Использование элементов "Психодидактики" в образовательной деятельности.
методическая разработка по физике (7 класс) на тему

Веселова Ольга Васильевна

В работе представлены: классификация физических величин, изучаемых в 7 классе; 
                                               описание величин вида С=А/В и С=АВ;
                                               применение системно-функционального подхода для описания законов физики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 МАОУ лицей  N8 им. Н.Н.Рукавишникова.

Проект

Использование элементов

 «Психодидактики» в образовательной деятельности.

Учитель физики, Веселова Ольга Васильевна.

г. Томск

2012 г.

1.Постановка проблемы.

      Физика – сложная наука, но она должна быть доступна каждому ученику. И первым шагом к достижению этой цели была и остается работа с информацией, изложенной не только в учебнике, но и  в любом источнике знаний. / 1/  В этом ученикам поможет  система обучения, разработанная профессором  А. Н. Крутским и О. С. Косихиной,и опубликованная в  трудах: « Психодидактика: - новые технологии  преподавания физики.» / 2-8/ Система обучения включает шесть направлений. Хочу остановиться  на двух из них.  Это 1) системно-функциональный подход  к изучению физических величин и 2) законов физики. Правила системного усвоения дают возможность  резко сократить объем информации  для механического запоминания. Усвоив технологии в седьмом  классе, учащиеся свободно и осознанно используют их  на протяжении всех лет обучения. Система обучения  способствует  успешной сдаче ЕГЭ по физике. Поэтому можно попытаться  разработать  проект по созданию сайта, который поможет ученикам  понять, освоить и применять  технологии усвоения знаний  в образовательном процессе,  как в школе, так и дома.

2.Актуальность темы проекта.

     При изучении физических величин  и законов  наибольшую трудность  вызывает понимание  их сущности. Потому  для раскрытия именно  этой части структуры  знания используется  системно-функциональный подход.

3) Степень разработанности  проблемы.

      Теоретическая  часть разработана  и изложена в /2-8/, приведены примеры. Практическая  часть  включает все  физические величины и законы не только по физике, но и другим областям  знания.

4.Задача.

        Познакомить учащихся  7-11 классов с технологиями системного усвоения  знаний для их практического  применения.

5.Теоретическая часть.

  1)Классификация физических величин./5/

2)Правила системного усвоения физических величин./5/

3) Технология усвоения законов физики./6/

6. Практическая часть проекта.

1)Классификация физических величин, изучаемых в 7-11 классах.

2) Описание величин вида С= А/В и С= АВ.

3) Применение системно-функционального подхода для описания законов физики,  рассматриваемых в 7-11 классах.

7. Конечный продукт.

1) Можно создать порядка 10 методических пособий по технологиям усвоения физических величин и законов  в 7-11 классах.

2) Технологии необходимо использовать при разработке уроков.

3) Использование технологий приводит к повышению качества обучения учащихся.

8. Литература.

1. Cтепанова Г.Н. Марафон-2006., мастер-класс.,-М: ПУ: « Первое сентября».№15, №17,2006г.

2.Крутский А.Н., Косихина О.С. Лекция №7.-М: ПУ «Первое сентября», №23, 2005 г.

3. Крутский А. Н., Косихина О.С. Лекция №1.-М: ПУ «Первое сентября», №17, 2005 г.

4.Крутский А.Н., Косихина О.С. Лекция №2.- М: ПУ «Первое сентября», №18, 2005 г.

5. Крутский  А. Н., Косихина О.С. Лекция № 3-М: ПУ “Первое сентября», №19, 2005 г.

6. Крутский А. Н., Косихина О. С. Лекция №4 – М:ПУ « Первое сентября», № 20, 2005 г.

7. Крутский А. Н., Косихина О. С. Лекция №5 – М: ПУ « Первое сентября», №21, 2005 г.



Предварительный просмотр:

Таблица физических величин, изучаемых в курсе физики 7 класса.

Обозначение (назначение) физической величины

Формула вычисления физической величины

Единицы физической величины в СИ

Формула в обобщённом математическом виде

1) Основные величины:
1. S – путь
2. t – время
3. m – масса

[S]=м
[t]=с
[m]=кг

2) Не стандартные величины:
4. S – площадь
5. V - объём

S=a*b – площадь прямоугольника;
V=a*b*c – объём прямоугольного параллелепипеда

[S]=м2
[V]=м3

3) Величины, определяемые отношением других величин с различным наименованием единиц:
6. υ - скорость

υ = S/t, где S – пройденный путь;
t – время, за которое этот путь пройден

[υ]= [S]/ [t]= метр/секунда

[υ]=м/c

С=А/В


7. ρ – плотность

ρ=m/V, где
m – масса тела;
V – объём тела

[ρ]= [m]/[V]= килограмм/ метр кубический
[ρ]=кг/м
3

8. p - давление

p=F/S, где
F – сила;
S – площадь поверхности, на которую действует сила

[p]=[F]/[S]= ньютон/ квадратный метр = Паскаль
[p]=Н/м
2= Па

9. N - мощность

N=A/t, где
А – работа;
t – время, за которое совершается эта работа

[N]=[A]/[t] = джоуль/ секунда = ватт
[N]=Дж/с=Вт

4) Величины, определяемые отношением величин с одинаковым наименованием единиц:
10. η – коэффициент полезного действия

η =Аn/Aз*100%, где Аn – полезная работа;
Аз – затраченная работа

[η]=%

5) Величины, определяемые произведением других величин:
11. F - сила

Fтяж =m*g, где
m – масса тела,
g – ускорение свободного падения

[F]=[m]*[g]= килограмм*метр/секунда в квадрате= ньютон
[F]=кг*м/с
2

С=А*В

12. А – механическая работа

А=F*S, где
F – сила, действующая на тело;
S – путь, который проходит тело под действием этой силы

[А]=[F]*[S]= ньютон*метр= джоуль
[A]=Н*м=Дж

С=А*В

13. M – момент силы

М=F*l, где
F – сила;
l – плечо силы

[М]=[F]*[l]= ньютон*метр
[М]=Н*ь

С=А*В

14. En – потенциальная энергия тела

En=mgh, где
m – масса тела;
g – ускорение свободного падения;
h - высота

En=[m]*[g]*[h]= килограмм*метр*метр/секунда в квадрате= ньютон*метр= джоуль
[E
n]=Н*м=Дж

С=А*В*D

15. Eк – кинетическая энергия тела

Eк =m*υ2 / 2, где
m – масса тела;
υ – скорость тела

[Eк]=[m]*[υ2]= килограмм* метр в квадрате/ секунда в квадрате = Н*м= джоуль
[E
к]=Н*м=Дж

6. Удельные величины:
16. g – ускорение свободного падения

g=9,8 Н/кг

k – коэффициент жёсткости

Из Fупр=k∆l

k = F
упр/∆l

[k]=[F]/[ ∆l] = ньютон/метр
[k]=Н/м



Предварительный просмотр:

Скорость.

1.Формула
Написать формулу и рассказать смысл каждого символа в ней.

V=S/t, где V – скорость, S –пройденный путь, t – время, за которое  этот путь пройден.

2.Определение (Словесная формулировка физической величины)
Правило 2: Чтобы дать определение физической величины, надо назвать величину, стоящую в левой части равенства и сказать, что она равна отношению величины, стоящей в числителе правой части , к величине, стоящей в знаменателе правой части равенства.

V=S/t – скоростью называется величина, равная отношению пути ко времени, за которое этот путь пройден.

3.Физический смысл величины.
Правило 3: При делении именованных чисел с различными наименованиями единиц в результате получается величина, показывающая, сколько единиц величины, стоящей в числителе приходится на одну единицу величины, стоящей в знаменателе.
С=А/В – величина С показывает, сколько единиц величины А приходится на единицу величины В.

V=S/t – скорость равномерного движения показывает, какой путь проходит тело за единицу времени.

4.Единица физической величины
(в любой системе единиц).
Правило 4: 
С=А/В – за единицу величины С принята такая величина С, при которой на единицу величины В приходится единица величины А.

V=S/t – за единицу скорости принята такая скорость, при которой тело за единицу времени проходит единицу расстояния.

5.Единица физической величины в международной системе СИ.

V=S/t – за единицу скорости в СИ принята такая скорость, при которой за одну секунду тело проходит расстояние в один метр.

6.Наименование (обозначение) единицы физической величины в СИ.
Правило 6: Чтобы получить наименование (обозначение) единицы физической величины С=А/В в СИ, надо наименование (обозначение) единицы физической величины А в СИ разделить на именование (обозначение) единицы физической величины В в СИ: [С]= [А]/[В]

[V]= [S]/[t] = метр/секунда = м/с

Плотность.

1.Формула
Написать формулу и рассказать смысл каждого символа в ней.

ρ = m/V, где ρ - плотность, m – масса,
V – объём тела.

2.Определение (Словесная формулировка физической величины)
Правило 2: Чтобы дать определение физической величины, надо назвать величину, стоящую в левой части равенства и сказать, что она равна отношению величины, стоящей в числителе правой части , к величине, стоящей в знаменателе правой части равенства.

ρ = m/V – плотностью называется физическая величина, равная отношению массы тела к его объёму.

3.Физический смысл величины.
Правило 3: При делении именованных чисел с различными наименованиями единиц в результате получается величина, показывающая, сколько единиц величины, стоящей в числителе приходится на одну единицу величины, стоящей в знаменателе.
С=А/В – величина С показывает, сколько единиц величины А приходится на единицу величины В.

ρ = m/V – плотность показывает, какая масса содержится в единице объёма.

4.Единица физической величины
(в любой системе единиц).
Правило 4: 
С=А/В – за единицу величины С принята такая величина С, при которой на единицу величины В приходится единица величины А.

ρ = m/V – за единицу плотности принята такая плотность такого вещества, для которого в единице объёма содержится единица массы.

5.Единица физической величины в международной системе СИ.

ρ = m/V – за единицу плотности в СИ принята плотность такого вещества, для которого в одном кубическом метре содержится один килограмм массы.

6.Наименование (обозначение) единицы физической величины в СИ.
Правило 6: Чтобы получить наименование (обозначение) единицы физической величины С=А/В в СИ, надо наименование (обозначение) единицы физической величины А в СИ разделить на именование (обозначение) единицы физической величины В в СИ: [С]= [А]/[В]

[ρ] = [m]/[V] = килограмм/кубический метр = кг/м3

Давление.

1.Формула
Написать формулу и рассказать смысл каждого символа в ней.

Р=F/S, где Р – давление,  F – сила давления, S – площадь, на которую осуществляется давление.

2.Определение (Словесная формулировка физической величины)
Правило 2: Чтобы дать определение физической величины, надо назвать величину, стоящую в левой части равенства и сказать, что она равна отношению величины, стоящей в числителе правой части , к величине, стоящей в знаменателе правой части равенства.

Р=F/S – давлением называется физическая величина, равная отношению силы давления к площади, на которую она действует.

3.Физический смысл величины.
Правило 3: При делении именованных чисел с различными наименованиями единиц в результате получается величина, показывающая, сколько единиц величины, стоящей в числителе приходится на одну единицу величины, стоящей в знаменателе.
С=А/В – величина С показывает, сколько единиц величины А приходится на единицу величины В.

Р=F/S –давление показывает, какая сила действует на единицу площади.

4.Единица физической величины
(в любой системе единиц).
Правило 4: 
С=А/В – за единицу величины С принята такая величина С, при которой на единицу величины В приходится единица величины А.

Р=F/S – за единицу давления принято такое давление, при котором на единицу площади действует сила, равная единице.

5.Единица физической величины в международной системе СИ.

Р=F/S – за единицу давления в СИ принято такое давление, при котором на площадь 1м2 действует сила в один ньютон.

6.Наименование (обозначение) единицы физической величины в СИ.
Правило 6: Чтобы получить наименование (обозначение) единицы физической величины С=А/В в СИ, надо наименование (обозначение) единицы физической величины А в СИ разделить на именование (обозначение) единицы физической величины В в СИ: [С]= [А]/[В]

[Р]= [F]/[S] = ньютон/ квадратный метр = Н/м2

Энергия характеризует способность тел совершать механическую работу.

Е = ЕК + ЕП

Кинетическая энергия тела.
Формула.

ЕК = mv2 / 2,
где m – масса тела, v – скорость тела.

Определение.

Кинетическая энергия – это энергия, которой обладает движущееся тело. Она равна половине произведения массы тела на квадрат скорости.

Единица измерения.

К] = кг * м2 / c2 = Н * м = Дж

Что означает 1Дж?

1Дж – это такая энергия движущегося тела, которое сможет совершить работу 1Дж.

Потенциальная энергия тела, поднятого на высоту h, над поверхностью земли.
Формула.

ЕП = mgh,
где m – масса тела, g – ускорение свободного падения, h – высота.

Определение.

Потенциальная энергия – это энергия, которой обладает тело, массой m, поднятое на высоту h над поверхностью земли. Она равна произведению массы тела на ускорение свободного падения и высоту h.

Единица измерения.

П] = (кг * м / с2) * м = Н * м = Дж

Что означает 1Дж?

1Дж – это такая потенциальная энергия тела, поднятого на высоту h, которое сможет совершить работу в 1Дж

Потенциальная энергия упругой деформции.
Формула.

ЕП = кх2 / 2,
где к – коэффициент жёсткости,
х - деформация

Определение.

Потенциальной энергией упругой деформации называется энергия, которой обладает упруго деформированное тело. Она равна половине произведения коэффициента жёсткости на квадрат деформации

Единица измерения.

ЕП = Н * м2 / м = Дж

Что означает 1Дж?

1Дж – это такая потенциальная энергия упругой деформации, при которой силы упругости смогут совершить работу в 1Дж.


Опр. Энергия характеризует способность тел совершать механическую работу

Е = ЕК + ЕП

Теорема о кинетической энергии.
Работа равна  изменению кинетической энергии.

А = ЕК2 – ЕК1

Работа равна убыли потенциальной энергии.

А = - (ЕП2 – ЕП1),
А = mgh
1 – mgh2,
А = КX1 2 / 2 – KX2 2  / 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образовательных технологий в образовательной деятельности.

Использование совпеменных образовательных технологий в образовательной деятельности....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии, развитию речи и рисованию с использованием электронных образовательных ресурсов по теме «Овощи моего огорода» на IV Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Формула будущего

Образовательные цели:закрепить и расширить обобщенные представления детей об овощах, о их внешнем виде, сборе урожая;упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде и числе.Развивающ...

Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе, практической деятельности педагога дополнительного образования

Я, педагог дополнительного образования Павлов Юрий Максимович регулярно изучаю и использую в работе современные образовательные технологии, которые делают процесс обучения детей предмету «Колокольный ...

«Использование специализированного оборудования и программного обеспечения для организации урочной и внеурочной деятельности обучающегося с ОВЗ, находящегося на надомном обучении, с использованием дистанционных образовательных технологий»

Дистанционное обучение, как форма организации учебного процесса, основывающаяся на применении новых и традиционных информационных технологий, выступает как основное средство, которое облегчает получен...

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в подготовительной группе с использованием техники «граттаж» Тема: «Путешествие в морские глубины».

В материале представлен конспект ООД в подготовительной группе по нетрадиционной технике в стиле "граттаж". Введен психологический настрой. Использованы загадки, физкультминутка, пальчиковая...

«Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) на уроках и во внеурочной образовательной деятельности»

Выступлениена МО учителей русского языка и литературы «Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) на уроках и во внеурочной образовательной деятельности»...