Информационный материал по формированию здоровьеориентированной направленности личности обучающегося
методическая разработка (физика) по теме

Еремина Галина Васильевна

 

Цель методических рекомендаций: показать способы формирования здоровьеориентированной направленности личности обучающегося в процессе обучения физике в общеобразовательном учреждении (далее ОУ).

В стройной школьной системе по формированию культуры здоровья важное место принадлежит учителям-предметникам. Педагоги являются носителями ценностей здорового образа жизни, при помощи здоровьеориентированных педагогических технологий они создают условия для освоения обучающимися ключевой компетенции «быть здоровым» и реализации здоровьеориентированного стиля поведения в ориентированном на сохранение здоровья едином образовательном пространстве

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vladenie_sovremennymi_tehnologiyami.docx51.68 КБ

Предварительный просмотр:

Произошедшие в нашей стране за последние годы демократические реформы выдвигают новые задачи воспитания, обучения и развития здорового человека. Именно воспитание здорового человека является важнейшей социально-педагогической проблемой, стоящей перед современной системой образования. Многолетние исследования разных специалистов за состоянием здоровья молодого поколения показывают: за последние десять лет положительной динамики в их здоровье не наблюдается, и это становится предметом острой общественной тревоги.

Анализ научно-педагогических источников по данной проблеме, обнаруживает наличие противоречий между:

 потребностью социума в высоком уровне здоровья обучающихся как условия успешного развития современного общества и недостаточной результативностью существующих образовательных концепций, педагогических технологий и средств, направленных на сохранение и укрепление здоровья в условиях образовательного процесса;

 значительным потенциалом деятельности в формировании здоровьеориентированной направленности личности обучающегося и недостаточной разработанностью воспитательных мер, предусматривающих формирование готовности ученика к использованию ценностей здорового образа жизни в укреплении индивидуального здоровья.

Таким образом, наличие обозначенных противоречий, а также отсутствие теоретико-методических разработок в данном направлении позволяют сформулировать проблему: как повысить эффективность процесса формирования здоровьеориентированной направленности личности в процессе обучения физике.

Актуальность, недостаточная научная и практическая разработанность проблемы позволили определить тему методических рекомендаций – «Формирование здоровьеориентированной направленности личности обучающегося в процессе обучения».

Цель методических рекомендаций: показать способы формирования здоровьеориентированной направленности личности обучающегося в процессе обучения физике в общеобразовательном учреждении (далее ОУ).

В стройной школьной системе по формированию культуры здоровья важное место принадлежит учителям-предметникам. Педагоги являются носителями ценностей здорового образа жизни, при помощи здоровьеориентированных педагогических технологий они создают условия для освоения обучающимися ключевой компетенции «быть здоровым» и реализации здоровьеориентированного стиля поведения в ориентированном на сохранение здоровья едином образовательном пространстве.

Деятельность учителя при обучении физике направлена на формирование и развитие знаний, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающегося и ориентированной на достижение планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования.

Настоящие методические рекомендации составлены на основе информационных источников указанных в литературе, могут использовать в своей работе как учителя физики, так и другие учителя-предметники ОУ.

Из опыта работы

Г. В. Ерёмина, учитель физики

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12»

Информационный материал

по формированию здоровьеориентированной

направленности личности обучающегося

Курс физики содержит большой информационный материал по формированию здоровьеориентированной направленности личности обучающегося.

Содержание школьного курса физики:

  1. раскрывает законы, механизмы развития, функционирования и взаимодействия объектов живой и неживой природы как условие здоровья человека;
  2. позволяет представить обучающимся целостную картину мира, сформировать ценностное отношение к ней и найти свое место в этом мире;
  3. даёт возможность понять, от каких условий зависит здоровье человека (например влияние электромагнитных колебаний, цвета, звука, газов, теплового излучения на здоровье человека).

Работа по пропаганде ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни среди обучающихся ОУ даст запланированный результат только в том случае, если проводить её в системе с 7 по 11 классы, реализуя принцип системности (целостности). При этом воспитательно-оздоровительный процесс рассматривать как единую систему, системообразующим фактором которой является образовательная цель, достигаемая в процессе реализации миссии учреждения, обусловленной социальным заказом как лимитирующим фактором макросистемы. Важно убедить обучающихся о необходимости беречь своё здоровье, поэтому в рабочую программу курса физики 7 – 11 классов необходимо включать информационный материал о здоровьесбережении и способах оказания первой (доврачебной) помощи. Предметные специальные уроки здоровья продумываются заранее и включаются учителем в тематическое планирование. Предложенные темы по формированию здоровьеориентированой направленности личности учитель может использовать на своих уроках, изменяя, дополняя, обновляя их (Таблица 1).

Темы по формированию здоровьеориентированой направленности личности обучающегося на уроках физики

Таблица 1

№ п/п

Тема урока

в курсе физики

Тема по формированию

здоровьеориентированой направленности личности обучающегося

7 класс

Техника безопасности на уроках физики. Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений.

Правила поведения в кабинете физики.

Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия.

Дым от пожаров. Смог. Правила поведения при смоге. Влияние загрязнённой атмосферы на здоровье человека.

Искусственное дыхание. Аромотерапия.

Свойства твердых тел, жидкостей и газов.

Критерии качества воды. Значение и необходимость очистки питьевой воды. Гигиенические правила при употреблении воды для питья в походных условиях.

Назначение бинтов и ваты, их замена подручными средствами при травмах во время похода или пребывания на природе.

Явление инерции.

Очистка воздуха от загрязнений в жилом помещении при помощи инерционного газового фильтра.

Сила трения.

Правила безопасного движения человека при гололеде. Безопасное поведение на дорогах во время гололёда и дождя. Безопасный спуск по канату.

Вес тела.

Измерение своего веса. Предельно допустимая нагрузка поднимаемой тяжести для девочки, мальчика, взрослого человека.

Сила упругости.

Деформация мышц, сухожилий и связок при различных нагрузках. Оказание доврачебной помощи при растяжениях, вывихах.

Давление в жидкости и газе.

Ветры и течения воды в мировом океане. Перенос загрязнений воздушным и водным путем и его влияние на жизнедеятельность человека. Глубоководные погружения с аквалангом и требования безопасности. Кессонная болезнь.

Сообщающиеся сосуды.

Принцип действия и использование для очистки питьевой воды фильтров-кувшинов.

Атмосферное давление.

Атмосфера – часть жизненной среды человека. Влияние атмосферного давления на здоровье человека. Применение и принцип работы медицинских банок, шприца, пипетки, присоски при снятии ЭКГ.

Условия плавания тел.

Правила безопасного поведения человека на воде. Доврачебная помощь утопающим.

Водный транспорт.

Правила поведения человека, использующего водный транспорт.

Давление твердых тел.

Помощь при спасении человека, провалившегося под лед. Безопасная работа с режущими и колющими инструментами. Доврачебная медицинская помощь при получении резанных и колющих ран.

8 класс

Техника безопасности на уроках физики. Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура и её измерение.

Правила безопасного использования лабораторного и медицинского термометров.

Комфортная температура окружающей среды для нормальной жизнедеятельности человека.

Внутренняя энергия.

Сосудистые реакции на повышение температуры. Принцип закаливания. Правила проветривания помещений. Факторы, способствующие обморожению.

Теплопроводность.

Теплоизоляция в быту как фактор воздействия на здоровье человека.

Излучение.

«Парниковый эффект». Изменение климата на Земле и его влияние на человека. Гигиена и правила выбора одежды в жару и холод. Как надо загорать. Применение теплового излучения для диагностики заболевания (с помощью тепловизоров).

Доврачебная помощь пострадавшему от солнечного и теплового ударов.

Теплота сгорания топлива.

Загрязнение атмосферы продуктами сгорания и его влияние на условия жизни людей.

Удельная теплота плавления (отвердевания).

Доврачебная помощь при обморожениях. Правила безопасного поведения человека на сильном морозе.

Испарение и конденсация.

Доврачебная помощь при ожогах водой и водяным паром. Способы понижения температуры тела без применения жаропонижающих средств.

Насыщенный пар. Влажность воздуха.

Комфортная для человека влажность воздуха и её влияние на состояние здоровья. Терморегуляция в организме человека. Правила поведения человека в жилых помещениях в отопительный сезон. Влияние банных процедур на организм человека.

Тепловые двигатели. ДВС. Паровая турбина.

Замена тепловых двигателей, загрязняющих атмосферу выхлопными газами, на электрические для создания благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Электризация тел. Электрический заряд.

Очистка воздуха электрофильтрами в жилых помещениях. Люстра Чижевского. Электротерапия, физиолечение.

Постоянный электрический ток. Действия электрического тока.

Воздействие электрического тока на организм человека при проведении физиопроцедур.

Сила тока. Амперметр.

Правила безопасной работы с электрическими приборами в школе и дома.

Напряжение. Вольтметр.

Поражения электрическим током. Электротравмы.

Закон Ома для участка цепи.

Доврачебная помощь при поражениях электрическим током.

Лампа накаливания. Электронагревательные приборы.

Влияние ламп накаливания, энергосберегающих, светодиодных на зрение человека.

Правила пользования бытовыми электронагревательными приборами.

Короткое замыкание.

Правила поведения при электровозгораниях. Роль заземления.

Магнитные явления.

Влияние магнитных бурь на самочувствие человека. Магниты в медицине. Магнитные серёжки и браслеты. Магниты для проращивания семян.

Световые явления.

Свет как фактор наземно-воздушной среды жизнедеятельности человека. Профилактика защиты глаз в яркий солнечный день, в ясный зимний день, в горах, на воде.

Отражение и преломление.

Правила безопасного применения лазерных приборов (лазерных фонариков, указок).

Глаз как оптическая система.

Дефекты зрения. Профилактика зрения. Признаки утомления органов зрения, способы его снятия. Светочувствительность глаза. Правила освещения рабочего места. Приемы сохранения зрения: упражнения для глаз, правила безопасной работы на компьютере.

9 класс

Искусственные спутники Земли.

Использование ИСЗ для глобального изучения влияния производственной деятельности человека на природу.

Механические колебания.

Вредные влияния вибраций на человеческий организм и защита от них.

Вынужденные механические колебания. Резонанс.

Значение явления механического резонанса в жизни человека.

Звук. Скорость звука.

Слуховой аппарат человека. Признаки утомления органов слуха. Влияние звука на организм человека. Положительное воздействие музыки и колокольного звона на человека.

Высота, тембр и громкость звука. Звуковой резонанс.

Голосовой аппарат человека. Шумовое загрязнение. «Шумовая болезнь» и её проявление. Защита от шума в городах. Шумоизоляция помещений. О вреде наушников.

Электромагнитное поле.

Электромагнитные поля различных бытовых приборов, ЛЭП, трансформаторных подстанций и их влияние на человека.

Электромагнитные волны.

Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Защита от электромагнитных волн.

Радиоактивность, виды радиоактивных излучений.

Воздействие радиоактивных  излучений на организм человека.

10 класс

Первая космическая скорость. Искусственные спутники Земли.

Использование искусственных спутников для изучения экологического состояния на Земле.

Сила тяжести. Вес тела. Невесомость.

Значение механических процессов, протекающих в атмосфере. Борьба с загрязнением воды (применение отстойников).

Сила трения. Закон трения скольжения.

Доврачебная помощь при травмах, полученных при падении.

Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения энергии.

Рациональное использование гидроресурсов. Экологические требования к ГЭС (на примере Новомосковской ГРЭС).

Равновесие твердых тел. Условия равновесия твердого тела.

Правила безопасного поведения человека вблизи высотных конструкций во время возникновения природных катаклизмов (ураганный ветер, землетрясение и другое).

Основные положения МКТ.

Зависимость степени и вида загрязнения атмосферного воздуха от высоты. Влияние вида загрязнения атмосферного воздуха на здоровье человека.

Температура и способы её измерения.

Температура как главный экологический фактор жизнедеятельности человека. Терморегуляция организма человека.

Газовые законы.

Состав атмосферы. Воздействие производственной деятельности человека на атмосферу Земли.

Насыщенные и ненасыщенные пары.

Влияние токсичных газов на здоровье человека и их «устойчивость» в атмосфере (на примере г. Новомосковска).

Влажность воздуха.

Действие температуры и влажности воздуха на живые организмы. Комфортная влажность воздуха для жизни человека.

Твердые тела.

Загрязнение окружающей среды бытовыми отходами. Современные проблемы утилизации отходов. Экологический стиль жизни человека.

Внутренняя энергия и способы её изменения. Первый закон термодинамики.

Диапазон температур в природе. «Тепловое» загрязнение атмосферы и борьба с ним. Тепловой баланс Земли и его влияние на климат планеты и здоровье человека. «Парниковый» эффект.

Принцип действия тепловых машин. КПД тепловой машины.

Тепловые двигатели – источники загрязнения атмосферы. Состав и токсичность выхлопных газов. Зависимость количества выхлопных газов от мощности двигателя. Рост числа автомобилей в г. Новомосковске и влияние этого факта на здоровье человека.

Расчет количества теплоты при различных тепловых процессах.

Термические ожоги и доврачебная помощь при ожогах водой и водяным паром. Правила поведения человека при очень низких и высоких температурах воздуха. Безопасное использование человеком пиротехнической продукции.

Электрическое поле.

Защита человека от электрических полей бытовых приборов.

Электроемкость. Конденсаторы.

Правила безопасной работы человека с конденсаторами.

Электрический ток. Сила тока.

Степень воздействия электрического тока на организм человека.

Закон Ома для участка цепи.

Виды электротравм, доврачебная помощь при электротравмах.

Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников.

Правила безопасного использования электроприборов.

Работа и мощность тока.

Безопасное использование бытовых электронагревательных приборов.

Электрический ток в газах.

Правила поведения во время грозы. Первая (доврачебная) помощь при поражении молнией.

11 класс

Сила Ампера. Электроизмерительные приборы.

Правила безопасной работы человека с электроизмерительными приборами.

Магнитные свойства вещества.

«Магнитная» очистка воды от примесей – магнитная сепарация.

Электромагнитное поле.

Влияние электромагнитного поля на организм человека.

Механические колебания. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний.

Влияние вибраций на организм человека.

Вынужденные электромагнитные колебания. Переменный электрический ток.

Действие переменного электрического тока на организм человека.

Звуковые волны. Скорость звука.

«Зеленая» защита от шума в городах (на примере г. Новомосковска).

Громкость, высота и тембр звука. Ультразвук и инфразвук.

Действие инфра- и ультразвука на организм человека.

Электромагнитная волна. Излучение электромагнитных волн.

Источники электромагнитных волн (электротранспорт, ЛЭП, электропроводка, бытовые электроприборы, теле- и радиостанции, спутниковая и сотовая связь, радары, персональные компьютеры, телевизоры и др). Биологическое действие электромагнитных излучений низкой частоты на живые организмы.

Энергия электромагнитной волны.

Биологическое действие электромагнитных излучений сверхвысокой частоты на здоровье человека.

Свойства электромагнитных волн.

Как действуют электромагнитные волны на здоровье человка? Защита человека от электромагнитных излучений.

Оптические приборы (фотоаппарат проекционный аппарат, микроскоп, телескоп, лупа). Глаз как оптический прибор.

Роль зрения в жизни человека. Упражнения для глаз (советы окулиста работающим на компьютере).

Скорость света. Дисперсия света.

В каком цвете вы видите свою жизнь? Цветолечение (хромотерапия). Влияние цвета в интерьере на человека.

Интерференция света.

3D изображение и его влияние на здоровье человека.

Дифракция света.

Спектральные границы чувствительности человеческого глаза.

Поперечность световых волн. Поляризация света.

Защита глаз человека от яркого света с помощью очков-поляроидов. Использование защитных очков, плёнок, экранов при работе на компьютере.

Источники света. Спектры. Спектральные аппараты. Виды спектров. Спектральный анализ.

Применение спектрального анализа для контроля окружающей среды. Влияние загрязнения атмосферы на спектральный состав солнечного света у поверхности Земли.

Различные виды электромагнитных излучений.

Биологическое действие ультрафиолетового, инфракрасного и рентгеновского излучений на человека и защита от них.

Лазеры.

Медицинское использование лазерного излучения. Меры предосторожности при применении лазерных приборов.

Радиоактивность. Альфа-, бета-, гамма- излучения.

Естественные радиоактивные элементы. Круговорот радиоактивных элементов в природе и его влияние на живые организмы.

Радиоактивные превращения. Изотопы.

Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Применение радиоактивных изотопов в медицине.

Строение атомного ядра.

Физиологические действия нейтронов и способы защиты человека от нейтронного излучения.

Ядерные спектры. Биологическое действие радиоактивных излучений. Дозиметрия.

Естественная и искусственная радиация. Защита человека от радиации.

Ядерная энергетика.

Проблемы захоронения отходов АЭС и загрязнение биосферы продуктами ядерных взрывов.

К данным темам накапливается рабочий материал в печатном и электронном видах.

Например, при изучении в 8 классе темы «Электрический ток» системный подход реализуется в течение нескольких уроков по формированию здоровьеориентированой направленности личности обучающегося через использование информационного материала по темам: «Воздействие электрического тока на организм человека при проведении физиопроцедур», «Техника безопасности при работе с электрическими приборами», «Поражения электрическим током. Электротравмы», «Доврачебная помощь при поражениях электрическим током».

Реализуя преемственность в обучении, учитель даёт информацию разного объёма и уровня, например при изучении темы «Звуковые волны» в 9 и 11 классах.

Принцип связи теории с практикой учитель реализует, используя на уроке сообщения, подготовленные учителем или обучающимися. Эти сообщения позволяют расширить и углубить теоретические знания по теме урока и в реальной жизни использовать их в практической деятельности, сохраняя при этом собственное здоровье.

Например. Краткое информационное сообщение учителя «Правила поведения на льду» в ходе урока по теме «Давление» в 7 классе.

Выходя на лед, следует надевать теплую и легкую одежду, которая не стесняет движений, а также обувь, которая без усилий снимается с ног. Помните, что места для организованного отдыха и перехода специально обозначаются и всегда контролируются. Здесь постоянно наблюдают за прочностью льда. В случае возникновения опасности переход по льду закрывается. Возьмите с собой снаряжение: веревку не менее 20-25 метров, 2-3 метровый шест и «спасалки» (висящее на груди устройство, которое напоминает толстое шило). Если воткнуть «спасалки» в лед, то можно подтянуться и таким образом выбраться из воды.

Не катайтесь и не ходите по льду в незнакомых местах, тем более в темное время суток. Лучше всего идти по проторенным дорожкам. Если вы передвигаетесь группой, то двигаться следует друг за другом, при этом сохраняя интервал не меньше 5-6 м, и всегда быть готовым оказать помощь товарищу.

Всегда следите за тем, как ведет себя лед. Если вы перевозите небольшие грузы, то на брусья или сани следует класть грузы с большой площадью опоры на лед. Таким образом, вы избежите провала. Ни в коем случае не приближайтесь к тем территориям, где растут кусты, торчат коряги, камыш, деревья, где происходит сброс теплых вод с предприятий и ручьи впадают в реку. В таких местах велика вероятность провала под лед. Если из пробитой вами лунки начинает фонтаном бить вода, нужно быстро уйти с опасного места. Также не нужно ходить по тому участку льда, который отделен от основного несколькими трещинами.

Краткое информационное сообщение учителя «Правила поведения при гололеде» в ходе урока по теме «Трение» в 7 классе.

Гололед. Если в прогнозе погоды дается сообщение о гололеде или гололедице, примите меры для снижения риска получения травмы. Подготовьте нескользящую обувь, прикрепите на каблуки металлические набойки или поролон. А на сухую подошву наклейте лейкопластырь или изоляционную ленту, можно натереть подошвы наждачной бумагой

Как действовать при гололеде? Передвигайтесь осторожно, не торопясь, наступая на всю подошву. При этом ноги должны быть слегка расслаблены, руки свободны. Если вы поскользнулись, присядьте, чтобы снизить высоту падения. В момент падения постарайтесь сгруппироваться и, перекатившись, смягчить удар о землю. Если получили травму, обратитесь в травмпункт.

Принцип сохранения здоровья обучающихся может быть реализован на уроке в процессе беседы.

Например. Фрагмент беседы учителя с классом по теме «Воздействие электромагнитных излучений на организм человека в быту» в 9 классе.

Электромагнитное поле (далее ЭМП) – это особая форма материи, посредством которой осуществляется взаимодействие между электрическими заряженными частицами. Экспериментальные данные свидетельствуют о высокой биологической активности ЭМП во всех частотных диапазонах.

Наиболее чувствительными к ЭМП человеческого организма являются системы: нервная, иммунная, эндокринная и половая. Биологический эффект ЭМП в условиях многолетнего воздействия накапливается, в результате возможно развитие отдаленных последствий, включая дегенеративные процессы ЦНС, рак крови (лейкозы), опухоли мозга, гормональные заболевания.

Организм человека «откликается» на наличие излучения сотового телефона. Поэтому их владельцам рекомендуется соблюдать некоторые меры предосторожности:

-не пользуйтесь сотовым телефоном без необходимости;

-разговаривайте непрерывно не более 3-4 минут;

-не допускайте, чтобы телефоном пользовались маленькие дети;

-при покупке выбирайте телефон меньшей мощности с внешней антенной.

ЭМП, излучаемое телефоном, опасности не представляет для людей, которые окружают человека, разговаривающего по мобильному телефону.

Все бытовые приборы, работающие с использованием электрического тока, являются источниками ЭМП. Наиболее мощными следует признать СВЧ-печи, аэрогрили, холодильники с системой «без инея», кухонные вытяжки, электроплиты, телевизоры. Значения ЭМП тесно связаны с мощностью: чем она выше, тем выше магнитное поле при его работе.

Человеческий организм всегда реагирует на ЭМП. Однако для того, чтобы эта реакция переросла в патологию и привела к заболеванию, необходимо совпадение ряда условий, в том числе достаточно высокий уровень поля и продолжительность облучения. Поэтому при использовании бытовой техники потенциальная опасность грозит лишь тем людям, у которых повышена чувствительность к ЭМП, и аллергикам.

Рекомендации:

-используйте технику с меньшей мощностью;

-спальное место должно находится на расстоянии не менее 2-х метров от работающих потенциально опасных бытовых приборов;

-не располагайте бытовые приборы вблизи мест отдыха и не ставьте их друг на друга;

- включив микроволновую печь, отойдите от неё на расстояние не менее 1,5 метра, в этом случае ЭМП вас не затронет вообще.

Вызвать интерес к самопознанию и самосовершенствованию личности обучающегося можно через решение задач или выполнение ими мини-проектов.

Примеры вопросов и условий задач с биологическим содержанием по теме «Физические процессы в организме человека» в 11 классе:

  1. Какие превращения энергии происходят в организме человека?

(Ответ: Химическая энергия в нервных клетках превращается в электрическую. Звуковая (механическая) энергия превращается во внутреннем ухе человека в электрическую. Световая энергия превращается в электрическую в сетчатке глаза. Химическая энергия превращается в механическую в мышцах. Химическая энергия превращается в электрическую в органах вкуса и обоняния человека.)

  1. На тело человека, площадь поверхности которого при массе 60 кг и росте 160 см примерно равна 1,6 м2, действует давление атмосферы100000 Па. Определите силу, действующую на человека. (Ответ: 160000 Н.)
  2. Фокусное расстояние глаза человека – 16 мм. Какова оптическая сила глаза? (Ответ: 63 дптр.)

Пример мини-проекта «Рычаги в организме человека» при изучении темы «Простые механизмы» в 7 классе.

Задание: убедиться в том, что в организме человека есть рычаги и доказать выполнение условия равновесия рычага.

Мини-проект носит межпредметный характер (физика, биология), выполняется индивидуально учащимся 7 класса.

Продуктом мини-проекта является краткое сообщение и слайды с изображением различных рычагов в теле человека.

В скелете человека все кости, которые имеют некоторую свободу движений, являются рычагами (кости конечностей, нижняя челюсть, фаланги пальцев и др.). Законы равновесия рычага применимы и здесь. Примером работы рычага является действие стопы при подъеме на полупальцы. Опорой рычага, через которую проходит ось вращения, служат головки плюсневых костей. Преодолевая силу – вес всего тела человека, приложенную к таранной кости, мышечная сила осуществляет подъем тела. Действие этой силы передается через ахиллово сухожилие, и приложена эта сила к выступу пяточной кости. Вывод: при наличии большого количества рычагов в организме человека для их правильной работы, для комфортной ходьбы, бега необходимо придерживаться мер предосторожности при силовых нагрузках, длительных тренировках.

***

Создавать оптимальные условия для творческой самореализации и при этом проявлять свои ключевые компетенции обучающийся может при написании реферата или выполнении проекта. При этом у обучающихся формируются:

  1. осознание взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей среды;
  2. чувство осторожности при выработке вариантов поведения в условиях современной угрозы для здоровья и жизни людей.

Например. Применение фрагмента реферата по теме «Влияние цвета на организм человека» на уроке в 8 и 11 классах.

По преданию, первым человеком, увидевшим радугу, был Ной. После пугавших его грома и молний появление разноцветной радуги послужило ему обещанием, что все неприятности позади. Видимо, Бог и создал эту гигантскую разноцветную арку как обещание, что в будущем все будет хорошо.

Цвет – это жизнь, он придает нам сил, оживляет, лечит и восхищает.

По исследованиям ученых, человек способен воспринимать цвет даже кожей. В красной комнате у человека с завязанными глазами частота пульса резко увеличивается. В желтой комнате – становится нормальной, а в синей – замедляется.

Цветовое окружение непосредственно влияет на наше эмоциональное и психофизическое состояние. Даже один и тот же цвет, в зависимости от интенсивности и продолжительности воздействия, вызывает у нас положительные или отрицательные эмоции. А наш глаз способен различать 1500000 цветов и оттенков. При этом женщины более чувствительны к цвету и малейшим оттенкам его. Возраст тоже сказывается на цветовосприятии: до 20-25 оно возрастает, затем постепенно снижается.

Таким образом, цветовое окружение способно формировать у человека определенное эмоциональное и психическое состояние. Например, красный цвет очень активен, при долгом воздействии вызывает возбуждение, переходящее в агрессивность, но в небольшом количестве (несколько аксессуаров в интерьере) придаёт энергию. Розовый цвет расслабляет, создает легкомысленное настроение. Обилие зеленого уравновешивает и успокаивает, но при продолжительном воздействии спокойствие постепенно переходит в равнодушие и лень, поэтому «зеленые» интерьеры не рекомендуется использовать в офисе. Глубокий синий и фиолетовый угнетающе действуют на психику. Продолжительное воздействие этих цветов может вызвать депрессию. То же самое относится и к черному цвету.

А вот приглушенный желтый цвет положительно влияет на умственную активность, он умеренно тонизирует и помогает интеллектуальной работе. Голубой цвет успокаивает, позволяя сосредоточиться. Серый цвет деловой, бесстрастный, уместен в официальной обстановке, позволяет настроиться на рабочий лад.

Помимо формирования эмоционально-психического состояния у зрителя, цвет, как и звук (музыка), является непосредственным выражением психических переживаний других людей. И по тому, в какой цветовой гамме выполнено, например, живописное полотно, можно определить эмоциональное состояние художника, те ощущения, которые он испытывал при написании картины. Это может быть ощущение радости, праздника и счастья, если тона используются светлые, прозрачные и яркие, или ощущение печали и безысходности, когда картина написана в приглушенных, темных или холодных тонах. То же самое происходит и при выборе человеком определенного цветового сочетания в одежде или интерьере своей квартиры. По цветовому колориту, предпочтение которому отдает человек, можно определить его эмоциональное состояние в данный момент, а если эти предпочтения достаточно постоянны, то и характер человека, уровень его интеллекта. Чем выше интеллект, тем более сложные, утонченные оттенки предпочитает человек. Если человек активен, способен лидировать в коллективе, энергичен и решителен, то чаще всего он выбирает различные тона красного, желтого или оранжевого – яркие и энергичные цвета. Если характер человека уравновешенный, спокойный и в достаточной степени хладнокровный, то предпочтение им отдается цветам спокойной, пассивной гаммы: зеленому, фиолетовому, синему. Человек, неуверенный в себе, мнительный и замкнутый, чаще предпочитает серую или коричневую гамму. Но стремление человека носить вещи определенных цветов может быть продиктовано не только его цветовым предпочтением, но и рекомендациями моды в данное время или его представлениями о благородстве стиля в одежде.

Психологический фактор – цветовое предпочтение хозяина квартиры – очень важен при выборе колорита в интерьере жилья. Но существует и множество других факторов, влияющих на этот выбор. В первую очередь это целевое назначение помещения в квартире. Например, если это прихожая и размеры ее невелики, то цвет стен должен быть светлым, при выборе более контрастных цветов необходимо увеличить количество светильников, чтобы не создавалось впечатление темноты, ведь прихожие, как правило, лишены естественного освещения.

В комнатах, имеющих окна, необходимо учитывать, на какую сторону света они выходят и как часто в них заглядывает солнце. Комнаты с окнами на юг часто посещает солнце, и летом там может быть слишком жарко. Колорит таких солнечных помещений лучше выбрать в «прохладных» тонах: светло-серых, голубых, бледно-зеленых. Наоборот, северные прохладные помещения можно «утеплить», используя желтый, терракотовый, кремовый цвета. Цвет, конечно, не согреет, но создаст иллюзию тепла, что повлияет на ваше настроение. Светло-желтый тон стен, например, очень органично будет смотреться в детской, где этот теплый и жизнерадостный цвет создаст комфорт и хорошее настроение ребенку. Если дополнить интерьер детской несколькими яркими пятнами (подушки дивана, большие игрушки, плакаты), то атмосфера комнаты приобретет элемент игры. Главное при этом не перегрузить пространство ярким цветом, так как длительное нахождение ребенка в насыщенном цветовом интерьере приводит к усталости, раздражительности и даже агрессии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность и личностно-ориентированный подход с использованием информационных технологий при формировании творчески активной личности на уроках английского языка.

Всякому педагогу-практику известно, что заинтересованность учащихся на уроках является одним из важнейших условий хорошей успеваемости.Русские педагоги-классики неоднократно подчеркивали ведущую роль ...

Духовно- нравственное воспитание - основа формирования социально- адаптированной личности обучающегося

Духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения придавалось важное значение во все времена.   В ситуации кризиса духовного    мира   граждан...

Художественный текст как способ формирования всесторонне развитой личности обучающегося

Художественный текст как способ формирования всесторонне развитой личности обучающегося...

Формирование духовно- нравственной личности обучающихся с умственной отсталостью на основе православных традиций

Представлена статья из опыта работы образовательной организации для детей с умственной отсталостью...

Системно-деятельностный подход к формированию творческой направленности личности" Методическая разработка.

Русский язык и литература в свете требований ФГОС - одни из основных инструментов формирования ключевых личностных и метапредметных компетенций. Опыт актуален и распространяется на все виды деятельнос...

Выступление на педагогическом совете по теме «Направления работы специалистов службы сопровождения и классных руководителей по формированию личности обучающихся»

Тема: « Направления работы специалистов службы сопровождения и классных руководителей по формированию личности обучающихся с умственной отсталостью»...