Рабочая программа по предмету:"Окружающий природный мир"
рабочая программа по естествознанию (6 класс)

Левенцова Нина Васильевна

Цель обучения: ознакомление обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с первоначальными представлениями о живой и неживой природе; понимание простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.

 формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

Задачи:

  • ознакомление с  элементарными представлениями об окружающем мире;
  • ознакомление с первоначальными представлениями о взаимосвязи живой и неживой природы;
  • ознакомление с первоначальными представлениями о Солнце как источнике света и тепла на Земле, его значении в жизни живой природы, смене времен года;
  • понимание простейших взаимосвязей человека и природы;
  • воспитание положительного отношения к окружающей действительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr_prrodnyy_mir.docx48.73 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа «Окружающий природный мир» разработана на основе:

- Федеральный закон Российской Федерации от #1075;. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации « с изменениями и дополнениями); государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014г №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью и интеллектуальными нарушениями) ГКОУ «Котовская школа-интернат;

- Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ГКОУ « Котовская школа-интернат»;

- Федерального Закона от #1075;. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год ГКОУ «Котовская школа-интернат»;

- Устав образовательной организации ГКОУ «Котовская школа-интернат».

Цель обучения: формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

Задачи:

  • формировать первоначальные представления о природе, объектах и явлениях живой и неживой природы;
  • вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы);
  • создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
  • обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;
  • воспитывать отношение к сверстнику как объекту взаимодействия, развивать субъектно-объектные отношения;

- формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;

  • учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний);
  • знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;
  • формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);
  • формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные; строение тела, способ передвижения, питание);
  • развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности);
  • закреплять полученные представления в процессе различных видов доступной учащимся социально-бытовой деятельности;

Краткая характеристика предмета:

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Важным аспектом обучения детей с умеренной умственной отсталостью является расширение представлений об окружающем природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающегося представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.

Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:

– формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

– формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде

– духовно-нравственное развитие и воспитание личности.

Срок реализации программы - 1 год.

С учащимися, нуждающимися в дополнительной индивидуальной работе, осуществляются коррекционно-развивающиеся занятия, где формируются также коммуникативные навыки, в том числе с использованием технологий альтернативной коммуникации.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР»

Учебный предмет «Окружающий природный мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности.

Программа построена на основе содержания следующих разделов: «Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде», «Растительный мир», «Животный мир», «Объекты неживой природы», «Временные представления». В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь). Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Формирование представлений у детей должно происходить по принципу «от частного к общему». Сначала ребенок знакомится с конкретным объектом, например, гриб: его строением, местом, где растет, учится узнавать этот объект среди нескольких предложенных объектов (кружка, гриб, мяч). Затем ребенок знакомится с разными грибами (белый, подосиновик, мухомор), учится их различать, объединять в группы (съедобные/несъедобные грибы).

Индивидуальные формы работы на занятиях органически сочетаются с фронтальными и групповыми.

Дидактический материал подбирается в соответствии с содержанием и задачами урока, с учетом уровня развития речи детей.

Предмет «окружающий природный мир» находит свое логическое продолжение в содержании разделов «Окружающий социальный мир», «Человек», а также в реализации задач коррекционно-развивающей области: «Альтернативная коммуникация».

В процессе реализации программы важно уделять большое внимание формированию личностных и социальных (жизненных) компетенций обучающегося, социально значимых ценностных установок.

МЕСТО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В Федеральном компоненте государственного стандарта «окружающий природный мир» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. Рабочая программа для 5 класса рассчитана на учебный год, общая трудоемкость 68 часов, количество занятий в классе в неделю – 2, 34 недели.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Предмет "Окружающий природный мир" представлен следующими разделами:

Наименование разделов, тем программы

Кол-во часов по разделу

1

Неживая природа

Земля и Солнце

День и ночь

Сутки

Занятия людей в течение суток

Значение Солнца

Солнце и жизнь растений

11

2

Сезонные изменения

Времена года

Осень

Признаки осени

Занятия и одежда детей осенью

Зима

Признаки зимы

Одежда и занятия детей зимой

Весна

Признаки весны

Одежда и занятия детей весной

Лето

Признаки лета

Одежда и занятия детей летом

23

3

Растения

Растения.

Строение и сходство растений.

Различие растений.

Разнообразие цветов

Семена.

Плоды растений.

Приспособление растений к сезонным изменениям в природе.

Приспособление растений к разным условиям жизни.

10

4

Животные

12

Животные

Строение и сходство животных.

Различия животных.

Детёныши животных.

Домашние животные.

Дикие животные.

Приспособление животных к различным условиям жизни.

Приспособление животных к временам года.

5

Человек

12

Части тела человека. Гигиенические навыки.

Лицо человека. Глаза. Уши. Нос. Рот. Кожа.

Осанка.

68

ЛИЧНОСТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР»

Личностные:

Проявляет интерес к окружающим предметам

Принятие и освоение социальной роли обучающегося

Развитие мотивов учебной деятельности

Готовность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками

Формирование личностных качеств: трудолюбие, усидчивость

Произвольно воспринимает информацию

Проявляет собственные чувства

Предметные:

Элементарные представления об объектах и явлениях окружающей природы

Совместно с учителем отбирать картинки с изображением времен года

Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия при выделении изучаемого объекта/явления

Умение наблюдать за природой

Умение слушать и подражать, узнавать изученные природные объекты.

Наблюдать за природой

Умение работать с пиктограммами

Различать объекты природы и рукотворного мира;

Узнавать изученных животных

Узнавать и определять объекты окружающей действительности

Наблюдать изменения в природе

Базовые учебные действия:

Понимать словесную (жестовую) инструкцию

Выполняет действие по инструкции совместно с учителем

Умение вступать в контакт

Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению

Узнавать знакомые объекты окружающей природы

Выполняет действие способом рука-в-руке

Выполнять стереотипную инструкцию с помощью педагога

ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА ПО УСВОЕНИЮ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Особенности психофизического развития детей в классе определяют специфику их образовательных потребностей. Исходя из этого, класс целесообразно поделить на две группы:

1 группа

2 группа

Шабаев М

Иванов К

Гащенко Е

Липатов И

Учащиеся для, которых характерна умственная отсталость в умеренной степени, она сочетается с расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени и сочетающимися в разных вариантах. У этих детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их развитие и обучение. Они зависимы от посторонней помощи в передвижении, самообслуживании, предметной деятельности и коммуникации. Развитие детей данной группы, у которых менее выражено интеллектуальное недоразвитие, благоприятствует формированию представлений, умений и навыков, значимых для их социальной адаптации. Так, у этих детей проявляется интерес к общению и взаимодействию, что является предпосылкой для обучения использованию невербальных средств коммуникации (жесты, мимика, графические изображения и др.). Словарный запас состоит из наиболее часто употребляемых в обиходе слов и выражений. Слабость активного внимания препятствует решению задач познавательного развития, однако, при высокой мотивации его продолжительность может быть увеличена. У детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью запас сведений и представлений об окружающем мире существенно сужен. Отмечается значительное недоразвитие восприятия и памяти. Вместе с тем, при целенаправленной планомерной коррекционно-педагогической работе у обучающихся формируются элементарные представления об окружающей действительности и о себе. Перенос освоенных действий и применение представлений в новых ситуациях часто затруднены, требуются дополнительные в них упражнения, либо формирование заново. Часть детей с умеренной, умственной отсталостью имеет замедленный темп, вялость, неловкость движений.

Учащиеся для, которых характерна умственная отсталость в тяжелой степени, она так же сочетается с расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени и сочетающимися в разных вариантах. Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью имеют конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно. Ограниченно формируется понимание и использование речи, которая часто сопровождается косноязычием и аграмматизмами. В случае тяжелой умственной отсталости языковые средства часто оказываются несформированными. Вместе с тем использование средств альтернативной (невербальной) коммуникации позволяет обучать детей с выраженным интеллектуальным недоразвитием навыкам элементарной коммуникации.

Внимание у обучающихся с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью.

Общемоторное развитие, как правило, нарушено. Имеются отклонения в координации, точности и темпе движений. Движения замедленны, неуклюжи. У обучающихся возникают большие сложности при переключении движений, быстрой смене поз и действий. У других наблюдается повышенная подвижность, сочетающаяся с не целенаправленностью, беспорядочностью, не скоординированностью движений.

В связи с неразвитостью волевых процессов дети оказываются не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в процессе деятельности, что не редко вызывает проблемы поведения. Кроме всего перечисленного, трудности в обучении вызываются недоразвитием мотивационно-потребностной сферы обучающихся с умственной отсталостью и МНР. Интерес к какой-либо деятельности, если возникает, то, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.

Обучение по основной программе

Приветствие (вытянуть и согнуть руки). Прощание (пальцы в стороны). Привлечение внимания учащегося к предметам в классе. Выполнение простых подражательных движений за учителем «Делай вместе» (движения рук, кистей). «Утки», «Лапки», «Молоток». Катание, бросание шариков в определенном направлении. Перекладывание предметов из одной коробки в другую.

Узнавание фруктов (яблоко, банан, апельсин, груша) по внешнему виду (вкусу, запаху).

Узнавание домашних животных (корова, свинья, лошадь, кот, собака).

Узнавание Солнца в природе и на картинках.

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Во время обучения во втором классе, в течение первого полугодия целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку. При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.

В связи с этим для оценки планируемых результатов взята бальная система. Баллы проставляются в индивидуальной карте ученика в течении всего учебного года. В конце каждой четверти строиться кривая сформированности умения и навыка пройденных разделов.

ФИ ученика

Индикаторы

Сентябрь

Январь

Май

1

Выполняет простые подражательные движения за учителем

2

Различает части тела человека

3

Совместно с учителем отбирать картинки с изображением времени года.

4

Узнаёт домашних животных (корова, свинья, лошадь, кот, собака) и их детёнышей.

5

Узнаёт объекты неживой природы (солнце, луна)

6

Различает части суток

7

Различает явления природы

8

Различает части растений

9

Узнаёт диких животных и их детёнышей.

Итого:

Со второго полугодия используется оценочная система оценивания

1. Оценка достижений возможных предметных результатов по практической составляющей (что умеет) производится путем фиксации фактической способности к выполнению учебного действия, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:

Оценка

0 – не выполняет, помощь не принимает.

1 – выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи.

3

2 – выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или после частичного выполнения педагогом.

3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.

4

4 – выполняет самостоятельно по словесной пооперациональной инструкции.

5 – выполняет самостоятельно по вербальному заданию.

5

2. Оценка достижений предметных результатов по знаниевой составляющей (что знает) производится путем фиксации фактической способности к воспроизведению (в т.ч. и невербальному) знания, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:

0 – не воспроизводит при максимальном объеме помощи.

1 – воспроизводит по наглядным опорам со значительными ошибками и

пробелами.

3

2 – воспроизводит по наглядным опорам с незначительными ошибками.

3 – воспроизводит по подсказке с незначительными ошибками.

4

4 – воспроизводит по наглядным опорам или подсказкам без ошибок.

5 – воспроизводит самостоятельно без ошибок по вопросу.

5

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Дата

Тематические блоки, темы часов

Кол-во

Основные виды деятельности обучающихся с учетом направлений рабочей программы воспитания

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

I четверть 16 ч

1

ТБ и правила поведения на уроках. Вводный урок. Природа Земли.

1

Просмотр презентаций

Слушают объяснение учителя

Работа с раздаточным материалом

Выполнение практических заданий

Воспитывать прилежание

Воспитывать мотивацию

http :// www . bigpi . biysk . ru / encicl /

2

Входной контроль

1

Неживая природа

3

Земля и Солнце

1

4-5

День и ночь

2

,

6

Сутки

2

7

Занятия людей в течение суток

1

8-9

Значение Солнца

2

10

Солнце и жизнь растений

1

11

Закрепление по теме: «Неживая природа»

1

Сезонные изменения

12

Времена года

1

13

Осень

1

14

Признаки осени

1

II четверть 16 ч

1-2

Повторение изученного

2

,

Воспитывать любовь к природе

Просмотр презентаций

Слушают объяснение учителя

Работа с раздаточным материалом

Выполнение практических

заданий

http :// www . bigpi . biysk . ru / encicl /

3

Зима

1

4

Признаки зимы

1

5

Одежда и занятия детей зимой

1

6

Закрепление по теме: «Зима»

1

7

Весна

1

8

Признаки весны

1

9

Одежда и занятия детей весной

1

10

Закрепление по теме: «Весна»

1

11

Лето

1

12

Признаки лета

1

13

Одежда и занятия детей летом

1

14

Закрепление по теме: «Лето»

1

15-16

Обобщение изученного.

Диагностика

2

1

,

III четверть 21 ч

1-2

Повторение изученного. ТБ и правила поведения на уроках.

2

Просмотр презентаций

Слушают объяснение учителя

Работа с раздаточным материалом

Выполнение практических заданий

Воспитывать интерес и бережное отношение к ближайшему окружению

http :// www . bigpi . biysk . ru / encicl /

Растения

3

Растения.

1

4

Строение и сходство растений.

1

5

Различие растений.

1

6

Разнообразие цветов

1

7

Семена.

1

8

Плоды растений.

1

9

Приспособление растений к сезонным изменениям в природе.

1

10

Приспособление растений к разным условиям жизни.

1

11-12

Закрепление по теме: «Растения»

2

,

Животные

13

Животные

1

14

Строение и сходство животных.

1

15

Различия животных.

1

16

Детёныши животных.

1

17

Домашние животные.

1

18

Дикие животные.

1

19

Приспособление животных к различным условиям жизни.

1

20

Приспособление животных к временам года.

1

21-22

Закрепление по теме: «Животные»

1

IV четверть 16 ч

1-2

Повторение пройденного

2

,

Просмотр презентаций

Слушают объяснение учителя

Работа с раздаточным материалом

Выполнение практических заданий

Воспитывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы);

http :// www . bigpi . biysk . ru / encicl /

Человек

3-5

Части тела человека. Гигиенические навыки.

2

,

6-8

Лицо человека. Глаза. Уши. Нос. Рот

2

9-10

Кожа человека.

2

11-12

Осанка человека.

2

,

13-14

Гигиенические навыки.

2

15-16

Закрепление по теме: «Человек»

2

,

17-16

Обобщение пройденного

2

,

ОПИСАНИЕ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Учебно-методическая литература:

Н.Б.Матвеева, И.А.Ярочкина, М.А.Попова и др. «Мир природы и человека» 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы В 2ч.

С.В. Кудрина «Окружающий мир» учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Демонстрационный и раздаточный дидактический материал:

Демонстрационные карточки "Дикие животные":

Демонстрационные карточки "Птицы России" :

Демонстрационные карточки "Домашние животные":

Демонстрационные карточки "Птицы домашние и декоративные":

Демонстрационные карточки "Овощи":

Демонстрационные карточки "Насекомые":

Демонстрационные карточки "Ягоды" :

Демонстрационные карточки "Цветы":

Демонстрационные карточки "Фрукты":

Демонстрационные карточки "Зима":

Демонстрационные карточки "Весна":

Демонстрационные карточки "Лето":

Демонстрационные карточки "Осень":

-компьютерные обучающие игры (например, «Лунтик познает мир»)

- натуральные объекты (игрушки, одежда), муляжи, макеты.

Технические средства обучения:

  • Компьютер,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету окружающий природный мир

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА Ефимовой Надежды Михайловны по предмету : окружающий природный мир обучающегося 2 класса с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальные нарушения) в очно-за...

Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир"

Программа предназначена для обучающихся 1-го класса с умеренной умственной отсталостью, которые обучаются по СИПР....

Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" 5 класс

АООП по предмету "Окружающий природный мир" для работы с учащимися с нарушением интеллекта (II вариант)....

Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" 7 класс.

Рабочая программа по предмету  "Окружающий природный мир", 7 класс ( 2 вариант)...

Рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир»

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» составлена на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с РАС и умеренной и тяжелой (глубокой)...