Проект модульного построения программы по физике в 7 классе.
методическая разработка по физике (7 класс) по теме

Рослова Тамара Анатольевна

Цель модульного обучения состоит в создании наиболее благоприятных условий развития ученика. Развиваются познавательные, коммуникативные способности личности, у каждого учащегося формируются общеучебные умения и навыки самообразования.Результат достигается за счёт постоянного положительного роста самомотивации на каждом этапе деятельности.

Освоение материала происходит в процессе завершённого цикла учебной деятельности, причём подоазумевается вариативность уровня сложности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_modulnogo_postroeniya_programmy_po_fizike.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Проект модульного построения программы по физике.

Цель модульного обучения состоит в создании наиболее благоприятных условий развития личности путём гибкости содержания обучения, приспособления к индивидуальным потребностям личности и уровню её базовой подготовки посредством организации учебно-познавательной деятельности(Борисова Н.В. «от традиционного через модульное к дистанционному образованию»).

Модульное образование обеспечивает обязательную проработку каждого компонента дидактической системы и его наглядное представление, предусматривает чёткую структуризацию содержания обучения, последовательное изложение теоретического материала, обеспечение учебного процесса методическим материалом и системой оценки и контроля знаний, позволяющий корректировать процесс обучения. Модульное образование предусматривает вариативность обучения, адаптацию учебного процесса к индивидуальным возможностям и запросам обучающихся.

Главная цель модульного обучения – создание гибких образовательных структур как по содержанию, так и по организации обучения.

При построении учебного материала используется принцип модульности: материал делится на блоки, из которых строится курс. Освоение материала происходит в процессе завершённого цикла учебной деятельности, причём подразумевается вариативность уровня сложности.

В каждом крупном блоке выделяется несколько модулей:

-1 модуль(1-5 урока) – устное изложение учителем основных вопросов тем, раскрытие узловых понятий.

-2 модуль (3-5 уроков) – самостоятельная и практическая работа, где учащиеся  под руководством учителя работают с различными источниками информации, прорабатывают материал, обсуждают, дискутируют. Уроки- практикумы, лабораторные работы, решение задач, конференции, игры, презентации.

-3 модуль(1-2 урока) – повторение и обобщение тем.

-4 модуль(1-2 урока) – контроль знаний по теме.

-5 модуль(1 урок) – коррекция знаний по теме.

7 класс.

Блок

Содержание блока

Введение

(3 ч.)

1.Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыт. Физические величины и их измерение.-2 ч.

2.Лабораторная работа №1 «Измерение объёма жидкости с помощью измерительного цилиндра».-1 ч.

Движение и взаимодействие  тел.

(11 ч.)

1.Механическое движение. Инерция. Масса. Плотность вещества.-3 ч.

2.Лабораторная работа №2 «Измерение массы тела на рычажных весах».

Лабораторная работа №3 «Измерение плотности тела».

Решение задач:

-на расчёт пути и времени движения;

-на расчёт массы и объёма тела.-5 ч.

3.Повторение и обобщение темы.-1 ч.

4.Самостоятельная работа по теме.-1 ч.

5.Коррекция знаний по теме.-1 ч.

Силы.

(7 ч.)

1.Сила. Сила тяжести. Равнодействующая сила. Сила упругости. Закон Гука. Динамометр. Вес тела. Сила трения. Трение в природе и технике.-2 ч.

2.Лабораторная работа №4 «Измерение силы с помощью динамометра».

Решение задач по теме.-2 ч.

3.Повторение и обобщение темы.-1 ч.

4.Контрольная работа по теме.-1 ч.

5.Коррекция знаний по теме.-1 ч.

Работа и мощность.

(10 ч.)

1.Механическая работа. Мощность. Блок. Другие механизмы. Коэффициент полезного действия.-3 ч.

2.Лабораторная работа №5 «Выяснение условия равновесия рычага»

Лабораторная работа №6 «Определение КПД наклонной плоскости» Решение задач по теме.-4 ч.

3.Повторение и обобщение темы.-1 ч.

4.Контрольная работа по теме.-1 ч.

5.Коррекция знаний по теме.-1 ч.

Строение вещества.

(8 ч.)

1.Строение вещества. Молекулы и атомы. Диффузия. Взаимодействие молекул. Смачивание и капиллярность. Агрегатные состояния вещества. Строение жидких, твёрдых и газообразных тел.-4 ч.

2.Лабораторная работа №7 «Определение размеров малых тел»-1 ч.

3.Повторение и обобщение темы.-1 ч.

4.Тест по теме.-1 ч.

5.Коррекция знаний по теме.-1 ч.

Давление твёрдых тел, жидкостей и газов.

(13 ч.)

1.Давление и сила давления. Давление в природе и технике. Давление газа. Применение сжатого воздуха. Закон Паскаля. Гидростатическое давление. Давление на дне морей и океанов. Исследование морских глубин. Сообщающиеся сосуды. Атмосфера и атмосферное давление. Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Манометры. Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс.-5 ч.

2.Решение задач по теме.-5 ч.

3.Повторение темы.-1ч.

4.Контрольная работа по теме.-1 ч.

5.Коррекция знаний по теме.-1 ч.

Архимедова сила. Плавание тел.

(10 ч.)

1.Действие жидкости и газа на погружённое в них тело. Закон Архимеда. Плавание тел. Плавание животных и человека. Плавание судов. Воздухоплавание.-4 ч.

2.Лабораторная работа №8 «Измерение выталкивающей сил (архимедовой) силы.

Решение задач по теме.-3 ч.

3.Повторение темы.-1 ч.

4.Контрольная работа по теме.-1 ч.

5.Коррекция знаний по теме.-1 ч.

Повторение.

(6 ч.)

1.Механическое движение. Плотность вещества. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Сила трения. Механическая работа. Мощность. Рычаг. Правило моментов. КПД.-5 ч.

2. Обобщающее повторение.-1 ч.

3.Итоговый тест.-1 ч.

4.Итоговое занятие.-1 ч.

Модульная программа  «Строение вещества».

В процессе работы над учебными элементами учащиеся должны овладеть следующими знаниями:

 1 из чего состоят вещества;

2. как происходит диффузия;

3.как взаимодействуют молекулы;

4.что такое смачивание и капиллярность;

5.как устроены жидкости, твёрдые тела и газы.        

Умения и навыки: научиться определять размеры малых тел.    

1 модуль. Изучение нового материала.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного содержания

 1.

Строение вещества. Молекулы и атомы. Цель: знать, чем объясняется способность тел изменять свой объём, какие явления, опыты показывают, что тела состоят из мельчайших частиц, что между ними есть промежутки. Знать, что называется молекулой, атомом, из каких атомов состоит молекула воды.

Изучить материал § 25,26.

Задания:

1.Сделать подписи к рисункам 65-69.

2.Сформулировать вопрос к рис. 71.

Вопросы для самоконтроля:

Вопросы  на стр.65, 68.

Сверьте ваши ответы с ответами в таблице учителя. Оцените вашу работу. Если есть ошибки, установите их причину.











Учебником не пользоваться!

Оценки ставьте в таблицу.

Самостоятельно оцените, достигли ли Вы цели. Для этого вернитесь к началу модуля и прочтите цели.

О

2.

Диффузия. Цель: знать, что такое диффузия, причины и механизм явления, что скорость диффузии в различных телах различна.

1.Изучить §27.

2.Ответить письменно на вопросы: что такое гипотеза? Какую гипотезу высказали учёные о поведении молекул, наблюдая явление диффузии в газах, жидкостях? С какой целью был поставлен опыт, в котором пластины свинца и золота прижимались друг к другу?

3.Нарисовать модели поведения молекул, объясняющие существование диффузии. В чём сущность диффузии?

4.Составить план проведения опыта, позволяющего вычислить скорость протекания диффузии, и опыта, позволяющего сравнить скорости протекания диффузии в различных веществах.








Можно пользоваться рис. 73 стр. 70.

Сверьте ваши ответы с ответами в таблице учителя.

Оцените вашу работу. Если есть ошибки, установите их причину.

Оценки ставьте в таблицу.

Самостоятельно оцените, достигли ли Вы цели. Для этого вернитесь к началу модуля и прочтите цели.

3.

Взаимодействие молекул. Смачивание и капиллярность. Цель: Уметь приводить примеры из учебника, подтверждающие существование сил взаимодействия между молекулами. Уметь объяснять явления смачивания и несмачивания, капиллярности, приводить примеры проявления этих явлений по тексту учебника.

1.Изучить §28, 29.

2.Ответить на вопросы: как можно обнаружить взаимодействие молекул в опыте, если они не видны? 3.Объяснить утверждение: «Силы притяжения и отталкивания молекул вещества существуют одновременно». Придумать, как показать существование сил взаимодействия схематически, с помощью условных знаков, рисунков, графиков или ещё каким-нибудь образом. Что произошло бы, если бы между молекулами существовали6 а) только силы отталкивания; б) только силы притяжения?

Рис.75 стр. 73

Сверьте ваши ответы с ответами в таблице учителя.

Оцените вашу работу. Если есть ошибки, установите их причину.

Оценки ставьте в таблицу.

Самостоятельно оцените, достигли ли Вы цели. Для этого вернитесь к началу модуля и прочтите цели.

4.

Агрегатные состояния вещества. Строение твёрдых, жидких и газообразных тел. Цель: назвать три агрегатных состояния вещества, уметь приводить примеры из учебника, объяснять поведение жидких, твёрдых и газообразных тел с позиций молекулярного строения. Знать основные положения МКТ.

Изучить §30,31

1. Составить список явлений, которые объясняются основными положениями МКТ строения вещества.

 2.Сделать подписи к рисунку 80, а, б, в.

3. Высказать суждение о роли теоретических знаний в познании человеком природы (на основе только изученной темы).

4.Составить список веществ, относящихся к твёрдому, жидкому, газообразному состоянию в естественных природных условиях.

Фамилия

1

2

3

4

Выходной контроль

Итоговая оценка

Само-

оценка

Оценка учителя

Само-оценка

Оценка учителя

Само-оценка

Оценка учителя

Само-

оценка

Оценка учителя

Учитель

Учитель

Что даёт модульное построение учебного материала?

-Развитие познавательных, коммуникативных способностей личности, возможность сформировать у каждого выпускника школы необходимые общеучебные умения и навыки самообразования.

Результат достигается за счёт постоянного положительного приращения в развитии человеческого «само», мотивации на каждом этапе, сотрудничестве, не создающем дополнительных жизненных проблем ученику.

Литература: Борисова Н.В. «От традиционного через модульное к дистанционному образованию» ВИПК 1999 г.

Мартынова Н.К. «Физика. Книга для учителя». Просвещение  2003 г.

Громов С.В., Родина Н.А. Физика 7 класс  Просвещение 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект рабочей программы по физике 7 класс ФГОС второго поколения

проект содержиттитульный лист, цели и задачи изучения физики в 7 классе в соответствии с ФГОС второго поколения, тематическое планирование и т.д....

Проект рабочей программы по физике 7 класс

содержание рабочей программывыступление на совещании заместителей директоров по УВР...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ 11 КЛАСС ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ (Авторская программа Г. Я. Мякишева) 5 часов в неделю.

Примерная программа среднего (полного) общего образования: «Физика» 10-11 классы (профильный уровень) (Физика.Астрономия.7-11 классы./сост. В.А.Коровин,В.А.Орлов.-М.:Дрофа,2008) и авторской программы ...

Проект модульного построения программы по физике в 8 классе.

Модульное проектирование учебной программы предполагает отказ от обучения в режиме "параграф - урок". Программа разбивается на модули. Модуль -это отрезок времени от постановки одной "стратегической" ...

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...


 

Комментарии

Рослова Тамара Анатольевна

При переходе на новые образовательные стандарты ученики должны будут больше работать самостоятельно, каждый этап их работы будет проверяться и оцениваться.Модульное построение учебной программы соответствует этим требованиям.