Конкурсно-познавательная игра «Мусор разделяй-природу сохраняй»
классный час по естествознанию (5 класс)

Габидуллина Зоя Никифоровна

Данное мероприятие направлено на формирование у обучающихся культуры обращения с отходами в быту. В ходе игры знакомятся с видами отходов, способами обращения с коммунальными бытовыми отходами, с сортировкой и переработкой мусора. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл musor_razdelyay-prirodu_sohranyay.docx24.06 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурсно-познавательная игра

«Мусор разделяй-природу сохраняй»

Аннотация

Данное мероприятие направлено на формирование у обучающихся культуры обращения с отходами в быту. В ходе игры знакомятся с видами отходов, способами обращения с коммунальными бытовыми отходами, с сортировкой и переработкой мусора. Способствует развитию у обучающихся творческих способностей, умений работать в команде. Разработка рассчитана для обучающихся 5-6 классов, может быть использована учителями на занятиях по биологии, в рамках декад естественнонаучных знаний, как форма проведения Дня Земли.

Пояснительная записка

Цель игры: формирование у обучающихся культуры обращения с отходами в быту.

Задачи:

Задачи:

1.        Привлечь внимание к проблеме утилизации и использования бытовых отходов.

2.        Способствовать развитию творческих способностей, коммуникативных навыков обучающихся;

3.        Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.

Возраст участников: обучающиеся 5-6 классов.

Форма проведения: познавательная игра.

Методы:

по источнику передачи и восприятия знаний – словесно-наглядный, практический;

по характеру познавательной деятельности – частично-поисковый.

Продолжительность занятия: 45 минут.

Оборудование: слайдовая презентация, ручки и листы бумаги, карточки.

Оформление: выставка «Отходы в доходы» с поделками из вторичного сырья.

Этапы игры:

1.Организационный этап.

2.Основная часть.

2.1. Игровой блок по 3 заданиям

2.2. Блок полезной информации

3.Подведение итогов.

Составление советов бережливости.

Просмотр выставки «Отходы в доходы»

Сценарный ход игры.

1.Организационный этап.

Приветствие участников игры. Представление команд. Знакомство обучающихся с целью игры, этапами проведения.

Актуализация знаний.

Ежегодно в мире на свалки отправляются миллиарды тонн отходов, а перерабатывается лишь незначительная их часть (в среднем в развитых странах – 10%-30%). Во многих странах уже практически нет мест, пригодных для складирования и захоронения отходов. Сегодня проблема переработки отходов является одной из главных экологических проблем.

2.Основная часть.

Команды одновременно выполняют задания игры.

Задание 1. Виды отходов. 

Даны карточки с информацией о сроках разложения отходов и их вреде, наносимом природе. Необходимо соотнести карточки и составить таблицу.

Вид отходов

Срок

разложения

Вред природе

 Металл

10-500 лет

Продукты разложения могут быть ядовитыми

Пластик

150-400 лет

При разложение может выделять ядовитые соединения, если горит, то  с выделением диоксинов

Бумага

1 -24 месяцев

Краска может  быть токсичной

Стекло

1000 лет

Возможен пожар, травмоопасно для живых существ

 Пищевые отходы

1 месяц

Минимален

Задание 2. Способы обращения с коммунальными бытовыми отходами (КБО).

Ликвидация (утилизация) отходов регламентируется строгими правилами и нормами. Есть четыре основных варианта обращения с КБО.

Задание: каждая команды получает информацию о способах обращения с КБО, необходимо определить, что это за способ.

1. Это самый антиэкологичный вариант. При этом способе обращения с отходами образуются токсичные инфильтрационные воды, в атмосферу попадает метан, который способствует усилению парникового эффекта. Происходит глубинное заражение грунта, смрадный воздух разносится ветром на большие расстояния. (захоронение, свалка)

2. При этом способе обращения с отходами удаётся уменьшить их объем и получить некоторое количество энергии.  Но, даже при самой совершенной технологии загрязняется атмосфера, остатки мусора требует захоронения. Загрязняющие вещества выбросов, распространяясь с потоками воды и воздушными массами, со временем накапливаются в пищевых цепочках и организме человека, оказывая влияние, способное проявиться через многие годы. (сжигание)

3.Самый экологичный вариант обращения с КБО, при котором не увеличивается их объем и снижается расход первичных ресурсов. (переработка)

4. Это способ обезвреживания и использования отходов. Можно перерабатывать только органические вещества, составляющие в объеме бытовых отходов немногим более половины. При этом способе образуется вещество, используемое как удобрение. (компостирование)

Демонстрация слайдовой презентации с подробным описанием способов.

1. Захоронение. Это самый антиэкологичный вариант. При обычной свалке из неё вытекают токсичные инфильтрационные воды, в атмосферу попадает метан, который способствует усилению парникового эффекта. Если используется современный полигон для хранения ТБО (это «ванна» с дном и бортами из глины и полиэтиленовой плёнки, в которой уплотнённые слои ТБО пересыпаются слоями почвы), то инфильтрационные воды окружающую среду не загрязняют – их, собирают и очищают. Метан попадает в атмосферу и в данном случае мусора нарастает так быстро, что через несколько лет любой полигон заполняется и нужно строить новый.

В результате микробиологических процессов образуется биогаз который обладает значительным энергетическим потенциалом (содержание в нем метана достигает 44 – 66%) и может быть использован в теплосиловых установках, а в очищенном виде – газовых турбинах.

2. Сжигание. При сжигании ТБО на мусоросжигающих заводах удаётся уменьшить их объем и получить некоторое количество энергии, 1 т мусора может дать 400 КВт-час. Даже при самой совершенной технологии сжигания эти заводы загрязняют атмосферу. Кроме того, значительное количество образующейся золы требует захоронения. За последние 20 лет интерес к сжиганию мусора резко снизился. В США закрыли половину ранее построенных заводов и прекратили строить новые. В Европе также не строят мусоросжигающие заводы и постепенно закрывают имеющиеся.

3. Сортировка и переработка. Самый экологичный вариант обращения с ТБО, при котором не увеличивается их объем и снижается расход первичных ресурсов. Для того чтобы начать переработку, нужны инвестиции. После этого мусороперерабатывающие заводы становятся экономически рентабельными. Перерабатывать ТБО выгодно, на вторичное сырьё - бумагу, стекло, пластик, алюминий, цветные металлы и др. - всегда есть спрос.

4. Компостирование мусора - способ обезвреживания и использования отходов. Способом компостирования можно перерабатывать только органические вещества, составляющие в объеме бытовых отходов немногим более половины. Органические вещества, имеющие естественное (растительное и животное) происхождение, под воздействием бактерий и кислорода воздуха разлагаются. При компостировании, как правило, бытовые отходы смешиваются с отходами, образующимися при переработке сточных вод на очистных сооружениях. Отходы перегнивают и образуют компост, используемый как удобрение. Аналогично получают компост в сельском хозяйстве, смешивая навоз с растительными остатками.

Задание 3. Возможности переработки отходов.

Задание: даны карточки с категорией отходов, необходимо и определить возможные способы переработки. (таблица 1)

Таблица 1.

Задание 3. Возможности переработки отходов

Категория

отходов

Что можно изготовить?

Бумага

Пластик

Металлы

Стекло

Ответы на задание 3.

Категория

отходов

Виды отходов

Возможности переработки

Бумага

Газеты

Бумажные отходы применяют для изготовления пульпы – сырья для бумаги. Из смешанных или низкокачественных бумажных отходов можно изготовлять туалетную или оберточную бумагу и картон, для производства теплоизоляционных материалов и в сельском хозяйстве – вместо соломы на фермах.

Офисная бумага

Глянцевые журналы

Бумага для компьютеров

Картон

Пластик

РЕТ (бутылки из-под газированной воды)

Обычно не перерабатываются в России, есть переработка пластиковых бутылок.

Смешанный пластик

Пенопласт

Другой пластик (полиэтилен, ПВХ)

Металлы

Ферромагнетики (стальные банки и т. д.)

Стальные и алюминиевые банки переплавляются с целью получения соответствующего металла. При этом выплавка алюминия из баночек для прохладительных напитков требует только 5% от энергии, необходимой для изготовления того же количества алюминия из руды, и является одним из наиболее выгодных видов «ресайклинга»

Алюминий

Другие неферромагнетики

Стекло

Коричневое («янтарное»)

Обычно перерабатывают путем измельчения и переплавки. Существуют предприятия по отмыванию и повторному использованию стеклянной  посуды; стеклянный бой низкого качества после измельчения используется в качестве наполнителя для строительных материалов (например, т. н. «глассфальт»)

Зеленое

Другое (лампы, оконное и т. д.)

Растительные отходы

Листья, трава, ветки, деревянные отходы

Компостирование – это технология переработки отходов, основанная на их естественном биоразложении. Существует технология компостирования пищевых отходов.

Пищевые отходы

Растительной и белковой природы

Задание 4. Сортировка отходов

Блок полезной информации «Новые технологии переработки отходов» с применением слайдовой презентации.

Оптимальное решение проблемы бытовых отходов в нашей стране – строительство обслуживающих город и область комбинированных мусороперерабатывающих заводов, обеспечивающих в процессе переработки отходов их предварительную механическую сортировку. В России разработана технология механизированного извлечения из твердых бытовых отходов шести компонентов: черных металлов, оловосодержащего лома, алюминия, полимерной пленки, пищевых отходов и легкой (макулатурной) фракции. На одном таком заводе можно было бы получить 2,5 тыс. т черного и 3,5 тыс. т оловосодержащего лома, 1 тыс. т лома алюминия, около 55 тыс. т шлакоцементных камней строительного назначения и более 1015 Дж тепла.

В Москве уже сейчас действуют десятки частных предприятий по переработке полиэтиленовых, бумажно-картонных, стеклянных, металлических и резиновых отходов.

В нашей стране внедрена технология переработки изношенных автомобильных покрышек механическим и термомеханическим способами с получением резиновой крошки, пластификатора (смолы) и наполнителя. Металлическая проволока, извлеченная из покрышек, утилизируется. С помощью этой технологии получают широкий ассортимент строительных материалов: кровельные, гидроизоляционные, герметизации, антикоррозионной защиты, а также добавки в асфальт, которые увеличивают срок службы дорожного покрытия и уменьшают тормозной путь автотранспорта.

Из отходов в Японии сделали целый остров, из бутылок строят дома.

3.Подведение итогов.

Как мы, подрастающее поколение реально можем бороться с отходами?

Составьте советы бережливости, чтобы уменьшить количество отходов. Каждая команда составляет полезные советы.

Просмотр выставки «Отходы в доходы». Обучающиеся нашего Центра изготавливают из использованных пластика, бумаги, металлических предметов различные панно, поделки.

Ежегодно организуем в пгт.Излучинск акцию по сбору макулатуры.

Предлагаем соблюдать советы бережливости

  1. Каждый человек ответственен за то место, где он живет и учится, используй для мусора контейнеры и урны.
  2. Не покупай больше, чем может понадобиться тебе.
  3. Почини и исправь вещь вместо того, чтобы ее выбросить.
  4. Не выбрасывай старые игрушки, книги: они могут кому-то понадобиться.
  5. Не выбрасывай одежду, из которой вырос, а отдай нуждающимся.
  6. Используй многократно полиэтиленовые пакеты.
  7. Экономь бумагу.

Информационные источники

  1. Иванова Н.А., Сторчак Т.В., Гребенюк Г.Н. Экология леса. – Ханты-Мансийск, ГП «Полиграфист», 2006.
  2. Колбовский Е.Ю. Изучаем природу в городе. – Ярославль: Академия развития, 2006.- 256 с.
  3. Мелехова О.П., Егорова Е.И., Евсеева Т.И. Биологический контроль окружающей среды: биоиндикация и биотестирование. М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 288 с.
  4. Оценка экологического состояния почвы: практическое руководство / Под ред. А.Г. Муравьева. – СПб., 2000. – 156 с.
  5. Хомич В.А. Экология городской среды: учебное пособие. –М.: Издательство Ассоциации строительных вузов, 2006. – 240 с.
  6. Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие/Под ред. Т.Я. Ашихминой. – М.:АГАР, 2000.
  7. Экология. 6-11 классы: внеклассные мероприятия, исследовательская деятельность учащихся/ сост. И.П. Чередниченко. – Волгоград: Учитель, 2009. – 134 с.
  8. Readmore: http://www.svobodanews.ru/content/Transcript/451752.html#ixzz0cMzztnSg

Under Creative Commons License: Attribution


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсно-познавательная игра "Птицы - наши друзья!"

Мероприятие можно провести в рамках недели биологии. Участники - учащиеся 7-8 классов....

Сценарий конкурсно-познавательной игры "Вредные привычки"

Объединить усилия образовательного учреждения и семьи  в вопросах сохранения, укрепления здоровья учащихся; формировании здорового образа жизни семьи. В доступной форме раскрыть перед родителями ...

Конкурсно-познавательная игра "Энергетика и экология"

Данная разработка  знакомит обучающихся 4-5 классов с проблемой энергосбережения. Содержание направлено на формирование у обучающихся понимания важности энергосбережения для сохранения прир...

Конкурсно-познавательная игра "Югра заповедная"

Конкурсно-познавательная игра «Югра заповедная» знакомит обучающихся 4-5 классов с особо охраняемыми территориями Нижневартовского района. Содержание направлено на формирование у обучающихся пон...

Конкурсно-познавательная игра "Живая природа, животные"

Данный материал содержит увлекательные конкурсы и игры, интересные задания, связанные с живой природой и животными. Позволит ребятам расширить кругозор об окружающем мире и проявить свою эрудицию....

Конкурсная познавательная игра "Летняя карусель рукоделия" в форме игры "Поле Чудес"

Мероприятие для воспитанников 7 - 13 лет в рамках летнего оздоровительного лагеря, цель которого: закрепление и расширение представлений детей о разных видах декоративно-прикладного творчества. Матери...

Методическая разработка конкурсно-познавательной игры "Всё о кошках".

Конкурсно-познавательная игры «Всё о кошках» является итоговым занятием по теме «Кошки, которые не гуляют сами по себе» дополнительной образовательной программы «Юный нат...