащим выступать как частным лицам на религиозные темы, не регулируя выступления   на  другие  темы,   которые  могут  оказать  такое   же   влияние   на эффективность работы учреждения - будь то политика, идеология или что-либо другое. Подобные действия можно рассматривать как заведомо неправомерную дискриминацию на основе мнения или точки зрения. Агентства, однако, по собственному усмотрению могут ограничивать время, место и манеру публичных выступлений своих служащих, если подобные ограничения не являются дискриминационными по указанным выше признакам.

Федеральное правительство имеет право ограничивать выступления своих служащих как частных лиц, включая религиозные выступления, если интересы служащих противоречат интересам правительства в области обеспечения эффективной работы последнего. Агентства должны осуществлять это право строго и беспристрастно, а также принимать во внимание, что американцы привыкли к выражениям несогласия по спорным вопросам, включая вопросы религии. Агентства не обязаны позволять своим служащим использовать рабочее время для изложения религиозных или идеологических программ. Федеральные служащие получают плату за выполнение своих официальных обязанностей, а не за проведение своих личных религиозных или идеологических кампаний в рабочее время.

1. Религиозные проявления на рабочих местах.

Служащим должны быть разрешены частные религиозные проявления на их рабочих местах, закрытых для широкой общественности в той же мере, в какой разрешены частные проявления нерелигиозного характера, регулируемые разумными стандартами, нейтральными по отношению к мнениям или точкам зрения.. Подобные религиозные проявления не должны быть запрещены, если только они не влияют на выполнение агентством его официальных функций.

Примеры.

а)        Служащий может держать в своем столе Библию или Коран и читать их во время перерывов.

б)        Агентство может ограничить вывешивание плакатов (или плакатов определенного формата) на рабочих местах, или потребовать, чтобы плакат был обращен лицевой стороной к служащему, а не к его сотрудникам, или запретить вывешивать его на общей стене. Однако агентства обычно
не отдают предпочтения религиозным или антирелигиозным плакатам.

2. Религиозные проявления среди сотрудников.

Служащим разрешаются религиозные проявления среди их сотрудников в той же степени, в какой им разрешаются нерелигиозные и личные проявления, регулируемые разумными стандартами, нейтральными по отношению к мнениям или точкам зрения. Подобные религиозные проявления не должны быть запрещены, если только они не влияют на выполнение агентством его официальных функций. Хотя агентства и могут регулировать подобные выступления своих служащих из боязни раскола внутри учреждения, они не должны запрещать подобные выступления, основываясь скорее на гипотетическом, чем на реальном утверждении, что подобные речи могут вредить эффективности их работы.

Приложение 3

Причины религиозных конфликтов Паутина

На классной доске записываем словосочетание «Религиозные конфликты». Спросите учеников, какая из ситуаций, случившихся с ними или встреченных в СМИ, ассоциируется с ним. Каждую ассоциацию записывайте, соединяя с центральным словосочетанием.

Если возникают ассоциации к уже названным, соединяйте их непосредственно с ними, а не с этим понятием. Например:

В конце упражнения целесообразно поставить вопросы: «В чем причина межрелигиозных конфликтов?», «Что усугубляет конфликты?», «Что предотвращает их?», «Что разрешает конфликты?», «Чьи права, как правило, игнорируются в каждом случае?», «Легко ли устранить эти конфликты?».

После дискуссии учитель знакомит ребят с документами, статьями Всеобщей декларации прав человека и российским законодательством. Определяет, что такое свобода совести и религии, вместе с учащимися размышляет, как она осуществляется в реальности, выясняет, какие конфессии существуют в их регионе.

Приложение 4

Зал, где царит тишина

Зал Организации Объединенных Наций для медитаций.

Это зал, посвященный миру и тем, кто отдает свою жизнь за мир.

Это место, где царит тишина, где должны говорить только мысли.

У нас у всех есть внутри центр спокойствия, окруженный тишиной.

Этот дом, посвященный работе и дискуссиям в интересах мира, должен иметь один зал, отведенный тишине в значении внешнем и спокойствию - в значении внутреннем.

Было задумано создать в этом маленьком зале место, где можно открыть двери в бесконечные пространства мысли и молитвы.

Здесь могут встретиться люди многих верований, и поэтому здесь нет никаких привычных для нас символов медитации.

Но здесь есть простые вещи, которые говорят со всеми нами на одном языке. Мы искали такие вещи и верим, что нашли их в виде луча света, падающего на мерцающую поверхность каменной глыбы.

Итак, в центре зала мы видим, как свет небес в урочный час дает жизнь Земле, на которой мы стоим, что для многих из нас - истинный символ того, как свет духа оживляет материю.

Но камень в центре зала может сообщить нам нечто большее. Мы можем рассматривать его как алтарь, который пуст не потому, что нет Бога, не потому, что это алтарь неизвестному богу, но потому, что посвящен Богу, которому люди поклоняются, называя его различными именами и выполняя различные ритуалы.

Камень в центре зала напоминает нам также о твердости и постоянстве в мире движения и перемен. Глыба железной руды обладает весом и надежностью вечного.

Это напоминание о том краеугольном камне терпимости и веры, на котором должны основываться все человеческие устремления.

Материал, из которого сделан этот камень, подводит наши мысли к необходимости выбора между разрушением и созиданием, между войной и миром. Из железа человек выковывает свои мечи, из железа же он изготавливает свои орала. Из железа он строит танки, но из того же железа он строит и дома для людей. Глыба железной руды - это часть богатства, которое мы унаследовали на нашей земле. Как нам использовать его?

Луч света падает на камень в зале, где все очень просто. Здесь нет других символов, нет ничего, что бы отвлекло наше внимание или вторглось в наше внутреннее спокойствие. Когда наш взгляд окидывает эти символы и падает на переднюю стену, перед нами предстает простая композиция, вводящая в мир гармонии, свободы и равновесия пространства.

Есть древняя пословица, согласно которой смысл сосуда не в оболочке, а в пустоте. Именно это относится к залу. Он для тех, кто пришел сюда, чтобы заполнить пустоту, которую они находят в своем центре спокойствия.

Даг Хаммаршелъд, Генеральный секретарь ООН, 1953-1961 гг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по обществознанию на тему "Политическая идеология"

Целью урока является систематизация и  осмысление знаний учащихся о политической философии, о функциях и роли политической идеологии, совершенствование умений  и навыков при выполнении...

Методическая разработка урока по обществознанию по теме "Формы участия граждан в общественной жизни"

На уроке учащимся предлагается поразмышлять над вопросами:- Каким образом обычный гражданин может повлиять на принимаемые властями решения?- Какие из предложенных способов являются законными, а какие ...

Разработка урока по обществознанию на тему "«Права и свободы человека и гражданина» 9 класс

Тип урока: Закрепление изученного материала.Форма урока: Творческая лаборатория (с составлением проектной работы)....

Методическая разработка урока по обществознанию по теме "Моральный выбор", 8 класс

Разработка предназначена для проведения уроков по  обществознанию, в  8классе , раздел "Сфера духовной жизни" и связана с проблемой морального выбора и моральной ответственностью человека....

Разработка урока по обществознанию по теме "Общение"

Урок является заключительным в разделе «Общество и человек». При проведении урока используются деятельностные технологии обучения: урок как «добывание знаний». Учитель – руководитель, наставник и орга...