МЕТОДИЧЕСКИЕ СТАТЬИ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
статья

МАТЕРИАЛЫ, СОДЕРЖАЩИЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ КОНСТРУКТЫ  И РАЗВИВАЮЩИЕ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ, ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПРАКТИКИ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гендерный подход в обучении на уроках литературы

Gender approach in training at literature lessons

Доржиева Дулгар Лосоловна,

учитель русского языка и литературы высшей категории

 ГБОУ «Республиканская Мариинская школа-интернат»

Dorzhiyeva Dulgar Losolovna,

the teacher of Russian and Literature,

the highest qualification category

  State budgetary educational institution

“Republican Mariinsky Boarding School”

 Аннотация. Данная статья посвящена современным требованиям ФГОС в области преподавания литературы, а также организации обучения с учетом гендерного подхода. В ней описываются гендерные различия в восприятии учебной информации обучающимися. Автор статьи дает рекомендации по применению гендерного подхода и технологии его внедрения в учебный процесс на уроках литературы.

Ключевые слова: индивидуальные особенности; гендерный подход; дифференциация; методы и приемы работы с обучающими с учетом гендерного подхода; раздельное обучение.

The annotation. This article is devoted to modern requirements of federal state general education standards  in the field of teaching Literature, and also the organization of education  taking into account gender approach. Gender distinctions in perception of educational information by students  are described in it. The author of the article makes recommendations about application of gender approach and technology of its introduction in teaching process at Literature lessons.

Keywords: specific features; gender approach; differentiation; methods and working methods with students  taking into account gender approach; separate training.

«Образование – это то, что остается,

когда все выученное забывается»

                                                                                             Мак фон Лауэ

На современном этапе развития образования одной из основных стратегических задач Российского образования является внедрение ФГОС, главная цель которого заключается в создании условий для повышения качества образования, достижения новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.

В связи с этим роль учителя существенно изменилась в части понимания смысла процесса обучения и воспитания. Теперь педагогу необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности с учетом индивидуальных особенностей, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

       Среди развивающихся в педагогике идей дифференциации и индивидуализации обучения является гендерный подход в образовании.  Как отмечает М. В. Юсупова, «гендерное образование — одна из важных задач общей программы построения гражданского общества в России, развития и укрепления демократических идей и взглядов в нашей стране»[1, с. 90].   Метликина Л.С. считает, что гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению человеком своей идентичности, что в дальнейшем дает ему большую свободу выбора и самореализации. Он ориентирован на идею равенства независимо от половой принадлежности, что позволяет мужчинам и женщинам по-новому оценивать свои способности и притязания, определять перспективы жизнедеятельности, активизировать личностные ресурсы для выбора субъективных стратегий самореализации и оптимизации межличностных отношений[4, с. 3].    

Осуществляется гендерный подход в различных условиях – при совместном обучении мальчиков и девочек в одной школе и в одном классе, при раздельно-параллельном обучении и воспитании мальчиков и девочек в одном учреждении,  и как в нашем случае(в ГБОУ «РМШИ») – раздельное обучение в специальных учреждениях только для девочек или только для мальчиков.

Раздельное обучение относят к здоровьесберегающим и личностно-ориентированным технологиям: оно позволяет раскрытие индивидуальности сообразно полу, направлено не только на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса, адекватного усвоения социальных ролей, гендерную самоидентификацию, но и на позитивное общение девочек и мальчиков, формирование правильных отношений между ними, обеспечивает комфортную, природосообразную среду обучения и развития, оптимизирует и повышает эффективность педагогических воздействий в процессе обучения.

При выборе содержания, форм и методов обучения учитываются психологические, физиолого-возрастные и гендерные особенности ребёнка, а также то, что между мальчиками и девочками существуют различия в восприятии учебной информации»[3, с. 4]:

Мальчики

Девочки

Медленнее усваивают новый материал

Быстрее усваивают новый материал

Важно понять принцип, смысл задания, чем воспринимать объяснение пошагово

Легче усваивают алгоритмы и правила, по принципу: от простого – к сложному

Предпочитают задания на сообразительность

Предпочитают задания на повторение

«Схватывают» материал цельно, не детализируя, целостное восприятие

Обращают внимание на детали, восприятие более детализировано

Не терпят однообразия; необходим быстрый темп урока

Лучше работают при размеренном темпе урока

Менее эмоциональны и открыты; сдержанны в проявлении чувств

Эмоциональны, открыты в проявлении чувств

доминирующими качествами учебной деятельности для мальчиков являются рациональность и систематичность, для девочек - образность и эмоциональность.

   В отечественной культурно-образовательной традиции литература – школьная дисциплина особой значимости. В ФГОС ООО в пункте 11.1 предметная область «Филология» прописывается область предметных результатов при изучении литературы, в частности «2)понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого познания жизни…»[4, с. 8].  

Изучение литературы позволяет познакомиться с неоднозначностью оценки явлений, возможностью поиска аргументов в пользу разных прочтений – это формирует критичность мышления, умение выражать, аргументировать и корректировать собственную позицию, создает условия для этического самоопределения читателей-школьников. Одновременно с умением понимать чужие тексты, литературное образование воспитывает умение создавать собственные письменные и устные тексты.

Несомненно, что именно на  уроках литературы можно закладывать и развивать основы духовно-нравственного воспитания. Произведения русской литературы дают прекрасные образцы идеальной женственности и мужественности, на которые необходимо обратить внимание детей. С  этой целью ввожу в программу по литературе гендерно-окрашенные темы: «мужской и женский характер», «мужской и женский тип поведения», «кодекс чести», «тема Семьи», «тема Дома».

В 5-ом классе изучение русской литературы начинается с фольклора. Рассматривая жанр сказки, особое внимание обращаем на «мужской и женский тип» (образ Василисы Премудрой и Ивана Царевича), подчёркивая, что Василиса Премудрая - образ собирательный, в нем сосредоточены лучшие черты русской женщины (величественная простота, гордость, ум, тепло души, полное неиссякаемой любви сердце). Её основная роль - быть помощницей для своего жениха или мужа. Иван Царевич – решителен, правдив, добр, умеет признавать свою неправоту(а это может сделать только сильный человек!), проходит через тяжкие испытания. Сказка героического содержания «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо» помогает сформировать образ мужчины, дополняя его качествами защитника страны, воина, способного к самопожертвованию.

После изучения данных произведений предлагаем записать пять лучших качеств, которые они ценят в  девочках и в мальчиках. В первую очередь в мальчиках выделяют доброту, чуткость, трудолюбие, верность, ум, а  в девочках - доброту, смелость, ум, красоту, силу, внешность. В итоге мы приходим к выводу, что нравственные качества человека девочки ставят на первое место.

Подобное исследование поможет  нам подойти к изучению произведений «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Снежная королева», где мы ведем разговор о красоте внешней и внутренней, воплощённых в образах царицы и царевны, Герды и Снежной королевы. Составление сравнительной характеристики героинь приводит к логическому выводу о нравственной силе женщины, обладающей такими качествами, как доброта, мягкость, чуткость, трудолюбие, верность, помогает сформировать образ женщины, умеющей быть преданной подругой, готовой помочь в трудных жизненных ситуациях.

Учет особенностей мышления девочек и мальчиков предполагает особую систему вопросов, которые  позволяют развивать потенциальные способности и создавать ситуацию успеха на уроке литературы.

Например, при изучении романа А.С.Пушкина «Дубровский» в 6-ом классе предлагаем следующие задания и вопросы, учитывая при этом, что подход при анализе текста у девочек и мальчиков разный.

Предлагаемые вопросы:  

Вопросы для девочек

Предполагаемые вопросы для мальчиков

Определите жанр произведения А.С.Пушкина «Дубровский», аргументируйте свой ответ

Произведение  А.С.Пушкина «Дубровский» - роман. Докажите данное утверждение

Что мы называем эпиграфом? Какова роль эпиграфа? Почему именно такой эпиграф выбирает автор к 4 главе своего романа?

Дайте определение эпиграфа. Как вы понимаете эпиграф к 4 главе: «Где стол был яств, там гроб стоит».

С какой целью А.С.Пушкин вводит в 5 главе эпизод «Владимир Дубровский в Кистенёвской роще»? Как автор передаёт душевное состояние главного героя? Какие художественные средства использует?

Уединившись в Кистенёвской роще, Дубровский предаётся грустным размышлениям о будущем. Зачитаем этот эпизод. Какие образы  и детали помогают передать состояние главного героя?

Каким вы представляете себе Владимира Дубровского?

Владимир Дубровский испытывает три варианта жизненного жребия: расточительный и честолюбивый гвардейский офицер, скромный и мужественный Дефорж, грозный и честный разбойник. Цель этих попыток – изменить судьбу. Почему ему это не удалось?

В каком состоянии была Марья Кирилловна перед венчанием? На что она надеялась до последней минуты? Почему отказалась следовать за Дубровским?

Что означают слова Маши: « Нет, поздно, я обвенчана. Я ждала вас до последней минуты. Но теперь …теперь поздно».

Таким образом, можно предложить примерный алгоритм вопросов

Вопросы для девочек

Вопросы для мальчиков

Определите жанр произведения «…», аргументируйте свой ответ.

Произведение «…» принадлежит к ___ жанру. Докажите данное утверждение.

Что мы называем эпиграфом? Какова роль эпиграфа? Почему именно такой эпиграф выбирает автор к этому произведению?

Дайте определение эпиграфа. Как вы понимаете эпиграф: «…»?

С какой целью автор вводит эпизод «…»? Как автор передаёт душевное состояние главного/ой героя/героини? Какие художественные средства использует?

В этом эпизоде речь идёт о …. Прочтём эпизод еще раз. Какие образы  и детали помогают передать состояние главного/ой героя/героини?

Каким/ой вы представляете себе героя/героиню? Опишите его/её.

Герой совершает следующие действия. Какова цель этих действий? Почему ему это удалось/не удалось?

В каком состоянии был/а герой/героиня перед данным событием? Каковы были его/её чувства, мысли?

Что означают слова:«…»? Какую мысль хотел/а выразить герой/героиня этой фразой?

Работая над единой задачей, мальчики и девочки учатся смотреть на поставленную проблему с разных сторон, обогащают свой личный опыт познания опытом партнёра с несколько иным взглядом на мир и способами его анализа. Таким образом, мы не только облегчаем учащимся процесс восприятия и анализа языкового или литературного материала, но и способствуем установлению атмосферы психологического комфорта, создаём условия для гендерной самоидентификации личности, решаем проблемы социализации.

Урок литературы – источник воспитания  нравственности и усвоения учащимися общечеловеческих ценностей, общезначимых норм поведения не в назидательной, а в художественной форме. Эти ценности постепенно становятся частью личности и подсознательно направляют ее поведение в жизненных ситуациях. В этом и состоит воспитательная функция и ценность уроков литературы - используя различные приемы работы, акцентируя внимание на соответствующих мужских/женских качествах героев/героинь, формировать в детях определенные качества характера, присущие их полу. Имея небольшой опыт работы в школе с раздельным обучением, нам предстоит еще работа по поиску других эффективных форм деятельности. Тем не менее, наблюдения показывают, что ярче и доступней можно раскрыть тему урока при условии учета гендерных особенностей обучения и воспитания мальчиков и девочек. И что гендерный подход на уроках литературы в целом помогает учащимся чувствовать себя в школе комфортно и справляется с проблемами социализации, важной составной частью которой является самоидентификация ребёнка, как мальчика и девочки.

Литература:

  1. Юсупова М. В. Образование в гендерном измерении // Изв. Самар. науч. центра РАН. 2010. Т. 12, № 5. C. 90—91
  2. И. Кравцова Гендерный подход в обучении и воспитании.  – URL http://www.uchmet.ru/library/material/132841/ Дата обращения 15.03.2015
  3. Метликина Л.С. Гендерный подход на уроках русского языка: проблемы, поиски, результаты
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г.№ 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» //http:www.rg.ru|2010|12|19|obrstandart-site-dok.html


Предварительный просмотр:

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»,

ее применение на уроках русского языка и литературы

Доржиева Дулгар Лосоловна,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ «Республиканская Мариинская школа-интернат»,

г. Улан-Удэ

Современный этап педагогической практики характеризуется переходом  от  информационно-объяснительной техники обучения к деятельностно-развивающей, формирующей широкий спектр личностных качеств ребёнка. Среди деятельностно-развивающих технологий обучения выделяют технологию развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП),   характерной особенностью которой является перевод учебного процесса на субъект - субъектную основу, реальная индивидуализация и дифференциация учебного процесса.

Создатели технологии модифицировали идеи свободного воспитания (А.Ковальчукова) и творческого саморазвития личности (Ж.Ж. Руссо, Л.Н.Толстой, Ж. Пиаже, М. Монтессори), деятельностного подхода к обучению(А.Н. Леонтьев, C.JI.Рубинштейн), принципы личностно-ориентированного образования (Э. Фромм, К. Роджерс, Э.Н. Гусинский, В.В. Сериков, Е.В. Бондаревская), а также идеи эвристического обучения (А.В. Хуторской) и довели их до уровня технологии. Технология РКМЧП - универсальная, проникающая, "надпредметная" технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями. Это совершенно чёткая структура, имеющая в своей основе развивающие и воспитательные цели.

Критическое мышление - это не отдельный навык, а комплекс многих умений и навыков, которые формируются в ходе развития и обучения. Оно формируется быстрее, если обучающийся является не пассивным слушателем, а активно ищет информацию, соотносит то, что он усвоил, с собственным практическим опытом, сравнивает полученное знание с другими работами в данной области и других сферах знания(говоря привычным языком, самостоятельно устанавливает внутрипредметные и межпредметные связи). Кроме того учится подвергать сомнению достоверность и авторитетность информации, проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для использования теоретического знания, принимать решения, изучать причины и последствия различных явлений и т.д.

РКМЧП можно использовать как для построения целого урока, так и его отдельных фрагментов и работать с учениками любого возраста. Учебное занятие, проводимое по этой технологии, строится в соответствии с технологической цепочкой: вызов - осмысление - рефлексия.

Первая стадия - вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. На стадии вызова происходит актуализация имеющихся знаний по объявленной теме, т.е. еще до знакомства с текстом(под текстом понимается и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал) ученик начинает размышлять по поводу конкретного материала. На первом этапе включаются механизмы мотивации, определяется цель.

Вторая стадия - осмысление.На стадии осмысления происходит непосредственная работа с текстом - чтение, которое сопровождается действиями ученика: маркировкой с использованием значков  "+", "-", "?" (по мере чтения ставятся на полях справа), составлением таблиц, поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и др.). Обязателен вопрос-прогноз: "Что будет дальше и почему?" В результате этого ученики получают новую информацию, соотносят новые и имеющиеся знания, систематизируют полученные данные.

Таким образом, ученик следит за собственным пониманием самостоятельно.

Третья стадия - рефлексия. Происходит обобщение информации, возрастает роль письма. Письмо помогает не только разобраться в материале и поразмышлять над прочитанным, но и высказать новые гипотезы. Формы работы: дискуссии, поиск, эссе, синквейн, кластер.

Путь познания лежит через слово. Задача учителя русского языка и литературы - помочь ученику понять мысль автора, почувствовать глубину текста, осмыслить и ощутить "вкус" каждого предложения, эмоционально "зацепить школьника", вселить в него уверенность, убедить в том, что его мнение интересно - вот тогда художественный текст будет воздействовать на личность.

На уроках русского языка и литературы мною используются разные методы и приемы РКМЧП, например, «Корзина» идей, понятий, имен, составление кластера, т.е. схемы, мозговой штурм, «Верные и неверные утверждения», «Дерево предсказаний», «Карта познания», «Перепутанные логические цепочки», пометки на полях (инсерт), составление маркировочной таблицы «ЗУX» («З(наю)-У(знал)—Х(очу узнать»), «Ключевые слова», «Лови ошибку», «Письмо по кругу», «Нарисуйте счастье», лекция с использованием бортового журнала», чтение с остановками (читаю - думаю - рассуждаю), работа в динамических парах /группах, игра «Как вы думаете» («обучение сообща»), написание синквейна, эссе, составление таблицы «тонких» и толстых» вопросов, дискуссия и т.д.

Комбинирование приёмов помогает достичь и конечной цели применения технологии развития критического мышления - научить учащихся применять эту технологию самостоятельно в различных сферах деятельности.

Опыт показывает, что если учитель берётся за применение стратегий технологии РКМЧП, это неизбежно приводит к тому, что он должен работать в трёх элементах инноваций:

  • углублять свои знания в области познания (новая информация);
  • учиться гибкости в организации учебной деятельности;
  • строить новые отношения с учащимися.

Важное в этой технологии:

  • идёт процесс развития навыков, а не даётся информация;
  • создаётся обучающая среда - атмосфера доверия, право иметь и  высказывать свою точку зрения;
  • ученикам даётся больше свободы, они больше думают, смелее высказывают своё мнение и выслушивают мнение других.

Технологию РКМЧП невозможно применять успешно, если не "придерживаться следующих принципов:

  • сотрудничество;
  • взаимная ответственность;
  • отказ от обладания истиной;
  • активное общение;
  • рефлексия.

Эти принципы в совокупности формируют человека, наделяют его качествами, необходимыми в жизни.

Список литературы

  1. Козырь Е.А. Характеристика приемов технологии РКМЧП. //Русский язык. - 2009. №7 - 64 с.
  2.  Вишнякова, Е.Е. Не только о технологии РКМЧП // Русский язык. - 2013. - 15. - С. 10-17
  3. Загашев И.О. Критическое мышление: технология развития: пособие для учителя/ И.О. Загашев,С.И. Заир-Бек. - СПб.: Альянс "Дельта", 2003.- 192 с.
  4. Байбородова Л.В. Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо- Л.В. Байбородова, И.Г. Харисова// Управление современной школой. Завуч. - 2014. - №5.
  5. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителя/ С.И. Заир-Бек, И.В.Муштавинская. - М.: Просвещение, 2011. - 222 с.
  6. Столбунова С.В. Развитие критического мышления. Апробация технологии /С.В. Столбунова  (Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rus.lSeptember.ru



Предварительный просмотр:

Сравнение форм и приемов работы на уроке литературы

в классе мальчиков и в классе девочек

Доржиева Дулгар Лосоловна,

учитель русского языка и литературы высшей категории

 ГБОУ «Республиканская Мариинская школа-интернат»

Урок литературы – источник воспитания  нравственности и усвоения учащимися общечеловеческих ценностей, общезначимых норм поведения не в назидательной, а в художественной форме. Эти ценности постепенно становятся частью личности и подсознательно направляют ее поведение в жизненных ситуациях. В этом и состоит воспитательная функция и ценность уроков литературы - используя различные приемы работы, акцентируя внимание на соответствующих мужских/женских качествах героев/героинь, формировать в детях определенные качества характера, присущие их полу.

У мальчиков хорошо работает соревнование. Для девочек соревнование надо применять очень аккуратно, есть риск всех их перессорить. Для девочек очень важна оценка со стороны, они очень болезненно воспринимают, когда кто-то их превосходит и оценка может переноситься на личности. Мальчики и девочки и ссорятся по-разному. Мальчики поссорились - подрались, смотришь - на другой переменке опять вместе.

Девочки же, если поссорятся - в ситуацию вовлечен весь класс. Они переживают, обсуждают подробности, могут весь урок просидеть надутые, а то и несколько дней обижаться друг на друга. Но зато и примирение они обставляют, как праздник для всего класса.

Урок-игра у мальчиков

Урок-беседа у девочек

Организационный момент (настрой на урок, вводная беседа по сказке, объяснение условий игры, деление учащихся на две команды).

Игра состоит из 6 заданий:

– учитель читает описание героев, а команды должны отгадать персонажей по описанию:

Белолица, черноброва

Нраву кроткого такого. (Царевна.)

Кто и кому говорит эти слова?

«Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море…» и др.

– найти в тексте сказки эпизоды, изображенные на картинках в учебнике;

– беседа  о добре и зле; работа с пословицами (соотнести с образом царицы или царевны):

При солнышке тепло, а при матери добро.

Злой человек - как уголь: если не жжет, то чернеет.

– Восстановить полный текст пушкинских строк:

«Позвала к себе …(Чернавку)

И наказывает ей,
…девушке своей, (сенной)
Весть царевну в … лесную (в глушь)

И, связав ее, живую
… оставить там (под сосной)

На съедение …(волкам).

– работа с выразительными средствами языка (объяснить значение некоторых слов, эпитетов, повторов; для чего их использует автор?):

Месяц, месяц, мой дружок,

Позолоченный рожок!

Ты встаешь во тьме глубокой,

Круглолицый, светлоокий,

И, обычай твой любя,

Звезды смотрят на тебя.

– выполнить иллюстрацию к сказке от каждой команды, подготовить и разыграть сценку из сказки.

    После игры подводятся итоги, посчитаются баллы. Учитель, не просто выставляет оценки, но беседуя с ребятами, подводит их к выводу о нравственном смысле сказки, их отношении к добру и злу и т.д.

– Организационный момент (настрой на урок, вводная беседа о Пушкине, его интересе к народному творчеству, образах добра и зла в сказках);

– обращение к эпиграфу урока о добре и зле;

– работа со словарем, беседа о понимании  смысла слов «добро» и «зло» в сказках и в жизни;

– работа с текстом сказки:

Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина? Кто из героев понравился вам особенно? Кто из них вызвал другие чувства, какие именно?  Прочитайте строчки о царице и царевне. Что мы можем сказать о характере героинь, отвечаем с примерами из текста. Выпишите из текста ключевые слова, с помощью которых вы бы могли воссоздать портрет и характер царевны.

– составление таблицы-характеристики героинь (царевны и царицы);

– словесное рисование:  рисование воображаемых картин — как устных, так и письменных. Читаем, рассматриваем средства художественной выразительности, размышляем о многомерности, ёмкости каждого слова. Какую картину вы представляете, прочитав метафору? Как вы понимаете такое-то сравнение?

– анализ эпизодов сказки, беседа по их содержанию;

– слово учителя: «Какой вопрос у нас на уроке был главным?» делаем вывод о том, что в произведениях литературы отражается вся наша жизнь. В сказках мы можем видеть борьбу добра со злом. В жизни бывает сложно провести четкую грань между этими понятиями. Даже у нас в душе идет борьба плохого с хорошим. Ведь мы совершаем и добрые поступки, и злые. Любим, желаем добра, здоровья. И тут же завидуем, обижаемся и даже, бывает, ненавидим.

Подумайте, чему научила вас сказка А. С. Пушкина? Можете ли вы назвать себя добрыми?

Запишите ответ на этот вопрос дома в тетрадях. Понравившийся отрывок из сказки выучите наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы по учебно методическому комплексу "Татарча да яхшы бел"

Результат опыта работы по новому УМК "Татарча да яхшы бел"...

Статья из опыта работы «Интеграция как методическое явление на примере урока обществознания»

Процесс обучения и воспитания на уроках истории и обществознания в школе всегда был ответственным. В обществе, не смотря на критическое переосмысление трактовки многих исторических событий, фактов, во...

Методическая статья "Из опыта работы детской телестудии"

В статье рассказывается о формах и методах работы в детском объединении....

Методическая статья ( из опыта работы). Военно-патриотическое воспитание в кадетских классах

Военно- патриотическое воспитание- проблема современного образовательного процесса. В кадетских классах это направление является основным. Одна из важных задач школы- воспитание патриотизма....

Организация работы по аудированию на ранних этапах изучения английского языка на уроках и во внеурочное время. Методическая статья. (Из опыта работы).

Статья написана в результате изучения материалов по  аудированию и дополнена личным опытом обучения аудированию. Идея родилась после общения  с Оливером Робинсоном, учителем-методистом из ме...