Урок-игра.Пресс-конференция "Наш дом - Земля".
методическая разработка по физике на тему

Урок-игра пресс-конференция «Наш дом – Земля».

Данную методическую разработку можно использовать, как на уроках физики экологической направленности, так и во внеурочной деятельности. 

В данной методической разработке использован региональный компонент.

В пресс – центре  Северо-Кавказского отделения общества охраны природы собрались: физики, химики, экологи и  корреспонденты различных СМИ. На вопросы корреспондентов отвечают специалисты. Их ответы сопровождает видео м соответствующие слайды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nash_dom_-_zemlya.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-пресс - конференция

Урок-игра

 НАШ ДОМ – ЗЕМЛЯ

Борисова О.Ф.

Учитель физики

МОУ гимназия №92

Г.Краснодар

Мы – дети Галактики.

Но самое главное –

Мы дети твои, дорогая Земля.

Ведущий: Среди открытий последних десятилетий, может быть, самым неожиданным стало «открытие» самой Земли. Наступило новое тысячелетие, и уже одно это заставляет людей задуматься над своим будущим и попытаться разумно осмыслить прошлое. «Надо видеть нашу Землю «сверху», из космоса, - сказал космонавт Виталий Севостьянов, – надо видеть её с беспредельной высоты, такой маленькой и чарующей, такой одинокой и дорогой, чтобы почувствовать, как мы её безмерно любим. Как на ладони, в различных уголках нашей планеты видны леса и горы, реки и океаны. (Слайды).И, конечно, сразу замечаешь, что всё то, что на самой Земле выглядит так величественно, далеко не безгранично, а это вызывает чувство особой ответственности за будущее нашей планеты, её природных богатств, места её мирозданий. Известный французский исследователь моря Жак Ив Кусто охарактеризовал этот период так: «Раньше природа устрашала человека, а теперь человек устрашает природу».

Мы находимся в пресс-центре Краснодарского отделения Всероссийского общества охраны природы.

Учёные – химики, физики, биологи, руководители институтов и лабораторий, краеведы ответят на вопросы представителей средств массовой информации.

        Председательствует сегодня руководитель пресс-центра Северо-Кавказского отделения общества охраны природы – фамилия…

Председатель: Уважаемые дамы и господа! Мы бережно относимся к наследию гениев. Угроз за нарушения уникального полотна Рембранта или скульптуры Микеланджело вызывает законное возмущение. Биологический вид как уникальное творение природы не менее ценен, чем картины Рембранта, но только специалисты знают о том, что сейчас из нашей биосферы исчезает не один вид животных ежегодно. (Слайды). Происходит это незаметно. И большинство не знает об этих бесценных утратах.

        «Самый страшный зверь на Земле» - гласит надпись при входе в один из германских зоопарков. Когда заинтересованный посетитель смотрит за железную решётку, он видит самого себя в зеркале. Безосновательна ли такая надпись? К сожалению нет!

        С лица Земли за последние 100 лет исчезли сотни видов животных, на грани исчезновения находятся ещё около 1000 видов. Биосфера постепенно начинает терять способность к самовосстановлению и больше не может справляться с той нагрузкой, которую возложил на неё человек. (Слайды).        Прошу «корреспондентов» задавать вопросы.

Корреспондент журнала «Знание – сила»: Каждый месяц Государственный Банк России публикует бюллетень курсов иностранных валют. Перечисляется длинный список: американские доллары, европейские евро. Их курс в рублях постоянно колеблется, отражая условность этих символов богатства того или иного государства. Правда ли, что единственной универсальной валютой, которой измеряется истинное богатство, являются не деньги, а энергия, не доллары, а киловатт-часы? Если это так, то, что служит источником этого богатства и как оно пополняется? Не является ли производство этих самых киловатт-час действием, наносящим вред природе?

Председатель: На этот вопрос я прошу ответить «представителя Российской академии наук – учёного физика».

Физик: Да, действительно, это так! Мало киловатт-часов – это тяжкий труд, труд от зари до зари, жизнь впроголодь, жалкие хижины, нищета. Много киловатт-час – это механизмы и автоматы, облегчающие физический труд. Это машины и искусственные удобрения, помогающие удвоить и утроить урожаи. Это обогреватели и холодильники, электролампы и лифты, радио и телевидение. Трудно представить наш мир без растений или без книг, или без гравитации. Но мир без энергии? Здесь не надо напрягать воображение.

        С 2011 года в мире добыто угля, нефти, получено электроэнергии и метала больше, чем за все предшествующие эпохи. Использование энергетических ресурсов – показатель уровня цивилизации, благосостояния. Век пара, век электричества и, наконец, атомный век представляют собой вехи в развитии энергетики. Сегодня мы черпаем энергию из огромного резервуара, созданного природой. Свыше 320 млн. автомобилей, 200 тыс. локомотивов, 120 тыс. самолётов, 400 тыс. кораблей ездят, летают и плавают по нашей планете.(Слайды) А сотни тысяч фабрик, больниц, школ, сотни миллионов холодильников, различной радиоаппаратуры, телевизоров! Резервы топлива на Земле велики, но не безграничны. По расчётам учённых, они могут быть исчерпаны в ближайшие 2-3 века. Становится очевидным, что человеку нужно открыть и освоить новые источники энергии.      

        Источники энергии делятся на не возобновляемые и возобновляемые. Не возобновляемые – энергия атома, нефть, газ, уголь, энергия тепла земных недр. Возобновляемые – энергия солнца, энергия приливов, энергия ветра, рек и т.д. что можно сказать по поводу этих источников энергии? Мало того, что запасы газа, нефти, угля небезграничны, - при сжигании этих веществ  образуются продукты сгорания, которые загрязняют атмосферу. Самая «чистое» топливо – ядерное, но здесь должна быть предусмотрена надёжная радиационная защита и решена трудная проблема захоронения радиоактивных отходов. Хранить их на дне океанов, во льдах Антарктиды, кратерах давно потухших вулканов? Предложений много, однако, окончательное решение ещё не выработано.

        Другим эффективным экологически «чистым» является энергия Солнца, к сожалению сегодня человек использует только 0,01% от общего количества солнечной энергии, достигающей Земли.

Корреспондент газеты «Нью сайенист»: Так ли уж мирно использование атома в мирных целях. Сейчас считается, что толковать не о чем, когда аварийный блок Чернобыльской АЭС «похоронен», а остальные три остановлены. Кто рискнёт ответить, что происходит сейчас в «саркофаге», в котором помещён четвёртый реактор? Полный ли порядок на других АЭС, где работают реакторы чернобыльского типа, ведь Чернобыль – это звонок из 20 века… У ядерной аварии нет границ. (Видео о Чернобыльской АЭС).

Председатель: На этот вопрос ответит директор Госпроматомнадзора.

Директор Госпроматомнадзора: Госпроматомнадзор сделал заключение, что главная причина взрыва четвёртого блока Чернобыльской АЭС кроется в недостатках конструкции реактора. Разрушенный вследствие этой катастрофы блок станции заключен в бетонный «саркофаг», за состоянием которого следят сейчас тысячи специалистов. Чтобы изучить состояние внутри саркофага, его пробурили в разных направлениях, установили в скважинах видеотехнику, датчики – всего около 100 приборов. Специалисты пришли к выводам, что самоподдерживающая реакция за стенами укрытия исключена. Между тем масса ядерного топлива, оставшегося в саркофаге оценивается в 150 +- 30 тонн. В результате взрыва под действием высоких температур топливо переплавилось с конструкционным материалом реактора, прожгло дно и ушло в нижнюю часть блока, в подреактивное помещение, где застыло в виде 20 метрового языка. Правда, попавшая в него влага, вызывает эрозию с последующим переходом урановых соединений в грунтовые воды.

        Отвечая на другой вопрос, могу сказать, что аналогичный потерпевшему аварию четвёртому блоку Чернобыльской АЭС, является первый блок Ленинградской АЭС. Он отработал 15 лет и был поставлен на капитальный ремонт. Ремонт этого блока не имеет прецедента в мировой практики: в нём заменены все 1693 технологических канала (это операция сравнима по сложности с пересадкой сердца), по существу создан новый реактор, причём без остановки реактора.

Корреспондент газеты «Московские новости»: Можете ли вы рассказать о последствиях распространения ядерного оружия, которое продолжает накапливаться?

Председатель: На этот вопрос ответит председатель городского фонда защиты мира – эколог.

Эколог: За время своего существования человечество пережило более тысячи воин, в которых погибло несколько миллиардов человек. Если бы уничтоженные во время воин средства обратить в золото, его хватило бы, чтобы опоясать Земной шар по экватору лентой толщиной 10 метров и толщиной 10 км. (на слайде горящий город). В сущности, человечество пережило только одну ядерную войну – в августе 1945 года. Кажется, можно бы было сделать выводы из горького опыта. Однако на необходимость исследования влияния возникающих в ядерных войнах массовых пожарах на климат Земли натолкнули не Хиросима и Нагасаки – типичные одноэтажные Японские города, где нечему было гореть, а Гамбург и Дрезден. Они действительно горели. Хотя там применялись обычные бомбы, концентрация энергия оказалась столь высокой, что возник огненный смерч – самоподдерживающаяся реакция горения. Горело всё: дерево, пластмасса, метал, железобетон. Тучи чёрного дыма затмили солнечный свет.

        Немецкий учёный Пауль Крутцен стал изучать это явление – огненный смерч. (На экране слайд - огненный смерч).  Он вычислил, что при обширных пожарах, которые возникнут, если на большие города упадут ядерные бомбы, в воздух поднимется огромное количество сажи, атмосфера станет непроницаемой для солнечного света.

        Представим себе жуткую картину. В северном полушарии разрушено тысяча больших городов. Пять тысяч мегатонн сажи в воздухи. Взметнувшиеся в воздух пепел, тучи пыли и сажи задерживают весь солнечный свет. Сажа оседает гораздо медленнее, чем пыль. Даже и через год на «полем боя» будет стоять беспросветная ночь. Ночь над Парижем, над Лондоном, над Москвой. Впервые же дни температура у поверхности Земли резко упадёт на 15-20 градусов Цельсия. Местами похолодание будет ещё сильнее: например в центре Сибири на 40-45 градусов Цельсия. Известно, что в 1816 из-за извержения Тамбора на Земле не наступило лето, из-за большого слоя пыли, температура понизилась на 0,6 градусов Цельсия. Северная Америка в августе покрылась слоем снега толщиной 3 см. По всему миру бушевала эпидемия Тифа. Люди голодали. И всё из-за снижения температуры на 0,6 градусов Цельсия. Если температура понизится на 1 градус Цельсия, то Канада превратится в безлюдную зону. Мегатонные взрывы, огненные смерчи, кромешная тьма и пятидесятиградусный мороз. Всем живущим на Земле стало ясно, что мы находимся на решающем этапе своей истории, когда решается вопрос: есть ли у нас будущее? От нашего поколения зависит, будет ли продолжаться история человечества или прекратится вместе с нами.

Корреспондент журнала «Здоровье»: Я хочу задать вопрос медикам: нет ли у вас свидетельств очевидцев, переживших ядерную катастрофу?

Председатель: Ответьте, пожалуйста, доктор, на этот вопрос!

Доктор: (На экране слайд - вид разрушенного города. Слайд - ядерный гриб). 2 августа 1995 года, на кануне пятидесятилетия атомной трагедии Японская газета «Ддейли Иомиури» поместила на своих страницах воспоминания господина Хиротто Мураока – жителя Нагасаки, чудом уцелевшего в пепле ядерной бомбардировки. Я зачитаю фрагменты его воспоминаний.

        «6 августа, родители, два брата и сестра на улицу Камомоти. А мы с братьями и сёстрами остались дома, как вдруг тревожно завыла сирена. Я вышел на улицу и увидел, как что-то сверкающее золотом полетело кружась вниз. Я залюбовался зрелищем. Внезапно яркая вспышка, похожая на молнию, озарило небо. «Какой ужас!» – мелькнуло в мозгу. Я бросился в дом, чтобы забрать братьев и сестёр, и увести их в убежище. Когда я зашёл в дом, нахлынула страшная взрывная волна. Сильно сдавило грудь. Эту боль забыть невозможно. Стены дома рухнули. Я успел выскочить на улицу и увидел громадное облако, похожее на гриб. Было около 10 утра, к платине бежали люди почти без одежды, их обожжённые тела кровоточили. Кругом было море огня. Я отправился искать родителей и братьев. Я шёл по улице Иокогава. Я видел, как по ней шли и, умирая, падали люди. Во круг обгоревшие трупы детей, школьников. Волосы на их головах остались лишь там, где были пилотки. Полил чёрный дождь. «Странный дождь» - мелькнуло в голове. И всё же вопреки всему я продолжал искать семью. Тут и там слышались слабые стоны: «Воды… Воды… Помогите». Хотя рядом текла вода, ни у кого не было сил набрать её. Я черпал воду и поил людей, а уж в лечении помочь я ни как не мог. И вот так брёл я много часов подряд и ничего не узнал о своих родных.

        В тот день погиб один мой брат, другой брат был поднят взрывной волной и брошен в реку. У матери лицо так распухло, что мы лишь по голосу узнали, что это наша мать. Она получила первую помощь, но скончалась в школе, ставшей пунктом медицинской помощи. Младшая сестра сама смогла вернуться домой из школы, но в тот же день по полудни умерла. Отец прожил до середины августа, его мучили страшные боли. Он ничего не мог есть и в конце концов тоже умер. Я поставил в ряд сразу пять гробов, но от горя у меня даже не было слёз».

Корреспондент журнала «Наука и жизнь»: Мы много говорим о ядерной энергии, о её мирном и увы, немирном использовании. Скажите, какие ещё проблемы волнуют сегодня экологов?

Председатель: На этот вопрос ответ учёного-океанолога.

Учёный-океанолог: Несмотря на свои огромные размеры, сегодня в опасности находится весь мировой океан. Наибольшую опасность представляет химическое загрязнение вод. Океан превратился в свалку контейнеров с отравляющими и сильно токсичными веществами. Поразительно высокое содержание мышьяка в Балтийском море, объясняется это тем, что более 50 лет назад Германскими военно-воздушными силами было затоплено 7 тыс. тонн этого продукта. Такого количества достаточно, чтобы трижды убить население земного шара.(Видео).

        Уже были замечены случаи ожогов рыбаков о рыбу, покрытую язвами и опухолями вследствие заражением ипритом. Это захоронение является одним из преступлений фашистов. Самым распространённым и самым опасным загрязнителем являются углеводы, те, что в обычной жизни мы называем нефтью. Существуют три источника нефтяного загрязнения. Первый – катастрофы танкеров, второй – выброс нефти во время вхождения бура в нефтяной пласт и третий – сброс сливных вод нефтяных танкеров.

        Известный норвежский путешественник, этнограф и археолог Тур Хейердал, пересёкший Тихий, Атлантический и Индийский океаны, в докладе на международной конференции, посвящённой охране окружающей среды, сказал: «Когда мы в 1947 году, наш плот ‘Кон-тики’ за сто дней прошёл 8000 км в Тихом океане, экипаж на всём пути нигде не видел следов человеческой деятельности. Океан был прозрачен и чист. Но мы пережили настоящий шок, когда в 1969 году плывя на парусной лодке Ра-2, мы ежедневно брали пробы воды, она была сильно загрязнена никелем и ванадием».

        С загрязнением Мирового океана нужно бороться! Либо борьба за океан сегодня, либо смерть от голода завтра!

Редактор программы «Человек и природа» Всероссийского радио»: Я хочу спросить специалистов из Всероссийского общества охраны природы. Каково сегодня состояние атмосферы крупных городов, а также Краснодара, где проходит наша конференция?

Председатель: На этот вопрос ответит химик.

Химик: Установлено, что человек может прожить без пищи 5 недель, без воды – 5 дней, но всего 5 минут без воздуха. Ясно, насколько важен такой элемент, как чистый воздух. У Французов есть горькая шутка: «Парижанина легко можно распознать при вскрытии трупа: его лёгкие черны, как уголь». Действительно, состояние атмосферы вызывает сегодня обоснованную тревогу. Например, в Детройте (центре Американской автомобильной промышленности) человек вдыхает столько газов, что это равноценно выкуриванию 25 сигарет, а работник транспорта в центре Лондона подвергается «выкуриванию» 100 сигарет.

        Полиция в Токио во время транспортного пика сменятся на улицах каждые пол часа, чтобы какое-то время подышать кислородом из металлических баллонов.

        В Москве в атмосферу ежегодно выбрасывается от полутора до двух с половиной млн. кубометров вредных веществ. Основные источники их – промышленные предприятия, транспортные средства.

        Эти данные не могут не вызывать тревогу.

        Что же касается второй части вопроса о Краснодаре, то следует особо остановиться. Ведь все мы знаем об уникальности Краснодарского края. Вряд ли есть ещё место на Земном шаре, где можно встретить такое разнообразие природных условий. От умеренно-континентального климата на севере до субтропического на юге. Кубань известна курортами, Кубанскими чернозёмами, а так же несметными богатствами, таящимися в недрах. (Слайды о Краснодарском крае).

        Буквально вопиёт о помощи Азово-Черноморское побережье. Минувший сезон как никогда показал его беды. Море так загрязнено стоками, что потеряло способность к самоочищению. Каждый из нас, проезжая вдоль побережья видел и белёсые дымы Новороссийска и   грудище не оборудованных канализациями баз отдыха в бухте Инал, и нефтяные пары Туапсе, и строительство олимпийских объектов в городе Сочи. ( Слайды). А гербицидный тайфун, пронёсшийся над Кубанью. Проба воды в Кубани показала, что метафоза в воде содержится в 6000 раз больше допустимой нормы. Если присоединить к этому уничтожение растительного (всем нам известна весенняя цветочная лихорадка) и животного мира, то начнёшь задумываться, где же придел? (Слайды).

        Не лучше обстановка и в Краснодаре. Самые неблагополучные округа в городе – Центральный и Карасунский, в которых находятся такие предприятия, как масложиркомбинат и Краснодарская ТЭЦ. Не улучшает экологию города и свалка, находящаяся чуть ли не в центре города, в районе мясокомбината. (Слайды).

        Председатель: Наша пресс-конференция подходит к концу. Конечно, мы не смогли затронуть все экологические проблемы. Мы говорили о состоянии окружающей среды, о вредных воздействиях на организм человека многих неблагоприятных факторов. Но ведь кроме человека в природе существуют и животный, и растительный мир. И состояние их тоже вызывает большую тревогу. Многие животные и растения занесены в Красную книгу, находясь на гране полного исчезновения и вымирания. Требуются срочные меры по их сохранению!                  

Использованная литература.

  1. «Модернизация образовательных систем: от стратегии до реализации» Сб. науч. Трудов В.Н. Ефимов,под общ. ред Т.Г.Новиковой. – М.:АПК и ПРО, 2010.
  2. Кумачев А.И. «Проблемы системности в экологическом образовании».  Актуальные проблемы экологического образования и воспитания: Тезисы доклада республиканской научно-практической конференции. Минск, 17-19 ноября, 2009.
  3. Лихачев Б.Т. Структура экологической культуры личности и педагогические основы её формирования.// Сборник «Экологическое образование в России: теоретические аспекты». М.: «Экология и образование», 1997
  4. Урсул А.Д. «Модель образования XXI века: устойчивое развитие и экологическая безопасность». Вестник экологического образования в России. № 2 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Рельеф Земли. Сейсмические пояса Земли".

План- конспект урока по географии 7 класс,  на тему " Рельеф Земли. Сейсмические пояса Земли"...

Конспект классного часа "Земля отцов -моя земля"

Методическая разработка классного часа для учащихся 5 -го класса - победитель кревого конкурса методических материалов в рамках проведения фестиваля "Навстречу юбилею"!...

Гравитационное поле Земли. Ускорение свободного падения Земли.

Описано гравитационное поле Земли, ускорение свободного падения Земли, движение тела, брошенного под углом к горизонту, баллистическая траектория....

Классный час. Земля отцов-моя Земля (6 класс)

Цель: формировать у учащихся ответственность за сохранение культурно-исторического наследия родного края, сознание причастности к прошлому, настоящему, будущему казачества. Речь пойдет о нашем к...

Тест по географии 7 класс по темам "Гидросфера Земли. Биосфера Земли. Земля - планета людей".

Тест по географии 7 класса предназначен для проверки знаний учащихся по темам "Гидросфера Земли. Биосфера Земли. Земля - планета людей". Учебник: Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География мате...

Технологическая карта урока на тему: "Земля - планета Солнечной системы. Гипотезы возникновения Земли. Формы и размеры земли. Их географические следствия"

технологическая карта урока на тему: "Земля - планета солнечной системы. Гипотезы о возникновении Земли. Формы и размеры Земли. Их географические следствия"...