Главные вкладки

    Рабочая программа по физике 10-11 (Базовый уровень)
    учебно-методический материал (физика, 11 класс) на тему

    Мельникова Светлана Евгеньевна

    Рабочая программа по физике (базовый уровень) к учебникам Мякишев Г.Я. Физика, 10  и 11 классов с учетом требований ФГОС. Программа включает: Пояснительную записку, Учебно-тематический план, Календарно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon fizika_10_11bazovy.doc308.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа № 22»

    Рассмотрено на заседании МО

    учителей естественно-научного цикла

    Протокол № 1 от «__»______________2013 г.

    Руководитель МО_________________________

    Утверждаю

    Директор МОУ СОШ № 22

    ___________И.А. Маляревич

    Приказ №___от _________2013 г.

    Рабочая программа учебного предмета

    «Физика»

    10-11 классы

    (базовый уровень)

    Программа разработана

    учителем физики

    Мельниковой С.Е.

    Оленегорск

    2013

    Пояснительная записка

    Рабочая  программа по физике составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по физике (базовый уровень).

    Общая характеристика учебного предмета

    Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве  учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов  школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять  не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и методы научного познания»

    Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

    Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

    Курс физики в примерной программе среднего (полного) общего образования структурируется на основе физических теорий: механика, молекулярная физика, электродинамика, электромагнитные колебания и волны, квантовая физика.

    Особенностью предмета физика в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.

    Цели изучения физики

    Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

    • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
    • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
    • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
    • воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
    • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

    Место предмета в учебном плане

    Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения физики на базовом уровне ступени среднего (полного) общего образования. В том числе в X и XI классах по 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. В примерных программах предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 14 учебных часов для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, учета местных условий.

    Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

    Примерная программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

    Познавательная деятельность:

    • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
    • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
    • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
    • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

    Информационно-коммуникативная деятельность:

    • владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и  признавать право на иное мнение;
    • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

    Рефлексивная деятельность:

    • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
    • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

    Результаты обучения

    Обязательные результаты изучения курса «Физика» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

    Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых физических понятий, физических величин и законов.

    Рубрика «Уметь» включает требования, основанных на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: описывать и объяснять физические явления и свойства тел, отличать гипотезы от научных теорий, делать выводы на основании экспериментальных данных, приводить примеры практического использования полученных знаний, воспринимать и самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

    В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

    Основное содержание (140 час)

    Физика и методы научного познания (4 час)

    Физика – наука о природе. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.

    Механика (32 час)

    Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике. Предсказательная сила законов классической механики. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости классической механики.

    Демонстрации

    Зависимость траектории от выбора системы отсчета.

    Падение тел в воздухе и в вакууме.

    Явление инерции.

    Сравнение масс взаимодействующих тел.

    Второй закон Ньютона.

    Измерение сил.

    Сложение сил.

    Зависимость силы упругости от деформации.

    Силы трения.

    Условия равновесия тел.

    Реактивное движение.

    Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.

    Лабораторные работы

    Измерение ускорения свободного падения.

    Исследование движения тела под действием постоянной силы.

    Изучение движения тел по окружности под действием силы тяжести и упругости.

    Исследование упругого и неупругого  столкновений тел.

    Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости.

    Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии тела.

    Молекулярная физика (27 час)

    Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Строение и свойства жидкостей и твердых тел.

    Законы термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.

    Демонстрации

    Механическая модель броуновского движения.

    Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме.

    Изменение объема  газа с изменением температуры при постоянном давлении.

    Изменение объема  газа с изменением давления  при постоянной температуре.

    Кипение воды при пониженном давлении.

    Устройство психрометра и гигрометра.

    Явление поверхностного натяжения жидкости.

    Кристаллические и аморфные тела.

    Объемные модели строения кристаллов.

    Модели тепловых двигателей.

    Лабораторные работы

    Измерение влажности воздуха.

    Измерение удельной теплоты плавления льда.

    Измерение поверхностного натяжения жидкости.

    Электродинамика (35 час)

    Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электрический ток. Закон Ома для полной цепи. Магнитное поле тока. Плазма. Действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы. Явление электромагнитной индукции. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Свободные электромагнитные колебания. Электромагнитное поле.

    Электромагнитные волны. Волновые свойства света. Различные виды электромагнитных излучений и их практические применения.

    Законы распространения света. Оптические приборы.

    Демонстрации

    Электрометр.

    Проводники в электрическом поле.

    Диэлектрики в электрическом поле.

    Энергия заряженного конденсатора.

    Электроизмерительные приборы.

    Магнитное взаимодействие токов.

    Отклонение электронного пучка магнитным полем.

    Магнитная запись звука.

    Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока.

    Свободные электромагнитные колебания.

    Осциллограмма переменного тока.

    Генератор переменного тока.

    Излучение и прием электромагнитных волн.

    Отражение и преломление электромагнитных волн.

    Интерференция света.

    Дифракция света.

    Получение спектра с помощью призмы.

    Получение спектра с помощью дифракционной решетки.

    Поляризация света.

    Прямолинейное распространение, отражение и преломление света.

    Оптические приборы

    Лабораторные работы

    Измерение электрического сопротивления с помощью омметра.

    Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.

    Измерение элементарного заряда.

    Измерение магнитной индукции.

    Определение спектральных границ чувствительности человеческого глаза.

    Измерение показателя преломления стекла.

    Квантовая физика и элементы астрофизики (28 час)

    Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм.

    Планетарная модель атома.  Квантовые постулаты Бора. Лазеры.

    Строение атомного ядра. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза излучения. Закон радиоактивного распада. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.

    Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Галактика. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Строение и эволюция Вселенной.

    Демонстрации

    Фотоэффект.

    Линейчатые спектры излучения.

    Лазер.

    Счетчик ионизирующих частиц.

    Лабораторные работы

    Наблюдение линейчатых спектров.

    Резерв свободного учебного времени (14 час)

    Учебно-тематический план                                                                                            

    Раздел примерной программы

    Кол-во часов по примерной программе

    Количество часов по рабочей программе

    Итого:

    10

    11

    Физика и методы научного познания

    4

    4

    4

    Механика

    32

    28

    4

    32

    Молекулярная физика

    27

    27

    27

    Электродинамика

    35

    9

    36

    45

    Квантовая физика и элементы астрофизики

    28

    28

    28

    Резерв свободного учебного времени

    14

    Итого:

    140

    68

    68

    136

    Резерв свободного учебного времени использован следующим образом:

    4 часа- компенсация часов между примерной программой и рабочей

    10 часов – расширена тема «Электродинамика»


            

    Лабораторные работы

    Наименование раздела

    10 класс

    11 класс

            1

    Физика и методы научного познания

    2

    Механика

    Лабораторная работа «Измерение ускорения свободного падения»

    Лабораторная работа «Исследование движения тела под действие постоянной силы»

    Лабораторная работа «Изучение движения тел по окружность под действие силы тяжести и упругости»

    Лабораторная работа «Исследование упругого и неупругого столкновения тел

    Лабораторная работа «Сохранение механической энергии при движении тела под действие сил тяжести и упругости

    Лабораторная работа «Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии тела»

    3

    Молекулярная физика

    Лабораторная работа «Измерение влажности воздуха»

    Лабораторная работа «Измерение удельной теплоты плавления льда»

    Лабораторная работа «Измерение поверхностного натяжения жидкости

    4

    Электродинамика

    Лабораторная работа «Измерение электрического сопротивления с помощью омметра»

    Лабораторная работа «Измерение магнитной индукции»

    Лабораторная работа «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»

    Лабораторная работа «Определение спектральных границ чувствительности человеческого глаза»

    Лабораторная работа «Измерение элементарного заряда»

    Лабораторная работа «Измерение показателя преломления стекла»

    5

    Квантовая физика и элементы астрофизики

    Лабораторная работа «Наблюдение линейчатых спектров»


    Контрольные и самостоятельные работы

    Наименование раздела

    10 класс

    11 класс

            1

    Физика и методы научного познания

    Самостоятельная работа «Физика как наука. Методы научного познания»

    2

    Механика

    Самостоятельная работа «Кинематика»

    Контрольная работа № 1 «Механика. Механические колебания и волны»

    Самостоятельная работа «Законы динамики»

    Самостоятельная работа «Импульс. Закон сохранения импульса и энергии»

    Контрольная работа № 1 «Механика»

    3

    Молекулярная физика

    Самостоятельная работа «Основы МКТ»

    Самостоятельная работа «Уравнение состояния идеального газа»

    Самостоятельная работа «Законы термодинамики»

    Контрольная работа № 2 «Молекулярная физика»

    4

    Электродинамика

    Самостоятельная работа «Основы электростатики»

    Самостоятельная работа «Магнитное поле тока»

    Самостоятельная работа «Электромагнитная индукция»

    Самостоятельная работа «Электромагнитные волны»

    Контрольная работа № 3 «Электростатика»

    Самостоятельная работа «Волновые свойства света»

    Контрольная работа № 2 «Электродинамика»

    5

    Квантовая физика и элементы астрофизики

    Самостоятельная работа «Фотоэффект»

    Самостоятельная работа «Постулаты Бора»

    Самостоятельная работа «Физика атомного ядра

    Самостоятельная работа «Астрономия»

    Контрольная работа № 3 «Квантовая физика»


    Календарно-тематическое планирование

    10 класс

    № п/п

    № урока

    Дата

    Тема раздела, тема урока

    Элементы содержания

    Примечание

    Физика и методы научного познания 4

    1

    1

    Физика – наука о природе

    Физика – наука о природе. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Моделирование физических явлений и процессов

    2

    2

    Научные гипотезы

    Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории

    3

    3

    Границы применимости физических законов и теорий

    Границы применимости физических законов и теорий

    4

    4

    Принцип соответствия

    Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.

    Самостоятельная работа «Физика как наука. Методы научного познания»

    Механика 28

    5

    1

    Механическое движение и его виды

    Механическое движение и его виды

    6

    2

    Относительность механического движения

    Относительность механического движения

    7

    3

    Прямолинейное равномерное движение

    Прямолинейное равномерное движение

    Демонстрации: зависимость траектории движения тела от выбора системы отсчета

    8

    4

    Прямолинейное равноускоренное движение

    Прямолинейное равноускоренное движение

    9

    5

    Принцип относительности Галилея

    Принцип относительности Галилея

    Демонстрации: Явление инерции, инертность тел

    10

    6

    Свободное падение тел

    Свободное падение тел

    Демонстрации: падение тел в воздухе и в вакууме

    Лабораторная работа «Измерение ускорения свободного падения»

    Инструктаж по ТБ

    11

    7

    Обобщающий урок по теме «Кинематика»

    Решение качественных и расчетных задач по теме «Кинематика»

    12

    8

    Самостоятельная работа по теме «Кинематика»

    Самостоятельная работа по теме «Кинематика»

    13

    9

    Первый закон Ньютона

    Законы динамики. Первый закон Ньютона. Закон инерции и относительность движения. Формулировка первого закона Ньютона

    Демонстрации: Явление инерции, инертность тел, сравнение масс взаимодействующих тел

    Лабораторная работа «Исследование движения тела под действием постоянной силы»

    Инструктаж по ТБ

    14

    10

    Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона

    Законы динамики. Второй закон Ньютона. Связь между ускорением и силой. Третий закон Ньютона. Силы взаимодействия двух тел.

    Демонстрации: второй закон Ньютона, измерение сил, сложение сил.

    Лабораторная работа «Изучение движения тел по окружности под действием силы тяжести и упругости»

    Инструктаж по ТБ

    15

    11

    Закон всемирного тяготения

    Всемирное тяготение. Силы всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения

    Демонстрации: взаимодействие тел, невесомость и перегрузка

    16

    12

    Первая космическая скорость. Вторая космическая скорость.

    Первая и вторая космическая скорости. Предсказательная сила законов классической механики. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и развития космических исследований

    17

    13

    Сила тяжести

    Сила тяжести. Все тела. Невесомость.

    18

    14

    Сила упругости

    Сила упругости. Деформация. Закон Гука

    Демонстрации: зависимость силы упругости от деформации

    19

    15

    Границы применимости классической механики

    Границы применимости классической механики

    20

    16

    Самостоятельная работа по теме «Законы динамики»

    Самостоятельная работа по теме «Законы динамики»

    21

    17

    Импульс материальной точки

    Импульс материальной точки. Другая формулировка второго закона Ньютона.

    22

    18

    Закон сохранения импульса

    Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

    Демонстрации: реактивное движение

    23

    19

    Кинетическая энергия и её изменение

    Кинетическая энергия и её изменение

    24

    20

    Потенциальная энергия.

    Потенциальная энергия. Нулевой уровень потенциальной энергии

    25

    21

    Закон сохранения энергии в механике

    Закон сохранения энергии в механике

    26

    22

    Равновесие тел

    Равновесие тел. Статика. Формулировка условий равновесия тел

    27

    23

    Первое и второе условия равновесия тел

    Условия равновесия тел твердого тела. Плечо силы. Момент силы

    Демонстрации: виды равновесия тел, условия равновесия тел

    28

    24

    Исследование упругого и неупругого столкновения тел

    Лабораторная работа «Исследование упругого и неупругого столкновения тел»

    Инструктаж по ТБ

    29

    25

    Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости

    Демонстрации: изменение энергии тел при совершении работы, переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно

    Лабораторная работа «Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости»

    Инструктаж по ТБ

    30

    26

    Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии тела

    Лабораторная работа «Сравнение работы силы с изменение кинетической энергии тела»

    Инструктаж по ТБ

    31

    27

    Зачет по теме «Механика»

    Механика. Основные определения, законы, формулы

    32

    28

    Контрольная работа (1) «Механика»

    Кинематика. Динамика. Законы сохранения в механике

    Молекулярная физика   27

    1

    Основные положения МКТ

    Атомистическая гипотеза строения вещества и ее экспериментальные доказательства.

    2

    Основные положения МКТ. Размеры молекул

    Экспериментальные доказательства теории строения вещества

    Демонстрации: механическая модель броуновского движения

    Использование ИКТ

    Модель идеального газа

    Модель идеального газа

    4

    Абсолютная температура

    Демонстрации: модель опыта Штерна

    5

    Температура как мера средней кинетической энергии

    Температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц.

    6

    Уравнение состояния идеального газа.

    Уравнение состояния идеального газа.

    7

    Решение задач «Уравнение Клапейрона-Менделеева»

    Решение расчетных задач

    8

    Изопроцессы

    Изопроцессы: изобарный, изохорный, изотермический

    9

    Изохорный процесс

    Изохорный процесс

    Демонстрации

    Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме.

    Использование ИКТ

    10

    Решение задач «Изопроцессы. Построение графиков»

    Решение графических задач

    Использование ИКТ, использование электронных таблиц

    11

    Решение задач «Изопроцессы»

    Решение расчетных и качественных задач

    12

    Жидкости. Поверхностное натяжение

    Модель строения жидкостей. Поверхностное натяжение жидкости

    Демонстрации

    Явление поверхностного натяжения жидкости.

    13

    Кипение. Испарение. Влажность

    Кипение жидкости. Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха.

    Демонстрации

    Кипение воды при пониженном давлении. Психрометр и гигрометр.

    Лабораторная работа «Измерение влажности воздуха»

    Инструктаж по ТБ

    14

    Решение задач: «Расчет влажности»

    Решение качественных задач: «Расчет влажности»

    15

    Решение задач «Влажность воздуха»

    Решение расчетных задач: «Расчет влажности»

    16

    Измерение влажности воздуха

    Измерение влажности воздуха

    Инструктаж по ТБ

    17

    Измерение удельной теплоты плавления льда

    Лабораторная работа «Измерение удельной теплоты плавления льда»

    18

    Кристаллические и аморфные тела

    Кристаллические и аморфные тела

    Демонстрации

    Кристаллические и аморфные тела.

    Объемные модели строения кристаллов.

    Лабораторные работы

    Наблюдение роста кристаллов из раствора.

    Инструктаж по ТБ

    19

    Твердые тела Дефекты твердых тел

    Модель строения твердых тел. Механические свойства твердых тел. Дефекты кристаллической решетки.  

    Демонстрации

    Модели дефектов кристаллических решеток.

    Использование ИКТ

    20

    Внутренняя энергия. Первый закон термодинамики

    Внутренняя энергия и способы ее изменения. Первый закон термодинамики

    21

    Изменения агрегатных состояний вещества.

    Изменения агрегатных состояний вещества.

    Изменения агрегатных состояний вещества.

    Изменения агрегатных состояний вещества.

    Использование ИКТ

    22

    Расчет количества теплоты

    Расчет количества теплоты при изменении агрегатного состояния вещества.

    23

    Адиабатный процесс.

    Демонстрации

    Изменение температуры воздуха при адиабатном сжатии и расширении.

    Использование ИКТ

    24

    Второй закон термодинамики

    Второй закон термодинамики и его статистическое истолкование.

    25

    Тепловые машины

    Принципы действия тепловых машин. КПД тепловой машины. Демонстрации

    Модели тепловых двигателей.

    26

    Недостатки тепловых машин

    Проблемы энергетики и охрана окружающей среды.

    Использование ИКТ

    27

    Контрольная работа

    Контрольная работа «Молекулярная физика»

    Электростатика. Постоянный ток 9

    61

    1

    Элементарный электрический заряд.

    Элементарный электрический заряд.

    62

    2

    Закон сохранения электрического заряда.

    Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле

    63

    3

    Закон Кулона

    Закон Кулона. Близкодействие и действие на расстоянии

    64

    4

    Единица электрического заряда

    Единица электрического заряда. 1 Кулон

    Лабораторная работа

    Измерение элементарного электрического заряда.

    65

    5

    Напряженность

    Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции электрических полей.        Силовые линии электрического поля. Напряженность поля заряженного шара

    66

    7

    Потенциал

    Потенциал электрического поля. Потенциальность электростатического поля

    67

    8

    Разность потенциалов

    Разность потенциалов. Напряжение. Связь напряжения с напряженностью электрического поля. Потенциальная энергия заряженного тела в однородном электростатическом поле. Потенциал электростатического поля. Проводники в электрическом поле.

    Демонстрации: Проводники в электрическом поле.

    Электрическая емкость. Конденсатор.

    Демонстрации: Конденсаторы.

    68

    9

    Контрольная работа № 5 «Электростатика. Постоянный ток»

    Контрольная работа № 5 «Электростатика. Постоянный ток»


    11 класс (2 часа в неделю)

    № п/п

    № урока

    Дата

    Тема раздела, тема урока

    Элементы содержания

    Примечание

    Магнитное поле 11

    1

    1

    Электромагнитное поле

    Магнитное поле тока

    2

    2

    Индукция магнитного поля

    Вектор магнитной индукции

    3

    3

    Действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы

    Сила Лоренца

    4

    4

    Решение задач «Сила Ампера. Сила Лоренца»

    Сила Ампера. Сила Лоренца

    Интернет-урок

    Использование он-лайн тестов

    5

    5

    Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток

    Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции Фарадея

    Демонстрации: зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока

    6

    6

    Лабораторная работа «Измерение магнитной индукции»

    Лабораторная работа «Измерение магнитной индукции»

    Инструктаж по ТБ

    7

    7

    Взаимосвязь электрического и магнитного полей

    Взаимосвязь электрического и магнитного полей

    Демонстрации: магнитное взаимодействие токов, отклонение электронного пучка магнитным полем

    8

    8

    Вихревое электрическое поле

    Вихревое электрическое поле

    9

    9

    Самоиндукция. Индуктивность Энергия магнитного поля.

    Самоиндукция. Индуктивность Энергия магнитного поля.

    Демонстрации: зависимость ЭДС самоиндукции от скорости изменения магнитного потока

    10

    10

    Лабораторная работа «Измерение индуктивности катушки»

    Лабораторная работа «Измерение индуктивности катушки»

    Инструктаж по ТБ

    11

    11

    Контрольная работа «Магнитное поле»

    Магнитное поле

    Механические колебания и волны4

    12

    1

    Механические колебания

    Механические колебания

    13

    2

    Механические волны

    Поперечные и продольные волны. Длина волны. Уравнение гармонической волны.

    Демонстрации: поперечные и продольные волны

    14

    3

    Свойства механических волн. Звуковые волны

    Свойства механических волн: отражение, преломление, интерференция, дифракция. Звуковые волны

    Демонстрации: отражение и преломление волн, дифракция и интерференция волн, частота колебаний и высота тона звука

    15

    4

    Зачет по теме «Механические колебания»

    Механические колебания

    Электромагнитные колебания 25

    16

    1

    Свободные электромагнитные колебания

    Свободные электромагнитные колебания

    Демонстрации: свободные электромагнитные колебания

    17

    2

    Действующие значения силы тока и напряжения

    Действующие значения силы тока и напряжения

    18

    3

    Период свободных колебания

    Уравнение, описывающее процессы в колебательном контуре. Период свободных колебаний

    Лабораторная работа «Исследование зависимости силы тока от электроемкости конденсатора в цепи переменного тока»

    Инструктаж по ТБ

    19

    4

    Электрический резонанс

    Электрический резонанс

    Демонстрации: резонанс в последовательной цепи переменного тока, сложение гармонических колебаний

    20

    5

    Трансформатор

    Трансформатор

    Демонстрации: трансформатор

    21

    6

    Электромагнитное поле

    Электромагнитное поле, вихревое электрическое поле

    22

    7

    Электромагнитные волны

    Электромагнитные волны

    23

    8

    Свет как электромагнитная волна. Волновые свойства света

    Свет как электромагнитная волна. Скорость света. Волновые свойства света

    24

    9

    Интерференция

    Интерференция света. Когерентность.

    Демонстрации: интерференция света

    25

    10

    Виды электромагнитных излучений

    Различные виды электромагнитных излучений, их свойств и практические применения

    Демонстрации: излучение и прием электромагнитных волн

    26

    11

    Линза

    Линза. Формула тонкой линзы

    27

    12

    Лабораторная работа «Определение спектральных границ чувствительности человеческого глаза»

    Лабораторная работа «Определение спектральных границ чувствительности человеческого глаза»

    28

    13

    Лабораторная работа «Измерение показателя преломления стекла»

    Лабораторная работа «Измерение показателя преломления стекла»

    29

    14

    Решение задач «Электромагнитные колебания»

    Решение задач «Электромагнитные колебания»

    30

    15

    Контрольная работа «Электромагнитные колебания»

    Контрольная работа «Электромагнитные колебания»

    31

    16

    Применение электромагнитных излучений

    Практические применения электромагнитных излучений

    32

    17

    Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения Рентгеновские лучи

    Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения

    33

    18

    Постулаты специальной теории относительности

    Постулаты специальной теории относительности Эйнштейна

    34

    19

    Пространство и время

    Пространство и время в специальной теории относительности

    35

    20

    Полная энергия

    Полная энергия. Энергия покоя

    36

    21

    Релятивистский импульс

    Релятивистский импульс

    37

    22

    Связь полной энергии с импульсом и массой тела

    Связь полной энергии с импульсом и массой тела

    38

    23

    Дефект массы и энергия связи

    Дефект массы и энергия связи

    39

    24

    Решение задач «Элементы теории относительности»

    Решение задач «Элементы теории относительности»

    40

    25

    Коллоквиум по теме «Элементы теории относительности»

    Коллоквиум по теме «Элементы теории относительности»

    Квантовая физика 22

    41

    1

    Гипотеза Планка о квантах

    Гипотеза Макса Планка о квантах

    Применение ИКТ

    42

    2

    Фотоэффект

    Фотоэффект

    Демонстрации: фотоэффект

    43

    3

    Фотон

    Фотон

    44

    4

    Опыты П.Н. Лебедева и С.И. Вавилова

    Опыты П.Н. Лебедева и С.И. Вавилова

    45

    5

    Химическое действие света

    Химическое действие света. Фотография

    Демонстрации: линейчатые спектры излучения

    46

    6

    Решение задач «Световые кванты» «Фотоэффект»

    Решение задач «Световые кванты»

    47

    7

    Корпускулярно-волновой дуализм

    Корпускулярно-волновой дуализм

    48

    8

    Решение задач «нахождение волны де Бройля»

    Решение задач «нахождение волны де Бройля»

    49

    9

    Модель атома водорода по Бору

    Модель атома водорода по Бору

    50

    10

    Трудности теории Бора

    Трудности теории Бора

    51

    11

    Решение задач «атомная физика»

    Решение задач «атомная физика»

    52

    12

    Элементарные частицы

    Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц

    Демонстрации: счетчик ионизирующих частиц.

    53

    13

    Ядерные силы

    Ядерные силы

    54

    14

    Дефект масс и энергия связи ядра

    Дефект масс и энергия связи ядра

    55

    15

    Ядерная энергетика

    Термоядерный синтез. Радиоактивность

    56

    16

    Доза излучения

    Дозиметрия. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы

    57

    17

    Влияние ионизирующей радиации на живые организмы

    Влияние ионизирующей радиации на живые организмы

    58

    18

    Лабораторная работа «Наблюдение линейчатых спектров»

    Лабораторная работа «Наблюдение линейчатых спектров»

    59

    19

    Закон радиоактивного распада

    Закон радиоактивного распада.

    60

    20

    Статистический характер процессов в микромире.

    Статистический характер процессов в микромире.

    61

    21

    Фундаментальные взаимодействия

    Фундаментальные взаимодействия. Законы сохранения в микромире

    62

    22

    Контрольная работа «Квантовая физика»

    Квантовая физика

    Строение Вселенной  6

    63

    1

    Солнечная система

    Солнечная система

    64

    2

    Звёзды и источники их энергии

    Звёзды и источники их энергии

    65

    3

    Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звёзд

    Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звёзд.

    66

    4

    Наша Галактика

    Наша Галактика

    67

    5

    «Красное смещение»

    «Красное смещение» в спектрах галактик.

    68

    6

    Современные взгляды на строение и эволюцию Вселенной

    Современные взгляды на строение и эволюцию Вселенной


     ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
    ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

    В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен

    знать/понимать

    • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
    • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила,  импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
    • смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
    • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

    уметь

    • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
    • отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
    • приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
    • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ,  Интернете, научно-популярных статьях;

    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи.;
    • оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
    • рационального природопользования и защиты окружающей среды.


    Перечень учебно-методического обеспечения

    Основная учебная литература для учащихся:

    1. Мякишев Г.Я. Физика, 10 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский; под. Ред. В.И. Николаева, Н.А. Парфентьевой, 2009 г.
    2. Мякишев Г.Я. Физика, 11 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский; под. Ред. В.И. Николаева, Н.А. Парфентьевой, 2009 г.

    Дополнительная литература для учащихся:

    1. http://class-fizika.narod.ru/

    Основная литература для учителя:

    1. Годова И.В. Физика. 10 класс. Контрольные работы в НОВОМ формате. – М.: «Интеллект-Центр», 2010.
    2. Годова И.В. Физика. 11 класс. Контрольные работы в НОВОМ формате. – М.: «Интеллект-Центр», 2010.

    Дополнительная литература для учителя:

    1. http://www.fizika.ru/
    2. http://www.physics.ru/


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по физике 9 класс (базовый уровень)

    Данная программа расчитана на изучение физики на базовом уровне, но содержит подготовку к экзамену  по предмету в форме ГИА....

    Рабочая программа по физике. 10 кл (базовый уровень)

    Рабочая программа по физике в 10 классе (базовый уровень) рассчитана на 2 ч в неделю по УМК Мякишева Г.Я. Календарно-тематичсекое планирование и перечень программных демонстраций....

    Рабочая программа по физике. 11 кл (базовый уровень)

    Рабочая программа по физике 11 класс (базовый уровень) по УМК Мякишева Г.Я. Календарно-тематическое планирование и программные демонстрации....

    Рабочая программа по физике 10 класс (базовый уровень)

    Рабочая программа по физике 10 класс (базовый уровень)...

    Рабочая программа по физике 8 класс (базовый уровень)

    Рабочая программа разработана на 68 учебных часов. Содержит перечень демонстраций к каждому уроку и примерное домашнее задание по каждому уроку. Предлагается проводить 4 контрольные работы, демоверсии...

    Рабочая программа по физике 7 класс базовый уровень

    Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часа. За основу взята программа Перышкина, Гутник. Календарно-тематическое планирование дополнено основными демонстрациями и отвечает требованиям ФГОС....

    Рабочая программа по физике.10 класс. Базовый уровень( 2 ч./нед.)

    Рабочая программа содержит пояснительную записку, требования к уровню знаний учащихся, тематическое планирование и  календарно-тематическое планирование учебного материала....