Рабочая программа по физике 10 класс (профильный уровень)
рабочая программа (физика, 10 класс) по теме

Шацких Ирина Николаевна

Рабочая программа по физике 10 класс (профильный уровень).Программа Я.Г.Мякишева.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_pr_10_fiziko-mat_profil.doc173.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Пояснительная записка

При составлении данной рабочей программы за основу взяты: «Программа по физике для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» - М.: Просвещение, 2006г., автор

программы Г.Я.Мякишев и «Примерная программа среднего (полного) общего образования по физике. Профильный уровень».

Разделы программы традиционны: механика, молекулярная физика и термодинамика, электродинамика, квантовая физика (атомная физика и физика атомного ядра). Главная особенность программы заключается в том, что объединены механические и электромагнитные колебания и волны. В результате облегчается изучение первого раздела «Механика» и демонстрируется еще один аспект единства природы. С целью формирования экспериментальных умений в программе предусмотрена система фронтальных лабораторных работ и физический практикум.

Преподавание ведется по учебнику: Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. «Физика. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни» - М.:Просвещение, 2008.

Программа рассчитана на 4 часа в неделю.

Изучение физики по данной рабочей программе направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний о методах научного познания природы; современной физической картине мира: свойствах вещества и поля, пространственно-временных закономерностях, динамических и статистических законах природы, элементарных частицах и фундаментальных взаимодействиях, строении и эволюции Вселенной; знакомство с основами фундаментальных физических теорий: классической механики, молекулярно-кинетической теории, термодинамики, классической электродинамики, специальной теории относительности, квантовой теории;
  2. овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости;
  3. применение знаний по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, принципов работы технических устройств, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки достоверности новой информации физического содержания, использования современных информационных технологий для поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике;
  4. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний, выполнения экспериментальных исследований, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ;
  5. воспитание духа сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента, обоснованности высказываемой позиции, готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, уважения к творцам науки и техники, обеспечивающим ведущую роль физики в создании современного мира техники;
  6. использование приобретенных знаний и умений для решения практических, жизненных задач, рационального природопользования и защиты окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества.

Программа предусматривает формирование у школьников  следующих общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

познавательная деятельность:

  1. использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
  2. формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
  3. овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
  4. приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  1. владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и  признавать право на иное мнение;
  2. использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  1. владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
  2. организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

В результате изучения физики на профильном уровне ученик должен

знать/понимать

  1. смысл понятий: физическое явление, физическая величина, модель, гипотеза, принцип, постулат, закон, теория, пространство, время, инерциальная система отсчета, материальная точка, вещество, взаимодействие, идеальный газ, резонанс, точечный заряд, электромагнитные колебания, электромагнитное поле, электромагнитная волна, атом, квант, фотон, атомное ядро, дефект массы, энергия связи, радиоактивность, ионизирующее излучение, планета, звезда, галактика, Вселенная;
  2. смысл физических величин: перемещение, скорость, ускорение, масса, сила, давление, импульс, работа, мощность, механическая энергия, момент силы, период, частота, амплитуда колебаний, длина волны, внутренняя энергия, средняя кинетическая энергия частиц вещества, абсолютная температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота парообразования, удельная теплота плавления, удельная теплота сгорания, элементарный электрический заряд, напряженность электрического поля, разность потенциалов, электроемкость, энергия электрического поля, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, электродвижущая сила, магнитный поток, индукция магнитного поля,  индуктивность, энергия магнитного поля, показатель преломления, оптическая сила линзы;
  3. смысл физических законов, принципов и постулатов (формулировка, границы применимости): законы динамики Ньютона, принципы суперпозиции и относительности, закон Паскаля, закон Архимеда, закон Гука, закон всемирного тяготения, законы сохранения энергии, импульса и электрического заряда, основное уравнение кинетической теории газов, уравнение состояния идеального газа, законы термодинамики, закон Кулона, закон Ома для полной цепи, закон Джоуля-Ленца, закон электромагнитной индукции, законы отражения и преломления света, постулаты специальной теории относительности, закон связи массы и энергии, законы фотоэффекта, постулаты Бора, закон радиоактивного распада;
  4. вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь

  1. описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: независимость ускорения свободного падения от массы падающего тела; нагревание газа при его быстром сжатии и охлаждение при быстром расширении; повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде; броуновское движение; электризация тел при их контакте; взаимодействие проводников с током; действие магнитного поля на проводник с током; зависимость сопротивления полупроводников от температуры и освещения; электромагнитная индукция; распространение электромагнитных волн; дисперсия, интерференция и дифракция света; излучение и поглощение света атомами,  линейчатые спектры; фотоэффект; радиоактивность;
  2. приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что: наблюдения и эксперимент служат основой для выдвижения гипотез и построения научных теорий; эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять явления природы и научные факты; физическая теория позволяет предсказывать еще неизвестные явления и их особенности; при объяснении природных явлений используются физические модели; один и тот же природный объект или явление можно исследовать на основе использования разных моделей; законы физики и физические теории имеют свои определенные границы применимости;
  3. описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики;
  4. применять полученные знания для решения физических задач;
  5. определять: характер физического процесса по графику, таблице, формуле; продукты ядерных реакций на основе законов сохранения электрического заряда и массового числа;
  6. измерять: скорость, ускорение свободного падения; массу тела, плотность вещества, силу, работу, мощность, энергию, коэффициент трения скольжения, влажность воздуха, удельную теплоемкость вещества, электрическое сопротивление, ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока, показатель преломления вещества, оптическую силу  линзы, длину световой волны; представлять результаты измерений с учетом их погрешностей;
  7. приводить примеры практического применения физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций; квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
  8. воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, научно-популярных статьях; использовать новые информационные технологии для поиска, обработки и предъявления информации по физике в компьютерных базах данных и сетях (сети Интернет);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
  2. анализа и оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
  3. рационального природопользования и защиты окружающей среды;
  4. определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде.

Содержание

Введение

Физика и познание мира.

 Механика 

Что такое механика. Классическая механика Ньютона и границы ее применимости.

Кинематика:  

 Кинематика точки

Движение точки и тела.    Положение точки в пространстве. Способы описания движения. Система отсчёта. Перемещение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Уравнение равномерного прямолинейного движения. Мгновенная скорость. Сложение скоростей. Ускорение. Единица ускорения. Скорость при движении с постоянным ускорением. Движение с постоянным ускорением. Свободное падение тел. Движение с постоянным ускорением свободного падения. Равномерное движение  точки по  окружности.

 Кинематика твердого тела

Движение тел.Поступательное движение. Вращательное движение твердого тела. Угловая и линейная скорости вращения.

 Динамика

 Законы механики Ньютона

Основное утверждение механики. Материальная точка. Первый закон Ньютона.  Сила. Связь между силой и ускорением. Второй закон Ньютона. Масса. Третий закон Ньютона. Единицы массы и силы. Понятие о системе единиц. Инерциальные системы отсчета и принцип относительности в механике.

 Силы в механике.

Силы в природе .Силы всемирного  тяготения. Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость. Сила тяжести и вес. Невесомость. Деформации и силы упругости. Закон Гука. Роль сил трения. Силы трения между соприкасающимися поверхностями твёрдых тел. Силы сопротивления при движении твердых тел в жидкостях и газах.

  Законы сохранения в механике

Закон сохранения импульса.

Импульс материальной точки. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Успехи в освоении космического пространства.

Закон сохранения энергии.

Работа силы. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия и её изменение. Работа силы тяжести. Работа силы упругости. Потенциальная энергия. Закон сохранения  энергии в механике. Уменьшение механической энергии системы под действием сил трения.

Статика.

Равновесие абсолютно твердых тел.

 Равновесие тел. Первое условие равновесия твердого тела. Второе условие равновесия твердого тела.

                         Молекулярная физика. Тепловые явления

Основы молекулярно- кинетической теории

Основные положения молекулярно- кинетической теории. Размеры молекул. Масса молекул. Количество вещества. Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул.  Строение газообразных, жидких и твердых тел. Идеальный газ в молекулярно- кинетической теории. Среднее значение квадрата скорости молекул. ли. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов.

Температура. Энергия теплового движения молекул

Температура и тепловое равновесие. Определение температуры. Абсолютная температура. Температура — мера средней кинетической энергии молекул. Измерение скоростей движения молекул газа.

Уравнение состояния идеального газа

 Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы.

Взаимное превращение жидкостей и газов

Насыщенный пар. Зависимость давления насыщенного пара от температуры. Кипение .Влажность воздуха.

Твердые тела.

Кристаллические и аморфные тела.

Основы термодинамики

Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Количество теплоты. Первый закон термодинамики. Применение первого закона термодинамики к различным процессам. Необратимость процессов в природе.Статистическое истолкование необратимости процессов в природе.Принцип действия тепловых  двигателей.КПД двигателей

Основы  электродинамики

Электростатика

Электрический заряд и элементарные частицы. Заряженные тела. Электризация тел.Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Единица электрического заряда. Близкодействие и действие на расстоянии. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Силовые линии электрического поля.Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Потенциальная энергия заряженного тела и разность потенциалов.Связь между напряженностью и разностью потенциалов. Электроемкость. Конденсаторы. Энергия электрического поля конденсатора.

Законы постоянного  тока

.Электрический ток. Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.

Электрический ток в различных средах

Электрическая проводимость различных веществ. Электронная проводимость металлов. Зависимость сопротивления проводника от  температуры. Сверхпроводимость. Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников, рп—переход. Полупроводниковый диод. Транзистор. Электрический ток в жидкостях. Закон электролиза.Электрический ток в вакууме. Электрический ток в газах. Плазма.

Календарно- тематическое планирование

Дата

проведения

Номер

урока

 

§§

 

Темы уроков

 

 

 

Основные особенности физического метода исследования (1 ч)

1

1,2

Введение. Что такое механика. Классическая механика Ньютона и границы ее применимости.

 

 

Механика (53 ч.)

 

 

Основы кинематики (20 ч)

2

 

3

        4

5

6

7

8

9

10

 11

12

13

14

15

16

17

18

 

19

20

3,4

 

5

6

7,8

9

10

 11,12

13,14

 

15

16

 

17

18

 

19

 

Движение точки и тела. Положение тела в пространстве.

Векторные величины. Действия над векторами.

Проекции вектора на координатные оси и действия над ними. Проекции вектора и координаты.

Описание движения. Перемещение. Система отсчета.

Скорость прямолинейного равномерного движения.

Уравнение прямолинейного равномерного движения.

Решение задач.

Мгновенная скорость. Сложение скоростей

Ускорение. Движение с постоянным ускорением. Единица ускорения.

Скорость при движении с постоянным ускорением.

Уравнения движения с постоянным ускорением.

Решение задач.

Свободное падение тел.

Движение с постоянным ускорением свободного падения.

Решение задач.

Равномерное движение точки по окружности.

Лабораторная работа № 1 «Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести».

Решение задач. Повторение.

Контрольная работа №1.

 

 

 

Основы динамики (11 ч)

21

22

23

24

25

26

 27

 28

29

30

22,23

24

25,26

27

 

28,29

 

30

 

 

 

Основное утверждение механики. Материальная точка.

Первый закон Ньютона.

Сила. Связь между ускорением и силой.

Второй закон Ньютона. Масса.

Решение задач.

Третий закон Ньютона. Единицы массы и силы. Понятие о системе единиц.

Инерциальные системы отсчета и принцип относительности в механике.

Решение задач.

Решение задач.

Контрольная работа №2.

 

 

 

Силы в природе. (8 ч)

31

 32

33

34

35

36

 37

38

31-33

 

34

35

36,37

 

38-40

Силы в природе. Силы всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения

Первая космическая скорость. Решение задач.

Сила тяжести и вес. Невесомость.

Деформация и силы упругости. Закон Гука.

Решение задач.

Силы трения. Роль сил трения. Силы трения между соприкасающимися поверхностями твердых тел.

Решение задач.

Контрольная работа №3.

 

 

 

Законы сохранения в механике. (10 ч.)

39

 40

41

 42

43

44

45

 

46

47

48

41

 

42

43,44

 

45,46

47,48

49,50

51

52,53

Импульс материальной точки. Другая формулировка второго за кона Ньютона.

Закон сохранения импульса.

Реактивное движений. Успехи в освоении космического пространства.

Работа силы. Мощность.

Энергия. Кинетическая энергия и ее изменение.

Работа силы тяжести. Работа силы упругости.

Потенциальная энергия.

Закон сохранения энергии в механике. Уменьшение механической энергии системы под действием сил трения.

Решение задач.

Контрольная работа №4.

 

 

 

Статика. (4 ч)

49

50

51

52

54

55

56

Равновесие тел.

Первое условие равновесия твердого тела.

Момент силы. Второе условие равновесия твердого тела.

Решение задач.

 

 

 

Молекулярная физика. (15 ч)

54

 

55

 56

 57

58

59

 

60

61

62

63

64

65

66

 67

68

58,59

 

60-62

 

63,64

 

65

 

66,67

 

68,69

 

 

 

70

71

 

 

72,73

 

74

75,76

Основные положения молекулярно-кинетической теории. Раз меры молекул. Масса молекул. Количество вещества.

Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул. Строение газообразных, жидких и твердых тел.

Идеальный газ и молекулярно-кинетической теории. Среднее значение квадрата скорости молекул

Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газа.

Решение задач.

Температура и тепловое равновесие. Определение температуры.

Абсолютная температура. Температура — мера средней кине тической энергии молекул. Измерение скоростей молекул газа.

Решение задач.

Уравнение состояния идеального газа.

Газовые законы.

Решение задач.

Контрольная работа №5.

Насыщенный пар. Зависимость давления насыщенного пара от температуры. Ки пение.

Влажность воздуха. Решение задач.

Кристаллические тела. Аморфные тела.

 

 

 

Термодинамика. (10 ч)

69

70

71

72

 73

74

75

 76

 

77

78

77

78

79

80,81

 

 

82

83

 

84

 

 

Внутренняя энергия.

Работа в термодинамике.

Количество теплоты.

Первый закон термодинамики. Применение первого закона термодинамики к различным про цессам.

Решение задач.

Необратимость процессов в природе.

Статистическое истолкование необратимости процессов в при роде.

Принципы действия тепловых двигателей. Коэффициент полез ного действия (КПД) тепловых двигателей.

Решение задач.

Контрольная работа №6.

 

 

 

Электростатика. (19 ч)

79

  80

 81

 82

83

 84

 85

86

 87

88

 89

90

 91

 92

93

94

95

 

  96

97

85,87

 

88

89,90

 

 

91,92

 

93

 

 

94

 

95

96,97

 

 

98

 

99

 

100

 

 101,102

103

Электрический заряд и элементарные частицы. Заряженные тела. Электризация тел.

Закон сохранения электрического заряда. Решение задач.

Основной закон электростатики — закон Кулона. Единица электрического заряда.

Решение задач.

Близкодействие и действие на расстоянии. Электрическое поле.

Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей.

Решение задач.

Силовые линии электрического поля. Напряженность поля за ряженного шара.

Проводники в электростатическом поле.

Диэлектрики в электростатическом поле. Два вида диэлектри ков. Поляризация диэлектриков.

Решение задач.

Потенциальная энергия заряженного тела в однородном элек тростатическом поле.

Потенциал электростатического поля и разность потенциалов.

Связь между напряженностью электростатического поля и раз ностью потенциалов. Эквипотенциальные поверхности.

Решение задач.

Электроемкость. Единицы электроемкости. Конденсаторы.

Энергия заряженного конденсатора. Применение конденсаторов.

Решение задач.

Контрольная работа №7.

 

 

 

Законы постоянного тока. (14 ч)

98

 

99

100

101

102

 

 103

104

105

106

107

108

109

110

111

104,105

 

     106

107

 

 

 

 

 

108

 

109,110

110

Электрический ток. Сила тока. Условия, необходимые для существования электрического тока.

Закон Ома для участка цепи. Сопротивление.

Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников.

Решение задач.

Лабораторная работа № 5 «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников».

Решение задач.

Работа и мощность постоянного тока.

Решение задач.

Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.

Закон Ома для полной цепи (продолжение).

Решение задач.

Лабораторная работа № 4 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока».

Решение задач.

Контрольная работа №8.

 

 

 

Электрический ток в различных средах.  (12 ч)

112

 

113

114

 115

 116

117

      118

119

120

 121

122

123

111,112

 

113,114

 

115,116

 

117,118

 

119

120,121

 

122,123

 

124,125

 

126

Электрическая приводимость различных веществ. Электронная приводимость металлов.

Зависимость сопротивления проводника от температуры. Сверхпроводимость.

Электрический ток в полупроводниках. Электрическая проводимость полупроводников при наличии примесей.

Электрический ток через контакт полупроводников р- и n-ти пов. Полупроводниковый диод.

Транзисторы.

Электрический ток в вакууме. Диод. Электронные пучки. Электронно-лучевая трубка.

Электрический ток в жидкостях. Закон электролиза.

Решение задач.

Электрический ток в газах. Несамостоятельный и самостоятельный разряды.

Плазма.

Решение задач.

Контрольная работа №9.

 

 

 

Итоговое повторение. (7 ч.)

124-130

131

 

Решение задач. Повторительно-обобщительный урок.

 

Итоговая контрольная работа.

                               

Методическое обеспечение программы

1. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. «Физика. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни» - М.:Просвещение, 2008.

2. Рымкевич А.П. Сборник задач. Физика 10-11.-М.: Дрофа, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа для 11 класса профильный уровень

программа для 11 профильного класса...

Рабочая программа для 10 класса (профильный уровень)

Рабочая программа может представлять интерес для учителей, которые работают в 10 классах по учебнику Spotlight, авт. Д.Дули, Английский язык, авт. О.В. Афанасьева, И.В.Михеева. Она содержит титульный ...

Рабочая программа для 11 класса (профильный уровень)

Учебный курс разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (далее ФГОС).  Согласно разделу ФГОС 18.3.1. «...

Рабочая программ для 10 класса (профильный уровень)

Данная программа разработана для 10 физикого-математического "Роснефть-класса". 5 часов в неделю...

Рабочая программа «Информатика и ИКТ. Профильный уровень» 10 класс

Настоящая рабочая программа составлена на основе Программы курса «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» общеобразовательного курса (профильный уровень) для 10 классов, составленной ...

Рабочая программа учебного курса Математика Профильный уровень 11 класс

Пояснительная запискаШкольное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в ...

Рабочая программа 10-11 класс профильный уровень

Рабочая программа 10-11 класс профильный уровень 5 часов в неделю....