Методическая разработка
методическая разработка по физике (11 класс) по теме

На примере текста , содержащего информацию о физических факторах загрязнения окружающей среды или их воздействия на живые организмы и человека формируются УУД: умение работать с текстом, фомирование логического мышления, развитие речи, развитие коммуникативных способностей учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx25.12 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Практическое занятие по работе с научно- популярным текстом на уроке физики в 11 классе

 

Тема: «Электромагнитные излучения и их свойства»

Преподаватель физики                             Давыдова  Наталия Ивановна

ГОУ СПО Колледж туризма и гостиничного сервиса          

                                                                               

Санкт-Петербург

2011г.

Цели урока:

 Образовательная: Обеспечить усвоение учащимися знаний о видах электромагнитного излучения, их источниках, свойствах, воздействии на человека, обеспечения безопасности жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Формирование УУД: умений работы с текстом; формирование логического мышления (ознакомление, понимание, применение, анализ, синтез); развитие речи, умения выражать свои мысли; развитие коммуникативных способностей учащихся: принимать участие в обсуждении вопросов, выслушивать мнение своих товарищей.

Этап занятия

Время

Действия учителя

Действия  учеников

Результат

Организационный

момент, постановка задачи урока

5мин

Объясняет цель урока

Слушают, готовятся  к уроку

Готовность к работе, понимание  цели урока

Ознакомление

10мин

Руководит, направляет,

рассказывает, проверяет

Воспринимают, запоминают,

распознают

Узнать, запомнить или определить местонахождения конкретных элементов информации

Понимание

   

5 мин

Проверяет, спрашивает,

 слушает, сравнивает,

сопоставляет, доказывает

Объясняют, раскрывают,

доказывают, интерпретируют,

отождествляют

Усвоение смысла, основной идеи

изложенного материала

Применение

5мин

Оказывает содействие,

поддерживает, наблюдает,

критикует, обсуждает

Решают новые проблемы,

доказывают, отбирают,

вырабатывают, конструируют

Использование правил, концепций, принципов, теорий, идей в новых ситуациях, «перенос»

Анализ

5 мин

Руководит, стимулирует,

наблюдает, предоставляет

 ресурсы

Обсуждают, анализируют, разделяют на части, разбирают критически

Разделение информации на составные части, выявление взаимосвязей

Синтез

5мин

Организует обратную связь (рефлексию), расширяет,

оценивает, развивает идею, дискутирует

Обсуждают, обобщают,

связывают, сопоставляют,

резюмируют, суммируют

Создание из различных идей нового или уникального продукта или план

Подведение  итогов урока, выставление оценок

5 мин

Объявляет оценки,  объясняет и записывает на доске домашнее задание

Слушают, записывают в тетрадь.

Формирование навыков работы с текстом, УУД.

        Содержание текстового задания должно вызывать интерес учащихся, быть доступным для понимания.

     Формирование приемов учебной деятельности с текстом  провожу путем использования заданий нарастающей сложности:

  1. Чтение про себя текста для ознакомления с его содержанием.
  2. Выяснение смысла непонятных слов и терминов.
  3. Разбивка текста на смысловые части.
  4. Выделение в каждой части главной идеи, второстепенных положений.
  5. Ответы на вопросы.

      В качестве примера  рассмотрим работу с текстом, содержащим информацию о физических факторах загрязнения окружающей среды и их воздействия на живые организмы и человека.

Текст представлен на экране или в виде раздаточного материала.

Электродинамика.

       Электромагнитные излучения – один из основных элементов окружающего нас мира. Академик В.И.Вернадский писал: «Кругом нас,

в нас самих, всюду и везде,  вечно сменяясь, совпадая и сталкиваясь, идут излучения разной длины волны… Лик Земли ими меняется, ими в значительной степени лепится».

Электромагнитные излучения – это изменяющиеся во времени электромагнитные поля, распространяющиеся в вакууме со скоростью 3·10 8 м/с и проявляющие свойства и волн и своеобразных частиц – фотонов. Установление законов электромагнитных излучений и их квантовой природы выдвинуло на первый план вопросы взаимодействия излучения с веществом и связи этих взаимодействий со структурой молекул. атомов, атомных ядер.

Почти без преувеличения можно сказать, что жизнь на нашей планете существует благодаря электромагнитным излучениям, посылаемым Солнцем. Каждую секунду наше светило «выбрасывает» 4·10 26 Дж энергии, на Землю попадает около 2∙10 -7 % от этой величины, т. е. 8·10 17 Вт. В составе солнечного излучения содержатся все частоты (теоретически от нуля до бесконечности). Диапазон волн, пропускаемых на Землю атмосферой  - от 290 нм до 24 мкм и от 8 мм до 20 м. Доли энергии, приходящиеся на разные диапазоны, различны. Ультрафиолетовые лучи часто желательны, но их высокая интенсивность вредна для многих форм растительной и животной жизни. Защитой от этих излучений служит озоновый слой. Учёные даже полагают, что жизнь на Земле не могла возникнуть, пока не образовался защитный озоновый слой.

Озон – газ, каждая молекула которого состоит из трёх атомов кислорода, Озон в стратосфере поглощает более 90% ультрафиолетового излучения, идущего от Солнца. В 1974 году была обнаружена серьёзная угроза разрушения озонового слоя. Озон разрушают хлор – и фтор – замещённые углеводороды и закись азота от сверхзвуковых реактивных самолётов, летающих в стратосфере, а также метилхлороформ и четырёххлористый углерод. Разрушение замедляется при снижении стратосферной температуры. Даже, если процессы разрушения и образования озона в целом уравновешивают друг друга, в отдельных слоях баланса может не быть. В настоящее время прогнозируемые эффекты разрушения озонового слоя весьма различны – от нового ледникового периода до повышения температуры всего на один градус.

Ознакомление.

      Ознакомление  с текстом начинается с заголовка, который дает учащемуся  первое представление о материале, который предстоит прочитать, актуализирует знания, представления  по этой теме.

 Учащимся предлагается ответить на вопросы:

1.Что мне уж известно об этом?

2.Что можно предположить исходя  из предыдущих знаний?

3.Что может быть нового для меня в  данном тексте?

 

     Если текст имеет эпиграф или  вводную цитату, то их нужно использовать как  ключ к пониманию, т.к. они приближают читателя к замыслу автора.

Пример: В.И.Вернадский писал: «Кругом нас, в нас самих, всюду и везде,                  вечно сменяясь, совпадая и сталкиваясь, идут излучения разной волны…

Лик Земли ими меняется, ими в значительной степени лепится».

Эпиграф или цитата  выражают мысль автора обобщенно. Понимание этой мысли позволяет более глубоко осмыслить прочитанное. В  начале работы с текстом обращаю внимание учащихся на него – актуализация знаний, в конце работы с текстом - прошу прокомментировать цитату.

  1. Читают текст.
  1. Выписывают непонятные слова и термины.
  2. Записывают в таблицу ключевые термины.

Название термина

Мое понимание термина

Научная трактовка

Выяснение смысла непонятных слов и терминов.

Проверка заполнения таблицы.

Ответы на вопросы по тексту:

1.Найдите в тексте фразу, в которой указывается количество  энергии «выбрасываемом»  Солнцем в секунду, и долю этой энергии, попадающей на Землю.

2.Что говорится в тексте о частотном диапазоне солнечного излучения и диапазоне волн, пропускаемых на Землю атмосферой?

3.Что говорится в тексте о воздействии ультрафиолетового излучения на растительную и животную жизнь на Земле?

Краткий пересказ текста.                                                                            Разбивка текста на смысловые части.                                                     Выделение главной мысли и поясняющих ее примеров.                     Результат: узнать, запомнить или определить местонахождение        элементов информации.

Понимание.

      1.Объясните причины разрушения озонового слоя Земли.

2. Покажите связи, которые, на ваш взгляд, существуют

между разрушением озонового слоя и деятельностью человека.

      3.Изложите иначе идею о том, что является причиной разрушения

озонового слоя (сообщение полученной информации на языке

       собственных мыслей).

Результат: Усвоение смысла, основной идеи изложенного материала.

Применение.

     1.Приведите пример графического изображения информации,

содержащейся в тексте (шкала электромагнитных излучений).

    2.Рассчитайте на основании диапазона длин волн энергию, приходящуюся на разные диапазоны.

    3.Сравните количество энергии, излучаемой Солнцем в 1с, и количеством энергии попадающей на Землю, затем обоснуйте значение озонового слоя.

   4.Предложите способ, позволяющий снизить угрозу разрушения озонового слоя.

Результат: использование принципов, теорий, идей в новых ситуациях.

Анализ.

1.Проанализируйте структуру электромагнитных излучений с точки зрения их воздействия на живые организмы и жизнь на Земле (положительное и отрицательное воздействие).

2. Раскройте особенности взаимодействия излучения с веществом.

3. Выявите  принципы  защитных свойств озона, причины и условия их разрушения.

Результат: разделение  информации на составные части,  выявление взаимосвязей.                                                                                                                           

Синтез.

1.Изложите в форме выступления возможный сценарий развития последствий дальнейшего разрушения озонового слоя.

2.Разработайте план, позволяющий предотвратить дальнейшее разрушение озонового слоя Земли.

3.Дайте комментарий высказыванию академика В.И.Вернадского.

Результат: создание  нового плана.                            

Выводы:

  1. Позволяет  расширить формы уроков.
  2. Использование деятельностного подхода: учащийся самостоятельно обучается, развивается.
  3. Учитель выступает не в роли «информатора», а в роли «организатора».
  4. Привлекательная для учащихся форма урока.
  5. Большие временные затраты на подготовку к уроку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...