Урок по теме: Суша"
план-конспект урока по естествознанию (5 класс) на тему

Шеховцева Нина Николаевна

Методическая разработка урока по теме: "Суша", для обучающихся 5 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_prirodovedeniyu_susha.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по природоведению "Суша". 5-й класс

Тип урока: урок изучение новой темы.

Вид: комбинированный.

Оборудование: презентация "Суша", компьютер, проектор, рабочая тетрадь, карта полушарий.

Литература:

1. Природоведение. 5 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений/ А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. - 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010. - 174,с.: ил.

2. Природоведение. 5 класс: поурочные планы по учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина/авт.-сост. Т.В. Козачек. - 2-е изд., испр. - Волгоград: Учитель, 2010. - 124 с.

3. Единая коллекция образовательных ресурсов.

Цели урока:

1. Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся.

2. Развитие у школьников умения излагать мысли, в подготовленной заранее презентации.

3. Повторение и закрепление основного программного материала.

4. Показать, что природоведение интегрированный курс на примере данной темы и знания, полученные, на уроке пригодятся при изучении географии. 5. 5. Воспитать уважение, умение работать в команде.

Задачи урока:

1.Обучающая: способствовать осознанию нового материала по теме суша планеты Земля -различать материки и части света, острова и архипелаги, дать общую характеристику материков.

2.Воспитательная - воспитывать у учащихся навыков самопрезентации, воспитывать навыки работы в группе, ответственное отношение к окружающему миру, своим действиям и поступкам.

3.Развивающая - развивать коммуникативную и информационную компетенции учеников, целостное восприятие окружающего мира, исследовательского труда, умения анализировать, сравнивать и делать выводы.

Ход урока

Учитель говорит слова приветствия.  На прошлых уроках мы с вами познакомились с внутренним строением Земли, рассмотрели, из чего состоит земная кора. Давайте вспомним,  какие грозные природные явления, связанные со строением земной коры, вы, знаете?

1.Что такое землетрясения, каковы причины их происхождения?

2. Каково строение вулкана?

 Объяснение новой темы.

А, сейчас, мы с вами попробуем определить тему урока.

Мы живем точно во сне неразгаданном

На одной из удобных планет …              

В.  О какой планете идёт речь?

А где же мы живём и из каких частей она состоит?

Тема нашего урока: Суша.

В. Давайте определим цель нашего урока:

Общая характеристика материков.

Умение находить и показывать их на карте материки и крупные острова.

Знать отличие материков и островов.

Люди с древности интересовались, как устроена поверхность Земли, есть ли конец света. Первый человек, который увидел, Землю из космоса был Гагарин Ю.А., и, увидев, ее воскликнул: "Какая она красивая!"

Площадь поверхности земного шара составляет 510 млн. км. Общая площадь суши составляет примерно 29 % поверхности Земли, остальная часть Земли покрыта Мировым океаном - 71%.

- Как вы думаете, чем представлена суша?

Суша - часть земной поверхности, не покрытая океанами и морями (материки и острава).

- Сколько материков на Земле? Назовите их. (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида).

- А всегда ли было на Земле 6 материков? (нет, 180 млн лет назад существовал единый материк Пангея, который раскололся на 2 материка. 135 млн лет Лавразия и Гондвана. Это связано с движением плит.)

- Что такое материк?

Материк - это крупнейший массив суши, со всех сторон окруженный водами Мирового океана.

- Что такое остров?

Остров - участок суши, со всех сторон окруженный водами океана или моря.

- Чем отличается материк от острова?

Острова отличаются от материков относительно небольшими размерами и происхождением.

Самый большой остров в мире – о. Гренландия.

Самый крупный остров России – Сахалин.

Архипелаг - группа островов расположенных близко друг от друга и имеющих обычно одно и тоже происхождение и сходное геологическое строение.  Много архипелагов можно найти на карте нашей страны ( Северная Земля) и  в составе Океании.

В отличие от географический понятий "материк" и "океан" понятие "часть света" - историческое. Части света сформировались за долгий период открытия и изучения новых земель разными народами. Части света, кроме территории материков, включают и относящиеся к ним острова. Различают следующие части света: Европа, Азия, Америка, Африка, Австралия, Антарктида.

В тетради записывают материки и части света.

А теперь отправляемся в путешествие по материкам!

Каждая группа учащихся представляет материк по самостоятельно подготовленной презентации.

По ходу показа презентаций  вы должны заполнить таблицу, за которую получите оценку.

Название материка

Климат

Рельеф

Реки и озера

Евразия

Африка

Северная Америка

Южная Америка

Австралия

Антарктида

 Мы познакомились  с материками и какой же можно сделать вывод из этого?

1.На нашей планете – 6 материков.

2.Каждый материк по-своему интересен и уникален.

3.Все материки можно назвать одним общим словом – суша

Закрепление изученного материала урока.

А) Какие утверждения верны?

1. Суша Земли составляет от всей поверхности земного шара 49%.

2. Самое глубокое озеро мира - Эйр.

3. Самый большой остров мира - Гренландия.

4. Миссисипи - самая длинная река планеты.

5. Российская Федерация расположена на территории Евразии.

6. Нил - самая длинная река Австралии.

7. Самым влажным континентом Земли является Южная Америка.

8. Анды - горы, расположенные в Северной Америке.

9. Льды Антарктиды содержат от всех запасов пресной воды Земли около 90%.

10. Австралия - это континент, на котором нет крупных и полноводных рек.

11. Самый большой остров в мире - Сахалин.

Б) Соотнесите материк и географический объект:

1) Евразия

а) Гималаи

2) Австралия

б) Сахара

3) Африка

в) Кордильеры

4) Северная Америка

г) Муррей

5) Южная Америка

д) Анды

е) Байкал

ж) Миссисипи

з) Янцзы

и) Амазонка

Итог урока. Выставление оценок.

Вот и закончилось наше путешествие, но можно путешествовать по разным материкам с помощью географического атласа. Совершите такое путешествие и отыщите интересные горы, реки, озера, острова. Постарайтесь запомнить их названия и расположение.

Запишите дом. зад:

  1. Учебник - стр. 78-84
  2. Раб. тетрадь стр.
  3. Уметь показывать на карте материки, крупные острова.
  4. Отыскать интересные горы, реки, озера, острова, постараться запомнить их названия и расположение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по теме "Суша планеты"

План -конспект 2-х уроков природоведения по теме "Суша планеты".1 урок - изучение нового материала, 2 урок- игра....

Урок природоведения для 5 классов по теме " Суша планеты"

Урок для обучающихся 5 класса по формированию новых знаний о рельефе, климате, реках и озёрах Африки, Южной Америки и Северной Америки....

Урок по теме: Суша

разработка  урока по теме: "Суша" по программе И.Н. Сонина...

Конспект урока по биологии в 10 классе. Тема урока: «Многообразие биогеоценозов суши. Биогеоценоз смешанного леса»

Всесторонняя информация о лесном биогеоценозе как одном из наиболее распространенных в регионе...

Технологическая карта урока по теме "Суша в океане. Формирование современного рельефа Земли."

Технологическая карта урока по теме "Суша в океане. Формирование современного рельефа Земли." 7 класс, 2 урок....