Урок – соревнование
методическая разработка по физике (8 класс) по теме

Ялыгина Наталья Викторовна

Урок – соревнование по теме «Тепловые явления»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_8_kl.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «средняя общеобразовательная школа №11»

Урок – соревнование по теме «Тепловые явления»

Выполнила: учитель физики

Ялыгина Н.В.

г.о Саранск

VIII класс.

Урок – соревнование по теме «Тепловые явления»

                                                                                   

 Эпиграфы: Ум заключается не только в  знании, но и в умении прилагать знание на деле.

Аристотель, древнегреческий философ (384-322 гг. до н. э)

Упражнение, друзья, даёт больше, чем хорошее природное дарование.

Протагор

Цели: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме; продолжить развитие умений наблюдать физические явления; проверять теоретические положения с помощью эксперимента; пользоваться приборами; совершенствовать навыки решения задач различного типа; сформировать навыки коллективной работы в сочетании с индивидуальной; расширить кругозор учащихся.

 

Оформление: Портреты Ломоносова, Джоуля, доклады учащихся, стенгазеты о жизни и творчестве этих учёных.

Ход урока:

Класс предварительно делится на 2 команды по 8-10 человек, примерно равные по силам, в каждой команде выбирается капитан, а остальная часть учащихся – это активные болельщики.

Урок состоит из нескольких конкурсов. Ребятам сообщается заранее, что учитывается активность каждого и всей команды в целом.

                           

                           I. Вступительное слово учителя.

Учитель оглашает эпиграфы урока, комментирует их, озвучивает цели урока. У учащихся на столе тексты задач к уроку, у каждого рейтинговая карта.

Учитель: Каждый из вас сегодня будет работать на победу своей команды и на свой рейтинг, фиксируя свои успехи в рейтинговой карте. Она должна быть именной (предлагаю учащимся подписать её). Каждый правильный ответ-1 балл в вашей карте, правильно решённая задача- 3 балла, если решаете задачу самостоятельно- это надо делать в самой карте и самостоятельно себя оценивать.

                                         II. «Умеешь ли ты проводить опыты? ».

На столе стоят приборы: колба с водой, марганцовка, спиртовка, пробирка, жидкостный манометр, теплоприемник, медная и стальная проволоки, кнопки, пластилин, деревянный брусок, лист бумаги.

Выходят по 1 члену от команды, ставят опыт и объясняют его, затем следующий ученик.

III. Конкурс «Кубик».

Вызываются по одному человеку от команды. На столе большой бумажный кубик,

на гранях кубика написаны слова: 1. теплопроводность;

                                                                     2. конвекция;

                                                                     3. излучение;

                                                                     4. удельная теплоемкость.

Ученик бросает кубик, какая грань выпадает, слово записать на доске, дать определение, объяснить физический смысл явления. Затем члены команды – соперницы задают вопросы по этой же теме.

IV. Конкурс «Найди ошибки».

Читаю рассказ с физическими ошибками, (у ребят текст есть), та команда, которая больше заметит ошибок – побеждает.

Проснувшись раньше обычного, я сразу вспомнил, что в 8 утра договорился с Толей идти на речку смотреть ледоход. Я открыл окно. Дышалось легко и свободно. С пятого этажа мне хорошо были видны поля за окраиной города. Там снег весь уже стаял, и только на крышах домов он ещё лежал мохнатыми шапками.

Включив электрочайник, я быстро сделал зарядку, вымылся по пояс под краном и, не вытираясь, глубоко вздохнул:  по всему телу разлилось тепло.

Покушав, я выбежал на улицу. Толя был уже там. "Вот погодка сегодня!"- вместо приветствия восхищённо произнёс он. – Солнце то какое, а температура с утра – 2 0С. "Нет, минус 4 0С",- возразил я.

Мы заспорили, потом сообразили, в чём дело: "У меня термометр на ветру висит, а у тебя - в укромном месте, поэтому и показывает больше",- догадался Толя.

V. Конкурс «Попробуй объяснить».

(болельщики так же зарабатывают карточка)

 (Решение качественных задач) 

1. Почему сады не разводят в низинах? С какими физическими явлениями это вязано?

2. Почему глубокий рыхлый снег предохраняет озимые посевы от вымерзания?

3. Какая из почв – глинистая или черноземная имеет большую теплопроводность?

4. Почему при рыхлении почвы ее теплопроводность уменьшается? Надо ли это  

    учитывать?

5. Чем можно объяснить, что некоторые виды птиц (тетерева, глухари, рябчики, куропатки

    и др.) зимой зарываются в снежные сугробы и там иногда проводят по несколько суток?

6. Для каких растений, высеянных на светлых или на темных почвах наиболее опасны

    весенние заморозки? Почему?

7. Почему батареи отопления в помещении располагают внизу?

8. Почему корабль, отправляющийся в тропические страны, обычно имеет светлый тон?

9.На чашки рычажных весов поставили и уравновесили стакан с холодной водой и стакан с горячим чаем. Почему равновесие быстро нарушилось?

10.Почему не кипит вода в открытой стеклянной пробирке, опущенной в кипящую воду,

VI. Конкурс капитанов.

1 капитану:

На нагревание кирпича массой 4 кг на 63 °С затрачено такое же количество теплоты, как и на нагревание воды той же массы на 13,2 °С. Определите удельную теплоемкость кирпича.

2 капитану:

Как изменится температура алюминиевой заготовки массой 2 кг, если ей сообщить такое же количество теплоты, какое идет на нагревание воды массой 880г от 0ºС до100 °С.

                                               

                                                      VII.Конкурс болельщиков.

                                                         1команде.

Какое количество теплоты пойдет на нагревание кирпичной печи массой 1,5 т от 10 ºС до 20 ºС.

2 команде:

Какое количество теплоты выделилось при охлаждении чугунной болванки массой 32 кг, если ее температура изменилась от 1115 до 15 °С.

VIII. Конкурс «домашнее задание»

Команды заранее получили задание - найти в журналах, книгах интересные факты, касающиеся тепловых явлений, и подготовить небольшие сообщения.

1 задание группам «Поиск»

1 команда:

Подготовить примеры тепловых явлений на транспорте.

2 команда:

Подготовить примеры тепловых явлений в строительстве.

2 задание «Черный ящик»

В черном ящике находится прибор. Учитель описывает прибор, а учащиеся должны назвать, что это за прибор, его назначение.

           

IX. Подведение итогов за 5-7 минут до конца урока.

Подсчёт личного рейтингового балла, подсчёт командных баллов , вручение медалей«Умник» и « Умница» учащимся получившим самое большое количество баллов за урок. На ордене слова М.В.Ломоносова:

Науки юношей питают,

Отраду старцам подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастной случай – берегут.

Заключительное слово учителя:

-По словам русского поэта XIX века Якова Петровича Полонского,

Царство науки не знает предела-

Всюду следы её вечных побед.

Разума слово и дело,

Сила и свет.

Эти слова по праву можно отнести к замечательной науке-физике, подарившей нам столько открытий. А сколько ещё непознанного вокруг! Какое поле деятельности для пытливого ума, умелых рук и любознательной натуры! Хочется надеяться, что сегодняшний урок разбудит и у вас жажду новых познаний. Большое спасибо за совместную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - соревнование по риторике " Учимся говорить"

Разработка внеклассного мероприятия по развитию речи для учащихся 6-8 классов...

Нестандартные уроки: 8 кл урок-соревнование по теме "Тепловые явления"

НЕСТАНДАРТНЫЕ  УРОКИ  В ФОРМЕ : урок-соревнование; урок интересных сообщений;урок повторения в виде устного журнала,урок повторения, как ролевая игра \'\'Суд над физи-ческим явленияем\'\' ...

Интегрированный урок по теме "Весна" в 5 классе,урок- соревнование по теме "Наречие" в 7 классе

Интегрированный урок включает в себя синтез литературы,музыки,живописи,пробуждает в учениках умение видеть и ценить прекрасное!Урок- соревнование является заключительным при изучении темы "Наречие",в ...

Урок соревнование по английскому языку по теме "Музыка", урок -праздник на тему "Halloween", открытый урок по теме "Экология"

Урок-соревнование по английскому яыку по теме "Музыка" расчитан на учеников 8-9 классов.Открытый урок английского языка по теме "Экология". "Are you a friend of planet?"Урок-праздник на тему "Hallowee...

Урок – соревнование по русскому языку на тему: «Обобщающий урок по разделу «Фонетика»

Урок – соревнование проводится после изучения раздела «Фонетика» и носит характер обобщающего урока. Нетрадиционная форма урока способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, вызывает ин...

«С мастерством люди не родятся, а добытым мастерством гордятся». Урок комплексного применения знаний и умений, урок - соревнование по технологии, 5 класс

«С мастерством люди не родятся, а добытым мастерством гордятся».Андреева Елена Перфильевна,Учитель технологииМБОУ «Чихачёвская средняя школа»Предмет: технологияКласс 5Тема «Систематизация знаний по ма...