Рабочая программа по предмету:"Окружающий природный мир"
рабочая программа по естествознанию (6 класс)
Цель обучения: ознакомление обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с первоначальными представлениями о живой и неживой природе; понимание простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.
формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Задачи:
- ознакомление с элементарными представлениями об окружающем мире;
- ознакомление с первоначальными представлениями о взаимосвязи живой и неживой природы;
- ознакомление с первоначальными представлениями о Солнце как источнике света и тепла на Земле, его значении в жизни живой природы, смене времен года;
- понимание простейших взаимосвязей человека и природы;
- воспитание положительного отношения к окружающей действительности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 48.73 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Окружающий природный мир» разработана на основе:
- Федеральный закон Российской Федерации от #1075;. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации « с изменениями и дополнениями); государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014г №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью и интеллектуальными нарушениями) ГКОУ «Котовская школа-интернат;
- Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ГКОУ « Котовская школа-интернат»;
- Федерального Закона от #1075;. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год ГКОУ «Котовская школа-интернат»;
- Устав образовательной организации ГКОУ «Котовская школа-интернат».
Цель обучения: формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Задачи:
- формировать первоначальные представления о природе, объектах и явлениях живой и неживой природы;
- вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы);
- создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
- обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;
- воспитывать отношение к сверстнику как объекту взаимодействия, развивать субъектно-объектные отношения;
- формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;
- учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний);
- знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;
- формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);
- формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные; строение тела, способ передвижения, питание);
- развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности);
- закреплять полученные представления в процессе различных видов доступной учащимся социально-бытовой деятельности;
Краткая характеристика предмета:
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Важным аспектом обучения детей с умеренной умственной отсталостью является расширение представлений об окружающем природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающегося представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:
– формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
– формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде
– духовно-нравственное развитие и воспитание личности.
Срок реализации программы - 1 год.
С учащимися, нуждающимися в дополнительной индивидуальной работе, осуществляются коррекционно-развивающиеся занятия, где формируются также коммуникативные навыки, в том числе с использованием технологий альтернативной коммуникации.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР»
Учебный предмет «Окружающий природный мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности.
Программа построена на основе содержания следующих разделов: «Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде», «Растительный мир», «Животный мир», «Объекты неживой природы», «Временные представления». В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь). Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Формирование представлений у детей должно происходить по принципу «от частного к общему». Сначала ребенок знакомится с конкретным объектом, например, гриб: его строением, местом, где растет, учится узнавать этот объект среди нескольких предложенных объектов (кружка, гриб, мяч). Затем ребенок знакомится с разными грибами (белый, подосиновик, мухомор), учится их различать, объединять в группы (съедобные/несъедобные грибы).
Индивидуальные формы работы на занятиях органически сочетаются с фронтальными и групповыми.
Дидактический материал подбирается в соответствии с содержанием и задачами урока, с учетом уровня развития речи детей.
Предмет «окружающий природный мир» находит свое логическое продолжение в содержании разделов «Окружающий социальный мир», «Человек», а также в реализации задач коррекционно-развивающей области: «Альтернативная коммуникация».
В процессе реализации программы важно уделять большое внимание формированию личностных и социальных (жизненных) компетенций обучающегося, социально значимых ценностных установок.
МЕСТО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В Федеральном компоненте государственного стандарта «окружающий природный мир» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. Рабочая программа для 5 класса рассчитана на учебный год, общая трудоемкость 68 часов, количество занятий в классе в неделю – 2, 34 недели.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предмет "Окружающий природный мир" представлен следующими разделами:
№ | Наименование разделов, тем программы | Кол-во часов по разделу |
1 | Неживая природа | |
Земля и Солнце День и ночь Сутки Занятия людей в течение суток Значение Солнца Солнце и жизнь растений | 11 | |
2 | Сезонные изменения | |
Времена года Осень Признаки осени Занятия и одежда детей осенью Зима Признаки зимы Одежда и занятия детей зимой Весна Признаки весны Одежда и занятия детей весной Лето Признаки лета Одежда и занятия детей летом | 23 | |
3 | Растения | |
Растения. Строение и сходство растений. Различие растений. Разнообразие цветов Семена. Плоды растений. Приспособление растений к сезонным изменениям в природе. Приспособление растений к разным условиям жизни. | 10 | |
4 | Животные | 12 |
Животные Строение и сходство животных. Различия животных. Детёныши животных. Домашние животные. Дикие животные. Приспособление животных к различным условиям жизни. Приспособление животных к временам года. | ||
5 | Человек | 12 |
Части тела человека. Гигиенические навыки. Лицо человека. Глаза. Уши. Нос. Рот. Кожа. Осанка. | ||
68 | ||
ЛИЧНОСТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР»
Личностные:
Проявляет интерес к окружающим предметам
Принятие и освоение социальной роли обучающегося
Развитие мотивов учебной деятельности
Готовность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками
Формирование личностных качеств: трудолюбие, усидчивость
Произвольно воспринимает информацию
Проявляет собственные чувства
Предметные:
Элементарные представления об объектах и явлениях окружающей природы
Совместно с учителем отбирать картинки с изображением времен года
Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия при выделении изучаемого объекта/явления
Умение наблюдать за природой
Умение слушать и подражать, узнавать изученные природные объекты.
Наблюдать за природой
Умение работать с пиктограммами
Различать объекты природы и рукотворного мира;
Узнавать изученных животных
Узнавать и определять объекты окружающей действительности
Наблюдать изменения в природе
Базовые учебные действия:
Понимать словесную (жестовую) инструкцию
Выполняет действие по инструкции совместно с учителем
Умение вступать в контакт
Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению
Узнавать знакомые объекты окружающей природы
Выполняет действие способом рука-в-руке
Выполнять стереотипную инструкцию с помощью педагога
ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА ПО УСВОЕНИЮ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Особенности психофизического развития детей в классе определяют специфику их образовательных потребностей. Исходя из этого, класс целесообразно поделить на две группы:
1 группа | 2 группа |
Шабаев М Иванов К Гащенко Е | Липатов И |
Учащиеся для, которых характерна умственная отсталость в умеренной степени, она сочетается с расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени и сочетающимися в разных вариантах. У этих детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их развитие и обучение. Они зависимы от посторонней помощи в передвижении, самообслуживании, предметной деятельности и коммуникации. Развитие детей данной группы, у которых менее выражено интеллектуальное недоразвитие, благоприятствует формированию представлений, умений и навыков, значимых для их социальной адаптации. Так, у этих детей проявляется интерес к общению и взаимодействию, что является предпосылкой для обучения использованию невербальных средств коммуникации (жесты, мимика, графические изображения и др.). Словарный запас состоит из наиболее часто употребляемых в обиходе слов и выражений. Слабость активного внимания препятствует решению задач познавательного развития, однако, при высокой мотивации его продолжительность может быть увеличена. У детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью запас сведений и представлений об окружающем мире существенно сужен. Отмечается значительное недоразвитие восприятия и памяти. Вместе с тем, при целенаправленной планомерной коррекционно-педагогической работе у обучающихся формируются элементарные представления об окружающей действительности и о себе. Перенос освоенных действий и применение представлений в новых ситуациях часто затруднены, требуются дополнительные в них упражнения, либо формирование заново. Часть детей с умеренной, умственной отсталостью имеет замедленный темп, вялость, неловкость движений. | Учащиеся для, которых характерна умственная отсталость в тяжелой степени, она так же сочетается с расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени и сочетающимися в разных вариантах. Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью имеют конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно. Ограниченно формируется понимание и использование речи, которая часто сопровождается косноязычием и аграмматизмами. В случае тяжелой умственной отсталости языковые средства часто оказываются несформированными. Вместе с тем использование средств альтернативной (невербальной) коммуникации позволяет обучать детей с выраженным интеллектуальным недоразвитием навыкам элементарной коммуникации. Внимание у обучающихся с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью. Общемоторное развитие, как правило, нарушено. Имеются отклонения в координации, точности и темпе движений. Движения замедленны, неуклюжи. У обучающихся возникают большие сложности при переключении движений, быстрой смене поз и действий. У других наблюдается повышенная подвижность, сочетающаяся с не целенаправленностью, беспорядочностью, не скоординированностью движений. В связи с неразвитостью волевых процессов дети оказываются не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в процессе деятельности, что не редко вызывает проблемы поведения. Кроме всего перечисленного, трудности в обучении вызываются недоразвитием мотивационно-потребностной сферы обучающихся с умственной отсталостью и МНР. Интерес к какой-либо деятельности, если возникает, то, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер. |
Обучение по основной программе | Приветствие (вытянуть и согнуть руки). Прощание (пальцы в стороны). Привлечение внимания учащегося к предметам в классе. Выполнение простых подражательных движений за учителем «Делай вместе» (движения рук, кистей). «Утки», «Лапки», «Молоток». Катание, бросание шариков в определенном направлении. Перекладывание предметов из одной коробки в другую. Узнавание фруктов (яблоко, банан, апельсин, груша) по внешнему виду (вкусу, запаху). Узнавание домашних животных (корова, свинья, лошадь, кот, собака). Узнавание Солнца в природе и на картинках. |
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Во время обучения во втором классе, в течение первого полугодия целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку. При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.
В связи с этим для оценки планируемых результатов взята бальная система. Баллы проставляются в индивидуальной карте ученика в течении всего учебного года. В конце каждой четверти строиться кривая сформированности умения и навыка пройденных разделов.
№ | ФИ ученика Индикаторы | |||
Сентябрь | Январь | Май | ||
1 | Выполняет простые подражательные движения за учителем | |||
2 | Различает части тела человека | |||
3 | Совместно с учителем отбирать картинки с изображением времени года. | |||
4 | Узнаёт домашних животных (корова, свинья, лошадь, кот, собака) и их детёнышей. | |||
5 | Узнаёт объекты неживой природы (солнце, луна) | |||
6 | Различает части суток | |||
7 | Различает явления природы | |||
8 | Различает части растений | |||
9 | Узнаёт диких животных и их детёнышей. | |||
Итого: | ||||
Со второго полугодия используется оценочная система оценивания
1. Оценка достижений возможных предметных результатов по практической составляющей (что умеет) производится путем фиксации фактической способности к выполнению учебного действия, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале: | Оценка |
0 – не выполняет, помощь не принимает. 1 – выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи. | 3 |
2 – выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или после частичного выполнения педагогом. 3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу. | 4 |
4 – выполняет самостоятельно по словесной пооперациональной инструкции. 5 – выполняет самостоятельно по вербальному заданию. | 5 |
2. Оценка достижений предметных результатов по знаниевой составляющей (что знает) производится путем фиксации фактической способности к воспроизведению (в т.ч. и невербальному) знания, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале: | |
0 – не воспроизводит при максимальном объеме помощи. 1 – воспроизводит по наглядным опорам со значительными ошибками и пробелами. | 3 |
2 – воспроизводит по наглядным опорам с незначительными ошибками. 3 – воспроизводит по подсказке с незначительными ошибками. | 4 |
4 – воспроизводит по наглядным опорам или подсказкам без ошибок. 5 – воспроизводит самостоятельно без ошибок по вопросу. | 5 |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата | Тематические блоки, темы часов | Кол-во | Основные виды деятельности обучающихся с учетом направлений рабочей программы воспитания | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
I четверть 16 ч | |||||||
1 | ТБ и правила поведения на уроках. Вводный урок. Природа Земли. | 1 | Просмотр презентаций Слушают объяснение учителя Работа с раздаточным материалом Выполнение практических заданий Воспитывать прилежание Воспитывать мотивацию | http :// www . bigpi . biysk . ru / encicl / | |||
2 | Входной контроль | 1 | |||||
Неживая природа | |||||||
3 | Земля и Солнце | 1 | |||||
4-5 | День и ночь | 2 | , | ||||
6 | Сутки | 2 | |||||
7 | Занятия людей в течение суток | 1 | |||||
8-9 | Значение Солнца | 2 | |||||
10 | Солнце и жизнь растений | 1 | |||||
11 | Закрепление по теме: «Неживая природа» | 1 | |||||
Сезонные изменения | |||||||
12 | Времена года | 1 | |||||
13 | Осень | 1 | |||||
14 | Признаки осени | 1 | |||||
II четверть 16 ч | |||||||
1-2 | Повторение изученного | 2 | , | Воспитывать любовь к природе Просмотр презентаций Слушают объяснение учителя Работа с раздаточным материалом Выполнение практических заданий | http :// www . bigpi . biysk . ru / encicl / | ||
3 | Зима | 1 | |||||
4 | Признаки зимы | 1 | |||||
5 | Одежда и занятия детей зимой | 1 | |||||
6 | Закрепление по теме: «Зима» | 1 | |||||
7 | Весна | 1 | |||||
8 | Признаки весны | 1 | |||||
9 | Одежда и занятия детей весной | 1 | |||||
10 | Закрепление по теме: «Весна» | 1 | |||||
11 | Лето | 1 | |||||
12 | Признаки лета | 1 | |||||
13 | Одежда и занятия детей летом | 1 | |||||
14 | Закрепление по теме: «Лето» | 1 | |||||
15-16 | Обобщение изученного. Диагностика | 2 1 | , | ||||
III четверть 21 ч | |||||||
1-2 | Повторение изученного. ТБ и правила поведения на уроках. | 2 |
| Просмотр презентаций Слушают объяснение учителя Работа с раздаточным материалом Выполнение практических заданий Воспитывать интерес и бережное отношение к ближайшему окружению | http :// www . bigpi . biysk . ru / encicl / | ||
Растения | |||||||
3 | Растения. | 1 | |||||
4 | Строение и сходство растений. | 1 | |||||
5 | Различие растений. | 1 | |||||
6 | Разнообразие цветов | 1 | |||||
7 | Семена. | 1 | |||||
8 | Плоды растений. | 1 | |||||
9 | Приспособление растений к сезонным изменениям в природе. | 1 | |||||
10 | Приспособление растений к разным условиям жизни. | 1 | |||||
11-12 | Закрепление по теме: «Растения» | 2 | , | ||||
Животные | |||||||
13 | Животные | 1 | |||||
14 | Строение и сходство животных. | 1 | |||||
15 | Различия животных. | 1 | |||||
16 | Детёныши животных. | 1 | |||||
17 | Домашние животные. | 1 | |||||
18 | Дикие животные. | 1 | |||||
19 | Приспособление животных к различным условиям жизни. | 1 | |||||
20 | Приспособление животных к временам года. | 1 | |||||
21-22 | Закрепление по теме: «Животные» | 1 | |||||
IV четверть 16 ч | |||||||
1-2 | Повторение пройденного | 2 | , | Просмотр презентаций Слушают объяснение учителя Работа с раздаточным материалом Выполнение практических заданий Воспитывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы); | http :// www . bigpi . biysk . ru / encicl / | ||
Человек | |||||||
3-5 | Части тела человека. Гигиенические навыки. | 2 | , | ||||
6-8 | Лицо человека. Глаза. Уши. Нос. Рот | 2 | |||||
9-10 | Кожа человека. | 2 | |||||
11-12 | Осанка человека. | 2 | , | ||||
13-14 | Гигиенические навыки. | 2 | |||||
15-16 | Закрепление по теме: «Человек» | 2 | , | ||||
17-16 | Обобщение пройденного | 2 | , | ||||
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебно-методическая литература:
Н.Б.Матвеева, И.А.Ярочкина, М.А.Попова и др. «Мир природы и человека» 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы В 2ч.
С.В. Кудрина «Окружающий мир» учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Демонстрационный и раздаточный дидактический материал:
Демонстрационные карточки "Дикие животные":
Демонстрационные карточки "Птицы России" :
Демонстрационные карточки "Домашние животные":
Демонстрационные карточки "Птицы домашние и декоративные":
Демонстрационные карточки "Овощи":
Демонстрационные карточки "Насекомые":
Демонстрационные карточки "Ягоды" :
Демонстрационные карточки "Цветы":
Демонстрационные карточки "Фрукты":
Демонстрационные карточки "Зима":
Демонстрационные карточки "Весна":
Демонстрационные карточки "Лето":
Демонстрационные карточки "Осень":
-компьютерные обучающие игры (например, «Лунтик познает мир»)
- натуральные объекты (игрушки, одежда), муляжи, макеты.
Технические средства обучения:
- Компьютер,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету окружающий природный мир
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА Ефимовой Надежды Михайловны по предмету : окружающий природный мир обучающегося 2 класса с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальные нарушения) в очно-за...
Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир"
Программа предназначена для обучающихся 1-го класса с умеренной умственной отсталостью, которые обучаются по СИПР....

Рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир» 6 класс.
Календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" 5 класс
АООП по предмету "Окружающий природный мир" для работы с учащимися с нарушением интеллекта (II вариант)....

Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" 7 класс.
Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир", 7 класс ( 2 вариант)...

Рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир» 4 класс.
Календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир»
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» составлена на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с РАС и умеренной и тяжелой (глубокой)...
