Методическая статья из опыта работы "Моя педагогическая философия"
статья по физике по теме

Моя система работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_pedagogicheskaya_filosofi1.docx25.87 КБ

Предварительный просмотр:

Моя педагогическая философия.

Нельзя жить, не осмысливая духовно жизнь. Без философии  (своей, личной, жизненной) может быть нигилизм, цинизм…,   но не жизнь. Но ведь философия есть у каждого. Надо растить ее в себе, потому что она  поддерживает  жизнь в нас…

                                              Л. С. Выготский.

Педагогика должна быть философией или вообще не быть.

                                             М. Лангерфельд.

               Передавая знания своим питомцам, я передаю им свои мироощущение, понимание человека, стиль мышления, чувства.  Я  далека  от  мысли  воспитывать и  обучать себе подобных.  Это невозможно, да и не нужно, ведь каждый человек – индивидуальность. Важно, что мои личные качества и культура скажутся на развитии учеников.

               Каковы же основные философские и методологические принципы, на которые я опираюсь при решении проблем обучения и воспитания?

               Главный из них – формирование системы ценностей, идеалов, т. е. тех эталонов, которые соответствуют  социально обусловленным приоритетам развития культуры. На мой взгляд, система ценностей современного человека включает в себя:

  • ощущение человеком личной свободы, желания и готовности к самореализации в обществе;
  • осознание собственного достоинства и уважение достоинств  другого человека;
  • способность к творчеству и саморазвитию;
  • совесть, которая позволяет сделать достойный моральный выбор;
  • любовь к жизни,  людям, своему делу  (что особенно важно для педагога, который формирует душу ребенка, ибо, как писал И. Песталоцци, «чтобы изменить людей их надо любить.  Влияние на них пропорционально  любви к ним» );
  • умение видеть, чувствовать, беречь и самому созидать красоту.

             Очень важным считаю принцип гуманизации процессов обучения и воспитания, который предполагает создание условий для раскрытия и реализации возможностей каждого ребенка. Обучение в школе не должно давать знания ради самих знаний, формировать навыки только  ради профессиональной деятельности. Знания и навыки должны помогать  человеку жить в согласии  с природой и обществом, понимать себя и жить в согласии с самим собой. Школа должна научить самосознанию, самоанализу, дать толчок саморазвитию.

             Исключительно значим для педагога и диалектический подход к оценке и анализу своей деятельности. Он позволяет избегать однозначности в оценке возможностей, способностей, поступков учеников, а также в оценке научных фактов, идей, течений. Мир природы, мир людей и внутренний мир каждого отдельного человека противоречивы и неоднозначны. Педагогу важно видеть внутренние конфликты у своих подопечных (ведь именно они движут развитие личности), корректировать и направлять разрешение этих противоречий в нужное русло.

              Кроме того, диалектика помогает учителю избегать догм и подвергать сомнению устоявшиеся истины. Мир постоянно и стремительно меняется, вместе с ним – и социальный заказ общества. В этих условиях важно  уметь корректировать свои взгляды на жизнь, на преподаваемый предмет, на методы обучения.

               Ценным считаю синергетический методологический принцип в педагогической деятельности. Я ищу такие приемы и способы преподавания, чтобы перевести ученика из «организуемой» в самоорганизующуюся личность. Я должна чутко и своевременно реагировать на состояние души и сознания ученика, чтобы педагогическое воздействие способствовало бы его саморазвитию.

                 Стараюсь осуществлять и личностно-целостный подход, который опирается на интеграцию знаний о человеке – его физиологии и психологии.

                  Еще один методологический принцип, которым я руководствуюсь, - это герменевтический принцип. Он предполагает, что ученик должен понимать смысл изучаемого материала. Это особенно важно для формирования мировоззрения, поскольку законы физики всеобщи и фундаментальны, они лежат в основе научной картины мира. Необходим такой уровень осмысления физики, при котором ученик понимает, для чего ему нужны знания, умения, навыки, которые он приобретает в процессе изучения предмета.

                 Завершу краткое изложение своих философских взглядов на проблемы педагогики словами Н. Г. Чернышевского: «У кого не ясны принципы во всей логической полноте и последовательности, у того не только в голове  сумбур, но и в делах чепуха»  Они объясняют, почему я придаю  большое значение принципам, на которых следует строить свою педагогическую деятельность.

                                Система преподавания физики.

                В нашей школе изучение физики ведется на базовом  и углубленном уровне. Углубленное преподавание физики осуществляется через:

-пропедевтическое  обучение -5-6 классы;

-углубленное изучение 7-11 классы.

                   Отправная точка преподавания физики – формулировка целей. Основные образовательные цели: усвоение основ физики как фундаментальной науки; формирование физического образа окружающего мира (физической картины мира).  Я дополняю их развивающимися целями  (развитие интеллекта школьников, навыков самостоятельного учебного труда, творческих способностей учеников)  и воспитательными целями  (воспитания чувства уважения к себе, уверенности в своих возможностях через успешность обучения и личностные достижения и уважения к другому человеку, его суждению, мнению, позиции; воспитание тактичности и вежливости в общении с людьми, ответственного отношения к своим обязанностям).

                   Достижение этих целей обеспечивает, на мой взгляд, такое освоение школьниками научных представлений о структуре и закономерностях окружающего мира, которое соединяет знание, понимание, адекватный выбор способов деятельности.

                    Важнейшим направлением своей деятельности я считаю работу над содержанием физического образования в школе, которая заключается в построении наиболее логичной структуры изучения различных разделов физики. Я строю изучение любого раздела физики таким образом, чтобы фундаментальные понятия и всеобщие законы использовались в качестве стержневой идеи для объяснения сути явлений, тем самым иллюстрируя универсальность,  как самих понятий, так и приемов их использования.

                       Содержание образования построено таким образом, что способствует постепенному самоопределению учащихся, которые к VII классу должны решить, какой профиль их больше устраивает: гуманитарный или математический. На третьей ступени обучаются школьники, которые имеют высокую мотивацию обучения, хорошие способности к изучению предметов  естественно – математического цикла. При этом им вновь предоставляется выбор: продолжить получать фундаментальные знания по всем основам наук или обучаться в классе, ориентированном на профессиональную подготовку.

                           Ключевыми задачами учителя физики являются: формирование у учащихся физико-математических классов оценочного отношения  к окружающему миру, к общечеловеческим проблемам; ответственность за последствия научных открытий в области естественных наук; осознание пагубных последствий вторжения в сложные органические системы.  «Если бы я знал, к чему это приведет, я бы стал мусорщиком» (А. Эйнштейн). «Наша  ответственность гораздо больше, чем мы могли бы предполагать, так как распространяется на все человечество» (Ж. П. Сартр).

                         Оставаясь в рамках государственной программы по физике, я корректирую ее содержание и последовательность изучения тем, чтобы обеспечить согласованность с программами других предметов (математики, химии, информатики, биологии).

                      Большое внимание уделяю определению способов введения и дальнейшего развития физических понятий. В ряде случаев использую подход к формированию понятий, предложенный В. В. Давыдовым и описываемый схемой: движение от бессодержательно - абстрактного к конкретному и затем через конкретное к подлинно абстрактному и всеобщему. Такой подход применяю к формированию фундаментальных понятий энергии, импульса, момента импульса. Однако существуют понятия, законы и зависимости, которые, на мой взгляд, целесообразнее вводить и осмысливать, опираясь на жизненный опыт учащихся (давление, закон Паскаля, температура и т. д.)

                   Особое внимание уделяю языку изложения материала. Главный критерий – доступность изложения, ибо через речь, словесное описание явления происходит осмысление  его сущности. Важным считаю анализ физической терминологии. Житейское понимание часто помогает обобщить смысл слов до уровня научных понятий.

                   На уроках я постоянно учу школьников говорить на языке физики. Для этого использую словесные логические цепочки, в которых выстроены кратко сформулированные утверждения, факты, выводы, формулы. Такая цепочка служит для ученика как бы каркасом его монологического рассказа по изучаемому вопросу; ее он может дополнять, расширять, оставляя неизменной логику доказательств или рассуждений. Подобная работа (по речевому образцу) не только помогает школьнику изложить какой-то конкретный материал, но и вырабатывает у него привычку рассуждать и выражать мысли логично, последовательно, убедительно.

                 Важным считаю для себя связь преподавания физики с родственными предметами (математикой, биологией, химией, информатикой): она позволяет показать общность и единство законов природы и путей ее познания, помогает ученикам увидеть явление или прием решения задачи с многих сторон, применить знания в нестандартной ситуации, переносить их из одних областей в другие. Особенно ценны в этом плане бинарные уроки, подбор задач с физическим содержанием для уроков математики и химии, объяснение биологических процессов с точки зрения физики и др.

                 Кроме использования традиционных алгоритмов решения задач считаю необходимым использование логики и приемов ТРИЗа и поиска различных вариантов решения задачи. В большинстве случаев предлагаю учащимся найти несколько способов решения одной задачи, проанализировать их, выявив достоинства и недостатки, определить оптимальный способ. Практикую также постановку лабораторного эксперимента по условию решенной теоретической задачи. Это заставляет ученика переносить абстрактные умения и навыки в сферу практической деятельности.

                     Большое внимание уделяю созданию системы практических и лабораторных работ, органично сочетающихся с теоретическим материалом. Мною разработаны лабораторные практикумы по темам «Геометрическая оптика» (7, 11кл.), «Сила трения» (9кл.), «Законы постоянного тока» (8, 10кл.), «Сила Архимеда» (7, 8кл.). Лабораторные практикумы  включают работы обучающего характера (выработка навыка практического действия)  и творческого (экспериментальные задачи). Работы практикума выполняются в определенной последовательности: от действия по образцу к самостоятельной деятельности (как по определению метода решения экспериментальной задачи, так и по его практическому выполнению).

                    Важный и полезный прием обучения – использование элементов опережающего обучения, которое осуществляю, как правило, при помощи задач. Способ их решения основан на текущем материале, а описываемое явление изучается в другом разделе физики. Этот прием способствует осознанию учащимися общности фундаментальных законов, идей, теорий, единства мира и дает возможность в дальнейшем организовать деятельность ученика, при которой доля его самостоятельных действий по овладению новыми знаниями будет значительно увеличена. Осознание же посильности, доступности «нового» знания, возможности самому освоить его усиливает положительную мотивацию учебной деятельности ученика.

                    Технологическая сторона обучения основана на принципах сотрудничества и сотворчества: на уроке я стараюсь быть не «над учеником», а «рядом с ним». Психологической базой моей технологии преподавания физики служит теория ориентировочной деятельности (ООД), главные идеи которой развиты П. Я. Гальпериным. В соответствии с ними общая схема организации процесса усвоения новых знаний и навыков имеет следующий вид:

  1. постановка учебной задачи;
  2. базовый теоретический материал;
  3. деятельность учащихся по расширению представлений о новых явлениях, понятиях, законах;
  4. обобщение понятий, алгоритмов действия;
  5. практикум 1;
  6. работа над ошибками;
  7. практикум 2;
  8. анализ работы учащихся, внесение корректив;
  9. контроль.

                    Процесс формирования новых знаний начинается с постановки учебной задачи. Базовый теоретический материал излагается в форме эвристической, проблемной беседы с максимальным привлечением учеников. Развитие понятий и формирование навыка их применения проводятся при анализе заданий, что позволяет выделить «опорные точки», последовательность и логику правильного выполнения каждого задания. Учитель определяет направление всех следующих друг за другом действий, контролирует выполнение каждого шага, организует анализ и обобщение полученного результата.

                      Практикумы – это самостоятельные работы учащихся, задания которых включают обязательную и дополнительную части, оцениваемые отдельно. Тем самым создается уверенность и заинтересованность ученика в результате: я могу выбрать задание сложнее, я могу меньше обращаться к учителю, и моя самостоятельность будет оценена. В работах практикума 2 задания более сложные, требующие умения применять знания к решению незнакомой задачи. При такой организации учебной деятельности учащиеся строят «свою» физику, в которой физические понятия и законы приобретают для них личностную значимость и становятся интересными.

                     Для контроля знаний школьников использую традиционные формы: контрольную работу, зачет по теории, тестирование и т. д., а с целью корректировки своей работы применяю различные виды современной многофакторной системы диагностики.

                   Для повышения познавательного уровня школьников использую нестандартные формы уроков: урок-конференция, урок-экскурсия, урок-соревнование, урок-сказка, урок –КВН. Много уделяю внимания внеклассной работе по предмету: выпуск стенгазет; просмотр научно-популярных фильмов по истории науки с последующим обсуждением; защита презентаций, рефератов, исследовательских работ; проведение опытов по предмету; вечера по физике, олимпиады по физике; участие в игре «Енот-знаток естественных наук»; участие в заочных конкурсах и олимпиадах; обучение в заочных школах.

                      Внеурочная деятельность по предмету дает возможность расширить рамки изучаемого предмета, вывести учащихся на более высокий этап развития коммуникативных умений. В нашей школе регулярно проходят олимпиады по физике. В школьном этапе участвуют все ученики физико-математических классов. Это позволяет выявить наиболее талантливых детей и заниматься с ними индивидуально, что дает хорошие результаты при выступлении на муниципальных олимпиадах.

                         Провожу учебные экскурсии на предприятия города, которые чаще всего являются заключительными уроками после изучения той или иной темы. Учебные экскурсии позволяют обобщить пройденный материал, «выводят» знания учащихся из стен класса и знакомят школьников с проявлениями и использованием изученных законов и физических явлений в жизни, технике, производстве.

                      Основной результат моей педагогической деятельности – интерес детей к учебе, их хорошие оценки, победы на предметных олимпиадах, конкурсах, конференциях, стабильные результаты на ГИА и ЕГЭ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая статья Из опыта преподавания модуля «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» в 4-5 классах средней школы

В настоящее время в школах активно утверждается курс "Основы религиозных культур и светской этики" Представляемая мной статья обобщает накопленный опыт работы по модулю "ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ".Многим ...

статья "моя педагогическая философия. опыт работы". презентация для изучения темы Градусная сеть, координаты с заданиями, тестами, вопросами.

Моя педагогическая философия. Из пыта работы" - статья.Презентация, которая наглядно помогает в изучении темы географические координаты....

Статья "Моя педагогическая философия"

Взять  ноту  взаимопонимания  на  уроках   пения - моя  педагогическая  философия....

Методическая статья "Из опыта работы детской телестудии"

В статье рассказывается о формах и методах работы в детском объединении....

Методическая статья ( из опыта работы). Военно-патриотическое воспитание в кадетских классах

Военно- патриотическое воспитание- проблема современного образовательного процесса. В кадетских классах это направление является основным. Одна из важных задач школы- воспитание патриотизма....

МЕТОДИЧЕСКИЕ СТАТЬИ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

МАТЕРИАЛЫ, СОДЕРЖАЩИЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ КОНСТРУКТЫ  И РАЗВИВАЮЩИЕ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ, ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПРАКТИКИ...

Организация работы по аудированию на ранних этапах изучения английского языка на уроках и во внеурочное время. Методическая статья. (Из опыта работы).

Статья написана в результате изучения материалов по  аудированию и дополнена личным опытом обучения аудированию. Идея родилась после общения  с Оливером Робинсоном, учителем-методистом из ме...